воспитателям
возможно этот материал пригодится вам для работы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
карта наблюдения за ребенком | 11.88 КБ |
о взаимодействии воспитателя с психологом | 20.23 КБ |
карта развития игровой деятельности | 13.77 КБ |
игры с камнями | 14.16 КБ |
организация клуба общения-из опыта работы | 18.89 КБ |
профилактика СЭС | 22.16 КБ |
развитие эмпатии к детям | 17.5 КБ |
партнерский стиль общения | 31.55 КБ |
Игры с детьми в адаптационный период | 21.97 КБ |
Педагогические наблюдения за детьми | 13.74 КБ |
Предварительный просмотр:
Карта наблюдения за ребенком
Группа № воспитатели: Дата:
Показатели оценки | Имя, фамилия ребенка | Имя, фамилия ребенка | Имя, фамилия ребенка | Имя, фамилия ребенка |
Категория семьи (полная, неполная, опекунская, приемная, многодетная) | ||||
Проблемы и трудности ребенка | ||||
Характеристика ребенка: | Отметить значком (+) | |||
Вялый, беспомощный | ||||
спокойный | ||||
Неуверенный в себе | ||||
пугливый | ||||
Излишне подвижный | ||||
Беспокойный, суетливый | ||||
непослушный | ||||
активный | ||||
плаксивый | ||||
отстраненный | ||||
конфликтный | ||||
раздражительный | ||||
зависимый | ||||
доброжелательный | ||||
Положение в группе: | ||||
авторитет | ||||
Пользуется симпатией большинства детей | ||||
Общается в основном с мальчиками | ||||
Общается в основном с девочками | ||||
Большинство детей равнодушно к нему | ||||
Большинство отвергает его | ||||
Общается с 1-2 детьми |
Предварительный просмотр:
Доклад по теме:
«Взаимодействие воспитателей с педагогом-психологом
«МАДОУ Верхнекетский детский сад»
Подготовили:
Педагог-психолог: Русских В.И
Воспитатель: Герасимова С.И.
Речь – это высшая психическая функция, и является интегрирующей во всей деятельности ребенка.
Наша задача -создать условия для формирования мотивации к речи. Мы убедились, что для формирования речевой активности и положительной мотивации необходимы следующие условия:
- Проведение занятий в доброжелательной атмосфере, в игровой форме.
- Использование практических и наглядных методов для воздействия на все информационные каналы (аудильный, визуальный, кинестетический).
- Создание ситуации успеха.
- Соблюдение принципов: «от простого к сложному», «от понятного к непонятному, но интересному»
Нами разработан план взаимодействия педагога-психолога с воспитателем по развитию речевой активности ребенка:
- 1.В начале учебного года воспитатель и психолог выявляют трудности у детей, для этого заполняется карта наблюдения за ребенком.
- 2.Затем психолог определяет причины по результатам диагностики развития и дает рекомендации воспитателям и родителям.
- 3.Далее мы совместно планируем работу по развитию речи.
- 4.Психолог проводит занятия по коррекции самооценки -воспитатель поддерживает положительную самооценку ребенка.
- 5.Психолог проводит занятия по развитию и активизации речи -воспитатель закрепляет полученные навыки в группе.
- 6.Воспитатель проводит занятия по развитию и активизации речи -психолог закрепляет полученные знания и навыки на индивидуальных занятиях.
- 7. Приглашаем родителей и узких специалистов к сотрудничеству. Вместе организовываем общение между родителями и детьми.
Приведем несколько приемов, которыми мы используем для активизации речи и развития фонематического слуха детей
1) повседневные игры «Где звук», «Цепочка слов»и т.д.
2) проектная деятельность.
3) коллективная художественно- творческая деятельность,
4)сочинение сказок, рассказов
5) театрализованные игры
6)экскурсии в библиотеку, музей
7)встречи с родителями в клубе общения
8) конкурсы стихов
9)методика -«Позитивное внушение»:
Для поднятия самооценки используем различные приемы, которые одновременно способствуют и развитию речи детей. Например:
Прием- «Позитивное внушение»-разучивание стихотворения «Я-хороший» или «Я-веселая»;
10)-«Волшебный стул». О чем более подробно расскажет педагог-психолог Русских В.И.
Мастер-класс «Волшебный стул»
Задачи: создавать условия для самоутверждения ребенка в группе детей и взрослых; расширять запас вежливых слов и учить их использовать в определенных ситуациях.
Методика «Волшебный стул» помогает детям увидеть хорошие качества в своих товарищах. Дети и педагог садятся на стульчики в круг и подбирают существительные, прилагательные, глаголы, характеризуя сидящего на «Волшебном стуле» ребенка. В свою очередь ребенок,сидящий на троне слышит добрые слова в свой адрес. Так повышается его самооценка.
«Волшебный стул»- это высокий стул, украшенный красивой материей.
Педагог обращает внимание детей на то, что каждый человек хорош по-своему: один — прекрасно поет; другой — приветлив, добр к людям, всегда готов помочь; третий — надежен в деле и т. п. Он предлагает организовать игру «Волшебный стул». Дети делятся на группы по 4—5 человек. Один из них садится на «волшебный» стул. Дети говорят только о его хороших поступках. Сидящему на стуле ребенку надевают корону.
Принимается коллективное решение: игру продолжить на другой день.
Примерные этапы игры
Первый этап — игра проводится в микрогруппах.
Второй этап — игра проводится с участием всех детей группы.
Советы организаторам
1. Если игра понравилась детям, проводите ее неоднократно. Постарайтесь, чтобы через «волшебный» стул прошел каждый ребенок, что необходимо для его самоутверждения в группе детей.
2. Если есть дети, которые не изъявят особого желания садиться на стул, ни в коем случае не заставляйте их — они имеют право выбора.
3. Особое внимание обратите на тональность игры, которую вы зададите. Поэтому обязательно участвуйте в игре с детьми на равных. Ваша помощь особенно нужна там, где о детях говорят мало. Найдите, что сказать о ребенке, который по ряду причин не пользуется большим авторитетом в классе.
4. Не бойтесь пауз, тишины, когда дети молчат, не находят что сказать. Разрядите обстановку: спокойно скажите, что так просто, без усилий не всегда увидишь все хорошее в человеке. Помогите найти нужные слова.
Повышению самооценки детей мы уделяем большое внимание. Ведь только с нормальной самооценкой возможно раскрыть весь потенциал ребенка. Замечено, что у детей с заниженной самооценкой, неуверенных в себе уровень развития речи и коммуникативных навыков ниже возрастной нормы.
Спасибо за внимание!
Предварительный просмотр:
Наблюдение за продуктивной деятельностью детей в группе при хорошо организованной предметной игровой среде можно с помощью карты развития в течении нескольких дней. По рекомендации Н.А.Коротковой (жур. «Ребенок в детском саду» №4,стр.10-16, 2005г.)
Карта развития
Возрастная группа Дата заполнения
Инициатива как целеполагание и волевое усилие (наблюдение за продуктивной деятельностью) Список группы | 1-й уровень Поглощен процессом; конкретная цель не фиксируется; бросает работу, как только появляются отвлекающие моменты, и не возвращается к ней | 2-й уровень Формулирует конкретную цель («Нарисую домик»); в процессе работы может менять цель, но фиксирует конечный результат («Получилась машина») | 3-й уровень Обозначает конкретную цель, удерживает ее во время работы; фиксирует конечный результат, стремится достичь хорошего качества; возвращается к прерванной работе, доводит ее до конца |
Трифонова Даша | нет | Обычно + | иногда |
Кислицина Вика | + | ||
Фролова Катя | + | ||
Шестакова Дарина | + | ||
Вид маркировки : нет, обычно, иногда
Карта развития
Возрастная группа Дата заполнения
Творческая инициатива (наблю- дение за сюжетной игрой) Список группы | 1-й уровень В рамках предметно-игровой обстановки активно развертывает несколько связанных по смыслу игровых действий (роль в действии); вариативно использует предметы-заместители в условном игровом значении | 2-й уровень Имеет первоначальный замысел, легко меняющийся в ходе игры; принимает разнообразные роли; при развертывании отдельных сюжетных эпизодов подкрепляет условные действия ролевой речью (диалоги с игрушками или сверстниками) | 3-й уровень Комбинирует разнообразные сюжетные эпизоды в новую связанную последовательность; использует развернутое словесное комментирование игры через события пространство (что –где происходит с персонажами); частично воплощает игровой замысел в продукте (либо словесно –история, либо предметно -макет, сюжетный рисунок) |
Вид маркировки: «нет», «обычно», «иногда»
Предварительный просмотр:
Камнетерапия
Показания для применения игр с камушками:
•трудности в коммуникативных навыках и эмпатии у детей и подростков;
•психокоррекция и психопрофилактика конфликтности, замкнутости, тревожности;
•невротические и эмоциональные расстройства;
•кризисные состояния;
•развитие собственного представления о себе;
•оптимизация психического развития в детском возрасте.
