"Лучшие практики развития родной речи детей дошкольного возраста-2025"

Коданмай Олча Коминаевна

Региональный конкурс профессионального мастерства

"Лучшие практики развития родной речи детей докшольного возраста-2025"

1. Медиавизитка учителя тувинского языка 

https://rutube.ru/video/fdffbc986d21e1abe59b87d4ca640b51/

 

2. Мини-эссе "Я-воспитатель"

      На свете есть тысячи разных профессий, все они важные и интересные. Каждый человек должен избрать ту профессию, которая соответствует его природным наклонностям и способностям.

      Моя профессия «воспитатель»… Профессия, которая всегда требует ежедневного кропотливого труда в развитии и воспитании детей.

      Как же я стала воспитателем?..

      Я родилась старшей дочерью родителей, воспитывалась бабушкой и дедушкой на чабанской стоянке. Мое детство прошло в просторных степях горы «Агар», возле гор «Сайгын», у берегов реки «Тес-Хем». С малых лет бабушка учила меня уважать старших, чтить предков, обучала традициям и обычаям нашего  тувинского народа. Она всегда говорила мне народными пословицами: «Эки кылган ажыл, элеп читпес алдар», «Ие созун ижип болбас, ада созун ажырып болбас».  Эти мудрые  слова до сих пор звучат в моих ушах…  Кроме этого, с детства меня научили ухаживать за домашними животными, считать их, оберегать детенышей. Будучи школьницей, всегда возилась с маленькими детьми родственников, можно сказать, что воспитывала и обучала их. Иногда старшие звали меня не по имени, а просто одним словом «башкы». Считаю, что именно в детстве сформировался интерес к данной профессии.

     Воспитатель – это педагог, который относится к своей профессии как к призванию, а к себе как, мастеру своего дела. Только так можно сплотить детей, родителей и коллег. Для меня важно, чтобы ребенок поверил мне, сохранил уважение. Когда я вижу улыбки детей и счастливые лица их родителей, хочется верить, что, отдавая частицу себя, вкладывая часть своей души и своего сердца в каждого ребенка, мир станет добрее и лучше. Я всегда стремилась и стремлюсь сделать мир маленьких детей красочным, ярким и стараюсь каждый день превратить в сказку. А в эти сказки верят не только дети, но и мои родители, всячески поддерживая мои идеи.

     Современные дети совсем другие, и им надо соответствовать, поэтому я особое внимание уделяю самообразованию, регулярному повышению квалификации. Талант педагога, прежде всего, проявляется в умении создавать атмосферу счастья, радости удовольствия. Это важная атмосфера для каждого из нас. Только нужно найти этот волшебный ключик, который поможет раскрыться всему самому лучшему, что заложено в ребенке природой.

     Воспитатель должен любить детей, так как воспитание - длительный процесс, требующий духовной щедрости и большого терпения. Ведь детей нельзя делить по принципу «мои» и «чужие», поэтому, на мой взгляд, воспитатель должен обладать особыми личными качествами, такими как коммуникабельность, эмоциональность, толерантность. И только тогда, когда ты скажешь это мои дети, почувствуешь удовлетворение от своего труда.

     Всегда улыбчивые лица детей, их звонкий смех, благодарные слова родителей дают веру, надежду и любовь к моей нелегкой профессии. Если была бы возможность заново выбирать профессию из всех возможных, я все равно выбрала бы профессию «воспитатель». Я верна ей…

3. Педагогическое мероприятие с воспитанниками

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад «Челээш» комбинированного вида с.Самагалтай

 

 

 

 

КОНСПЕКТ

педагогического мероприятия по образовательной области

 «Познавательное развитие» в старшей группе

«Герой России – Донгак Мерген Очур-оолович».

    

Подготовила и провела

учитель тувинского языка

Коданмай Олча Коминаевна

 

 

 

Самагалтай, 2025г.

 

 

 

Возраст детей: старшая (5-6 лет)

Образовательная область: Познавательное развитие

Интеграция образовательных областей: речевое, социально-коммуникативное, художественно-эстетическое, физическое развитие

Виды детской деятельности: познавательно-речевое, продуктивное

Формы образовательной деятельности: подгрупповое

Цель: знакомство с героем России и его подвигами, воспитание чувства патриотизма, гордости за страну, стремление показать причастность каждого россиянина к судьбе своей Родины.

