Конкурс "Учитель года" России 2019 г.

Анастасия Александровна Кондина

Предварительный просмотр:

                

Конкурсное испытание «Я – учитель»

Гражданская позиция современного учителя.

Эссе

Чтобы дать ученику искорку знаний, 

учителю надо впитать целое море света. 

В.А.Сухомлинский. 

У каждого человека есть свое предназначение, данное ему природой, Богом или обществом, в котором он рожден.

Учитель…Такое знакомое, родное, до боли близкое слово для каждого человека. Для дошколят учитель - это тайна, которую хочется поскорее раскрыть; для учеников учитель - это знание, которое необходимо усвоить. Для меня же, учителя, моя профессия – особая миссия, особый склад души и ума, это ответственность, самоотдача, терпение, приумноженное знаниями, мастерством, творческим потенциалом. Особый след в душе каждого оставляет первый учитель. Мой первый учитель - моя мама. До сих пор с теплотой и нежностью  вспоминаю ее уроки.  Я благодарна ей за то, что она вдохновляла меня на новые открытия, делилась со мной своими лучшими знаниями и умениями. Я выросла в семье педагогов, с ранних лет знала, насколько нелегок учительский труд, но при выборе профессии у меня не было никаких сомнений. У каждого свой путь, свое призвание. Для меня – это школа,  то место, где могу передать свои знания и любовь детям.  Я считаю, что профессия учитель – это источник человеческого общения, возможность приоткрыть тайны внутреннего мира, заглянуть в будущее.

Современной школе нужен молодой современный учитель - это требование времени. Российская система образования претерпевает целый ряд изменений, выражающихся в использовании новых программ и пособий, изменении содержания образования и способов добывания знаний учениками. Современное оборудование и инновационные технологии – это часть новой школы. Однако главенствующая роль принадлежит учителю. Соответственно, непрерывное самообразование и самосовершенствование – это часть деятельности учителя.

«Современный  урок - это урок, на котором максимум ребёнка и минимум учителя, урок, на котором  больше работают дети,  а педагог только координирует их работу. Жан Жак  Руссо  когда-то  отметил: «Ребёнок должен делать то, что он хочет, но хотеть он должен того, чего хочет учитель». Поэтому учителю так необходимо умело направлять ребёнка, чтобы он думал, что самостоятельно пришёл  до определённой основы, вывел формулу,  сформулировал тему урока.

Статистика утверждает, что ученик усваивает 10%  того, что слышит, 50% того, что видит, 70% того, что проговаривает,  и 90 -100% того, что  делает сам.  Поэтому для себя  я выделила  несколько определений современного урока биологии и экологии. Во-первых, это урок взаимодействия учеников друг с другом - учитель же является координатором получения знаний. Во-вторых, это урок,  на котором каждый ученик с интересом познает биологические явления. В-третьих, это урок, который должен строиться не на послушании, имитации  и повторении, а на самостоятельном поиске  истины, на  анализе и  синтезе  разных точек зрения, собственных наблюдений и экспериментов. В-четвёртых, это урок, который должен быть ориентирован на развитии  творческих  способностей учащихся, на использовании современных технологий.

Всем этим определениям соответствует технология развития критического мышления. Она заинтересовала меня тем, что позволяет простыми и понятными методами сделать изучение биологических процессов интересным и осмысленным. К тому же в своей педагогической практике пришлось столкнуться с тем, что многим детям тяжело учиться. Возможно, это связано с тем, что объём учебного материала превышает возможности восприятия ребёнка. Эти проблемы можно решить с помощью  технологии развития критического мышления. Она обеспечивает внутреннюю мотивацию познавательной деятельности учащихся, психологический комфорт на уроке, позволяет активизировать интеллектуальную и эмоциональную деятельность ребёнка.

