Эссе в личную страницу
Эссе учителя начальных классов МБОУ СОШ №2 пгт Каа-Хем им. Т.Б. Куулар
Гордеева Людмила Александровна, учитель начальных классов МБОУ СОШ №1 пгт Каа-Хем.
В 1996 году окончила «Кызылское педагогическое училище»; в 2006 году «Кызылский техникум экономики и права»; в 2011 году «Сибирскую академия государственной службы».
Общий стаж в педагогической деятельности 22 года.
Мое педагогическое кредо – ученик это не сосуд, который надо наполнить, а факел, который нужно зажечь.
У каждого из нас своё кредо, своя философия. Кто-то об этом заявляет громко с трибун, кто-то доверяет свои мысли дневнику, кто-то, которых большинство, держит свои мысли при себе, но все мы: и первые, и вторые, и третьи знаем, главное — любить и понимать своих учеников.
Девиз: «Учиться одно, а научиться другое»
Ребенок, словно чистый лист бумаги
Неосторожно не сомни его судьбу,
Ты помоги ему, придай отваги
И научи выигрывать борьбу.
Моя тема по самообразованию « Повышение качества обучения через использование здоровьесберегающих технологий». Над этой темой я работаю третий год.
Самое драгоценное у человека – здоровье. Его нельзя купить, но сформировать и сохранить на долгие годы может каждый из нас.
Василий Александрович Сухомлинский говорил: « Забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя.
От жизнерадостности, бодрости детей зависят их духовная жизнь и мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы».
Здоровье сегодняшних дней, и физическое, и психическое, и нравственное, - один из самых больных вопросов школы и общества. Успешность обучения в школе определяется уровнем состояния здоровья, с которым ребёнок пришёл в школу.
Основной целью является использование современных здоровьесберегающих технологий, методик для поддержания, сохранения здоровья учеников, повышения качества обучения на уроке.
Используемые элементы технологии:
- Проведение урока в режиме смены динамических поз.
- Проведение урока в режиме движения наглядного материала, постоянного зрительного поиска.
- Использование схем зрительных траекторий, цветовых пятен.
Результат:
- Ученики отличаются свободой суждений.
- У обучающихся проявляется высокий интерес к изучаемым предметам.
- Увеличивается объем выполненной работы на уроках.
- Снижается показатель заболеваемости у детей в течение первого полугодия.
- Улучшается психологический климат в классе.
- Исчезает проблема учебной дисциплины.
- Широкий простор для педагогического творчества.
Опыт показывает, что такие виды деятельности, как обучение грамоте, арифметическим действиям, ознакомление с окружающей природой, художественное воспитание, сюжетно-ролевые игры эффективны в данном режиме, т.к. основную информацию дети получают через зрительный анализатор.
Самое главное здесь то, что в ответ на каждый вопрос дети совершают десятки поисковых движений глазами, головой, туловищем. Это повышает работоспособность детей и снижает утомляемость, а также гармоническое формирование функций зрительного восприятия и развития сенсорно-моторных функций
Подвижный образ обучения позволяет увеличивать двигательную активность детей. Этому способствуют дидактические игры с использованием всего пространства в классе, например: "Найди лишнюю фигуру", "Найди предметы определенной формы", "Найди предметы, в названии которых есть звук..."
В работе с детьми использую традиционные и нетрадиционные методы оздоровления. Из нетрадиционных методов эффективно применяем закаливающее дыхание. Это - комплекс игровых упражнений: "Поиграем с носиком", который укрепляет весь дыхательный аппарат.
Большую помощь в оздоровлении детей оказывает массаж рук и ушей : "Поиграем с ручками", "Поиграем с ушками
Для меня этот вопрос актуален потому, что в настоящее время из-за интенсификации учебного процесса объём учебного материала растёт, а это приводит к перегрузке.
Исходя, из этого перед собой я поставила такие задачи:
1.Формирование здорового стиля жизни
2.Организация благоприятных условий для обучения
3.Мониторинг состояния здоровья детей
Чтобы объективно оценить и совершенствовать систему формирования ценностей здоровья и здорового образа жизни. я провела анкетирование родителей и самих ребят.
Результат анкетирования показал, что у ребят сформированы ценности здоровья. Как видно на диаграмме: 72 % - чистят зубы утром и вечером, 14 % - один раз в день. 90 % детей делают зарядку.