 Задачи:

Образовательные: формировать представление о мужестве и героизме, раскрыть понятие подвиг,рассказать о понятии «герой», обсудить какими качествами должен обладать человек, чтобы его назвали героем;

Воспитательные: воспитывать гражданскую позицию, отношение к своей Родине на примерах подвигов обычных людей; расширять представления детей о героях и героических поступках;

 Развивающие: развивать  нравственные качества личности на примерах героев, воспитывать любовь к Родине.

 Материалы и оборудование: мультимедийное оборудование, презентация, заготовки-шаблоны, нитки, ручки

Методы и приемы: словесная, наглядная, художественное слово, игровая, практическая, ИКТ.

Словарная работа: медаль, герой, Герой России, защитники, подвиг, указ.

Планируемый результат: стремиться узнавать новое о своей стране и её героях; активно участвовать в выполнении творческих заданий, сравнивать и анализировать информацию, представленную в иллюстративном виде.

Структура педагогического мероприятия:

Этап занятия

(структурные  компоненты деятельности)

Ход педагогического мероприятия

Деятельность педагога

Деятельность детей

Время

  1. Организационный момент

(игра, ритуал начала занятия­)

- Здравствуйте! Ребята, давайте за руки возьмемся и сделаем большой красивый круг. Меня зовут Олча Коминаевна и сейчас у нас будет занятие по тувинскому языку. Прежде чем начинать занятие, улыбнемся друг другу, пожелаем своей улыбкой добра и поздороваемся на тувинском языке: «Экии!».

Дети вместе с воспитателем образуют круг и приветствуют друг друга по-тувински.

- Экии!

 

 

2 мин

  1. Вводная часть

Проблемная ситуация (или мотивация)  постановка и принятие детьми цели занятия

- А теперь я приглашаю садиться на свои стульчики. Сегодняшнее наше занятие я бы хотела начать со стихотворения. Послушайте его, и скажите, о ком оно?

В истории всегда были герои,

Их имена от мала до велика знали,

Но иногда мы забывали их порой,

Но ненадолго, снова вспоминали.

Герои Отечества – вы без прикрас,

И вечная память героям!

Гордится их подвигом наша страна,

Салют троекратный герою!

- Верно! Я прочла вам стихотворение о героях. А кто такой герой?

- Герой, это человек, который совершил подвиги, необычный по своей храбрости, доблести, самоотверженности.

- А каких героев вы знаете?

- А кто уже догадался, о чем     мы сегодня будем говорить?

- Верно, сегодня мы будем говорить о нынешних героях. Ведь Президент РФ Владимир Путин объявил    2025 год – Годом Защитника Отечества. Я хочу познакомить вас с нашим земляком - Героем России Донгак Мерген Очур-ооловичем  (слайд 1 «фотография героя»)

Мерген Очур-оолович родился в Улуг-Хемском кожууне, селе Арыг-Узуу. С детства увлекался спортом, занимался легкой атлетикой, вольной борьбой, побеждал в республиканских соревнованиях. Он работал учителем физкультуры, а в 2017 году когда, открылся 55-ая мотострелковая бригада, он перевелся туда на работу военным-разведчиком. И оттуда Мерген Очур-оолович  поехал участвовать на специально-военную операцию в Украину. Там он показал себя свои лучшие качества. Его мужественность, смелость, бесстрашие, надежность, мудрость, любовь к Родине удивили многих солдатов, командиров. Мерген Очур-оолович вместе с боевыми товарищами уничтожил 2  танка, 4 пикапа с боеприпасами врагов.  Он спас своего командира и своих товарищей из линии огня.

- «За образцовое выполнение боевых заданий и проявленные при этом отвагу и мужество»  старший сержант Донгак Мерген Очур-оолович удостоен звания Героя Российской Федерации.  Указом президента России от 9 июня 2022 года  Мергену Очур-ооловичу Донгак присвоено звание Героя России (видео о награждении).

Вот такой он, наш земляк Мерген Очур-оолович Донгак. Совершая подвиг, он даже не думал об смертельной опасности, который подстерегает его, ему было важно любой ценой спасти командира и выполнить задание.
- Давайте, все  запомним его имя.