Предмет «Биология» в школе носит синтетический характер. Он отражает основные области биологии: ботанику, зоологию, физиологию растений, животных и человека, цитологию, генетику, экологию, эволюционное изучение, антропогенез и др. Для правильного научного понимания природных явлений, распознавания и систематики растений, грибов, животных в природе, учащимся  необходимо вникнуть в суть биологических процессов, осознать их важность.  Следовательно, главную ценность технология развития критического мышления на уроках биологии и экологии я вижу в том, что она направлена на осмысленный подход к обучению биологии и сохранению здоровья. Ученики задают себе вопросы: "Как это соотносится с тем, что я уже знаю?", "Как я могу использовать эту информацию в повседневной жизни?". Формирование критического мышления школьников, основанное на умении работать с информацией (находить, отбирать, анализировать информацию, оценивать ее достоверность и т.д.), является одной из наиболее актуальных задач современного образования. В свою очередь, способность анализировать информацию с позиции логики, умение выносить обоснованные суждения, решения и применять полученные результаты, как в стандартных, так и в не стандартных ситуациях в значительной степени способствуют успешной самореализации личности.

     Специфика технологии развития критического мышления состоит в организации процесса обучения в три стадии: вызов, осмысление, рефлексия. В первой стадии происходит вызов уже имеющихся знаний по изучаемому вопросу, активизация учащихся, мотивация для дальнейшей работы. Ученик «вспоминает», что ему известно по изучаемому вопросу, делает предположения, задает вопросы, на которые хотел бы получить ответ. На стадии осмысления происходит знакомство с новой информацией в виде прочтения текста, просмотра фильма или прослушивания лекции. На стадии рефлексии происходит переработка, анализ, интерпретация изученной информации. Учащиеся соотносят «новую» информацию с известной им ранее, используя знания, полученные на стадии осмысления. На каждой стадии используются различные приемы технологии развития критического мышления: «толстые» и «тонкие» вопросы, «синквейн», «кластер», «концептуальное колесо», «верите ли вы?», «рефлексивные вопросы», «закончи предложение», «INSERT». Например, прием «толстые» и «тонкие» вопросы при изучении темы биосинтез белка. «Тонкими» вопросами называют простые, односложные вопросы, требующие простого ответа на уровне воспроизведения. Где находится ДНК в клетке? Где в клетке собираются белки? Что является посредником при переносе информации от ДНК к рибосоме? «Толстые» вопросы выводят учеников на более высокий уровень мышления: сравнение, анализ, синтез, оценку. Какими свойствами обладает генетический код? В чем различие процессов транскрипции и трансляции? Предположите, что будет, если во время транскрипции будет изменена последовательность нуклеотидов в молекуле и-РНК?  Систематическое применение данного приема учит обучающихся грамотно задавать вопросы и осознавать их уровень сложности.

      На стадии рефлексии можно использовать прием «синквейн». Это пятистрочие которое требует синтеза материала в кратких предложениях. В первой строчке тема называется одним словом (обычно существительным). Вторая строчка - это описание темы двумя прилагательными. Третья строчка — это описание действия тремя глаголами в рамках заданной темы. Четвертая строчка -  это фраза из четырех слов, раскрывающая тему. Последняя строчка — это синоним (метафора) из одного слова, которое передает суть темы. При изучении темы клетка учащимися был составлен следующий синквейн:

клетка

живая растительная

растет, питается, размножается

единица всех живых организмов

жизнь

     Синквейн позволяет обучающимся проявить творчество и выразить свое отношение к изучаемому явлению, объекту, а так же систематизировать знания.

Дидактическая характеристика развития критического мышления на уроках биологии и экологии, основана на применении проблемных ситуаций в учебно-педагогическом процессе. Я  создаю проблемные ситуации, например «Почему фотосинтез назвали «фотосинтезом»? Можно ли дать ему другое название, также связанное с его свойствами?» или «Как можно объяснить то, что клетка является единицей всего живого на Земле?» В результате для их решения у учащихся происходит организация мыслительного поиска. Далее регулирую процесс решения: ввожу необходимую информацию, определяю степень свободы выбора, направляю на поиск адекватных способов действий, способствую смысловому пониманию информации. Важно, организовать проблемную ситуацию, предложив ученикам задачу, для решения которой нужны новые знания. Полезно при этом использовать цепь проблемных вопросов, сменяющих один другой.

