РМО учителей русского языка и литературы Кош-Агачского района
Планы работы, анализ работы РМО, основные нормативно-правовые документы, разработки уроков и мастер-классов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
analiz_rmo_2.doc | 77 КБ |
plan_rmo_2014-15.doc | 70.5 КБ |
polozhenie.docx | 15.41 КБ |
Урок проведен в МКОУ "Курайская СОШ" учителем русского языка и литературы Акчиновой Р.Я. | 30.6 КБ |
Предварительный просмотр:
Анализ работы РМО учителей русского языка и литературы на 2013-2014 г.
Учитель воспитывает своей личностью, своими знаниями и любовью, своим отношением к миру.
Дмитрий Лихачёв
РуководительРМО – Иманбаева С.Г.
I. Методическая тема: «Психолого-педагогические условия формирования и развития универсальных учебных действий (подготовка к введению ФГОС ООО)
Цели: 1. Создание психолого-педагогических условий для формирования и развития универсальных учебных действий
2. Внедрение современных педагогических технологий в образовательный процесс.
Разработка средств формирования УУД школьников на уроках русского языка и литературы
Задачи:
- Создание нормативных и методических материалов для формирования УУД
- Апробация новых методов и технологий, направленных на развитие УУД
- Знакомство с передовым опытом учителей, новыми технологиями, использование современных педагогических идей в своей работе
- Расширение методов, организационных форм и средств обучения в дидактическом единстве с целями и содержанием обучения
- Привлечение обучающихся к участию в различных олимпиадах и конкурсах по русскому языку и литературе.
Направления деятельности по совершенствованию общеобразовательного процесса:
- Организация непрерывного образования педагогических кадров в области содержания образования, использования новых информационных технологий в преподавании.
- Обобщение педагогического опыта, опытно-экспериментальной деятельности учителей.
- Мониторинг качества преподавания. Активизация познавательной деятельности учащихся.
- Диагностическо-прогностическая деятельность: способствовать созданию научной базы знаний у учащихся выпускных классов для успешного поступления в вузы по избранной специальности.
- Формирование речевой коммуникативной культуры школьников.
- Продолжить опыт дифференцированной работы с учащимися на уроках русского языка.
- Способствовать развитию межпредметных связей на уроке.
Из всех учителей-предметников именно филологи знают, что значит не отступать от выбранной темы, писать на тему, раскрыть тему и т.д. Тема РМО была заявлена в начале учебного года, и степень её актуальности, продуктивности неизмеримо растёт, о чём свидетельствуют новые формы экзаменационных работ, более высокий критерий в оценке ЕГЭ, требующие от процесса преподавания большей мобильности, качества и креативности. Одним из принципов пушкинской поэзии, сформулированных в стихотворении «Я памятник воздвиг…», является гуманность. Именно гуманность, гуманное отношение к личности ребёнка и должно стать основой для достижения высокого качества учебно-воспитательного процесса. Задачи по работе МО направлены на поиск новых эффективных форм работы.
II. Формы работы, используемые РМО:
- Открытые уроки в 9-11 классах;
- Уроки на выезде;
- Мастер-классы;
- Обмен опытом;
- Связь теории с практикой;
- Проведение пробных экзаменов с дальнейшим тщательным анализом и рекомендациями.
III. Обобщение и распространение передового педагогического опыта – одна из форм повышения профессионального мастерства учителя.
Проявлением педагогической компетенции является постоянное стремление учителей к самообразованию, а также темы их самообразования, раскрывающие приоритеты личности учителя в учебном процессе, сферу углублённой работы.с этой целью на втором заседании РМО был дан урок на выезде учителем МБОУ «Джазаторская СОШ» Чагиевой А.Е. по творческой теме «Развитие творческих способностей детей через комплексный анализ текста» по творчеству М.И.Цветаевой в 9 классе. Данный урок был порекомендован членами РМО для участия в региональном конкурсе открытых уроков.
Также распространили опыт своей работы, выдав мастер-классы следующие учителя:
- Серикпаева Р.А.»МБОУ Кош-Агачская ООШ» в 9 классе мастер-класс по подготовке обучающихся к сдаче ОГЭ;
- Абзиева А.У. «МБОУ Кош-Агачская СОШ имени В.И.Чаптынова» в 11 классе по написанию сочинения-рассуждения;
- Иманбаева С.Г. «МБОУ Кош-Агачская СОШ имени В.И.Чаптынова» рассказала о проведении мастер-класса и связала теорию с практикой, выдав мастер-класс по творчеству Л.Юсуповой.
