Многофункциональные пособия
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 638.55 КБ |
![]() | 410.87 КБ |
![]() | 1.19 МБ |
![]() | 1.29 МБ |
Предварительный просмотр:
Наглядное моделирование в развитии речемыслительной деятельности
у детей старшего дошкольного возраста
(по сказке «Под грибом» В. Сутеева)
“Познание дошкольниками окружающего мира представляет
собой процесс обработки и упорядочивания информации различной модальности”.
Ж.Пиаже
Сегодня специалисты отмечают рост числа дошкольников, имеющих нарушения общего и речевого развития. Причинами этого роста являются:
- общая соматическая ослабленность детей;
- педагогическая некомпетентность родителей;
- увеличение нарушений перинатального развития детей;
- эмоциональные депривации в семье, берущие начало еще в младенческом возрасте.
И в итоге: в детском саду обнаруживается до 60% воспитанников, имеющих нарушения речевого развития.
Так же у детей отмечаются нарушения формирования высших психических функций, что препятствует эффективной коррекции всей речевой деятельности:
– ограниченный объем зрительного и слухового восприятия усложняет процесс
запоминания и усвоения;
– нарушение внимания приводит к трудностям в выполнении заданий на основе словесной инструкции;
– отставания в развитии мыслительных операций вызывают затруднения в овладении анализом и синтезом, сравнением и обобщением.
Работая по выбранной теме, я руководствовалась следующей идеей: способность запоминать зависит в первую очередь не от памяти, а от мышления и внимания. Нарушения в работе этих психических процессов делают практически невозможным произвольное запоминание – мозг не хранит информацию в привычном смысле слова, он способен сохранять только внутренние связи между объектами.
Актуальность:
– наглядное моделирование облегчает детям с ОНР овладение связной речью, т.к. использование символов, пиктограмм, заместителей, схем облегчает запоминание и увеличивает объем памяти и в целом развивает речемыслительную деятельность детей;
– приемы наглядного моделирования используют естественные механизмы памяти мозга и позволяют полностью контролировать процесс
запоминания, сохранения и припоминания информации;
– дети, владеющие средствами наглядного моделирования, в дальнейшем способны самостоятельно развивать речь в процессе общения и обучения.
Таким образом, речевая деятельность формируется и функционирует в тесной связи со всеми психическими процессами. Специальное обучение должно осуществляться с помощью комплексной программы логопедического воздействия, включающей не только развитие компонентов речевой системы, но и направленной на коррекцию психических функций.
В настоящее время существуют различные приемы и методы развития речемыслительной деятельности детей.
Реализуя данную технологию, я поставила перед собой следующие задачи:
– помочь детям в упорядочивании и систематизации познавательной информации об окружающем;
– обогащать словарный запас детей, развивать связную речь;
– учить последовательности, логичности, полноте и связности изложения;
– развивать мышление, внимание, воображение, речеслуховую и зрительную память;
– снять речевой негативизм, воспитать у детей потребность в речевом общении для лучшей адаптации в современном обществе;
– развивать мелкую моторику у детей.
Представлен практический материал по наглядному моделированию, в основу которого положена сказка В.Сутеева “Под грибом”. Идея создания этого материала возникла в ходе работы над темой “Технологии наглядного моделирования” и знакомства с серией книг Н.Гурьевой “Учимся по сказке”. Текст сказки используется при изучении различных тематических разделов: развитие связной речи, развитие грамматического строя речи, математики и логики, экологии, развитие мелкой и общей моторики.
На разных возрастных этапах и в зависимости от индивидуальных способностей детей используются различные приемы наглядного моделирования: пиктограммы, заместители, мнемотаблицы.
Один из приемов работы – использование пиктограмм. Пиктограмма – символическое изображение, заменяющее слова. Пиктограммы относятся к невербальным средствам общения и могут использоваться в следующих качествах:
– как средство временного общения, когда ребенок пока не говорит, но в перспективе может овладеть звуковой речью;
– как средство постоянного общения для ребенка, неспособного говорить и в будущем;
– как средство, облегчающее развитие общения, речи, когнитивных функций;
– как подготовительный этап к освоению письма и чтения детьми с проблемами в развитии.
Таким образом, система невербальных средств общения предусматривает формирование логической цепочки: первоначальное понятие “знак” (пиктограмма) – обобщающее понятие – закрепление навыка самостоятельных действий с пиктограммами – самостоятельная ориентировка в системе знаков.
Игры с использованием пиктограмм по сказке “Под грибом” В.Сутеева.