Особое место в изучении биологии и экологии отводится научно-исследовательским работам. Они позволяют вникнуть в тайны биологических процессов, осознать значимость тех или иных явлений в биосфере, лучше запомнить биологические термины. В процессе выполнения этих работ формируется интерес к предмету, повышается мотивация учения. Такого плана работы развивают аккуратность, усидчивость, трудолюбие.

В современной школе именно такой нестандартный подход к изучению предмета биология,  дает толчок к развитию творческих способностей школьников, создает условия для их личностного развития, нравственного взросления, позволяет самостоятельно находить ответы на важные вопросы.

Я люблю свою профессию за тайны, которые она в себе хранит; за мудрость, которой она наделяет меня с течением времени; за то, что заставляет двигаться вперед.


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя школа №8 городского округа г. Выксы Нижегородской области

Конкурс «Учитель года»

Конкурсное задание «Методический семинар»

Развитие исследовательской компетенции учащихся на уроках биологии и во внеурочное время на основе требований ФГОС

Кондина Анастасия Александровна                                                                  учитель биологии МБОУ СШ №8

г. Выкса

2019 г.

 

Пояснительная записка

«Если человек в школе не научится творить,

то и в жизни он будет только подражать и копировать»

Л.Н. Толстой

В настоящее время наиболее значимой задачей общего образования является его направленность на приобретение каждым школьником своего собственного полноценного личностного опыта. Основной путь достижения этого – творческая созидающая деятельность учащихся. Стандарты нового поколения ориентируют педагога на развитие у учащихся мотивации к творческому труду, готовности к профессиональному выбору, умения ориентироваться в мире. На данном этапе становления личности особого внимания заслуживает исследовательская деятельность.

Ребенок рождается исследователем! Детская потребность в поиске обусловлена биологически. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. Именно внутреннее стремление к познанию порождает исследовательское поведение и создает условия для обучения.

В ФГОС для получения учащимися качественного образования предъявляются высокие требования к результатам освоения выпускниками программы по биологии. Выпускники должны овладеть составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, объяснять, доказывать и защищать свои идеи. 

Задача учителя состоит в создании условий для реализации и развития индивидуальных и творческих способностей учащихся, в воспитании интеллектуальной личности, способной к саморазвитию и творчеству, обладающей стремлением к успеху, верой в свои возможности, умеющей предвидеть результаты своих действий, обладающей активной жизненной позицией.

Поэтому в настоящее время важно усиление практической направленности в преподавании биологии, на уроках и во внеурочное время с использованием исследовательской деятельности, так как этот метод имеет ряд преимуществ, а именно:

-   легко вписывается в учебный процесс;

- обеспечивает не только успешное усвоение учебного материала, но и интеллектуальное и нравственное развитие детей, их самостоятельность, доброжелательность по отношению к учителю и друг к другу;

- развивает коммуникабельность, умение ориентироваться в информации, умение работать в команде и ответственность за совместную работу.

Специфика исследовательского метода заключается, прежде всего, в непосредственном взаимодействие учащихся с окружающим миром, в совместной деятельности учителя и ученика с опорой на самостоятельный поиск.

Цель:

Создание условий для формирования исследовательских умений учащихся, для развития творческой личности, ее самоопределения и самореализации.

Задачи:

  • Формирование умений самостоятельной исследовательской работы.
  • Выработка умений применять теоретические знания и современные методы научных исследований в практической деятельности.
  • Развитие творческого и аналитического мышления, расширение научного кругозора.
  • Повышение качества усвоения изучаемых учебных дисциплин естественнонаучного цикла.
  • Формирование учебной и познавательной деятельности на
  • протяжении «всей жизни».