IV. Качество знаний обучающихся по русскому языку по результатам пробных экзаменов в выпускных классах.
V. Организация работы с одарёнными детьми по предмету.
Надо отметить, что в работе с одарёнными детьми по предмету используются в основном традиционные формы: предметные олимпиады, конференции (проектная научная деятельность учащихся с применением ИКТ), конкурсы (участие в Интернет – конкурсах).Но в связи с повышением качества обучения гуманитарным дисциплинам, поиском новых форм и методов урочной деятельности традиционные формы предстают в новом ракурсе. Интернет даёт более широкие возможности для подготовки к олимпиадам за счёт объёмных ресурсов, конференции демонстрируют глубокий научный подход к проблемам, конкурсы открывают таланты, детское поэтическое творчество вызывает интерес благодаря заинтересованности их учителей.
Именно одарённые дети становятся победителями и призёрами различных школьных, районных и республиканских мероприятий. Именно им не забывают учителя уделять особое внимание и на уроках – основной форме учебного процесса.
VI. Результативность участия школьников в предметных олимпиадах муниципального, республиканского уровня; конкурсах, конференциях.
Олимпиада муниципального уровня | Олимпиада республиканского уровня | Всероссийская игра «Русский медвежонок» | Конкурс чтецов |
Таким образом, методическая тема РМО нашла своё оправдание в ходе учебного процесса. По всем направлениям деятельности были достигнуты немалые результаты, в активизации познавательной деятельности учащихся с 5 по 11 классы как по литературе, так и по русскому языку и, конечно, в использовании новых информационных технологий в преподавании.
Учителя осваивают новые стандарты, подходы, требования к содержанию филологического образования, работают творчески и продуктивно. Систематически осуществляется административный контроль над выполнением образовательных стандартов по русскому языку
Итак, развиваются и совершенствуются формы самостоятельного и творческого мышления учащихся, оказывается востребованным и продуктивным в учебном процессе ИКТ.
Направления деятельности по совершенствованию общеобразовательного процесса способствовали решению основных задач в работе РМО, и цель была достигнута: очевидно высокое качество учебно-воспитательного процесса, которое могло быть реализовано только на основе изучения личности учащихся, формирования положительной мотивации учеников в области русского языка и литературы, а поскольку каждый из учителей русского языка и литературы – яркая индивидуальность, то и ученики – своеобразное зеркало, отражающее все блики личности самого учителя. Ведь учитель должен быть таким, какими он хочет видеть своих учеников.
Однако проблемы, испытываемые учителями в педагогической деятельности, нерешённые вопросы остаются.
- Экзамен по литературе, который будет вводиться с новаго учебного года.
- Невысокая по-прежнему культура чтения художественной литературы учащимися
- Освоение всеми учителями ИКТ, обучение на втором уровне ИКТ
- Новые формы экзаменов (ЕГЭ, ОГЭ)
- Обобщение опыта работы педагогов
- Загруженность учителей
VII. Профессиональные потребности педагогов.
В связи с набирающим скорость веком всеобщей компьютеризации и внедрением новых технологий на последнем в этом году заседании РМО были высказаны следующие пожелания:
- Продолжить работу по внедрению УУД
- Продолжать подготовку к введению ФГОС ООО
- курсы повышения по дааной проблеме
VIII. Задачи, которые предстоит решать в следующем учебном году:
1) освоение технологий, способствующих более эффективной реализации дифференцированного подхода в преподавании русского языка, литературы.
2) создание системы работы по подготовке обучающихся к государственной (итоговой) аттестации за курс основной школы в новой форме для учащихся 9 классов;
3) развитие различных форм внеклассной работы по предметам гуманитарного цикла;
4) дальнейшая разработка мероприятий для организации работы в профильных классах;
5) создание материалов для размещения их на сайте школы, в Интернете;
6) развитие системы подготовки обучающихся 11-х классов к сдаче ЕГЭ по русскому языку и литературе;
7) дальнейшая разработка системы подготовки учащихся к олимпиадам, конкурсам различных уровней;
8)освоение новейших ИКТ, внедрение их в учебный процесс.
