Система заданий для обучающихся
В этом разделе собраны тестовые задания для обучающихся по русскому языку и литературе
Скачать:
Предварительный просмотр:
Тест по творчеству М. Горького
1. Укажите годы жизни М. Горького.
1) 1894-1958 гг. 2) 1868-1936 гг.
3) 1881-1925 гг. 4) 1870-1953 гг.
2. Укажите, какой факт не относится к биографии М. Горького.
1) Возглавлял Союз писателей СССР 2) Был подмастерьем у сапожника
3) Долгое время жил в Италии 4) Умер в эмиграции и похоронен не в России
3. Укажите настоящую фамилию М. Горького.
1) Бугаев 2) Пешков
3) Лотарев 4) Гликберг
4. Уроженцем какого города был Максим Горький?
1. Москва 2. С.-Петербург
3. Нижний Новгород 4. Таганрог
5. В каком году была создана драма «На дне»?
1. 1901 2. 1902
3. 1904 4. 1905
6. Какому герою пьесы «На дне» принадлежит фраза: «Человек – это звучит гордо!»
- Сатину 2. Луке
- 3. Актеру 4. Клещу
7.Какому персонажу пьесы «На дне» принадлежат слова: «Ни одна блоха не плоха: все черненькие, все прыгают»
1. Лука 2. Пепел
3. Бубнов 4. Сатин
8. Какая сцена является завязкой конфликта:
1. Разговор Василисы и Пепла 2. Смерть Анны
3. Появление Луки 4. Начало первого акта
9. Каким образом Лука действует на ночлежников?
- Открывает светлые их стороны 2. Обманывает их
3. Пугает 4. Наставляет на путь истины
10. Каким персонажам принадлежат следующие слова в драме Горького «На дне»?
- «Разве вы можете понимать любовь? Настоящую любовь?» А. Клещ
- «Пристанища…пристанища нету…» Б. Настя
- «Во что веришь – то и есть» В. Барон
- «Не любо не слушай, а врать не мешай…Дальше!» Г. Лука
11. Кто из героев старше всех в пьесе?
1. Клещ 2. Костылев
3. Лука 4. Медведев
12. Кем был Бубнов?
1. крючник 2. картузник
3. слесарь 4. сапожник
13. Кто «испортил» песню в финале пьесы?
1. пропавший Лука 2. повесившийся Актер
3. попавший в тюрьму Пепел 4. Василиса, обварившая Наталью
14. По ходу сюжета кто из персонажей уходит из жизни первым, а кто последним?
1. Лука 2. Актер 3. Бубнов 4. Барон
5. Костылев 6. Анна 7. Сатин 8. Пепел
Предварительный просмотр:
Итоговый тест по литературе
1. Какому из поэтов XIX века принадлежит «Денисьевский цикл» стихотворений?
А. Ф. И. Тютчеву В. А. А. Фету
С. Н. А. Некрасову Д. А. С. Пушкину
2. Кто из поэтов XIX века пишется под псевдонимом, а имеет настоящую фамилию Шеншин?
А. Ф. И. Тютчев В. А. А. Фет
С. Н. А. Некрасов Д. А. С. Пушкин
3. Кто из писателей XIX века более 20 лет редактировал и издавал журнал «Современник»?
А. В. Г. Белинский В. Н. А. Некрасов
С. Н. Г. Чернышевский Д. Н. А. Добролюбов
4. Кто автор поэмы «Мороз, Красный нос»?
А. Ф. И. Тютчев В. А. А. Фет
С. Н. А. Некрасов Д. А. С. Пушкин
5. Кто из писателей XIX века отбывал каторгу в Омске, был на военной службе в Семипалатинске?
А. Н. А. Некрасов В. Ф. М. Достоевский
С. И. А. Бунин Д. М. Горький
6. Кто из писателей был на Сахалине, обследовал каторжное население и заполнил более 10 тысяч статистических карточек?
А. И. А. Бунин
В. А. И. Куприн
С. Л. Н. Андреев
Д. А. П. Чехов
7. Первый из русских писателей, получивший Нобелевскую премию?
А. И. А. Бунин
В. А. И. Куприн
С. И. С. Тургенев
Д. А. П. Чехов
8. Из какого произведения строки: «Я хотел Наполеоном сделаться, оттого и убил…»
А. «Леди Макбет Мценского уезда»
В. «Преступление и наказание»
С. «Гроза»
Д. «Господа Головлевы»
9. В какой строке указаны герои романа «Война и мир»?
А. Безухов, Курагин, Долохов, Ростовы, Багратион, Кутузов
В. Курагин, Растопчин, Ростовы, Долохов, Головлев, Ростова
С. Соня, Болконский, Мещерская, Курагин, Соловьев
Д. Элен, Борис, Болконский, Андреев, Растопчин
10. Как называют три десятилетия начала XX века русской литературы?
А. бронзовый век В. серебряный век
С. золотой век Д. каменный век
11. Этот поэт не принадлежит к числу поэтов XX века.
А. А.А. Ахматова
В. Н.М. Рубцов
С. С.А. Есенин
Д. А.А. Фет
12. Соотнесите даты жизни писателей.
- А.С. Пушкин
- М.Ю. Лермонтов
- И.С. Тургенев
- А.П. Чехов
а) 1814 – 1841
б) 1799 – 1837
в) 1860 – 1904
г) 1817 – 1883
Предварительный просмотр:
Тест по жизни и творчеству В.В. Маяковского
1. К какому литературному течению начала XX века относил себя В. Маяковский:
1) символизму
2) акмеизму
3) футуризму
4) имажинизму
2. О каком своём произведении В. Маяковский сказал: «Четыре крика четырёх частей»?
1) «Мама и убитый немцами вечер»
2) «Дешёвая распродажа»
3) «Нате!»
4) «Облако в штанах»
3. Из какого стихотворения эти строки:
Маркс со стенки смотрел, смотрел...
И вдруг
разинул рот
да как заорёт:
«Опутали революцию обывательщины нити».
1) «Прозаседавшиеся»
2) «Вам!»
3) «О дряни»
4) «Юбилейное»
4. Какая строчка не принадлежит Маяковскому?
1) «Я хочу быть понят моей страной...»
2) «И в пролёт не брошусь, и не выпью яда, и курок не смогу над виском нажать»
3) «Мы живём, под собою не чуя страны...»
4) «Поэзия - та же добыча радия...»
5. Где родился Маяковский?
1) на Орловщине
2) в Грузии
3) в Москве
4) в Таганроге
6. В каком году Маяковского не стало?