Организация исследовательской деятельности имеет следующую структуру: цель, задачи, гипотеза, методы, план действия, результаты и рефлексия. В основу исследования положена идея, направленная на решение какой-либо проблемы. Главный критерий – личный интерес и увлечённость учащихся. Учитель выступает как организатор исследовательской деятельности школьника. Необходимо предоставить ребенку возможности практического применения знаний, умений и навыков в период становления личности.

В настоящее время сформировались различные подходы к определению видов исследовательской деятельности, к которым относят поисковую, экспериментальную, проектную, техническую, творческую и другие, осуществляемые как на уроках, так и во внеурочное время. Содержание заданий исследовательского характера ставит целью развитие познавательной самостоятельности учащихся, воспитания бережного отношения к природе, развитие специальных учебных умений, изучение видового разнообразия флоры и фауны, особенно своей местности. Осознания ценности своего здоровья и благополучия планеты.

Разнообразие объектов и процессов, изучаемых на уроках биологии, дает огромные возможности для исследования, в процессе которого дети учатся излагать свои мысли, работать индивидуально и в группе. Необходимо через особые формы организации урока  (урок – семинар, урок – ролевая игра, урок – конференция и др.) а также  различные формы деятельности учащихся (групповую, индивидуальную, парную) формировать исследовательские умения.

В курсе «Биология 6 класс» - создание модели цветка; вегетативное размножение: посадка, уход, наблюдение за развитием комнатного растения; наблюдение за изменением абиотических факторов природы по сезонам и оформление дневника наблюдений; летние задания: сбор растений, исследование их морфологических особенностей и местообитания, оформление гербария. Дети особенно интересуются исследовательской деятельностью, связанной с использованием микроскопа. Составляя рабочую программу, я включаю дополнительные ознакомительные практические и лабораторные работы, которые не требуют обязательного оценивания, но зато повышают интерес к предмету.

Формировать навыки исследовательской деятельности важно и во внеурочной работе, которая позволяет учащимся интересующимся предметом, не ограничиваться рамками учебной программы. Задания, связанные с проведением наблюдений и опытов, развивают у школьников исследовательские умения. Выполнение научно-исследовательских работ и участие в конкурсах дает возможность развивать коммуникативные навыки. Получить новые знания и возможность их применения на практике. Именно внеурочная деятельность дает право на самые смелые вопросы и открытия.  

Приметы работ:

«Определение качества воздуха г.Выксы методом лихеноиндикации»

«Влияние комнатных растений на организм человека»

«Исследование моющих средств для мытья посуды»

«Определение группы крови с помощью цоликлонов (моноклональных антител)»

«Исследование влияния бактерий фирмы Biolatic на жизнедеятельность сельскохозяйственных животных»

Вывод

Использование метода исследовательской деятельности позволило повысить уровень познавательных способностей, обучающихся и качество знаний (диаграмма1). Также наблюдается повышение интереса школьников к предмету «Биология», о чем свидетельствуют победы в конкурсах и олимпиадах (таблица1).

Диаграмма 1. Качество знаний

Учебный год

Участник

Уровень

Результат

2015-2016

Латухова Ксения 6 класс

Муниципальный

Призер

2015-2016

Макарова Елизавета 6 класс

Муниципальный

Призер

2016-2017

Латухова Ксения 7 класс

Муниципальный

Призер

2017-2018

Кульбака Никита 7 класс

Муниципальный

Победитель

2017-2018

Аулова Елена 8 класс

Региональный

3 место

2018-2019

Бубенчиков Матвей 9 класс

Муниципальный

Победитель

2018-2019

Ладугин Иван 8 класс

Муниципальный

Победитель

2018-2019

Калинина Алиса 10 класс

Муниципальный

Призер

Таблица1. Победители и призеры олимпиад

В результате применения исследовательского метода обучения учащиеся:

• гибко адаптируются в меняющихся жизненных ситуациях, самостоятельно приобретая необходимые знания, умело применяют их на практике для решения проблем;

•   грамотно работают с информацией;

• коммуникабельны, контактны в различных социальных группах, умеют работать сообща, предотвращая конфликтные ситуации и умеют выходить из них.