В 2014-2015 учебном году необходимо:
- Продолжить работу по повышению квалификации и методической поддержке учителей русского языка и литературы (конкурсы, семинары, совещания, круглый стол, деловая игра)
- Продолжить работу по знакомству, обмену, распространению педагогического опыта между учителями ОУ района
- Улучшить взаимодействие руководителя РМО с руководителями ШМО с целью выявления проблем в работе педагогов и возможности их разрешения
- Продолжить работу по освоению новых приемов и методов обучения с целью повышения качества обучения . Провести педагогический семинар «Система подготовки к ЕГЭ как средство повышения качества образования»
Семинар позволит выявить затруднения учителей в подготовке школьников к итоговой аттестации в новой форме, наметить стратегию работы по повышению качества обучению русскому языку и литературе с учётом выявленных недостатков в филологическом и литературном образовании. Некоторые словесники стали меньше уделять внимание урокам литературы, снизили требовательность к работе по развитию речи, не выполняют программных требований по написанию сочинений на основе и по мотивам литературных произведений. Об этом говорят результаты олимпиады по литературе с 5 по 11 класс. В этом году не было победителей, т.е. учеников, набравших более половины баллов за работу, только призеры. Испытывают затруднения учителя и в классификации речевых и грамматических ошибок, в различении типов и стилей речи. Во время семинара необходимо провести тренинги, позволяющие менее опытным учителям освоить критерии оценки письменных творческих работ по критериям, заложенным в новой форме итоговой аттестации в 9 классе.
Предварительный просмотр:
План работы районного методического объединения
учителей русского языка и литературы
на 2014-2015 учебный год
Методическая тема: «Психолого-педагогические условия формирования и развития универсальных учебных действий (подготовка к введению ФГОС ООО)
Цель - непрерывное совершенствование уровня педагогического мастерства преподавателей, их эрудиции и компетентности в области русского языка и литературы и методики их преподавания.
Задачи:
- Создание нормативных и методических материалов для формирования УУД
- Апробация новых методов и технологий, направленных на развитие УУД
- Знакомство с передовым опытом учителей, новыми технологиями, использование современных педагогических идей в своей работе
- Расширение методов, организационных форм и средств обучения в дидактическом единстве с целями и содержанием обучения
- Привлечение обучающихся к участию в различных олимпиадах и конкурсах по русскому языку и литературе.
№ п/п | Направление деятельности, мероприятия | Целевая установка (задачи) | Содержание основной деятельности | Сроки | Ответственные |
1. Организационная работа | |||||
1. 1. | Совещания руководителей ШМО учителей русского языка и литературы | - координация методической работы; - рассмотрение предложений по наиболее важным проблемам содержания и методики преподавания; |
| Сентябрь В течение года В течение года Август В течение года Ноябрь Январь Август Январь Август Ноябрь Март Март Ноябрь Март | Иманбаева С.Г Руководители ШМО. |
1.2. | Методическое обеспечение совершенствования педагогического мастерства, развития педагогического творчества | - обобщение передового педагогического опыта; - диагностика уровня профессиональной компетентности и методической подготовки педагогов; - создание мотивации к повышению уровня педагогического мастерства; -организация работы над общей методической темой |
| В течение года В течение года В течение года Август - Ноябрь В течение года Октябрь, апрель | учителя района учителя района учителя района учителя района Иманбаева С.Г. Иманбаева С.Г. Мандаева Н.Н. |
1.3. | Поддержка талантливой молодежи . | - Создание условий для приобретения учащимися опыта творческой, социально значимой деятельности, - развитие у учащихся умения сотрудничать при решении общих задач и творчески применять знания в новых ситуациях, - активизация исследовательской работы школьников по предмету, - развитие у учащихся мотивации к углубленному изучению русского языка и литературы. |
| ноябрь в течение года февраль - март в течение года | Иманбаева С.Г. учителя района учителя района учителя района |
2. Информационная деятельность | |||||
2.1. | Формирование банка педагогической информации | Повышение уровня ключевых компетенций субъектов образовательного процесса путем использования инноваций | Создание, пополнение сайта РМО учителей русского языка и литературы, создание словаря педагогических понятий, медиатеки современных учебно-методических материалов. | в течение года | Иманбаева С.Г. учителя района |
2.2. | Информирование педагогов о новых направлениях в развитии общего образования, о содержании образовательных программ, новых учебниках, видеоматериалах. | Повышение профессиональной компетенции педагогов. | Подготовка информации, ознакомление преподавателей с новыми тенденциями в образовании; | в течение года | Иманбаева С.Г.. учителя района |
| |||||
3.1. | Диагностика деятельности РМО | Изучение состояния образовательного процесса |
| август сентябрь- март в течение года в течение года в течение года в течение года сентябрь- февраль | Руководители ШМО Руководители ШМО Руководители ШМО Руководители ШМО Руководители ШМО Руководители ШМО Руководители ШМО |
3.2. | Анализ результативности методической работы РМО |
| апрель-май август-сентябрь сентябрь март-май в течение года февраль-март апрель- май апрель- май май октябрь | Иманбаева С.Г.. Руководители ШМО Руководители ШМО Руководители ШМО Руководители ШМО Руководители ШМО Руководители ШМО Руководители ШМО Руководители ШМО Руководители ШМО |
Руководитель РМО : Иманбаева С.Г.
