Педагогические проекты

Смолин Роман Константинович

 

Ханты - Мансийский автономный округ - Югра

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 6»

 

 

image

 

Внедрение «Всероссийского физкультурно-спортивного

комплекса

«Готов к труду и обороне»  в начальной школе

 

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ  ПРОЕКТ

 

 

Разработчик    Смолин Роман Константинович

учитель физической культуры МБОУ СОШ № 6  г. Югорска

 

Руководители проекта:  Комисаренко Е.Б., директор школы

                         Кунгурцева Н. С., руководитель   школьного методического объединения                                                                   

                                                              учителей физической культуры

                                                               

 

г. Югорск, 2018 г.

 

Содержание

Информационная карта..………………………………………………………………….3

Краткая аннотация проекта……………………………………………………………….4

I. Описание проекта  и его обоснование…………………………………………………5

1. Цели и задачи……………………………………………………………………………7

II. Основное содержание проекта………………………………………….......................8

1. Ресурсы………………………………………………………………………………….11

2. Этапы и план реализации проекта………………………………………………….....14

3. Социальные партнеры…………………………………………………………………16

4. Целевая аудитория……………………………………………………………………..16

5. График основных мероприятий………………………………………….....................16

6. Ожидаемые результаты и социальный эффект……………………………………….22

7. Оценка результатов реализации проекта……………………………………………...23

8.  Основные риски и пути их минимизации…………………………………………....24

9. Перспективы дальнейшего развития…………………………………………………..24

III. Литература……………………………………………………………………………  25

Приложения

Приложение-1 ……………………………………………………………………………..26

Приложение-2 ……………………………………………………………………………..27

Приложение-3 ……………………………………………………………………………..29

 

 

 

 

 

 

 

 

Информационная карта проекта

 

1.                   

Полное название проекта

Внедрение  «Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса  «Готов к труду и обороне»  в начальной школе

2.                   

Специализация проекта

Практико-ориентированный педагогический проект  для учителей физической культуры  

3.                   

Цель проекта

Создание системы внедрения комплекса ГТО в начальной  школе и разработка рекомендаций для учителей физической культуры

4.                   

Автор проекта

Учитель физической культуры Смолин Роман Константинович

5.                   

Сроки реализации проекта

2018-2020г.г.

6.                   

География проекта

г. Югорск,  МБОУ СОШ № 6 , 4абвгд классы

 

7.                   

Поддерживающие организации или физическое лицо

ООО «Газпром трансгазЮгорск. Управление связи»

8.                   

Особая информация и примечания

Педагогический проект «Внедрение  «Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса  «Готов к труду и обороне»  в начальной школе» является практико-ориентированным подпроектом в рамках совершенствования и реализации проекта «Школьная спартакиада» программы развития школы

 

 

Краткая аннотация  проекта

 Проект  «Внедрение «Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне»  в начальной школе  отражает комплексный подход к совершенствованию  работы по здоровьесбережению, направлен на физическое развитие и укрепление здоровья обучающихся начальной школы и становление мотивированного интереса к регулярным занятиям физической культурой и ЗОЖ. В связи с этим, создание условий для внедрения ВФСК «ГТО» в школе  придает качественно новый импульс в совершенствовании спортивной подготовки учащихся и создает предпосылки  для успешной сдачи учащихся  нормативов  ВФСК «ГТО». Системная работа над внедрением комплекса ГТО может оказать положительное влияние на показатели физического и духовно-нравственного здоровья учащихся, на результативность воспитательной работы в целом.

Цель проекта: создание системы внедрения комплекса ГТО в начальной  школе и разработка рекомендаций для учителей физической культуры.

Задачи:

1.    Создать систему внедрения комплекса ГТО в  школе на основе  механизма взаимодействия учебного и внеучебного процесса физического воспитания.

2.    Разработать рекомендации   для учителей физической культуры по внедрению комплекса ГТО в начальной  школе.

3.    Обеспечить условия для развития мотивации школьников к занятиям физической культурой и спортом, для освоения ценностей физической культуры.

4.    Формировать физическую культуру личности обучающегося с учетом его индивидуальных способностей, состояния здоровья и мотивации через  зачетную книжку участника ВФСК «ГТО» -  «Мои результаты».

Проект предназначен для учащихся IV классов, учителей физической культуры, педагогов дополнительного  образования культурно-спортивных и  учреждений дополнительного образования города, родителей учащихся.

Комплекс ГТО может стать системно-образующим элементом физического воспитания в основной и средней школе, в других образовательных учреждениях, послужит привлечением детей к систематическим занятиям физической культурой и спортом, что очень важно для исправления создавшейся ситуации среди обучающихся в школе. Для школьника понятны критерии оценки его физической подготовленности, это смотивирует его на улучшение своих физических возможностей и систематические занятия физической культурой и спортом, следовательно -  улучшение здоровья.

Описание проекта  и его обоснование

 Одной из приоритетных задач реформирования образования на современном этапе  является сохранение и укрепление здоровья учащихся, формирование у них ценностного отношения к здоровью и мотивации на здоровый образ жизни.  Физическая культура, являясь одной из граней общей культуры человечества, его здорового образа жизни, во многом определяет поведение человека в труде, учебе, быту, общении, способствует решению социально-экономических, воспитательных и оздоровительных задач. Этому в значительной мере может способствовать Указ Президента РФ от 24.03.2014г. о введении  Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (далее ВФСК «ГТО»), который  начал свое действие с 1 сентября 2014г.

