для родителей пятиклассников Гимназии№ 91
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ДЕЛЬТА-ТЕСТИРОВАНИЕ | 24.05 КБ |
Предварительный просмотр:
Что необходимо знать о Дельта-тестировании.
Уважаемые родители!
В 2014-2015 учебном году администрацией Гимназии было принято решение об использовании Дельта-тестирования в системе оценки качества образования в нашем учебном заведении.
Новые федеральные государственные образовательные стандарты образования дали импульс для обсуждения тематики индивидуального прогресса в нашей стране. Системно-деятельностный подход, заложенный как принцип в новых ФГОС, ориентируется на качественно новые результаты освоения обучающимися образовательной программы, такие как способность выстраивать индивидуальную образовательную траекторию, усваивать и применять межпредметные понятия и универсальные учебные действия, самостоятельно планировать и осуществлять учебную деятельность и сотрудничество со сверстниками и педагогами. Ориентация на результаты нового типа требует серьезных изменений в традиционно сложившейся системе оценки качества образования. Новая системадолжна иметь комплексный характер, то есть обеспечивать оценку предметных, метапредметных и личностных результатовосновного общего образования и оценку динамики индивидуальных достижений учащихся в процессе освоения основной общеобразовательной программы. Таким образом, в каждой школе помимо стандартных контрольных и аттестационных процедур должны появиться новые методы оценки образовательных результатов, позволяющие осуществлять мониторинг индивидуального прогресса учащихся и ориентированные не на контроль, а на управление качеством образования. К таким методам оценки образовательных результатов относится технология «Дельта-тестирования» ,разработанная в 2004-2007 годах совместно красноярскими и московскими специалистами на основе уровневой модели развития мышления и понимания в контексте деятельностного подхода .Это один из первых отечественных инструментариев, предназначенных для оценки индивидуальной динамики достижения школьником метапредметных результатов при изучении основных учебных дисциплин (русского языка и математики)
Вся технология «Дельта» базируется на культурно-исторической концепции Л.С.Выготского и теории учебной деятельности Д.Б.Эльконина и В.В. Давыдова. По их мнению, минимальной, исходной единицей развития является действие.На основе рассуждений Выготского о развитии как становлении культурной формы действия были выделены три типа отношений индивидуума к новым для него способам преобразующего действия:1)освоение (отношение к способу как к знакомому, не чужому; 2)усвоение (отношение к способу как возможному для воспроизводства;3) присвоение (отношение к способу как к специальному средству.Таким образом, в процессе превращения понятий в средства мышления выделяются 3 этапа:1) освоение общего смысла и формы способа действия;2) раскрытие существенного основания способа действия; 3) функционализация способа действия(включение его в систему личностных ресурсов). Эти этапы соответствуют следующим уровням действия с учебно-предметным материалом:
1 уровень-освоение общего смысла и формы способа действия: действие по формальному образцу( алгоритму, правилу, схеме) в стандартной задачной ситуации(узнавание как воспроизведение способа действия в том виде, в котором он появлялся в обучении).
2 уровень-освоение существенного отношения как основания способа действия: выполнение задания на основе выделенного существенного отношения (общего принципа, предметного отношения) Для успешного осуществления действий на этом уровне явно недостаточно демонстрации образца, а необходимо овладение модельными представлениями как формой выделения и удерживания существенных отношений. На этом этапе важным является стремление и готовность учащегося к преобразующему, аналитическому действию.
3 уровень-функционализация способа действия : ориентация на границы способа действия (конструирование или перестройка общего способа действия ).Действие ученика опирается на функциональное представление задачной ситуации и предполагает возможность преобразования любых ее элементов :цели, условий, средств, способов. Иными словами, происходит включение обобщенного способа действия в состав личных ресурсов, то есть возникает способность «увидеть» и осуществить действие, в котором способ, взятый в известном предмете, востребован (уместен) и выступает как преобразующий материал для другого предмета. Это требует умственных действий: рефлексии, синтеза и обобщения высокого уровня, и фактически, умения занять надпредметную позицию.
Согласно приведенной трехуровневой модели становления предметного действия, индивидуальный прогресс ученика понимается как комплексная положительная динамика личных ресурсов, включающая линейные и уровневые приращения способностей мышления и понимания (уровневое приращение-сохранение учеником достигнутого уровня и выход на следующий, более высокий уровень; линейное приращение- увеличение количества решенных задач данного уровня).
Описанная модель уровневого прогресса учащихся позволяет создавать диагностические материалы по разным учебным предметам. «Дельта» – это методика использования тестовых материалов, построенных в соответствии с описанной выше таксономией уровней присвоения содержания, для диагностики индивидуального прогресса учащихся в мышлении и понимании на материале учебных предметов (русского языка и математики). Иными словами, с помощью данной методики отслеживается прирост в мышлении, который связан с появлением обобщённых способов действия .