Предварительный просмотр:
ПОЛОЖЕНИЕ
о конкурсе сочинений
по темам речевой культуры и
сохранения чистоты русского языка
1. Общие положения
1.1. Конкурс сочинений проводится в рамках .
1.2. Цель конкурса: привлечение внимания общественности к проблемам речевой культуры, обогащение представлений о языке как важнейшей составляющей духовного богатства народа, способствование осознанию того, что деградация речевой практики общества ведет к гибели языка.
1.3. Задачи конкурса.
- Приобщение к проблемам повышения уровня владения речью и формирования коммуникативной компетенции.
- Развитие внимания у обучающихся к нарушениям норм литературного языка и умения их исправлять, а также стремление избавиться от речевых ошибок в собственной речи.
2. Участники конкурса
2.1. К участию в конкурсе приглашаются обучающиеся с 5-11 классы общеобразовательных учреждений.
3. Организаторы конкурса
- Отдел образования МО «Кош-Агачский район»
4. Сроки проведения конкурса
Конкурс сочинений проводится с 13-15 октября 2014 г. Последний срок приема конкурсных работ – 15 октября 2014 г. Лучшие сочинения будут опубликованы на страницах газеты «Чуйские зори».
Оргвзнос за участие-
5. Темы сочинений
1. Как я оцениваю современное состояние русской речи.
2. Как здоровье, «Великий и могучий»?
3. Живое слово дороже мертвой буквы.
4. Русский язык против новояза.
5. «Гаснет устная словесность,
Разговорная краса;
Отступают в неизвестность
Русской речи чудеса»
(Вадим Шефнер)
6. Требования к конкурсным работам и критерии оценки
6.1. Сочинения оформляются на бумаге формата А4 объемом 2-3 страницы.
6.2. На титульном листе указывается фамилия, имя, отчество автора, школа, класс. В скобках указать ФИО руководителя данной работы.
6.3. Критерии оценки конкурсных работ:
- точное отражение проблематики конкурса и оригинальная авторская интерпретация ее конкретного аспекта;
- полнота раскрытия темы сочинения;
- глубина анализа материала;
- логичность, убедительность, доказательность авторской позиции; образность, выразительность языковых средств, используемых автором;
- стилистическая и грамматическая правильность текста.
7. Награждение победителей конкурса
Победители конкурса получают дипломы за 1,2,3 место и по номинациям. Лучшие сочинения будут опубликованы в газете «Чуйские зори»
8. Жюри конкурса
Оценку конкурсных работ и определение победителей осуществляет профессиональное жюри в составе:
1. Мандаева Н.Н.. - председатель жюри, заведующий РМК
2. Иманбаева С.Г.-учитель русского языка и литературы МБОУ «Кош-Агачская СОШ имени В.И.Чаптынова», руководитель РМО учителей-словесников
3.
9. Адрес приема конкурсных работ
С. Кош-Агач , Отдел образования МО «Кош-Агачский район» каб №
Тел.
