Главные вкладки
"Лучшие практики развития родной речи детей дошкольного возраста-2025"
Региональный конкурс профессионального мастерства
"Лучшие практики развития родной речи детей докшольного возраста-2025"
1. Медиавизитка учителя тувинского языка
https://rutube.ru/video/fdffbc986d21e1abe59b87d4ca640b51/
2. Мини-эссе "Я-воспитатель"
На свете есть тысячи разных профессий, все они важные и интересные. Каждый человек должен избрать ту профессию, которая соответствует его природным наклонностям и способностям.
Моя профессия «воспитатель»… Профессия, которая всегда требует ежедневного кропотливого труда в развитии и воспитании детей.
Как же я стала воспитателем?..
Я родилась старшей дочерью родителей, воспитывалась бабушкой и дедушкой на чабанской стоянке. Мое детство прошло в просторных степях горы «Агар», возле гор «Сайгын», у берегов реки «Тес-Хем». С малых лет бабушка учила меня уважать старших, чтить предков, обучала традициям и обычаям нашего тувинского народа. Она всегда говорила мне народными пословицами: «Эки кылган ажыл, элеп читпес алдар», «Ие созун ижип болбас, ада созун ажырып болбас». Эти мудрые слова до сих пор звучат в моих ушах… Кроме этого, с детства меня научили ухаживать за домашними животными, считать их, оберегать детенышей. Будучи школьницей, всегда возилась с маленькими детьми родственников, можно сказать, что воспитывала и обучала их. Иногда старшие звали меня не по имени, а просто одним словом «башкы». Считаю, что именно в детстве сформировался интерес к данной профессии.
Воспитатель – это педагог, который относится к своей профессии как к призванию, а к себе как, мастеру своего дела. Только так можно сплотить детей, родителей и коллег. Для меня важно, чтобы ребенок поверил мне, сохранил уважение. Когда я вижу улыбки детей и счастливые лица их родителей, хочется верить, что, отдавая частицу себя, вкладывая часть своей души и своего сердца в каждого ребенка, мир станет добрее и лучше. Я всегда стремилась и стремлюсь сделать мир маленьких детей красочным, ярким и стараюсь каждый день превратить в сказку. А в эти сказки верят не только дети, но и мои родители, всячески поддерживая мои идеи.
Современные дети совсем другие, и им надо соответствовать, поэтому я особое внимание уделяю самообразованию, регулярному повышению квалификации. Талант педагога, прежде всего, проявляется в умении создавать атмосферу счастья, радости удовольствия. Это важная атмосфера для каждого из нас. Только нужно найти этот волшебный ключик, который поможет раскрыться всему самому лучшему, что заложено в ребенке природой.
Воспитатель должен любить детей, так как воспитание - длительный процесс, требующий духовной щедрости и большого терпения. Ведь детей нельзя делить по принципу «мои» и «чужие», поэтому, на мой взгляд, воспитатель должен обладать особыми личными качествами, такими как коммуникабельность, эмоциональность, толерантность. И только тогда, когда ты скажешь это мои дети, почувствуешь удовлетворение от своего труда.
Всегда улыбчивые лица детей, их звонкий смех, благодарные слова родителей дают веру, надежду и любовь к моей нелегкой профессии. Если была бы возможность заново выбирать профессию из всех возможных, я все равно выбрала бы профессию «воспитатель». Я верна ей…
3. Педагогическое мероприятие с воспитанниками
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад «Челээш» комбинированного вида с.Самагалтай
КОНСПЕКТ
педагогического мероприятия по образовательной области
«Познавательное развитие» в старшей группе
«Герой России – Донгак Мерген Очур-оолович».
Подготовила и провела
учитель тувинского языка
Коданмай Олча Коминаевна
Самагалтай, 2025г.
