Материалы методических объединений

Горбачева Елена Николаевна

«Социализация и социальная адаптация.
 Проблемы социализации детей раннего возраста».

 

Педагог-психолог: Горбачева Е.Н.

                                                                           1 квалификационная категория

 

Социализация ребенка раннего возраста осуществляется в условиях стихийного воздействия различных жизненных факторов и в условиях воспитания, являющегося ведущим и определяющим ее началом.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: «Социализация и социальная адаптация.
Проблемы социализации детей раннего возраста».

Педагог-психолог: Горбачева Е.Н.

                                                                           1 квалификационная категория

 

Социализация ребенка раннего возраста осуществляется в условиях стихийного воздействия различных жизненных факторов и в условиях воспитания, являющегося ведущим и определяющим ее началом.( слайд№2) Первая ступень социализации и главный источник личностного развития ребенка раннего возраста - семья.( слайд №3) Она - проводник, который передает малышу знания, опыт, ценности, обучает его, помогает приспособиться к жизни и окружающей среде через восприятие семейных отношений. Следующей ступенью социализации является вхождение в общественный, более сложный по своим отношениям, социум – детский сад (слайд №4). Дошкольное учреждение – социальный институт, выполняющий первостепенную роль в социальном воспитании, социализации детей. Адаптация является формой социализации.

 При поступлении в дошкольное учреждение у малышей происходит ломка стереотипов: из знакомой домашней обстановки ребенок попадает в непривычную среду детского сада. Соблюдение режима дня, новые требования, постоянный контакт со сверстниками, совершенно другая обстановка, стиль общения - становятся для малыша источником стрессовых ситуаций. Возрастная незрелость системы адаптационных механизмов детей приводит к психическому напряжению, происходит нарушение в поведении, физиологических процессах, эмоциональном состоянии. (слайд №5)

От того, насколько ребенок в семье подготовлен к переходу в детское учреждение, зависят  течение адаптационного периода, который может продолжаться иногда в течение полугода, и дальнейшее развитие малыша. Изменение образа жизни приводит в первую очередь к нарушению эмоционального состояния. Для адаптационного периода характерны эмоциональная напряженность, беспокойство или заторможенность. Ребенок много плачет, стремится к контакту со взрослыми или, наоборот, раздраженно отказывается от него, сторонится сверстников. Таким образом, его социальные связи оказываются нарушенными. Эмоциональное неблагополучие сказывается на сне, аппетите. Разлука и встреча с родными протекают подчас очень бурно, экзальтированно: малыш не отпускает от себя родителей, долго плачет после их ухода, а приход вновь встречает слезами. Меняется его активность и по отношению к предметному миру: игрушки оставляют его безучастным, интерес к окружающему снижается. Падает уровень речевой активности, сокращается словарный запас, новые слова усваиваются с трудом. Общее подавленное состояние в совокупности с тем обстоятельством, что ребенок попадает в окружение сверстников и подвергается риску инфицирования чужой вирусной флорой, нарушает реактивность организма, приводит к частым болезням.

Проблема адаптации зависит от возраста ребенка, состояния здоровья, уровня развития. Период привыкания детей к ДОУ – неизменно сложная проблема. От того, как пройдет привыкание ребенка к новому распорядку дня, к незнакомым взрослым и сверстникам, зависят его физическое и психическое развитие, дальнейшее благополучное существование в детском саду и в семье.

Адаптация детей к дошкольному учреждению проходит 4 этапа (слайд № 6)

Данные этапы привыкания проходят все малыши, пришедшие в детский сад, но их продолжительность у всех детей разная. Этим и определяются особенности адаптации. В зависимости от продолжительности адаптационного периода можно выделить разные варианты адаптации ребенка к дошкольному учреждению и разделить детей на три группы: группу легкой адаптации, адаптации средней тяжести и группу тяжелой адаптации (слайд №7)

На каждого ребенка ежедневно заполняется адаптационный лист, по которому можно проследить степень адаптации и сделать прогноз по дальнейшему развитию.

Адаптация считается законченной, если:

- Ребенок ест с аппетитом; 
- Быстро засыпает, вовремя просыпается; 
- Эмоционально общается с окружающими. 
- Играет. 

Для социализации ребенка большое значение имеет игра. Элементы игры должны включаться во все виды взаимодействия педагога с детьми, а сама игра – стать основной формой организации разных видов детской деятельности. Игры помогают ребенку адаптироваться в социальной среде. Игра доставляет ребенку удовольствие, радость, а эти чувства являются сильным средством развития и воспитания и залогом эмоционального благополучия. Показателем социализации ребенка дошкольного возраста является овладение игровыми действиями и сформированности игровых отношений в соответствии с возрастом. (слайд№8)

Для того чтобы процесс привыкания к детскому саду не затягивался, необходимо соблюдать принципы  работы по адаптации детей в ДОУ (слайд№9)

Для решения проблем, связанных с адаптацией, необходимо создавать условия:

1. Создание эмоционально благоприятной атмосферы в группе (слайд №10)

2. Работа с родителями (слайд №11)