Предварительный просмотр:
Подготовка к написанию сочинения — рассуждения (часть С, ЕГЭ)
Тема «Учимся понимать исходный текст»
Тип урока: урок формирования умений и навыков
Цели урока:
образовательные аспект: учить анализировать содержание исходного, подготовить к написанию домашнего сочинения;
развивающий аспект: формировать умение определять основную проблему текста, формулировать авторскую позицию; умение создавать систему аргументов, подтверждающих справедливость выводов этих; стимулировать мыслительную деятельности, творческие способности учащихся;
воспитательный аспект:формирование гражданской позиции по общественно важным проблемам современности; воспитание чувства сопричастности и ответственности за мир вокруг нас; воспитывать патриотизм, чувство национального достоинства
Оборудование: мультимедийная установка: ноутбук, проектор, колонки, презентация, раздаточный материал
Ход урока.
(слайд 1) 1.Оргмомент.
-Здравствуйте, ребята. Присаживайтесь. Сегодня у нас необычный урок, потому что на нем присутствуют уважаемые гости. И я хочу спросить всех , кто здесь находится : А вы сегодня улыбались? Давайте сейчас улыбнемся друг другу и самим себе, ведь как поется в одной из песен:
Ведь улыбка без сомненья
Вдруг коснется ваших глаз
И хорошее настроение
Не покинет больше вас!
Поэтому сейчас с хорошим настроением мы с вами приступим к работе
2.Вступительное слово учителя.Мотивация деятельности. Вызов интереса
Ребята, вы любите путешествовать? (да!) А в Интернете? (да!!!) Вот и я люблю путешествия, особенно виртуальные. Столько интересного узнаешь за один «поход» на страничку форума, посвященного сдаче ЕГЭ.
Давайте прочитаем , что они пишут(читает Дьилтана,Сухраб,Вика)
Слайд 1 «Кто сдавал ЕГЭ по русскому в прошлые годы, поделитесь шпаргалками к сочинению. Это работа творческая, за нее ставят самые высокие баллы».
«Еще бы не ставили! Дома над сочинением неделю сидишь, а тут надо за 3 часа и сделать части А и В, да еще успеть нарисовать что-то вразумительное в С! Какое тут творчество, если порой такой текст попадется, что невозможно понять, о чем писать!»
«Полгода до экзамена осталось, а я как собачка Павлова – текст понимаю, а написать сочинение по нему не могу!»
Вот такие проблемы волную ваших сверстников .А вас , ребята, какие проблемы? (как успешно сдать ЕГЭ, набрать больше баллов на ЕГЭ , научиться писать сочинение-рассуждение)
Да, ребята, часть С самая сложная. Она проверяет навыки вдумчивого, осмысленного чтения, зрелость ваших суждений при истолковании текста. Пусть сегодняшний урок будет еще одним важным вашим шагом на пути усвоения технологии выполнения задания части С .
3. Подготовка учащихся к восприятию нового учебного материала, актуализация знаний. Определение темы урока
Слайд2 «Когда человек не знает, к какой пристани он держит путь, для него ни один ветер не будет попутным», — сказал когда-то римский философ Сенека.
Поэтому я хотела бы узнать, а «вы знаете куда держите путь?
Давайте вспомним задание части С?Как оно звучит?Сколько баллов мы можем заработать за сочинение? (23)
Слайд 3 и 4 (работа с заданиями части С и с критериями)
Обратите внимание на первую фразу: « Напишите по прочитанному тексту» и на последующую « Работа, написанная без опоры на прочитанный текст, не оценивается». Отсюда следует, что важнейшим условием успешного написания сочинения является правильное понимание исходного текста. Если вы правильно поймете текст – это уже 50 % успеха на экзамене. А правильно понять текст – задача не из легких. давайте сегодня на уроке попробуем научиться понимать исходный текст.
Как вы думаете , какая у нас тема урока?(ответы детей)
Запишите тему урока «Подготовка к ЕГЭ. Учимся понимать исходный текст»
4. Формулирование цели урока.
Тема урока обозначена и мне хотелось бы, чтобы вы сами поставили перед собой цель.
(Цель урока – научиться правильно понимать исходный текст, научиться «вычитывать» нужную для сочинения информацию.
5.Подготовка к восприятию исходного текста. Просмотр видеосюжета «Судьба памятников воинам-освободителям на территории бывшего СССР»
Давайте посмотрим сюжет. А вы подумайте какую проблему мы будем рассматривать и о чем мы будем говорить?
(Просмотр сюжета) И первый вопрос:
-Какие чувства вы сейчас испытываете? О чем будет текст и какую проблему рассматривать?