1) в 1925 г.
2) в 1929 г.
3) в 1930 г.
4) в 1935 г.
7. Из каких стихов взят поэтический девиз В. Маяковского:
Светить всегда, светить везде, до дней последних донца, светить — и никаких гвоздей!
Вот лозунг мой —
И солнца!
1. «Про это»
2. «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче»
3. «150 000 000»
8. Маяковский родился в семье:
1) Врача
2) Священника
3) Лесничего
9. Автобиография Маяковского называлась:
1) «О себе»
2) «Коротко о себе»
3) «Я сам»
10. Неологизм из стихотворения «Стихи о советском паспорте»:
1) Декабрый
2) Поэтиного сердца
3) Молоткастый
11. «Письмо Татьяне Яковлевой» – стихотворение:
1) Любовное
2) Патриотическое
3) Сатирическое
12. Какой литературный прием используется в следующих строках?
«И вижу:
сидят людей половины.
О дьявольщина!
Где ж половина другая»
1) Гипербола
2) Аллегория
3) Гротеск
13. О назначении поэта и поэзии Маяковский сказал:
1. В стихотворении «Письмо Татьяне Яковлевой»
2. Во вступлении к поэме «Во весь голос»
3. В стихотворении «О дряни»
4. В поэме «Хорошо!»
14. Кому была посвящена поэма "Про это"?
1) Л. Брик
2) Т. Яковлевой
3) В. Полонской
15. Чем занимался В. Маяковский в "Окнах РОСТА"?
1) рисовал агитационные плакаты
2) сочинял частушки
3) писал любовные стихотворения
16. В. Маяковский учился:
1) в Московском государственном университете
2) в Московском училище живописи, ваяния и зодчества
3) в народном университете Шанявского
17.Как назывался манифест футуристов?
1) «Дохлая луна»
2) «О прекрасной ясности»
3) «Пощечина общественному вкусу
Предварительный просмотр:
ТЕСТ по пьесе А.П. Чехова «Вишнёвый сад»
1. Где родился А.П. Чехов?
А. Таганрог
Б. Мелихово
В. Москва
Г. Овсюг
2. Выходцами из какого сословия были дед и отец А.П. Чехова?
а) дворяне
б) разночинцы
в) купцы
г) крестьяне
3. Известно, что А.П. Чехов имел около 40 псевдонимов. Укажите псевдоним, который к нему не относится.
а) человек без селезенки
б) А.П.Ч.
в) Алов
г) Антоша Чехонте
4. Кем по образованию был А.П. Чехов?
а) писатель
б) критик
в) врач
г) юрист
5. В 1890 году А.П. Чехов едет на Сахалин, проводит огромную работу по переписи и обследованию каторжного населения. Результатами поездки стала книга о Сахалине. Как она называлась:
а) «Рассказ неизвестного человека»
б) «Остров Сахалин»
в) «В ссылке»
г) «Убийство»
6. Первая постановка пьесы «Вишневый сад» была осуществлена Художественным театром в:
а) 1901 г.
б) 1904 г.
в) 1899 г.
г) 1900 г.
7. Кто из приведенных ниже героев не действует в пьесе «Вишневый сад»?
а) Епиходов;
б) Доктор Старцев;
в) Лопахин;
г) Шарлотта.
8. Закончите фразу Лопахина: «До сих пор в деревне были только господа и мужики, а теперь появились ещё и …»
А. дельцы
Б. дачники
В. студенты
Г. бездельники
9. Чьи отличительные черты перечислены: поездки в Париж, дача во Франции, романтическая восторженность, мимолётность настроения.
А. Раневская
Б. Гаев
В. Лопахин
Г. Трофимов
10. Герой, любящий бильярд
А. Раневская
Б. Гаев
В. Лопахин
Г. Трофимов
11. Как часто плодоносит вишневый сад?
А. 1 раз в год
Б. 2 раза в год
В. 1 раз в два года
Г. 1 раз в три года
12. Имя приёмной дочери Раневской, чья любовная история с молодым купцом оказалась неудачной
А. Анна
Б. Варя
В. Люба
Г. Катя
13. Речь героев отражает характеры героев. Кому принадлежат эти слова: «Человечество идет вперед, совершенствуя свои силы. Все, что недосягаемо для него теперь, когда-нибудь станет близким, понятным, только вот надо работать, помогать всеми силами тем, кто ищет истину».
а) Лопахин
б) Петр Трофимов
в) Гаев
г) Симеонов-Пищик
14. Какова судьба Раневской в финале пьесы «Вишневый сад»?
а) Выходит замуж;
б) Остается экономкой в своем имении;
в) Уезжает за границу;
г) Умирает.
15. Один из персонажей комедии «Вишневый сад» «проел(а) состояние на леденцах». Кто?
а) Раневская;
б) Симеонов-Пищик;
в) Гаев;
г) Фирс.
Знаешь ли ты действующих лиц пьесы “Вишневый сад»?
Кто из них...
1. …Обращался к шкафу с торжественной речью?
2. ...Имел прозвище «двадцать два несчастья»?
3. . . С презрением относился к своей матери-крестьянке, так как побывал в Париже и считал себя образованным?
4. ...Хорошо умела показывать фокусы?
5. . .. Отдала золотой случайному прохожему, тогда как дома было нечего есть?
6.. .Назвал раскрепощение крестьян несчастьем?
7. ... Говорил о себе, что у него отец мужик был, а сам он теперь в белой жилетке, желтых ботинках?
Предварительный просмотр:
Тест по разделам «Устное народное творчество», «Древнерусская литература», «Из русской литературы 18 века»
1) Укажите верное высказывание:
1. и сказки, и былины существовали в устной форме
2. оба жанра существуют с древних времен
3. главная черта былины – вымысел
4. сказке свойственна точная передача исторических фактов
5. былины обладают песенно-стихотворной формой
2) Кто являются главными героями былин?
1. богатыри
2. крестьяне
3. князья
4. рыцари
3) В каком веке появилась древнерусская литература?
1. 10 век
2. 11 век
3. 12 век
4. 13 век
4) Соотнесите произведения с их жанрами:
1. хождение 1. Описание жизни святого
2. житие 2. Жанр, в котором излагались правила жизни
3. поучение 3. Жанр, в котором описывались всякого рода путешествия
5) Продолжите название «Повесть о __________ и ____________ Муромских»
6) Укажите верное высказывание:
1. М.В. Ломоносов родился в семье крестьянина
2. М.В. Ломоносов без ведома отца ушел в Москву вместе с рыбным обозом
3. Г.Р. Державин создал теорию «трех штилей»
4. Г.Р. Державин смыслом жизни считал утверждение наук в Отечестве
5. Творчество М.В. Ломоносова и Г.Р. Державина относится к 18 веку
7) Торжественное стихотворение высокого стиля, посвященное какому-либо историческому событию или герою. О каком жанре идет речь?
