методические материалы

 Проектная деятельность школьников  на уроках изобразительного искусства

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного

образования  «Детская  школа искусств р.п. Новые Бурасы Саратовской области»



Проектная деятельность учеников на уроках изобразительного искусства.


преподаватель отделения

 «Изобразительное искусство»

Салухова С.А.

2016 год

Проектная деятельность учеников на уроках изобразительного искусства.

     Современное общество требует инициативных, творчески мыслящих и энергичных людей, в чем видит залог их успешности и благосостояния. Образование должно внести существенный вклад в решение этой задачи.

     Центральной и основной для преподавателя сегодня становится функция содействия образованию ученика. Реализация данной функции определяет выбор преподавателем приоритетных образовательных технологий – проектного, исследовательского, рефлексивного обучения, информационно-коммуникативных технологий.

     Преподаватель должен создать среду, которая бы мотивировала учащихся самостоятельно добывать, обрабатывать информацию, обмениваться ею, а также быстро и свободно ориентироваться в окружающем информационном пространстве. Для учащихся должны быть созданы условия, которые способствуют их развитию по разным предметам, но в тоже время необходимо снизить нагрузку учащихся. Для осуществления этих задач необходимо сделать учебный процесс более увлекательным и интересным, раскрыть значение получаемых знаний и их практическое применение в жизни.

     Одним из вариантов комплексного решения задач современного  образования являются  проекты, позволяющие формировать у учащихся способность к осуществлению практической деятельности – способность определять цель деятельности и планировать пути ее достижения, анализировать и оценивать результаты.

     Проект – это самостоятельная творческая работа учащегося, выполненная от идеи до ее воплощения в жизнь с помощью консультаций преподавателя. Главная идея метода проектов — направленность учебно-познавательной деятельности учащихся на результат, который получается при решении практической или теоретической, но обязательно личностно значимой и социально детерминированной проблемы. В более широком смысле под проектом понимается обоснованная, спланированная и осознанная деятельность, направленная на формирование у учащихся определенной системы интеллектуальных и практических умений. Технология организации проектной деятельности  включает в себя совокупность исследовательских, поисковых и проблемных методов, творческих по своей сути, инструментально направленных на самостоятельную реализацию учеником задуманного результата.

     Проектная деятельность обучающихся - это совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата. Непременным условием проектной деятельности является наличие заранее выработанных представлений о ее конечном продукте и как следствие этого об этапах проектирования и реализации проекта, включая его осмысление и рефлексию результатов деятельности.

     Процесс выполнения творческих проектов на каждом из этапов обучения предполагает не только комплексное использование учащимися изученного на каком-то определенном предмете, но и опору на знания и умения, полученные из других  дисциплин, а также свой личный опыт. Это создает благоприятные условия для осуществления личностно-ориентированного подхода в обучении, формирования у учеников таких ценностных качеств, как самостоятельность, ответственность, критичность и требовательность к себе и другим, настойчивость в достижении поставленной цели, умение работать в команде.

     Метод проектов был разработан во второй половине XIX века в США. Родоначальники метода Дж. Дьюи и Э.Дьюи, Х.Килпатрик, Э. Коллингс и др. выдвинули идею “обучения посредством делания”. Они считали, что ребенок будет учиться с интересом, если сможет увидеть применение результатов своего труда. В советской педагогике метод получил распространение в 20-е годы XX века (В.Н.Шульгин, М.В. Крупенина, Б.В. Игнатьев). На основе проективной методики была создана комплексная система обучения, по которой учебные предметы заменялись выполнением практических проектов. Абсолютизация метода привела к резкому снижению общеобразовательной подготовки. В результате, проективная методика была осуждена и до 90-х г.г. XX века в практике советской школы не использовалась. Над этим вопросом работали такие ученные, как Б.Валясэк, В.А. Кальней, Т.М. Матвеева, Е.А. Мищенко, С.Е. Шишов, И. Трухин, А.Н. Бренчугина-Романова, Е.С. Полат, В. Рохлов, Л.О. Филатова, И.А. Колесникова, М.П. Горчакова-Сибирская, В.А. Кальней, Т.М. Матвеева, Е.А. Мищенко, С.Е. Шишов, В. Рохлов, Г.В. Нарыкова, В.Н. Рязанова, Н.К. Солопова. Со временем идея метода проектов изменилась. Из компонента свободного воспитания она становится важной частью вполне разработанной и структурированной системы образования. Но суть ее остается прежней - стимулировать интерес учащихся к определенным проблемам, предполагающим владение определенной суммой знаний через проектную деятельность. В современной педагогике метод проектов рассматривают как одну из личностно ориентированных технологий обучения, интегрирующую в себе проблемный подход, групповые методы, рефлексивные, презентативные, исследовательские, поисковые и прочие методики. Он используется не вместо систематического предметного обучения, а наряду с ним как компонент системы образования.