Возраст детей: старшая (5-6 лет)
Образовательная область: Познавательное развитие
Интеграция образовательных областей: речевое, социально-коммуникативное, художественно-эстетическое, физическое развитие
Виды детской деятельности: познавательно-речевое, продуктивное
Формы образовательной деятельности: подгрупповое
Цель: знакомство с героем России и его подвигами, воспитание чувства патриотизма, гордости за страну, стремление показать причастность каждого россиянина к судьбе своей Родины.
Задачи:
Образовательные: формировать представление о мужестве и героизме, раскрыть понятие подвиг,рассказать о понятии «герой», обсудить какими качествами должен обладать человек, чтобы его назвали героем;
Воспитательные: воспитывать гражданскую позицию, отношение к своей Родине на примерах подвигов обычных людей; расширять представления детей о героях и героических поступках;
Развивающие: развивать нравственные качества личности на примерах героев, воспитывать любовь к Родине.
Материалы и оборудование: мультимедийное оборудование, презентация, заготовки-шаблоны, нитки, ручки
Методы и приемы: словесная, наглядная, художественное слово, игровая, практическая, ИКТ.
Словарная работа: медаль, герой, Герой России, защитники, подвиг, указ.
Планируемый результат: стремиться узнавать новое о своей стране и её героях; активно участвовать в выполнении творческих заданий, сравнивать и анализировать информацию, представленную в иллюстративном виде.
Структура педагогического мероприятия:
Этап занятия (структурные компоненты деятельности) | Ход педагогического мероприятия | ||
Деятельность педагога | Деятельность детей | Время | |
(игра, ритуал начала занятия) | - Здравствуйте! Ребята, давайте за руки возьмемся и сделаем большой красивый круг. Меня зовут Олча Коминаевна и сейчас у нас будет занятие по тувинскому языку. Прежде чем начинать занятие, улыбнемся друг другу, пожелаем своей улыбкой добра и поздороваемся на тувинском языке: «Экии!». | Дети вместе с воспитателем образуют круг и приветствуют друг друга по-тувински. - Экии! |
2 мин |
Проблемная ситуация (или мотивация) постановка и принятие детьми цели занятия | - А теперь я приглашаю садиться на свои стульчики. Сегодняшнее наше занятие я бы хотела начать со стихотворения. Послушайте его, и скажите, о ком оно? В истории всегда были герои, Их имена от мала до велика знали, Но иногда мы забывали их порой, Но ненадолго, снова вспоминали. Герои Отечества – вы без прикрас, И вечная память героям! Гордится их подвигом наша страна, Салют троекратный герою! - Герой, это человек, который совершил подвиги, необычный по своей храбрости, доблести, самоотверженности. - А каких героев вы знаете? - А кто уже догадался, о чем мы сегодня будем говорить? - Верно, сегодня мы будем говорить о нынешних героях. Ведь Президент РФ Владимир Путин объявил 2025 год – Годом Защитника Отечества. Я хочу познакомить вас с нашим земляком - Героем России Донгак Мерген Очур-ооловичем (слайд 1 «фотография героя») Мерген Очур-оолович родился в Улуг-Хемском кожууне, селе Арыг-Узуу. С детства увлекался спортом, занимался легкой атлетикой, вольной борьбой, побеждал в республиканских соревнованиях. Он работал учителем физкультуры, а в 2017 году когда, открылся 55-ая мотострелковая бригада, он перевелся туда на работу военным-разведчиком. И оттуда Мерген Очур-оолович поехал участвовать на специально-военную операцию в Украину. Там он показал себя свои лучшие качества. Его мужественность, смелость, бесстрашие, надежность, мудрость, любовь к Родине удивили многих солдатов, командиров. Мерген Очур-оолович вместе с боевыми товарищами уничтожил 2 танка, 4 пикапа с боеприпасами врагов. Он спас своего командира и своих товарищей из линии огня. - «За образцовое выполнение боевых заданий и проявленные при этом отвагу и мужество» старший сержант Донгак Мерген Очур-оолович удостоен звания Героя Российской Федерации. Указом президента России от 9 июня 2022 года Мергену Очур-ооловичу Донгак присвоено звание Героя России (видео о награждении). Вот такой он, наш земляк Мерген Очур-оолович Донгак. Совершая подвиг, он даже не думал об смертельной опасности, который подстерегает его, ему было важно любой ценой спасти командира и выполнить задание. |
Ответы детей.