3.Формирование у ребенка чувства уверенности. (слайд№12) Одна из задач адаптационного периода — помочь ребенку как можно быстрее и безболезненнее освоиться в новой ситуации, почувствовать себя увереннее, хозяином ситуации. А уверенным малыш будет, если узнает и поймет, что за люди его окружают; в каком помещении он живет и т.д. Решению этой задачи, начиная с первого дня пребывания в саду, посвящается все первое полугодие (до января). (слайд №12)

От того, как происходит процесс адаптации  и ранней социализации во многом зависит дальнейшая жизнь человека, так как в этот период примерно на 70% формируется человеческая личность.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Социализация и социальная адаптация. Проблемы социализации детей раннего возраста Педагог-психолог: Е.Н. Горбачева I квалификационная категория

Слайд 2

Социализация – это вхождение ребенка в окружающий мир, в процессе которого ребенок осваивает этот мир и определяет в нем свое место. Социально – личностное развитие ребенка раннего возраста предполагает формирование у него положительного отношения к себе, социальных навыков, развитие игровой деятельности, общение со сверстниками . Социальная адаптация – это процесс и результат активного приспособления индивидуума к условиям социальной среды.

Слайд 3

Первая ступень социализации ребенка –это семья

Слайд 4

Следующая ступень вхождения в социум – это детский сад

Слайд 5

Проблемы адаптации Первая проблема - у детей, поступающих в детский сад, довольно низок уровень нервно-психического развития. Это связано как с особенностями воспитания в семье, так и с биологическими факторами (течение беременности, родов). Наибольшая задержка проявляется в навыках активной речи, в сенсорном развитии, что отрицательно влияет на дальнейшее становление маленького человека. В дошкольном возрасте отмечается замедленное развитие мышления и речи, внимания и памяти, выявляются невысокие показатели интеллектуальной готовности к школе . Вторая проблема связана с различными отклонениями в поведении детей. Она касается сна, аппетита малышей, гипервозбудимых или малоэмоциональных , неконтактных детей, ребят с проявлениями страхов, энуреза , тиков и т. п. Поэтому важно, чтобы воспитатель имел возможность познакомиться с каждым ребенком, узнать его особенности развития и поведения.

Слайд 7

Адаптация детей раннего возраста к дошкольному учреждению проходит 4 этапа. На первом этапе у всех детей наблюдаются признаки неблагополучия в эмоциональной сфере, психологического дискомфорта. Малыши отказываются от общения с другими людьми, от игрушек, болезненно реагируют на расставание с родителями, в группе ведут себя беспокойно, часто капризничают, плачут, постоянно спрашивают про маму, просятся домой. К сверстникам и воспитателю относятся равнодушно или сторонятся их. На следующем этапе дети из множества незнакомых взрослых выделяют для себя воспитателя. Они начинают откликаться на его обращение по имени, реагировать на ласку и предложения поиграть, обращаться к нему за помощью и поддержкой, если возникают затруднения при соблюдении режимных процедур и если что-нибудь не получается. Малыши пытаются найти у воспитателя утешение в своей тоске по дому и разлуке с мамой. На третьем этапе дети начинают активно пользоваться игрушками, которые есть в группе, исследовать незнакомые предметы и окружающую обстановку группы. На последнем четвертом этапе у малышей наблюдается интерес к другим детям, потребность в общении с ними. Дети стремятся привлечь к себе внимание товарища, улыбаются, смеются при встрече с ровесником, заглядывают в глаза, предлагают игрушки стремясь удержать его внимание. Дети начинают интересоваться совместными играми со сверстниками, появляются избирательные симпатии к некоторым детям.

Слайд 8

Степени адаптации легкая адаптация — поведение нормализуется в течение 10—15 дней; ребенок соответственно норме прибавляет в весе, адекватно ведет себя в коллективе, не болеет в течение первого месяца посещения дошкольного учреждения; адаптация средней тяжести — сдвиги нормализуются в течение месяца, ребенок на короткое время теряет в весе; может наступить однократное заболевание длительностью 5—7 дней, есть признаки психического стресса; тяжелая адаптация длится от 2 до 6 месяцев; ребенок часто болеет, теряет уже полученные навыки; может наступить как физическое, так и психическое истощение организма

Слайд 10

Принципы работы по адаптации детей в ДОУ: 1.Тщательный подбор педагогов в формирующихся группах. 2.Предварительное ознакомление родителей с условиями работы ДОУ. 3.Постепенное заполнение групп. 4.Гибкий режим пребывания детей в начальный период адаптации с учетом индивидуальных особенностей детей. 5.Сохранение в первые 2-3 недели имеющихся у малышей привычек. 6.Информирование родителей об особенности адаптации каждого ребенка на основе адаптационных карт.

Слайд 15

Основные направления в развитии ребенка раннего возраста: развитие предметной деятельности; развитие общения со взрослым; развитие познавательной активности; развитие речи; развитие игры; развитие общения со сверстниками; физическое развитие; приобщение к разным видам художественно-эстетической деятельности; развитие личности