      Ориентация на новое качество образования предъявляет новые требования к содержанию профессионально-педагогической деятельности преподавателя, включающей:

  1. Создание условий для приобретения и расширения жизненного опыта ребенка
  2. Формирование мотивации к непрерывному образованию
  3. Умение создавать условия для проявления активности, творчества и ответственности ребенка к обучению
  4. Инициативность, творчество и корпоративную культуру преподавателя.

Проектная деятельность способствует развитию следующих способностей у учащихся:

  • коммуникативных, которые развиваются в процессе обсуждения творческих заданий, организации консультации с преподавателем, защиты в общении со сверстниками самых смелых идей;
  • личностных, а именно самобытности и гибкости мышления, фантазии, любознательности, здоровых творческих амбиций;
  • социальных: способности к коллективной деятельности, готовности соблюдать самодисциплину, терпимости к мнению других;
  • литературно-лингвистических: описание идеи, импровизация в процессе защиты;
  • математических: расчет затрат, соотнесение формы и объема, пространства и времени;
  • художественно-соматических: разработка изделий, их дизайн;
  • манипулятивных: умение пользоваться инструментами и приспособлениями, координация движений;
  • технологических: наглядно-образная память, абстрактно-логическое мышление.

     Наряду с вышеперечисленными способностями у учащихся развиваются операционные структуры умственной деятельности (способность к анализу, синтезу, конкретизации и т.д.). Обучение при этом принимает большой личностный смысл, что заметно повышает мотивацию  обучения.

    Проекты могут быть различными и иметь специфические особенности при использовании их в учебном процессе.

     Проекты бывают: исследовательские, поисковые, творческие, ролевые, прикладные и прочие проекты.

     По содержанию проект учащегося может быть монопредметным (выполняется на материале конкретного предмета) и межпредметным  (интегрируется смежная тематика нескольких предметов).                              

     По продолжительности  выполнения проекты бывают краткосрочными, средней продолжительности (от недели до месяца) и долгосрочными.  

     Кроме того, проекты могут различаться по характеру координации, характеру контактов и количеству участников. Проект может быть индивидуальным и групповым. Разрабатывая тот или иной проект, следует учитывать не только признаки и характерные особенности каждого из них, но и предметные задачи, заданные учебной программой.  Каждый преподаватель вправе выбирать свою технологию и методы работы, но каждый преподаватель обязан работать во благо развития ребенка.

     Проект на уроке изобразительного искусства это всегда решение художественно-творческой задачи. Очень важно организовать работу над проектом, создав максимально благоприятные условия для раскрытия и проявления творческого потенциала учеников.

     Основными этапами работы над проектом являются подготовка проекта, защита проекта, самооценка. Самым сложным моментом при введении в учебный процесс проектов является организация этой деятельности, а особенно – подготовительный этап. Для работы над темой необходимо  сформулировать тему, работа над которой  потребует усвоения учащимися необходимых знаний и формирования нужного опыта:

- умение находить нужную информацию;

- способность к воображению, фантазии, новизны, оригинальности;

- умение осуществлять выбор из нескольких альтернативных вариантов:

- умение выдвигать  новые идеи выполнения проектного  задания в соответствии с возрастом;

- создавать проекты  отличающиеся оригинальностью, убедительностью, неповторимостью;

- умение уместно использовать средства и  способы творческой деятельности.

