Статьи, доклады
Статья "Развивающая среда как фактор физического развития дошкольников в условиях ФГОС" , 2013 год, опубликована в журнале "Столичное образование" № 29,2013 год.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Фофанова Роза Викторовна,
инструктор физического воспитания
МДОУ «Детский сад № 98 «Сказка»
Развивающая среда как фактор физического развития дошкольников в условиях ФГОС
Поиск новых подходов для привлечения детей к занятиям физкультурой и спортом, развития интереса к движению как жизненной потребности быть ловким, сильным, смелым особо актуален на современном этапе развития дошкольного образования. ФГОС дошкольного образования определил целевые ориентиры образования:
- в младенческом и раннем возрасте:
У ребенка развита крупная и мелкая моторика, он стремится осваивать различные виды движений (бег, лазанье, перешагивание и пр.). С интересом участвует в подвижных играх с простым содержанием, несложными движениями. на этапе завершения дошкольного образования.
- на этапе завершения дошкольного образования:
У ребенка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими. Имеет начальные представления о ЗОЖ. Воспринимает ЗОЖ как ценность.
Целевые ориентиры по «Физическому развитию», обозначенные в ФГОС ДО, являются общими для всего образовательного пространства РФ, однако каждая из примерных программ имеет свои отличительные особенности, и могут углублять и дополнять эти требования. В связи с этим, важным направлением в решении задач физического развития дошкольников становится создание правильно организованной предметно-пространственной среды. МДОУ «Детский сад № 98 «Сказка» (ДОУ) уделяет приоритетное внимание физическому развитию дошкольников на протяжении многих лет. Развивающая среда Учреждения организована с учетом интеграции образовательной области «Физическая культура» с другими образовательными областями и видами деятельности ( реализуется основная программа на основе примерной программы «Радуга»)
В организации среды ДОУ учитываются принципы:
- принцип эмоциогенности среды, индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия участников образовательного процесса заключается в создании оптимальных условий для игр, обучения и развития не только группы в целом, но и каждого ребенка. Создается так называемое личностное пространство, которое предоставляет дошкольникам возможность заниматься тем, что нравится.
- оздоровительно - развивающей среды, сочетания привычных и неординарных элементов развивает вкус, побуждает ребенка к активной творческой деятельности.
- особенности развития дошкольника, который ведет себя по схеме "вижу – действую", продиктован принцип доступности и единства.
- принцип поло-ролевых и возрастных различий.
- принцип индивидуальности и неповторимости каждого структурного компонента единого пространства ДОУ. При формировании предметно-развивающей среды группы нет жесткого стандарта, учтены особенности образовательного учреждения и детей: подвижность, наличие лидерских качеств, познавательные интересы, показатели развития, социальные условия жизни.
- принцип безопасности реализуется в соблюдении правил пожарной безопасности, санитарных норм и инструкций по охране жизни и здоровья детей.
- принцип рациональности и целесообразности обеспечивает удобство, простор, функциональную значимость каждого компонента, эстетичность.
В сравнении с большинством детских садов города уникальность нашего образовательного учреждения состоит в наличии действующего комплекса «Сауна-бассейн-фитобар», который позволяет не только эффективно оздоравливать детей, но и обучать их спортивным видам плавания. Это особенно важно для проживающих в северных районах страны, где возможности для занятий плаванием даже в летнее время ограничены. Сауна используется в детском оздоровительно-профилактическом комплексе с бассейном. На территории Учреждения оборудована спортивно-игровая площадка для подвижный игр, физических упражнений.
Физкультурные пособия способствуют повышению интереса детей к выполнению различных двигательных заданий, что ведет к удовлетворению их потребности в двигательной активности, а также благотворно сказывается на состоянии здоровья детей, их физическом и умственном развитии.
Большинство физкультурных пособий используется детьми в процессе выполнения физических упражнений и подвижных игр. В комплекты оборудования входят разнообразные предметы: крупногабаритные (гимнастические скамейки, лестницы и др.), переносные и стационарные, изготовленные из разных материалов (дерева, резины, пластмассы и т.п.), мелкие (резиновые кольца, мячи, шары, обручи и т.п.).
Наличие в комплектах разнообразного оборудования обусловлено спецификой построения и содержания разных видов непосредственно организованной образовательной деятельности по физической культуре: утренняя гимнастика, гимнастика после дневного сна, занятие по физической культуре, игры и упражнения на воздухе и в помещении, физкультурные досуги и праздники.
Для развития движений детей большое значение имеют ощущения «мышечной радости». Удовлетворение детей от преодоления возникающих трудностей различного характера (встречающиеся на пути различные препятствия; нерешительность, волнение, незнание способов выполнения движений и т.д.) способствует развитию волевых усилий, обогащению двигательного опыта, раскрытию их функциональных возможностей. Для укрепления мышц стопы и профилактики плоскостопия используем различные массажоры, мелкие предметы: колечки, палочки, шарики для захвата пальцами ног, а также ребристые доски. Формированию правильной осанки способствуют физические упражнения, выполняемые у деревянной стенки, упражнения с детскими эспандерами, гимнастической палкой и другими предметами.
Практика работы показала, что создание благоприятной двигательной предметно-игровой среды в ДОУ с использованием как стандартного, так и нестандартного оборудования, побуждает ребенка проявлять двигательную активность, удовлетворять интерес к разнообразным видам движений и потребность в них. Нестандартное оборудование: тоннель – труба из ткани для пролезания, коробки для подлезания, перешагивания, прыжков, бруски удлинённые, косички плетёные, конусы, тканевая штора для метания в вертикальную цель, волшебные колпачки, мешочки набивные, натяжной шнур. В картотеки подвижных игр внесены усложнения и вариативность использования игровых упражнений с предметами стандартного и нестандартного спортивного инвентаря. Физкультурно-развивающая среда является неотъемлемой частью макросреды ДОУ, которая обеспечивает разностороннее развитие дошкольника, в том числе и гармоничное физическое развитие.