Внеурочное занятие по теме "Человек и его права"

Околичный Александр Сергеевич

Внеурочное занятие по теме "Человек и его права"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vneurochnoe_zanyatie_chelovek_i_ego_prava_konkurs.rar1.51 МБ

Предварительный просмотр:

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Школа № 5»

Околичный А. С.  учитель истории и обществознания

 I квалификационной категории

Конспект «Внеурочное занятие по  теме «Человек и его права»

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА

Пояснительная записка к занятию

   Учащиеся  испытывают затруднения, изучая раздел обществознания «Право».  В связи с этим, внеурочная деятельность обусловлена необходимостью учителя находить новые подходы, приемы, технологии  обучения, позволяющие повышать познавательный интерес учащихся  к  этому разделу.  Ресурс позволяет повышать качество знаний каждого ученика  на основе личностно-ориентированного, деятельного подхода в обучении. Создаются    условия для личностного погружения каждого ученика в процесс учения и выстраивания им на основе рефлексии собственных достижений и затруднений собственной траектории продвижения по изучаемой теме в рамках учебного предмета - обществознания. Игровая форма повышает стимул к  погружению  в тематику. Особенностью является то, что вопросы готовят  учащиеся и педагогом совместно, отбирая именно те, которые трудно давались  для изучения в ходе уроков. Командная игра «Человек и его права» дает возможность расширить учебное поле и закрепить знания на практике.

Для учителя это возможность  совершенствовать научно-методическое обеспечении образовательной деятельности в рамках подготовки к государственной итоговой аттестации и помочь учителям, преподающим данный предмет увидеть дополнительный ресурс эффективной организации обучения.  

Тип занятия: командная игра.

Педагогическая цель: обобщения и систематизации знаний.

Цель:

- создание условий для наиболее эффективного формирования знаний и умений у учащихся для прохождения государственной итоговой аттестации.

Задачи: 

  образовательная: формирование у обучающихся практико-ориентированных и актуальных для гражданина России правовых знаний, умений и навыков;

  развивающая: организация практической деятельности, способствующей накоплению опыта правомерного и социально активного поведения по реализации и защите своих прав, развитию коммуникативных умений и навыков, актуальных в общественной жизни; 

   воспитательная: воспитание правовой культуры.

Ожидаемые результаты урока:

  предметные   закрепление ранее полученных знаний по праву, решать в рамках изученного материала познавательные и практические задачи;

метапредметные – научить обучающих определять понятия, создавать обобщения, устанавливать  аналогии,  классифицировать,  самостоятельно  выбирать  основания  и критерии для классификации;

  личностные  –   сформировать  у  обучающихся  личностные  представления  о социальной  ответственности,    толерантности,  приверженности  ценностям  понимание основных принципов жизни общества, формирование   познавательного  интереса  к  изучению общественных дисциплин.

Методы обучения: Для решения поставленных задач наиболее приемлемой формой проведения урока - обобщения выбрана командная игра с использованием информационных технологий.

В ходе занятия применяются активные методы обучения, т.е. система методов, обеспечивающих активность и разнообразие мыслительной и практической деятельности учеников с использованием накопленных знаний. Методы строятся на практической направленности, игровом действе и творческом характере, интерактивности, разнообразных коммуникациях, монологе, диалоге, использовании знаний и опыта обучающихся, групповой форме организации их работы, вовлечении в процесс всех органов чувств, рефлексии.

Используемое оборудование:  Учебник, интеллектуальные карты  с логическими задачами по теме «Человек и его права», компьютер, мультимедийный проектор, экран, учебная презентация,  опорные  схемы, раздаточный материал

Рекомендации по практическому использованию:

Внеурочное занятие на тему «Человек и его права» является логическим завершением данной темы, темы №2 в курсе обществознания 9-го класса. В презентации представлены экзаменационные вопросы и типовые задания (часть 1, 2, 3) по теме «Право» на основе учебника Кравченко А.И.. Все задания и система оценивания полностью соответствуют требованиям ГИА по обществознанию.

Требования к уровню подготовки, проверяемому заданиями данного урока (в соответствии с кодификатором по обществознанию 2019 г.):

знать/понимать – содержание и значение социальных (правовых) норм, регулирующих общественные отношения;

уметь – сравнивать социальные объекты, выявляя их общие черты и отличия; объяснять взаимосвязи человека и общества, гражданина и государства; решать в рамках изученного материала познавательные и практические задачи; приводить примеры социальных отношений, регулируемых правовыми нормами;

использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для – нравственной и правовой оценки конкретных поступков людей; реализации и защиты прав человека и гражданина.

