Главные вкладки
Конспекты занятий
Опытно-экспериментальная деятельность «Воздух вокруг нас»
(старшая группа)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 184.32 КБ |
Предварительный просмотр:
Опытно-экспериментальная деятельность «Воздух вокруг нас»
(старшая группа)
Цель: Совершенствовать представление детей о воздухе.
Задачи:
• способствовать накоплению у детей представлений о некоторых свойствах воздуха: он не имеет цвета, запаха, находится вокруг нас и внутри нас; воздух имеет вес, воздух легче воды.
• развивать познавательную активность в процессе экспериментирования, любознательность;
• активизировать речь, обогащать словарь детей.
Оборудование: воздушные шары, полиэтиленовые пакеты, ёмкости с водой, стойки, острые палочки, стеклянные шары, рисунки-схемы, магниты.
Ход опытно-экспериментальной деятельности
Воспитатель: - Ребята, когда я сегодня шла на работу, мне вдруг захотелось стать учёным. А вы знаете, кто такие учёные?
Дети: - Учёные что-то изобретают, делают эксперименты, науки изучают.
Воспитатель: - А вы хотели бы что-то изобрести? Тогда давайте превратимся ненадолго в учёных. Согласны?
- Закройте глаза. «Эни, Бэни, Краба!» Хлопок в ладоши.
- Откройте глаза. Мы теперь не мальчики. Мы теперь не девочки. И я не воспитатель. А мы теперь кто?
Дети: - Учёные.
Воспитатель: - Ну, а теперь, господа учёные, проходите в лабораторию. Посмотрите, какая лаборатория приготовлена для вас. И посмотрите, как я её красиво украсила. Обращаю внимание детей на стену, где висят надувные шары.
- А чем я украсила лабораторию?
Дети: - Шариками.
Воспитатель: - Правда, красивые шарики? Но, посмотрите, один шарик какой-то не такой как другие. Какой он?
Дети: - Спущенный, вялый, грустный.
Воспитатель: - А что же нужно сделать, чтобы шарик был такой же, как и остальные?
Дети: - Надуть.
Воспитатель: - Давайте мы с вами подойдём к первому лабораторному столу, возьмём по шарику и попробуем надуть их
Дети надувают шары. Воспитатель завязывает надутые шары.
Воспитатель: - Господа учёные, скажите, пожалуйста, а как у нас из маленького шарика получился большой?
Дети: - Мы его надули воздухом.
Воспитатель: А как воздух попал туда?
Дети: - Через нас.
Воспитатель: - Да, в нас есть воздух. И чтобы ещё раз убедиться в этом, давайте через нос сделаем глубокий вдох и выдох через рот. Подставим ладонь ко рту. Чувствуете, как струя воздуха упирается в ладошку?
Дети: - Да!
Воспитатель: - Так вот, вы сами сделали первое научное открытие.
- Подскажите, какое открытие сделали вы?
Дети: - Воздух находится внутри нас!
Воспитатель: - Надо это открытие отметить рисунком-схемой.
Дети подходят к доске.
Воспитатель: - Какой схемой мы обозначим наше открытие? (Дети выбирают нужную схему и закрепляют магнитами на доске).
Воспитатель: - Да, это открытие доказывает то, что внутри нас есть воздух. А теперь, подойдём к следующему лабораторному столу, господа учёные. Нас ждут следующие открытия.
Воспитатель: - Вы сказали, что воздух есть внутри нас. А как он к нам попадает?
Дети: - Он есть везде: в группе, на улице, дома.
Воспитатель: - Да, воздух находится везде, а поймать мы его можем? (пытаюсь руками поймать воздух)
Дети: - Нет.
Воспитатель:- А где же он? А как нам его поймать? А помогут нам пакеты. Разбирайте их по одному.
Воспитатель: - Ну, уважаемые учёные, сейчас будем ловить воздух. (Ловим воздух в пакет и зажимаем его) Кто поймал? Смотрите, сколько воздуха в пакетах! На что похожи пакеты?
