Внеурочная деятельность
школа России
Скачать:
Предварительный просмотр:
Сценарий родительского собрания на тему «Скоро в школу».
Повестка собрания:
1. Психологические особенности будущих первоклассников.
2. Правила приёма детей в первый класс. Знакомство с нормами САНПинами.
Ход собрания
Сегодня приём детей в первый класс стал серьёзной проблемой для родителей, которые задолго до приёма документов и срока записи начинают волноваться. Да, приход ребёнка в школу является переломным моментом в его жизни. Произойдёт к новому образу жизни, деловой деятельности, новым отношениям. Школа станет центром жизненных интересов вашего ребёнка. И от того, как успешно произойдёт этот переход, сможет ли ваш ребёнок успешно преодолеть трудности, ждущие первоклассника, зависит не только от учителей, но и от вас, дорогие родители.
В настоящее время уже завершён переход начальной школы на четырёхлетнее обучение. Это позволяет в большой степени обеспечить благоприятную адаптацию ребёнка к школе, позволяет снять перегрузку обучающихся, обеспечить благополучное развитие ребёнка, а также учитывать возрастные потребности и индивидуальные особенности каждого ученика.
Многие родители считают, что если их ребёнок умеет читать, писать и считать, значит, он готов к учёбе, и никаких проблем со школой у них не возникнет. Каково же их удивление, когда успехов у ребёнка в школе нет, а есть только жалобы педагога, нелюбовь ребёнка к учителю и нежелание посещать школу. Оптимального ответа на вопрос: «Что делать?» нет, так как все дети разные и причины их трудностей в школе тоже различные. Но есть
общие подходы к тому, что должен знать и уметь ребёнок, который идёт в 1 класс, а также то, что должны знать родители.
Успех ребёнка в школе зависит от:
- психологической готовности ребёнка к школе – это прежде всего желание получать знания , отнюдь не всегда интересные и привлекательные;
- развития произвольных когнитивных процессов: мышления, памяти, внимания;
- развития речи и фонематического слуха.
Психологическая готовность к школе не возникает на уроках подготовительных курсов, в прогимназиях, мини— лицеях, других центрах подготовки детей к школе. Она возникает как итог всей дошкольной жизни ребёнка-дошкольника, подразумевающем то, что малыш много играет сам, со сверстниками, со взрослыми в сюжетно-ролевые игры и игры по правилам. Кроме того, он рисует, лепит, вырезает и клеит самоделки из бумаги, складывает узоры из мозаики, собирает кубики по образцу, занимается с различными конструкторами, играет на игрушечных музыкальных инструментах и, конечно же, слушает сказки, повести, рассказы.
Чтение должно стать неотъемлемой частью жизни каждого ребёнка. Книги, которые читают детям, не всегда их соответствуют возрасту и развитию. Иногда это чтение с отставанием («Репка», «Колобок» и т.п.) или с опережением (рассчитанные на младший или средний школьный возраст). Когда вы читаете ребёнку, он обязательно должен высказывать своё мнение о прочитанном. Задавайте ему вопросы:
– О ком или о чём произведение?
– Кто понравился и чем?
– Как бы ты поступил на месте героя?
– Продолжи сказку (рассказ).
– Рассмотри иллюстрацию. К какому сюжету она относится?
– Нарисуй свой рисунок.
Речевое развитие детей 6-7 летнего возраста предполагает наличие словарного запаса в 3,5-7 тысяч слов, умение правильно произносить звуки, способность к простейшему звуковому анализу слов.
Итак, сегодня в нашем обществе из-за недостаточного внимания, уделяемого в семье игре, она всё меньше и меньше заполняет жизнь ребёнка. На место игры пришёл – телевизор. При этом в телевизионной игре не работает ни воображение, ни фантазия ребёнка, а малыш из активного субъекта превращается в пассивного зрителя. И это приводит к снижению интеллектуального развития и творческого потенциала детей, к угасанию познавательной активности.
Перед поступлением в школу ваш ребёнок должен иметь определённый запас знаний, основанный на его жизненном опыте. Ребёнок должен знать: имя, фамилию, адрес (город, улицу, дом, телефон), имена и отчества родителей, где они работают. Кроме этого ребёнок должен знать мир, который его окружает: времена года, дни недели, деревья, птиц, насекомых, зверей и т.д. ваши дети должны не просто воспринимать действительность, а делать определённые выводы, размышлять. Чаще задавайте детям вопрос: а почему ты так думаешь? Важно, чтобы ребёнок научился сравнивать, обобщать, сопоставлять. (Пособия по развитию речи, мышления, памяти, воображения.)
Нужно ли учить ребёнка читать и писать?
Министерство образования не рекомендует учить детей читать, усматривая в этом перегрузку для детей данного возраста. Кроме того, неквалифицированное обучение чтению создаёт массу трудностей при дальнейшем обучении. Намного сложнее переучить, чем научить. Для того, чтобы ребёнок научился в школе читать быстрее, ему надо развивать память (зрительную и слуховую), мышление, воображение.
Но всё же, если ребёнок хочет или уже умеет читать, совершенствовать технику чтения можно с помощью букваря
Н.С. Жуковой, в котором даны рекомендации для вас, дорогие родители.
Не пытайтесь учить вашего ребёнка писать рукописные буквы! Этот процесс очень сложный: необходимо знать методику написания каждой отдельной буквы. Но вы можете помочь учителю и укрепить руку, которой будет писать малыш, различными упражнениями:
- раскрашивание;
- вырезание;
- штриховка;
- лепка;
- застёгивание и расстёгивание пуговиц;
- завязывание и развязывание лент;
- перекладывание мелких игрушек;
- закручивание и раскручивание гаек;
- перебирание крупы;
- мозаика.
Я хочу предложить вам игры со счётными палочками, которые помогут развить не только мелкую моторику рук вашего ребёнка, но и его память, внимание, наблюдательность, воображение, а также познакомят его с геометрическими фигурами и понятием о симметрии.
В этих играх вашими помощниками станут не только обыкновенные счётные палочки, но и карандаши, спички или соломинки. Ребёнку предлагаются рисунки и простейшие геометрические фигуры, которые ему нужно выложить из палочек на ровной поверхности. В процессе игры необходимо пояснять, как называется та или иная фигура, как сложить домик из квадрата и треугольника, солнце – из многоугольника и т.п. пусть ребёнок пофантазирует и придумает свою картинку. Когда ребёнок уже запомнил ту или иную геометрическую фигуру, можно предлагать ему задания такого типа:
– Верно ли, что та фигура, которую я сложила, называется треугольник?
– Сравни рисунок в книге и рисунок на столе: всё ли правильно?
Ёжик
Пыхтя, тащил домой грибок
Проворный маленький зверёк.
Ни головы, ни ножек, –
Конечно, это ёжик.
Стрекоза
Вот загадка не простая:
Прилетела – не кусает,
Не жужжит и не пищит,
Над поляною кружит.
В сеточку её глаза –
Кто же это? Стрекоза.
Какие требования предъявит учитель к вашему ребёнку?
Детям надо научится внимательно слушать учителя на уроке. Нельзя кричать с места, вставать без разрешения учителя, выходить из класса. Если ребёнок хочет что-то сказать, то нужно поднять руку. Дети должны помнить, что учитель даёт задание всему классу и не может повторять его только ему. Ваш ребёнок будет постоянно испытывать дискомфорт оттого, что в классе для учителя все дети равны и он один из них. Научите ребёнка слушать и слышать вас! Выполнять ваши просьбы и поручения!
И тогда он будет слышать учителя, и выполнять его требования. Так вы научите своего малыша работать в коллективе, слушать, когда говорят всему классу и выполнять задание вместе со всеми. И не в коем случае не привлекать к себе внимание плохим поведением.
1 СЕНТЯБРЯ ваш ребёнок станет первоклассником. Мы, воспитатели и учителя, хотим, чтобы ваши дети прожили радостно, а не отбыли 11 лет школьного обучения.
2 вопрос.
Оптимальный возраст начала школьного обучения - не ранее 7 лет. В 1-е классы принимают детей 8-го или 7-го года жизни. Прием детей 7-го года жизни осуществляют при достижении ими к 1 сентября учебного года возраста не менее 6 лет 6 месяцев.
Наполняемость классов, за исключением классов компенсирующего обучения, не должна превышать 25 человек.
Для профилактики переутомления обучающихся в годовом календарном учебном плане предусмотрено равномерное распределение периодов учебного времени и каникул.
Учебные занятия начинаются в 8 часов 30 минут. Проведение нулевых уроков не допускается.