Традиция сдачи норм комплекса ГТО (расшифровывается аббревиатура ГТО как «Готов к труду и обороне») пришла к нам из СССР. Она успешно развивалась с 1931 по 1991 год.  Автором комплекса ГТО 1931 года считается 20-летний московский физкультурник Иван Осипов. Всего в комплексе 11 ступеней. Разделение проведено в соответствии с полом и возрастом. Участникам предлагается сдать нормативы в таких испытаниях как бег на различные дистанции,  прыжки с места и с разбегу, отжимания, подтягивания, метание снаряда, стрельба, плавание, бег на лыжах и туристический поход.

 Проблема внедрения ВФСК «ГТО» в школе сейчас особенно  актуальна и задача учителя физической культуры состоит в том, чтобы   привлечь наибольшее  количество учащихся школы к участию в  сдаче норм ВФСК «ГТО». В настоящее время имеются методические рекомендации по организации проведения испытаний (тестов), входящих во Всероссийский физкультурно-спортивный комплекс «Готов к труду и бороне», которые  одобрены на заседании Координационной комиссии Министерства спорта Российской Федерации по введению и реализации Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне»   (2014 г. ),   методические рекомендации по разработке учебных программ по предмету «физическая культура» с внедрением норм Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса для общеобразовательных учреждений.  Изучение передового опыта учителей страны показывает, что разрабатываются программы внедрения ВФСК «ГТО» как на уровне муниципалитета, так и на уровне образовательных учреждений (школа № 5 г. Реутов, Московская область, муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа  №1 п. Тульский, Майкопский район, Республика Адыгея, МБОУ № 21 г. Нижневартовска). Однако, в рамках образовательного пространства нашей школы эта работа требует совершенствования: отсутствует система работы по внедрению ВФСК «ГТО» в нашей школе, нет четкого алгоритма работы в данном направлении, как для учителя физической культуры, так и для других участников образовательного процесса.

Анализ спортивных достижений учащихся школы в 2015-16 уч.г.   выявил ухудшение результативности участия в Спартакиаде среди обучающихся города по следующим видам соревнований: осенний кросс, лыжные гонки, лёгкая атлетика «Президентские спортивные игры». Особенно низкие результаты были показаны в соревнованиях «Президентские спортивные игры» 5-6 классы, «Спорт-микс-1» и «Спорт-микс-2». Итогом стало 5 место в общекомандном зачете. Помимо ухудшения итогового результата обращают на себя внимание следующие моменты:  отсутствие первых мест, снижение результативности выступлений в течение хода Спартакиады. Все это подтверждает необходимость изменения и обновления системы спортивно-оздоровительной работы.

Анализ доступной литературы показывает, что причинами недостаточного уровня физической подготовки современных детей 7-10 лет,  являются следующие:

- школьники мало занимаются спортом, в спортивных секциях занимаются порядка  23% учеников начальной школы (дзюдо,  тэквондо, футбол, аэробика и др.), некоторые секции достаточно дороги с финансовой точки зрения (конный спорт, хоккей, мотоспорт, лыжи и др.);

- одного спортивного зала в нашей школе недостаточно для проведения трех уроков физкультуры в каждом классе,  бассейн в настоящее время находится на ремонте, что не позволяют учителю эффективно проводить занятия и повышать физическое здоровье детей;

-школьники повально увлекаются электронными гаджетами: планшетами, телефонами, компьютерами и пр., предпочитая проводить свободное время за играми, нежели заниматься спортом;

- учителя физической культуры недостаточно работают над образом положительного героя-спортсмена, на которого учащимся захотелось бы равняться и заниматься спортом;

-недостаточна работа по популяризации, наглядной агитации, пропаганде здорового образа жизни и занятий спортом.

Проект  «Внедрение «Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне»  в начальной школе  отражает комплексный подход к совершенствованию  работы по здоровьесбережению, направлен на физическое развитие и укрепление здоровья обучающихся начальной школы и становление мотивированного интереса к регулярным занятиям физической культурой и ЗОЖ. В связи с этим, создание условий для внедрения ВФСК «ГТО» в школе  придает качественно новый импульс в совершенствовании спортивной подготовки учащихся и создает предпосылки  для успешной сдачи учащихся  нормативов  ВФСК «ГТО». Системная работа над внедрением комплекса ГТО может оказать положительное влияние на показатели физического и духовно-нравственного здоровья учащихся, на результативность воспитательной работы в целом.

Цели и задачи проекта.

 Цель: создание системы внедрения комплекса ГТО в начальной  школе и разработка рекомендаций для учителей физической культуры.

Задачи:

5.    Создать систему внедрения комплекса ГТО в  школе на основе  механизма взаимодействия учебного и внеучебного процесса физического воспитания.

6.    Разработать рекомендации   для учителей физической культуры по внедрению комплекса ГТО в начальной  школе.

7.    Обеспечить условия для развития мотивации школьников к занятиям физической культурой и спортом, для освоения ценностей физической культуры.

8.    Формировать физическую культуру личности обучающегося с учетом его индивидуальных способностей, состояния здоровья и мотивации через  зачетную книжку участника ВФСК «ГТО» -  «Мои результаты».

 Функции проекта: 

воспитательная – воспитание у детей бережного отношения к своему здоровью;

обучающая – обучение детей нормам здорового образа жизни, развитие задатков и склонностей к различным видам спорта, формирование и совершенствование двигательных навыков;

развивающая – содействие физическому развитию  школьников, укрепление здоровья, закаливание организма, профилактика наиболее распространенных заболеваний. 