1. элегия
2. комедия
3. сатира
4. ода
Предварительный просмотр:
Тест по разделу «Древнерусская литература»
1. Найдите наиболее полное объяснение понятия «историзм» в литературе?
1) Герои произведений – только исторические личности.
2) Все события связаны с историей нашей страны, развитием государства.
3) События и герои предстают на фоне большого исторического полотна. Некоторые писатели затрагивали проблемы не только русской, но и всемирной истории.
4) Такую литературу пишут только историки.
5) События, описываемые в такой литературе, носят фантастический характер.
2. Песни, связанные с явлениями природы и трудом крестьян:
1) Любовные 2) Календарные
3) Исторические 4) Семейные
3. Причитания – плачи входят в группу:
1) Исторических песен 2) Обрядовых песен
3) Календарных песен 4) Бытовых песен
4. Среди перечисленных особенностей найдите ту, что встречается в частушках:
1) Рифмованный куплет
2) Тема – исключительно исторические события
3) Прозаический характер
5. Назовите жанр произведения «О покорении Сибири Ермаком»:
1) Басня 2) Сказка
3) Предание 4) Повесть
6. Описание жизни святого, совершившего подвиги во имя христианской веры – это...
1) Житие 2) Воинская повесть
3) Рассказ 4) Летопись
7. В чем особенность демократической литературы 17 века?
1) Эта литература исключительно политической направленности.
2) Эта литература создавалась в народной среде и отражала представления народа о суде, правде, смысле жизни.
3) Эта литература о христианских заповедях.
4) Литература, рассказывающая об исторических событиях.
8. Что обозначает выражение «Шемякин суд»?
1) Суд богатых над бедными 2) Несправедливый суд
3) Жестокий суд 4) Комичный суд
9. Художественный прием, основанный на преувеличении называется:
1) Метафора 2) Эпитет
3) Антитеза 4) Гипербола
10. Почему Александр Невский принял решение отказаться от покровительства Ливонского ордена в борьбе с монголо-татарами?
А) рыцари Ливонского ордена просили за свою помощь слишком много денег
Б) князь хотел сохранить православную веру на Руси
В) князь надеялся сам разгромить монголо-татар и получить всю славу и богатства
Г) хан Золотой Орды пообещал Александру Невскому земли и богатства
11. Древнерусская литература относится к периоду:
а) IX – XIII
б) XI – XVIII
в) XI- XVII
Предварительный просмотр:
Тест по поэме А.С. Пушкина «Медный всадник»
- Как автор определяет жанровую принадлежность «Медного всадника»?
а) эпическая поэма;
б) поэма;
в) петербургская повесть.
2. Люблю тебя, Петра творенье, /Люблю твой строгий, стройный вид…
Эти строки обращены к:
а) российскому флоту;
б) Москве;
в) Петербургу.
- Как зовут главного героя?
а) Александр;
б) Евгений;
в) автор не дает ему имени.
- В каком городе живет главный герой?
а) в Москве;
б) в Твери;
в) в Петербурге.
- Какое стихийное бедствие описывается в поэме?
а) землетрясение;
б) извержение вулкана;
в) наводнение.
- Что случилось с домом Параши?
а) его сдуло ветром;
б) его снесло водой;
в) дом не пострадал.
- Как отреагировал главный герой на известие о смерти невесты?
а) засмеялся;
б) заплакал;
в) бросился в Неву.
8. На площади возле всадника на бронзовом коне Евгений увидел:
а) сторожевых львов;
б) сторожевых псов;
в) каменных сфинксов.
9. И, озарен луною бледной, /Простерши руку в вышине,/ За ним несется Всадник Медный/На звонко-скачущем коне; Всадник Медный – это:
а) памятник Николаю I;
б) памятник Александру I;
в) памятник Петру I.
10. Чем заканчивается поэма?
а) гл. герой сходит с ума и умирает
б) гл. герой выздоравливает;
в) гл. герой пропадает без вести.
11. Где нашли мертвого Евгения?
А) У памятника Петру I
Б) Около памятника «медному всаднику» со статуэткой Петра І в руке;
В) У маленькой церквушки
Г) У порога ветхой лачуги, которую занесло на безлюдный остров.
12. Каким является основной конфликт произведения «Медный всадник»?
А) Противостояние света и тьмы в душе героя;
Б) Противостояние личности и власти;
В) Противостояние идеалов человека и реальности;
Г) Противостояние идей у людей разных классов.
13. Какую тему поднимает Пушкин в произведении «Медный всадник»?
А) Тему «маленького человека»;
Б) Тему любви;
В) Тему долга человека перед отечеством
Предварительный просмотр:
ТЕСТ «Жизнь и творчество А.С. Пушкина»
1. В каком году родился Александр Пушкин?
а) 1769 б) 1783 в)1799 г) 1837
2. В каком учебном заведении получил образование А. С. Пушкин?
а) в Царскосельском лицее; б) в Московском университете; в) в Петербургском училище.
3. Имя няни Александра Пушкина?
а) Ольга Сергеевна в) Мария Алексеевна
б) Арина Родионовна г) Аглая Никитична
4. Как звали жену А. С. Пушкина?
а) Наталья Гончарова; б) Анна Кёрн; в) Татьяна Ларина.
5. Кто из первых лицеистов стал самым близким другом Пушкина?
а) Антон Дельвиг в) Вильгельм Кюхельбекер
б) Николай Корсаков г) Иван Пущин
6. «У лукоморья дуб зеленый…» – пролог к …
а) «Сказке о мёртвой царевне и о семи богатырях»» б) поэме «Руслан и Людмила»
в) «Сказке о попе и работнике его Балде» г) «Сказке о рыбаке и рыбке»
7. Какой волшебный предмет принадлежит царице в «Сказке о мертвой царевне и о семи богатырях»?
а) зеркальце в) блюдце с яблочком
б) клубок г) шапка-невидимка
8. В каких словах "Сказки о попе и о работнике его Балде" заключено поучение
А) "Глупый ты бес, куда же ты за нами полез?"