Условия игры.  В игре могут участвовать  учащиеся  одного 9-го класса, или  смешанная группа заинтересованных в мероприятии учащихся.  Для создания атмосферы азарта разрешается в качестве  участников приглашать родителей и друзей из других школ. Класс или смешанная группа  делится на команды.  Каждая команда по очереди (очерёдность определяется жребием) выбирает задания на игровом поле. Победителем считается команда, набравшая наибольшее количество баллов. Возможен и формат фронтального опроса с использованием представленных заданий. Наиболее приемлемые варианты выбирает учитель исходя из возможностей участников. В качестве зрителей можно привлекать школьников 7-8 классов с правом задавать вопросы участникам игры.

Правила проведения урока (навигация, количество баллов):

- Название категории – темы раздела «Человек и его права»

- Задания 1-й части ГИА по обществознанию, открывается при нажатии клавиши

- Задания 2-й части ГИА по обществознанию, открывается при нажатии клавиши

- Задания 3-й части ГИА по обществознанию, открывается при нажатии клавиши

- Знаки, обозначающие правильный ответ, появляются по щелчку мыши

      - Клавиша возврата на исходное поле с заданиями

1) Класс делится на команды, от 2 до 4

2) Каждая команда по очереди выбирает любое задание на игровом поле

3) Победителем считается команда, набравшая наибольшее количество правильных ответов

Задания А1-3, В1-2 (за исключением отдельных заданий) – 1 балл

Задания на соответствие –

В2 (Право, его роль в жизни общества),

В1 (Права и обязанности граждан),

В1 (Отрасли права),

В1 (Правонарушение) – 2 балла при правильном соотнесении всех позиций, 1 балл с одной ошибкой

Задания С1 – при указании трёх положений 2 балла, при указании двух положений 1 балл

Баллы за выполнение заданий полностью соответствуют оцениванию экзаменационных материалов по обществознанию

Задания с ответами по темам

Право, его роль в жизни общества

А1. Правило поведения человека в правовой ситуации, которое обязательно должно выполняться

1) норма морали

2) социальная норма

3) политическая норма

4) норма права

А2. Правовой акт, представляющий собой решение по конкретному делу, которое впоследствии принимается за общее обязательное правило при решении всех аналогичных дел, называется

1) правовым обычаем

2) нормативно-правовым актом

3) правовым прецедентом

4) естественным правом

А3. Верны ли следующие суждения о правовых нормах?

А. Исполнение правовых норм является свободным выбором граждан.

Б. Правовые нормы исходят от государства.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

В1. В приведенном списке указаны черты сходства норм права и морали и отличия норм права от норм морали. Выберите и запишите в первую колонку таблицы порядковые номера черт сходства, а во вторую колонку – порядковые номера черт отличия.

1) принимаются государством

2) регулируют жизнь общества

3) опираются на представления о добре и зле

4) устанавливают правила поведения

Черты сходства

Черты отличия

2

4

1

3

В2. Установите соответствие между характеристиками и видами социальных норм.

ХАРАКТЕРИСТИКИ

ВИДЫ СОЦИАЛЬНЫХ НОРМ

А) фиксируется в законах и подзаконных актах

1) моральные

Б) регулирует общественные отношения

2) правовые

В) охраняются силой государства

3) и моральные, и правовые

Г) отражают общественное мнение

 

Д) поведение оценивается с позиции добра и зла

 

А

Б

В

Г

Д

2

3

2

1

1

С1. Одним из источников права являются нормативно-правовые акты. Укажите не менее трёх видов нормативно-правовых актов действующих в России.

Могут быть приведены следующие положения:

- Конституция РФ

- федеральные законы

- законы субъектов РФ

- указы Президента РФ

- постановления Правительства РФ

- нормативные правовые акты муниципальных образований

- локальные нормативные правовые акты

Конституция РФ, органы государственной власти

А1. Что отличает конституцию от других правовых актов?

1) письменная форма

2) высшая юридическая сила

3) обращение ко всем гражданам

4) поддержка силой государства

А2. Согласно Конституции РФ, высшим органом исполнительной власти является

1) Федеральное собрание

2) Правительство РФ

3) Счётная палата

4) Генеральная прокуратура

А3. Верны ли следующие суждения о Конституции Российской Федерации?