Формы работы с детьми и подростками:
Для детей дошкольного и младшего школьного возраста.
Игра "Разложи камушки"
Цель: развитие воображения, исследовательской деятельности, связной речи и мелкой моторики руки, снятие тревожность, агрессивности и страхов, расслабление.
Необходимое время: 20- 30 минут.
Материалы: гладкие булыжники и морские камушки разных размеров и цветов, пластиковые бутылочки с разными горлышками от минеральной воды, йогуртов, кефиров, пенок-шампуней.
Процедура: Каждый ребенок получает горстку камушков. Упражнение может сопровождаться приятной мелодией для создания мягкой, расслабленной атмосферы.
Инструкция: Выберите камушки самые красивые с вашей точки зрения. Рассмотрите их и скажите, чем они вам понравились.
Разделите камушки на кучки, какие кучки у вас получились.
Разложите камушки дорожками.
Сделайте так, чтобы одна дорожка была больше другой.
Чтобы дорожки были одинакового размера.
Разложите камушки в следующем порядке:
•один большой, за ним 2 маленьких;
•один серый, три беленьких впереди и т. д.
Разложите камушки в виде известных вам геометрических фигур.
Разложи камушки по бутылочкам.
Создай из камушек свой рисунок (солнце, дом, дерево, забор, кот, человечка и т. д., разложив их на столе.
Нарисуйте на камушках разные картинки акриловыми красками (они не токсичны) или маркерами. Это могут быть любые предметы, игрушки, растения, птицы, животные или сказочные персонажи. С готовыми камушками можно придумать истории.
«Создай каменную картину»
Цель: развитие воображения, связной речи и мелкой моторики руки.
Необходимое время: 20- 30 минут.
Материалы: гладкие булыжники и морские камушки разных размеров и цветов, картон, пластилин, картинки различных животных, краски, кисточки.
Процедура: каждый ребенок получает горстку камушков, картон с вырезанной и приклеенной картинкой животного, рыбы, птицы (или сам вырезает и приклеивает). На картинке размазывается пластилин, в который утапливаются камушки. Упражнение может сопровождаться приятной мелодией для создания мягкой, расслабленной атмосферы.
Инструкция: Выберите понравившуюся вам картинку животного, вырежете ее и приклейте на картон. На картон с помощью пластилина наклейте камушки, выбранные вами, украсив тем самым выбранную картинку. Для младших школьников и старше можно предложить самим придумать картину.
«Волшебный камень»
Цель: развитие воображения, исследовательской деятельности, связной речи и мелкой моторики руки, снятие тревожность и страхов.
Необходимое время: 30-40 минут.
Материалы: гладкие булыжники и морские камушки разных размеров и цветов.
Процедура: каждый ребенок получает горстку камушков. Упражнение может сопровождаться приятной мелодией для создания мягкой, расслабленной атмосферы.
Инструкция: Выбрать камушек и придумать историю этого камушка. Представьте, что камушек ожил и рассказывает историю своей жизни. О чем он может рассказать? Попробуйте придумать историю камушка.
«Балансирующие камни"
Цель: развитие воображения, исследовательской деятельности, связной речи и мелкой моторики руки, снятие тревожность, агрессивности и страхов.
Необходимое время: 20- 30 минут.
Материалы: гладкие булыжники и морские камушки разных размеров и цветов.
Процедура: каждый ребенок получает горстку камушков. Упражнение может сопровождаться приятной мелодией для создания мягкой, расслабленной атмосферы. Это известная китайская игра, в которую умеют играть даже малыши. Задача - выстроить из плоских и гладких камушков настолько высокую башенку, насколько это возможно.
Литература:
1. Копытин А. И., Свистовская Е. Е Арт-терапия детей и подростков. - М. : Когито - Центр, 2007.-198с.
2. Киселева М. Арт-терапия в работе с детьми: Руководство для детских психологов, педагогов, врачей и специалистов, работающих с детьми. -СПб. : Издательство «Речь», 2007.-160с.
Предварительный просмотр:
Клуб общения, как одна из форм взаимодействия с родителями.
Вопросы взаимодействия педагогов с родителями актуальны для всех участников воспитательно-образовательного процесса. Особенно актуальна она для молодых педагогов, пришедших работать в детский сад и не имеющих опыта общения с родителями. С целью решения этой проблемы был разработан социальный проект «Содружество».
Профилактика семейного неблагополучия, создание условия для эффективного взаимодействия сотрудников детского сада с родителями, установление доверительных партнерских отношений, вовлечение семьи в единое образовательное пространство - вот основные задачи, которые помогает решать организация в детском саду клуба общения.
Я, как педагог-психолог, организовала клуб общения для родителей, педагогов и детей. Предварительно провела анкетирование родителей, выяснила их запросы и интересы. Было разработано Положение о клубе общения. И в апреле этого года состоялось первое заседание клуба. В приемных были развешаны приглашения, но пришли на открытие клуба всего 2 родителя. Не смотря на это, заседание было проведено, информация об открытии клуба общения была опубликована в районной газете. Постепенно количество участников увеличилось. Содержательной основой клубных встреч являются семейные традиции. Педагогами было замечено, что охотнее всего родители посещают праздники. Поэтому каждая наша встреча – это маленький праздник. Общение происходит через организацию совместной творческой деятельности в клубе. Встречи проходят 1 раз в месяц. На клубные заседания привлекаются узкие специалисты, специалисты других организаций: музыкальный руководитель, учитель-логопед, инспектор ГИБДД.
Время проведения: 1 час (с 17.00 до 18.00)
После проведения 5-ти встреч, количество желающих посещать клуб общения увеличился. Так в этом учебном году образовалось уже 4 клуба. Чаще всего клубное мероприятие состоит из 2-х частей: 1 – информационная с родителями (30-40 минут) и 2 - практическая, как правило –это совместное занятие с детьми (15-30 минут в зависимости от возраста детей). Занятия с детьми проводятся с акцентированием внимания родителей на развитие тех или иных психических процессов во время занятия. Мы используем различные развивающие, подвижные игры и упражнения. Коллективные творческие занятия способствуют сплочению коллектива родителей, детей и педагогов, дают возможность родителям и детям почувствовать себя активными участниками единого творческого процесса. А педагогам такие занятия дают возможность наблюдать стили общения родителей и детей. Мне, как психологу, это важно для планирования коррекционной работы с семьей. Таким образом, клуб общения способствует решению задачи профилактики семейного неблагополучия.
Иногда мы собираемся без детей, и такая встреча чаще всего проходит в тренинговой форме или в форме круглого стола. Здесь очень важно, чтобы каждый участник смог высказать свое мнение, таким образом получить опыт общения с другими участниками встречи, поделиться своими мыслями, услышать мнения других. Родители учатся преодолевать свои психологические комплексы, укрепляют уверенность в собственных педагогических возможностях.
