Я-Учитель!

Михайлова Алла Олеговна

Эссе

Я – Учитель! Я – патриот!

 

 «Ни одно общество

не может быть хуже, чем

люди, из которых оно состоит».

В. Швебель

 

«- А теперь скажи мне, что это все время ты употребляешь слова «добрые люди? Ты всех, что ли, так называешь?

- Всех, – ответил арестант, - злых людей нет на свете.

- Впервые слышу об этом, - сказал Пилат, усмехнувшись, - но, может быть, я мало знаю жизнь! …. В какой-нибудь из греческих книг ты прочел об этом?

- Нет, я своим умом дошел до этого.

- И ты проповедуешь это?

- Да.

- А вот, например, кентурион Марк, его прозвали Крысобоем, - он – добрый?

- Да – ответил арестант, - он, правда, несчастливый человек. С тех пор как добрые люди изуродовали его, он стал жесток и черств. Интересно бы знать, кто его искалечил.

- Охотно могу сообщить это, - ибо я был свидетелем этого, добрые люди бросались на него, как собаки на медведя. Германцы вцепились ему в шею, в руки, в ноги. Пехотный манипул попал в мешок, и если бы не врубилась с фланга кавалерийская турма, а командовал ею я, - тебе, философ, не пришлось бы разговаривать с Крысобоем. Это было в бою при Идиставизио, в долине Дев.

- Если с ним поговорить, вдруг мечтательно сказал арестант, - я уверен, что он резко бы изменился бы.

- Я полагаю, - отозвался Пилат, - что мало радости ты доставил бы легату легиона, если бы вздумал разговаривать с кем-нибудь из его офицеров или солдат. Впрочем, этого и не случиться, к общему счастью, и первый, кто об этом позаботился бы, буду я».

 

Наверное, немного странно, что я педагог-организатор ОБЖ в свое эссе привожу этот диалог Понтия Пилата и Иешуа из романа Михаила Афанасьевича Булгакова «Мастер и Маргарита». Я ведь не филолог, но именно этот фрагмент гениального романа зацепил меня, тот самый первый раз, когда я его прочитала. Я потом не один раз его перечитывала и, порой, мне кажется, что в этом небольшом отрывке и заключена педагогическая парадигма. Думаю что в этом диалоге заключено главное предназначение учителя – взрастить из своих учеников добрых не изуродованных морально людей. Наверное, кто-то возразить, мол, доброму человеку в современном обществе выжить трудно или даже не возможно, кому сейчас нужна эта доброта.

«На добрых людях свет держится», всем знакома эта пословица. Свет – это общество, значит, общество держится на добрых людях. Мне кажется, что сейчас в современном обществе такая нравственная категория как доброта, человеколюбие уходит на задворки сознания человека современной формации. В своей душе, в мыслях я протестую против этого. Но протестовать внутри себя – мало, необходимо действовать на практике. Должна ли доброта быть одной из ведущей, если не ключевой компетенцией для подрастающего поколения? Лично для меня как для учителя ответ однозначен – должна!

Известно, что общество не стоит на одном месте в своем развитии. Развитие общества напрямую связано с развитием человека. Современное общество предъявляет новые требования человеку современной формации. А это значит, что нынешние ученики должны после окончания школы быть вооружены современными знаниями, которыми их должен наделить современный учитель. В череде современных компетенций, которые предъявляет современное общество выпускнику школы не только багаж необходимых знаний и умений, но и умение самореализовываться, проявлять индивидуальность, креативность. И еще! Современный ученик должен быть патриотом своей Родины, в этом, наверное, моя одна из главных задач, как педагога-организатора ОБЖ. Меня спрашивают дети, что такое патриотизм. Казалось бы сложный вопрос, но если вдуматься, то патриот – это человек, который себя считает гражданином своей страны, не взирая на те трудности, которые переживает его страна.  На мой взгляд, не нужно забывать от тех человеческих ценностях, которые во все времена и у всех народов стояли во главе угла формирования и развития личности, такие как гуманность, честность, отзывчивость и, конечно же, доброта.

Своим ученикам я всегда говорю, что в человеке есть две стороны, условно их можно определить как положительная и отрицательная. В ком-то больше положительного, у кого-то превалирует отрицательная сторона, но, прежде всего мы должны замечать в человеке положительное, не забывая о том, что есть и полярная сторона. Для нас учителей важно развивать в учениках положительное, таким образом, отрицательное пойдет на убыль.

            Человек учится всю жизнь  - это правда и она неоспорима. Учитель до тех пор имеет право оставаться учителем, пока он сам умеет анализировать, сравнивать, обобщать, видеть и решать проблемы.

Интуиция, вдохновение, удовлетворенность и неудовлетворенность работой, творческое переживание и озарение, одержимость и горение. Вот эти свойства я считаю главными в личности творческого учителя. У меня прекрасная профессия. Мне очень понятны и близки слова Д.И. Менделеева о том, что: «…к педагогическому труду надо призывать, как к делу морскому, медицинскому или тому подобным, не тех, которые стремятся только обеспечить свою жизнь, а тех, кто чувствует призвание и предчувствует удовлетворение…».

А.О. Михайлова

МБОУ "Овгортская ШИСОО"

Шурышкарский район

ЯНАО