Классы | Максимально допустимая недельная нагрузка в академических часах | |
При 6-дневной неделе, не более | При 5-дневной неделе, не более | |
1 | - | 21 |
2-4 | 26 | 23 |
5 | 32 | 29 |
6 | 33 | 30 |
7 | 35 | 32 |
8-9 | 36 | 33 |
10-11 | 37 | 34 |
Образовательную недельную нагрузку необходимо равномерно распределять в течение учебной недели, при этом объем максимальной допустимой нагрузки в течение дня должен составлять:
- для обучающихся 1-х классов - не должен превышать 4 уроков и 1 день в неделю - не более 5 уроков, за счет урока физической культуры;
Расписание уроков составляется отдельно для обязательных и факультативных занятий. Факультативные занятия планируются на дни с наименьшим количеством обязательных уроков. Между началом факультативных занятий и последним уроком рекомендуется устраивать перерыв продолжительностью не менее 45 минут.
Расписание уроков составляют с учетом дневной и недельной умственной работоспособности обучающихся и шкалой трудности учебных предметов.
При составлении расписания уроков чередуются различные по сложности предметы в течение дня и недели: для обучающихся I ступени образования основные предметы (математика, русский и иностранный язык, природоведение, информатика) чередовать с уроками музыки, изобразительного искусства, труда, физической культуры.
Для обучающихся 1 классов наиболее трудные предметы должны проводить на 2 уроке; 2-4 классов - 2-3 уроках; для обучающихся 5-11-х классов на 2-4 уроках.
В начальных классах сдвоенные уроки не проводятся.
В течение учебного дня не следует проводить более одной контрольной работы. Контрольные работы рекомендуется проводить на 2-4 уроках.
Продолжительность урока (академический час) во всех классах не должна превышать 45 минут. Обучение в 1-м классе осуществляется с соблюдением следующих дополнительных требований:
- учебные занятия проводятся по 5-дневной учебной неделе и только в первую смену;
- использование "ступенчатого" режима обучения в первом полугодии (в сентябре, октябре - по 3 урока в день по 35 минут каждый, в ноябре-декабре - по 4 урока по 35 минут каждый; январь - май - по 4 урока по 45 минут каждый);
- рекомендуется организация в середине учебного дня динамической паузы продолжительностью не менее 40 минут;
- для посещающих группу продленного дня, необходима организация дневного сна (не менее 1 часа), 3-х разового питания и прогулок;
- обучение проводится без балльного оценивания знаний обучающихся и домашних заданий;
- дополнительные недельные каникулы в середине третьей четверти при традиционном режиме обучении.
Для предупреждения переутомления и сохранения оптимального уровня работоспособности в течение недели, обучающиеся должны иметь облегченный учебный день в четверг или пятницу.
Продолжительность перемен между уроками составляет не менее 10 минут, большой перемены (после 2 или 3 уроков) - 20-30 минут. Вместо одной большой перемены допускается после 2 и 3 уроков устанавливать две перемены по 20 минут каждая.
При объединении обучающихся I ступени образования в класс-комплект оптимальным является создание его из двух классов: 1 и 3 классов (1+3), 2 и 3 классов (2+3), 2 и 4 классов (2+4). Для предупреждения утомления обучающихся необходимо сокращать продолжительность совмещенных (особенно 4-х и 5-х) уроков на 5-10 мин. (кроме урока физической культуры).
Независимо от продолжительности учебной недели число уроков в день не должно быть более 5 в начальных классах (кроме первого класса)
С целью профилактики утомления, нарушения осанки и зрения обучающихся на уроках следует проводить физкультминутки и гимнастику для глаз. Необходимо чередовать во время урока различные виды учебной деятельности (за исключением контрольных работ). Средняя непрерывная продолжительность различных видов учебной деятельности обучающихся (чтение с бумажного носителя, письмо, слушание, опрос и т.п.) в 1-4 классах не должна превышать 7-10 минут. Расстояние от глаз до тетради или книги должно составлять не менее 25-35см у обучающихся 1-4 классов.
Родительское собрание на тему «Первые дни ребёнка в школе»
Повестка собрания
1.Физиологические условия адаптации первоклассника
2. Психологические условия адаптации первоклассника.
3. Совместная деятельность школы и семьи.
4. Разное.
Поступление в школу для ребёнка – это стресс. Очень много нового и непривычного видит он в школе. Особенность сегодняшних детей, пришедших в первый класс, - быстрая утомляемость. На первом уроке они откровенно зевают, на третьем – лежат на партах. Чем мы, взрослые, можем помочь ребёнку?
Вспомните все себя в возрасте ваших детей, вспомните школу, в которой вы учились и скажите, изменился ли современный ребёнок-первоклассник, по сравнению с ребёнком вашего детства? Изменилась ли школа?
Обобщим сказанное: «Да, современный ребёнок не тот, который был несколько лет, тем более несколько десятилетий тому назад».
Современный первоклассник имеет следующие особенности:
1. У детей большие различия паспортного и физиологического развития. Сегодня нет ни одного класса, где был бы ровный контингент учащихся.
2. У детей обширная информированность практически по любым вопросам. Но она совершенно бессистемна.
3. У современных детей сильнее ощущение своего «Я» и более свободное независимое поведение.
4. Наличие недоверчивости к словам и поступкам взрослых. Нет веры во всё сказанное ими.
5. У современных детей более слабое здоровье.
6. Они в большинстве своём перестали играть в коллективные «дворовые» игры. Их заменили телевизоры, компьютеры. И как следствие - дети приходят в школу не обладая навыками общения со сверстниками, плохо понимают, как себя вести, какие существуют нормы поведения в обществе.
1.Физиологические условия адаптации первоклассника
Прежде всего, стоит помнить о старых и надёжных способах поддержания здоровья первоклассника. Это соблюдение режима дня: сон не менее 10 часов в сутки, обязательно полноценное питание, физические упражнения. Оправданным будет ограничение просмотра телепередач до 30 минут в день. Хорошо восстанавливают эмоциональное благополучие ребёнка длительные (до двух часов) прогулки на воздухе. С раннего утра настраивайте ребёнка на доброе отношение ко всему. Скажите: «Доброе утро», - и собирайтесь в школу без суеты.
2.Психологические условия адаптации первоклассника.
Возможности детей 7 – 8 летнего возраста.
1. Ребёнок хочет учиться. Родителям следует стараться подкреплять интерес к учению знаниями, прочными навыками и умениями в учебной работе, иначе интерес угаснет.
2. Этот возраст благоприятен для усвоения моральных норм. Воспитывайте добрые и полезные привычки в своих детях в этом возрасте.
3. Ребёнок добивается признания со стороны взрослого. Используйте этот период для воспитания основных качеств личности.
4. Ребёнок добивается признания среди сверстников. Отрабатывайте это желание стремления к успеху в учебной деятельности.
Адаптация - процесс довольно длительный и трудный. И трудности испытывает не только первоклассник, но и родитель, и учитель. И если мы разберёмся в них, если научимся чувствовать друг друга, мы облегчим этот процесс всем, прежде всего нашим детям.
Задание для родителей
-Что обеспечит успех ребёнка в школе?
-Что больше всего способствует возникновению желания учиться?
Выберите из предложенных в данном перечне три, по вашему мнению, главных фактора, рассмотрите их по степени значимости.
а) Физическое здоровье.
б) Развитый интеллект.
в) Умение общаться и способность взаимодействовать со сверстниками.
г) Умение считать и читать.
д) Выносливость и работоспособность.
е) Аккуратность и дисциплинированность.
ж) Хорошая память и внимание.
з) Инициативность, воля и способность действовать самостоятельно.
- Обоснуйте свой выбор.
- От успехов ребёнка в первые дни в школе зависит и успех адаптации. Прежде всего, надо ответить на вопрос: «Какие качества нужно формировать в ребёнке, чтоб он не стал посредственным?»
- Нужно стараться, чтобы ребёнок дольше оставался «почемучкой». Школьник, не задающий вопросов, - это повод для родительской тревоги. «Любознательность создаёт учёных».
- Семья должны формировать культ интеллекта – в создании домашней библиотеки, в интересных беседах, спорах. Нужно всё начинать делать вместе с ребёнком.
- Нужно ставить ребёнка в ситуацию размышления. Задача взрослого не столько в том, чтобы отвечать на вопрос ребёнка, сколько в том, чтобы побудить его думать, предлагать, выбирать.
- Нужно научить ребёнка анализировать свою работу. Не указывать на совершённую ошибку в работе, а направлять его внимание на поиск её.
- Необходимо развивать внимание и память ребёнка.
- Благоприятно действует на него ситуация успеха. Она удовлетворяет потребность ребёнка в самоуважении и повышении престижа.