В игру входят пиктограммы с изображением:
слов-предметов: гриб, дождь, солнце, муравей, бабочка, мышь, воробей, заяц, лиса, лягушка;
слов-действий: ползает, прыгает, летает, ходит, бегает, растет, светит, покажи;
слов-признаков: большой, маленький, грустный, веселый;
символов-предлогов:,: под, за, над, на, около, к;
Картинки с реалистичными изображениями героев.
Варианты игр:
1. Пиктограммы слов-предметов расположены по кругу.
- В центре картинка с изображением героя сказки.
Задание: соотнести пиктограмму и картинку. - В центре пиктограмма “Покажи”.
Задание: выбрать и показать только ту пиктограмму, которую назвал взрослый. - В центре одна из пиктограмм – действий.
Задание: назвать и показать кто (что) идет (дождь, лиса);
кто прыгает, и т.д.; - Аналогичные задания со словами – признаками.
Количество пиктограмм, их расположение, задания определяются по желанию педагога и зависят от уровня подготовленности ребенка.
2. Составить из пиктограмм пару.
- Взрослый предлагает найти две пиктограммы по предложению:
“Солнце светит” или “Бабочка летает” или “Веселая лягушка”… - Взрослый предлагает две пиктограммы, а ребенок составляет предложение.
3. Исправить ошибку.
- Взрослый предлагает две пиктограммы “воробей” и “ползает”.
Ребенку предлагается исправить ошибку и произнести правильное предложение.
4. Составить из пиктограмм произнесенную фразу.
- “На грибе лягушка”, “К грибу ползет муравей”, “Над грибом летает бабочка” и т.д.
Замещение – это вид моделирования, при котором одни объекты замещаются другими, реально-условными. В качестве заместителей удобно использовать бумажные квадратики, кружки, овалы, различающиеся по цвету и величине, т.к. замещение основывается на каком – либо различии между персонажами.
На первых занятиях число заместителей должно совпадать с числом персонажей, потом можно ввести лишние кружки или квадраты, чтобы ребенок мог выбрать нужные.
Разыгрывание с помощью заместителей лучше начинать с русских народных сказок, т.к. устойчивые стереотипы знакомых героев (лиса оранжевая, медведь большой и коричневый и т.д.) легко переносятся на модели. Вариант заместителей к сказке “Под грибом”.
Вначале достаточно, чтобы ребенок поднимал соответствующий символ по ходу рассказывания сказки взрослым, затем можно переходить к разыгрыванию сказки.
Отработка приема происходит в результате повторяющихся заданий, содержание которых постепенно расширяется, обогащается новыми связями. В дальнейшем можно придумывать с детьми и новые сказки, используя готовые заместители или разыгрывая бытовые сюжеты.
Данный прием моделирования обеспечивает единство речевой и мыслительной деятельности.
Мнезис в переводе с латинского означает память. Таким образом, приемы мнемотехники призваны облегчить запоминание и увеличить объем памяти путем образования дополнительных ассоциаций.
Особенность приема – применение не изображения предметов, а символов. Символизм характерен для детского рисунка в дошкольном возрасте и не вызывает трудностей в восприятии мнемотаблиц.
Мнемотаблицы служат дидактическим материалом в работе по развитию связной речи:
– заучивание стихов, загадок, пословиц, чистоговорок;
– пересказывание текстов;
– составление описательных рассказов.
Психологи рекомендуют для детей младшего и среднего дошкольного возраста использовать цветные мнемотаблицы, т.к. еще идет формирование сенсорных эталонов.
Последовательность работы с мнемотаблицами:
– рассматривание таблицы;
– перекодирование информации, преобразование предложенного материала из символов в образы;
– пересказ или заучивание текста.
Критериями усвоения являются: правильное воспроизведение материала, умение самостоятельно расшифровывать символы.
1. Пересказать сказку.
2. Какие из символов подходят воробью, а какие зайцу?
3. Рассказать, чем похожи лиса и заяц?
4. Загадки:
Варианты заданий:
Отгадать загадку, выбрать отгадку;
Выучить загадку, используя мнемодорожку;
Придумать загадку, изобразить ее на дорожке
Длиннохвостые крошки боятся кошки
5. Составление героями сказки описательного рассказа.
Пройти по мостику в лес, к грибку, рассказать о себе.
6. Заучивание стихов:
Воробей
Воробей по лужице
Прыгает и кружится.
Перышки взъерошил он,
Хвостик распушил.
Погода хорошая!
Чил, чив, чил!
А.Барто
Хитрый грибок
Хитрый маленький грибок
В круглой, красной шляпке.
Он не хочет в кузовок,
Он играет в прятки.
Притаился возле пня –
Поиграть зовет меня!