Большинство детей соблюдают режим дня.
Для целенаправленного формирования ценностей здоровья и здорового образа жизни ребят я взаимодействую с разными субъектами педагогической структуры школы: с учителями физкультуры и ритмики, школьным психологом, медицинским работником. Уроки ритмики помогают в формировании правильной осанки, в развитии координации движения. Дети становятся более организованными, в сочетании с уроками ритмики и введение занятий подвижных игр приводит к тому, что понизился заболеваемость детей.
На уроках учащимся приходится много запоминать, говорить, писать, читать, слушать и анализировать информацию, поэтому уделяю особое внимание здоровьесберегающим технологиям.
Использую такие формы здоровьесберегающей технологии как: физкультминутка ( словесная и электронная) - снимает утомление различных мышц. После физкультминутки дети становятся более активными, их внимание активизируется, с хорошим настроением ребята начинают работать быстрее.
В классе контролируется выполнение всех компонентов режима дня: физорг класса проводит обязательную зарядку, которая помогает обучающимся активно включиться в работу с утра, воспитывает волевые качества характера.
Очень нравятся детям подвижные переменки, которые помогают сплотить коллектив, помогают преодолеть усталость и сонливость.
Большое значение имеет микроклимат в классе. Положительный эмоциональный настрой и аутотренинг на уроке снимает страх, создаёт ситуацию успеха.
Пальчиковая гимнастика – способствует повышению интереса, концентрации внимания, снимает напряжение в руке, развивает мелкую моторику.
дыхательная гимнастика - помогает повысить возбудимость коры больших полушарий мозга, повышает активность детей на уроке.
ведётся работа по профилактике близорукости и коррекции зрения по методу Ф.Б. Базарного. Эти виды гимнастики снижают утомляемость детей. Если в сентябре дети уставали к 3 уроку, то сейчас выдерживают 5 уроков.
Необходимый элемент на каждом уроке - это смена видов деятельности: самостоятельная работа, чтение, письмо, слушание, ответы на вопросы, работа с учебником (устно и письменно), творческие задания. Они способствуют развитию мыслительных операций, памяти и одновременно отдыху учеников.
Ухаживая за комнатными цветами в классе, дети получают трудовые навыки и экологические знания. Они находятся в классе большую часть дня, и я считаю важным, чтобы был уют и свежий воздух.
Активно осваивая нормы и правила поведения, ребёнок учиться эмоционально-ценностному отношению к окружающему миру.
Во внеурочное время мы проводим спортивные игры, игры – эстафеты, подвижные игры. В игре дети упражняются в самых разнообразных движениях: беге, прыжках, лазании, бросании, ловле. Вместе с родителями проводим экскурсии на природу.
Улучшились показатели физической подготовленности детей.
Беседы, классные часы различной тематики. Например, «Режим дня», «Губительная сигарета», «Здоровый образ жизни», «Ты и алкоголь», «Осторожно, огонь!», «Правила дорожного движения ты должен знать обязательно на пять!», повлияли на стремление детей вести здоровый образ жизни.
После проводимых бесед, классных часов дети выражают свои эмоции в рисунках.
Одним из показателей повышения качества обученности является более активное участие детей в конкурсах различного уровня, более активное участие родителей в жизни ребёнка и класса, в совместных учебных и творческих проектах.
Творческое сочетание здоровьеукрепляющих и здоровьесберегающих технологий позволило увеличить плотность двигательной активности, улучшить физическое, психическое, нравственное здоровье детей. Развивать функциональную зрелость всех тех систем, на которые падает в школе основная тяжесть всех школьных нагрузок. Обучить детей искусству сохранения и укрепления здоровья. Повысить работоспособность, внимательность, активность. Оказывать стимулирующее влияние на психомоторную и умственную деятельность. У детей отмечается устойчивый интерес к знаниям и самоконтроль. Они растут доброжелательными, внимательными, заботливыми.
Нужно нпросто любить свою работу. «Работа – лучший способ наслаждаться жизнью», — утверждал И.Кант. Так буду же ею наслаждаться, обладая великой силой каждого учителя – «владеть сердцами своих учеников.
Без учителуй нельзя стать хорошим врачом, ни летчиком, ни военным. Учитель – это незаменимый человек, он все своих учеников, все для своей страны.