- Оценивая результаты деятельности ребёнка, не переносить их на личность самого ребёнка. Он как личность всегда хороший и желанный для своих родителей.
- Почаще ставить себя на место своего ребёнка и вспоминать себя в его возрасте.
Уважаемые мамы! Если вы заинтересованы в том, чтобы ваш ребенок успешно обучался в школе, в первую очередь окажите ему помощь в приобретении и развитии следующих умений:
- брать в школу все необходимое;
- правильно и быстро готовиться к уроку (выполнению домашнего задания);
- здороваться с учителями и детьми;
- отвечать на поставленные вопросы и самому задавать их;
- слушать объяснения и задания учителя, выполнять задания;
- просить о помощи, если что-то не получается;
- заниматься одним делом долгое время;
- правильно реагировать на замечания;
- устанавливать дружеские отношения со сверстниками.
Успешная учеба во многом зависит от эффективного сотрудничества семьи и школы, поэтому будьте готовы в любой момент оставить свои дела и заняться ребенком.
Анкета для родителей. (Отметьте нужное «+»)
1. Ребёнок очень охотно идёт в школу.
2. Совсем неохотно.
3. Очень охотно принимает распорядок школы.
4. Совсем не принимает.
5. Очень сильно переживает учебные успехи.
6. Совсем не переживает.
7. Очень горячо делится школьными впечатлениями.
8. Совсем не делится.
9. Преобладают положительные впечатления.
10. Преобладают отрицательные впечатления.
11. Самостоятельно выполняет учебные задания.
12. Справляется с помощью взрослых.
13. Очень часто жалуется на одноклассников.
14. Совсем не жалуется на одноклассников.
В конце собрания я предлагаю на листочке обведите свою ладошку.
Запишите на бумажных ладошках, чтобы вы хотели организовать в классе. Протяните мне руку помощи. Может вы могли бы мне посоветовать, как строить общение с вашим ребёнком, потому что вы, как родители, знаете его больше. Может быть, вы посоветуете, как бороться с какими-то вредными привычками наших учеников. Может, вы предложите какие-то формы работы, направленные на объединение класса. Свой листок можно подписать, а можно и не подписывать.
Памятка для родителей первоклассников
1. Поддержите в ребенке его стремление быть школьником. Ваша искренняя заинтересованность в его школьных делах и заботах, серьезное отношение к его первым достижениям и возможным трудностям помогут первокласснику подтвердить значимость его нового положения и деятельности. Ребенок имеет право на ошибку.
2. Обсудите с ребенком те правила и нормы, с которыми он встретился в школе. Объясните их необходимость и целесообразность.
3. Ежедневно интересуйтесь учебными успехами ребенка (спрашивайте: «Что ты сегодня узнал нового?») Радуйтесь успехам, не раздражайтесь из-за каждой неудачи, постигшей ребенка.
4. Составьте вместе с первоклассником распорядок дня, следите за его соблюдением.
5. Не пропускайте трудности, возможные у ребенка на начальном этапе овладения учебными навыками. Если у первоклассника, например, есть логопедические проблемы, постарайтесь справиться с ними на первом году обучения.
6. Поддержите первоклассника в его желании добиться успеха. В каждой работе обязательно найдите, за что можно было бы его похвалить. Помните, что похвала и эмоциональная поддержка ("Молодец!", "Ты так хорошо справился!") способны заметно повысить интеллектуальные достижения человека.
7. Если вас что-то беспокоит в поведении ребенка, его учебных делах, не стесняйтесь обращаться за советом и консультацией к учителю или школьному психологу.
8. Учение – это нелегкий и ответственный труд. Поступление в школу существенно меняет жизнь ребенка, но не должно лишать ее многообразия, радости, игры. У первоклассника должно оставаться достаточно времени для игровых занятий.
9. Только вместе со школой можно добиться желаемых результатов в воспитании и обучении детей. Учитель – ваш первый союзник и друг вашей семьи. Советуйтесь с ним, поддерживайте его авторитет. Замечания о работе учителя высказывайте в школе, на собрании. Нельзя этого делать в присутствии детей.
10. Содействуйте тому, чтобы ребенок участвовал во всех касающихся его мероприятиях, проводимых в классе, школе.
11. Старайтесь выслушать рассказы ребенка до конца. Поделиться своими переживаниями – естественная потребность детей.
12. Обязательно оказывайте посильную помощь школе (классу).
Только контакт родителей, ребенка и учителя даёт положительный результат в его обучении и воспитании. Многое зависит от родителей. Если они заинтересованы в будущем своего ребенка, то они должны в первую очередь интересоваться успехами или неудачами своего ребенка в школе, быть активными участниками педагогического процесса.
Разное:
1. Выборы родительского комитета.
3. Вопросы родителей.
Родительское собрание
«Здоровая семья — здоровые дети»
Тема. Здоровая семья – здоровые дети
Время проведения:
Форма проведения: круглый стол
Присутствовало:
Цели: формирование у родителей ответственности за здоровье своих детей и своё здоровье, мотивации на здоровый образ жизни.
План проведения:
1. Вступительное слово, воспитателя группы. Обозначение проблемы.
2. Блиц - опрос «Актуальна ли сейчас проблема воспитания двигательной культуры и здорового образа жизни у младших школьников».
3. Выступление, психолога школы по теме «Вредные привычки».
4. Конкурс на мудрую мысль, пословицу о здоровом образе жизни.
5. Анализ проведенного ранее анкетирования на тему «Ваши спортивные увлечения».
6. Подведение итогов конкурса семейных стенгазет «Мы – спортивная семья».
7. Принятие решения родительского собрания.
Ход мероприятия:
Воспитатель. Человек – совершенство природы. Но для того, чтобы он мог пользоваться благами жизни, наслаждаться её красотой, очень важно иметь здоровье. «Здоровье – не всё, но без здоровья – ничто», - говорил мудрый Сократ.
Здоровье детей и их развитие – одна из главных проблем семьи и школы. Здоровье детей за последние годы имеет устойчивую тенденцию к ухудшению. И речь идёт не только о физическом, но и психическом здоровье. Неблагоприятное экологическое состояние окружающей среды, предельно низкий социально-экономический уровень жизни населения страны привели к снижению защитно приспособительных возможностей организма. Это и хронические простуды, и ухудшение зрения, сколиоз, а в результате отсутствия культурных человеческих отношений – детские неврозы. Как сделать, чтобы ребёнок не терял здоровье? Как сделать, чтобы сохранить и укрепить здоровье детей? Здоровье детей - это забота всех. Более того, оно обусловлено общей обстановкой в стране. Поэтому проблему решения здоровья детей необходимо решать комплексно и всем миром. Вряд ли можно найти родителей, которые не хотят, чтобы их дети не росли здоровыми.
Ну, а каков он здоровый ребёнок? Прежде всего, если он не болеет, то очень редко и ни в коем случае не тяжело. Он жизнерадостен и активен, доброжелательно относится к окружающим его людям – взрослым и детям. Положительные эмоциональные впечатления преобладают в его жизни, тогда как отрицательные переживания переносятся им стойко и без вредных последствий. Развитие его физических, прежде всего двигательных, качеств проходит гармонично. Нормальный, здоровый ребёнок достаточно быстр, ловок и силён. Суточный режим его жизни соответствует индивидуальным биоритмическим и возрастным особенностям: это оптимальное соотношение бодрствования и сна, периодов подъёмов и спадов активности. Неблагоприятные погодные условия, резкая их смена здоровому ребёнку не страшны, т. к. он закалён, его система терморегуляции хорошо тренирована, поэтому, как правило, он не нуждается в каких-либо лекарствах. Благодаря правильному питанию и регулярным занятиям физкультурой такой ребёнок не имеет лишней массы тела. Конечно, я дала «Портрет» идеального здорового ребёнка, какого в жизни сегодня встретишь не часто. Однако вырастить и воспитать ребёнка, близкого к такому идеалу, - задача вполне посильная. О том, как добиться этого, и пойдёт речь дальше.
Блиц-опрос «Актуальна ли сейчас проблема воспитания двигательной культуры и здорового образа жизни у младших школьников».
Родители высказывают своё мнение по вопросам блиц - опроса. (Приложение А) .
Психолог. Здоровье детей, подростков и взрослых нашей страны – это национальное богатство.
Курение – одна из самых вредных привычек и основная причина преждевременной смерти, опережающая рак и автомобильные катастрофы.
Вредное действие табака сказывается не сразу, а постепенно, так как табак содержит вредный яд – никотин. Он отрицательно действует на здоровье курильщика и людей, окружающих его.
