Программы для обучающихся 8 вида
Программы содержат пояснительную записку с календарно - тематическим планированием по всем учебным предметам
Скачать:
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Рабочая программа по русскому языку составлена на основе Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: 0-4 классы / Под ред.И.М.Бгажноковой. - М.: Просвещение, 2011.
Обучение русскому языку детей с интеллектуальными нарушениями предполагает формирование у них коммуникативно-речевых умений, владение которыми в дальнейшем поможет выпускникам специальных (коррекционных) учреждений VIII вида максимально реализоваться в самостоятельной жизни, занять адекватное социальное положение в обществе.
Нарушения мышления и речи, ровно как и всех сторон психики детей с нарушением интеллекта, обуславливают специфику обучения их русскому языку. Эта специфика отражается не только в системе обучения данному предмету, но и в содержании материала, в структуре его размещения.
Ведущим коррекционным принципом, объединяющим и организующим все разделы программы по данному предмету, является развитие речи школьников, особенно ее коммуникативной функции.
Структурно и содержательно программа построена с учетом особенностей познавательной деятельности детей. Концентрическое расположение материала, когда одна и та же тема изучается в течение нескольких лет, создает условия для постепенного наращивания сведений по теме (поэтапность), для постоянного повторения пройденного и отработки необходимых умений.
Задачи программы по русскому языку следующие:
-развитие у школьников познавательного интереса к языку, первоначальных языковых обобщений;
-совершенствование устной речи учащихся на уровне всех языковых единиц: закрепление правильного произношения звуков, работа над словообразованием и словоизменением, уточнение и обогащение словаря, отработка разных по структуре предложений, развитие связной устной речи;
-обучение школьников применению изученных орфографических правил;
-формирование у детей первоначальных умений в письменных высказываниях.
Содержание программы
Повторение пройденного в начале года (7 ч)
Выделение предложения из текста по заданию учителя. Определение, о ком или о чём говорится в предложении. Работа с незаконченным предложением (возможность закончить предложение по-разному).
Работа с деформированным предложением (слова даны в исходной форме). Самостоятельное составление предложений на основе картинок, темы, собственного опыта. Графическая схема составленных предложений. Сравнение оформления предложения в схеме и записи..
Составление диалога из данных реплик. Чтение диалога с соответствующей интонацией. Определение количества предложений в диалоге.
Выделение в предложении названий предметов, действий и признаков. Постановка вопросов к словам.
Звуки и буквы (49 ч)
Гласные звуки и буквы. Ударение. Ударные и безударные гласные. Наблюдение за соответствием звука и буквы под ударением и
несоответствием в безударном положении. Одинаковое написание гласных в ударной и безударной позиции. Проверка безударной гласной
изменением формы слова. Объяснение написания безударной гласной по опорной таблице.
Дифференциация слов с мягкими согласными на слух и в произношении. Обозначение мягкости согласных на письме. Буква ь на конце и в середине слова. Объяснение написания орфограммы с опорой на таблицу. Перенос слов с ь.
Разделительный ь перед гласными и, е, ё, ю, я. Упражнения в умении слышать, правильно произносить и записывать слова с разделительнымь. Правильный перенос таких слов.
Дифференциация на слух и в произношении звонких и глухих согласных в сильной позиции. Звонкие и глухие согласные на конце слова. Их проверка. Объяснение орфограммы с опорой на таблицу.
Написание сочетаний жи – ши, ча – ща, чу – щу. Объяснение орфограммы с опорой на таблицу.
Слово (34 ч)
Группировка слов по категориям: названия предметов, действий и признаков. Постановка вопросов к словам в предложении. Составление словосочетаний по начальному слову и вопросу типа: рисую (кого?) птицу; рисую (кому?) брату; рисую (чем?) карандашом, рисую (на чём?) на листе.
Названия признаков предмета. Определение признаков предмета по вопросам какой? какая? какое? какие? Названия признаков, обозначающих цвет, форму, величину, материал, вкус предмета и др. (холодный, твёрдый).
Подбор слов, обозначающих ряд признаков одного предмета. Отгадывание предмета по его признакам: хитрая, рыжая …; голодный,
злой … . Роль слова, обозначающего признаки в описании предмета. Выделение из предложения слов по вопросам.
Образование слов одной категории от другой по вопросу или по образцу: петь – певец, красивый – красота.
Подбор слов, противоположных по значению.
Распространение предложений словами различных категорий.
Имена собственные. Большая буква в именах людей и кличках животных, в названиях улиц, городов, сёл, деревень и т.д. Знание домашнего адреса.
Предлог. Раздельное написание предлога с другими словами. Предлоги до за, про, без, около, перед. Упражнения в составлении словосочетаний с заданным словом и предлогом.
Слова с непроверяемыми орфограммами в корне. Подбор к ним родственных слов.
Словарь: аптека, билет, вдруг, вокзал, деревня, завтрак, здоровье, квартира, костюм, лягушка, магазин, метро, рассказ, родина, Россия, спасибо, трамвай, фамилия, человек, шёл.
Предложение (25 ч)
Деление текста на предложения. Соблюдение паузы и интонации конца при выделении каждого предложения. Оформление предложения на письме (большая буква в начале, точка в конце). Основные признаки предложения: законченность мысли, порядок слов в предложении, связь слов в предложении. Работа с деформированным предложением (слова даны в начальной форме с ударными окончаниями). Установление связи слов предложении по вопросам.
Предложения, различные по интонации: повествовательные, вопросительные и восклицательные. Знаки препинания в конце предложения (точка, вопросительный и восклицательный знаки).
Составление диалогов с дополнением ответа на вопрос собеседника. Правильная расстановка знаков препинания и точность интонирования реплик диалога при его чтении. Составление ответов на вопросы. Вариативность ответов на один вопрос.
Связная письменная речь (11 ч) (в связи с изучением всех разделов программы)
Работа с деформированным текстом. Определение темы текста. Списывание текста с заменой часто повторяющихся слов местоимениями и фразовыми синонимами (заяц – он, заяц – трусишка) после коллективной работы с ним. Подбор заголовка к тексту.
Составление вопросов к тексту с опорой на вопросительные слова. Письменный пересказ текста по составленным вопросам.
Коллективное изложение текста по плану и опорным словам.
Коллективное составление рассказа по сюжетной картинке и опорным словам.
Коллективное сочинение конца рассказа с последующей записью текста.
Письмо и чистописание (в течение всего учебного года)
В процессе освоения данной программы систематически в течение всего учебного года проводится работа по письму и чистописанию, которая включает в себя:
-Выработка навыка правильного и аккуратного письма с дальнейшим ускорением темпа письма.
-Закрепление навыка списывания целым словом с печатного и рукописного текстов.
-Четкое и графически правильное письмо строчных (по необходимости) и прописных букв:
1-я группа — И, Ц, Ш, Щ, Ч, Л, М, А;
2-я группа — О, С, 3, X, Ж, Е, Ё, Э, Я;
3-я группа — У, Н, К, Ю, Р, В;
4-я группа — Г, П, Т, Б, Ф, Д.
Письмо под диктовку предложений и текстов с соблюдением правил правописания.
Предупредительные зрительные, слуховые, объяснительные и обратные диктанты, контрольные диктанты.