Основное содержание проекта

На сегодняшний день в педагогической практике разработано множество  подходов к осуществлению здоровьесбережения в образовательных учреждениях: дифференцированный, адаптивный, системный, комплексный и  др. (Г.Л. Апанасенко, Р. И. Айзман, И. И. Брехман, Г. К. Зайцев, Э. М. Казин, Н. Г., Коновалова, И. Л. Левина, Ю. В. Науменко, С. И. Петухов, Г. К. Сухарев и др.).  Мы считаем, что  работа по осуществлению здоровьесбережения должна базироваться на основе комплексного, разностороннего подхода.

Педагогический проект «Внедрение  «Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса  «Готов к труду и обороне»  в начальной школе» является практико-ориентированным подпроектом в рамках совершенствования и реализации проекта «Школьная спартакиада»  программы развития школы. Предназначение проекта – обновить в соответствии с современными  вызовами, придать качественно новый  импульс содержанию и формам проекта «Школьная спартакиада».

Известно, что основным фактором сохранения здоровья является физическая активность, она влияет на деятельность, благосостояние, ценностные ориентации и поведение человека. Физкультура в школе – это предмет, который помогает воспитать личность школьника  полноценной, целостной. Главным компонентом для успешного выполнения любой деятельности, в том числе и физкультурно-спортивной, является мотивация. Для того чтобы уроки физической культуры проходили на высоком эмоциональном уровне, стремлюсь активизировать познавательную деятельность учащихся, стараюсь привлечь к своему предмету внимание. Считаю, что интерес к учебному предмету – это ключ к знаниям, и его необходимо поддерживать у обучающихся.

Одним  из  познавательных мотивов к занятиям  физической культурой на современном этапе является ВФСК «ГТО». Система внедрения комплекса ГТО  - это совокупность взаимосвязанных и взаимообусловленных действий по обеспечению внедрения комплекса ГТО в образовательном учреждении. В качестве базовых компонентов в системе внедрения  комплекса ГТО в начальной школе можно выделить несколько направлений:

-  организация эффективной деятельности всех участников проекта по внедрению комплекса ГТО как на уроках, так и во внеурочной деятельности;

-  нормативно-правовое и ресурсное обеспечение;

- учебно-методическое, технологическое  и организационное обеспечение  системы внедрения ГТО;

-  информационное сопровождение всех участников проекта;

- организация и проведение мониторинга по показателям эффективности реализации проекта;   

- организация и проведение мероприятий спортивной и военно – патриотической направленности.

Чтобы привлечь  наибольшее  количество обучающихся к участию в  сдаче норм ВФСК «ГТО», а также положительно мотивировать  к увеличению двигательной активности  через желание улучшить свои результаты при сдаче норм ГТО, мною была произведена:  корректировка рабочей программы по физической культуре для 4 –х классов,  разработана дополнительная образовательная программа спортивной секции «Развитие физических качеств», программа кружка патриотической направленности «Юные командиры».

Свою работу по реализации нормативов комплекса «ГТО»  (Приложение-1) в начальной школе я начал с проведения в 1, 3 классах анкетирования на тему «Что такое ГТО?» и провел пробные тесты норм ГТО, для того чтобы выявить, с какими нормативами дети не справились и разработать эффективные формы и методы урочной и внеурочной деятельности.

Систему внедрения комплекса ГТО  можно представить в виде модели, которая включает в себя несколько блоков: программно-методическое, урочная деятельность, внеурочная деятельность, спортивно-массовые мероприятия, пропаганда ЗОЖ, совместная деятельность с родителями и социальными партнерами,  управление и мониторинг физической подготовки учащихся к сдаче норм ГТО (Приложение-3).

Основным документом планирования работы по комплексу ГТО  является общешкольный план работы по физическому воспитанию учащихся на учебный год. Дополняют его календарь спортивно – массовых мероприятий, график подготовки учащихся по теоретическим  требованиям, расписанию работы  спортивных секций, положения о школьной спартакиаде  (включающие многоборья комплекса ГТО), а также некоторые другие документы, способствующие лучшей организации работы по комплексу ГТО. Особое внимание учителя должно  быть  уделено не только на физической подготовке учащихся, но и  мотивации учащихся к сдаче ГТО через Зачетную книжку участника ГТО «Мои результаты».

В блок программно-методического, технологического  и организационного обеспечения процесса проектирования системы внедрения комплекса ГТО  включены мероприятия, направленные на разработку программно – методического материала по вопросам внедрения комплекса ГТО -  корректировка в соответствии с требованиями ГТО: рабочих программ по физической культуре для 4 классов (включение  в тематический план контрольных уроков по физической культуре в целях мониторинга уровня подготовки учащихся к сдаче норм ГТО), корректировка  дополнительных  образовательных программ спортивных секций и кружков спортивной и военно-прикладной направленности («Общефизическая подготовка», «Юные командиры» и др.).