Дети курящих родителей, особенно матерей, рождаются с пониженным весом. Среди тех детей, кто родился от курящих матерей, смертность в несколько раз выше, чем среди тех, кто родился от некурящих мам. Дети курящих родителей в 40% случаев имеют предрасположенность к судорогам. Они отстают в росте от сверстников, хуже овладевают учебной программой, часто болеют простудными заболеваниями. И это неудивительно. Ведь их защитно – приспособительные реакции, заложенные самой природой были подорваны уже во внутриутробном периоде табаком. Нервная система таких детей неустойчива, различные отклонения в психике наблюдаются в два раза чаще по сравнению со сверстниками здорового зачатия. Их интеллектуальная способность снижается. И это особенно заметно бывает в 7 – 11 – летнем возрасте.
Количество болезней детей в равной степени зависит и от курящих мужчин. Ведь именно болезненные половые клетки курящего мужчины несут патологическую информацию будущему плоду.
В нашей стране применяются меры по защите некурящих и прежде всего детей. Курить в школе, в транспорте, концертных залах, театрах, кинотеатрах запрещено, запрещена продажа табачных изделий несовершеннолетним. Однако трудно ожидать, что эти ограничения помогут курящему избавиться от этой вредной привычки.
Нужно самому проявить силу воли и бросить курить. И чем скорее и решительнее это будет сделано, тем лучше… (Доклад прилагается. Приложение Б) .
Конкурс на мудрую мысль, пословицу о здоровом образе жизни.
(Родители соревнуются, кто больше…. Кто из родителей предложит больше пословиц или мудрых мыслей, тот получает памятный приз – медаль «Самому эрудированному! »)
Справка «Анализ анкетирования
на тему «Ваши спортивные увлечения»
(Приложение В) .
Подведение итогов конкурса семейных стенгазет
«Мы – спортивная семья»
Родители ещё раз просмотрели выставку семенных стенгазет. Подвели итоги конкурса с помощью совместного голосования, посредством жетонов. Итоги конкурса семенных стенгазет «Мы – спортивная семья» следующие:
1-е место – семья
2-е место – семья;
3-е место – семья
Семьи получили благодарственные грамоты за активное участие в конкурсе.
В конце собрания родителям была предложена памятка «Компоненты здорового образа жизни».
«Компоненты здорового образа жизни».
Воспитать ребёнка здоровым – это значит, с самого раннего детства научить его вести здоровый образ жизни:
• рациональный режим;
• систематические физкультурные занятия;
• закаливание;
• правильное питание;
• благоприятная психологическая обстановка в семье – хорошие дружеские отношения, доверие и взаимопонимание, желание поделиться своими проблемами с близкими людьми, возможность найти поддержку и помощь, совместное проведение досуга.
Решение собрания:
1. Родителям вести здоровый образ жизни, воспитывать своих детей формируя у них ценностное отношение к здоровью.
2. Родителям записать своих детей в спортивные секции.
3. Родителям принимать активное участие в спортивных мероприятиях школы и города.
4. Учителю продолжать воспитательно-оздоровительную работу с учениками в классе. Пополнять коллекцию экспонатов мини музея спорта.
5. Семьям участницам в конкурсе стенгазет «Мы – спортивная семья» вручить благодарственные грамоты.
Председатель ___ Секретарь ___
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Лазурненская средняя общеобразовательная школа»
ПРОГРАММА КУРСА
ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
(ОБЩЕИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ)
«Умники и умницы»
срок реализации рабочей программы – 4 года
Разработана ШМО начальных классов
Программа разработана на основе Примерных программ по внеурочной деятельности Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование / [В.А. Горский, А.А. Тимофеев, Д.В. Смирнов и др.]; под ред. В.А. Горского. – М.: Просвещение, 2010) и программы курса «Юным умникам и умницам» автора О.А. Холодовой (Холодова О.А. Юным умникам и умницам. Программа курса «РПС». – М.: Москва РОСТ, 2014).
1.Планируемые результаты реализации внеурочной деятельности
Общеинтеллектуальное направление «Умники и умницы».
Основной целью курса является освоение обучающимися познавательных и коммуникативных универсальных учебных действий, обеспечивающих овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться. Данный курс должен привить навыки самостоятельного поиска решений, побуждать к самостоятельным выводам. Курс предполагает формировать у младшего школьника навык смыслового чтения текстов, готовность слушать собеседника и вести диалог, решать математические задачи повышенной трудности.
Формы достижения воспитательных результатов во внеурочной деятельности
Общеинтелектуальное
1.Познавательные беседы, предметные факультативы, олимпиады.
2.Дидактический театр, общественный смотр знаний, интеллектуальный клуб «Что? Где? Когда?».
3.Детские исследовательские проекты, внешкольные акции познавательной направленности (конференции учащихся, интеллектуальные марафоны и т. П.).
4.Образовательная экскурсия, туристическая поездка, краеведческий кружок.
5.Туристский поход, краеведческий клуб.
6. Викторины, познавательные игры, познавательные беседы.
Общекультурное
1.Культпоходы в театры, музеи, концертные залы, галерею.
2.Концерты, инсценировки, праздничные «огоньки» на уровне класса и школы.
3.Занятия объединений художественного творчества.
4.Художественные выставки, фестивали искусств, спектакли в классе, школе.
Ожидаемые результаты внеурочной деятельности Каждая программа внеурочной деятельности содержит планируемые результаты освоения той или иной программы, все они отражают результаты усвоения основной образовательной программы учащимися, на что и направлена вся внеурочная деятельность. Отсюда и вытекают ожидаемые результаты внеурочной деятельности по следующим видам результатов
Личностные результаты | Метапредметные результаты |
1. Готовность и способность обучающихся к саморазвитию. 2.Сформированность мотивации к обучению и познанию. 3. Ценностно-смысловые установки обучающихся, отражающие их индивидуально- личностные позиции. 4. Социальные компетенции, личностные качества. 5. Сформированность основ гражданской идентичности. | Освоение обучающимися универсальных учебных действий (познавательных, регулятивных и коммуникативных), обеспечивающих овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться, и межпредметными понятиями. |
Данные результаты должны отражать | |
1) формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентации; 2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий; 3) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов; 4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире; 5) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения; 6) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе; 7) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств; 8) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально- нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; 9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций; 10) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям | 1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления; 2) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера; 3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; 4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха; 5) освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии; 6) использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач; 7) активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (далее - ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач; 8) использование различных способов и графическим сопровождением; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета; 9) овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров 10) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, 11) готовность слушать собеседника и вести диалог; 12) адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих; 13) готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества; 14) овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами; 15) умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования |
Увеличение числа детей, охваченных организованным досугом; воспитание уважительного отношения к родному дому, к школе, селу; воспитание у детей толерантности, навыков здорового образа жизни; формирование чувства гражданственности и патриотизма, правовой культуры, осознанного отношения к профессиональному самоопределению; развитие социальной культуры учащихся через систему ученического самоуправления и реализация, в конечном счете, основной цели программы – достижение обучащимися необходимого для жизни в обществе социального опыта и формирование в них принимаемой обществом системы ценностей. Проблема использования свободного времени подрастающего поколения в целях всестороннего воспитания и развития всегда были насущными для общества. Воспитание детей происходит в любой момент их деятельности. Однако наиболее продуктивно это воспитание осуществлять в свободное от обучения время. Таким образом, внеурочная деятельность младших школьников должна быть направлена на их культурно-творческую деятельность и духовно- нравственный потенциал, высокий уровень самосознания. Дисциплины, способности сделать правильный нравственный выбор
В школе созданы условия для внеурочной деятельности обучающихся и организации дополнительного образования. Вся система работы школы по данному направлению призвана предоставить возможность:
- свободного выбора детьми программ, объединений, которые близки им по природе, отвечают их внутренним потребностям;
- помогают удовлетворить образовательные запросы, почувствовать себя успешным, реализовать и развить свои таланты, способности.
- стать активным в решении жизненных и социальных проблем, уметь нести ответственность за свой выбор.
Программа представляет собой комплексную образовательную программу, которая предполагает последовательный переход от воспитательных результатов первого уровня к результатам третьего уровня в различных видах внеурочной деятельности. Образовательные результаты внеурочной деятельности могут быть трёх уровней.
Первый уровень результатов – приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.п.), понимания социальной реальности и повседневной жизни. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие ученика со своими учителями (в основном и дополнительном образовании) как значимыми для него носителями социального знания и повседневного опыта.
Второй уровень результатов – формирование позитивных отношений школьника к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет равноправное взаимодействие школьника с другими школьниками на уровне класса, школы, то есть в защищенной, дружественной ему просоциальной среде. Именно в такой близкой социальной среде ребенок получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретенных социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает).