А. Принимая решения, суды не могут непосредственно ссылаться на те, или иные статьи Конституции, необходимо наличие принятых на основе Конституции нормативных актов.

Б. Отдельные положения Конституции не могут быть изменены, возможно только принятие новой Конституции.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

В1. Илья изучал конституционное устройство России, федеральные и региональные органы власти. Сравните полномочия этих органов власти. Выберите и запишите в первую колонку таблицы порядковые номера черт сходства, а во вторую колонку – порядковые номера черт отличия.

1) осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями и их последствиями

2) определение статуса и защита государственной границы

3) вопросы воспитания, образования, науки, культуры и спорта

4) утверждение структуры органов государственной власти республик, краёв, областей

Черты сходства

Черты отличия

1

3

2

4

В2. Прочитайте приведенный текст, каждое положение которого обозначено соответствующей буквой.

(А) Нынешняя Конституция нашей страны была принята на общегосударственном референдуме. (Б) Принятие этого документа способствовало развитию демократии в нашей стране. (В) Одна из глав Конституции посвящена правам и свободам человека и гражданина.

Определите, какие положения текста:

1) отражают факты

2) выражают мнения

А

Б

В

1

2

1

С1. В конституции РФ находит выражение целостная система принципов конституционного строя. Укажите не менее трёх принципов.

Могут быть приведены следующие положения:

- суверенитет народа

- федерализм

- республиканская форма правления

- разделение властей

- правовое государство

- социальное государство

- светское государство

- идеологический плюрализм

Права и обязанности граждан

А1. К личным правам человека относится

1) право на участие в управлении государством

2) право на свободу передвижения и свободу выбора местожительства

3) право на образование

4) право иметь в частной собственности землю

А2. Какое право человека относится к экономическим правам?

1) право собственности

2) право на отдых

3) право на жилище

4) право на жизнь

А3. Верны ли следующие суждения о правах ребёнка?

А. Права ребёнка защищаются особой конвенцией.

Б. Право жить и воспитываться в семье одно из главных прав ребёнка.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

В1. Установите соответствие между правами (свободами) человека и группами прав (свобод), к которым они относятся.

ПРАВА (СВОБОДЫ) ЧЕЛОВЕКА

ГРУППЫ ПРАВ (СВОБОД)

А) право на охрану здоровья и медицинскую помощь

1) гражданские (личные)

Б) защита о произвольного вмешательства в личную жизнь

2) политические

В) право на защиту чести и достоинства

3) социальные

Г) право на свободу мирных собраний и ассоциаций

 

Д) право на жизнь

 

А

Б

В

Г

Д

3

1

1

2

1

В2. Прочитайте приведённый ниже текст, каждое положение которого обозначено буквой.

(А) Учёные называют правовым такое государство в котором обеспечены и защищены права и свободы человека и гражданина. (Б) Но всё же такое государство пока только остаётся идеалом для человечества. (В) Зачатки представлений о правовом государстве возникли ещё у философов Древней Греции.

Определите, какие положения текста:

1) отражают факты

2) выражают мнения

А

Б

В

1

2

1

С1. В Конституции РФ перечислены не только права, но и обязанности граждан РФ. Укажите любые три конституционные обязанности граждан РФ.

Могут быть приведены следующие положения:

- соблюдение Конституции и законов РФ, прав и свобод других людей

- защита Отечества

- уплата законно установленных налогов и сборов

- бережное отношение к природе и окружающей среде

- забота о памятниках истории и культуры

Отрасли права

А1. Что из перечисленного является примером административного правоотношения?

1) заключение брака

2) получение лицензии на оказание медицинских услуг

3) приобретение квартиры

4) поступление на работу

А2. Какой отраслью права регулируется порядок рассмотрения в суде дел о возмещении морального ущерба?

1) уголовно-процессуальным правом

2) конституционным правом

3) административным правом

4) гражданско-процессуальным правом

А3. Верны ли следующие суждения о правах работника?

А. Одно из прав работника – получение полной достоверной информации об условиях труда.

Б. К основным правам работника относится право на предоставление ему работы, обусловленной трудовым договором.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

В1. Установите соответствие между примерами правоотношений и отраслями права.