7. Образование родственных слов.
8. Согласование существительного и числительного.
9. Согласование в роде, числе и падеже.
Вижу кого, (что)? | Пою о ком, (о чем)? | Подарю кому, (чему)? | Дружу с кем, (с чем)? |
10. Образование глаголов.
Кто (что) из героев сказки:
ползает | прыгает | летает | ходит | бегает | растет |
11. Образование сложных слов.
12. Образование притяжательных прилагательных.
Кого хотел сфотографировать муравей?
13. Экология.
Зачеркнуть то, чего не бывает летом
Что нельзя делать в лесу?
Рассказать, как появляются бабочка и лягушка.
14. Математика. Логика.
Соотнести по величине грибы и героев сказки.
Решить веселые примеры.
15. Пальчиковая гимнастика.
Дождь идет сильней, сильней, Под грибок встал муравей. Место бабочке нашлось, Мышка к грибу подбежала, Воробьишка весь промок, Тоже встал он под грибок. |
Зайку от лисы спасали, Далеко ее прогнали. Как под маленьким грибком А лягушка: “Ква-ква-ква”, Гриб-то вырос, ха-ха-ха! |
16. Физкультминутка
Ну-ка, зайка, поскачи, поскачи,
Ты на травку упади, упади, Полежи и отдохни, отдохни. Отдохнул, теперь вставай, Прыгать тоже начинай. |
Использование приемов наглядного моделирования помогает нам задействовать все виды памяти (зрительную, слуховую, двигательную при использовании приема зарисовки таблицы с детьми), совершенствует мышление и речь, делает высказывания детей более логичными и последовательными, поддерживает интерес детей дошкольного возраста к активной речевой деятельности.
Используемая литература:
- Барсукова Е.Л. Автоматизация звуков с использованием мнемодорожек. //Логопед № 5, 2009.
- Баряева Л.Б., Логинова Е.Т., Лопатина Л.В. Я – говорю! М., 2007.
- Полянская Т.Б. Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста. СПб., 2009.
- Стукалина В.П. Система работы по обучению детей с ОНР связной монологической речи через моделирование сюжета. М., “Первое сентября”, 2009.
Предварительный просмотр:
Игровое пособие
"Волшебный стол"
Практика логопедической работы показывает, что метод наглядного моделирования является эффективным коррекционным средством. Он позволяет ребенку зрительно представить абстрактные понятия (звук, слово, текст), научиться работать с ними. Это особенно важно для дошкольников, поскольку мыслительные задачи у них решаются с преобладающей ролью внешних средств, наглядный материал усваивается лучше вербального (Т.В. Егорова, 1973; А.Н. Леонтьев, 1981).
Наглядное моделирование - это воспроизведение существенных свойств изучаемого объекта, создание его заместителя и работа с ним.
Использование модели приведет к поставленным целям в том случае, если будут пройдены все этапы работы с моделью:
- знакомство с графическим образом модели;
- дешифровка модели;
- непосредственно работа с моделью.
Формирование навыков наглядного моделирования происходит в определенной последовательности с постоянным повышением доли самостоятельного участия дошкольников.
Использование моделей на логопедических занятиях ставит своей целью формирование представлений об основных признаках и структуре изучаемых объектов, об отношениях и связях между элементами этих объектов. Широкое применение получило знаково-символическое моделирование. Например, при формировании звукового анализа и синтеза используются графические схемы структуры предложения, слогового и звукового состава слова. Работа с моделью предполагает определенный уровень сформированности умственных операций у детей (анализа, синтеза, сравнения, абстрагирования, обобщения), что должен учитывать логопед при выборе моделей. Назначение модели – облегчить процесс усвоения ребенком предлагаемого ему материала, но достигнуть этого можно только, если модель отражает основные свойства объекта и доступна ребенку по возрасту.
Возможности использования наглядных моделей в ходе коррекционно-развивающего обучения, широки. Например, пособие «Волшебный стол».
При создании этого пособия я использовала модели, предлагаемые Т.А. Ткаченко, И.В. Скворцовой, а также общепринятые обозначения и схемы (например, обозначение красным цветом гласного звука, синим – твердого согласного, зеленым – мягкого согласного и др.). Остальные модели придумала сама.
Для создания пособия была сделана столешница. Столешница с помощью самоклеящейся пленки была разделена на сектора, в каждый из которых была помещена модель того или иного задания, используемого на моих занятиях. В центре стола – легко вращающаяся стрелка. Все модели из секторов стола продублированы на карточках.
Секторы «Волшебного стола»:
1 блок – формирование лексико-грамматических представлений.