Третий уровень результатов – получение школьником опыта самостоятельного социального действия. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьника с социальными субъектами за пределами школы, в открытой общественной среде.
Личностными результатами изучения курса является формирование следующих умений:
- Определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы).
- В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.
Метапредметными результатами изучения курса являются формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
- Определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя.
- Проговаривать последовательность действий .
- Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией рабочей тетради.
- Учиться работать по предложенному учителем плану.
- Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.
- Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей.
Познавательные УУД:
- Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.
- Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).
- Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную от учителя.
- Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.
- Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать такие математические объекты, как числа, числовые выражения, равенства, неравенства, плоские геометрические фигуры.
- Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять математические рассказы и задачи на основе простейших математических моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем); находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем).
Коммуникативные УУД:
- Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).
- Слушать и понимать речь других.
- Читать и пересказывать текст.
- Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
- Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Предметными результатами изучения курса являются формирование следующих умений.
- описывать признаки предметов и узнавать предметы по их признакам;
-выделять существенные признаки предметов;
-сравнивать между собой предметы, явления;
-обобщать, делать несложные выводы;
-классифицировать явления, предметы;
-определять последовательность событий;
-судить о противоположных явлениях;
-давать определения тем или иным понятиям;
-определять отношения между предметами типа «род» - «вид»;
-выявлять функциональные отношения между понятиями;
-выявлять закономерности и проводить аналогии.
Предполагаемые результаты:
- повышение качества образования;
- участие в школьных и районных олимпиадах;
- создание условий поверить в собственный талант и неповторимость;
- повышение уровня готовности к сдаче мониторингового обследования в конце курса начальной школы
2. Содержание изучаемого курса внеурочной деятельности
В основе построения курса лежит принцип разнообразия творческо-поисковых задач. При этом основными выступают два следующих аспекта разнообразия: по содержанию и по сложности задач.
Развитие восприятия. Развитие слуховых, осязательных ощущений. Формирование и развитие пространственных представлений. Развитие умение ориентироваться в пространстве листа. Развитие фонематического слуха. Развитие восприятия времени, речи, формы, цвета, движения. Формирование навыков правильного и точного восприятия предметов и явлений. Тренировочные упражнения и дидактические игры по развитию восприятия и наблюдательности.
Развитие памяти. Диагностика памяти. Развитие зрительной, слуховой, образной, смысловой памяти. Тренировочные упражнения по развитию точности и быстроты запоминания, увеличению объёма памяти, качества воспроизведения материала.
Развитие внимания. Диагностика произвольного внимания. Тренировочные упражнения на развитие способности переключать, распределять внимание, увеличение объёма устойчивости, концентрации внимания.
Развитие мышления. Формирование умения находить и выделять признаки разных предметов, явлений, узнавать предмет по его признакам, давать описание предметов, явлений в соответствии с их признаками. Формирование умения выделять главное и существенное, умение сравнивать предметы, выделять черты сходства и различия, выявлять закономерности. Формирование основных мыслительных операций: анализа, синтеза, сравнения, классификации, обобщения, умения выделять главное и существенное на основе развивающих заданий и упражнений, путем решения логических задач и проведения дидактических игр.
Развитие речи. Развитие устойчивой речи, умение описывать то, что было обнаружено с помощью органов чувств. Обогащение и активизация словаря учащихся. Развитие умения составлять загадки, небольшие рассказы- описания, сочинять сказки. Формирование умения давать несложные определения понятиям.
Материал занятия в 1 классе рассчитан на 35 минут, во 2-4 классах на 45 минут. Во время занятий у ребенка происходит становление развитых форм самосознания, самоконтроля и самооценки. Отсутствие отметок снижает тревожность и необоснованное беспокойство учащихся, исчезает боязнь ошибочных ответов. В результате у детей формируется отношение к данным занятиям как к средству развития своей личности. Данный курс состоит из системы тренировочных упражнений, специальных заданий, дидактических и развивающих игр. На занятиях применяются занимательные и доступные для понимания задания и упражнения, задачи, вопросы, загадки, игры, ребусы, кроссворды и т.д. , что привлекательно для младших школьников.
Основное время на занятиях занимает самостоятельное решение детьми поисковых задач. Благодаря этому у детей формируются умения самостоятельно действовать, принимать решения, управлять собой в сложных ситуациях.
На каждом занятии проводится коллективное обсуждение решения задачи определенного вида. На этом этапе у детей формируется такое важное качество, как осознание собственных действий, самоконтроль, возможность дать отчет в выполняемых шагах при решении задач любой трудности.
На каждом занятии после самостоятельной работы проводится коллективная проверка решения задач. Такой формой работы создаются условия для нормализации самооценки у всех детей, а именно: повышения самооценки у детей, у которых хорошо развиты мыслительные процессы, но учебный материал усваивается в классе плохо за счет отсутствия, например, внимания. У других детей может происходить снижение самооценки, потому что их учебные успехи продиктованы, в основном, прилежанием и старательностью,
В курсе используются задачи разной сложности, поэтому слабые дети, участвуя в занятиях, могут почувствовать уверенность в своих силах (для таких учащихся подбираются задачи, которые они могут решать успешно).
Ребенок на этих занятиях сам оценивает свои успехи. Это создает особый положительный эмоциональный фон: раскованность, интерес, желание научиться выполнять предлагаемые задания.
Задания построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим, различные темы и формы подачи материала активно чередуются в течение урока. Это позволяет сделать работу динамичной, насыщенной и менее утомляемой.
В системе заданий реализован принцип «спирали», то есть возвращение к одному и тому же заданию, но на более высоком уровне трудности. Задачи по каждой из тем могут быть включены в любые занятия другой темы в качестве закрепления. Изучаемые темы повторяются в следующем учебном году, но даются с усложнением материала и решаемых задач.
Для проведения занятий разработан учебно-методический комплект, состоящий из следующих учебных пособий:
а) двух рабочих тетрадей для учащихся на печатной основе;
б) методического руководства для учителя, в котором излагается один из возможных вариантов работы с заданиями, помещенными в тетрадях.
В предлагаемом пособии создана система учебных заданий и задач, направленных на развитие познавательных процессов у младших школьников с целью усиления их математического развития, включающего в себя умение наблюдать, сравнивать, обобщать, находить закономерности, строя простейшие предположения; проверять их, делать выводы, иллюстрировать их примерами. В рабочие тетради включены специально подобранные нестандартные задачи, направленные на развитие познавательных процессов у младших школьников. Часть заданий отобрана из учебной и педагогической литературы отечественных и зарубежных, авторов и переработана с учетом возрастных особенностей и возможностей детей 6-10 лет, часть - составлена автором пособия.
В процессе выполнения каждого задания происходит развитие почти всех познавательных процессов, но каждый раз акцент делается на каком-то одном из них. Учитывая это, все задания условно можно разбить на несколько групп:
- задания на развитие внимания;
- задания на развитие памяти;
- задания на совершенствование воображения;
- задания на развитие логического мышления.
Задания на развитие внимания
К заданиям этой группы относятся различные лабиринты и целый ряд игр, направленных на развитие произвольного внимания детей, объема внимания, его устойчивости, переключения и распределения.
Выполнение заданий подобного типа способствует формированию таких жизненно важных умений, как умение целенаправленно сосредотачиваться, вести поиск нужного пути, оглядываясь, а иногда и возвращаясь назад, находить самый короткий путь, решая двух - трехходовые задачи.
Задания, развивающие память
В рабочие тетради включены упражнения на развитие и совершенствование слуховой и зрительной памяти. Участвуя в играх, школьники учатся пользоваться своей памятью и применять специальные приемы, облегчающие запоминание. В результате таких занятий учащиеся осмысливают и прочно сохраняют в памяти различные учебные термины и определения. Вместе с тем у детей увеличивается объем зрительного и слухового запоминания, развивается смысловая память, восприятие и наблюдательность, закладывается основа для рационального использования сил и времени.
Задания на развитие и совершенствование воображения
Развитие воображения построено в основном на материале, включающем задания геометрического характера;
- дорисовывание несложных композиций из геометрических тел или линий, не изображающих ничего конкретного, до какого-либо изображения;
- выбор фигуры нужной формы для восстановления целого;
- вычерчивание уникурсальных фигур (фигур, которые надо начертить, не отрывая карандаша от бумаги и не проводя одну и ту же линию дважды);
- выбор пары идентичных фигур сложной конфигурации;
- выделение из общего рисунка заданных фигур с целью выявления замаскированного рисунка;
- деление фигуры на несколько заданных фигур и построение заданной фигуры из нескольких частей, выбираемых из множества данных;
- складывание и перекладывание спичек с целью составления заданных фигур.