Показатели прироста говорят, с одной стороны, об индивидуальной динамике ученика по сравнению с собой «вчерашним», а с другой, – о том, насколько эффективна стратегия, используемая учителем в отношении этого ученика.Акцент в диагностике ставится на индивидуальное продвижение ученика относительно его собственного уровня и, кроме того, проверяемые умения соотнесены не с темами, а с предметно-деятельностными линиями (например, линия моделирования – в математике, линия адекватного употребления языкового знака – в русском языке).
Методика «Дельта» предназначена для оценки того, вносит ли освоение учебных дисциплин вклад в развитие мышления и понимания учащихся. Это отслеживается через становление ключевых предметных действий. Развитие мышления смотрится через действия, которые формируются в течение определенного периода, поэтому выбирается только тот учебный материал, в отношении которого это становление можно обнаружить. Содержание теста жестко не связано с прохождением школьнойпрограммы, так как нет задачи проверить, как ученик освоил содержание всей программы обучения по предмету. Более того, система заданий подобрана таким образом, чтофактически один и тот же тест дается при последующих тестированиях (т. е. структура теста, количество заданий, типы заданий, их расположение в тесте на всех срезах одни и те же; меняются слова, цифры и т. п., формулировки заданий остаются практически одинаковыми во всех тестах).
За годы апробации и в период внедрения (2004-2013) технология «Дельта» показала свою эффективность и была взята на вооружение в ряде регионов и отдельных школах России.
Использование этой технологии в качестве внутришкольного инструмента оценки качества образования позволяет учителю видеть индивидуальную динамику каждого учащегося и динамику класса в целом; понимать, как влияют на индивидуальный прогресс каждого школьника создаваемые учителем образовательные условия и планировать в связи с этим собственную деятельность.
Использование диагностического инструмента «Дельта» в системе оценки качества образования в школе способно принципиально изменить отношения между субъектами образования и существенно повысить качество работы образовательного учреждения, поскольку для решения вопросов управления качеством образования в школе становятся важными не только констатирующие ( срезовые, итоговые) характеристики образовательных достижений, но и динамические, которые позволяют проектировать и прогнозировать образовательные процессы. Умение работать с динамикой образовательных результатов учащихся- одна из ключевых компетенций современного педагога и современного руководителя. Учителю важно понимать, как построить процесс обучения так, чтобы каждый ученик показывал прогресс в обучении, а руководителю- как работать с педагогами, чтобы они могли обеспечить условия для развития учеников. Качество образования в этом случае определяется индивидуальным прогрессом учащегося, то есть, образование успешно в той мере, в какой оно вносит свой вклад в развитие каждого школьника.
В свете последних изменений в системе оценивания качества работы ОУ, таких как
- расширение спектра оцениваемых образовательных результатов(не только знания)
- оценивание не только степени достижения определенной нормы, но и положительной динамики (индивидуальный прогресс)
-сочетание разнообразных методов оценки (не только стандартных тестов)
- оценка образовательных результатов с учетом контекстных данных, влияющих на эти результаты(введение так называемого индекса образовательных условий)
-различение функций оценки: контроль и поддержка, трудно переоценить роль мониторинга индивидуального прогресса учащихся. На современном этапе существования школьной системы широкое использование технологии «Дельта» представляется целесообразным и необходимым для соответствия тем задачам, которые стоят перед системой образования в целом.
Чего не стоит бояться.
Некоторые родители, узнав, что в результате тестирования обнаружится уровень предметного действия, свойственный ребенку, начинают отказываться от тестирования. Они мотивируют отказ нежеланием «подвергать ребенка стрессу» и боятся «навешивания ярлыков».По их мнению, единственная цель теста- поделить всех на группы по уровню интеллекта и раз и навсегда заклеймить тех, кто окажется ниже остальных по уровню. Очень неверные и опасные выводы. Единственная цель тестирования- помочь ребенку и учителю отследить динамику развития мышления каждого ученика .Сам тест называется «Мониторинг индивидуального прогресса», то есть, наблюдение за тем, как «умнеет» ваш ребенок. Без данного инструмента это не представляется возможным. Эти страхи сродни тому, что мы не идем в больницу, потому, что боимся, что нам назначат лечение и, не дай бог, вылечат.
Что касается стресса, то должна сказать, что сами задания работы построены так, что выполнять их интересно и увлекательно, некоторые задания можно пропускать, времени дается более чем достаточно. По опыту проведения тестирования в нашей школе(на сегодняшний день их прошло 5) могу сказать, что дети чувствуют себя спокойно, успевают намного раньше окончания отведенного времени, отзывы о сложности работы единичны.