Конечная цель нашего сотрудничества - создание на каждой группе детского сада своего клуба общения. Как показывает практика, проще написать сценарий и провести клуб именно для определенной группы детей и родителей. Каждая последующая встреча – это результат общего творчества педагогов, родителей и детей. Это то, к чему мы стремимся, к сотрудничеству, к созданию единого воспитательно-образовательного пространства для педагогов, родителей и детей.
Чтобы повысить активность родителей, мы организуем круглые столы с разрешением проблемных ситуаций, устраиваем конкурсы для родителей. После проведения клубного мероприятия размещаем информацию на сайте детского сада и в родительских уголках. В клубах складываются свои традиции и ритуалы. Например, каждая встреча начинается с приветствия друг друга и с озвучиванием ожиданий участников. Завершаются встречи рефлексией, на которой каждому предоставляется возможность высказать свои впечатления и пожелания. Все пожелания мы стараемся учитывать в планировании дальнейших встреч. Ведется журнал посещений и отзывов. Наш проект долгосрочный и находится в стадии реализации, мы продолжаем искать и творить вместе. Пробуем разные варианты проведения клубов. Но уже сейчас ясно, что родители стали более активны, более информированы в вопросах воспитания и развития детей, стали больше интересоваться и обращаться к педагогам за консультацией. Молодые педагоги также стали активными участниками и соавторами встреч. Всем участникам понравилась такая форма сотрудничества, установились доверительные и даже теплые отношения между собой. И самое главное ранее незаметные дети становятся более уверенными в себе и, уже не смущаясь большого количества людей, могут показать свои способности и таланты. Повышается их самооценка. Серьезное отношение к занятиям ребенка приводит к повышению авторитета родителей. Оптимизируются детско-родительские отношения. Многие родители говорят, что дома на игру с ребенком не хватает времени. Клуб предоставляет возможность восполнить пробел в общении с ребенком. Минуты, проведенные вместе, послужат фундаментом доброжелательных отношений в будущем.
В конце учебного года будут подведены первые итоги работы клубов. Надеюсь, что у молодых педагогов появится потребность самим планировать и вести клуб общения в своей группе, а меня будут приглашать на встречи в качестве консультанта по вопросам психологии.
22.12.2013 год
Педагог-психолог: Русских В.И.
Предварительный просмотр:
Семинар-тренинг «Профилактика синдрома эмоционального сгорания у педагогов»
Цель: снятие эмоционального напряжения, развитие таких профессионально-важных качеств, как ответственное отношение к своему эмоциональному состоянию, осознание проблем и ресурсов , умение понимать и чувствовать другого человека ,позитивные жизненные установки.
Ход тренинга
- Разминка (5 минут)
Цель: раскрепощение участников, сплочение группы
Упражнение «Печатная машинка»
Каждому участнику дается карточка с буквой. --- представьте , что вы- печатная машинка, вам необходимо «напечатать» фразу:
«Мы отличные педагоги!»
2.Теоретическая часть (10-15 минут)
Синдром эмоционального выгорания – самая опасная болезнь для работающих с людьми в сфере общения. Следить за своим эмоциональным здоровьем – долг каждого профессионала, т.к. в результате эмоциональных вспышек страдают наши клиенты, которые ждут от педагогов, прежде всего доброжелательного отношения.
В Конвенции ООН о правах ребенка говорится, что ребенок имеет право на первенство в получении поддержки и помощи, воспитываться в духе взаимопонимания, терпимости, дружбы. Дети, имеющие физические недостатки, умственную отсталость или социальные трудности имеют право на особую защиту и внимание.
Наряду с эмоциональным выгоранием происходит профессиональное выгорание. Профессиональное выгорание – синдром, развивающийся на фоне хронического стресса и ведущий к истощению эмоционально-энергетических и личностных резервов работающего человека. Оно возникает в результате внутреннего накапливания отрицательных эмоций без соответствующей «разрядки» или «освобождения» от них.
Основная причина стресса на работе - несоответствие между требованиями, предъявляемыми работнику, и его реальными возможностями.
Часто синдром вызывается тотальным контролем администрации с постоянной критикой, в результате которого возникает чувство бесполезности своей деятельности. Отсутствие вознаграждения может привести к апатии, снижению эмоциональной вовлеченности в дела коллектива, чувства несправедливости, к выгоранию.
Синдром профессионального выгорания проходит в 3 стадии, которые приводят к профессиональной непригодности:
1-скучно и пусто на душе, мало положительных эмоций, состояние тревожности, неудовлетворенности
2- возникают конфликты с клиентами, чувство пренебрежения к ним
3-равнодушие ко всему, холод в душе.
Социально-психологические симптомы выгорания:
-безразличие, скука, депрессия;
-повышенная раздражительность на незначительные мелкие события;
-немотивированные вспышки гнева, уход в себя, отказ от общения;
-постоянное переживание негативных эмоций (обида, вина, стыд, подозрительность, скованность);
-повышенная тревожность (ощущение «что-то не так»);
-общая негативная установка на профессиональные и жизненные перспективы («как ни старайся, все равно ничего не получится»
Поведенческие симптомы выгорания:
-жалобы, что работа становится все тяжелее и тяжелее, а выполнять ее все труднее и труднее;
-постоянно берет работу домой, а дома ее не делает;
-руководитель затрудняется в принятии решений;
-чувство бесполезности, равнодушие к результатам;
- невыполнение важных приоритетных задач и «застревание» на мелких деталях;
-дистанционированность от сотрудников и клиентов;
-злоупотребление алкоголем, применение наркотических средств, увеличение количества выкуренных сигарет
Психофизические симптомы выгорания:
-чувство постоянной усталости даже по утрам;
-ощущение эмоционального и физического истощения;
-отсутствие реакции любопытства на фактор новизны;
-слабость, снижение активности;
- частые беспричинные головные боли, расстройства желудочно-кишечного тракта;
-заторможенное, сонливое состояние, желание спать в течении всего дня; -одышка при физической или эмоциональной нагрузке.
- Практическая часть
Правила работы в группе:
-искренность, открытость
-уважение к говорящему человеку
-конфиденциальность
-добровольность участия
Упражнение «Закончи предложения» (5-7 минут)
Цель: осознание проблем
Закончить 17 предложений фразами, которые первыми пришли в голову (не думая) за 5 минут:
*Когда я думаю о работе…
*Когда я готовлюсь к выступлению перед публикой…
*Когда я прихожу домой после работы…
*Когда я волнуюсь…
*Когда я иду на работу…
*Когда я разговариваю с родителями…
*Когда приходят родители…
*Когда на занятие приходит директор или методист…
*Когда я провожу родительское собрание…
*Когда мой рабочий день кончается…
*Работа с детьми …
*Моя работа…
*Мое здоровье…
*Когда я разговариваю с начальником…
*Люди , с которыми я работаю…
*Неприятности на работе…
*Успехи на работе…
Вывод: у всех педагогов проблемы похожи
Упражнение «Мои ресурсы» (5 минут)
Цель : осознание своих ресурсов и опасностей
Заполнить таблицу на ватмане (для руководителей отдельно):
Что меня радует в работе | Что огорчает в работе |
Это мои ресурсы | На этом я могу сгореть |
Упражнения на развитие навыков саморегуляции и оптимизации самооценки (1 час)
1.Самодиагностика «Круг» (5-10 минут)
И так первый шаг к оптимизации своего эмоционального здоровья мы сделали – осознали свои проблемы и ресурсы.
Человек чувствует себя счастливым, когда находится в гармонии с собой и окружающим миром. Предлагаю вам провести самодиагностику всех сфер вашей жизни, и понять в какой из них нужно поработать, чтобы почувствовать себя в полной гармонии.
В центре круга нарисуйте свое настроение, с которым вы идете к гармонии с собой и миром.
От центра расходятся лучи к разным сферам жизни. Ваша задача оценить каждую сферу и на каждом луче обозначить точку. Потом соединить все точки и посмотреть результат. В той сфере, где образовалась вогнутость , необходимо поработать. Если соединенные точки образовали круг значит, вы находитесь в полной гармонии с миром и собой.