Основные требования к знаниям и умениям обучающихся 4 класса
Учащиеся должны уметь:
1 – ый уровень
-списывать рукописный и печатный тексты целыми словами с орфографическим проговариванием;
-писать под диктовку текст, включающий слова с изученными орфограммами (20 – 25 слов);
-с помощью вопроса различать и подбирать слова различных категорий (названия предметов, действий, признаков);
-составлять и распространять предложения, устанавливать связь между словами по вопросам (с помощью учителя), ставить знаки препинания в конце предложения (точка, вопросительный и восклицательный знаки);
-делить текст на предложения;
Выделять тему текста (о чём идёт речь), озаглавливать его;
2 – ой уровень
-делить слова на слоги для переноса;
-списывать по слогам и целыми словами с печатного и рукописного текстов с орфографическим проговариванием;
-писать под диктовку слова и короткие предложения (из 2 – 4 слов) с изученными орфограммами;
-различать и подбирать слова, обозначающие предметы, действия, признаки;
-выделять из текста предложения на заданную тему;
-участвовать в обсуждении темы текста и заголовка к нему.
Учебно-тематический план
№ | Наименование разделов и тем | Всего | Из них контрольные диктанты, списывания |
|
|
10 | 1 |
|
|
| |
|
|
|
|
|
|
| |
|
|
|
|
|
|
| |
|
|
| 1 1 |
|
| 1 1 | |
|
|
| |
|
| ||
|
|
| |
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
Класс__ 4__
Количество часов: _136_ ч
Всего часов в неделю_4_ ч
Плановых контрольных уроков __8___ч
Планирование составлено на основе Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. 0-4 классы, под редакцией И. М. Бгажноковой; 3-е издание. - М.: Просвещение, 2011.
Учебник __А.К.Аксеновой, Н.Г. Галунчикова «Русский язык». Учебник для 3 класса специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида. М., «Просвещение», 2009 г.
Тематическое планирование. Русский язык (136ч) | |||||||
№ | Наименование разделов и тем. Темы уроков | Количество часов | Виды контроля | Формы организации учебных занятий; планируемые результаты | Дата план. | Дата факт. | |
Раздел «Повторение» | 17 | Знать: предложение, обозначение начала и конца предложения на письме, что такое текст. Уметь: обозначать начало и конец предложения на письме, строить предложение по вопросу, по схеме, из данных слов; делить текст на предложения, на части. | |||||
1 | Что мы знаем о предложении. | 1 | |||||
2 | Повторение знаний о предложении | 1 | |||||
3 | Повторение знаний о предложении | 1 | |||||
4 | Связь слов в предложении | 1 | |||||
5 | Связь слов в предложении | 1 | |||||
6 | Составление предложения по вопросу. | 1 | |||||
7 | Составление предложений. | 1 | |||||
8 | Составление предложений по схеме, из данных слов. | 1 | |||||
9 | Составление предложений | 1 | |||||
10 | 1 | Контрольный диктант №1 по теме «Предложение» | |||||
11 | Работа над ошибками. Текст. | 1 | |||||
12 | Текст. | 1 | |||||
13 | Деление текста на предложения. | 1 | |||||
14 | Деление текста на части | 1 | |||||
15 | Деление текста на части | 1 | |||||
16 | Восстановление текста по плану | 1 | |||||
17 | Восстановление текста по плану | 1 | |||||
Раздел «Звуки и буквы» | 49 | Знать: гласные и согласные звуки и буквы, правила правописания слов. Уметь: различать звуки и буквы, правильно обозначать звуки на письме, писать слова с орфограммами корня; составлять и записывать рассказ по наблюдениям. | |||||
18 | Алфавит. | 1 | |||||
19 | Расположение в алфавитном порядке нескольких слов. | 1 | |||||
20 | Что мы знаем о звуках. | 1 | |||||
21 | Составление и запись рассказа по серии картинок. | 1 | |||||
22 | Употребление мягкого знака на конце слова. | 1 | |||||
23 | Употребление мягкого знака в середине слова. | 1 | |||||
24 | Мягкий знак на конце и в середине слова | 1 | |||||
25 | Работа с деформированным текстом. | 1 | |||||
26 | Разделительный мягкий знак перед буквами е, ё, ю, я, и. | 2 | |||||
27 | Разделительный мягкий знак перед буквами е, ё, ю, я, и. | ||||||
28 | Правила переноса слов с разделительным мягким знаком. Составление и запись рассказа по серии картинок. | 1 | |||||
29 | Сочетания гласных с шипящими. | 1 | |||||
30 | Правописание жи-ши, ча-ща, чу-щу. | 1 | |||||
31 | Правописание жи-ши, ча-ща, чу-щу. | 1 | |||||
32 | Составление и запись рассказа по наблюдениям. | 1 | |||||
33 | Работа над ошибками. Парные звонкие и глухие согласные на конце слова. | 1 | |||||
34 | Парные звонкие и глухие согласные на конце слова. | 1 | |||||
35 | 1 | Контрольный диктант №2 по теме «Парные звонкие и глухие согласные» | |||||
36 | Работа над ошибками. Парные звонкие и глухие согласные в середине слова. | 1 | |||||
37 | Работа с деформированным текстом с опорой на план. | 1 | |||||
38 | Проверка написания парных звонких и глухих согласных. | 2 | |||||
39 | Проверка написания парных звонких и глухих согласных. | ||||||
40 | Дополнение текста на заданную тему | 1 | |||||
41 | Закрепление изученного по теме «Парные согласные» | 1 | |||||
42 | Ударение. | 1 | |||||
43 | Ударные и безударные гласные. | 1 | |||||
44 | Различение ударных и безударных гласных. | 2 | |||||
45 | Различение ударных и безударных гласных. | ||||||
46 | Составление текста по имеющемуся началу. | 1 | |||||
47 | Правильное употребление слов-названий предметов и слов-признаков в связи друг с другом. | 1 | |||||
48 | Правописание безударных гласных. Различение основных категорий слов. | 1 | |||||
49 | Развитие речи. Объявление. Письмо. | 1 | |||||
50 | Правописание безударных гласных путём изменения формы слова. Большая буква в именах собственных. | 1 | |||||
51 | Правописание безударных гласных путём подбора по образцу родственных слов. Большая буква в именах собственных. | 1 | |||||
52 | Расширение круга имён собственных: названия рек, гор, морей. Правописание безударных гласных. | 1 | |||||
53 | 1 | Контрольное списывание по теме «Безударные гласные» | |||||
54 | Правописание слов с непроверяемыми безударными гласными. | 2 | |||||
55 | Правописание слов с непроверяемыми безударными гласными. | ||||||
56 | Закрепление изученного по теме «Правописание слов с безударным гласным» | 1 | |||||
57 | Закрепление изученных правил о написании слов. | 6 | |||||
58 | Закрепление изученных правил о написании слов. | ||||||
59 | Закрепление изученных правил о написании слов. | ||||||
60 | Закрепление изученных правил о написании слов. | ||||||
61 | Закрепление изученных правил о написании слов. | ||||||
62 | Закрепление изученных правил о написании слов. | ||||||
63 | Контрольный диктант № 3 по теме «Правописание слов с безударным гласным» | ||||||
64 | Работа над ошибками. Закрепление изученных правил о написании слов | 1 | |||||
65 | Восстановление деформированного текста. | 1 | |||||
66 | Закрепление изученного по теме «Правописание слов с безударными проверяемыми и непроверяемыми гласными» | 1 | |||||
Раздел «Слово» | 34 | Знать: существенные признаки частей речи, правила написания большой буквы в именах собственных, правописания предлогов. Уметь: различать части речи по их существенным признакам, правильно писать имена собственные, предлоги со словами; составлять тексты объявления и письма; составлять рассказ по опорным словам. | |||||