- «Скажи чей?» (образование притяжательных прилагательных)
- «Скажи ласково» (образование слов с уменьшительно-ласкательным значением)
- «Большой, еще больше, самый большой» (образование сравнительной степени прилагательных)
- «Один-много» (образование множественного числа)
- «Мой или моя?» (определение рода существительных)
- «Скажи наоборот» (подбор антонимов)
- «Скажи так же» (подбор синонимов)
- «Маленькое слово» (использование предлогов) – один предлог на столе, остальные на карточках
2 блок – работа со звуками.
- «Расскажи про звук» (анализ звука: гласный-согласный; твердый-мягкий; звонкий- глухой)
- «Где звук?» (определение места звука в слове)
- «Раздели слово на части» (деление слова на слоги)
3 блок – развитие словаря и связной речи.
- «Назови детенышей животных»
- «Скажи, живое или неживое»
- «Назови слова-родственники» (образование однокоренных слов)
- «Слово одно, а значений много» (работа с многозначными словами)
И последний сектор «Вопрос» - сектор сюрпризов для ребят и возможность для логопеда включить в занятие любое другое задание, которого нет на столе.
Самое удобное, что все эти задания можно использовать на любом речевом материале, при работе с любой группой звуков.
Это универсальное пособие, которое можно использовать как на индивидуальных, так и на подгрупповых занятиях. Работать с таким столом не сложно. Варианты выбора модели:
- Логопед объявляет задание – дети ищут соответствующую модель (поворачивают стрелку).
- Логопед выбирает модель (поворачивает стрелку) – дети рассказывают в чем суть задания.
- Дети сами выбирают модель (задание).
Надо отметить, что карточки являются так же достаточно востребованным и самостоятельным пособием, они очень удобны на индивидуальных занятиях.
Схема использования самой модели при работе над звукопроизношением: берем несколько слов на определенный звук и выполняем задание, затем на том же речевом материале выполняем другое задание (меняем карточку или поворачиваем стрелку).
Например: автоматизация звука Р, слова – рука, рыба, шар, сыр, ковер, нора, гора, дыра, перо.
- Сектор «Скажи ласково» - ручка, рыбка, шарик, сырок, коврик, норка, горка, дырка, перышко.
- Сектор «Один-много» - руки, рыбы, шары, сыры, ковры, норы, горы, дыры, перья.
- Сектор «Мой или моя?» - рука, рыба, нора, гора, дыра - моя, шар, сыр, ковер – мой, перо - моё.
Самым большим достоинством данного пособия, помимо его универсальности, является то, что дети сами проговаривают формулировку задания, озвучивают свои действия, таким образом лучше осмысливая его. Например, дети говорят так: «Сейчас мы будем подбирать слово с похожим значением», «Мы образовывали новые слова, они более ласковые» или «Мы думали, как можно сказать про эти слова, мой или моя» и др. Конечно, такие ответы я слышу в середине или к концу учебного года, когда дети осваивают модели и эти ответы тоже являются результатом моей работы.
Кроме всего выше сказанного хочется отметить, что детям дается возможность самим выбрать задание, которое они хотят выполнить, или, что добавляет элемент игры, довериться случаю и просто раскрутить стрелку. А ведь этого мы и добиваемся - повысить самостоятельность детей и за счет этого эффективность самих занятий.
Список литературы:
- Логопедия / Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. – М.: ВЛАДОС, 1998.
- В первый класс - без дефектов речи: Методическое пособие / Ткаченко Т.А.- СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 1999.
- Программа развития и обучения дошкольника. 100 логопедических игр. Для детей 4-6 лет / Скворцова И.В. – СПб.: Издательский Дом «Нева», М.: «ОЛМА-ПРЕСС ОБРАЗОВАНИЕ», 2003.
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
В условиях реализации ФГОС ДОО каждый педагог ищет новые средства и методы, которые соответствуют целям и требованиям дошкольного образования. Одной из новых форм организации образовательной деятельности, которая охватывает все образовательные области в соответствии с ФГОС ДОО и способствует достижению поставленных целей путем объединения совместных усилий, является лэпбук .
Так что же такое лэпбук ? Лэпбук ( lapbook ) в дословном переводе с английского языка значит "наколенная книга". Она представляет собой тематическую папку с кармашками, блокнотами и окошками, подвижными деталями, которые ребенок может доставать, перекладывать, складывать по своему усмотрению. Это книга, которую педагог собирает, склеивает ее отдельные части в единое целое, креативно оформляет, используя всевозможные цвета и формы. Чаще всего основой для лэпбука является твердая бумага или картон. Таким образом, можно сказать, что лэпбук — это собирательный образ плаката, книги и раздаточного материла, который направлен на развитие творческого потенциала в рамках заданной темы, расширяя не только кругозор, но и формируя навыки и умения.