Проектная и исследовательская деятельность по учебному предмету “изобразительное искусство” ведётся по определённому плану:

1. Информационный этап - проводится установочное занятие с учащимися, на котором им сообщается о целях и задачах данного исследовательского проекта, формируется мотивация к выполнению проекта, определяется общее направление работы. На этом этапе преподавателю  необходимо:

- обратить внимание учащихся на общую тему и подтемы проекта;

- проинформировать о ходе, сроках и этапах работы над проектом;

- создать ситуацию, стимулирующую к самостоятельному исследованию.

2. Плановый этап - проводится коллективное обсуждение проекта, обмен идеями (“круглый стол”, “мозговой штурм” и др.). Определяются цели, задачи, структура и форма индивидуальных и групповых проектов. Обдумываются условия, необходимые для реализации проекта. Определяется поле деятельности. Составляется план работы. На этом этапе преподавателю необходимо:

- проанализировать и сгруппировать выдвинутые идеи;

- выделить среди них наиболее удачные;

- помочь учащимся составить план работы над проектом.

3. Поисковый этап - определяется комплекс необходимых данных. Выбираются способы сбора информации. На этом этапе преподавателю необходимо:

- составить список возможных источников информации;

- следить за ходом исследования;

- проводить консультации по методике сбора и обработки информации;

- корректировать деятельность участников проекта;

- обобщать промежуточные результаты.

4. Обобщающий этап - производится обработка полученной информации. Интерпретируются факторы, делаются выводы, формируется собственное суждение автора. Уточняется и корректируется структура исследования. На этом этапе преподавателю  необходимо:

- организовать консультирование по обобщению материалов;

- помочь участникам проекта в выявлении проблем и поиске путей их решения;

- продумать формы совместного обсуждения полученных результатов;

- выбрать форму представления проектов.

5. Этап представления и защиты проекта - учащиеся представляют и защищают свои проекты, демонстрируют приобретенные знания и умения, анализируют проблемы, определяют перспективы дальнейшей работы. На этом этапе преподавателю необходимо:

- определить время и форму защиты проектов;

- подготовить сценарий защиты проектов;

- оказать помощь учащимся в подготовке защиты проектов.

6. Аналитический этап - анализируются результаты работы над проектами. На этом этапе преподавателю необходимо помочь учащимся определить результаты, достижения и проблемы, а также перспективы дальнейших исследований.

     Возможные результаты  проектной деятельности учащихся: альбом; газета; гербарий; журнал; книжка-раскладушка; коллаж; коллекция; костюм; макет; модель;  наглядные пособия; паспарту; плакат; план; реферат; серия иллюстраций; сказка; справочник; стенгазета; сувенир-поделка;  учебное пособие; фотоальбом.

     Темы краткосрочных проектов, выполненных на 2-4 уроках: «Виды и структуры орнаментов», «Мир наших вещей», «Гжель», «Путешествие в Городец», «Дымковская игрушка»,  «Филимоновские игрушки». Проектная деятельность заключается в замене традиционного урока, уроком по созданию проекта: коллективной творческой работы. Здесь необходима  координация  деятельности участников проектных групп, по сбору информации, изготовлению продукта и подготовке презентации.

     Проекты средней продолжительности выполняются как в группах, так и индивидуально  на уроке и  во внеурочное время: «Цвет в изделиях народных художественных промыслов», «Жанры изобразительного искусства», «Виды изобразительного искусства», «Искусство  Древней  Индии», «Искусство  Древнего  Египта», «Искусство  Киевской  Руси XI – XII вв», «Искусство  Владимиро-Суздальского княжества XII в.», «Искусство Новгорода и Пскова XI-XV  в.».

    Пример долгосрочного проекта - проект «Вдохновение». Авторы проекта приняли участие в  III открытом областном конкурсе проектов  «Виват, таланты!» в рамках III Межрегионального фестиваля «Одаренные дети – путь к мастерству» .