67 | Слово. Названия предметов, действий и признаков. | 1 | |||||
68 | Слова, которые обозначают названия предметов. | 1 | |||||
69 | Слова, которые обозначают названия предметов. | 1 | |||||
70 | Слова, обозначающие действия предметов. | 1 | |||||
71 | Слова, обозначающие действия предметов. | 1 | |||||
72 | Слова, обозначающие действия предметов. | 1 | |||||
73 | Слова, обозначающие признаки предметов. | 1 | |||||
74 | Слова, обозначающие признаки предметов. | 1 | |||||
75 | Правильное употребление слов-названий предметов и слов-признаков в связи друг с другом. | 1 | |||||
76 | Составление текста по имеющемуся началу. | 1 | |||||
77 | Правильное употребление слов-названий предметов и слов-признаков в связи друг с другом. | 1 | |||||
78 | Различение основных категорий слов. | 1 | |||||
79 | Различение основных категорий слов. Развитие речи. Объявление. Письмо. | 1 | |||||
80 | Имена собственные. | 1 | |||||
81 | Большая буква в именах собственных. | 2 | |||||
82 | Большая буква в именах собственных. | ||||||
83 | 1 | Контрольное списывание №2 | |||||
84 | Расширение круга имён собственных: названия рек, гор, морей. | 1 | |||||
85 | Расширение круга имён собственных: названия рек, гор, морей. | 1 | |||||
86 | Предлоги. Раздельное написание предлогов с другими словами. | 1 | |||||
87 | Предлоги до, без, под, над, около, перед. | 1 | |||||
88 | Раздельное написание предлогов с другими словами. | 1 | |||||
89 | Раздельное написание предлогов с другими словами. | 1 | |||||
90 | Разделительный твёрдый знак. | 1 | |||||
91 | Разделительный твёрдый знак. | 1 | |||||
92 | Родственные слова. | 1 | |||||
93 | Общая часть родственных слов. | 1 | |||||
94 | Правописание корня в родственных словах. | 1 | |||||
95 | Правописание корня в родственных словах. Составление рассказа по опорным словам. | 1 | |||||
96 | Подбор проверочных слов для проверки безударных гласных. | 1 | |||||
97 | Правописание слов с безударным гласным | 1 | |||||
98 | Закрепление изученного по теме «Безударные гласные» | 1 | |||||
99 | Закрепление изученного по теме «Слово» | 1 | |||||
100 | 1 | Контрольный диктант №4 по теме «Правописание слов» | |||||
Раздел «Предложение» | 25 | Знать: признаки предложения, обозначение начала и конца предложения в устной и письменной речи. определение главных членов предложения. Уметь: распознавать предложение, составлять предложение, небольшой текс по опорным словам, серии картинок, плану. Находить главные и второстепенные члены предложения. | |||||
101 | Повторение о предложении. | 1 | |||||
102 | Повторение о предложении. | 1 | |||||
103 | Роль предложения в речи. | 1 | |||||
104 | Составление сказки по рисунку и вопросам. | 1 | |||||
105 | Упражнения в составлении предложений. | 1 | |||||
106 | Упражнения в составлении предложений. | 1 | |||||
107 | Связь слов в предложении | 1 | |||||
108 | Установление связи слов в предложении по вопросам. | 1 | |||||
109 | Установление связи слов в предложении по вопросам | 1 | |||||
110 | Упражнения в составлении предложений. | 1 | |||||
111 | Упражнения в составлении предложений. | 1 | |||||
112 | Знаки препинания в конце предложения. | 1 | |||||
113 | Знаки препинания в конце предложения. | 1 | |||||
114 | Упражнение в постановке знаков препинания. | 1 | |||||
115 | Упражнение в постановке знаков препинания. | 1 | |||||
116 | Краткое изложение текста по вопросам | 1 | |||||
117 | Главные члены предложения. Сказуемое. | 1 | |||||
118 | Главные члены предложения. Подлежащее. | 1 | |||||
119 | Главные члены предложения. Сказуемое. Подлежащее. | 1 | |||||
120 | Главные и второстепенные члены предложения. | 1 | |||||
121 | Второстепенные члены предложения. | 1 | |||||
122 | Второстепенные члены предложения. | 1 | |||||
123 | Составление схемы предложения. | 1 | |||||
124 | Составление схемы предложения. | 1 | |||||
125 | Составление и запись рассказа по серии картинок. | 1 | |||||
Раздел «Повторение» | 11 | ||||||
126 | Алфавит. Расположение слов в алфавитном порядке | 1 | |||||
127 | Родственные слова. | 1 | |||||
128 | Проверка слов с безударным гласным | 1 | |||||
129 | Контрольное списывание №3. | ||||||
130 | Работа над ошибками. Парные согласные | 1 | |||||
131 | Проверка слов с парным согласным | 1 | |||||
132 | Проверка слов с парным согласным | 1 | |||||
133 | Упражнение в правильном написании слов | 1 | |||||
134 | 1 | Контрольный диктант №5 по теме «Повторение изученного» | |||||
135 | Работа над ошибками. Развитие речи. Составление письма. | 1 | |||||
136 | Упражнение в правильном написании слов. | ||||||
К/диктантов - 5, | |||||||
К/списываний - 3 | |||||||
УЧЕБНО - МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
1.Плакат «Алфавит» .
2.Азбука букв
3.Магнитная азбука
4.Наборное полотно
5. Таблицы демонстрационные
6.Дидактический раздаточный материал для 1-4 классов.
7.Дидактические игры.
8. Карточки с индивидуальными заданиями по темам.
9. Презентации по темам
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1.Аксенова А.К., Якубовская Э.В. Русский язык:учебник для 3 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида/М.: - Просвещение, 2007 – 239с.
2.Безкоровайная О.В. Русский язык:1 класс. Вставь букву. Грамматические игры / М.: Эксмо, 2010. – 112 с. – (Самостоятельные работы)
5. Соболева О.П.,. «Сборник контрольных работ по русскому языку для учащихся 1-4 классов специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида» Белгород: Издательство Бел РИПКППС, 2007
Лист изменений
Предварительный просмотр:
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая коррекционная программа VIII вида предмета «Чтение и развитие речи» для 4 класса на 2015 – 2016 учебный год составлена на основе программы специальных (коррекционных) программ общеобразовательных учреждений VIII вида автора «Чтение и развитие речи». 1– 4 классы» под ред. И.М. Бгажноковой (2011г)
Чтение является сложным видом интеллектуальной деятельности, поэтому его элементами может овладеть только некоторая часть детей с тяжелыми и множественными нарушениями развития.
Задачами уроков чтения в младших классах являются:
* воспитание у детей интереса к уроку чтения и к чтению как к процессу;
формирование у них техники чтения: правильного (без искажения звукового состава слов и с правильным ударением) и выразительного чтения, обеспечение постепенного перехода от послогового чтения к чтению целым словом;
формирование у детей навыков сознательного чтения: читать доступный пониманию текст вслух, шепотом, а затем и про себя, осмысленно воспринимать содержание прочитанного, сопереживать героям произведения, давать оценку их поступкам во время коллективного анализа;
развитие у них умения общаться на уроке чтения: отвечать на вопросы учителя, спрашивать одноклассников о непонятных словах, делиться впечатлениями о прочитанном, дополнять пересказы текста, рисовать к тексту словесные картинки, коллективно обсуждать предполагаемый ответ и др.
