Использование метода проектов в работе с детьми и родителями
Использование метода проектов в работе с детьми и родителями
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Использование метода проектов в работе с детьми и родителями | 19.09 КБ |
Предварительный просмотр:
Использование метода проектов в работе с детьми и родителями
Лукьянова Светлана Геннадьевна
Воспитатель
СП ГБОУ гимназии «ОЦ «Гармония» г.о.Отрадный Самарской области
«Детский сад №13»
Всё чаще в детских садах используется метод проектов. Это свидетельствует о том, что российские педагоги ДОУ легко осваивают наиболее современные мировые тенденции в области образовательных технологий. Самое главное на этом пути – учитывать возрастные особенности детей. Метод проектов связан с развивающим, личностно-ориентированным обучением и может широко использоваться в учреждении любого типа, в любой группе детского сада. Проект позволяет интегрировать сведения из разных областей знаний для решения одной проблемы и применять их на практике.
Метод проектов можно представить как способ организации педагогического процесса, основанного на взаимодействии педагога и воспитанника, способ взаимодействия с окружающей средой, поэтапная практическая деятельность по достижению поставленной цели.
Одной из основных задач детского сада является установление положительных взаимоотношений между воспитателями и родителями, разработка новых форм работы с родителями, привлечение внимания родителей к ребенку, активитизация и обогащение воспитательных умений родителей.
Сегодня речь уже идет не просто об обмене информацией между родителями и педагогами в детском саду, а о развитии, успехах и трудностях ребенка, актуальным явлением включение семьи в жизнь ребенка в детском саду. И для нас удачной находкой оказался метод проектов.
Так как ведущим видом деятельности дошкольника является игра, то начиная с младшего возраста используются ролево-игровые и творческие проекты.
В моей группе были реализованы такие совместные проекты:
1)«Книжки разные нужны, книжки разные важны!»
2)Мини-музей «В мире животных»
К проекту «Книжки важные нужны, книжки разные важны!» мы обратились после того как был проведен опрос среди родителей о домашнем чтении книг, частом обращении к книге в домашнем воспитании. К, сожалению, выяснилось, что прошли времена ежедневного семейного чтения. Сидение у телевизора и компьютера потихоньку вытеснило ее. Привычку читать – необходимо формировать не только у ребенка, но и у родителей. Поэтому, нами выбрано направление, которое поднимает интерес к книге, к ее чтению.
Родителям было дано домашнее задание, найти информацию используя различные источники об истории возникновения книги ( когда появилась, как создавалась, когда появились первые рукописные книги, а позднее печатные издания)
Очень часто родители в нашей работе с детьми являются большими помощниками, они дома совместно с детками изготавливают различные книжки- малышки, которые мы используем на занятиях. И вот однажды одна мама сказала, что техника изготовления книжек –малышек своими руками с использованием различных картинок , открыток, ленточек, фантиков, пуговиц, ткани называется – скрапбукингом.
Остальные родители очень заинтересовались и захотели об этом узнать побольше, и познакомить с скрапбукингом своих детей.
Родителями было решено провести мастер – класс с детьми. Взрослые рассказали деткам о технике, и показали самые элементарные способы изготовления заготовок для книг. Детей это очень заинтересовало, так как это было всё очень просто и знакомо.
Родители решили изготовить книжки в технике скрапбукинг. Тему и дизайн своей книги родители выбирали самостоятельно. Были выбраны такие темы-как: «Моя семья», « Зверьё моё», «Загадки об овощах и фруктах», «Транспорт». Фантазии родителей не было предела.
Дома родители продолжили заниматься изготовлением книжек с использованием различных методов скрапбукинга.
С некоторыми детьми мы продолжали оформлять книжки в группе. Книжки оказались яркими, интересными, хорошо выполненными и соответствовали своему главному назначению – книжки своими руками.
Когда каждая семья выполнила свой мини проект по изготовлению книги, с детьми был проведён праздник-«Книжка в гости к нам пришла», где каждый ребёнок смог рассказать о своей книге, и показать иллюстрации , которые были изготовлены различными способами.
Продолжением проекта стало организация родителями детской библиотеки (где родители имеют возможность взять книгу, прочитать вместе с ребенком, так они обмениваются книгами среди других семей).
По инициативе родителей детям была организована экскурсия в городскую центральную библиотеку, для того, чтобы дети узнали и увидели где «живут» книги, в каком количестве, какие они бывают разные.
Интересной задумкой родителей было провести исследовательскую деятельность с детьми «Свойство бумаги»¸ где они познакомили детей с различными свойствами: тонкая, плотная, рвётся, мнётся, намокает в воде, размокает, теряет свои основные качества.
Можно сделать вывод: Дети получают положительно эмоциональный отклик от общения с книгой. С большим интересом дети и родители принимали участие в оформление и изготовлении книжек малышек. У детей повысилась самооценка, гордость за свой труд. Совместная деятельность помогла сплотиться детям, родителям и воспитателям.
Затем по инициативе родителей, исходя из интересов детей, было предложено организовать проект «Животные». С целью расширения знаний детей о животном мире разных стран.
Для этого родителям было предложено поучаствовать в совместном проекте. Большинство родителей активно включились. В группу приносились книги собственного изготовления, альбомы, где поместили собранный материал с иллюстрациями. Исходя из этого родителями была организована мини- библиотечка, куда собрали книги о животных.
Кроме этого в музей были приобретены родителями дидактические и настольные игры о животных. Собранный материал музея мы используем во время непосредственно образовательной деятельности с детьми, а так же в свободное время. Взрослые с удовольствием окунулись в мир детства, где играя с детьми в игры, они были в роли воспитателей, тем самым продолжали процесс обучения.
Чтобы ещё больше заинтересовать детей в изучение животных, активизировать активный и пассивный словарь детей, мы с родителями изготовили кукольные театры, где любой ребёнок может стать артистом.
На сегодняшний день можно сказать, что у меня сложилась определенная система в работе с родителями: родители стали активными участниками встреч и помощниками, создана атмосфера взаимодействия. Родители проявляют интерес к жизни группы.
Таким образом, метод проектов актуален и очень эффективен. Он даёт ребёнку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания. Развивать творческие способности и коммуникативные навыки. Что позволяет ему успешно адаптироваться к социальной действительности.
Литература
- Алябьева Е.А. Тематические дни и недели в детском саду. – М., Творческий центр, 2005г.
- Варки Н. Ребенок в мире творчества // Дошкольное воспитание, 2003, № 6, стр. 57-67.
- Виноградова Н.А., Панкова Е.П. «Образовательные проекты в детском саду»
- Кудрявцева В. От педагогики повседневности к педагогике развития. // ж. «Дошкольное воспитание», №3, 2005г.
- Пантелеев Г. Детский дизайн// Дошкольное воспитание. – 2006. – № 5. – С. 26-30.