Игра-театр-дети

В данном разделе обощён опыт работы театрального кружка на базе МБОУ СОШ № 1 г. Биробиджана.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Театральная деятельность как один из способов

социализации личности младших школьников 

В настоящее время произошли серьёзные изменения в сфере образования. Принятие нового стандарта в начальной школе не только повлекло за собой пересмотр давно сложившейся системы образования, но и позволило педагогам по-новому выстраивать школьное образовательное пространство.

В основе Стандарта лежит системно-деятельностный подход, который предполагает воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям  информационного общества, задачам построения демократического гражданского общества на основе диалога культур.

Практика показала, что последовательная реализация деятельностного подхода повышает эффективность образования. Об этом свидетельствует более гибкое и прочное усвоение знаний учащимися, возможность их самостоятельного движения в изучаемой области, существенное повышение их  мотивации и интереса к учёбе.

Особое внимание с ведением  Федерального государственного образовательного стандарта уделяется внеурочной деятельности школьников;  определено особое пространство и время в образовательном процессе, как неотъемлемой части базисного учебного плана.

Важно иметь в виду, что внеурочная деятельность – это отнюдь не механическая добавка к основному общему образованию, призванное компенсировать недостатки работы с отстающими или одарёнными детьми. Главное при этом – осуществить взаимосвязь и преемственность общего и дополнительного образования как механизма обеспечения полноты и цельности образования. Во внеурочной деятельности создаётся своеобразная эмоционально наполненная среда увлечённых детей и педагогов, в которой осуществляется «штучная выделка» настроенных на успех романтиков, будущих специалистов в различных областях искусства, науки, спорта, техники.

Школа после уроков – это мир творчества, проявления и раскрытия каждым ребёнком своих интересов, своих увлечений, своего «я». Ведь главное, что здесь ребёнок делает выбор, свободно проявляет свою волю, раскрывается как личность. Важно заинтересовать ребёнка занятиями после уроков, чтобы школа стала для него вторым домом, что даст возможность превратить внеурочную деятельность в полноценное пространство воспитания и образования.

Концепция современного образования ставит перед школой ряд проблем, одной из которых является успешная социализация школьников.

Социализация - это практическое приобщение ко всем основным сферам жизни и деятельности в обществе. Работа по социализации поможет ребенку:

  • приобрести четкие представления о нормах и правилах, существующих в обществе;
  • научиться чувствовать и понимать других людей;
  • приобщиться к общественным ценностям: добру, красоте, здоровью;
  • увидеть ценность каждого и всего живущего и растущего на Земле.

Школа - это один из первых социальных институтов ребенка, именно здесь он получает свой первый жизненный опыт, начинает присматриваться и действовать в мире взрослых. Полноценный социальный опыт приобретается только в конкретной деятельности, а не в ее имитации. Задача состоит в создании в школе таких условий, в которых ребенок мог бы приобретать социальный опыт в контексте современного общества.

Младший школьный возраст является ключевым в процессе социализации. Поступление ребенка в школу резко меняет весь уклад его жизни, социальное положение, взаимоотношения в семье. Основной деятельностью ребенка становится учение, что само по себе требует известного уровня самоорганизации, дисциплины, немалых волевых усилий. Школьник попадает в совершенно новый коллектив, где ему необходимо сначала привыкнуть к новой социальной среде. А адаптироваться к какой-либо социальной среде означает в первую очередь успешно наладить общение с членами своей группы. Темп работы и уровень требуемых в школе знаний постоянно возрастает. При этом остается мало времени и реальной возможности целенаправленно и систематически заниматься формированием межличностных отношений, нравственности и культуры общения, взаимопомощи и взаимопонимания между детьми.

Психолого-возрастные особенности младших школьников, объективные потребности в сохранении здоровья, недостаточность опыта общения, а особенно самопознания и саморегуляции, требует создания для детей вспомогательной, формирующей и поддерживающей среды, некой «зоны успешности», на базе которой общее обучение, воспитание и развитие учащихся может проходить значительно легче и эффективнее. Таким педагогическим пространством может служить театральная среда.

В педагогической литературе XIX-XX вв. неоднократно поднимались вопросы возможности использования сценического искусства в школе. Особый интерес представляют работы великого русского педагога Николая Николаевича Бахтина. В публикации «Театр и его роль в воспитании» он убедительно раскрыл и «обучающую», и «воспитывающую», и «облагораживающую» роль театрального действия. Этот эффект связан с тем, что оно по своей психологической природе близко детской творческой игре, имеющей огромное значение для воспитания многих ценных свойств личности ребенка. О наличии такой близости неоднократно говорил и великий русский режиссер Константин Сергеевич Станиславский.