Для чтения подбираются доступные для детей произведения народного творчества, рассказы и сказки русских и зарубежных писателей, доступные пониманию детей деловые и научно-популярные статьи. В основе расположения произведений в книгах для чтения лежит тематический принцип. В каждом последующем году продолжается и расширяется заявленная в предыдущем классе тематика, тем самым обеспечивается концентричность расположения учебного материала, создающая условия для пошагового расширения знаний и представлений, для регулярного повторения раннее усвоенных тем
Совершенствование техники чтения осуществляется последовательно на каждом году обучения. Постоянное внимание уделяется формированию навыка правильного чтения, которым дети с нарушением интеллекта овладевают с большим трудом в силу особенностей психического развития, что затрудняет понимание содержания прочитанного и тормозит развитие темпа чтения. Переход на более совершенные способы чтения вслух осуществляется постепенно и проходит ряд этапов от аналитического (слогового) чтения к синтетическому (целым словом). Каждый из этапов развития навыков чтения имеет свои трудности и требует подбора специальных методов и приемов обучения. Работа над выразительностью чтения начинается с переноса опыта выразительной устной речи на процесс чтения. Собственно работа над выразительностью чтения на этих уроках начинается примерно с середины 3 класса, когда школьники переходят на чтение целыми словами.
Усвоение содержания читаемого осуществляется в процессе анализа произведения, направленного на выяснение информации, заложенной в тексте, смысловых связей между описанными событиями и действиями героев. В процессе анализа произведения важно не нарушать непосредственного переживания детей за судьбы героев, добиваясь точности эмоционального восприятия за счет выразительного чтения текста учителем и вопросов, помогающих адекватно оценивать психологическое состояние действующих лиц, напряженность ситуации. От класса к классу возрастает уровень требований к самостоятельности учащихся в проведении разбора читаемого, в оценке поступков героев, в мотивации этих поступков, в выделении непонятных слов. Школьники овладевают умением правильно и последовательно пересказывать содержание несложного по фабуле произведения, учатся обмениваться мнениями по теме текста с привлечением собственного опыта.
Для каждого года обучения определяется уровень требований к технике чтения, анализу текстов, навыкам устной речи. Эти требования формируются по двум уровням, исходя из возможностей детей и динамики их продвижения.
Основное содержание учебного курса
Произведения устного народного творчества: загадки, поговорки, потешки, сказки. Отличие сказки от рассказа. Рассказы и стихотворения русских и зарубежных классиков, современных детских писателей о природе родного края, о жизни детей, об их взаимоотношениях с природой, друг с другом, со взрослыми.
Рождественские рассказы.
Статьи занимательного характера об интересном и необычном в окружающем мире, о культуре поведения, об искусстве, историческом прошлом.
Лексические темы: "Школьная жизнь", "Листьям время опадать", "Делу время, потехе - час", "О братьях наших меньших", "Поёт зима, аукает", "Жизнь дана на добрые дела", "В мире волшебной сказки", "Весна, весна! И все ей рады", "Смешные истории", "Родная земля", "Лето пришло".
Чтение без искажения звукового состава слова с соблюдением правильного ударения.
Орфоэпическое чтение целыми словами двусложных и трёхсложных слов с простыми слоговыми структурами, послоговое орфографичекое чтение малознакомых слов со сложными слоговыми структурами: всмотрелся, встречался.
Выразительное чтение с соблюдением пауз на знаках препинания, интонации конца предложения, восклицательной и вопросительной интонации, интонации перечисления. Выбор соответствующего тона голоса для передачи соответствующего содержания читаемого (радость, грусть, удивление, обида и т.д.). Выделение ремарок автора, подсказывающих тон голоса и темп речи (мальчик затараторил, радостно воскликнул и т.д.). Чтение по ролям и драматизация отработанных диалогов.
Сознательное чтение. Прослушивание произведения с установкой на его эмоциональную оценку (первое впечатление, элементарный анализ). Установление причинности событий и поступков героев. Умение узнавать эмоциональное состояние персонажа, выделяя для этой цели под руководством учителя авторские слова, характеризующие действующее лицо. Определение отношения автора к своим героям (как можно узнать об этом). Собственная оценка событий и персонажей с опорой на свой опыт и вопросы учителя. Коллективная работа над идеей произведения. Сравнение произведений, одинаковых по теме, по поступкам героев, по общности идеи (добро побеждает зло, ложь до добра не доведёт; поступай с другими так, как хочешь, чтобы поступали с тобой, и др.). Развитие умения задавать вопросы по содержанию произведения, обращаясь за ответом к учителю, одноклассникам. Работа с заглавием произведения. Прогнозирование, о чём может идти речь в рассказе. Сравнение прогноза с содержанием прочитанного. Выделение учащимися непонятных для них слов. Привлечение одноклассников к их толкованию. Помощь учителя в объяснении семантики слова (опора на наглядность и опыт учащихся). Коллективное выделение логических частей текста, подбор к ним заглавий из данных учителем.
Развитие речи. Составление собственного рассказа по заглавию и иллюстрациям к произведению. Сравнение рассказа, придуманного учащимися, и рассказа, написанного автором. Подробный пересказ всего произведения своими словами с использованием приёмом, приёмов, делающих этот пересказ коммуникативно-целесообразным (по цепочке, с эстафетой, на соревнование рядов, по «скрытой картинке», по картинному плану к рассказу и др.). Предварительная работа над текстовыми синонимами (как по-разному, не повторяясь, можно называть героя произведения; как можно сказать, заменяя слово было, и др.). Выборочный пересказ эпизодов из прочитанного с использованием авторских слов и выражений. Словесное рисование картинок к отдельным отрывкам текста.
Внеклассное чтение. Чтение детских книг русских и зарубежных писателей, знание заглавия и автора книги, ориентировка в книге по оглавлению. Ответы на вопросы о прочитанном, пересказ отдельных эпизодов. Регулярное посещение школьной библиотеки. Отчёт о прочитанной книге перед классом на уроках чтения.