 

 

 

 

 Ответы детей.

 

 

 

 

 

Ответы детей.

- О героях.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дети вместе с педагогом смотрят видеоролик награждения Героя.

 

 

 

Дети повторяют за учителем имя героя.

 

 

 

 

 

 

 

 

15 мин

 

- Ребята, как мы видим, чтобы стать сильным, крепким как наш земляк Герой России нужно уделять большое внимание к физической подготовке. А что же такое физическая подготовка? Как вы ее понимаете?

- Правильно, ребята! Без физической подготовки, без спорта нам не обойтись. А давайте, сделаем физминутку.

Физминутка

 

- Молодцы! А сейчас обратите внимание, на медали нашего Героя России Мерген Очур-ооловича. Как их много! Глядя на этих наград, мы гордимся им!

 

- Как же мы гордимся им! Как же торжественно встречает наш тувинский народ своего сына, Героя России. Ребята, а вы заметили кто же вручает медаль Мерген Очур-ооловичу?

- Верно, ребята, это Сергей Кужугетович Шойгу. Он тоже наш земляк, тоже Герой России. Вот такие вот сыновья нашей малой Родины, нашей тувинской земли, наша гордость!

Герой России – это высшее звание, присваиваемое за заслуги перед государством и народом.

- Ребята, а что же такое малая Родина?

Верно, малая Родина – это то место, где человек родился, вырос, учился, где живут его родные, земляки. Это наше село, наша Республика Тыва.

- А что же такое Большая Родина?

Верно, Большая Родина – это большая страна, с ее богатой историей, традициями и ценностями. Это наша Россия.

У каждого из нас есть две родины: малая и большая.

 

- Давайте, хорошенько рассмотрим медаль Героя России. (Слайд). Что же вы видите?

- Верно, это Медаль «Золотая звезда».  А наверху флаг нашей большой Родины – России.

 

 

- Ребята, а сейчас я приглашаю вас за столы.  Я подготовила для вас заготовки. Посмотрите, что вы видите?

Правильно, медали. И  они похожи на Звезду героя да? Мы  будем украшать его необычным способом: с помощью ниток. Видите, перед вами ручки. А стержни этих ручек – нитки. Сегодня будем украшать только звездочку. Посмотрите, внимательно,  как я это делаю (показ).

 

- Молодцы! Вы все справились!

 

 

 

Ответы детей.

 

 

 

 

Музыкальная физминутка
Дыхательное упражнение

 

 

 

 

 

 

 

 

 

   - Это Сергей Шойгу.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ответы детей.

 

 

 

Ответы детей.

 

 

 

Ответы детей.

 

 

 

 

Ответы детей.

 

 

 

 

 

 

- медали

 

Заключительная часть

(рефлексия)

- А с кем мы сегодня познакомились на занятии? А кто он? Что получил Мерген Очур-оолович?  Каким он был? А что нужно сделать, чтобы  быть как наш Герой?

- Вот и подошел к концу наше сегодняшнее занятие. Эр-хейлер! Байырлыг!

Ответы детей.

3  мин

 

4. Мастер-класс

Наглядный материал "Тыва эр кижинин уш оюну"

Демонстрационный материал изготовлен из настенного календаря. Заголовок календаря и разделы украшены с применением техники "ниткография". Материал состоит из трех разделов, разделены по трем видам игр мужчин -тувинцев:

  • национальная игра "Хуреш" (борьба);
  • ча адары (стрельба из лука);
  • аът чарыжы (конные скачки).


В каждом разделе даны краткие оюъяснения о национальных состязаниях.

В разделе собраны:

  • иллюстрации, фотографии;
  • благопожелания;
  • пословицы;
  • стихотворения;
  • песни тувинского народа.

Работа с нитью позволяет решать сразу несколько дидактических задач:

1. совершенстовать зрительное восприятие детей;

2. развивать зрительно-моторную координацию;

3. формировать плавность, ритмичность и точность движений;

4. развивать речь;

5. расширять знания по основным лексическим темам.

Таким образом, данный дидактичексий материал помогает воспитывать интерес к трем видам национальных игр. стимулирует познавательную активность дошкольников, способствует развитию мыслительной и речевой деятельности.