ПРИМЕРЫ ПРАВООТНОШЕНИЙ

ОТРАСЛИ ПРАВА

А) участие в первомайской демонстрации

1) гражданское

Б) подписание трудового договора

2) конституционное

В) оформление сделки купли-продажи

3) трудовое

Г) своевременная оплата налогов

 

Д) увольнение работника за прогулы

 

А

Б

В

Г

Д

2

3

1

2

3

В2. Прочитайте приведённый ниже текст, каждое положение которого обозначено буквой.

(А) Светлана подала иск по взысканию алиментов со своего бывшего мужа. (Б) Основанием для иска послужило наличие у них общих несовершеннолетних детей. (В) Бывший муж Светланы поступил аморально, уклоняясь от выплаты алиментов.

Определите, какие положения текста:

1) отражают факты

2) выражают мнения

А

Б

В

1

1

2

С1. Какие условия, согласно нормам Семейного кодекса РФ, обязательны для вступления в брак? Укажите любые три условия, необходимые для регистрации брака.

Могут быть приведены следующие условия:

- взаимное добровольное согласие мужчины и женщины вступить в брак

- желающие заключить брак должны достичь брачного возраста

- брачующиеся не должны состоять в другом браке

- не допускается заключение брака между близкими родственниками по прямой восходящей и нисходящей линии

- не могут вступать в брак лица, признанные судом недееспособными

Правонарушение, его признаки

А1. Правонарушение – это

1) противоправное, виновное, общественно опасное деяние, причиняющее вред обществу

2) поведение, нарушающее принятые в данном обществе этические правила

3) деяние, наказанием за которое является нарушение свободы

4) общественное отношение, участники которого имеют определённые права и обязанности

А2. Механизм государственного принуждения, действующий в отношении правонарушителей, - это

1) дееспособность

2) правоотношение

3) правовое сознание

4) юридическая ответственность

А3. Верны ли следующие суждения о преступлении?

А. Преступление – это тяжкое правонарушение.

Б. Ответственность за преступления предусмотрена нормами уголовного права.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

В1. Установите соответствие между наказаниями и видами правонарушений.

НАКАЗАНИЕ

ВИД ПРАВОНАРУШЕНИЯ

А) судимость

1) преступление

Б) выговор

2) проступок

В) лишение свободы

 

Г) предупреждение

 

А

Б

В

Г

1

2

1

2

В2. Прочитайте приведённый текст, каждое положение которого отмечено буквой.

(А) Плохо, что количество совершённых за последние годы тяжких и особо тяжких преступлений не сокращается. (Б) Уголовный кодекс РФ предусматривает длительное и даже пожизненное лишение свободы за совершение подобных деяний. (В) Вероятно, государству и обществу следует задуматься о профилактике преступлений, а также о причинах, их порождающих.

Определите, какие положения текста: 

1) отражают факты

2) выражают мнения

А

Б

В

2

1

2

С1. В зависимости от характера правонарушения выделяют различные виды юридической ответственности. Укажите любые три вида юридической ответственности.

Могут быть приведены следующие положения:

- материальная

- дисциплинарная

- гражданско-правовая

- административная

- уголовная

Литература

1) Баранов П.А. Обществознание: Экспресс-репетитор для подготовки к ГИА: «Право»: 9-й кл. М.: АСТ: «Астрель», 2011г.;

2) Кочетов Н.С. Поурочные планы по обществознанию: 9 класс, по учебнику А.И. Кравченко, Е.А. Певцовой., - Волгоград: «Учитель», 2011г.;

3) Кравченко А.И., Певцова Е.А. Обществознание. Учебник для 9 класса. Допущено Министерством образования РФ. М.: «Русское слово», 2010г.;

4) Маркин С.А. ГИА. Обществознание: комплексная подготовка. М.: «Айрис-пресс», 2013г.;

5) Хромова И.С. Тесты по обществознанию к учебнику А.И. Кравченко, Е.А. Певцовой «Обществознание», 9 класс (3-е издание). М.: «Русское слово», 2012г.  

Интернет-ресурсы

1) http://www.fipi.ru/ - Федеральный институт педагогических измерений;

2) http://gia.edu.ru/ - Официальный информационный портал Государственной итоговой аттестации;

3) http://soc.sdamgia.ru/ - Сдам ГИА. Образовательный портал для подготовки к экзаменам. Обществознание.

Приложение