Б) "Буду служить тебе справно, усердно и очень исправно"
В) "Не гонялся бы ты, поп, за дешевизною"
9. Какое стихотворение Пушкин в 1815 г. с триумфом прочел на экзамене в присутствии
знаменитого поэта Г.Р. Державина?
А) «Воспоминание в Царском Селе» Б) «Буря» В) «Дружба»
10. Какое у поэта было любимое время года?
А) весна В) лето с) осень Д) зима
11. Кого Пушкин имел в виду, восклицая: «Друзья мои, прекрасен наш союз!»?
А) лицеистов Б) декабристов
В) героев своих произведений Г) коллег
12. Как погиб Пушкин?
А) отравился В) погиб на дуэли
Б) погиб на каторге Г) погиб на войне
13. Почему Пушкин оказался в Михайловском и жил там 2 года?
А) путешествовал В) поехал улаживать имущественные дела
Б) был в ссылке Г) там у него была назначена встреча.
14. Какая дата, связанная с Лицеем, не раз встречается в лирике А.С. Пушкина?
А) 21 октября Б)5 мая
В)19 октября Г) 1 января
15. Особый творческий рубеж в пушкинской жизни и творчестве — осень 1830 г., период, который принято называть:
А) Южной ссылкой; Б) Болдинской осенью; В) петербургским периодом.
16. Отметьте только те произведения, авторство которых принадлежит А.С. Пушкину:
А) «Капитанская дочка»
Б) «Евгений Онегин»
В) «Герой нашего времени»
Г) «Сказка о попе и его работнике Балде»
Д) «Отцы и дети»
Е) «Сказка о рыбаке и рыбке»
Ж) «Барышня-крестьянка»
З) «Ася»
17. Какой известный поэт вручил А.С. Пушкину свой портрет с надписью «Победителю-ученику от побежденного учителя»?
А) Г.Р. Державин Б) Н.М. Карамзин
В) В.А. Жуковский Г) М.В. Ломоносов
Предварительный просмотр:
Тест по роману Л.Н. Толстого «Война и мир»
1. Какое историческое событие побудило Л.Н. Толстого взяться за написание романа «Война и мир»?
- отмена крепостного права в России
- возвращение декабристов
- поражение в Крымской войне
- Гражданская война в США
2. В какую историческую эпоху развивается действие романа Л.Н. Толстого «Война и мир»?
- эпоха Екатерины II
- времена правления Николая II
- эпоха Александра I
- эпоха АлександраII
3. С какого эпизода начинается действие романа Л.Н. Толстого «Война и мир»?
- с описания войны
- с характеристики семьи Ростовых
- с описания Петербурга
- с описания вечера у А.П. Шерер
4. Какое из перечисленных произведений не написано Л. Н. Толстым?
- «Воскресение»
- «Мои университеты»
- «Севастопольские рассказы»
- «Юность»
- Известно, что сам Толстой отказался определить жанр своего создания и возражал против названия его романом. Как сам Л.Н. Толстой определил жанр своего творения?
- поэма
- эпопея
- историческая хроника
- книга
- Название произведения возникло, по существу, на заключительном этапе работы. В начале 1861 года роман назывался «Декабристы». В договоре же на издание рукой Толстого зачёркнуто очередное название и вписано «Война и мiръ». Каково прежнее название романа?
- «Тысяча восемьсот пятый год»
- «Тысяча восемьсот двенадцатый»
- «Тысяча восемьсот двадцатый»
- «Тысяча восемьсот десятый»
- Первая читательница романа писала: «Переписываю «Войну и мир» и меня поднимает нравственно, т.е. духовно твой роман». Кто являлся первой читательницей романа?
- дочь Маша
- дочь Таня
- жена С.А.Толстая
- Т.А.Бернс – свояченица
- Роману «Война и мир» Л.Н.Толстой отдал ... «непрестанного и исключительного труда, при наилучших условиях жизни». Сколько лет работал Толстой над романом?
- 7 лет
- 5 лет
- 3 года
- 10 лет
- Всего в романе свыше 550 лиц. Какие основные группы героев выделяет Толстой?
- Ростовы, Болконские, Курагины, Друбецкие
- Кутузов, Наполеон, Александр I
- Ростовы, Болконские, Пьер
- Смысл жизни Пьер находит в нравственном самоусовершенствовании как средство устранения зла в себе и в мире. Кто подсказал ему эту цель?
- христианин
- буддист
- католик
- масон
- Кто, в понимании Толстого, – главная решающая сила в истории?
- светское общество
- человек
- народ
- личность
- Бородинское сражение было победой русских. Какой, по Толстому, была эта победа?
- духовная
- эмоциональная
- психологическая
- нравственная
- Во внешнем облике этого героя «простота, доброта и правда». Кто этот герой?
- Багратион
- Болконский
- Наполеон
- Кутузов
- Кутузов в 1805 году предстает перед нами умудренным опытом учеником этого полководца. Чьим учеником был Кутузов?
- Тухачевского
- Суворова
- Нахимова
- Блюхера
- «Князь Андрей, как все люди, выросший в свете, любил встречать в свете то, что не имело на себе общего светского отпечатка. И такова была…». Кто эта героиня романа?
- Элен
- Марья
- Наташа
- Соня
- Что является (по Толстому) «сущностью жизни» Наташи Ростовой?
- любовь
- героизм
- патриотизм
- служение народу
- Князь Андрей, после долгих исканий, приходит к выводам, что нужно жить для добра. Смерть обрывает искания Андрея Болконского. Но если бы он не умер, и его поиски продолжились, к чему они бы привели Болконского?
- стал декабристом
- стал масоном
- стал писателем
- стал управляющим
Предварительный просмотр:
Тест по содержанию романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»
1. Родион Романович Раскольников предстаёт перед нами в романе в качестве бывшего ...
А. студента
Б. юриста
В. доктора
Г. духовного семинариста
2. С Семёном Захарычем Мармеладовым Раскольников познакомился
А. в распивочной.
Б. в церкви.
В. на похоронах его жены.
Г. на улице.
3. Дуня, сестра Раскольникова, работала в доме Свидригайловых
А. поваром.
Б. няней.
В. экономкой.
Г. гувернанткой.
4. Раскольников убил Лизавету из-за того, что она
А. вызывала у него отвращение.
Б. не любила его сестру.
В. оказалась свидетелем другого убийства.
Г. не вернула ему карточный долг.
5. Образ замученной лошади из сна Раскольникова перекликается с образом
А. убитой им старухи-процентщицы.
Б. умирающей Катерины Ивановны.