В блок информационного сопровождения и  пропаганды ЗОЖ входят мероприятия по организации системной работы по обеспечению  информацией о проекте, о готовящихся мероприятиях учащихся, родителей, всех участников образовательного процесса. Информация   участников проекта о ВФСК «ГТО»  через школьное радио, школьный сайт, школьную электронную газету «Улей», сайт учителя физической культуры,  школьные праздники, церемонии награждения учащихся знаками  ВФСК «ГТО», через работу учителя и учащихся на уроке  с Зачетной книжкой участника ВФСК «ГТО» - «Мои результаты» (Приложение -2), повышение статуса участников сдачи норм ВФСК «ГТО» через систему поощрений - присвоение значков с логотипом  ВФСК «ГТО» на уровне школы, оформление сменных стендов ВФСК «ГТО», участие учащихся  в работе научного общества учащихся «Малая академия наук»  и др.  

 Блок мониторинговых процедур, обеспечивающих внедрение комплекса ВФСК «ГТО», это мероприятия по выявлению уровня физической подготовленности к сдаче норм ВФСК «ГТО», выявление динамики уровня готовности к сдаче норм ВФСК «ГТО» на уровне класса и каждого ученика через  проведение контрольных уроков по физической культуре, во время школьных спортивных праздников. Сюда входит работа учителя физической культуры с зачетной книжкой участника ВФСК «ГТО» -  «Мои результаты» на уроках. 

Блок организации и проведения мероприятий спортивной и военно – патриотической направленности предполагает работу по различным видам спортивно – оздоровительной и военно – прикладной деятельности, востребованной участниками образовательного процесса, мероприятий, содействующих повышению привлекательности спорта и здорового образа жизни: спортивные праздники («Бал  шахматной королевы», «День здоровья», «Школьный туристический слет»), кросс («Золотая осень»), соревнования «Детская легкая атлетика»,

«Веселые старты» и др.

Блок совместной работы с родителями и социальными партнерами включает в себя

реализацию  плана совместной работы с шефствующим предприятием Управление связи ООО "Газпром трансгаз Югорск", плана работы школы по направлению «Обеспечение условий,  способствующих сохранению здоровья учащихся». Планируется введение школьной традиции: Конкурс «Спортсмен года» среди обучающихся начальных классов, Конкурс «Самый  физически подготовленный класс в выполнении норм ГТО» среди начальных классов.

Таким образом, реализация в нашей школе плана мероприятий по поэтапному системному внедрению Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне»   предполагает комплекс действий, направленных на придание новых импульсов развитию физической культуры и спорта в школе, формирование мотивации учащихся к ЗОЖ, воспитание чувств патриотизма и гордости за свою Родину и готовности к ее защите. Этому будет способствовать и обновление на уровне страны подходов  к структуре и содержанию современного комплекса ГТО - включение нормативов по физической подготовке для учащихся начальной школы. В этой связи разработка и реализация системы физической подготовки  учащихся детей 9-10 лет, основанной на преемственности средств, форм и методов физического воспитания, ориентированного на нормативные требования комплекса ГТО,   является особенно актуальным направлением. 

Ресурсы

Материально-технические ресурсы. На базе школы работают спортивные секции: плавания,  общей физической подготовки, кружок «Юных командиров»,  туризма, «Юные инспектора дорожного движения».  Имеется спортивный зал, бассейн, лыжная база, спортивные площадки на территории школы  (футбольное поле, баскетбольная площадка, прыжковая яма, военный городок, оснащенные необходимым оборудованием для подготовки к сдаче норм ГТО). Функции по охране и мониторингу физического здоровья возложены на медицинский блок, представленный  двумя врачебным кабинетами.

Организационные ресурсы. Издан   приказ директора школы от 31.08.2016 г. № 610  «О  реализации проекта по подготовке учащихся 4-х классов к сдаче норм ГТО». Составлен план совместных мероприятий МБОУ «СОШ № 6» и ООО «Газпром трансгазЮгорск. Управление связи».

 Интеллектуальные (экспертные) ресурсы. Проект  представлен педагогическому коллективу школы на августовском педагогическом совете  26 августа 2016 г.,  прошел экспертизу  на заседании школьного методического объединения учителей физической культуры и ОБЖ  (Протокол № 1 от 31.08.2016 г.). 

Информационные ресурсы. Информирование учащихся  о запуске проекта на уроках, через школьное радио «УЛЕЙ»,   на классных часах, через сменные стенды ГТО. Информирование  родителей и социальных партнеров на родительском собрании, через сайт школы, школьную электронную газету «УЛЕЙ».

Кадровое обеспечение проекта.  Все учителя физической культуры  прошли повышение квалификации на семинаре-практикуме по переподготовке спортивных судей, имеющих спортивную категорию по специфике выполнения нормативов ВФСК «ГТО»,  в объеме 8ч.  Присвоена   категория  «Спортивный судья III категории» в апреле 2016 года.    

2.  Смолин Р.К. прошел курсовую подготовку по теме: «Современный процесс физического воспитания школьников в условиях ФГОС»  (2016 г.).   

Создана команда педагогических работников, участников реализации педагогического проекта:

 

 

Специалисты

 

Функции

 ФИО

1.       

 Учитель физической культуры

 Обеспечение условий успешной  подготовки ребенка к сдаче норм ГТО в рамках образовательного процесса

 Смолин Р.К.

Кунгурцева Н.С.-руководитель школьного методического объединения учителей физической культуры и ОБЖ

2.       

Классный руководитель

 Воспитательная  работа  по формированию мотивации учащихся к здоровому образу жизни, патриотическому воспитанию.  Взаимосвязь с родителями

4а Скрынник А.А.

4б Горбенкова Г.М.

4в Румянцева С.И.

