Краеведческая работа

В течении нескольких лет я веду краеведческий кружок "Возрождение".

Совместно с коллегами и учащимися нам удалось восстановить краеведческую комнату в школе.

 

Ведется работа по пополнению фонда краеведческой комнаты. Мы поддерживаем связь с нашими земляками, по возможности посещаем музеи края, сотрудничаем с архивами.

Фотографии нашей краеведческой комнаты можно посмотреть в альбоме: Краеведческая комната.

Скачать:


Предварительный просмотр:

План работы краеведческого кружка «Возрождение» на 2012/2013 учебный год

План работы краеведческого кружка :

Цели и задачи:

Расширение знаний учащихся по истории родного края.

Воспитание патриотизма, гордости за свой край.

Развитие исследовательских навыков у учащихся.

Привлечение учащихся к бережному сохранению историко-культурного наследия села.

Поддержка творческой активности детей.

                    Состав кружка:

 Белова Н.Н.(руководитель кружка, учитель истории и географии)

1.Белова Евгения-учащаяся 7го класса

2.Бельский Алексей-учащийся 7го класса

3. Ким Екатерина –учащаяся 8го класса

4. Лаврентьева Анастасия – учащаяся 8го класса

5.Макарова Екатерина-учащаяся 7го класса

6. Смирнов Никита – учащийся 7го класса

7.Соловьёв Иван-учащийся 7го класса

8.Шайдурова Алёна – учащаяся 7класса

Расписание занятий  кружка:

Четверг  с 15 до 16 часов

                         

                                             Пояснительная записка

      В настоящее время уделяется большое внимание краеведческому образованию учащихся. На первом плане стоит задача воспитания патриота Родины, образованного человека, знающего и любящего историю, культуру, духовные традиции своего народа, природу родного края. Очень важно сегодня не только дать определенные знания подрастающему поколению, но и научить его практической деятельности по восстановлению и сохранению наследия предков. Актуальность этого объясняется тем, что существовавшая ранее преемственность между поколениями по передачи духовных ценностей была нарушена. Наше село Малое Перекопное хранит богатую историю: в нем родился и провёл детство заслуженный художник РФ Заутренников М.М, жил знаменитый соратник В.И.Чапаева –Потапов Ф.К, творили историю села замечательные люди

     В последнее время у учащихся снизился интерес к героическим и трагическим страницам истории нашей Родины, ее культурным ценностям и достижениям, корням, событиям военной истории. Именно поэтому нравственно-патриотическое воспитание в настоящее время является приоритетным. К.Д.Ушинский писал: «Воспитание, созданное самим народом и основанное на народных началах, имеет ту воспитательную силу, которой нет в самых лучших системах, основанных на абстрактных идеях или заимствованных у других народа». Это справедливо, т.к. опора на нравственно-патриотическое воспитание – залог успешного воспитания подрастающего поколения. Истинным идеалом воспитания в России испокон веков является традиционное духовное мировоззрение, основанное на понятиях долга и чести, нравственности и морали. Сегодня слово «патриотизм» многими воспринимается как устаревшее. Но жить без уважения к собственной стране, ее истории, достижениям и жертвам значит нарушить собственное будущее. Воспитать гражданина-патриота – значит формировать человека, которому присущи любовь к Родине, стремление к ее процветанию и могуществу, прочная гражданская позиция. Значимость и необходимость нравственно-патриотического воспитания учащихся – одно из главных средств формирования интереса и уважения к прошлому своей страны, людям, чьи имена составляют часть ее истории. Знание истории, культуры малой Родины поможет сформировать у детей нравственные качества, чувство патриотизма, толерантности, укрепит связь поколений. Все это способствует комплексному подходу в решении важных образовательных и воспитательных задач. Решению этих задач помогут уже имеющиеся разработанные и апробированные методики изучения природы, культуры и истории жителей села, материалы школьного музея, специалисты, которые могут работать с учащимися

      Учащиеся должны знать:

даты событий, термины, понятия истории родного края;  исторические памятники и культовые места села;  сведения о жизни и деятельности земляков уметь: анализировать исторические источники, документы;  описывать исторические памятники, культовые места родного края; наблюдать за жизнью и бытом старожилов села, беседовать с ними;  высказывать собственное суждение владеть компетенциями:  коммуникативной;  информационно-поисковой;  рефлексивной; ·учебно-познавательной;  трудовой. Кружок рассчитан на учащихся 8-9 классов. Срок реализации программы: 2012-2013 годы

Краеведческий кружок решает следующие основные задачи:

*Участие в реализации государственной политики в области военно-патриотического и гражданского воспитания детей.

