Мои публикации

Каюмова Резида Исмагиловна

Роль театра в воспитании подрастающего поколения

Школьный театр как эффективная модель воспитания и образования

Скачать:


Предварительный просмотр:

Каюмова Р.И., Минуллина Л.Ф.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Лицей №1 Зеленодольского муниципального района РТ», г. Зеленодольск

Роль театра в воспитании подрастающего поколения

«Театр - искусство прекрасное. Оно облагораживает, воспитывает человека. Тот, кто любит театр по настоящему, всегда уносит из него запас мудрости и доброты» (К. С. Станиславский)

Театральная деятельность – это самый распространённый вид детского творчества. Она близка и понятна ребёнку, глубоко лежит в его природе и находит своё отражение стихийно, потому что связана с игрой. 

Театр, как никто другой! - возвращает нас к исконным корням. Он – единственный, сохраняющий и культивирующий народную мудрость вне зависимости от национальной принадлежности. В опосредованной форме он учит детей быть честными и добрыми, устремлёнными и трудолюбивыми, способными по – настоящему оценить и полюбить богатство родного слова.
Театр обладает огромным благожелательным воздействием на эмоциональный мир ребёнка. Всякую свою выдумку, впечатление из окружающей жизни ребёнку хочется воплотить в живые образы и действия. Входя в образ, он играет любые роли, стараясь подражать тому, что видел и что его заинтересовало, и получая огромное наслаждение.

Во время занятий театрализованной деятельностью развивается любознательность, стремление к познанию нового и интересного, усваивается новая информация, настойчивость и целеустремлённость. У ребёнка развивается умение комбинировать образы, интуиция, смекалка и изобретательность.

Театральные игры развивают умение действовать согласованно, пробуждают активность и находчивость у детей, помогают ориентироваться в заданном пространстве. Очень важный момент – игра должна быть коллективной, но при этом каждый участник игры должен чувствовать к себе индивидуальное внимание (обязательно в ходе занятий выделите хотя бы раз из группы занимающихся каждого и найдите, за что похвалить его) – это просто необходимо в работе с детьми данного возраста.

Игра — жизненная школа ребенка, воспитывающая его духовно и физически. Значение ее огромно для выработки характера и миросозерцания будущего человека. Игру можно рассматривать как первичную драматическую форму, отличающуюся той драгоценной особенностью, что артист, зритель, автор пьесы, декоратор и техник соединены в одном лице. В ней творчество ребенка имеет характер синтеза, — его интеллектуальная, эмоциональная и волевая области возбуждены с непосредственной силой жизни, без излишнего одновременного напряжения его психики.

Немаловажное значение в театральном коллектива имеют речевые игры, они  строятся на любом речевом материале, более всего для этого подойдут чистоговорки, скороговорки, потешки, которые можно «досочинять» и обыграть вместе с детьми. 

Театр - это игра. Игра - современное средство диагностики психического состояния ребенка, его личностного развития, но это и превосходный метод коррекции тех или иных дефектов, недостатков, отставания в развитии. Через игру ребенок учится разрешать жизненные ситуации, связанные с общением, учиться искать решение проблемы вместе с друзьями и взрослыми, действовать в меняющихся условиях, находить общий язык, договариваться, осознавать причинно-следственные связи в жизни. Очень важен показ неоднозначности возможных решений.

Список используемых источников:

  1. Щуркова Н.Е., Мухин М.И., Желаннова А.В.Новое воспитание в новой школе. - М., 2012. - 264с.
  2. интернет – ресурсы: https://xn--80agdcxgsce1a6ewe.xn--p1ai/articles/8036



Предварительный просмотр:

Каюмова Р.И., Минуллина Л.Ф.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Лицей №1 Зеленодольского муниципального района РТ», г. Зеленодольск

Школьный театр как эффективная модель воспитания и образования

Театр поучает так, как этого не сделать толстой книге. (Вольтер)

Школьный театр – это особый мир в пространстве образовательного учреждения. Театральная деятельность в школе – путь ребёнка в общечеловеческую культуру, к нравственным ценностям своего народа. Основным предназначением театра в школе является воспитание творчески активной и гармонично развитой личности.

Школа сегодня является одним из крупнейших центров нравственно-интеллектуального воспитания, поэтому возникает необходимость в разнообразии способов организации досуга, стремление сделать их общественно значимыми, что и придает особую актуальность и практическую значимость. Всё это натолкнуло на мысль о создании школьного театра как средства вовлечения детей в общечеловеческую культуру. Средствами художественного творчества в любительском театре решаются задачи повышения общей культуры школьников, происходит знакомство их с литературой и драматургией, музыкой и изобразительным искусством, правилами этикета, обрядами и традициями. В современной педагогике театр все чаще привлекается для решения адаптационных и коммуникационных задач. Детский театральный коллектив рассматривается как развивающая среда, как средство образования, воспитания и психологической коррекции личности ребенка. Дети становятся смелыми и уверенными в себе, могут петь и танцевать, становятся подвижными и активными. Этот момент преодоления себя, своего комплекса, очень важен.

Именно театрализованная игра как динамическая целостность позволяет педагогу осуществлять воспитательный процесс комплексно, в единстве его нравственных, трудовых, познавательных и эстетических вопросов.

Также театральная деятельность в школе помогает ребенку решить многие проблемы в урочной деятельности. Считаем возможным применять театральное искусство в качестве одного из способов развития познавательной деятельности. Ведь театр способен заинтересовать чтением, развить навыки смыслового чтения. Давайте не будем забывать, что чтение - это фундамент всех обозначенных в стандарте компетенций.

Участие в постановках заставляет ребят по-новому прочитать уже известные страницы произведений. Они овладевают способами деятельности в собственных интересах и возможностях, что выражается в их непрерывном самопознании, развитии необходимых современному человеку личностных качеств, формировании психологической грамотности, культуры мышления и поведения. Театральная деятельность помогает бороться с комплексами, излишней застенчивостью, помогает раскрепоститься и найти себя. При этом формируется компетенция личностного самосовершенствования, идет духовное и интеллектуальное саморазвитие.

Именно школьный театр может стать местом, где произойдет становление личностного самосознания, сформируется культура чувств, способность к общению, овладение собственным телом, голосом, пластической выразительностью движений, воспитается чувство меры и вкус, необходимые человеку для успеха в любой сфере деятельности.

Список используемых источников:

1. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии: В 2 т. Т. 1. – М; Педагогика, 1989, с.25-27.

2. интернет – ресурсы: www.teatrbaby.ru