Характерной особенностью сценической игры является способность к перевоплощению, которая позволяет исполнителю - ребенку не притворяться действующим лицом, а с помощью воображения, фантазии ставить себя мысленно в положение этого лица. Н. Н. Бахтин отмечал, что «дети-то и способны чрезвычайно быстро переходить от действительности к воображаемой и разыгрываемой ими роли». Специфика сценической деятельности, работа над произведением, по мысли Н.Н. Бахтина, «представляет дисциплинирование этой способности, подчинение ее воле, определенному плану, и такую природную способность надо не глушить, а с помощью театральных занятий поддерживать и развивать в детях».

Театр как искусство многомерное, многоликое и синтетическое. Он способен помочь ребенку раздвинуть привычные рамки в постижении мира, окружить его добром, увлечь желанием делиться своими мыслями и научить слушать других, направить к развитию через творчество и игру. Игра - непременный атрибут театрального искусства, она позволяет детям и педагогам взаимодействовать в ходе учебно-воспитательного процесса, получая максимально положительный результат.

Особое место в театральной деятельности занимает работа с художественным текстом, посредством чего ребенок приобщается к основам мировой художественной литературы. Некоторые психологи особо подчеркивают, что образная сила художественного слова литературного произведения при чтении далеко не всегда воспринимается детьми в должной мере, а на сцене, благодаря звучащему слову и действию, может быть выявлена с наибольшей полнотой и яркостью. Очень важно, что постановки на занятиях кружка, требуя пристального внимания к интонационной, смысловой выразительности слова, могут способствовать развитию интереса к чтению, большей чуткости к изобразительным средствам литературы. Участие детей в творческом процессе воплощения литературного произведения на всех его этапах имеет большой воспитательный смысл. Данная работа положительно сказывается и при проведении уроков литературного чтения, на которых дети стали более активны, стали читать, выражая характер и эмоции героев.

Театральная деятельность является дополнительной средой развития ребенка, так как наравне с основными предметами образования способствует развитию и раскрытию творческих способностей учащихся, всестороннему развитию личности, формирует навыки коллективного общения, прививает интерес к искусству, развивает эстетический вкус. Театральная деятельность позволяет ребенку решать многие проблемные ситуации опосредованно от лица какого-либо персонажа. Это помогает преодолевать робость, неуверенность в себе, застенчивость.

Театрализованные игры можно рассматривать как моделирование жизненного опыта людей, как мощный психотренинг. Именно в условиях игры тренируется способность взаимодействовать с людьми, находить выход в различных ситуациях, умение делать выбор. Совместная театральная деятельность направлена на развитие у его участников ощущений, чувств и эмоций, мышления, воображения, фантазии, внимания, памяти, воли, а также многих умений и навыков (речевых, коммуникативных, организаторских, оформительских, двигательных и т.д.)

В рамках театральной деятельности предусматривается:

- посещение театров, музеев и выставок и т.д.;

- реализация программы театрального кружка;

- постановка спектаклей и их показ на базе школы и д/сада.

В школе созданы все условия для проведения занятий театрального кружка: актовый зал с оборудованной сценой, аппаратная, зал ритмики. В рамках проведения масштабных мероприятий, например, новогодних постановок, смотра художественной самодеятельности тесное сотрудничество осуществляется с учителями ритмики, музыки.

Большую помощь в организации постановок оказывают родители, которые даже больше, чем дети, увлечены данной идеей. Родители не только организуют декорации, костюмы, но и сопровождают детей на выступления, являются первыми и главными ценителями театрального искусства.

        Продуманная планомерная работа по организации театральной деятельности реализует многие задачи воспитания, развития и обучения детей, что способствует успешной социализации личности младших школьников. Учителями школы, родителями отмечено, что дети стали дружнее, научились относиться друг к другу, учитывая особенности характера, стали занимать активную позицию при решении совместных вопросов и не только на уровне класса. Часть учащихся наравне с учителем, другими взрослыми предлагают идеи воплощения этюдных замыслов, т.е. вступают в диалог, что делает их равноправными участниками  учебно-воспитательного процесса. У детей, которые являются постоянными участниками театральных постановок, улучшились память, внимание, воображение. Появились дети, которые стали проявлять организаторские  способности при проведении не только репетиц, но и внеклассных мероприятий.

«….. театр — единственный учитель нравственности, поведения, возвышенных идеалов, который никогда не наскучит ученику. … театр — ценнейшее дополнение к любому воспитательному учреждению для детей, и без него не совершенна самая прекрасная школа». (Марк Твен)