Творческие работы учащихся
НПК "Изготовление чавага"
НПК "Творчество жителей и учащихся с.Аксы-Барлык"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
npk_kamila_tatarstan_-_kopiya_-_kopiya.docx | 42.66 КБ |
lit._tyva_ay-kys.docx | 2.16 МБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа с.Аксы-Барлык
Барун-Хемчикского кожууна РТ»
II Всероссийский краеведческий конкурс
«Красота родного края»
Номинация: Национальный костюм
Исследовательская работа:
«Изготовление чавага»
Выполнила: Хертек Камила Казылкановна
ученица 4 класса МАОУ « СОШ с.Аксы-Барлык
Барун-Хемчикского кожууна РТ»
Руководитель: Саая Саида Хензиг-ооловна
учитель русского языка и литературы
МАОУ «СОШ с.Аксы-Барлык»
сот.телефон: 8-923-385-79-80
Январь, 2016 г
Содержание
- Введение………………………………………………………....3
- Глава I.
- Чавага как национальное украшение …………………..5
- Значение слова «чавага»…………...……………………6
- Изготовление чавага………...………………………….7
- Результаты опроса..…………… ……………………….9
- Заключение……………………………………………………..9
- Использованная литература……………………….…………..10
- Приложение………………..………………………………. .11-12
Введение
В чем заключается красота человека? Она в соединении его внешнего вида с духовным богатством. Приятно, когда у человека красивые черты лица, когда он опрятно и со вкусом одет, когда он хорошо воспитан. Часто бывает, что человек не отличается яркой внешностью, но от общения с этим человеком исходит обаяние, и мы говорим: «Красивый человек!».
Красота человека в его всестороннем развитии. Наш современник должен быть всесторонне развитой личностью: он должен любить поэзию, искусство, ценить культуру и традиции своего народа. Приятно, когда человек находчив, умеет вести себя в любой обстановке, умеет уважать других. Необходимо, чтобы каждый занимался самовоспитанием и творчеством: воспитывал у себя те качества и черты характера, которые пригодятся ему в будущем. И, конечно же, красота человека в истинном творчестве, в нахождении собственного, индивидуального предназначения в жизни.
Цель работы: определить сколько материала понадобится при изготовлении чавага.
Объектом исследования является изготовление чавага. В связи с этим предполагается решить следующие задачи:
- Изучить самый простой способ изготовления «чавага»;
- Сделать национальное украшение «чавага»;
- Провести опрос среди учащихся школы.
Практическая значимость: Если мы узнаем сколько материала понадобится для изготовления и распространим среди школьниц, мы можем данный материал использовать на практике: изготовить своё украшение.
3
Глава I
2.1. Чавага как национальное украшение
Украшение - это один из компонентов материальной и духовной культуры народа, свидетельствующий о развитии традиций. Украшения изготавливались на высокохудожественном уровне.
Среди тувинских женских украшений встречаются перстни, серьги, накосники. Тувинские кузнецы применяли бирюзу, нефрит и малахит в качестве вставок на женских украшениях. Но, конечно, самым распространенным камнем органического происхождения у тувинцев является коралл. Он является ценным материалом для изготовления бус, ожерелий, сережек и в большом количестве на накосных украшениях (чавага).
Когда детям исполнялось три года, родители совершали праздничный обряд- обрезание волос, на котором в присутствии родственников мальчику, девочке стригли новую прическу. Девочкам символически стригли только боковые волосы, заплетали одну косичку «чаъш» завязывали ей концы украшениями из нитей, бус «боошкун» (девичье накосное украшение из трех нитей бус). Накосное украшение «боошкун» тоже было оберегом. У девочек коса начиналась обычно тремя косичками, которые ниже плеч сплетались в одну, и укрепляли на ней накосник- чавага.
4
2.2. Значение слова «чавага».
Тувинские женские украшения делятся на следующие виды: украшения для прически, для ушей, рук и пальцев и для пояса. Для этнографического исследования накосники (чавага, боошкун) представляют особый интерес.
С. В. Зайцева внесла разъяснения по поводу причесок и накосных украшений: «боошкун», «чавага», «чалаа-кара». Сегодня не все понимают разницу между накосными украшениями, ошибочно объединив в одно название — «чавага». Следует отметить то, что «боошкун» — это девичье украшение, «чавага» — замужних женщин.
По своему функциональному значению они закрепляют прическу. Такие украшения широко бытовали у тувинских женщин до 30-х годов XX века. Девочка носила в косах бусы иногда с металлической круглой и квадратной пластиной (боошкун), а замужние женщины – чавага.
2.3. Изготовление чавага.