2. Сегодня мы с вами будем укреплять эмоциональную сферу. Для начала вспомним те средства, которыми мы пользуемся в повседневной жизни для поддержания эмоционального фона, что помогает нам снимать напряжение. Перечислите те занятия, от которых вы получаете удовольствие (записываю на ватмане): (5-7 минут)
-пение
-танцы
-физические упражнения, массаж
-секс
-вкусная еда
-прогулка на свежем воздухе
-общение с друзьями
-посещение театра
-плавание, купание, сауна, баня
-рисование
-чтение
-слушание музыки, пение птиц
-общение с животными, природа (созерцание воды, огня, цветов)
-сон, дыхание
-слезы
Предлагаю попробовать несколько упражнений и узнать, как они помогают снимать эмоциональное напряжение
3.Упражнение «Настроение в рисунок» (5 минут)
Правое полушарие у нас отвечает за эмоции и поэтому, когда они зашкаливают полезно взять в левую руку карандаш и перенести свои эмоции на бумагу. Рисуем абстрактные линии. Затем проговариваем свое состояние, называем словами свои эмоции и чувства. Разрываем лист на мелкие кусочки.
- Упражнение «Лист гнева» (5 минут)
- Упражнение «Солнышко» (10-15 минут)
Все встают в круг и передают друг другу солнце, тот , кто получает солнце становится оптимистом.
Я зачитываю ситуацию, а человек, у которого в руках солнышко сморит на ситуацию с позиции оптимиста и находит в ней позитивную сторону.
Ситуации:
- у меня в группе очень подвижный ребенок, который ни минуты ни сидит на месте
-я опоздала на работу и получила замечание от директора
-на улице мороз 40 градусов
-все мои дети (25 человек) пришли в детский сад
-зарплату задерживают на 2 недели
-муж ушел к другой
-устаю на работе
-мой сын грубит мне
-лежу в больнице
-опоздала на автобус
-украли кошелек
-работа не кончается
-подчиненные не слушают моих указаний
6. Упражнение «Зеркало» дает почувствовать внутренний ритм, энергетику другого человека
Разбиться на 2 команды. Встать друг против друга. Правая сторона –зеркало, а левая человек. Человек делает движения перед зеркалом, а вторая сторона отзеркаливает их. (5минут)
7.Упражнение «Молодец» (5-7 минут)
Цель: оптимизация самооценки, снятие напряжения
Участники образуют 2 круга (внутренний и внешний). Встают лицом друг к другу. Участники внутреннего круга говорят напротив стоящему о своих достижениях, а внешний круг говорит фразу: «А это ты молодец-раз!», загибая пальцы, «А это ты молодец-два!»
По хлопку внешний круг делает шаг вправо и все повторяется.
Затем внешний и внутренний круги меняются местами. Каждый должен побыть в роли хвалящего и хвастуна.
8. Упражнение на доверие «Качели» или «Тряпичная кукла» (5-7 минут)Участники образуют круг. В центре человек должен расслабиться, закрыть глаза и почувствовать себя тряпичной куклой, падая на руки окружающим. Устойчиво стоят только ноги. Окружающие покачивают «куклу».
9. Упражнение «Трансформация негативных мыслей в позитивные»
А).Продолжить фразы:
Я должна…
Я не могу…
Я боюсь…
Б) Я предпочитаю..
Я не хочу…
Я хотела бы…
10. Упражнение «Мои новые установки»
Прочитать утверждения так убедительно, чтобы все поверили.
- Рефлексия , памятки
-Что понравилось, показалось интересным или полезным?
- Что было не ново и неинтересно?
Ваши пожелания.
Предварительный просмотр:
Тренинг для молодых педагогов в ДОУ (1 час 30)
«Эмоционально-положительное отношение к детям. Развитие эмпатии»
Цель: развитие профессионально важных качеств, таких как педагогическая рефлексия, эмпатия, позитивные установки по отношению к детям.
Задачи тренинга:
1.Формировать позитивное отношение к детям .
2.Актуализировать знания педагогов о педагогической рефлексии.
3. Развивать эмпатию к детям.
4.Знакомить педагогов с эффективными способами саморегуляции.
1.Разминка
Для того, чтобы понимать другого человека необходимо хорошо знать самого себя. Для того, чтобы понимать ребенка, необходимо помнить себя в детском возрасте.
Упражнение - самодиагностика «Я в детстве » -10 мин.
Цель: определить степень отношения к себе в детстве (+ или -), поиск положительных качеств в детях
Нарисовать в центре листа солнце, на лучах которого написать качества, характеризующие вас в детстве. Положительные качества выделите красным карандашом, отрицательные –синим.
Анализ рисунков: большое ко-во лучей – ясное представление о себе, преобладание положительных качеств-позитивное восприятие себя.
А как мы воспринимаем себя сейчас? Способность педагога анализировать свою воспитательную деятельность и прогнозировать результаты влияния на ребенка называется-рефлексия. Рефлексирующий педагогог –это думающий, анализирующий, исследующий свой опыт педагог. Рефлексия-основной путь получения новых знаний. Знания о самом себе не приходят к человеку извне, а только через себя, через постоянную рефлексию того, что с тобой происходит.
2. Педагогическая рефлексия
Проективное рисование «Я-педагог» -10 мин.
Изобразить себя в своей профессии.
Вопросы для обсуждения рисунков:
-Что вы можете сказать о личностных особенностях нарисованного человека?
- Какими профессиональными достоинствами он обладает?
-Что бы вы пожелали изменить в себе этому человеку? (профессиональные, личностные качества)
Упражнение «Карусель» -25 минут
Цель: формирование навыков быстрого реагирования при вступлении в контакты, развитие эмпатии и коммуникативной рефлексии
Задание: Легко войти в контакт, поддержать разговор и проститься. В упражнении осуществляется серия встреч с разными людьми
Участники образуют два круга: внутренний –неподвижный, внешний –подвижный (по принципу карусели)
Ситуации встреч:
- Перед вами человек, которого вы хорошо знаете, но довольно долго не видели. Вы рады этой встрече…
- Перед вами незнакомый человек –родитель нового ребенка. Женщина чем-то озабочена, хочет, но не решается что-то спросить. Познакомьтесь с ней…
- Перед вами маленький ребенок, он первый раз пришел в детский сад и не решается зайти в группу. На глазах появляются слезы. Улыбнитесь ему, познакомьте с другими детьми…
- После длительной разлуки вы встречаете любимого, вы очень рады встрече…
- Перед вами ребенок, не желающий есть. Он сердито сдвинул брови и отодвинул тарелку. А вчера его мама жаловалась на то, что ребенок приходит из садика голодный. Вам надо его накормить…
Рефлексия упражнения: (5 мин.)
- Какая встреча была самая трудная? Почему?
- Легко ли было вступить в контакт с незнакомым человеком?
- Какие чувства испытывает ребенок, знакомясь с новым человеком , с новой обстановкой?
-Что помогло быстро установить контакт?
Приемы установления контакта
Основа отношения человека к нам закладывается в первые 15 секунд! Поэтому важно владеть приемами установления контакта. Чтобы расположить к себе собеседника нужно уметь пользоваться такими приемами:
1.Улыбка и внимательный доброжелательный взгляд
2.Короткая дистанция (50-1,5 метра)
3.Открытые жесты
4.Называть собеседника по имени
5.Комплимент (лучше косвенный – похвалить не самого человека, а то, что ему дорого: матери-ребенка, ребенку-игрушка, рисунок)
Упражнение «Недетские запреты»
Педагогам раздаются бумага и карандаш.Написать перечень запретов, адресованных ребенку.
В центр садится один участник. Все остальные зачитывают запреты (что нельзя делать). Ведущий завязывает лентой ту часть тела, которой касается запрет.(«Не кричи»-рот, «Не бегай»-ноги и т.д.)Сидящему предлагается встать. Каждый участник снимает свой запрет, заменяя его на то что можно делать.(«Не кричи»-говори спокойно).Суть запрета не меняется, меняется форма.