4г Семенихина Н.П.

4д Фахуртдинова Л.Ф.

3.       

Педагог дополнительного образования

 Совместная деятельность по  формированию мотивации учащихся к здоровому образу жизни

Руководители секций, спортивных клубов  школы и города

4.       

Преподаватель - организатор  ОБЖ

Руководство внеурочной деятельности по патриотическому воспитанию.

Гуляев А.А.

5.       

Администрация 

 Создание условий  для эффективной работы педагогических работников по формированию мотивации учащихся к здоровому образу жизни,  контроль  за реализацией образовательных программ, планов воспитательной работы. Организация взаимодействия с социальными партнерами

 Директор,

курирующий зам. УВР Пролеев А.А.

зам. По ВР

Хайруллина Л.Г.

6.       

Медицинский персонал

Мониторинг здоровья обучающихся и выработка рекомендаций по сохранению и укреплению здоровья

 Школьный фельдшер

7.       

 Руководитель школьного Медиацентра

Обеспечивает информационное сопровождение реализации проекта в том числе на сайте школы в новостной ленте и через школьную электронную газету «УЛЕЙ». Регистрация учащихся,  желающих сдать нормы  ГТО на официальном сайте   ВФСК «ГТО»

 Охотников А.И.

 

Учебно-методическое обеспечение. Произведена корректировка рабочей программы по физической культуре для 4 –х классов в связи с подготовкой к сдаче ВФСК «ГТО»,  разработана дополнительная образовательная программа спортивной секции «ОФП», и программа кружка патриотической направленности «Юные командиры». Определены нормативы для сдачи учащимися 4-х классов. Разработан проект личной карты учащегося, участника проекта по подготовке к сдаче нормативов Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса ГТО. Составлены методические рекомендации и алгоритм работы по подготовке учащихся 4-х классов сдаче нормативов Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса ГТО. Разработаны критерии и показатели успешности реализации проекта.  Изучены имеющиеся нормативные документы:

- «Методические рекомендации по организации проведения испытаний (тестов), входящих во Всероссийский физкультурно-спортивный комплекс «Готов к труду и бороне» (ГТО)( Одобрены на заседании Координационной комиссии Министерства спорта Российской Федерации по введению и реализации Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО) протоколом № 1 от 23.07.2014 пункт II/1.

 - «Методические рекомендации по разработке учебных программ по предмету«физическая культура» с внедрением норм Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса для общеобразовательных учреждений».

 - «Методические рекомендации по тестированию населения в рамках Всероссийского физкультурно - спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО) (Одобрены на заседании Координационной комиссии Министерства спорта Российской Федерации по введению и реализации Всероссийского физкультурно - спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО) протоколом № 1 от 23.07.2014 пункт II/1 Одобрены на заседаниях Экспертного совета по вопросам Всероссийского физкультурно - спортивного комплекса 28.05.2014 и 27.08.2014).

- «Организация медицинского сопровождения выполнения нормативов

Всероссийского физкультурно - спортивного комплекса "Готов к труду и обороне" : Методическое пособие для медицинских работников (21 ноября  2014 г.).

 

Этапы и план реализации проекта

1 этап. Подготовительный. Август-сентябрь 2016 г. Реализация  мероприятий, направленных на разработку нормативно – правового, программно - методического обеспечения, изменению спортивно – оздоровительной инфраструктуры, по проведению мониторинговых процедур и др.:

-                   разработка на уровне школы нормативно-правовых документов по внедрению комплекса ГТО; 

-                   изучение и анализ уровня здоровья и физической подготовленности обучающихся  4 –х классов,  заполнение карты мониторинга; 

-                   совершенствование материально-технической базы по программе ГТО; 

-                   создание благоприятного психологического климата в школьном коллективе на основе информирования участников реализации проекта;

-                   уточнение критериев и показателей успешности реализации проекта;

-                   разработка методических рекомендаций и алгоритма работы по организации подготовки учащихся к сдаче норм ГТО;

-              разработка  личной карты учащегося, участника проекта по подготовке к сдаче нормативов Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса ГТО.

2 этап. Основной – реализация проекта.  Октябрь 2016-  май 2017 г.г. Мероприятия по реализации, доработке проекта (с учетом, оценки эффективности реализации проекта, выявления эффективных форм внедрения):

-                   апробирование методических рекомендаций и алгоритма работы по организации подготовки учащихся 4-х классов к сдаче норм ГТО.

-              системное взаимодействие с социальными партнерами по  подготовке учащихся к сдаче норм комплекса ГТО (проведение совместных педагогических советов, круглых столов, семинаров по обмену опытом работы педагогов и социальных партнеров, участвующих в реализации  проекта); 

-              изучение степени удовлетворенности родителей и учащихся выбранной системой подготовки к сдаче норм ГТО;

-               проведение спортивно-массовых мероприятий, праздников, олимпиад, включение сдачи нормативов ГТО в программу школьной спартакиады;

3 этап. Заключительный.    Сентябрь 2017-  май 2018г. Реализация мероприятий

по проведению диагностических процедур, итоговой оценки реализации проекта, а также распространение результатов, полученных на предыдущих этапах проекта:

-              сравнительный анализ планируемых результатов с полученными результатами, оцененными на основе использования разработанных критериев и показателей;

-              определение факторов, оказавших положительное и отрицательное влияние на реализацию проекта; 

-              обобщение опыта работы по реализации проекта учителей и специалистов, работающих в  4-х классах;

-              оформление результатов реализации проекта с целью распространения и внедрения в практику других образовательных учреждений; 

-              социально-педагогическая оценка полученных результатов; 

-                   включение в реализацию проекта всех учащихся и учителей, работающих в начальной школе;

-                   корректировка и использование методических рекомендаций и алгоритма работы  по организации подготовки учащихся 1-3 классов к сдаче норм ГТО.