В. доведённой до отчаяния Пульхерии Александровны Раскольниковой.
Г. умершей жены Свидригайлова Марфы Петровны.
6. Как называлась статья Раскольникова, опубликованная в газете?
А. «Униженные и оскорблённые».
Б. «О преступлении».
В. «О настоящей любви».
Г. «Луч света в темной царстве»
7. В конце романа Свидригайлов
А. женился на Соне Мармеладовой.
Б. умер от тяжёлой болезни.
В. уехал в Америку.
Г. застрелился из револьвера.
8. За своё преступление Раскольников был
А. приговорён к смертной казни.
Б. осуждён на 8 лет каторжных работ в Сибири
В. сослан на остров Сахалин.
Г. подвергнут 150 ударам плетью
9. Как звали убитую Раскольниковым старуху-процентщицу?
А. Амалия Фёдоровна
Б. Алёна Ивановна
В. Дарья Францовна
Г. Марфа Петровна
10. Кому Раскольников в первый раз сознался в своём преступлении?
А. Соне Мармеладовой
Б. своей сестре Дуне
В. следователю Порфирию Петровичу
Г. своей матери
11. Почему сестра Раскольникова, Дуня, решила выйти замуж за Петра Петровича Лужина?
А. Она очень любила этого человека.
Б. Для неё это был единственный способ разорвать свои отношения со Свидригайловым.
В. Она мечтала сделать карьеру в Петербурге.
Г. Она хотела помочь брату закончить образование и впоследствии получить достойную работу.
12. Как помог Свидригайлов семье Мармеладовых?
А. Он женился на Соне и рассчитался с долгами её семьи.
Б. Он открыл счёт в банке на имя Катерины Ивановны.
В. Он устроил похороны Катерины Ивановны и определил её детей в приличное место.
Г. Он устроил похороны Катерины Ивановны и усыновил её детей.
13. Как звали лучшего друга Раскольникова?
А. Заметов
Б. Мармеладов
В. Разумихин
Г. Свидригайлов
14. Кто такой Лужин?
А. друг Раскольникова
Б. будущий зять Раскольникова
В. следователь в конторе
Г. врач Раскольникова
15. Как звали следователя, который вел дело об убийстве старухи-процентщицы?
А. Дмитрий Прокофьич
Б. Порфирий Петрович
В. Аркадий Иванович
Г. Федор Михайлович
16.Сколько раз Раскольников встречается со следователем Порфирием Петровичем до того, как явиться с повинной в контору?
А. 5 раз Б. 3 раза
В. 2 раза Г. ни разу
17. Где Раскольников спрятал награбленное имущество старухи-процентщицы?
А. в чулане его дома
Б. под камнем в одном дворе
В. в подвале дома
Г. под мостом в укромном месте
18. Согласно первоначальному замыслу,
А. роман Ф.М. Достоевского должен был называться «Пьяненькие» и Семён Захарыч Мармеладов должен был стать центральным героем романа
Б. действие в романе Ф.М. Достоевского должно было происходить в Москве.
В. в конце романа Родион Раскольников должен был стать учителем сельской школы.
Д. в конце романа Мармеладов должен был стать генералом.
19. Согласно теории Раскольникова,
А. все люди делятся на обыкновенных (1 разряд) и необыкновенных (2 разряд).
Б. обыкновенные люди совершают преступления.
В. все люди имеют право совершать преступления.
Г. обыкновенные люди не имеют право совершать преступления; они должны лишь сохранять мир и приумножать его численно.
Д. люди 2 разряда двигают мир и ведут его к цели, поэтому имеют право на «кровь по совести», если это необходимо для достижения цели.
Е. необыкновенные люди приносят обществу пользу, совершая преступление во имя его блага.
20. В эпилоге романа мы узнаём, что
А. Дуня, сестра Раскольникова, вышла замуж за Свидригайлова.
Б. Раскольников так и не раскаялся в совершённом им преступлении.
В. Раскольников был осуждён на 8 лет каторжных работ в Сибири.
Г. Соня последовала за Раскольниковым к месту каторги.
Предварительный просмотр:
Итоговая работа по теме «Вводные слова и обращения»
1) Укажите предложения с вводными словами.
- Правда глаза колет.
- Он правда это скоро понял.
- Действительно погода резко изменилась.
- Удостоверение действительно на один месяц.
- К сожалению прибавилась досада.
- К сожалению приехать не смогу.
- Вы очевидно приехали вчера?
- Его намерение помочь нам достаточно очевидно.
- Ему кажется что он здесь уже бывал.
- Ему кажется не было никогда так тяжело.
- Это задание он сделает должно быть в срок.
- Это задание должно быть выполнено во что бы то ни стало.
- Знаете ли вы украинскую ночь?
- Было знаете очень весело.
- Путешествие возможно при условии хорошей погоды.
- Тему сочинения я возможно изменю.
- Он видно не мог простить этого человека.
- Впереди никого не было видно.
2) Укажите предложения с обращениями.
- С чего начинается Родина?
- Все помыслы, дела, желания тобою Родина сильны.
- Жизнь моя по-прежнему теки.
- Жизнь моя ничуть не стала тише, громкий пульс в груди мы сберегли.
- Сердце моё стучать не устанет, комсомольское сердце в груди.
- Лети моё сердце лети.
- Руки рабочих вы даёте движенье планете.
- Руки рабочих создают все богатства на свете, землю родную обновляя трудом.
- Не пошла Москва моя к нему с повинной головой.
- Как часто в горестной разлуке, в моей блуждающей судьбе Москва я думал о тебе.
- Слушай Ленинград я тебе спою задушевную песню мою.
- Ленинград – колыбель революции, в нём много памятников старины.
- Твой каждый камень сердцу дорог боевой Ленинград.
- Мой друг Отчизне посвятим души прекрасные порывы.
- Мой друг никогда не подведёт меня, всегда поможет в беде.
- Мой друг нельзя жить неторопливо, свободных дней у нас в запасе нет.
- Онегин взором сожаленья глядит на дымные струи.
- Онегин помните ль тот час, когда в саду, в аллее нас судьба свела.
3) Вставьте пропущенные буквы и знаки препинания.
Легкий ветерок что так сладко ты ве_шь? Каждому человеку сч_таю свое в жизни положено. Знаете ли вы например какое насл_ждение выехать до з_ри? Человек шесть немцев им уд_лось сгруппироваться опасливо оглядываясь двигались в нашу сторону. К_залось земля во много раз увеличивала свою силу пр_тяжения. При край родимый так баян сыграй чтобы жилось и пелось от души.