(я просто поражен увиденным,
я недоумеваю, как можно так поступать с памятниками героям и как можно озверевших нацистов возводить в ранг героев ,
я испытываю чувство возмущения и обиды)Я думаю , что будем говорить о патриотизме, о памятниках, о войне)
.Сегодня мы будем работать с текстом современного писателя- публициста Олега Павлова, который затрагивает тему ВОВ.
9 мая 2013 года мы отмечали 68-ую годовщину Победы в ВОВ. Войне, память о которой священна, как не оспорим и подвиг русского солдата, спасшего мир от фашизма. Но в последние годы на телевидении стали появляться материалы, имеющие своей целью дискредитировать Победу, принизить ее значение, исказить образ русского солдата.
Наверное, чувство возмущения и обиды заставили Олега Павлова написать следующее/
6.Чтение текста
В доме моего деда была большая военная библиотека с мемуарами командующих армиями, учебниками и другими книгами о войне. Среди этих книг выделялись несколько одинаковых красных томов, каждый толщиной как два, а то и три кирпича. Назывался весь этот тяжкий бумажный груз «История второй мировой войны». Когда я однажды подростком пролистал только одну из книг, то был поражён, найдя в ней отдельные карты сражений за маленький остров в Тихом океане и за вовсе ничтожный оазис где-то в африканской пустыне. Всё время, сколько смотрел, военные фильмы и слушал уроки истории в школе, война казалась только нашей — ведь и названа Великой Отечественной, всё равно, что родная, — но разодран был войной на куски, выходило, весь мир, даже неизвестные острова.
Вторая мировая война — своя у каждого народа. Но чуждое и родное в отношении Великой Отечественной войны именно теперь, в новом времени смешалось. Наше национальное достоинство оказалось унижено под конец века ощущением исторического поражения.
… Мой дед, Колодин Иван Яковлевич, участвовал в боях на Кавказе и в уничтожении на Украине бандеровских банд, считавшихся фашистским отребьем. Награждён боевыми орденами за мужество и отвагу. Служил. А уже ветераном был окружён уважением, как и все люди его поколения, обретшие себя на войне в служении Родине. Похоронен в Киеве на военном кладбище Лукьяновском со всеми почестями, но не дожил до того времени, когда Семён Бандера стал на Украине национальным героем, а флаг с трезубцем — национальным флагом этой страны. Два года назад в квартиру в Киеве, где одна живёт теперь бабушка, пришли якобы музейные работники и попросили награды деда для музея. Так как о деде давно никто не вспоминал, то она растрогалась, поверила и отдала весь его генеральский иконостас. После засомневалась, что ордена взяли, а орденские книжки даже не спросили. Вот так был обворован мой дед уже после смерти, как и многие другие, чьи награды вдруг сделались настолько прибыльным товаром, что ради них рискуют идти даже на воровство.
Вернётся ли утраченное нами общественное состояние, когда люди были естественно честны, а зло подобное было невозможно? Когда станет снова ясно, где слава, а где позор? Когда русский солдат осознает в себе снова такую ж праведность, какую, без сомнения, осознавали в себе те, кто воевал и гибнул на Великой Отечественной войне? Эти вопросы оставлены, как раны, ею самой, нашей священной войной, со злом сброшенной в конце века со многих пьедесталов и обкраденной тысячами собственных нравственных уродов.
(О. Павлов)
7. Работа с текстом. Отработка умений и навыков работы с исходным текстом. Усвоение способов деятельности путем воспроизведения информации и выполнения упражнений.
1. Повторение теоретических знаний о тексте
Перед тем, как разбираться в прочитанном, мне хотелось бы напомнить вам основные признаки текста (…._
-Заметьте; один из важных признаков текста- информативность. Любой текст содержит информацию:1) каком-либо факте, событии, человеке;2) цели его создания; 3)об авторе (его отношении к поднятым проблемам) Если вы сумеете научится «вычитывать» эту информацию, то правильно поймете текст.
-Давайте снова обратимся к тексту.
