Самообразование
План самообразования
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
шаблон технологической карты крока | 19.23 КБ |
технологическая карта урока | 19.78 КБ |
структура урока по ФГОС НОО | 233.19 КБ |
современный урок русского языка | 128.5 КБ |
План самообразования | 51.5 КБ |
Индивидуальный план профессионального развития учителя | 78 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока
Предмет: русский язык
Дидактическая структура урока | Формируемые способы деятельности | |||
Личностные | Регулятивные | Коммуникативные | Познавательные | |
Организационный момент | Осуществляемые действия: -эмоциональный настрой на урок положительный; Формируемые способы деятельности: -проявление эмоционального отношения в учебно-познавательной деятельности. | Осуществляемые действия: -помощь учителю в проверки явки на урок; Формируемые способы деятельности: -выявление готовности к уроку. | Осуществляемые действия: -слушание собеседника; Формируемые способы деятельности: -построение понятных для собеседника высказываний. | Осуществляемые действия: -активное слушание учителя; -выдвижение предложений о теме урока. Формируемые способы деятельности: - формулирования собственных ожиданий. |
Проверка домашнего задания | Осуществляемые действия: -повторение ранее изученного материала Формируемые способы деятельности: -проявление эмоционального отношения в учебно-познавательной деятельности | Осуществляемые действия: -контролируют правильность ответов учащихся. Формируемые способы деятельности: -оценивают результаты по алгаритму; -адекватное восприятие оценки учителя. | Осуществляемые действия: - взаимодействуют с учителем во время опроса. Формируемые способы деятельности: - продолжение развития умения использовать простые речевые средства для передачи своего мнения; -умение полно и точно выражать свои мысли.
| Осуществляемые действия: -взаимоконтроль и внесение корректив в учебно-познавательную деятельность. Формируемые способы деятельности: - развитие и углубление потребностей и мотивов учебно-познавательной деятельности. |
Актуализация знаний | Осуществляемые действия: -активизация имевшихся ранее знаний; -активное погружение в тему; -высказывание различных вариантов решения данной проблемы. Формируемые способы деятельности: -умение слушать в соответствии с целевой установкой; -принимать и сохранять учебную цель и задачу; -дополнять, уточнять высказанные мнения по существу полученного задания. | Осуществляемые действия: -аргументация своего мнения и позиции в коммуникации. Формируемые способы деятельности: - принимать и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения, -адекватно воспринимать оценки учителя, товарищей. | Осуществляемые действия: -аргументация своего мнения и позиции в коммуникации. Формируемые способы деятельности: -Прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения материала. | Осуществляемые действия: - развитие и углубление потребностей и мотивов учебно-познавательной деятельности. Формируемые способы деятельности: -задавать вопросы, адекватно использовать средства устного общения для решения коммуникативных задач. |
Изучение нового материала | Осуществляемые действия: - восприятие, осмысление, запоминание учебного материала; Формируемые способы деятельности: - Способствовать проявлению самостоятельности в разных видах деятельности. -Установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом. | Осуществляемые действия: - самостоятельное определение темы урока; - осознание целей и задач обучения; - восприятие, осмысление, запоминание учебного материала; - осмысление темы нового материала и основных вопросов, подлежащих к усвоению. Формируемые способы деятельности: -формирование умения учиться высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника; -формирование умения оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей; - формирование умения прогнозировать предстоящую работу (составлять план); -формирование умения слушать и понимать других; -формирование умения формулировать свои мысли в устной форме; -формирование умения работать в парах, в группах.
