Тематическое развлечение, посвященное Дню славянской письменности и культуры
Развлечение для детей старшего дошкольного возраста посвящено Дню славянской письменности и культуры и памяти святых Кирилла и Мефодия.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Откуда азбука пришла | 39 КБ |
Предварительный просмотр:
Тематическое развлечение, посвященное Дню славянской письменности и культуры
« Откуда азбука пришла»
старший дошкольный возраст
Цель: Познакомить детей со славянскими просветителями, Кириллом и Мефодием. Дать представление о славянской азбуке – кириллице. Развивать речь, мышление, любознательность. Воспитывать чувство патриотизма.
Ход: Ведущая. Здравствуйте, ребятушки! Какие же вы красивые в русских народных костюмах! Отмечаем мы сегодня День славянской письменности и культуры, а я назвала бы этот праздник « Откуда азбука пришла». Ведь когда-то люди не умели читать и писать и букв-то не было…А благодаря кому она появилась, мы сегодня узнаем. Но для этого надо заглянуть в келью-комнату монаха.
( Оформлен уголок монастырской кельи : стол со свечой, книги, за столом – монах пишет пером рукопись)
Ведущая. В монастырской келье узкой,
В четырех глухих стенах
О земле, о древнерусской
Быль записывал монах.
Он писал зимой и летом,
Озаренный тусклым светом.
Он писал из года в год
Про великий наш народ.
Монах. Еще одно последнее сказанье,
И рукопись окончена моя.
Исполнен долг, завещанный от Бога,
Мне, грешному…(читает рукопись)
Прими же, отец наш небесный, молитву благодарную за то, что искусству книжному меня вразумил. Слава и вам, братья Солунские, Кирилл и Мефодий, что буквы нам придумали, свет книжный принесли.
- Чу! Слышу шорох. Кто здесь?
(входят три мальчика)
Захарка. Это мы, батюшка.
Монах. Заходите, чада любезные. С чем пожаловали?
Захарка. Прослышали мы, батюшка, что тут грамоте можно научиться.
Монах. Грамоте? Пожалуй, что можно. А вы чьи будете?
Дети. Я Захарка, Ивана-кузнеца сын.
Я Ивашка, Никиты пастуха сын.
Монах. А ты что молчишь?
Мальчики. Это Ефимка, сирота он, а туда же – учиться.
Монах. Не горюй, Ефимка, я тоже сиротой был. Враги дом мой сожгли, все погибли, а я пришел в Киево-Печерскую Лавру и стал переписчиком.
Ивашка. Расскажи, батюшка, откуда буквы взялись?
Монах. Давным-давно люди писать не умели, посылали друг другу предметы. Послали как-то послание, в котором мышь, птица, лягушка и стрелы. Долго люди думали и, наконец, разгадали смысл послания: « Если вы не научитесь прыгать по болоту так, как лягушка, прятаься в норы, как мышь. и летать, как птица, вы будете осыпаны стрелами».
Ивашка. Здорово! Каждый предмет говорит сам за себя!
Захарка. А мы, батюшка, как будем писать?
Монах. А наше письмо славянское. А подарили нам его Кирилл и Мефодий.
Ивашка. А расскажи нам про них.
Монах. Ну, так слушайте. Было это очень давно, в городе Солуний. В семье военного чиновника росли два сына – Константин и Мефодий. Они много читали, любили учиться. Император Михаил приказал составить славянскую азбуку. Братья взялись за работу. Помолившись Богу, Константин, который в монашестве принял имя Кирилл, пошел писать азбуку. И придумали они буквицы, которые стали называться «кириллицей» по имени Кирилла, одного из ее создателей. Пусть эти старинные буквы оживут при помощи большой волшебной книги.
Входят буквы.
Аз. Здравствуйте, дети! Меня зовут Аз. Назовите слова, которые начинаются с меня.(дети называют)
Буки. А меня зовут Буки. Вспомните, сколько хороших, вкусных начинаются с моей буквы.