Чавага состояла из следующих деталей: металлической пластины и коралловых бус, которые закреплялись к удлиненной коже. Смастерить «Чавага» можно совместно с родителями и педагогами, предложив им немножко пофантазировать с бусами. Для этого нужно взять всего лишь использованные бусы, тесьму, шелк, пряжу, эластомерную нить для бисероплетения, картон, ножницы и клей.
Для изготовления «Чавага» необходимы следующие материалы и инструменты:
- Шелк национальный;
- Бусы разноцветные;
- Резинка для волос;
- Картон, карандаш, линейка, ножницы;
5
- Нитки и иголки;
- Тесьма национальная;
- Эластомерная нить для бисероплетения.
Способ изготовления «Чавага»
- Нанизываем на нить длиной 25 см разноцветные бусы.
1-большая синяя
2-3- маленькие белые
4- большая жёлтая
5,6,7,8,9,10,11,12,13,14- маленькие розовые
15,16,17,18,19- средние золотистые
20- большая розовая
21- средняя голубая
22-23- средние зелёные
24- большая белая
25,26,27- средние розовые
28,29,30,31,32,33,34,35- средние белые.
2. Берем картон, вырезаем круг диаметром 6 см, длиной 23 см.
3. Вырезаем из ткани (шелк) круглую форму и пришиваем на картон.
4. Чавага готова.
5. На изнаночную сторону пришиваем резинку.
6. Прикрепляем на «косу» чавага.
Отсюда я могу сделать вывод, что при изготовлении чавага у меня вышло 8-9 см ткани (торгу). На 23-сантиметровую чавага вышло всего 105 бусинок. Из них красных- 9 шт; белых- 33 шт.; жёлтых- 4 шт.; зелёных- 6 шт.; голубых- 5 шт.; розовых- 33 шт.; золотистых- 15 шт. Нитка около 1 метра 20 см. Всего по времени у меня вышло по 1 часу 4 дня.
6
2.4. Результаты опроса.
Чтобы узнать о том, насколько учащиеся- девочки знают о чавага, я провела анкетирование в школе. Анкетирование было проведено 21 января 2016 года на базе школы с. Аксы-Барлык среди учащихся 4-11 классов.
Всего девочек- 53 Приняли участие- 48
Всем было предложено ответить на 4 вопроса:
- Что такое «чавага»?
Чавага- это национальное украшение женщин для волос.
Ответ: «Да»- 48 человек (100%)
- Вы знаете, как изготовить «чавага»?
Ответ: «Да»- 30 человек (62,5 %) «Нет»-18 человек (37,5 %)
- У тебя есть своя «чавага»?
Ответ: «Да»- 20 человек (41,7 %) «Нет»-28 человек (58,3 %)
- В настоящее время ты делаешь себе «чавага»?
Ответ: «Да»- 5 человек (10,4 %) «Нет»- 43 человека (89,6%)
Отсюда можно сделать следующий вывод: Девочки знают о чавага как национальное украшение для женщин. Некоторые не знают и не умеют делать чавага. Большая часть школьниц не имеют своих украшений для волос. В настоящее время чавага для себя готовят всего 5 учениц и это очень мало. Поэтому нужно объяснить учащимся, что чавага- это один из самых важных украшений для девочек. Особенно когда мы надеваем национальный костюм. Ведь у нас скоро большой праздник Шагаа.
Свои личные вещи, в том числе и чавага хранили в небольших ящичках, которые хранились в каждой юрте на женской половине. Уже с середины XX века вышли из употребления накосные украшения, так как они неприменимы для короткой стрижки.
7
3. Заключение
Таким образом, необходимо отметить, что рассмотрение изучения традиционного изготовления «чавага» может быть представлено выполнением поставленных задач:
- Изучили традиционный способ изготовления «чавага», определили сколько материалов понадобилось при изготовлении «чавага»;
- Самостоятельно изготовили «чавага»;
- Провели анкетирование.
Значимость работы
В результате такой работы постепенно складывается архив материалов об изготовлении национальных украшений, которые представляют интерес для дальнейшей исследовательской работы.
Эта работа рекомендуется для всех, кто неравнодушен к истории национальных украшений, к истории жизни людей старшего поколения. Надеюсь, что этот материал будет использоваться в работе руководителей кружков, классных руководителей в проведении бесед, встреч, выставок и классных часов.
Материалы, представленные мной, могут быть отправной точкой для дальнейших исследований, докладов. Очень хочется, чтобы учащиеся продолжили начатую мной работу, собрав материал о других украшениях, шире привлекая архивные данные, воспоминания людей, живущих у нас в селе.
4. Использованная литература.
- Материалы из архива сельской библиотеки.
- Материалы интернета.(«Традиционный тувинский костюм» (История. Символика) М.О. Сиянбиль, А.А. Сиянбиль