Основные требования к знаниям и умениям учащихся
Учащиеся должны уметь:
1-ый уровень:
читать после анализа текст вслух целыми словами (по слогам трудные по семантике и структуре слова) с соблюдением пауз и соответствующим тоном голоса и темпом речи
отвечать на вопросы по прочитанному;
читать про себя, выполняя задания учителя;
выделять главных действующих лиц, давать оценку их поступкам;
читать диалоги по ролям;
пересказывать прочитанное по частям;
выразительно читать наизусть 7-8 стихотворений перед учениками класса;
2-й уровень:
* осознанно и правильно читать текст вслух по слогам и целыми словами;
пересказывать содержание прочитанного по вопросам;
участвовать в коллективной работе по оценке поступков героев и событий;
выразительно читать наизусть 5-7 коротких стихотворений перед учениками класса
Учащиеся должны знать:
наизусть 5—8 стихотворений: А. Плещеев «Осень наступила», М. Бородницкая «Щи-талочка», Л. Левин «Чудеса в авоське», З. Александрова «До свиданья, Зима!» А. Барто «Я лишний», А. Плещеев «Весна»», В. Берестов «Праздник мам», И. Греков «Летом»
По базисному учебному плану общего образования детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью на чтение в 4 классе отведено в неделю 4 часа (всего - 136 часов)
Учебно-тематический план
Итого: 136 2
Календарно- тематическое планирование
ПО ЧТЕНИЮ И РАЗВИТИЮ РЕЧИ
4 класс
Количество часов: _136_ ч
Всего часов в неделю_4_ ч
Плановых контрольных уроков __2___ч
Учебник «Чтение» для 4 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, авторы-составители: С. Ю. Ильина изд. - Санкт-Петербург, филиал издательства «Просвещение», 2014
Тематическое планирование. Чтение и развитие речи (136ч) | ||||||
№ | Наименование разделов и тем. Темы уроков | Количество часов | Виды контроля | Формы организации учебных занятий; планируемые результаты | Дата план. | Дата факт. |
1 | Вводный урок. | 1 | Значение учебника, условные обозначения . Бережно обращаться с учебником. | |||
Раздел « Школьная жизнь» | 9 | Обучающиеся должны знать: название и основное содержание изученных произведений; Обучающиеся должны уметь: -осознанно и правильно читать текст; -отвечать на вопросы по прочитанному; - высказывать своё отношение к поступку героя, событию; -читать стихотворные произведения наизусть; -различать жанры произведений. | ||||
2 | По Н.Носову "Снова в школу". Э. Мошковская "Жил-был Учитель" | 1 | ||||
3 | М.Пляцковский "Чему учат в школе" | 1 | ||||
4 | По Ю.Ермолаеву "Поздравление" | 1 | ||||
5 | По Е.Шварцу "Как Маруся дежурила" | 1 | ||||
6 | По Е.Ильиной "Шум и Шумок" | 1 | ||||
7 | В.Орлов "Почему сороконожки опоздали на урок" | 1 | ||||
8 | По Л.Каминскому "Три желания Вити". В.Берестов "Читалочка" | 1 | ||||
9 | По М. Бартеневу "Зарубите на носу". | 1 | ||||
10 | Загадки. Обобщение по разделу "Школьная жизнь". | 1 | Рубрика "Проверь себя" | Формирование умения оценить себя и поставить задачи для устранения недочётов | ||
Раздел "Время листьм опадать" | 13 | Обучающиеся должны знать: -наизусть стихотворные произведения; -название и основное содержание изученных произведений; Обучающиеся должны уметь: - осознанно и правильно читать текст; -отвечать на вопросы по прочитанному; - высказывать своё отношение к поступку героя, событию; Находить признаки осени, слова-описания | ||||
11 | Н.Антонова "Жёлтой краской кто-то..." По Н.Абрамцевой "Осенняя сказка" | 1 | ||||
12 | Е.Благинина "Подарки осени". По Л.Воронковой "Лесные подарки" | 1 | ||||
13 | А.Твардовский "Лес осенью". По В. Путилиной "В осеннем лесу" | 1 | ||||
14 | Н.Некрасов "Славная осень! Здоровый, ядрёный..." | 1 | ||||
15 | По Ю.Шиму "Отчего Осень грустна" | 1 | ||||
16 | К. Бальмонт "Осень" | 1 | ||||
17 | По Ю.Ковалю "Три сойки" | 1 | ||||
18 | По Н.Сладкову "Холодная зимовка" | 1 | ||||
19 | А.Плещеев "Скучная картина" | 1 | ||||
20 | По О.Иваненко "Сказка про маленького жучка" | 1 | ||||
21 | По К. Ушинскому "Пчёлы и мухи" | 1 | ||||
22 | По Г. Граубину "Время листьм опадать..." | 1 | ||||
23 | Загадки. Обобщение по разделу "Время листьм опадать" | 1 | Рубрика "Проверь себя" | Формирование умения оценить себя и поставить задачи для устранения недочётов | ||
Раздел "Делу - время, потехе - час " | 6 | Обучающиеся должны знать: - название и основное содержание изученных произведений; Обучающиеся должны уметь: -определять тему и главную мысль произведения; - участвовать в диалоге при обсуждении прочитанного; -читать по ролям; -использовать полученные знания для выбора книг; -анализировать мотивы поведения героев. | ||||
24 | Русская потешка "Пекла кошка пирожки..." | 1 | ||||
25 | Чешская потешка "Сенокос" | 1 | ||||
26 | По Л.Пантелееву "Карусели" | 1 | ||||
27 | По Н.Носову "Прятки". Считалки. | 1 | ||||
28 | Считалки. По М. Булатову "Жмурки" | 1 | ||||
29 | Обобщение по разделу "Делу - время, потехе - час" | 1 | Рубрика "Проверь себя" | Формирование умения оценить себя и поставить задачи для устранения недочётов | ||
Раздел "В мире животных" | 13 | Обучающиеся должны знать: -наизусть стихотворные произведения; -название и основное содержание изученных произведений; Различать домашних и диких животных Обучающиеся должны уметь: - осознанно и правильно читать текст; -отвечать на вопросы по прочитанному; - высказывать своё отношение к поступку героя, событию; составлять рассказ по серии картинок | ||||
30 | По К.Ушинскому "Бодливая корова" | 1 | ||||
31 | По В. Бирюкову "Упрямый котёнок" | 1 | ||||
32 | По В.Гаранжину "Пушок" | 1 | ||||
33 | По Е. Чарушину "Томка" | 1 | ||||
34 | По Б. Житкову "Охотник и собаки" | 1 | ||||
35 | По Л. Матвеевой "Чук заболел" | 1 | ||||
36 | Г. Снегирёв "Хитрый бурундук" | 1 | ||||
37 | По А. Баркову "Барсучья кладовая" | 1 | ||||
38 | По А. Дорохову "Гостья" | 1 | ||||
39 | Г. Корольков "Игрушки лисят" | 1 | ||||
40 | По Ю. Дмитриеву "Лиса" | 1 | ||||
41 | Загадки. Обобщение по разделу "В мире животных" | 1 | Рубрика "Проверь себя" | Формирование умения оценить себя и поставить задачи для устранения недочётов | ||
42 | Внеклассное чтение. Н. Носов "Хитрюга". | 1 | ||||
Раздел"Жизнь дана на добрые дела" | 9 | Обучающиеся должны знать: -наизусть стихотворные произведения; -название и основное содержание изученных произведений; Обучающиеся должны уметь: - осознанно и правильно читать текст; -отвечать на вопросы по прочитанному; - высказывать своё отношение к поступку героя, событию Умение составлять рассказ по серии картинок. | ||||
43 | Г. Ладонщиков "Миша - мастер" | 1 | ||||
44 | По Е. Пермяку "Пичугин мост" | 1 | ||||
45 | В.Хомченко "Михаськин сад" | 1 | ||||
46 | По С. Баруздину "Когда люди радуются" | 1 | ||||
47 | По Е. Ермолаеву "Про каникулы и полезные дела" | 1 | ||||
48 | Е. Благинина "Котёнок" | 1 | ||||
49 | В. Голявкин "Птичка" | 1 | Формирование умения оценить себя и поставить задачи для устранения недочётов | |||