Совершенствованию воображения способствует работа с изографами (слова записаны буквами, расположение которых напоминает изображение того предмета, о котором идет речь) и числограммы (предмет изображен с помощью чисел).
Задания, развивающие мышление
Приоритетным направлением обучения в начальной школе является развитие мышления. С этой целью в рабочих тетрадях приведены задания, которые позволяют на доступном детям материале и на их жизненном опыте строить правильные суждения и проводить доказательства без предварительного теоретического освоения самих законов и правил логики. В процессе выполнения таких упражнений дети учатся сравнивать различные объекты, выполнять простые виды анализа и синтеза, устанавливать связи между понятиями, учатся комбинировать и планировать. Предлагаются задания, направленные на формирование умений работать с алгоритмическими предписаниями (шаговое выполнение задания).
Модель занятия курса такова:
«МОЗГОВАЯ ГИМНАСТИКА» (1-2 минуты).
Выполнение упражнений для улучшения мозговой деятельности является важной частью занятия по РПС. Исследования ученых убедительно доказывают, что под влиянием физических упражнений улучшаются показатели различных психических процессов, лежащих в основе творческой деятельности: увеличивается объем памяти, повышается устойчивость внимания, ускоряется решение элементарных интеллектуальных задач, убыстряются психомоторные процессы.
РАЗМИНКА (3 минуты).
Основной задачей данного этапа является создание у ребят определенного положительного эмоционального фона, без которого эффективное усвоение знаний невозможно. Поэтому вопросы, включенные в разминку, достаточно легкие. Они способны вызвать интерес у детей, и рассчитаны на сообразительность, быстроту реакции, окрашены немалой долей юмора. Но они же и подготавливают ребенка к активной учебно-познавательной деятельности.
тренировка и развитие психических механизмов, лежащих в основе познавательных способностей, памяти, внимания, воображения, МЫШЛЕНИЯ (15минут)
Используемые на этом этапе занятия задания не только способствуют развитию этих так необходимых качеств, но и позволяют, неся соответствующую дидактическую нагрузку, углублять знания ребят, разнообразить методы и приемы познавательной деятельности, выполнять логически-поисковые и творческие задания. Все задания подобраны так, что степень их трудности увеличивается от занятия к занятию.
ВЕСЕЛАЯ ПЕРЕМЕНКА (3-5 минут)
Динамическая пауза, проводимая на данных занятиях, будет не только развивать двигательную сферу ребенка, но и способствовать развитию умения выполнять несколько различных заданий одновременно.
ПОСТРОЕНИЕ ПРЕДМЕТНЫХ КАРТИНОК, ШТРИХОВКА (15 минут)
На данном этапе занятия ребята штрихуют предметы, которые они нарисовали или построили при помощи трафаретов с вырезанными геометрическими фигурами. Обведение по геометрическому трафарету фигур, предметов помогает ребятам рисовать предметы с натуры, они не искажают пропорции и форму. Штриховка же не только подводит детей к пониманию симметрии, композиции в декоративном рисовании, но и формирует и совершенствует тонкую моторику кисти и пальцев рук. Составление, моделирование и штриховка предметов и попутное составление ребятами небольших рассказов по теме, продолжение начатого рассказа, работа над словом, словосочетанием, - это и способ развития речи, и овладение выразительными свойствами языка. Тренируя тонкую моторику рук, ребята одновременно развивают устную речь.
2.Тематическое планирование
1 класс 66 часов
№ занятия | Развиваемые способности | Количество часов | Дата | ||
1 | Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления. | 1 | |||
2 | Развитие концентрации внимания. Графический диктант. | 1 | |||
3 | Тренировка внимания. Развитие мышления. Графический диктант. | 1 | |||
4 | Тренировка слуховой памяти. Развитие мышления. Графический диктант. | 1 | |||
5 | Тренировка зрительной памяти. Развитие мышления. Графический диктант. | 1 | |||
6 | Развитие аналитических способностей. Совершенствование мыслительных операций. | 1 | |||
7 | Совершенствование воображения. Задание по перекладыванию спичек. | 1 | |||
8 | Развитие логического мышления. Совершенствование мыслительных операций. Графический диктант. | 1 | |||
9 | Развитие концентрации внимания. Развитие мышления. Графический диктант. | 1 | |||
10 | Тренировка внимания. Развитие мышления. Графический диктант. | 1 | |||
11 | Развитие слуховой памяти. Развитие мышления. Графический диктант. | 1 | |||
12 | Тренировка зрительной памяти. Развитие мышления. Графический диктант. | 1 | |||
13 | Развитие аналитических способностей. Совершенствование мыслительных операций. | 1 | |||
14 | Совершенствование воображения. Задания по перекладыванию спичек. | 1 | |||
15 | Совершенствование мыслительных операций. Графический диктант. | 1 | |||
16 | Развитие концентрации внимания. Развитие мышления. | 1 | |||
17 | Тренировка внимания. Развитие мышления. Графический диктант. | 1 | |||
18 | Тренировка слуховой памяти. Развитие мышления. Графический диктант | 1 | |||
19 | Тренировка зрительной памяти. Развитие мышления.Графический диктант. | 1 | |||
20 | Развитие аналитических способностей. Совершенствование мыслительных операций. | 1 | |||
21 | Совершенствование воображения. Задания по перекладыванию спичек. | 1 | |||
22 | Развитие логического мышления. Совершенствование мыслительных операций. Графический диктант | 1 | |||
23 | Развитие концентрации внимания. Развитие мышления. Графический диктант | 1 | |||
24 | Тренировка внимания. Развитие мышления. Графический диктант | 1 | |||
25 | Тренировка слуховой памяти. Развитие мышления. Графический диктант | 1 | |||
26 | Тренировка зрительной памяти. Развитие мышления. Графический диктант | 1 | |||
27 | Развитие аналитических способностей. Графический диктант | 1 | |||
28 | Совершенствование воображения. Рисуем по образцу | 1 | |||
29 | Развитие логического мышления. Графический диктант | 1 | |||
30 | Развитие концентрации внимания. Развитие мышления. Графический диктант | 1 | |||
31 | Тренировка внимания. Развитие мышления. Графические диктанты | 1 | |||
32 | Тренировка слуховой памяти. Развитие мышления. Графический диктант | 1 | |||
33 | Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления на конец | 1 | |||
Итого | 66 часов |
2 класс 68 часов
№ занятия | Развиваемые способности | Количество часов | |
1 | Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления. | 1 | |
2 | Развитие концентрации внимания. Совершенствование мыслительных операций. | 1 | |
3 | Тренировка внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие аналитических способностей. | 1 | |
4 | Тренировка слуховой памяти.Развитие аналитических способностей и способности рассуждать | 1 | |
5 | Тренировка зрительной памяти. Совершенствование мыслительных операций. | 1 | |
6 | Развитие аналитических способностей и способности рассуждать | 1 | |
7 | Развитие наглядно-образного мышления. Ребусы. . | 1 | |
8 | Развитие быстроты реакции. Совершенствование мыслительных операций. | 1 | |
9 | Развитие концентрации внимания. Совершенствование мыслительных операций. | 1 | |
10 | Тренировка внимания. Совершенствование мыслительных операций. | 1 | |
11 | Тренировка слуховой памяти. Совершенствование мыслительных операций. | 1 | |
12 | Тренировка зрительной памяти. Совершенствование мыслительных операций. | 1 | |
13 | Развитие логического мышления. Обучение поиску закономерностей. | 1 | |
14 | Совершенствование воображения. Развитие наглядно-образного мышления. Ребусы. | 1 | |
15 | Развитие быстроты реакции. Совершенствование мыслительных операций. | 1 | |
16 | Развитие концентрации внимания. Совершенствование мыслительных операций. | 1 | |
17 | Тренировка внимания. Совершенствование мыслительных операций. | 1 | |
18 | Тренировка слуховой памяти. Совершенствование мыслительных операций. | 1 | |
19 | Тренировка зрительной памяти. Совершенствование мыслительных операций. | 1 | |
20 | Развитие логического мышления. Обучение поиску закономерностей. | 1 | |
21 | Совершенствование воображения. Развитие наглядно-образного мышления. Ребусы. | 1 | |
22 | Развитие быстроты реакции. Совершенствование мыслительных операций. | 1 | |
23 | Совершенствование мыслительных операций. Развитие аналитических способностей. | 1 | |