Ответы детей. - О героях.
Дети вместе с педагогом смотрят видеоролик награждения Героя.
Дети повторяют за учителем имя героя. |
15 мин |
| - Ребята, как мы видим, чтобы стать сильным, крепким как наш земляк Герой России нужно уделять большое внимание к физической подготовке. А что же такое физическая подготовка? Как вы ее понимаете? - Правильно, ребята! Без физической подготовки, без спорта нам не обойтись. А давайте, сделаем физминутку. Физминутка
- Молодцы! А сейчас обратите внимание, на медали нашего Героя России Мерген Очур-ооловича. Как их много! Глядя на этих наград, мы гордимся им!
- Как же мы гордимся им! Как же торжественно встречает наш тувинский народ своего сына, Героя России. Ребята, а вы заметили кто же вручает медаль Мерген Очур-ооловичу? - Верно, ребята, это Сергей Кужугетович Шойгу. Он тоже наш земляк, тоже Герой России. Вот такие вот сыновья нашей малой Родины, нашей тувинской земли, наша гордость! Герой России – это высшее звание, присваиваемое за заслуги перед государством и народом. - Ребята, а что же такое малая Родина? Верно, малая Родина – это то место, где человек родился, вырос, учился, где живут его родные, земляки. Это наше село, наша Республика Тыва. - А что же такое Большая Родина? Верно, Большая Родина – это большая страна, с ее богатой историей, традициями и ценностями. Это наша Россия. У каждого из нас есть две родины: малая и большая.
- Давайте, хорошенько рассмотрим медаль Героя России. (Слайд). Что же вы видите? - Верно, это Медаль «Золотая звезда». А наверху флаг нашей большой Родины – России.
- Ребята, а сейчас я приглашаю вас за столы. Я подготовила для вас заготовки. Посмотрите, что вы видите? Правильно, медали. И они похожи на Звезду героя да? Мы будем украшать его необычным способом: с помощью ниток. Видите, перед вами ручки. А стержни этих ручек – нитки. Сегодня будем украшать только звездочку. Посмотрите, внимательно, как я это делаю (показ).
- Молодцы! Вы все справились! |
Ответы детей.
Музыкальная физминутка
- Это Сергей Шойгу.
Ответы детей.
Ответы детей.
Ответы детей.
Ответы детей.
- медали |
|
Заключительная часть (рефлексия) | - А с кем мы сегодня познакомились на занятии? А кто он? Что получил Мерген Очур-оолович? Каким он был? А что нужно сделать, чтобы быть как наш Герой? - Вот и подошел к концу наше сегодняшнее занятие. Эр-хейлер! Байырлыг! | Ответы детей. | 3 мин |
4. Мастер-класс
Наглядный материал "Тыва эр кижинин уш оюну"
Демонстрационный материал изготовлен из настенного календаря. Заголовок календаря и разделы украшены с применением техники "ниткография". Материал состоит из трех разделов, разделены по трем видам игр мужчин -тувинцев:
- национальная игра "Хуреш" (борьба);
- ча адары (стрельба из лука);
- аът чарыжы (конные скачки).
В каждом разделе даны краткие оюъяснения о национальных состязаниях.
В разделе собраны:
- иллюстрации, фотографии;
- благопожелания;
- пословицы;
- стихотворения;
- песни тувинского народа.
Работа с нитью позволяет решать сразу несколько дидактических задач:
1. совершенстовать зрительное восприятие детей;
2. развивать зрительно-моторную координацию;
3. формировать плавность, ритмичность и точность движений;
4. развивать речь;
5. расширять знания по основным лексическим темам.
Таким образом, данный дидактичексий материал помогает воспитывать интерес к трем видам национальных игр. стимулирует познавательную активность дошкольников, способствует развитию мыслительной и речевой деятельности.