50 | Обобщение по разделу "Жизнь дана на добрые дела" | 1 | Рубрика "Проверь себя" | |||
51 | Внеклассное чтение. К.Киршина. "Вот какая история" | 1 | Проверка навыков чтения. | |||
Раздел "Зима наступила" | 24 | Обучающиеся должны знать: -наизусть стихотворные произведения; -название и основное содержание изученных произведений; Обучающиеся должны уметь: - осознанно и правильно читать текст; -отвечать на вопросы по прочитанному; - высказывать своё отношение к поступку героя, событию Умение составлять рассказ по серии картинок. Находить признаки зимы, описанные в рассказе | ||||
52 | По Л. Воронковой "Снег идёт" | 1 | ||||
53 | А. Слащёв "Снегурочка" | 1 | ||||
54 | А. Слащёв "Снегурочка" | 1 | ||||
55 | И. Суриков "Зима" | 2 | ||||
56 | С. Маршак "Декабрь" | |||||
57 | По В. Сутееву "Ёлка" | 1 | ||||
58 | По В. Сутееву "Ёлка" | 1 | ||||
59 | По Л. Клавдиной "Вечер под Рождество" | 2 | ||||
60 | М. Садовский "Где лежало "спасибо"? | |||||
61 | По Н. Носову "На горке" | 2 | ||||
62 | По Н. Носову "На горке" | |||||
63 | "Лисичка-сестричка и волк" (русская народная сказка) | 2 | ||||
64 | "Лисичка-сестричка и волк" (русская народная сказка) | |||||
65 | А. Бродский. "Как Солнце с Морозом поссорилось" | 2 | ||||
66 | П. Головкин. "Зимняя сказка" | |||||
67 | Г. Скребицкий. "Митины друзья" | 2 | ||||
68 | Г. Скребицкий. "Митины друзья" | |||||
69 | В. Бирюков. "Снежная шапка" | 1 | ||||
70 | По А. Тумбасову. "В шубах и шапках" | 1 | ||||
71 | Н. Некрасов. "Не ветер бушует над бором..." | 1 | ||||
72 | По В. Бианки. "Находчивый медведь" | 1 | ||||
73 | По А. Спирину "Зимние приметы" | |||||
74 | Загадки. Обобщение по разделу "Зима наступила" | 1 | Рубрика "Проверь себя" | |||
75 | Внеклассное чтение. "Старый Мороз и молодой Морозец" (литовская сказка) | 1 | ||||
Раздел "Весёлые истории" | 10 | Обучающиеся должны знать: - название и основное содержание изученных произведени. Обучающиеся должны уметь: - осознанно и правильно читать текст; -отвечать на вопросы по прочитанному; - высказывать своё отношение к поступку героя, событию Умение составлять рассказ по серии картинок. | ||||
76 | По Н. Носову "Как Винтик и Шпунтик сделали пылесос" | 2 | ||||
77 | По Н. Носову "Как Винтик и Шпунтик сделали пылесос" | |||||
78 | Г. Остёр. "Одни неприятности" | 1 | ||||
79 | М. Пляцковский. "Однажды утром" | 1 | ||||
80 | В. Бирюков. "Почему комары кусаются" | 1 | ||||
81 | С. Маршак. "Вот какой рассеянный" (отрывок). | 1 | ||||
82 | По О. Кургузову. "Две лишние коробки" | 1 | ||||
83 | Г. Чичинадзе. "Отвечайте, правда ли?" (отрывки) | 1 | ||||
84 | Обобщение по разделу "Весёлые истории" | 1 | Рубрика "Проверь себя" | |||
85 | Внеклассное чтение. В. Лёвин. "Чудеса в авоське" | 1 | ||||
Раздел "Полюбуйся, весна наступает..." | 14 | Обучающиеся должны знать: -наизусть стихотворные произведения; -название и основное содержание изученных произведений. Обучающиеся должны уметь: уяснять смысловые отношения текста; понимать основную мысль и подтекст. | ||||
86 | В. Алфёров. "Март" | 1 | ||||
87 | По М. Фроловой. "Восьмое марта" | 2 | ||||
88 | По М. Фроловой. "Восьмое марта" | |||||
89 | Е. Благинина. "Забота" | 1 | ||||
90 | По А. Соколовскому. "Бабушкина вешалка" | 1 | ||||
91 | По В. Бианки. "Последняя льдина" | 1 | ||||
92 | А. Плещеев. "Весна" | 1 | ||||
93 | По А. Баркову. "Скворцы прилетели" | 1 | ||||
94 | По Э. Шиму. "Всему свой срок" | 1 | ||||
95 | И. Никитин. "Полюбуйся, весна наступает..." | 1 | ||||
96 | По Ю. Ковалю. "Весенний вечер" | 1 | ||||
97 | По Ю. Дмитриеву. "Опасная красавица" | 1 | ||||
98 | Загадки. Обобщение по разделу "Полюбуйся, весна наступает..." | 1 | Рубрика "Проверь себя" | |||
99 | Внеклассное чтение. В. Берестов. "Праздник мам" | 1 | ||||
Раздел "В мире волшебной сказки" | 11 | Знать, что такое план текста. Уметь составлять картинный план. | ||||
100 | "Хаврошечка" (русская народная сказка) | 2 | ||||
101 | "Хаврошечка" (русская народная сказка) | |||||
102 | "Сказка о серебряном блюдечке и наливном яблочке" (русская народная сказка) | 2 | ||||
103 | "Сказка о серебряном блюдечке и наливном яблочке" (русская народная сказка) | |||||
104 | А. Пушкин. "У лукоморья дуб зелёный" | 1 | ||||
105 | По Ш. Перро. "Подарки феи" | 2 | ||||
106 | По Ш. Перро. "Подарки феи" | |||||
107 | Братья Гримм. "Горшочек каши" | 1 | ||||
108 | По В. Порудоминскому. "Наши сказки" | 1 | ||||
109 | Обобщение по разделу "Волшебные сказки" | 1 | Рубрика "Проверь себя" | |||
110 | Внеклассное чтение. Э. Киселёва. "Волшебный котелок" | 1 | ||||
"Родная земля" | 12 | Знать, что такое план текста. Уметь составлять словесный план (с помощью учителя). | ||||
111 | М. Ильин. "Царь-колокол" | |||||
112 | С. Васильева. "Город на Неве" | 1 | ||||
113 | Д. Павлычко. "Где всего прекрасней на земле" | 1 | ||||
114 | С. Вербова. "Сочинение на тему" | 1 | ||||
115 | По Л. Кассилю. "Какое это слово?" | 1 | ||||
116 | По Б. Никольскому. "Главное Дело" | 2 | ||||
117 | По Б. Никольскому. "Главное Дело" | |||||
118 | У. Усачёв. "Защита" | 1 | ||||
119 | По Л. Кассилю. "Никто не знает, но помнят все" | 1 | ||||
120 | Т. Белозёров. "День Победы" | 1 | ||||
121 | Обобщение по разделу "Родная земля" | 1 | Рубрика "Проверь себя" | |||
122 | Внеклассное чтение. По В. Орлову. "К неведомым берегам" | 1 | ||||
Раздел "Лето пришло" | 14 | Знать требования к правильному чтению. Уметь читать бегло и выразительно, делить текст на смысловые части, составлять план (с помощью учителя). | ||||
123 | С. Козлов. "Ливень" | 1 | ||||
124 | Г. Граубин. "Тучка" | 1 | ||||
125 | Н. Павлова. "Хитрый одуванчик" | 1 | ||||
126 | Н. Павлова. "Хитрый одуванчик" | 1 | ||||
127 | Е. Благинин. "Одуванчик" | 1 | ||||
128 | По А. Дорохову. "Встреча со змеёй" | 2 | ||||
129 | По А. Дорохову. "Встреча со змеёй" | |||||
130 | А. Бродский. "Летний снег" | 1 | ||||
131 | В. Голявкин. "После зимы будет лето" | 1 | ||||
132 | О. Тарнопольская. "Хозяюшка" | 1 | ||||
133 | По А. Спирину. "Летние приметы." | 1 | ||||
134 | Обобщение по разделу "Лето пришло". | 1 | Рубрика "Проверь себя" | |||
135 | Внеклассное чтение. С. Прокофьева. "Подарки лета" | 1 | Проверка навыков чтения. | |||
136 | Итоговый урок. "Что читать летом" | 1 |
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1.Учебник « Чтение» для 4 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, авторы-составители: С. Ю. Ильина Санкт-Петербург, филиал издательства «Просвещение», 2014 года;
2. Пособие для учителя «Уроки чтения в 4 классе специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида» С. Ю. Ильина, Санкт-Петербург, филиал издательства «Просвещение», 2006 год; детские книги;
4.Программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. 0-4 классы, под редакцией И. М. Бгажноковой; 3-е издание. - М.: Просвещение, 2011.