Партнеры

Центр внедрения комплекса ГТО г. Югорска ,  МБОУ ДОД СДЮСШОР «Смена», ФСК «Юность» , ФОК ООО «Газпром трансгаз Югорск», шефствующее предприятие  Управление связи ООО "Газпром трансгаз Югорск".

Целевая  аудитория

 Учащиеся IV классов (110  человек - дети основной и подготовительной групп, которые допущены к занятиям физической культурой), учителя физической культуры, педагоги дополнительного  образования культурно-спортивных и  учреждений дополнительного образования города, родители учащихся.

План реализации проекта

 Для реализации проекта «Внедрение «Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне»  в начальной школе»  разработан план деятельности по реализации проекта школы на 2016-2018г.г. 

График основных мероприятий на 2016-2018 уч.г.

Содержание

Сроки

Ответственные

 Результат

 

1 этап. Подготовительный.

 Сентябрь – декабрь 2018 г.

 

 

1.

 

Разработка нормативно- правового обеспечения реализации проекта, создание необходимой нормативно - правовой документации.

Август-

Сентябрь

Администрация

 

Приказ о реализации проекта, утверждение карты учащегося, участника подготовки к сдаче норм ГТО

2.

Изучение и анализ уровня здоровья и физической подготовленности обучающихся  4 –х классов 

Сентябрь

Учителя физической культуры  Смолин Р.К., Кунгурцева Н.С.

Распределение учащихся по физкультурным и медицинским группам. Заполнение карты мониторинга

3.

Приобретение  дополнительного оборудования по программе ГТО 

Сентябрь

Зам. АХЧ Филонова Т.М.

Приобретение рулеток на 30м, мячей  весом 150г

4.

Создание благоприятного психологического климата в школьном коллективе на основе информирования участников реализации проекта

август

Смолин Р.К.

Презентация педагогического проекта на педагогическом совете

5.

Уточнение критериев и показателей успешности реализации проекта

 

Август-сентябрь

Смолин Р.К., Кунгурцева Н.С.

Критерии и показатели успешности реализации проекта

 

6.

Разработка методических рекомендаций и алгоритма работы по организации подготовки учащихся к сдаче норм ГТО

 

Сентябрь-октябрь 2018

Смолин Р.К.

Методические рекомендации и алгоритм работы по  подготовке учащихся к сдаче норм ГТО

7.

Разработка  и апробирование личной карты учащегося, участника проекта по подготовке к сдаче нормативов Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса ГТО

Сентябрь 2018г

 

Смолин Р.К.

Карта учащегося, участника проекта

8.

Разработка совместного плана спортивно - массовых мероприятий  школы и  социальных партнеров.  

Сентябрь-октябрь 2018

Смолин Р.К., Кунгурцева Н.С.

План спортивно - массовых мероприятий  школы и  социальных партнеров

9.

Курсы повышения квалификации учителей физической культуры,  участников проекта, 

В течение года

 2018 - 2020.г.г

Администрация школы

получение учителями физической культуры,  1- 3 категории судейства

 

2 этап. Основной – реализация проекта. 

Октябрь 2018 -  май 2019 г.г.

 

 

10.

Апробирование методических рекомендаций и алгоритма работы по организации подготовки учащихся 4-х классов к сдаче норм ГТО

Октябрь 2018 -  май 2019 г.г

Смолин Р.К., Кунгурцева Н.С.

Корректировка методических рекомендаций и алгоритма работы по организации подготовки учащихся 4-х классов к сдаче норм ГТО

11.

Системное взаимодействие с социальными партнерами по  подготовке учащихся к сдаче норм комплекса ГТО

Октябрь 2018 -  май 2019 г.г

Все участники проекта

Проведение совместных педагогических советов, круглых столов, семинаров по обмену опытом работы педагогов и социальных партнеров, участвующих в реализации  проекта

12.

Изучение степени удовлетворенности родителей и учащихся выбранной системой подготовки к сдаче норм ГТО

 Май 2018г.,   май 2019 г.г

Смолин Р.К., Кунгурцева Н.С.

Анкетирование родителей и учащихся по  проблеме  подготовки к сдаче норм ГТО

13.

Включение сдачи нормативов ГТО в программу школьной спартакиады

Октябрь

2018 г.

Кунгурцева Н.С.

Проведение спортивно-массовых мероприятий, праздников, олимпиад

14.

Повышение статуса, социально-педагогическая, психологическая поддержка учащихся, учителей, специалистов, социальных партнеров, участников проекта

Октябрь 2018 -  май 2019 г.г

Администрация

Создание бренда движения ГТО и дизайн – сопровождение проекта (создание логотипа, эмблем соревнования и спартакиад, единое оформление мпортивно-массовых мероприятий в единой стилистике), моральное и материальное стимулирование

 

3 этап. Заключительный.

Сентябрь 2019-

 май 2020г.

 

 

15.

Сравнительный анализ планируемых результатов с полученными результатами, оцененными на основе использования разработанных критериев и показателей

Сентябрь 2019-

 май 2020г.