Предварительный просмотр:
Тест по теме «Фонетика
(Обвести кружком номер правильного ответа):
1.Фонетика – это…
1) наука о языке;
2) наука о словарном составе языка;
3) наука звуках речи.
2. Найдите, какие из букв являются шипящими:
1) ч 3) ф
2) ж 4) ш, 5) х
3. Какие из согласных являются глухими:
1) ч 3) т 5) к
2) ж 4) с 6) л
4. В каком слове букв больше, чем звуков?
1) язык 3) морковь
2) город 4) арбуз
5. Укажи строку, в которой буквы Я, Ю, Е, Ё обозначают два звука.
1) пьеса, поезд, юный, меню
2) юнга, прибьёт, брошюра, съел
3) обезьяна, юмор, боец, поезд
6 Укажи количество звуков и букв в слове ОБЪЕЗД:
1) 6 букв, 5 звуков 3) 5 букв, 5 звуков
2) 6 букв, 6 звуков 4) 5 букв, 6 звуков
7.УКАЖИ СЛОВО, В КОТОРОМ ЕСТЬ ЗВУК [Й].
1) моря 2) якорь 3) эхо 4) ирис
8. УКАЖИ НЕВЕРНОЕ СУЖДЕНИЕ .
1) Согласный звук может состоять только из шума.
2) Согласный звук образует слог вместе с гласным.
3) Согласный звук мы видим и пишем.
4) При произношении согласного звука воздух встречает преграду во рту.
9. Подчеркни звук, который не имеет пары по твердости-мягкости.
(н , к , з , й , р , п , а)
10. Когда буквы Я, Е, Ю, Ё обозначают мягкость согласного звука.
1. в любой позиции в слове
2. после ь знака
3. после гласной буквы
4. после согласной буквы
Предварительный просмотр:
Тест по русскому языку по теме «Род имен существительных»
1. Имя существительное отвечает на вопросы:
А) какой? чей? Б) где? когда? куда? В) кто? что? Г) что делать? что сделать?
2. Выбери верное утверждение.
а) Имя существительное – это часть слова.
б) Имя существительное – это самостоятельная часть речи.
в) Имя существительное – это член предложения.
г) Имя существительное – это служебная часть речи.
3. В каком ряду падежи стоят в правильном порядке?
а) И.п.,Р.п.,Д.п,Т.п.,В.п.,П.п.
б) И.п.,В.п.,Т.п.,П.п.,Д.п.,Р.п.
в) И.п,Д.п.,П.п.,Т.п.,В.п.,Р.п.
г) И.п.,Р.п.,Д.п.,В.п.,Т.п.,П.п.
4. Имена существительные, которые можно заменить местоимением он, - …
а) мужского рода б) женского рода в) среднего рода
5. В каком ряду все слова женского рода?
а) масло, солнце, небо б) дружба, помощь, карамель в) картофель, моряк, август
6. В каком слове нельзя определить род?
а) щёчки б) макароны в) кусочки
7. Подбери прилагательное к существительному шимпанзе?
а) большой б) большая в) большое
8. Сколько имен существительных мужского рода в предложении?
В корзинке лежали крепкие боровики, красные мухоморы, груздь, опёнок на тоненькой ножке и два спелых яблока.
а) 1 б) 2 в) 3 г) 4
9. В каком ряду все слова среднего рода?
а) масло, солнце, небо б) дружба, помощь, карамель в) картофель, моряк, август
10. В каком слове нельзя определить род?
а) хлеба б) каникулы в) лужайки
11. Укажи словосочетание, в котором имя существительное употреблено в Р.п.
а) въехал в деревню
б) рубить топором
в) сварить из малины
г) работать на заводе
12. В каком слове на конце пишется Ь?
1) чиж…
2) шалаш…
3) дрож…
4) уж…
13.В предложении Товарищ принёс необходимую вещь существительное вещь употреблено в форме
1) Д.п. 2) И.п. 3) Р.п. 4) В.п.
13. Прочитай текст. Вставь пропущенные буквы.
Всё лето лист..я подставляли со..нцу свои спинки. К ос…ни листья пожелтели, стали золотыми. Пол…тели они иволгами по ветру. Понеслись куницами по з…мле. Зашумел в лесу золотой дож…ь.
Предварительный просмотр:
Тест по русскому языку по теме «Имя существительное»
1.Как изменяются имена существительные?
А) по временам, числам, родам; Б) по родам, падежам и числам;
В) по лицам и числам; Г) по родам, падежам, числам и лицам;
Д) по числам и падежам.
2. Назовите разряды имен существительных по значению.
А) относительные, притяжательные, качественные;
Б) конкретные, отвлеченные, собирательные, вещественные;
В) неопределенные, отрицательные, возвратные;
Г) повелительные, условные, изъявительные;
Д) переходные, действительные, страдательные.
3. Назовите существительные мужского рода:
А) проныра, задира, ябеда, соня; Б) шоссе, метро, такси, радио;
В) шампунь, тюль, какаду, кофе; Г) Миссисипи, Гималаи, леди;
Д) семя, стремя, время, знамя.
4. Выберите слова, имеющие форму только множественного числа.
А) шахматы, чернила, ножницы, поле; Б) масло, нефть, студенчество, крупа;
В) листва, деньги, молодежь; Г) дрожжи, сани, хлопоты, прятки;
Д) любовь, брюки, пальцы, воздух.
5. Укажите разносклоняемые имена существительные:
А) темя, знамя, время, путь; Б) бюро, пальто, кофе, жюри;
В) армия, санаторий, волнение; Г) такси, кафе, радио, маэстро;
Д) леди, кашне, кино, шоссе.
6. Укажите правильный вариант пропущенных букв: по тусклой зыб.., приказ о озвращени.., о человеческой фантази.., в лунном сиянь.., держать ногу в стремен.., в горах Швейцари.., к Мари.. Петровн…
А) –и, -и, -и, -е, -и, -и, -и, -е;
Б) –е, -и, -и, -и, -е, -и, -е, -е;
В) –и, -и, -и, -и, -и, -и, -и, -е;
Г) –е, -е, -и, -и, -и, -и, -и, -е;
Д) –е, -е, -е, -е, -и, -и, -и, -е.
7. Укажите правильный вариант пропущенных букв: звоноч..к, бубенч..ки, реч..нка, горош..к, реч..нька, пальч..ки, листоч..к.