Ответы детей. (На шарик, подушку, кошку)
Воспитатель: - Давайте рассмотрим и скажем, имеет ли воздух какой - нибудь цвет? (Нет). Значит он какой? (Прозрачный, бесцветный).
- А давайте тихонько откроем мешочек и его понюхаем?
- Вы почувствовали запах? (Нет). Значит имеет воздух запах? (Нет).
Воспитатель: - Выпустите воздух из мешочков, пускай летит.
- Смотрите, пакетик снова стал плоским.
- Положите мешки на стол и скажите, какое мы сделали открытие?
Дети: - Воздух находится вокруг нас. Он без цвета и запаха.
Воспитатель: - Давайте наше открытие отметим схемой на доске.
Воспитатель: - Какой схемой мы обозначим наше открытие? (Дети выбирают нужную схему и закрепляют магнитами на доске).
- Продолжим наши испытания!
- Вот мы с вами воздух ловили, а кто – нибудь почувствовал, сколько он весит?
- Можно ли его взвесить? Очень интересная мысль.
- Подойдите к следующему лабораторному столу. Посмотрите, какие замечательные весы у нас в лаборатории. Что весит на этих весах?
Дети: - Шары.
Воспитатель: - Обратите внимание, они перевешивают друг друга или нет.
Ответы детей: - Нет.
Воспитатель: - Давайте попробуем один шарик проткнуть и посмотреть, что получиться. (Дети прокалывают по одному шару на стойке)
Воспитатель: - Что произошло на весах? Тот шарик, который остался целым, перевесил весы. Значит, воздух имеет вес?
Ответы детей: - Имеет. Шарик с воздухом стал тяжелее, и весы опустились.
- Давайте попробуем и второй шарик тоже лопнуть. (Шары прокалывают другие дети).
- Что произошло с весами?
Дети: - Они уравновесились.
Воспитатель: - Вот мы и сделали ещё одно открытие. Какое?
Дети: - Воздух имеет вес.
Воспитатель: - Давайте наше открытие отметим схемой на доске. (Дети подходят к доске).
Воспитатель: - Какой схемой мы обозначим наше открытие? (Дети выбирают нужную схему и закрепляют магнитами на доске).
Воспитатель: - Давайте мы с вами подойдём к четвёртому лабораторному столу. На столе лежат маленькие шарики. Возьмите по шарику в руки. Потрогайте и скажите из чего они сделаны?
Дети: - Из стекла.
Воспитатель: - Опустите шарики в воду. Что произошло?
Дети: - Они утонули.
Воспитатель: - А мы забыли про наши надувные воздушные шарики.
- Возьмите их и отпустите тоже в воду.
Дети: - Они не тонут. А плавают наверху.
Воспитатель: - А почему? Ведь мы знаем, что воздух имеет вес. А раз имеет вес, значит должен тонуть.
Воспитатель: - А воздух по сравнению с водой легче или тяжелее?
Дети: - Воздух легче воды. Вода тяжелее. Поэтому воздух не даёт утонуть шарику.
Воспитатель: - Давайте наше последнее открытие отметим схемой на доске. (Дети подходят к доске).
Воспитатель: - Какой схемой мы обозначим наше открытие? (Дети выбирают нужную схему и закрепляют магнитами на доске).
- Ну, уважаемые учёные, давайте посмотрим на наши четыре схемы и вспомним, какие сегодня важные открытия мы сделали?
Дети:
- Надували шары и узнали, что воздух находится внутри нас.
- Воздух есть вокруг нас, но он бесцветный и не имеет запаха.
- Взвешивали шары и выяснили, что воздух имеет вес.
- Опускали в воду надувные шары и поняли, что они не тонут, т.к. воздух легче воды.
Воспитатель: - А вам понравилось быть учёными?
Дети: - Да!
Воспитатель: - И мне понравилось! Спасибо вам за помощь. А сейчас закройте глаза. И мы снова превратимся в мальчиков и девочек.
- «Эни, Бэни, Краба!» Хлопок в ладоши.
- И мы опять в садике. Разбираем свои шары и будем ими играть!
рисунки-схемы
|