5.Бондаренко А.А., Каленчук М.Л. Формирование навыков литературного произношения у младших школьников: Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 1990. – 144
Лист изменений
Предварительный просмотр:
Развитие устной речи
Пояснительная записка
Данная программа является рабочей и разработана на основе типовой программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида для 0-4классов под редакцией В.В.Воронковой «Просвещение», Москва, 2011 год.
Введение в программу «Русский язык» раздела «Устная речь» обусловлено несовершенством речевой практики младших школьников с нарушением интеллекта, что задерживает развитие их речи как средства общения, затрудняет включение детей в разнообразные нормы коммуникации.
Задачи раздела «Устная речь»:
-способствовать совершенствованию речевого опыта учащихся;
-корригировать и обогащать языковую базу устных высказываний детей;
-учить строить устные связные высказывания;
-воспитывать культуру речевого общения.
В каждом классе раздел «Устная речь» включает в себя несколько подразделов с постепенным расширением и усложнением программного материала по каждому из них.
Подраздел «Аудирование». Его содержание нацелено на развитие у детей способности воспринимать и понимать обращённую к ним речь. Умение слушать является межпредметным умением, уровень сформированности которого определяет эффективность усвоения информации, заложенной в устном высказывании. Развитие этого умения важно для формирования у школьников выразительности речи, внимательного отношения к слову, правильного восприятия и понимания информации по любому учебному предмету.
В содержание работы по развитию навыков аудирования включены также упражнения на слушание и понимание речи, записанной на магнитофон. Это важное направление работы, в ходе которого дети учатся вслушиваться в речь, ориентируясь только на её вербальный компонент (исключая мимику и артикуляцию говорящего). Данные упражнения помогут детям лучше понимать речь дикторов по радио, запись информации на автоответчике в справочной службе.
Материал, включённый в подраздел «Аудирование», реализуется на каждом уроке устной речи в виде самостоятельных тренировочных упражнений или сопровождает задания других подразделов, например: выбор названной учителем картинки из двух данных (мишка-миска); выбор картинки по её описанию; выполнение практических заданий по словесной инструкции; слушание и понимание текста, читаемого учителем, рассказов одноклассников, речи артистов в магнитофонной записи, телепередачах и т.д.
Подраздел «Дикция и выразительность речи». Этот раздел ориентирует учителя на отработку у школьников чёткости произношения, его эмоциональной выразительности. Выбор формы и содержания упражнений определяется темой урока и задачами данного этапа в его структуре.
В процессе обучения дети учаться отчётливо произносить слоги, слова, чистоговорки, стихотворения; тренируются в практическом различении интонационных средств выразительности — силы голоса, темпа, тона речи, в использовании мимики и жестов в процессе речевого общения, так как невербальные средства, наряду с вербальной выразительностью, играют значимую роль в общении, привлекая внимание собеседника к процессе коммуникации.
Подраздел «Подготовка речевой ситуации и организация высказывания». Этот раздел определяется как ведущий в развитии собственно устной разговорной речи. В содержание подраздела входит перечень лексических тем и речевых ситуаций по названным темам, связанных со школьной жизнью и бытом детей, с их играми, взаимоотношениями с окружающими. Учащиеся под руководством учителя «проигрывают» обозначенные ситуации, моделируя тем самым различные варианты речевого поведения.
Недостаточность жизненного опыта, бедность и несовершенство речевых умений учащихся определяют необходимость тщательной и организованной их подготовки к участию в ролевой игре по теме ситуации. В процессе подготовки уточняется и обогащается словарь, отрабатываются варианты предложений, а также отдельные фрагменты речи (микротемы) как части целого связного высказывания. Продуцирование учащимися связного высказывания опирается на наглядные средства в виде мелового рисунка на доске, картинно-символического плана к каждому предложению текста, картинного плана к отдельным микротемам и т.д.
В речевом общении формируются и проявляются личностные качества ребёнка: умение правильно оценивать себя в речевой ситуации, уважительно относиться к собеседнику, соблюдать основные требования речевого этикета.
Для обеспечения поэтапного усвоения форм речевого этикета в программу введён подраздел «Культура общения». Его содержание предполагает организацию специальной работы по обогащению речи учащихся словами, оборотами и другими языковыми и неязыковыми средствами, служащими для выражения благодарности, просьбы, приветствия, помогающими выбрать правильную форму обращения к собеседнику.
Урок устной речи строится на основе темы, выбранной для создания речевой ситуации. Параллельно отрабатываются программные темы из других подразделов и реализуются в пределах данного урока.
Содержание программы
Общение и его значение в жизни
Передача мыслей, чувств, знаний на расстоянии. Для чего люди создали радио, кино, телевидение? Кто говорит с нами по радио, с кино- и телеэкрана? Важно ли для нас это общение? Почему книгу называют собеседником? Какой это собеседник – устный или письменный? Что мы узнаём из книги? Важно ли для нас это общение?
Влияние речи на поступки людей. Свойства слов: радовать, огорчать, утешать, мирить. Конкретизация каждого слова соответствующими примерами.
Условные знаки в общении людей: не курить, переход метро, мужской и женский туалет, нельзя фотографировать и т.д.
Аудирование
Повторение предложений (из 5-6 слов), разных по структуре, вслед за учителем.
Прослушивание коротких сказок или рассказов магнитофонной записи с их последующим пересказом.
Дикция и выразительность речи
Практическое использование силы голоса, тона и темпа речи в различных ситуациях.
Многообразие тона речи, выражающего человеческие чувства. Тренировочные упражнения в передаче восторга, ужаса, радости, горя, удивления, испуга и др. Соотнесение произнесенных фраз с пиктограммами.
Мимика и жесты. Упражнения в передаче чувств, эмоций с помощью мимики и жестов в сочетании с речью и без неё, с опорой на пиктограммы и без них.
Подготовка речевой ситуации и организация высказывания
Лексические темы: «Игры с друзьями», «Играем в сказку», «Мы писатели», «Я дома», «Я за порогом дома», «Я в мире природы».
Примерная тематика речевых ситуаций: «Игра по правилам», «Мой старший друг. Почему с ним интересно?»; «Двенадцать месяцев», «Бременские музыканты» (сцены из сказки); «Сочиняем стихотворение. Мы поэты», «Придумываем сказу. Мы сказочники»; «Мой помощник телефон» (справочные телефонные службы), «Вместе в беде и радости»; «Поздравление ветеранам», «Я гость», «Я выбираю книгу»; «В гостях у леса».
Определение темы ситуации, обсуждение того, что можно сказать по этой теме. Обсуждение и подготовка атрибутов речевой ситуации.