        Использование метода проекта на уроках изобразительного искусства одна из актуальных проблем  художественного образования. Использование метода проекта позволят сделать урок современным, более увлекательным и интересным для учащихся. Это позволяет перейти на новый, более высокий уровень обучения, направленный на творческую самореализацию развивающейся  личности, развитие её интеллектуальных и художественно-творческих способностей. Метод проектов повышает интерес к уроку, влияет на качество обучения, развивает  познавательные  навыки  учащихся, помогает учащимся ориентироваться в информационном пространстве, дает возможность развития творческих способностей каждого ребенка, расширяет возможности учащихся в их исследовательской деятельности, повышает интерес к искусству,  развивает творческое мышление, фантазию, практические умения и навыки. Практика показала, что метод проекта применим на уроках изобразительного искусства, вызывает интерес и живую реакцию детей. Особенностью системы выполнения творческого проекта является возможность совместной творческой и исследовательской работы преподавателя и учащихся. Метод проектов и использование информационных технологий  способствует воспитанию личности, подготовленной к жизни в современном обществе.

Литература

  1. Безрукова В.С. Педагогика. Проективная педагогика. Екатеринбург, 1996.
  2. Бычков А.В. Метод проектов в современной школе. – М., 2000.
  3. Васильев В. Проектно-исследовательская технология: развитие мотивации. – Народное образование. – М., 2000, № 9, с.177-180.
  4.  Гузеев В.В. «Метод проектов» как частный случай интегральной технологии обучения. Директор школы. М., 1995, № 6, с.34-47.
  5. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие.-М.: Народное образование,1998.-256с.
  6. Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся: Практич. Пос. для работников общеобразовательных учреждений. М.: АРКТИ, 2003.
  7. Методические рекомендации по организации проектной и исследовательской деятельности [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.educom.ru/ru/documents/archive/advices.php.



Предварительный просмотр:

Народное и декоративно-прикладное искусство в эстетическом воспитании и художественном образовании детей.

        Декоративно-прикладное искусство должно рассматриваться как одно из важнейших средств эстетического воспитания в формировании гармонически развитой личности. Пути эстетического воспитания с помощью декоративно-прикладного искусства бесконечно разнообразны. Приобщение детей к декоративно-прикладному искусству в настоящее время привлекает к себе внимание все большего числа педагогов, художников, исследователей детского изобразительного творчества.

       Главная задача, стоящая перед общеобразовательной и профессиональной школой, – воспитание гармонически развитой личности. Одним из важнейших средств такого воспитания является изобразительное искусство. Оно предоставляет педагогу неограниченные возможности не только для эстетического, но и для нравственного и трудового воспитания.

       В формировании гармонически развитой личности эстетическому воспитанию принадлежит значительная роль. В настоящее время важнейшая задача, как указывается в основных направлениях реформы общеобразовательной и профессиональной школы, – значительное улучшение художественного образования и эстетического воспитания учащихся. Необходимо развивать чувство прекрасного, формировать высокие эстетические вкусы, умение понимать и ценить произведения искусства, памятники истории и архитектуры, красоту и богатство родной природы. Лучше использовать в этих целях возможности каждого учебного предмета, особенно литературы, музыки, изобразительного искусства, эстетики, имеющих большую познавательную и воспитательную силу.

       Эстетическое воспитание – это воспитание способности восприятия и правильного понимания прекрасного в действительности и в искусстве, воспитание эстетических чувств, суждений, вкусов, а также способности и потребности участвовать в создании прекрасного в искусстве и в жизни.

       Эстетическое воспитание должно осуществляться в тесном единстве с художественным образованием, т.е. с освоением знаний закономерностей развития искусства, главнейших стилей и методов, а также некоторых умений в области какого-либо вида искусства. Гармонически развитый человек не может не стремиться жить и работать красиво. Эстетическое воспитание, будучи частью идейного, нравственного, трудового и физического воспитания, направлено на всестороннее развитие нового человека, у которого интеллектуальное и физическое совершенство сочетается с высокой культурой чувств.

        Эстетическое отношение к миру – это, конечно, не только созерцание красоты, а прежде всего стремление к творчеству по законам красоты.

       Современный учитель обязан с надлежащей глубиной овладеть теорией и практикой всех видов изобразительного искусства и использовать его для развития у учащихся высокого эстетического вкуса и навыков художественного творчества, трудолюбия.

       Изобразительное искусство есть художественное отражение действительности в зрительно воспринимаемых образах. Это осязаемое и наглядное изображение мира в пространстве или на плоскости, воспринимаемые зрителем.