Смолин Р.К.

Банк данных

16.

Определение факторов, оказавших положительное и отрицательное влияние на реализацию проекта

Сентябрь 2019-

 май 2020г.

Смолин Р.К., Кунгурцева Н.С.

Анализ

17.

Обобщение опыта работы по реализации проекта учителей и специалистов, работающих в  4-х классах

Сентябрь 2019-

 май 2020г.

Смолин Р.К., Кунгурцева Н.С.

Статья

18.

Обобщение положительных результатов реализации проекта с целью распространения и внедрения в практику других образовательных учреждений; 

Сентябрь 2019-

 май 2020г.

Смолин Р.К., Кунгурцева Н.С.

Статья

19.

Социально-педагогическая оценка полученных результатов

Сентябрь 2019-

 май 2020г.

Смолин Р.К., Кунгурцева Н.С.

Статья , результаты анкетирования

20.

Включение в реализацию проекта всех учащихся и учителей, работающих в начальной школе

Сентябрь 2019,  

  сентябрь 2020г.

Администрация

Приказ

21.

Корректировка и использование методических рекомендаций и алгоритма работы  по организации подготовки учащихся 4 классов к сдаче норм ГТО

Сентябрь 2019,  

  сентябрь 2020г.

Смолин Р.К., Кунгурцева Н.С.

Рабочая программа

22.

Разработать программы методических семинаров по темам:

1. Оценка физической подготовки учащихся в условиях реализации  ВФСК « ГТО»

2. Внедрение в учебный процесс  метода круговой тренировки на уроках физической культуры  с детьми школьного возраста в условиях реализации ВФСК « ГТО»

Сентябрь 2019г.

 

 

 

Октябрь 2020г.

 

 

МО учителей физической культуры  

Методические рекомендации  для учителя физической культуры по оценке  готовности учащихся  к сдаче норм ВФСК «ГТО»

23.

Организация школьной спартакиады - как традиции в спортивно-массовой работе школы в подготовке  к сдаче норм ГТО

ежегодно

МО учителей физической культуры

Проведение школьной спартакиады

24.

 Разработка и размещение на сайте  школы системы  домашних заданий и самостоятельной тренировки для   4 классов,  направленных на  подготовку  к сдаче норм ГТО

Сентябрь-декабрь

2018 г.

Смолин Р.К., Кунгурцева Н.С.

Охотников А.И.

Рубрика на сайте школы

25.

Конкурс «Спортсмен года» среди обучающихся начальных классов

 

2019, 2020 г.г.

МО учителей физической культуры образовательного учреждения,

Хайруллина Л.Г.,

Василенко А.А.

Положение, приказ

26.

Конкурс «Самый  физически подготовленный класс в выполнении норм ГТО» среди начальных классов

2019, 2020 г.г.

МО учителей физической культуры образовательного учреждения

Положение, приказ

27.

Обобщение распространение педагогического опыта в рамках профессионального сообщества

2019-2020г.г.

Смолин Р.К., Кунгурцева Н.С.

Публикации, открытые уроки, мастер классы, выступление семинарах, конференциях, круглых столах, курсах повышения квалификации

28.

Сбор информации для создания видеофильма «ГТО в нашей школе».

2019-2020г.г.

Смолин Р.К., Кунгурцева Н.С.

Охотников А.И.

Видеофильм  из опыта по внедрению ВФСК «ГТО»

 

 

Ожидаемые результаты и социальный эффект

 Реализация  данных мероприятий позволит, на мой взгляд, повысить интерес школьников к занятиям спортом, укрепить их  уровень физической подготовки и максимально соответствовать тем стандартам, которые предъявляет наше государство к своим гражданам в плане здоровья, выносливости, патриотизма и готовности защитить свою страну в случае внешней агрессии.

В ходе реализации проекта ВФСК «ГТО» личностными результатами освоения учащимися содержания программы по физической культуре будут  следующие умения:

Метапредметными результатами освоения учащимися содержания программы по физической культуре  будут следующие умения:

- характеризовать  свои действия, давать им объективную оценку на основе освоенных знаний и имеющегося опыта;

- находить ошибки при выполнении учебных заданий, отбирать способы их исправления;

-планировать собственную деятельность, распределять нагрузку и отдых в процессе ее выполнения;

-анализировать и объективно оценивать результаты собственного труда, находить возможности и способы их улучшения;

- технически правильно выполнять двигательные действия из базовых видов спорта, использовать их в игровой и соревновательной деятельности.

Предметными результатами освоения учащимися содержания программы по физической культуре будут  следующие умения:

-планировать занятия физическими упражнениями в режиме дня, организовывать отдых и досуг с использованием средств физической культуры;

- представлять физическую культуру как средство укрепления здоровья, физического развития и физической подготовки человека;

-измерять (познавать) индивидуальные показатели развития основных физических качеств;

- оказывать посильную помощь и моральную поддержку сверстникам при выполнении учебных заданий, доброжелательно и уважительно объяснять ошибки и способы их устранения;

- бережно обращаться с инвентарём и оборудованием, соблюдать требования техники безопасности к местам проведения;

- взаимодействовать со сверстниками по правилам проведения подвижных игр и соревнований;

-в доступной форме объяснять правила (технику) выполнения двигательных действий, анализировать и находить ошибки, эффективно их исправлять;

- применять жизненно важные двигательные навыки и умения различными способами, в различных изменяющихся, вариативных условиях.