Итак, 1 абзац. Какие слова являются ключевыми? (Вторая мировая война – своя у каждого народа. Но чуждое и родное смешалось.Наше национальное достоинство оказалось унижено под конец века…»
2 абзац– «Дед участвовал в уничтожении бандеровских банд, считавших фашистским отребьем… Степан Бандера стал национальным героем. Дед обворован уже после смерти»
3 абзац— «священная война со злом сброшена со многих пьедесталов и обкрадена тысячами собственных нравственных уродов»
— О чем же этот текст? (текст – горькие размышления автора о том, что священная для нас ВОВ «сброшена в конце века со многих пьедесталов» и «обкрадена тысячами собственных нравственных уродов» (значительно принижается роль русского народа в победе
-Является ли просмотренный фрагмент иллюстрацией к рассуждениям О.Павлова?(думаем, что является)
2.Формулировка проблемы
-Итак, мы определили тему текста и выделили наиболее значимую для понимания текста информацию. Теперь нам необходимо отобрать информацию ,необходимую для написания сочинения и первый наш шаг «Формулирование одной из проблем, поставленных автором текста». И снова крик отчаяния из чата: «Кто знает, какая проблема рассматривается в тексте. Автор ее часто так замаскирует!»
-Для начала давайте вспомним, что такое проблема? Справка: (Проблема- это вопрос, над которым рассуждает автор )
Чаще всего в тексте поднимается несколько проблем. Чтобы их определить, задайте себе вопрос: над какими вопросами размышляет автор? Обратимся снова к тексту? Перечитайте последний абзац. Какой вопрос, поставленный автором текста, является главным? («Когда русский солдат осознает в себе снова такую ж праведность, какую осознавали в себе те, кто воевал и гибнул на Великой Отечественной войне?»)
-Так какую же проблему поднимает автор? Сформулируйте ее, используя шаблоны
(1 способ: О. Павлов поднимает проблему осквернения памяти о ВОВ.
2 способ: «Когда станет ясно, где слава, а где позор? Когда русский солдат осознает в себе такую же праведность, какую осознавали те, кто воевал и гибнул на Великой Отечественной войне?» Именно эти вопросы волнуют известного публициста О.Павлова)
Справка: праведный –Проникнутый правдой, соответствующий идеалу нравственной чистоты и справедливости.
-Сформулируйте проблему, используя один из предложенных вариантов. Запишите ответ в рабочий лист. Вот мы и сделали еще один шаг к успеху – сформулировали проблему и заработали 1 бал по К1.
3.Составление комментария проблемы.
-«Комментарий проблемы…Перескажи своими словами часть текста — и все!» — снова реплика из чата. Если вы последуете этому совету, то за К2 вы получите 0 баллов. Давайте вспомним, что такое комментарий?
Справка. Комментарий-это пояснительные замечания, рассуждения по поводу выделенной вами проблемы
Комментарий обязательно должен опираться на текст. Чтобы прокомментировать проблему, нужно ответить на ряд вопросов.
-К какой категории относится проблема? (политическая, нравственная одновременно)
Справка (проблемы)таблица
-Актуальная ли эта проблема в наши дни? Что делает ее актуальной? (Актуальна, потому что в последнее время она является одной из центральных проблем, все чаще дает о себе знать в СМИ и телевидении)
-Почему эта проблема привлекла внимание автора?
-Кого особенно интересует эта проблема? (Русских людей, потому что ВОВ – священная для русского народа война и любые попытки принизить ее значение воспринимаются нами как попытка унизить наше национальное достоинств)
— На каком материале автор рассматривает проблему? (Павлов рассматривает проблему на воспоминаниях из детства, а также приводит пример из личной жизни)
-Для чего он это делает? (Чтобы сказать, что он знает об этой проблеме не понаслышке, а данная проблема коснулась его лично)
-Каково авторское отношение к проблеме? Как выражено отношение автора к проблеме? (Его возмущен тем, что происходит и это чувствуется во взволнованной, эмоциональной манере письма. Он старается привлечь внимание читателя к проблеме, используя ряд риторических вопросов. Его до глубины души возмущает то, что «его дед был обворован после смерти» собственными нравственными уродами)
-Все! Мы проблему прокомментировали достаточно подробно и можем получить по К2 – 2 балла! И делаем следующий шаг –
Физминутка. Зарядка для глаз. Все закрыли глаза и с закрытыми глазами напишите на стене своё имя, фамилию и отчество.
Продолжим работу
4. Формулировка авторской позиции
«Хорошо, когда автор свою позицию в каком-нибудь предложении объясняет! А то так закрутит, что не найдешь!» (Реплика из чата) Очередная проблема, с которой, как видите, сложно бывает справиться». Давайте вспомним, что такое позиция автора?