А) –и, -и, -о, -ы, -е, -и, -и;
Б) –и, -е, -ё, -и, -и, -е, -и;
В) –е, -и, -о, -е, -е, -и, -е;
Г) –и, -и, -ё, -и, -и, -и, -и;
Д) –е, -е, -о, -е, -и, -е, -е.
8. От каких слов можно образовать существительные с суффиксом –щик?
А) обида, разведать, камень;
Б) поднос, автомат, заказ;
В) буфет, переводить, резать;
Г) переписать, возить, подряд;
Д) угон, барабан, кровля.
9. В каком слове перед суффиксом пишется ь?
А) пон..чик;
Б) стекол..щик;
В) камен..щик;
Г) барабан..щик;
Д) табун..щик.
10. Когда пол- пишется через дефис с последующим существительным?
А) пол..зарплаты, пол..часа, пол..беды;
Б) пол..круга, пол..суток, пол..тарелки;
В) пол..города, пол..минуты, пол..дома;
Г) пол..Москвы, пол..арбуза, пол..литра;
Д) пол..дыни, пол..метра, пол..километра.
Предварительный просмотр:
Тест по теме «Лексика и фразеология»
1. Что изучает лексика?
А) историю слова; Б) части речи и их формы;
В) правила написания слов; Г) слова и их значения.
2. В каких вариантах все прилагательные употреблены в прямом значении?
А) золотые руки, железный характер, заячья душа, лисья нора;
Б) глухая деревня, жаркие дебаты, железная логика, прямой человек;
В) глухая улица, жаркий бой, железная воля, прямой вопрос;
Г) глухой старик, жаркий день, железная дорога, прямая линия;
3.Какой пример не содержит фразеологического оборота?
1.Сегодня у меня всё падает из рук. 2.На экзамене я взял себя в руки.
3.Он прибрал к рукам всё производство. 4.Я трудился не покладая рук.
4. Определите, в каком варианте значение фразеологизма указано неверно.
а) считать ворон — бездельничать
б) в час по чайной ложке — медленно
в) тертый калач — опытный (о человеке)
г) седьмая вода на киселе — близкие родственники
5. Соедините стрелками слова с их синонимами и синонимичными выражениями.
6. Определите, в каком варианте профессиональные слова:
А) учитель, наставник, педагог; Б) отечество, родина, отчизна;
В) метель, пурга, буран; Г) аккорд, вокализ, мольберт;
7. Определите, в каком варианте даны слова общеупотребительные:
А) десница, работа, слеза; Б) акварель, гуашь, палитра; В) нечто, выкаблучиваться, ступай;
Г) нижеподписавшийся, горенка, изрядно; Д) кирпич, свекла, идти.
8. В каком предложении слово употреблено в переносном значении?
А) На стенах висели два пейзажа хорошей кисти.
Б) Желтые листья медленно падали на землю.
В) Утром бухта наполнилась плавучим льдом.
Г) Яркое солнце быстро съело тонкий ледок.
9. Определите, в каком варианте даны неологизмы:
А) бартер, кастинг, конфессия; Б) псалтырь, светлица, кафтан;
В) курень, полуночник, шелоник; Г) опосля, прислухаться, не серчай;
Д) кардиолог, инфаркт, универсам.
10.В каком случае выделенное слово является диалектным?
а) Соседка угостила меня пирожками. б) Бабушка попросила принести ей бураков.
в) Петя добросовестно работал на уборке территории.
г) Оркестром руководит новый дирижер.
11.Укажите автора "Толкового словаря живого великорусского языка":
А)А. С. Пушкин б) М. Ю. Лермонтов
в) В. И. Даль г) И. С. Тургенев
Предварительный просмотр:
Главные члены предложения
1.Чем выражено подлежащее в предложении: Несколько повозок въехало во двор гостиницы.
a) фразеологизмом с) числительным
b) словосочетанием d)местоимением
2. Каким членом предложения являются выделенные слова: Ночь глуха, земля сыра.
a) подлежащие с) обстоятельства
b) сказуемые d) определения
3.Чем выражено подлежащее в предложении: Семеро одного не ждут.
a) существительным c) местоимением
b) словосочетанием d) числительным
4.Укажите предложение с составным глагольным сказуемым.
a) Он пишет быстро, грамотно и красиво. b) Разведчик был осторожен.
c) Воздух накалялся и давил на грудь. d) Он не мог не признать своих ошибок.
5.Как называется сказуемое, состоящее из вспомогательного глагола, выражающего грамматическое значение сказуемого и неопределённой формы глагола, выражающей его основное лексическое значение?
a)простое глагольное сказуемое b) составное глагольное сказуемое
c) составное именное сказуемое d) именное сказуемое
6. Укажите предложение с составным глагольным сказуемым.
a) Казаки принялись развьючивать своих лошадей. b) Восточная часть неба была темней западной.
c) Будет радоваться вся природа. d) Хозяин приподнялся, сильно толкнул дверь.
7.Укажите предложение с составным именным сказуемым.
a) Иван Кузьмич был охотник пошутить. b) Народ пошёл провожать Пугачёва.
c) Каждую профессию мы превращаем в искусство. d) Чтение — вот лучшее учение.
8.Укажите предложение, в котором неправильно определено подлежащее.
a) Молодая листва одевает деревья. b) Целую неделю молодёжь веселилась.
c) Никто из родных не спал в эту ночь. d) Данко бросил радостный взор, а затем упал и умер.
9.Чем не может быть выражено подлежащее?
a) Местоимением в именительном падеже. b) Фразеологизмами.
c) Именем существительным в косвенном падеже. d) Синтаксически цельным словосочетанием.
10.Чем не может быть выражено сказуемое?
a) именем прилагательным b) неопределенной формой глагола
c) глаголом в форме какого-нибудь наклонения d) деепричастием
11. Чем выражено подлежащее в предложении: Двадцать лет — хорошая вещь.
a) существительным b) числительным
c) сочетание существительного и числительного d) сочетание существительного и прилагательного
12.Чем выражено сказуемое в предложении: В течение всего путешествия работы было вдоволь.
a) глаголом b) сочетанием глагола и существительного
c) глаголом -связкой и наречием d) глаголом связкой и кратким причастием
13.Продолжить утверждение: Между подлежащим и сказуемым ставится тире, если...
a) сказуемое выражено прилагательным
b) сказуемое — существительное с частицей НЕ
c) подлежащее и сказуемое выражены неопределенной формой глагола
d) в составе сказуемого есть частицы как, словно, будто
14. Предложение с простым глагольным сказуемым.
a) Камила будет художником. b) Репортер стал брать интервью.
c) Я буду петь весь вечер. d) Вишневый сад будет моим.