       Сама специфика занятий по декоративному искусству раскрывает широкие возможности для познания прекрасного, для воспитания эмоционально-образного, эстетического отношения к действительности. Декоративное искусство показывает человеку мир реально существующей красоты, формирует эстетические и нравственные его убеждения, влияет на поведение.

       Декоративное искусство непосредственно связано с повседневным окружением человека и призвана эстетически формировать, оформлять его быт и среду обитания. Декоративное искусство охватывает почти все виды художественной деятельности людей. Оно вносит красоту в обстановку дома, в школе, на работе, на улице – по всюду.

       Дети должны знать истоки своей культуры. Сегодня народное искусство существует в двух основных формах. С одной стороны, еще живо традиционное искусство деревни, связанное с неповторимым бытовым укладом того или иного народа, особенностями окружающей природы. С другой — развиваются народные художественные промыслы, многие из которых имеют богатую историю. Богатое и разнообразное искусство народа — залог его созидательной силы, нравственного здоровья и исторического долголетия. Значительную роль в этом играют профессиональные образовательные учреждения, которые готовят художников декоративно-прикладного искусства. Так обучение направлено на возрождение и реновацию народных промыслов в современных условиях. Народное искусство никогда не теряло своего чувства родной природы, выраженное художественным диалогом с ней, выношенным всей историей этноса. В новом столетии Россия стоит на пороге серьезнейшего выбора и последующих перемен, связанных с переосмыслением собственной истории и культурных ценностей, основывающихся на достижениях многовековой национальной традиции и самобытности. Как и другие направления изобразительного искусства, народное творчество учит ребенка видеть мир во всей его полноте и красоте, любить свой край и беречь родную природу, прививает нравственные ориентиры. Вместе с тем, ребенок овладевает такими понятиями, как форма, размер и цвет, а также специфическими художественными умениями и навыками. Приобщение к народному искусству на всю жизнь оставляет отпечаток прекрасного в душе человека, учит видеть красоту в окружающих предметах и явлениях. Народное искусство является воплощенным представлением народа о красоте и добре, о богатстве родной земли. Отличительной особенностью декоративно-прикладного народного творчества является яркость красок, контрастность рисунка, пристрастие к растительным, животным или геометрическим орнаментам. Именно оно более всего понятно детям, доступно изучению и творческой интерпретации. Занятие различными традиционными промыслами на уроках изобразительного искусства развивает у ребенка наблюдательность, образное и пространственное мышление способствует формированию эстетического восприятия, развивает навыки рисования, лепки, вырезания, плетения, развивает чувство сложного цвета и композиционного решения. Большинство народных ремесел предполагают кропотливый труд, способствует развитию мелкой моторики, следовательно, и когнитивных способностей. У обучающихся улучшается память и мыслительная деятельность, развивается усидчивость, тренируется внимание. В результате — занятия народными ремеслами способствуют общему повышению успеваемости в школе и помогают достичь успеха во взрослой жизни. Осваивая декоративно-прикладное искусство, дети в первую очередь научаются самовыражению. Они ведут диалог с миром, рассказывая в творчестве о своих впечатлениях и переживаниях. В развитии личности это играет огромную роль, обучая человека правильному общению с окружающим миром, направляя его психическую энергию в созидательное русло, мы создаем условия для успешного самоопределения и социализации ребенка. Помимо психологического аспекта, такие занятия обучают многим чисто прикладным навыкам. Дети учатся работать с деревом, глиной, тканью, красками. Народное искусство помогает овладеть разными техниками росписи, лепки, плетения, резьбы по дереву и мн. др. Кроме того, дети узнают о свойствах различных материалов и правилах работы с ними, о методах заготовки, хранения и обработки природного материала. Кроме того, юные художники знакомятся с изобразительными традициями различных регионов. Современное эстетическое воспитание и художественное образование — это попытка моделирования системы приобщения детей к искусству и профессиональной подготовки художников-педагогов.

        Таким образом, занятия декоративно-прикладным искусством позволяют приобщить детей к духовной культуре своего народа. Народное искусство наглядно демонстрирует жизненные идеалы, прививает эстетический художественный вкус. Включение младших школьников в различные виды художественной деятельности, которые основаны на материалах народного творчества является одним из основных условий полноценного эстетического воспитания младшего школьника и развития его художественно-творческой способности.