24 | Тренировка внимания. Развитие способности рассуждать | 1 | |
25 | Тренировка слуховой памяти.. Развитие аналитических способностей. | 1 | |
26 | Тренировка зрительной памяти. й. Развитие способности рассуждать | 1 | |
27 | Развитие логического мышления. Обучение поиску закономерностей. Развитие аналитических способностей | 1 | |
28 | Совершенствование воображения. Ребусы. | 1 | |
29 | Развитие быстроты реакции. Совершенствование мыслительных операций. | 1 | |
30 | Развитие концентрации внимания. Совершенствование мыслительных операций. | 1 | |
31 | Тренировка внимания. Совершенствование мыслительных операций. | 1 | |
32 | Тренировка слуховой памяти. Совершенствование мыслительных операций. | 1 | |
33 | Тренировка зрительной памяти. Совершенствование мыслительных операций. | 1 | |
34 | Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления на конец учебного года | 1 | |
Итого | 68 часов |
3 класс 68 часов
№ занятия | Развиваемые способности | Количество часов | |
1 | Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления. | 1 | |
2 | Развитие концентрации внимания. Совершенствование мыслительных операций. | 1 | |
3 | Тренировка внимания. Развитие умения решать нестандартные задачи | 1 | |
4 | Тренировка слуховой памяти . Совершенствование мыслительных операций. | 1 | |
5 | Тренировка зрительной памяти. Совершенствование мыслительных операций. | 1 | |
6 | Развитие логического мышления. Обучение поиску закономерностей. | 1 | |
7 | Совершенствование воображения. Развитие наглядно-образного мышления. Ребусы. З | 1 | |
8 | Развитие быстроты реакции. Совершенствование мыслительных операций. | 1 | |
9 | Развитие концентрации внимания. Совершенствование мыслительных операций. | 1 | |
10 | Тренировка внимания. Совершенствование мыслительных операций. | 1 | |
11 | Тренировка слуховой памяти. Совершенствование мыслительных операций. | 1 | |
12 | Тренировка зрительной памяти. Совершенствование мыслительных операций. | 1 | |
13 | Развитие логического мышления. Обучение поиску закономерностей. | 1 | |
14 | Совершенствование воображения. Развитие наглядно-образного мышления. Ребусы. | 1 | |
15 | Развитие быстроты реакции. Совершенствование мыслительных операций. | 1 | |
16 | Развитие концентрации внимания. Совершенствование мыслительных операций. | 1 | |
17 | Тренировка внимания. Совершенствование мыслительных операций. | 1 | |
18 | Тренировка слуховой памяти. Совершенствование мыслительных операций. | 1 | |
19 | Тренировка зрительной памяти. Совершенствование мыслительных операций. | 1 | |
20 | Развитие логического мышления. Обучение поиску закономерностей. | 1 | |
21 | Совершенствование воображения. Развитие наглядно-образного мышления. Ребусы. | 1 | |
22 | Развитие быстроты реакции. Совершенствование мыслительных операций. | 1 | |
23 | Тренировка концентрации внимания. Совершенствование мыслительных операций. | 1 | |
24 | Тренировка внимания. Совершенствование мыслительных операций. | 1 | |
25 | Тренировка слуховой памяти. Совершенствование мыслительных операций. | 1 | |
26 | Тренировка зрительной памяти. Совершенствование мыслительных операций. | 1 | |
27 | Развитие логического мышления. Обучение поиску закономерностей. | 1 | |
28 | Совершенствование воображения. Развитие наглядно-образного мышления. Ребусы. Задания по перекладыванию спичек | 1 | |
29 | Развитие быстроты реакции, мышления. Совершенствование мыслительных операций. | 1 | |
30 | Тренировка концентрации внимания. Совершенствование мыслительных операций. | 1 | |
31 | Тренировка внимания. Совершенствование мыслительных операций. | 1 | |
32 | Тренировка слуховой памяти. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи | 1 | |
33 | Тренировка зрительной памяти. Совершенствование мыслительных операций. | 1 | |
34 | Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления на конец учебного года | 1 | |
Итого | 68ч. |
4 класс 68 часов
№ занятия | Развиваемые способности | Количество часов | |
1 | Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления. | 1 | |
2 | Развитие концентрации внимания. Совершенствование мыслительных операций. | 1 | |
3 | Тренировка внимания. Совершенствование мыслительных операций. | 1 | |
4 | Тренировка слуховой памяти . Совершенствование мыслительных операций. | 1 | |
5 | Тренировка зрительной памяти. Совершенствование мыслительных операций. | 1 | |
6 | Развитие логического мышления. Обучение поиску закономерностей. | 1 | |
7 | Совершенствование воображения. Развитие наглядно-образного мышления. Ребусы. | 1 | |
8 | Развитие быстроты реакции. Совершенствование мыслительных операций. | 1 | |
9 | Развитие концентрации внимания. Совершенствование мыслительных операций. | 1 | |
10 | Тренировка внимания. Совершенствование мыслительных операций. | 1 | |
11 | Тренировка слуховой памяти. Совершенствование мыслительных операций. | 1 | |
12 | Тренировка зрительной памяти. Совершенствование мыслительных операций. | 1 | |
13 | Развитие логического мышления. Обучение поиску закономерностей. | 1 | |
14 | Совершенствование воображения. Развитие наглядно-образного мышления. Ребусы. | 1 | |
15 | Развитие быстроты реакции. Совершенствование мыслительных операций. | 1 | |
16 | Развитие концентрации внимания. Совершенствование мыслительных операций. | 1 | |
17 | Тренировка внимания. Совершенствование мыслительных операций. | 1 | |
18 | Тренировка слуховой памяти. Совершенствование мыслительных операций. | 1 | |
19 | Тренировка зрительной памяти. Совершенствование мыслительных операций. | 1 | |
20 | Развитие логического мышления. Обучение поиску закономерностей. | 1 | |
21 | Совершенствование воображения. Развитие наглядно-образного мышления. Ребусы. | 1 | |
22 | Развитие быстроты реакции. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи | 1 | |
23 | Тренировка концентрации внимания. Совершенствование мыслительных операций. | 1 | |
24 | Тренировка внимания. Совершенствование мыслительных операций. | 1 | |
25 | Тренировка слуховой памяти. Совершенствование мыслительных операций. | 1 | |
26 | Тренировка зрительной памяти. Совершенствование мыслительных операций. | 1 | |
27 | Развитие логического мышления. Обучение поиску закономерностей. | 1 | |
28 | Совершенствование воображения. Развитие наглядно-образного мышления. Ребусы. | 1 | |
29 | Развитие быстроты реакции, мышления. Совершенствование мыслительных операций. | 1 | |
30 | Тренировка концентрации внимания. Совершенствование мыслительных операций. | 1 | |
31 | Тренировка внимания. Совершенствование мыслительных операций. | 1 | |
32 | Тренировка слуховой памяти. Совершенствование мыслительных операций. | 1 | |
33 | Тренировка зрительной памяти. Совершенствование мыслительных операций. | 1 | |
34 | Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления на конец учебного года | 1 | |
Итого | 68ч |
Предварительный просмотр:
Внеклассное мероприятие
«Моя любимая игрушка»
Цель:
- развивать коммуникативные умения учащихся;
- способствовать укреплению единства класса;
- учить строить дружеские отношения с одноклассниками;
- дарить радость другим;
-развивать творческие способности;
- вызвать желание показать и рассказать о своей любимой игрушке.
Оборудование: рисунки и поделки детей; игрушки; разрезанные рисунки пожарника и куклы; рукавички из бумаги; магнитофон.
Ход мероприятия
Дети, сегодня к нам пришли в гости ваши любимые игрушки. На доске рисунки ваших игрушек. Давайте расскажем о своей игрушке (по плану):
- Название игрушки?
- Откуда она появилась?
- Как ты с ней играешь?
Игрушек много, все нужны, все важны.
Учитель читает стих.
Тьма игрушек у меня: Ванька-встанька, два коня
Пёстрый мячик, толстый мальчик, мишка, зайка, кукла Майка.
Иногда я папу с мамой приглашаю поиграть.
Но молчит голыш упрямый – не желает отвечать.
Когда дуется, молчит, мишка хнычет и ворчит.
Говорю я мишке, зайке, двум лошадкам, кукле Майке:
Так упрямиться НЕЛЬЗЯ! Папа с мамой нам друзья!
Чтение стихов детьми об игрушках.
1.Уронили мишку на пол, 8. Зайку бросила хозяйка-
Оторвали мишке лапу. Под дождём остался зайка.
Всё равно его не брошу - Со скамейки слезть не мог,
Потому что он хороший. Весь до ниточки промок.
2.Идёт бычок качается , 9. У меня живёт козлёнок,
Вздыхает на ходу. Я сама его пасу.