Рефлексия участника, игравшего ребенка:
-Что Вы чувствовали, когда взрослые ограничивали вашу свободу?
-Какие чувства вы испытали, когда вам предложили встать?
-Что хотелось развязать в первую очередь?
-Что вы чувствуете сейчас?
Рефлексия участников- взрослых:
-Что вы чувствовали, когда видели обездвиженного ребенка?
-Что вам хотелось сделать?
-Легко ли найти слова, позволяющие переформулировать запрет?
-Какие чувства вы испытываете сейчас?
3. Релаксация Осознать и осмыслить свой внутренний мир нам помогает релаксация.
Она помогает освободиться от нервного напряжения или наоборот внутренне собраться, сосредоточиться.
Игра-фантазия «Звезда» под музыку -5 мин.
Цель: релаксация, закрепление положительных эмоций.
- Сядьте поудобнее и закройте глаза. Сделайте глубокий брюшной вдох через нос и медленный выдох через рот – сделайте это 3 раза.
Теперь представьте себе, что у вас над головой светит чудесная золотая звезда. Эта ваша звезда. Она светит вам и заботится о том, чтобы вы были счастливы.
Представьте, что вы с ног до головы озарены светом этой звезды, светом любви и радости. Теперь приложите руку сначала к сердцу, потом к горлу и ко лбу. Почувствуйте, как золотой свет особенно ярко сияет именно в этих местах.
Представьте себе, что вы, как и ваша звезда испускаете во все стороны лучи ясного теплого света и этот свет идет ко всем коллегам, находящимся в этом зале … Подумайте обо всех, кто находится в этом зале и пошлите всем немного света.
Теперь пошлите света людям, которых здесь нет: плачущему ребенку, дерущимся мальчикам, своим домашним, друзьям, вашим спящим воспитанникам, их родителям…
Теперь прислушайтесь к самим себе: ощущаете ли вы какие то сильные чувства, которые мы посылаем друг другу? ….(10 сек)
Сохраните в памяти эти чувства и обращайтесь к ним, когда вы устали и вам нужны свежие силы.
А сейчас мысленно попрощайтесь со звездой и можете открыть глаза.
4.Рефлексия занятия: каждый по кругу говорит о своих впечатлениях, что было для вас интересным, полезным, ваши пожелания и предложения. (анкета)
АНКЕТА «Продолжи предложение»
-Во время тренинга я поняла….
-Самым полезным для меня было…
-На тренинге мне понравилось…
-От работы в тренинге я приобрела…
-Я хотела бы сказать психологу…
АНКЕТА «Продолжи предложение»
-Во время тренинга я поняла….
-Самым полезным для меня было…
-На тренинге мне понравилось…
-От работы в тренинге я приобрела…
-Я хотела бы сказать психологу…
АНКЕТА «Продолжи предложение»
-Во время тренинга я поняла….
-Самым полезным для меня было…
-На тренинге мне понравилось…
-От работы в тренинге я приобрела…
-Я хотела бы сказать психологу…
АНКЕТА «Продолжи предложение»
-Во время тренинга я поняла….
-Самым полезным для меня было…
-На тренинге мне понравилось…
-От работы в тренинге я приобрела…
-Я хотела бы сказать психологу…
,,,,,,
Предварительный просмотр:
Тренинг для педагогов «Развитие партнерских отношений с детьми»
Цель тренинга: развитие профессионально важных качеств, как педагогическая рефлексия, эмпатия, позитивные установки по отношению к детям.
Задачи тренинга:
1. Выработать позитивное отношение к ребенку.
2. Развитие коммуникативных средств общения с ребенком.
3. Выработать эмоциональное принятие дошкольников.
4. Формирование способов эффективной саморегуляции.
5. Развитие умения общаться с коллегами по работе и с заведующей учреждения, воспитанниками и их родителями, а также с членами своей семьи.
- Метафора общения.
Один человек заблудился в лесу, и хотя он направлялся по нескольким тропинкам, каждый раз надеясь, что они выведут его из леса, все они приводили его обратно в то же место, откуда он начинал.
Еще оставалось несколько тропинок, по которым можно было попробовать пойти, и человек, усталый и голодный, присел, чтобы обдумать, какую из тропинок теперь выбрать. Когда он размышлял над своим решением, он увидел, как к нему идет другой путешественник. Он крикнул ему: «Вы можете мне помочь? Я заблудился». Тот вздохнул с облегчением: «Я тоже заблудился». Когда они рассказали друг другу о том, что с ними случилось, им стало ясно, что они уже прошли по многим тропинкам. Они могли помочь друг другу избежать неверных тропинок, которыми кто-то из них уже прошел. Скоро они смеялись над своими злоключениями и, забыв об усталости и голоде, вместе шли по лесу.
Ведущий: Жизнь похожа на лес; иногда мы теряемся и не знаем, что делать, но если мы будем делиться своими переживаниями и опытом, путешествие станет не таким уж плохим и мы будем иногда находить лучшие тропинки, лучшие пути.
- Упражнение «Комплименты»
Ведущий: Умение увидеть сильные стороны, положительные качества у любого человека и, главное, найти нужные слова, чтобы сказать ему об этом, - вот что необходимо для приятного и продуктивного общения.
Давайте попробуем проверить, насколько мы доброжелательны друг к другу, умеем видеть хорошее в другом и говорить об этом".
Для этого участники садятся в большой круг, каждый должен внимательно посмотреть на партнера, сидящего слева, и подумать о том, какая черта характера, какая привычка этого человека ему нравится и он хочет сказать об этом, т.е. сделать комплимент.
Начинает любой из членов группы, который готов сказать приятные слова своему партнеру, сидящему слева от него. Во время высказывания все остальные участники должны внимательно слушать выступающего.
Тот участник, которому сделан комплимент, должен, как минимум, поблагодарить, а затем, установив контакт с партнером, сидящим слева от него, сделать свой комплимент и т.д. по кругу, до тех пор, пока все участники тренинга не сделают комплимент партнеру.
Ведущий: Что было легче: делать комплимент или отвечать на него?
3.Упражнение «Мой самый трудный ребенок»
Цель упражнения: развитие у воспитателей эмоционально- положительного отношения к детям, обмен опытом между ними на предмет общения с трудным ребенком.
Участники группы по очереди рассказывают о своем трудном ребенке: как он выглядит, как ведет себя в группе, какие сложные ситуации с ним возникали и. т. п. Воспитатели описывают, как они взаимодействуют с такими детьми. Группа помогает найти более эффективные способы воздействия, привлекая в обсуждение свой практический опыт. При анализе ситуаций, взятых из реального опыта воспитателей, психолог направляет их внимание на поиск таких способов общения с учениками, с помощью которых можно получить положительный педагогический результат.
Ситуация: «Ребенок сопротивляется, нарушает правила поведения в группе, на прогулке. Бегает, бросает игрушки, отказывается складывать их на место, убегает на соседний участок и т.п.»
1)Как вы думаете, в чем может быть причина непослушания? (ему трудно организовать себя, нуждается в моральной поддержке, испытывает отрицательные переживания по поводу ваших взаимоотношений «Я бы давно убрал игрушки, но тогда она победит меня»)
2)выработать правила общения (алгоритм ):
*дружелюбный тон (руководящие указания нужны, но не в совместных занятиях с ребенком)
*ВМЕСТЕ - значит НА РАВНЫХ
*организовать ребенка помогают внешние средства (картинки, записки, схемы)
При обсуждении «Что нужно делать» , группа приходит к выводу, что ни в коем случае воспитатель не должна переходить на крик, разговаривать как можно более спокойным голосом. При этом не столько важны сами слова, обращенные к ребенку, сколько интонация, с которой они произнесены. Так же при решении конфликта существенную роль играет личность воспитателя и сложившееся у ребенка мнение о ней.