Высокий уровень мотивации к учебной деятельности, создаёт благоприятные условия для сотрудничества ученика и учителя. Ребёнок становится ищущим, жаждущим знаний, неутомимым, творческим, настойчивым и трудолюбивым.

        В итоге можно сделать вывод, применение исследовательского метода нацелено на развитие личности ребёнка. Однажды совершив открытие, пусть даже маленькое, новое только для него, ребёнок начинает понимать ценность знания, что делает это знание гораздо более прочным и осознанным. К педагогу же приходит удовлетворение, когда он понимает, что помог ребёнку постичь не только азы своего предмета, но и способствовал развитию личных качеств гражданина, специалиста, человека.



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя школа №8 городского округа г. Выкса

Нижегородской области

Кондина А.А. учитель биологии

Ссылка на видео урок https://cloud.mail.ru/public/3kGk/PhSMsnu9R

Урок биологии в 6 классе на тему «Цепи питания» по программе основного общего образования. Биология. 5—9 классы. Концентрический курс Авторы Н. И. Сонин, В. Б. Захаров.

Цель урока: сформировать представление учащихся о трофической связи живых организмов.

Тип урока - комбинированный

Методы: частично-поисковый, проблемного изложения, репродуктивный, объяснительно-иллюстративный.

Задачи:

Образовательные:

  • сформировать понятие о цепях питания, о разветвленных цепях питания,
  • рассмотреть группы цепи питания, взаимосвязь их с продуктивностью биоценоза,
  • выяснить, последствия нарушения цепей питания в биоценозе,
  • научить составлять цепи питания.

Развивающие:

  • развить познавательный интерес учащихся,
  • развивать самостоятельность учащихся,
  • развивать применение свои умений на практике

Воспитательные:

  • воспитание мотивов учения и положительного отношения к знаниям,
  • воспитывать культуру речи, интерес к предмету, бережное отношение к природе.

Формы: групповая, индивидуальная

Оборудование: компьютер, проектор, презентация, диск с видео «Сети питания», раздаточные карточки.

Прогнозируемый результат урока:

  1. ученики характеризуют связи организмов в сообществе;
  2. устанавливают пищевые и непищевые связи живых организмов;
  3. знают состав цепей питания;
  4. учатся составлять цепи питания и характеризовать их.

Ход урока

1.Организационный момент

2.Вызов

(в руках у учителя часы)

-Посмотрите на данный предмет. Зачем он нам нужен? Что заставляет двигаться стрелки? Как двигаются стрелки?

Особый механизм состоящий из разных элементов (шестеренок) заставляет двигаться стрелку часов.

- А теперь, я предлагаю посмотреть видео фрагмент и ответить на вопрос о чем сегодня пойдет речь.

(просмотр видео фрагмента о биоценозе)

- Как вы считаете, о чем сегодня пойдет речь и причем здесь часы?

Тема урока «Цепи питания»

- что вам известно по данной теме?

- что вы хотите узнать?

3.Осмысление

1.Определение групп.

(учащимся выданы карточки с названием живого организма)

- Попрошу вас подойти ко мне, сформировать круг. Посмотрите на карточки и друг на друга. А теперь сформируйте 4 группы в зависимости от того какой организм у вас представлен на карточке. Что общего между предложенными организмами?  

Клевер

Камыш

Осока

Береза

Гусеница

Кузнечик

Антилопа

Заяц

Лягушка

Синица

Тигр

Волк

Бактерии

Гриб пеницилл

Гриб мукор

Гриб опенок

(1 мин)

(объяснение выбора группы)

- попрошу вас занять места в данном составе групп.

Объяснение правил. Используем методику ладошки. Рабочие листы в которых выполняем задания. Лестница успеха: за каждое правильно выполненное задание приклеивай ступеньку. Менеджер ответа (карточка с номером ответа каждого участника команды)

- Сегодня мы говорим о трофических цепях. И именно данные связи являются фундаментом любой экологической системы.