*Воспитание чувства патриотизма, формирование у подрастающего поколения верности Родине.

*Изучение истории и культуры России и родного края.

*Участие в подготовке и проведение мероприятий краеведческого характера.

Формы  работы:

-экскурсии

-викторины

-конкурсы рисунков

-встречи с интересными людьми

-участие в конкурсах

-выставки

-уход за памятниками

Работа краеведческого кружка «Возрождение» осуществляется в 2-х направлениях:

1.    Теоретическом (беседы, лекции, доклады, викторины,
самостоятельные работы).
2.    Практическом (экскурсии, практикумы в музее,
творческие отчёты, записи,).

Принципы и подходы, лежащие в основе программы:

- принцип гуманизации
- личностно-ориентированный подход
- научность
- доступность
- практическая направленность
- креативность

Формы и методы проведения занятий:

- Беседа.

- Экскурсия.

- Сообщения.

- Беседы – встречи.

- Конкурсы.

- Викторины

- Презентации.

- Конференции.

                                         Ожидаемый результат:

- устойчивый интерес к истории своей Родины;
- знания культурных традиций родного края;
- умение устанавливать связи между прошлым и современностью;
- способность творчески мыслить и рассуждать;
-  способность заниматься исследовательской деятельностью индивидуально и в творческих группах

- оформление школьной краеведческой комнаты

                                 Календарно- тематический план.

Дата

                     Тема занятий

1

6.09

Инструктаж по технике безопасности .Вводное занятие

2

13.09

Викторина «Не даром помнит вся Россия…»

3

20.09

Они учились в нашей школе. Сбор информации о выпускниках школы( к 35 летию школы)

4

27.09

Сбор информации о педагогах школы

5

4.10

Оформление стенда «Учителями славится Россия»

6

11.10

Лекция Правила учета и хранения музейных экспонатов

7

18.10

Беседа «История заселения села Малое Перекопное. Первые поселенцы»

8

25.10

Конкурс «История одного экспоната»

9

1.11

Викторина «Знаменитые земляки»

10

8.11

Оформление альбома»Земляки-участники Гражданской войны».

11

15.11

Оформление альбома»Земляки-участники Гражданской войны».

12

22.11

Оформление в краеведческой комнате выставки, посвящённой Дню работников агропромышленного комплекса «Трудовые будни села»

13

29.11

Поисковая деятельность  Сбор материала о национальных традициях жителей села

14

6.12

Сбор краеведческой информации  к СДДФ

15

13.12

Круглый стол Национальные традиции  односельчан. Традиции моей семьи

16

20.12

Викторина «Этих дней не смолкнет слава»,  битве под Москвой

17

27.12

Оформление стенда: Колхоз имени 16 партсъезда

18

10.01

Оформление стенда: Колхоз имени 16 партсъезда

19

17.01

Работа в краеведческой комнате (работа с экспонатами)

20

24.01

Беседа по теме «Подвиг Сталинграда .

21

31.01

Экскурсия  в краеведческую комнату учащихся 1-4 классов»Что предметы старины рассказать тебе должны?»

22

7.02

Сбор  информации о земляках- участниках Афганской войны

23

14.02

Оформление стенда «Афганское эхо»

24

21.02

Работа в краеведческой комнате

25

28.02

Проведение экскурсии по краеведческой комнате для жителей села

26

7.03

Экскурсия в музей  Чапаева г Пугачёв

27

14.03

Викторина «Перекопновцы-чапаевцы»

28

21.03

Поисковая деятельность(работа с жителями села) Пополнение экспонатами краеведческой комнаты.

29

28.03

Сбор материалов о земляках- участниках Вов и тружениках тыла

30

4.04

Встреча с тружениками тыла

31

11.04

Трудовой десант. Уборка территорий у памятников

32

18.04

Оформление выставки «Письма с фронта»

33

25.04

День открытых дверей краеведческой комнаты. Обзорная экскурсия для односельчан и гостей

34

2.05

Проектная деятельность. Работа над проектом: «Земляки – участники Вов»

35

16.05

Презентация проекта

36

37

23.05

30.04

Оформление выставки «Подарок краеведческой комнате»

 Оформление фотовыставки по теме «Я села прекраснее не знаю…»