Три группы воспитателей проходят к столам. Каждому одевается на голову «корона» с надписью: «Улыбайся мне», «Будь пасмурным»,«Корчи мне гримасы», «Разговаривай со мной так, будто мне 5 лет», «Одобряй меня»,
«Говори, что я ничего не умею», «Жалей меня», «Высказывай недовольство»
так, чтобы участники не видели, что на ней написано. После этого каждой группе дается задача нарисовать несуществующее животное, но обращаться во время работы к участниками своей группы нужно так, как написано на его «короне».
Через 2 минуты все, не снимая «короны», отвечают на вопрос:
- Понравилось ли вам, когда с вами общались таким образом? Опишите свои чувства.
После того, как все желающие высказались, предлагаю снять «короны» и выйти со своих ролей.
Задача для обсуждения. Чем в реальной жизни могут быть «короны»?
- Как влияет наличие подобных ярлыков на общение?
- Как часто мы встречаемся с ситуациями навешивания ярлыков?
- Как ребенок реагирует на ярлык?
- Легко ли избавиться ярлыка? Как это сделать?
- Обсуждение нарисованных картин.
5.Релаксация «Звезда»
Осознать и осмыслить свой внутренний мир нам помогает релаксация.
Она помогает освободиться от нервного напряжения или наоборот внутренне собраться, сосредоточиться.
Игра-фантазия «Звезда» под музыку -5 мин.
Цель: релаксация, закрепление положительных эмоций.
- Сядьте поудобнее и закройте глаза. Сделайте глубокий брюшной вдох через нос и медленный выдох через рот – сделайте это 3 раза.
Теперь представьте себе, что у вас над головой светит чудесная золотая звезда. Эта ваша звезда. Она светит вам и заботится о том, чтобы вы были счастливы.
Представьте, что вы с ног до головы озарены светом этой звезды, светом любви и радости. Теперь приложите руку сначала к сердцу, потом к горлу и ко лбу. Почувствуйте, как золотой свет особенно ярко сияет именно в этих местах.
Представьте себе, что вы, как и ваша звезда испускаете во все стороны лучи ясного теплого света и этот свет идет ко всем коллегам, находящимся в этом зале … Подумайте обо всех, кто находится в этом зале и пошлите всем немного света.
Теперь пошлите света людям, которых здесь нет: плачущему ребенку, дерущимся мальчикам, своим домашним, друзьям, вашим спящим воспитанникам, их родителям…
Теперь прислушайтесь к самим себе: ощущаете ли вы какие то сильные чувства, которые мы посылаем друг другу? ….(10 сек)
Сохраните в памяти эти чувства и обращайтесь к ним, когда вы устали и вам нужны свежие силы.
А сейчас мысленно попрощайтесь со звездой и можете открыть глаза.
6.Рефлексия
Продолжи предложения:
-Во время тренинга я поняла….
-Самым полезным для меня было…
-На тренинге мне понравилось…
-От работы в тренинге я приобрела…
-Быть на равных с ребенком значит быть…
-Во время тренинга я поняла….
-Самым полезным для меня было…
-На тренинге мне понравилось…
-От работы в тренинге я приобрела…
-Быть на равных с ребенком значит быть…
-Во время тренинга я поняла….
-Самым полезным для меня было…
-На тренинге мне понравилось…
-От работы в тренинге я приобрела…
-Быть на равных с ребенком значит быть…
-Во время тренинга я поняла….
-Самым полезным для меня было…
-На тренинге мне понравилось…
-От работы в тренинге я приобрела…
-Быть на равных с ребенком значит быть…
-Во время тренинга я поняла….
-Самым полезным для меня было…
-На тренинге мне понравилось…
-От работы в тренинге я приобрела…
-Быть на равных с ребенком значит быть…
-Во время тренинга я поняла….
-Самым полезным для меня было…
-На тренинге мне понравилось…
-От работы в тренинге я приобрела…
-Быть на равных с ребенком значит быть…
-Во время тренинга я поняла….
-Самым полезным для меня было…
-На тренинге мне понравилось…
-От работы в тренинге я приобрела…
-Быть на равных с ребенком значит быть…
-Во время тренинга я поняла….
-Самым полезным для меня было…
-На тренинге мне понравилось…
-От работы в тренинге я приобрела…
-Быть на равных с ребенком значит быть…
-Во время тренинга я поняла….
-Самым полезным для меня было…
-На тренинге мне понравилось…
-От работы в тренинге я приобрела…
-Быть на равных с ребенком значит быть…
-Во время тренинга я поняла….
-Самым полезным для меня было…
-На тренинге мне понравилось…
-От работы в тренинге я приобрела…
-Быть на равных с ребенком значит быть…
-Во время тренинга я поняла….
-Самым полезным для меня было…
-На тренинге мне понравилось…
-От работы в тренинге я приобрела…
-Быть на равных с ребенком значит быть…
-Во время тренинга я поняла….
-Самым полезным для меня было…
-На тренинге мне понравилось…
-От работы в тренинге я приобрела…
-Быть на равных с ребенком значит быть…
-Во время тренинга я поняла….
-Самым полезным для меня было…
-На тренинге мне понравилось…
-От работы в тренинге я приобрела…
-Быть на равных с ребенком значит быть…
-Во время тренинга я поняла….
-Самым полезным для меня было…
-На тренинге мне понравилось…
-От работы в тренинге я приобрела…
-Быть на равных с ребенком значит быть…
-Во время тренинга я поняла….
-Самым полезным для меня было…
-На тренинге мне понравилось…
-От работы в тренинге я приобрела…
-Быть на равных с ребенком значит быть…
Предварительный просмотр:
Игры в адаптационный период с детьми 2 – 3 лет.
Основная задача игр в этот период – формирование эмоционального контакта, доверия детей к воспитателю. Ребёнок должен увидеть в воспитателе доброго, всегда готового прийти на помощь. Эмоциональное общение возникает на основе совместных действий, сопровождаемых улыбкой, ласковой интонацией, проявлением заботы к каждому малышу.
Первые игры должны быть фронтальными, чтобы ни один ребёнок не чувствовал себя обделённым вниманием. Инициатором игр всегда выступает взрослый. Игры выбираются с учётом игровых возможностей детей, места проведения и т. д.
Догонялки
(проводится с двумя – тремя детьми)
Ход игры. Кукла знакомая детям по игре «Хоровод с куклой», говорит, что хочет поиграть в догонялки. Воспитатель побуждает детей убегать от куклы, прятаться за ширму, кукла их догоняет, ищет, радуется, что нашла, обнимает: «Вот мои ребятки»
Вариант: игра проводится с мишкой.
Солнечные зайчики
Материал. Маленькое зеркальце.
Ход игры. Воспитатель зеркалом пускает солнечных зайчиков и говорит при этом:
Солнечные зайчики
Играют на стене.
Помани их пальчиком,
Пусть бегут к тебе!
По сигналу «Лови зайчика!» дети пытаются его поймать.
Игру можно повторить 2-3 раза.
Игра с собачкой
Материал. Игрушечная собачка.
Ход игры. Воспитатель держит в руках собачку и говорит:
Гав – гав! Кто там?
Это песик в гости к нам.
Я собачку ставлю на пол.
Дай, собачка, Пете лапу!
Затем подходит с собачкой к ребенку, имя которого названо, предлагает взять ее за лапу, покормить. Приносят миску с воображаемой едой, собачка «ест суп», «лает», говорит ребенку «спасибо!»
При повторении игры воспитатель называет имя другого ребенка.
Собирание «сокровищ»
Материал. Корзина.
Ход игры. На прогулке воспитатель собирает вместе с ребенком «сокровища» (камешки, стручки, веточки, листья, раковины) и складывает их в корзину. Выясняет, какие «сокровища» вызывают у малыша наибольший интерес (это подскажет дальнейшие пути общения). Затем называет какое-либо «сокровище» и просит достать его из корзины.