-Ой, доска качается, Я козлёнка в сад зелёный
Сейчас я упаду. Рано утром отнесу.
Он заблудится в саду-
3.Спать пора! Уснул бычок, Я в траве его найду.
Лёг в коробку на бочок.
Сонный мишка лёг в кровать, 10.Матроская шапка,
Только слон не хочет спать. Верёвка в руке,
Головой кивает слон, Тяну я кораблик
Он слонихе шлёт поклон. По быстрой реке.
И скачут лягушки
За мной по пятам
4.Самолёт построим сами, И просят меня:
Понесёмся над лесами, Прокати, капитан!
Понесёмся над лесами,
А потом вернёмся к маме.
5.Я люблю свою лошадку,
Причешу ей шёрстку гладко,
Гребешком приглажу хвостик
И верхом поеду в гости.
6.Нет, напрасно мы решили
прокатить кота в машине:
Кот кататься не привык-
Опрокинул грузовик.
7.Наша Таня громко плачет:
Уронила в речку мячик.
-Тише , Танечка, не плачь,
Не утонет в речке мяч.
Поём песню про Чебурашку.
- Матросская шапка, верёвка в руке, тяну я
Кораблик по быстрой реке.
И скачут лягушки за мной по пятам
И просят меня: «Прокати, капитан!»
- Я с верёвочкой, скакалочкой на солнце скачу.
Я скакалочку за палочки, за ручки кручу.
Ребята, а что нужно делать, чтобы игрушкам у нас хорошо жилось и чтобы вы с ними долго играли? (Беречь, аккуратно с ними обращаться). Не так, как этом стихотворении А. Л. Барто
- Зайку бросила хозяйка, под дождём остался зайка
Со скамейки слезть не мог, весь до ниточки промок.
А вот так!
- Медвежаток я взяла, посадила у стола.
Угощайтесь, медвежатки, ешьте мёд хороший, сладкий.
Тихо. Тихо. Тишина. Кукла бедная больна:
Кукла бедная больна, просит музыки она.
Спойте, что ей нравится и она поправится.
Поём и танцуем «Мишка с куклой».
- Нет, напрасно мы решили прокатить кота в машине.
Кот кататься не привык, опрокинул грузовик.
Самолёт построим сами, понесёмся над лесами,
Понесёмся над лесами, а потом вернёмся к маме.
Ты вертись моя вертушка, самодельная игрушка.
Я бегу с тобой по парку, мне и веселей и жарко.
Тара-бара-бара-банил мой весёлый барабан.
Он недолго барабанил и улёгся на диван.
А потом гармошка гармонила немножко
И дудела дудка только три минутки.
Почему же наш сосед, говорит: «Покоя нет!»
Петушок, петушок, золотой гребешок
Масляна головушка, шёлкова бородушка.
Этой куклы кто не знает? Лучше куклы не найдёшь
Сразу глазки открывает, только на руки берешь.
И хоть слёз у куклы нету, плачет девочка моя:
- Мама, мама! Где ты, где ты?
Ну, а мама – это я!
Подарили нашей Варе шарки с красным петушком.
Ой какой красивый шарик!
Все мечтают о таком!
- Я люблю свою лошадку, причешу ей шерстку гладко,
Гребешком приглажу хвостик и верхом поеду в гости.
Наша Маша рано встала, кукол всех пересчитала.
Две матрёшки на окошке, две Аринки на перинке,
Две Танюшки на подушке,
А Петрушка в колпачке на дубовом сундучке.
Спать пора! Уснул бычок, лёг в кроватку на бочок,
Сонный Мишка лёг в кровать, только слон не хочет
Спать: головой кивает слон он слонихе шлёт поклон.
Поём песню «Спят усталые игрушки».
Игрушки отдыхают, нам самое время поиграть.
Играем в потеряшки (цепочка загадок).
На доске напечатано заранее: МАМА-ДРУГ-ЛИАНЫ-СЛОНЁНКА-ПРЯТКИ-КУСТАМ-МАЛЫШИ-ПРОХОЖИХ-ДОМ-ПРОЩАЕТ-ТИГР-КАМЫШИ-НОЧЬ-ДРАКОН-ПАП.
Каждый маленький ребёнок-
Бегемотик и слоненок-
Знает, что он лучший самый
Для своей любимой…
Мама с малышом гуляет,
Но шалить не позволяет.
Если стало скучно вдруг,
Значит, срочно нужен…
В джунглях друг всегда найдется,
Чтоб кусаться и бороться,
Есть кокосы и бананы
Забираться на …
На лиановых качелях
Обезьянки ввысь взлетели,
Но лианы слишком тонки,
Чтобы выдержать…
А слоненок не в обиде-
Если мама не увидит,
Съест он тонну фруктов сладких.
Раз, два, три! Играем в …
В прятки все играть хотят!
И, пока их мамы спят,
На поляне где-то там,
Разбежались по…
А в кустах средь сочных трав
Отдыхает змей удав.
И услышав «Ши-пши-пши»,
Испугались…
Малыши бежать пустились,
По пути с дороги сбились-
Много троп в лесу похожих,
Надо расспросить…
А прохожих в джунглях много.
Можно встретить носорога
И спросить его о том,
Где искать родимый…
Дом зверятам очень нужен,
Ждут их там обед и ужин,
Папа всех в нем защищает,
Мама всё всегда…
Но простят ли мамы, если
Дети их совсем исчезли?
Может, после шумных игр
Съел их полосатый…
Тигр ни в чем не признается,
Над тревогой мам смеется.
Говорит, что малыши
Убежали в …
В камышах живут лягушки.
Три квакушки-попрыгушки
Мамам не хотят помочь.
А уже спустилась…
Ночь – темнее не бывает!
Кто-то в чаще завывает.
Неужели это он-
Трехголовый злой …
Коль дракон детей обидит,
Бела света не увидит!
Чтоб не вырвался из лап,
Мамы звать решили…
Папы в темноте подкрались,
Но с драконом не подрались-
Страшный шум в ночной тиши
Издавали малыши!
Громко топали, рычали,
Палкой по стволу стучали,
Чтобы все их испугались,
Съесть на ужин не пытались.
«Путаница» Исправьте ошибку в стихах.
- Наша Маша громко плачет: уронила в речку мячик.
- Идёт медведь качается, вздыхает на ходу: ох, доска кончается, сейчас я упаду.
- Зайку бросила лентяйка, под дождём остался зайка.
- Уронили Ваську на пол, оторвали Ваське лапу.
Ребята, мы играем не только теми игрушками, которые нам покупают или дарят, но и «оживляем» героев своих любимых сказок.
Игра «Угадай, как меня зовут?»
- Появилась в чашечке цветка, а была чуть больше ноготка? (Дюймовочка)
- Я большой друг Чебурашки? (Крокодил Гена)
- Кукла с голубыми волосами, учительница Буратино? (Мальвина)
- Пожилой, добрый человек, с которым мы встречаемся только 1 раз в году? (Дед Мороз)
Ребята, я знаю, вам нравятся игры, в которых нужно проявлять смекалку, сообразительность, терпение, выдумку.
Проведём игру «Из семи кусочков».
Мальчики собирают разрезанный рисунок пожарника, девочки куклы.
Игра «Найди свою пару».
Рукавицы из бумаги раздать сначала, запомнили свои рисунки на рукавичках, теперь перемешали, разбросали, найди свою пару.
а) только мальчики из всех ищут свои.
б) только девочки из всех ищут свою.
Отгадай загадки об игрушках.
- Бьют его рукой и палкой – никому его не жалко.
А за что беднягу бьют? А за то что он надут. (мяч)
- Он стройный и красивый, у него густая грива.
Жаль нельзя на нём промчаться.
Только можно покачаться, (лошадка)
- Пляшет крошка, всего одна ножка. (юла)
- Он совсем не хочет спать, положу – встаёт опять.
И стоит, качается. Как он называется? (Ванька-встанька)
- Держусь я только на ходу, а если стану – упаду. (велосипед)
- Сам пустой, глосс густой, дробь отбивает, шагать помогает, (барабан)
Игры:
- Шар передаём по кругу, музыка останавливается, в круг. (Как наберём 5 человек, стих или песня).
- Шар зажать между коленями и прыгать как кенгуру.
- На доске горох с завязанными глазами нарисуй в нём горошины.
- Бег вагончиком-змейкой.
Сначала 1 добегает до стены и назад, берёт второго туда и назад, берут третьего и так чья команда быстрее всех перевезёт.
Ребята ваши игрушки уже заскучали, разбирайте свои игрушки и пойдемте пить чай с ватрушками.