Справка .Позиция автора – это вывод, к которому приходит автор, рассуждая по поводу той или иной проблемы
Справка «Как может быть выражена авторская позиция»
-Какие способы используются в нашем тексте? (риторические вопросы, оценочная лексика)
Актуальная ли эта проблема в наши дни? Что делает ее актуальной? (Актуальна, потому что в последнее время она является одной из центральных проблем, все чаще дает о себе знать в СМИ и телевидении)
-Почему эта проблема привлекла внимание автора?
-Кого особенно интересует эта проблема? (Русских людей, потому что ВОВ – священная для русского народа война и любые попытки принизить ее значение воспринимаются нами как попытка унизить наше национальное достоинств)
— На каком материале автор рассматривает проблему? (Павлов рассматривает проблему на воспоминаниях из детства, а также приводит пример из личной жизни)
-Для чего он это делает? (Чтобы сказать, что он знает об этой проблеме не понаслышке, а данная проблема коснулась его лично)
-Каково авторское отношение к проблеме? Как выражено отношение автора к проблеме? (Его возмущен тем, что происходит и это чувствуется во взволнованной, эмоциональной манере письма. Он старается привлечь внимание читателя к проблеме, используя ряд риторических вопросов. Его до глубины души возмущает то, что «его дед был обворован после смерти» собственными нравственными уродами)
-Согласны ли вы с мнением автора?
-Итак, мы выполнили еще одно требование к сочинению – сформулировали авторскую позиции. И выразили свое мнение по проблеме? И получаем по К3-1 балл
5. Аргументация собственного мнения.
«Нет, как вам это нравится: мало того, что нужно изложить собственное мнение, так надо еще и аргументы привести, опираясь на жизненный или читательский опыт!!! Сколько там у нас жизненного опыта! Сознательной жизни всего 10 лет» (Сердитое замечание из чата)
Это, действительно, самая трудная часть работы. На этом этапе написания сочинения ваша задача состоит в следующем: одобрить позицию автора, выразить солидарность, понимание, принятие позиции и сформулировать собственную позицию, подобрав 2 аргумента, доказывающих справедливость мнения автора и вашего мнения.
Давайте вспомним, что такое аргументы, какие аргументы можно считать жизненным опытом, а какие – читательским?
Справка.Аргументы-это основания, доводы, подтверждающие или опровергающие какую-либо мысль.
— Какие аргументы в подтверждении позиции автора вы можете использовать? (реальные факты)
-В начале нашего урока я показала вам видеоролик. Конечно, этот показ был неслучайным. Материал, который вы увидели, является яркой иллюстрацией к проблеме, которую поднимает О. Павлов. Какие факты можно привести в доказательство справедливости позиции автора и вашей позиции?
(Латвия: в 1997 году взорван Монумент Победы. Литва (Каунас): снесет памятник «Так на пьедестале».Украина: разрушено более 10 памятников партизанам на кургане Славы под Симферополем. В 2007 г. демонтирован памятник Воину - освободителю на холме Тынисмяги. Эксгумированы останки советских воинов, захороненных у подножия памятника. Останки нашего земляка Василия Волкова, погибшего в 1944 году в боях за Таллин, были перезахоронены в 2007 году в Кашине, на родине солдата .
В Новосибирске в ноябре 2010 из-за медалей убит 83-летний ветеран Великой Отечественной войны и его супруга. 12 апреля 2010 г. в Москве в собственной квартире убиты пожилые супруги, Ветераны Великой Отечественной войны Евгений Пранцузов и Анна Бондаренко. В декабре 2020 г. в Ставрополе был убит 83-летний ветеран Великой Отечественной войны. Из его дома были похищены награды, мобильный телефон и 500 рублей)
8.Поведение итого урока
Вот мы и закончили работу над сочинением. Я думаю, что наш сегодняшний разговор поможет вам в написании сочинения .
9. Рефлексия
Сегодня я узнал, что…
Мне понравилось…
Я подумаю над…
11.Заключительное слово
Я думаю, что сегодняшний наш урок стал еще одним этапом в освоении вами секретов написания сочинения. И мне очень хотелось бы, чтобы эксперт, проверяющий вашу работу, увидел вас как человека эрудированного, мыслящего, умеющего вступить в диалог с автором, и поставил вам высокую оценку, которая может стать входным билетом в вуз.
12. Д/з: написать сочинение-рассуждение