15. Укажите грамматическую основу предложения: Мы стали собирать грибы.
А) мы стали собирать Б) собирать грибы
В) стали грибы Г) стали собирать грибы
16. Виды предложений по цели высказывания:
а) восклицательное, невосклицательное; б) вопросительное, побудительное, повествовательное;
в) повествовательное, вопросительное, восклицательное.
17. Укажи НЕраспространённые предложения:
а) Подул холодный ветер. б) Кругом глубокая тишь.
в) Прохлада освежает и бодрит. г) Светает.
18. Укажи распространённые предложения:
а) Вальсы играет гармонь вдалеке б) Вечереет.
в) Снова замерло все до рассвета. г) Бегут ручьи.
19. Синтаксис — это раздел языка, который изучает:
а) лексические значения слов; б) правописания слов; в) словосочетания и предложения.
Предварительный просмотр:
Тест по теме «Словообразование»
1. Что изучает словообразование?
А) способы образования слов
Б) части речи
В) части слов
Г) звуки речи
2. Образование нового слова с помощью суффикса:
А) приставочный способ
Б) суффиксальный способ
В) бессуффиксный
Г) сложение основ
3. Образование нового слова с помощью приставки:
А) суффиксальный способ
Б) приставочно-суффиксальный способ
В) приставочный способ
Г) бессуффиксный способ
4. Образование нового слова с помощью одновременного прибавления приставки и суффикса:
А) приставочный способ
Б) суффиксальный способ
В) приставочно-суффиксальный способ
Г) бессуффиксный способ
5. Укажите слово, образованное суффиксальным способом:
А) сбежать
Б) подберёзовик
В) берёзовый
Г) прогулять
6. Укажите слово, образованное приставочным способом:
А) унести
Б) подосиновик
В) мостик
Г) зимний
7. Укажите слово, образованное приставочно-суффиксальным способом:
А) прогулять
Б) потрясти
В) связать
Г) подделка
8. Укажите слово, образованное сложением основ:
А) газопровод
Б) подосиновик
В) подберёзовик
Г) подлесок
9. Укажите способ образования слова шестиклассник:
А) приставочный
Б) сложение основ
В) приставочно-суффиксальный
Г) бессуффиксный
10. Укажите способ образования слова смешной:
А) приставочный
Б) суффиксальный
В) приставочно-суффиксальный
Г) бессуффиксный
Предварительный просмотр:
Входная контрольная работа по русскому языку. 6 класс
1. В каком слове не совпадает количество букв и звуков?
а) щётка
б) яркий
в) бумага
г) шалаш
2. В каком слове ударение падает на второй слог?
а) звонишь
б) алфавит
в) километр
г) документ
3. Какое слово состоит из приставки, корня, двух суффиксов, нулевого окончания?
а) спутник
б) удивить
в) надумал
г) расстилает
4. Укажите, какое слово является формой слова ПАЛАТА.
а) палаточный
б) у палатки
в) в палате
г) палатный
5. В каком ряду в обоих словах после шипящего пропущена буква Ь?
а) сжеч.., пустош…
б) колюч…, брош…
в) много груш…, печ… пироги
г) пляж…, ненужная вещ…
6. В каком ряду в обоих словах пропущена буква О?
а) уч..ба, свинц…вый
б) ч…лка, с меч…м
в) ш..рохи, медвеж…нок
г) пш..нка, реш…тка
7. В каком слове на конце приставки пишется буква З?
а) ра…шумелся
б) в..бесился
в) бе…страшный
г) и...пуганный
8. В каком случае дано НЕПРАВИЛЬНОЕ объяснение выбора орфограммы?
а) ш...пот –в корне пишется Ё, т.к. можно проверить словом шепчет
б) ц...ркач – в корне слова пишется буква И
в) ...бежать – пишется приставка З, т.к. она находится перед звонкой Б
г) водор…сли – в корне с чередованием перед С пишется буква О
9. В словах какого ряда во всех случаях пропущена буква Е?
а) поч…нить, р…мень, (на) вокзал…
б) стр…ла, пом…дор, (на) улиц…
в) н…бесный, ч…ловек, (в) газет…
г) з…рновой, д…кабрь, (у) дорог…
10. Какая пара слов является словосочетанием?
а) пишет письмо
б) передо мной
в) выпал снег
г) черные и белые
11. Укажите, слово какой части речи из списка ОТСУТСТВУЕТ в предложении.
Отряд стрельцов отправили усмирять тунгусов, но действовать приказали «уговорами и ласкою».
а) существительное
б) предлог
в) глагол
г) союз
12. Найдите ошибку в характеристике предложения.
Лес зазеленеет, когда пригреет весеннее солнышко.
а) повествовательное
б) сложное
в) бессоюзное
г) грамматическая основа первого предложения – лес зазеленеет; второго – пригреет солнышко
13. В каком предложении союз И связывает однородные сказуемые? (Знаки препинания не расставлены)
а) Вода журчит под толщей снега и набирает она силу для победы весны.
б) Снег усилился и снежинки лупили по шлему.
в) Подул сильный ветер и с деревьев посыпались листья.
г) Апрельский дождь прошёл и освежил всё вокруг.
14. В каком предложении допущена пунктуационная ошибка?
а) В нашем лесу обитают разные звери, зайцы, лисы и даже волки.
б) Уважаемые родители, собрание состоится в субботу в три часа.
в) Она проснулась окончательно, когда её лица коснулся луч солнца.
г) Дорожка выбежала на берег и пошла вдоль него.
15. Укажите сложное предложение (знаки препинания не расставлены).
а) Исчезают последние клочки снега и появляется трава.
б) Ещё зелёный стоит старый развесистый дуб и роняет жёлуди.
в) Медленно кружатся падают с берёз лёгкие жёлтые листья.
г) В лесу водилось множество разных птиц иволги кукушки дятлы поползни.
16. Укажите предложение с прямой речью (знаки препинания не расставлены).
а) Как вы можете так говорить Ольга Степановна.
б) Предъявите документ потребовал охранник.
в) Ребята напомнили чтобы я не забывал взять на тренировку мяч.
г) По данным синоптикам погода в сентябре должна быть тёплой.
17. Найдите предложения с обращениями (знаки препинания не расставлены).
а) Передайте мне эту тарелку
б) Дорогая мама поздравляю тебя с праздником
в) Кто сделает сообщение на уроке
г) Приходите ко мне на день рождения