Ведущая. А если произнести вас по порядку, дорогие «аз» и « буки», то получится слово «азбука». В народе так и говорят : Сначала аз и буки, а потом и науки» А к нам спешит еще одна буква.
Веди. Здравствуйте! Меня зовут Веди. Я все знаю, про все ведаю.
Ведущая. Ну, тогда слушай мою загадку: На полянке девчонки в белых рубашонках, в зеленых полушалках.
Веди. Березы.
Девочки исполняют хоровод « Во поле береза стояла»
Ведущая. Продолжим знакомство со славянской азбукой.
Глаголь. Здравствуйте, дети! Я буква « Глаголь»
Ведущая. Глаголить – значит, говорить. Но прежде, чем сказать, надо хорошенько подумать. Вот и ты , «Глаголь», послушай мою загадку и дай ответ.
Он всегда стоит в углу, возле печки на полу.
Если кто-то сор бросает, он охотно убирает.
Глаголь. Веник.
Хоровод « Веники»
Ведущая. А к нам спешит еще одна буква.
Добро. Добрый день, дети! Меня зовут Добро!
Ведущая. Какое у тебя доброе имя. Доброта – лучшая черта характера человека.
Добро. Добрым быть совсем не просто
Не зависит доброта от роста,
не зависит доброта от цвета
Доброта не пряник не конфета.
Только надо очень добрым быть,
Чтоб в беде друг друга не забыть,
И народы будут жить дружней,
Если будем мы тобой добрей.
Свободный танец « Что такое доброта»
Ведущая. А к нам из азбуки идет новая буква.
Люди. Здравствуйте, дети! Я – буква «Люди».
Люди, вы в ладу живите,
Ласку и любовь несите,
И друг с другом вы дружите.
Песня « Вот что значит настоящий верный друг»
Ведущая. Встречайте новую букву.
Мыслете. Здравствуйте, дети! Меня зовут « Мыслете».
Ведущая. Какая мудрая буква к нам явилась.
Мыслете. Я принесла вам загадку. Отгадайте.
Три братца пошли на реку купаться.
Двое купаются, третий на берегу валяется.
Искупались, вышли, на третьем повисли.
( ведра и коромысло)
Танец девочек с коромыслами.
Ведущая. Есть буквы шипящие, есть буквы свистящие, и только одна из них – буква рычащая.
Рцы. Здравствуйте, дети! Я буква «Рцы». Недаром я собой горжусь, ведь я начало слова Русь. Давайте мы с вами поиграем в русскую народную игру « Подушечка»
Русская народная игра « Подушечка»
Ведущая. Спасибо, Вам буквы, что учите нас красоте, доброте, мудрости. Спасибо святым братьям Кириллу и Мефодию за то, что они подарили нам славянскую азбуку.
Дети выносят плакаты с изображением алфавита.
1. Буква к букве – будет слово,
Слово к слову – речь готова.
И напевна и стройна,
Музыкой звучит она.
Так восславим буквы эти!
Пусть они приходят к детям,
И пусть будет знаменит
Наш славянский алфавит.
3.Мы Отчизне верно служим,
Ты - один из сыновей.
Так расти, чтоб ты был нужен,
дорог Родине своей!
4.Ждет тебя за труд награда -
Цель прекрасная вдали,
Но оглядываться надо
На пути, что мы прошли.
5.Ничего нет лучше, краше
Милой Родины твоей!
Оглянись на предков наших,
На героев прошлых дней!
6. Вспоминай их добрым словом -
Слава им, борцам суровым!
Слава нашей стороне!
Слава русской старине!
Ведущая. Сейчас наша азбука, составленная Кириллом и Мефодием, является самой простой и удобной. Наша азбука удивительна! И каждый человек, изучающий русский язык, должен знать и хранить в своей памяти имена первых славянских просветителей — братьев Кирилла и Мефодия.
Звучит “Гимн Кириллу и Мефодию”.