В результате реализации проекта будет отработана система внедрения комплекса ВФСК «ГТО», которую можно использовать как начальной, так и в основной и средней школе. Учителя физической культуры предоставят рабочие программы, скорректированные в связи с реализацией ВФСК «ГТО», апробирована зачетная книжка участника проекта «Мои результаты», разработаны рекомендации для учителя физической культуры по внедрению ВФСК «ГТО», создан видеофильм, дидактические материалы для учащихся, сборник разработок уроков и внеурочных мероприятий.

 Оценка результатов реализации проекта

1.    Сформированная  система стимулов для всех участников образовательного процесса к регулярным занятиям физической культурой, участию в общественной и спортивной жизни образовательного учреждения, успешному прохождению тестирования по комплексу ГТО.

2.    Методические рекомендации для преподавателей физкультуры по работе с ребятами, неспособными успешно выполнять нормативы комплекса ГТО.

3.    Методические рекомендации по эффективным способам и формам информационно-разъяснительной и PR-кампании по внедрению ГТО.

4.    Рост профессионального мастерства учителей физической культуры, педагогов дополнительного образования.

5.    Увеличение числа учителей, разрабатывающих авторские программы, курсы, модули в рамках внедрения ГТО.

6.    Повышение мотивации неспортивных обучающихся к физической культуре и здоровому образу жизни, их приобщение к спорту.

7.    Повышение уровня  общефизического развития участников образовательного процесса.

8.    Удовлетворенность участников образовательного процесса функционированием инфраструктуры спортивно – оздоровительной  среды школы.

9.    Уменьшение у учащихся числа  пропусков по болезни.

   К эффектам реализации проекта следует отнести повышение уровня физической подготовленности всех участников образовательного процесса, уровня профессионального мастерства педагогов. К социальным эффектам можно отнести снижение числа правонарушений,  повышение активности учащихся в спортивной  жизни школы.

Основные риски проекта и пути их минимизации

п/п

Основные риски проекта

Пути их минимизации

1

Возможное увеличение перегрузки обучающихся и педагогических работников

Сбалансированный план мероприятий

2

Недостаточное количество спортивного инвентаря, учебно-наглядного оборудования, повышенная нагрузка на спортивные сооружения

Приобретение дополнительного спортивного инвентаря

3

 Низкая мотивация участников проекта

 Повышение статуса участников проекта, моральное и материальное стимулирование

4

Нежелание работать с зачетной книжкой участника проекта

 Повышение статуса  учащихся, сдающих нормы ГТО

 

 

Перспективы дальнейшего развития проекта

Значимость проекта состоит в том, чтобы привлечь наибольшее количество обучающихся начальной школы к участию в сдаче норм ВФСК «ГТО» и положительно мотивировать к увеличению двигательной активности через желание улучшить свои результаты при сдаче норм ГТО, путём вовлечения во внеурочную деятельность и различные спортивные секции и кружки, мероприятия спортивной и военно-патриотической направленности, приобщения к регулярным систематическим занятиям физической культурой и спортом.

Комплекс ГТО может стать системно-образующим элементом физического воспитания в основной и средней школе, в других образовательных учреждениях, послужит привлечением детей к систематическим занятиям физической культурой и спортом, что очень важно для исправления создавшейся ситуации среди обучающихся в школе. Для школьника понятны критерии оценки его физической подготовленности, это смотивирует его на улучшение своих физических возможностей и систематические занятия физической культурой и спортом, следовательно -  улучшение здоровья.

Литература

1.        Сусляков Т. Д., Суслякова О. Н. Готовы ли ученики начальной школы к сдаче норм ГТО? // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – Т. 25. – С. 31–35. – URL: http://e-koncept.ru/2015/65309.htm.

2.        Аванесов В.У., Гришина Т.С. Проблемы и возможности пути развития интересов у детей и подростков к занятиям физической культурой и спортом / Физическая культура, спорт и здоровье в современном обществе: сб. науч. статей всерос. научн.-практ. конф. с межд. участием. Воронеж, ИПЦ Научная книга, 2012. С. 192–198.

3.        Распоряжение правительства РФ от 7 августа 2009 г. № 1101-р «Стратегия развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2020 года» URL: http:// www.allsportinfo.ru/files/koncept-2020- itog.doc / сайт Агентства спортивной информации «Весь спорт»

4.        Федеральный закон Российской Федерации от 4 декабря 2007 г. № 329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» http://www.rg.ru/2007/12/08/sport-doc.html

5.        Значимость возрождения современного комплекса ГТО для укрепления здоровья нации. Ефремова Н. Г., Цуркан А., СкомороховаИ. О. Значимость возрождения современного комплекса ГТО для укрепления здоровья нации // 21Молодой ученый. —2014. —No21. — С. 725- 726

 

Интернет-ресурсы

http://www.primeschool.ru/regionalnaya-innovacionnaya-ploshhadka,  школа № 5 г. Реутов, Московская область.

http://www.myshared.ru/slide/1129593 , Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа  № 1 п. Тульский, Майкопский район, Республика Адыгея

 

 

 

 

 

 

Приложение – 1

Нормативы ВФСК «ГТО»

 

image

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение -2

 

Проект

зачетной книжки участника подготовки к сдаче норм ВФСК «ГТО»

 

image image

image

image

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение – 3

Система

внедрения комплекса ВФСК «ГТО» в начальной школе

 

image