- А что такое цепь питания?

(ответы)

Прием «Верю не верю»

Задание1(рабочий лист)

  1. Цепь питания последовательность групп живых организмов через которые происходит передача энергии и веществ.
  2. Все цепи питания начинаются с консументов.
  3. Редуценты создают органические вещества из неорганических.

Групповая работа

Задание 2 Установите соответствие

- В руках у вас карточки по которым вы определили свои группы. Теперь ваша задача выяснить как называется и какую роль играет данная группа живых организмов в цепях питания.

1 группа – продуценты

2 группа- консументы 1 порядка

3 группа- консументы 2 порядка

4 группа- редуценты

(обсуждение)

Установите соответствие

Название группы организмов цепи питания

Характеристика

Продуценты

А) организмы, способные производить в процессе фотосинтеза органические вещества из неорганических.

Зелёные растения и цианобактерии

Консументы 1 порядка

Б) растительноядные гетеротрофы, питаются продуцентами.

Травоядные животные и  паразитические растения

Консументы 2 порядка

В) организмы гетеротрофы, питаются другими животными.

Хищники

Редуценты

Г) организмы, разрушающие отмершие останки живых существ, превращая их в неорганические вещества

Бактерии и грибы

(отвечает 2 участник)

Задание 3 установите последовательность групп

(отвечает 3 участник)

Задание 4 Экологическая проблема

-Перед вами представлена цепь питания из которой исчезла одна группа живых организмов. Ваша задача подумать к каким последствиям приведут такие изменения в экологических системах.

(отвечает 4 участник)

Теперь необходимо решить данную проблему. Поместите в цепь питания необходимый элемент (клей) И разместите свои цепи питания на доске.

4.Закрепление.

А теперь вернемся к заданию 1 проверьте свои предположения, сделанные в начале урока и исправьте их.

Попрошу вас подвести итог.

5.Рефлексия.

Попрошу вас встать в круг, возьмите друг друга за руки. (игра искорка)

- Ответьте на вопрос почему именно часы натолкнули нас на мысль о цепях питания?

(осуждения)

-Поднимите левую руку если вам сегодня было скучно, и вы ничего не поняли. Правую руку если было интересно, но не все поняли. Обе руки если все прошло отлично!

Клевер

Камыш

Осока

Береза

Гусеница

Кузнечик

Антилопа

Заяц

Лягушка

Синица

Тигр

Волк

Бактерии

гниения

Гриб пеницилл

Гриб мукор

Гриб опенок

        

Тема урока__________________________________________________

Цель урока__________________________________________________

Задание1 «Верю не верю»

(отметьте знаком «+» если вы согласны с утверждением, знаком «-» если не согласны.

1.Цепь питания последовательность групп живых организмов через которые происходит передача энергии и веществ.

2.Все цепи питания начинаются с консументов.

3.Редуценты создают органические вещества из неорганических.

Задание 2 «Установите соответствие»

В руках у вас карточки по  которым вы определили свою группу организмов. Теперь ваша задача выяснить как называется и какую роль играет данная группа живых организмов в цепях питания.

Установите соответствие

Название группы организмов цепи питания

Характеристика

Продуценты

А) организмы, разрушающие отмершие останки живых существ, превращая их в неорганические вещества

Бактерии и грибы 

Консументы 1 порядка

Б) растительноядные гетеротрофы, питаются продуцентами.

Травоядные животные и  паразитические растения

Консументы 2 порядка

В) организмы гетеротрофы, питаются другими животными.

Хищники

Редуценты

Г) организмы, способные производить в процессе фотосинтеза органические вещества из неорганических.

Зелёные растения и цианобактерии

Задание 3 «Установите последовательность групп»

Задание 4 «Экологическая проблема»

Перед вами представлена цепь питания из которой исчезла одна группа живых организмов. Ваша задача подумать к каким последствиям приведут такие изменения в экологических системах.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________