Чем для меня стала привлекательна данная форма работы с детьми? Во-первых , Лэпбук помогает ребенку по своему желанию организовать информацию по интересующей его теме, лучше понять и запомнить материал. Во-вторых , это отличный способ для повторения пройденного материала. В любое удобное время ребенок просто открывает Лэпбук и с радостью повторяет пройденное, рассматривая книжку. В-третьих , ребенок сам может участвовать в сборе информации. В-четвертых , можно выбрать задания под силу каждому (для малышей – кармашки с карточками или фигурками животных, а старшим детям – задания, подразумевающие умение писать и т.д.) В-пятых , Лэпбук хорошо подойдет для занятий в группах, где одновременно будут заняты несколько детей. Ну и в конце концов, это просто интересно. Дошкольникам нужны эмоциональные, яркие и увлекательные занятия!
Лепбук отвечает требованиям ФГОС ДОДО к предметно-развивающей среде : информативен; полифункционален : способствует развитию творчества, воображения. Пригоден к использованию одновременно группой детей (в том числе с участием взрослого как играющего партнера); обладает дидактическими свойствами; является средством художественно-эстетического развития ребенка, приобщает его к миру искусства; вариативен (есть несколько вариантов использования каждой его части); его структура и содержание доступно детям дошкольного возраста; обеспечивает игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников.
Лэпбук – вид совместной деятельности взрослого и ребёнка. Лэпбук привлекает детей своей необычной формой, ярким цветом и разнообразием материала. Каждый лэпбук уникален, нет правильного или неправильного метода его создания. Лэпбук способствует развитию творческого мышления, развивает познавательный интерес. Лэпбук , содержащий в себе множество кармашков, окошечек, книжек раскладушек, по разному раскрывающихся, будет способствовать развитию мелкой моторики детей.
Лэпбук отвечает основным тезисам партнёрской деятельности взрослого с детьми. Это: - включенность воспитателя в деятельность наравне с детьми; - добровольное присоединение дошкольников к деятельности (без психического и дисциплинарного принуждения); - свободное общение и перемещение детей во время деятельности (при соответствии организации рабочего пространства); открытый временной конец деятельности (каждый работает в своем темпе ). Лэпбук – активизирует у детей интерес к познавательной деятельности. Появляется возможность проявить себя каждому ребёнку! Помогает детям лучше понять и запомнить информацию. Лэпбук – позволяет сохранить собранный материал.
Представляю Вашему вниманию лэпбук «Волшебница Зима» (создан для закрепления пройденного материала по лексическим темам о зиме)
1 страница Зима. Признаки зимы. Названия зимних месяцев. Ребенок, рассматривая картинки , называет признаки зимы, запоминает названия зимних месяцев.
2 страница Собраны задания по развитию связной речи по лексическим темам: «Зима. Зимняя одежда», «Зима. Зимние забавы», «Зимующие птицы». Задания: Отгадай загадки и объясни, что помогло тебе их отгадать; Чтение, ответы на вопросы, пересказ; Объясни пословицы; Что лишнее и почему?; Объясни словечко
3 страница «Зимующие птицы » Размещены картинки с изображением кормушки, конверт с предметными картинками – птицами. Ребенку дается задание – отобрать картинки с зимующими птицами, назвать птиц, поместить зимующих птиц на кормушку.
4 страница А) Чистоговорки на дифференциацию звуков по теме «Зима»; Б) 3 «гармошки» с лексико-грамматическими упражнениями по теме «Зима».
5 страница Посвящена теме «Как звери зимуют»
6 страница Плакат «Где зимой можно играть, где играть нельзя».
7 страница Посвящена развитию связной речи А). 2 сюжетных картинки для составления детьми творческих рассказов. Б). 1 конверт с мнемотаблицами для составления рассказов. В). 1 конверт с мнемо -квадратами для составления предложений .
8 страница Книжка-малышка «Снеговик», в которой собраны загадки по лексической теме «Зима». Конверт с дидактической игрой «Собери пазлы ».
9 страница Картинки для дидактической игры «Найди 10 отличий».
В книжке – раскладушке поместилось очень много информации в очень привлекательной и интересной форме. Но каждый педагог может сделать лэпбук по-своему. Лэпбук «Волшебница Зима» я делала самостоятельно. Увидев заинтересованность детей в дальнейшем планирую привлечь к созданию лэпбуков воспитанников, и их родителей!