Подбор слов и составление предложений по теме речевой ситуации. Об одном и том же по-разному: Красивую речь приятно и слушать. Надо так говорить, чтобы всем было приятно слушать; Мне интересно быть с моим старшим братом. Он всегда рассказывает о том, чего я не знаю. Я больше всего люблю оставаться с моим старшим братом. Он знает много разных историй и интересно их рассказывает.
Совершенствование умения участвовать в диалогах различного типа (вопрос – ответ, вопрос – сообщение): Здравствуйте, когда вечером отходит поезд в Москву? - …
Составление связного высказывания на основе серии сюжетных картинок, с использованием отработанной лексики по теме и с учётом фиксированной структуры высказывания (начало – основное содержание – конец): Жил-был гриб-боровик. был он большой и очень красивый. Чтобы его не нашли, он прятался под еловой лапой.
Культура общения.
Устное и письменное приглашение, поздравление. Упражнения в составлении устного и письменного приглашения, поздравления.
Извинение: Извините, пожалуйста. Я прошу прощения. Не сердитесь, пожалуйста.
Вежливый отказ от предложения, приглашения: Спасибо, но эта книга у меня уже есть. Извини, но я не смогу в этот день прийти к тебе в гости.
Использование этикетных форм общения в различных речевых ситуациях.
Основные требования к умениям и знаниям
Учащиеся должны уметь:
1-ый уровень
-понимать содержание небольших по объёму сказок и рассказов, прослушанных в магнитофонной записи; отвечать на вопросы по содержанию;
-понимать содержание детских радио- и телепередач, отвечать на вопросы по содержанию;
-выбирать правильные средства интонации, ориентируясь на образец учителя и анализ речевой ситуации;
-участвовать в диалогах по темам речевых ситуаций;
-принимать участие в коллективном составлении рассказа, сказки по темам речевых ситуаций;
2-ой уровень
-выражать свои просьбы, желания, используя «вежливые» слова
-сообщать своё имя и фамилию, домашний адрес; объяснять, как можно доехать или дойти до школы;
-участвовать в ролевых играх в соответствии с речевыми возможностями;
-слушать сказку или рассказ, отвечать на вопросы с опорой на иллюстративный материал;
-слушать радио, смотреть телепередачи, отвечать на вопросы учителя по их содержанию.
Учебно-тематический план (1час в неделю, 34ч в год)
|
|
|
|
|
|
|
|
|
3. | Культура Общения |
|
|
|
Календарно-тематическое планирование
курса "Устная речь"
Класс__ 4__
Количество часов: _34_ ч
Всего часов в неделю_1_ ч
Планирование составлено на основе Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. 0-4 классы, под редакцией И. М. Бгажноковой; 3-е издание. - М.: Просвещение, 2011
№ | Наименование разделов и тем. Темы уроков | Количество часов | Виды контроля | Формы организации учебных занятий; планируемые результаты | Дата план. | Дата факт |
Общение и его значение в жизни | 5 | |||||
1 | Аудирование. Повторение предложений (из 5-6 слов), разных по структуре, вслед за учителем. | 2 | Развитие у детей способности воспринимать и понимать обращённую к ним речь. Умение слушать, пересказывать короткие произведения. | |||
2 | Повторение предложений (из 5-6 слов), разных по структуре, вслед за учителем. | |||||
3 | Прослушивание коротких сказок или рассказов (в записи или чтение учителем) с их последующим пересказом. | 3 | ||||
4 | Прослушивание коротких сказок или рассказов (в записи или чтение учителем) с их последующим пересказом. | |||||
5 | Прослушивание коротких сказок или рассказов (в записи или чтение учителем) с их последующим пересказом. | |||||
6 | Дикция и выразительность речи. Многообразие тона речи, выражающего человеческие чувства. Тренировочные упражнения в передаче радости (восторга). | 6 2 | Отработка у школьников чёткости произношения, их эмоциональной выразительности | |||
7 | Многообразие тона речи, выражающего человеческие чувства. Тренировочные упражнения в передаче радости (восторга). | |||||
8 | Тренировочные упражнения в передаче удивления, испуга, горя и др. | 1 | ||||
9 | Мимика и жесты. Упражнения в передаче чувств с помощью мимики и жестов в сочетании с речью и без неё. | 2 | ||||
10 | Мимика и жесты. Упражнения в передаче чувств с помощью мимики и жестов в сочетании с речью и без неё. | |||||
11 | Практическое использование силы голоса, тона и темпа речи в различных речевых ситуациях. | 1 | ||||
12 | Подготовка речевой ситуации и организация высказывания. Определение темы ситуации, обсуждение того, что можно сказать по этой теме, подбор слов и составление предложений по теме речевой ситуации; составление связного высказывания. 14ч | 14 | Развитие собственно устной разговорной речи | |||
13 | Игры с друзьями. | 2 | ||||
14 | Игры с друзьями. | |||||
15 | Я дома. | 1 | ||||
16 | Я на прогулке в парке. | 1 | ||||
Я играю на детской площадке. | 1 | |||||
17 | Придумываю сказку. Я сказочница. | 2 | ||||
18 | Придумываю сказку. Я сказочница. | |||||
19 | Мой помощник телефон. | 1 | ||||
20 | Я гость. | 1 | ||||
21 | В гостях у леса. | 1 | ||||
22 | Мои друзья – книги. Я в библиотеке. | 1 | ||||
23 | Вместе в беде и в радости. | 1 | ||||
24 | Поздравление ветеранам. | 1 | ||||
25 | Культура общения | 5 | Организация специальной работы по обогащению речи учащихся словами, оборотами и другими языковыми и неязыковыми средствами, служащими для выражения благодарности, просьбы, приветствия, помогающими выбрать правильную форму обращения к собеседнику. | |||
26 | Устное и письменное приглашение. Упражнения в составлении приглашения. | 1 | ||||
27 | Устное и письменное поздравление. Упражнения в составлении поздравления. | 1 | ||||
28 | Извинение: извините, пожалуйста; я прошу прощения; не сердитесь, 3пожалуйста. | 1 | ||||
29 | Вежливый отказ от предложения, приглашения. | 1 | ||||
Использование этикетных форм общения в различных речевых ситуациях. | 1 | |||||
Общение и его значение в жизни. | 5 | |||||
30 | Передача мыслей, чувств, знаний на расстоянии. | 1 | ||||
31 | Для чего люди создали радио? Кто говорит с нами по радио? Я в роли ведущего радиопередачи. | 1 | ||||
32 | Для чего люди создали кино и телевидение? Кто говорит с нами с кино и телеэкрана? Работа телеведущего. | 1 | ||||
33 | Книга – наш собеседник. Что мы узнаём из книг? | 1 | ||||
34 | Свойства слов: радовать, огорчать, утешать, сердить, мирить. Влияние речи на поступки людей. | 1 | л | |||
Итого: | 34 |
УЧЕБНО - МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Иллюстрации и репродукции по речевым ситуациям.
Игровые атрибуты.
Наглядно-дидактический материал.
Презентации по речевым ситуациям.
Сюжетные картинки.
Презентации по темам
Аудиозаписи сказок «Двенадцать месяцев» и «Бременские музыканты»
Сюжетные картинки и плакаты по темам
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
Гризик Т. И. «Поиграем и узнаем», Москва, Просвещение, 2005.
Гризик Т. И. «Развитие речи», Москва, Просвещение, 2007.
Гризик Т. И. «В мире слов», Москва, Просвещение, 2006.
Гербова В. В. «Учусь говорить», Москва, Владос, 2003
Лист изменений