Делаем коллаж
Материал. Обрезки цветной бумаги, поздравительные открытки, веревочки, кусочки пенопласта, пряжки и т. п.
Ход игры. Воспитатель расстилает на столе большой лист плотной бумаги или картона. Кисточкой промазывает клеем с одной стороны кусочек пенопласта (открытку и т. д.) и предлагает ребенку, чтобы он наклеил его на бумагу. Разрешает малышу самому выбирать предметы, которые ему хотелось бы наклеить. Внимательно понаблюдав за действиями взрослого, ребенок сумеет сам намазывать клей. Завершенный коллаж можно повесить на видном месте, чтобы все могли им любоваться
Игра способствует развитию творческих навыков.
Ловись, рыбка
Материал. Картонная коробка, металлические пробки от бутылок («рыбки»), магнит, палочка и веревка (для удочки).
Ход игры. В картонную коробку помещают несколько металлических пробок от бутылок, желательно разного цвета. К одному концу веревки (или тесемки) привязывают палочку, а к другому – брусок магнита. Воспитатель показывает ребенку, как выуживать «рыбок» из коробки, притягивая металлические пробки магнитом. Если пробки разного цвета, то малышу можно предложить вытянуть, например, красную рыбу.
После того как будут извлечены все пробки, взрослый считает их («Вот сколько рыб мы поймали!»), и игра начинается сначала.
Игра способствует развитию согласованности движений.
В особом внимании и индивидуальном подходе нуждаются робкие, застенчивые дети, чувствующие себя дискомфортно в группе. Облегчить их душевное состояние, поднять настроение можно «пальчиковыми» играми. Кроме того, эти игры обучают согласованности и координации движений.
Кто в кулачке?
Ход игры. Воспитатель раскрывает кисти рук и шевелит пальцами. Затем плотно сжимает кулаки таким образом, чтобы большие пальцы оказались внутри. Показывает ребенку несколько раз, как это сделать, и просит его повторить. Возможно, придется помочь ему убрать большой палец в кулак.
Читает стишок и вместе с ребенком выполняет движения.
Кто залез ко мне в кулачок?
Это, может быть, сверчок? (Сжать пальцы в кулак.)
Ну-ка, ну-ка, вылезай!
Это пальчик? Ай-ай-ай! ( Выставить вперед большой палец.)
Игра с кистями рук
Ход игры. (Выполняя движения, воспитатель просит ребенка повторять их.) Взрослый опускает пальцы вниз и шевелит ими – это «струи дождя». Складывает пальцы каждой руки колечком и прикладывает к глазам, изображая бинокль. Рисует пальцем – «кисточкой» кружки на щеках ребенка, проводит сверху вниз линию по его носу и делает пятнышко на подбородке.
Стучит кулаком о кулак, хлопает в ладоши. Чередуя такие действия, воспитатель создает определенную последовательность звуков, например: стук – хлоп, стук – стук – хлоп, стук – хлоп – хлоп и т. п.
Приведенные ниже игры не только ободрят робкого и развеселят плачущего, но и успокоят слишком расшалившегося, переключат внимание и помогут расслабиться, агрессивному ребенку.
Покатаемся на лошадке
Материал. Лошадка – качалка (если лошадки нет, можно посадить ребенка на колени).
Ход игры. Воспитатель сажает ребенка на лошадку – качалку и говорит: «Маша едет на лошадке, (произносит тихим голосом) нно – нно». Ребенок повторяет тихо: «Нно – нно». Взрослый: «Чтобы лошадка бежала быстрее, громко скажи ей: «Нно – нно, беги, лошадка!» (Сильнее раскачивая ребенка.) Малыш повторяет фразу вместе с воспитателем, затем самостоятельно. Взрослый добивается, чтобы ребенок произносил звук «н» протяжно, а все звукосочетание – громко и четко.
Игра развивает речевую активность.
Дуть во что-нибудь и на что-нибудь
Ход игры. Воспитатель дует на маленький воздушный шарик через соломинку, заставляя его перемещаться по комнате. Дует на все пальцы, затем на каждый отдельно. Сдувает листочек с ладони ребенка. Дует на цветок или травинку. Ребенок повторяет действия взрослого.
Подуй на шарик, подуй на вертушку, подуй в рожок
Материал. Воздушный шарик, вертушка, рожок.
Ход игры. На уровне лица ребенка подвешивается воздушный шарик, а перед ним на стол кладут вертушку и рожок. Воспитатель показывает, как надо дуть на воздушный шарик, чтобы он высоко взлетал, и предлагает ребенку повторить действие. Затем взрослый дует на вертушку, чтобы она завертелась, дудит в рожок, ребенок повторяет.
Игра способствует развитию речевого аппарата.
Книжка – угадайка
Материал. Записная книжка с проволочной спиралью.
Ход игры. Наклеивают в записной книжке через страницу (на правой стороне) картинки с изображением известных ребенку предметов. Каждую страницу без картинок разрезают на несколько горизонтальных полосок, начиная с левого края. Рассматривая книжку вместе с малышом, воспитатель постепенно отворачивает полоску за полоской. Ребенок старается догадаться, что изображено на картинке.
Игра развивает воображение и логическое мышление.
Забава с увеличительным стеклом
Материал. Увеличительное стекло (предпочтительно пластмассовое).
Ход игры. На прогулке воспитатель дает ребенку травинку. Показывает, как смотреть на нее через лупу. Предлагает ребенку посмотреть через увеличительное стекло на пальцы и ногти – это обычно зачаровывает малыша. Прогуливаясь по участку, можно исследовать цветок или кору дерева, рассмотреть кусочек земли: нет ли там насекомых и т.д.
Игра развивает наблюдательность
Прогулки по очертаниям разных фигур
Материал. Широкая плотная лента (тесьма).
Ход игры. С помощью ленты на полу изображают круги, квадраты, треугольники и т. д. Воспитатель показывает ребенку, как идти по ленте (начинают с круга). Взрослый берет малыша за руку, идет вместе с ним и поет на любой мотив: «Мы идем по кругу, тра-ля-ля, тра-ля-ля. Мы идем по кругу, тра-ля-ля, тра-ля-ля». Так проходят все фигуры. Затем воспитатель пробует вместе с ребенком пройти по ним пятясь назад, боком , на цыпочках, перепрыгивая через фигуру и т. д.
Игра способствует развитию представлений о предметах.
Вместе с мишкой
Материал. Игрушечный медвежонок.
Ход игры. Воспитатель беседует «на равных» с мишкой и ребенком, например: «Катя, тебе нравится пить из чашки?», «Миша нравится тебе пить из чашки?» Делает вид, что поит мишку чаем. Затем проделывает с мишкой другие манипуляции.
Такие действия формируют у ребенка навыки сюжетной игры.
Чертим разные фигуры
Материал. Принадлежности для рисования (бумага, мягкие цветные карандаши).
Ход игры. Воспитатель садится с ребенком за стол или на пол. Рисует на бумаге круг. Затем дает ребенку карандаш и водит его рукой с карандашом по бумаге, стараясь нарисовать круг. Говорит ему, когда закончит: «Какая хорошая получилась картинка». Таким же образом помогает малышу нарисовать другие фигуры, проводить зигзагообразные линии, и каждый раз повторяет: «Какая хорошая получилась картинка». Затем предлагает ребенку действовать карандашом самостоятельно.
Каждый раз, начиная игру, воспитатель берет карандаш другого цвета – это поможет ребенку научиться различать цвета.
Подобные игры способствуют развитию творческих навыков.
Игра с куклой
Материал. Кукла.
Ход игры. Дайте ребенку его любимую куклу (или мягкую игрушку), попросите показать, где у куклы голова, уши, ноги, живот и т. д. Предложите причесать ее, умыть, накормить и т. д.
Собираем игрушки
Пригласите ребенка помочь вам собрать разбросанные игрушки, в которые он играл. Сядьте рядом с малышом, дайте в руку игрушку и вместе с ним положите ее в коробку. Затем дайте другую игрушку и попросите самостоятельно положить ее в коробку. Пока вы складываете игрушки, напевайте что-нибудь вроде: «Мы игрушки собираем, мы игрушки собираем! Тра-ля-ля, тра-ля-ля, их на место убираем».
Дети двух – трехлетнего возраста еще не испытывают потребности в общении со сверстниками. Они могут с интересом наблюдать друг за другом, прыгать, взявшись за руки, и при этом оставаться совершенно равнодушными к состоянию и настроению другого ребенка. Взрослый должен научить их общаться, и основы такого общения закладываются именно в адаптационный период.
Передай колокольчик
Материал. Колокольчик.
Ход игры. Дети сидят на стульях полукругом. В центре стоит воспитатель с колокольчиком в руках. Он звонит в колокольчик и говорит: «Тот, кого я позову, будет звонить в колокольчик. Таня, иди, возьми колокольчик». Девочка становится на место взрослого, звонит в колокольчик и приглашает другого ребенка, называя его по имени (или показывая рукой).
Зайка
Ход игры. Дети, взявшись за руки, вместе с воспитателем ходят по кругу. Один ребенок – «зайка» - сидит в кругу на стуле («спит»). Педагог поет песенку:
Зайка, зайка, что с тобой?
Ты сидишь совсем больной.
Ты не хочешь поиграть,
С нами вместе поплясать.
Зайка, зайка, попляши
И другого отыщи.
После этих слов дети останавливаются и хлопают в ладоши. «Зайка» встает и выбирает ребенка, называя его по имени, а сам встает в круг. Игра повторяется.
Позови
Материал. Мяч.
Ход игры. Дети сидят на стульях. Воспитатель рассматривает вместе с ними новый яркий мяч. Вызывает одного ребенка и предлагает поиграть – покатать мяч друг другу. Затем говорит: «Я играла с Колей. Коля, с кем ты хочешь поиграть? Позови». Мальчик зовет: «Вова, иди играть». После игры Коля садится на место, а Вова зовет следующего ребенка.
Сгладить адаптационный период помогут физические упражнения и игры, которые можно проводить по несколько раз в день. Также следует создавать условия для самостоятельных упражнений: предлагать малышам каталки, машинки мячи.
Мяч в кругу
Ход игры. Дети (8 – 10 человек) садятся на пол в круг и прокатывают мяч друг другу. Воспитатель показывает, как отталкивать мяч двумя руками, чтобы он катился в нужном направлении.
Все дальше и выше
Материал. Яркий мяч.
Ход игры. Ребенок сидит. Воспитатель, стоя на некотором расстоянии, бросает ему мяч и приговаривает: «Бросим дальше, бросим выше». Малыш ловит мяч.
Упражнение повторяется с другим ребенком.
Бегом к дереву
Ход игры. В двух – трех местах участка – к дереву, к двери, к скамейке – привязаны цветные ленты. Воспитатель говорит ребенку: «Я хочу побежать к дереву». Берет его за руку и бежит вместе с ним. Затем бежит с ребенком в другое, отмеченное лентой место, всякий раз объясняя, что собирается делать.
После этого взрослый предлагает малышу самостоятельно побежать к дереву, к двери и т. д. Хвалит ребенка, когда он достигает места назначения.
Еле – еле, еле – еле
Ход игры. Дети вместе с взрослыми бегут по кругу, держась за руки. Воспитатель говорит или поет:
Еле – еле, еле – еле
Завертелись карусели,
А потом, а потом
Все бегом, бегом, бегом!
Тише, тише, не бегите,
Карусель остановите.
Раз и два, раз и два,
Вот и кончилась игра!
В соответствии со словами песенки дети бегут по кругу все быстрее и быстрее, затем медленнее и останавливаются.
Мы топаем ногами
Ход игры. Играющие становятся в круг на таком расстоянии друг от друга, чтобы при движении не задевать соседей. Воспитатель вместе с детьми произносит текст медленно, с расстановкой, давая им возможность сделать то, о чем говорится в стихотворении:
Мы топаем ногами,
Мы хлопаем руками,
Киваем головой.
Мы руки поднимаем,
Мы руки опускаем,
Мы руки подаем.
(Дети берутся за руки, образуя круг.)
Мы бегаем кругом
Через некоторое время воспитатель говорит: «Стой». Все останавливаются. Игра повторяется.
Мяч
Ход игры. Ребенок изображает мяч, прыгает на месте, а воспитатель, положив на его голову ладонь, приговаривает: «Друг веселый, мячик мой. Всюду, всюду он со мной. Раз, два, три, четыре, пять. Хорошо мне с ним играть!» После этого «мячик» убегает, а взрослый ловит его.
Огуречик - огуречик…
Ход игры. На одном конце площадки – воспитатель (ловушка), на другом – дети. Они приближаются к ловушке прыжками на двух ногах. Воспитатель говорит:
Огуречик, огуречик,
Не ходи на тот конечик,
Там мышка живет,
Тебе хвостик отгрызет.
При последних словах дети убегают, а воспитатель их догоняет.
Главной фигурой и центром внимания для двухлетних детей всегда остается взрослый, поэтому они с большим интересом наблюдают за его деятельностью. Если малыши не расположены в данный момент к подвижным играм, можно почитать им сказку или поиграть в спокойные игры.
В значительной мере помогут адаптироваться игры, развивающие навыки выполнения повседневных обязанностей, вырабатывающие ответственность.
Предварительный просмотр:
Педагогические наблюдения за детьми.
Одним из главных принципов ФГОС ДО является «поддержка разнообразия детей и детства». А это значит, что в работе с детьми нужно делать акценты не на возрасте, а на реальных достижениях и потенциальных возможностях каждого отдельного ребенка.
Обеспечить ребенку адекватную поддержку-значит понимать какие индивидуальные особенности оказывают или могут оказать наибольшее влияние на его развитие и образование, улучшая качество жизни дошкольника.
Увидеть проявления индивидуальных особенностей можно только в деятельности. Причем в такой, которую инициировал и осуществляет сам ребенок.
Что мы можем увидеть наблюдая за деятельностью ребенка?
1.Если наблюдать за ребенком в течении нескольких лет, можно увидеть изменения в его физическом, эмоциональном, познавательном, социальном развитии;
2. Можно наблюдать с целью внесения изменений в развивающую среду или в свои действия. Найти ответ на вопрос «Отвечают ли условия игровой среды потребностям детей?»;
3.При необходимости согласовать мнение разных взрослых, которые по разному видят ситуацию, можно получить адекватную оценку ситуации в развитии ребенка;
4.Определить интересы, потребности ребенка для развития его активности и инициативы;
5.Определить трудности ребенка, увидеть необходимость немедленного вмешательства для улучшения качества его жизни;
6.Увидеть характер взаимоотношений с другими детьми;
7. Определить сильные стороны в развитии ребенка;
8.Определить, как знания и умения, полученные детьми в образовательной деятельности трансформируются, используются в самостоятельной деятельности (в игре);
9.Лучше понять, что происходит с ребенком, распознать действительные причины изменения в поведении или в состоянии ребенка;
10.Определить, что ребенок умеет делать сам, а чему его еще нужно научить и т.д
И так, наблюдение начинается с постановки педагогом цели. Как показывает практика записи удобнее всего делать на цветных листочках с клеевыми краями (стикерах).
Как делать записи правильно?
1.Дата, имя, возраст ребенка.
2.Краткое описание ситуации (без оценки).
3. Запись монолога или диалога (без искажения или сокращения).
4. Инициалы педагога.
Стикеры вывешивают в приемной (хотя бы по 1 стикеру в день от каждого педагога, наблюдающего за ребенком).
По мере смены стикеры складываются в портфолио ребенка.
После анализа записей делаются выводы и определяются цели и содержание индивидуальной программы развития ребенка.
Подробнее о методике наблюдений можно узнать из книги Л.В.Михайловой-Свирской «Педагогические наблюдения в детском саду».
Педагог-психолог: В.И.Русских