| Осуществляемые действия: -Запись орфограммы в тетрадь теории. Формируемые способы деятельности: -владение умениями совместной деятельности и координации деятельности с другими её участниками. | Осуществляемые действия : - развитие и углубление потребностей и мотивов учебно-познавательной деятельности - развитие умения получать информацию из рисунка, текста и строить сообщения в устной форме - развитие умения проводить сравнение изученных объектов по самостоятельно выделенным основаниям - развитие умения осуществлять поиск необходимой информации, используя дополнительные источники информации - развитие умения строить простые рассуждения. Формируемые способы деятельности: -формирование умения осуществлять познавательную и личностную рефлексию. |
Динамическая пауза | - Установка на здоровый образ жизни и ее реализация на уроке. | -Выполнение действий по образцу. | -Выполнение действий по образцу. | -Выполнение действий по образцу. |
Закрепление изученного | Осуществляемые действия - осмысление темы нового материала и основных вопросов, подлежащих усвоению - применение на практике и последующее повторение нового материала. Формируемые способы деятельности -формирование умения выказывать своё отношение к новому материалу, выражать свои эмоции -формирование мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности -формирование умения оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией | Осуществляемые действия -самостоятельное выполнение упражнения с взаимопроверкой по образцу. Формируемые способы деятельности -учиться проявлять самостоятельность в разных видах деятельности | Осуществляемые действия -формирование умения учитывать позицию собеседника, осуществлять сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками.
Формируемые способы деятельности -формирование умения строить речевое высказывание в соответствии с поставленным вопросом. | Осуществляемые действия -самостоятельное выполнение упражнения с взаимопроверкой по образцу. Формируемые способы деятельности -грамотное построение устного высказывания; -читают и слушают, извлекая необходимую информацию. |
Подведение итогов | Осуществляемые действия: Проговаривают орфограммы, с которыми работали на уроке. Формируемые способы деятельности: Установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом. | Формируемые способы деятельности -принимать и сохранять учебную задачу. | Формируемые способы деятельности -Смысловое чтение; -умение выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. | Формируемые способы деятельности - подводить языковой факт под понятия разного уровня обобщения. |
Рефлексия | Осуществляемые действия: Фиксируют материал, изученный на уроке, выявляют недостаток тех знаний и умений, которых им не хватает для решения новых проблем, оценивают личный вклад в результаты коллективной деятельности. Формируемые способы деятельности: Адекватное понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности Понимать личную ответственность за результаты деятельности Самооценка на основе критерия успешности. | Осуществляемые действия: Фиксируют материал, изученный на уроке, выявляют недостаток тех знаний и умений, которых им не хватает для решения новых проблем, оценивают личный вклад в результаты коллективной деятельности. Формируемые способы деятельности: Формулировать и аргументировать своё мнение, учитывать мнения одноклассников при выработке коллективного решения. | Осуществляемые действия: Фиксируют материал, изученный на уроке, выявляют недостаток тех знаний и умений, которых им не хватает для решения новых проблем, оценивают личный вклад в результаты коллективной деятельности. Формируемые способы деятельности: Выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью. | Осуществляемые действия: Фиксируют материал, изученный на уроке, выявляют недостаток тех знаний и умений, которых им не хватает для решения новых проблем, оценивают личный вклад в результаты коллективной деятельности. Формируемые способы деятельности: Самооценка на основе критерия успешности. |
Домашнее задание | Формируемые способы деятельности: Конкретизирует и комментирует учебный материал для домашней работы. Фиксируют домашнее задание в дневниках. | Формируемые способы деятельности: Конкретизирует и комментирует учебный материал для домашней работы. Фиксируют домашнее задание в дневниках. | Формируемые способы деятельности: Конкретизирует и комментирует учебный материал для домашней работы. Фиксируют домашнее задание в дневниках. | Формируемые способы деятельности: Конкретизирует и комментирует учебный материал для домашней работы. Фиксируют домашнее задание в дневниках. |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока
Ф.И.О.
Предмет:
Дидактическая структура урока | Формируемые способы деятельности | |||
Личностные | Регулятивные | Коммуникативные | Познавательные | |
Организационный момент | Осуществляемые действия: -эмоциональный настрой на урок положительный; Формируемые способы деятельности: -проявление эмоционального отношения в учебно-познавательной деятельности. | Осуществляемые действия: -помощь учителю в проверки явки на урок; Формируемые способы деятельности: -выявление готовности к уроку. | Осуществляемые действия: -слушание собеседника; Формируемые способы деятельности: -построение понятных для собеседника высказываний. | Осуществляемые действия: -активное слушание учителя; -выдвижение предложений о теме урока. Формируемые способы деятельности: - формулирования собственных ожиданий. |
Проверка домашнего задания | Осуществляемые действия: -повторение ранее изученного материала Формируемые способы деятельности: -проявление эмоционального отношения в учебно-познавательной деятельности | Осуществляемые действия: -контролируют правильность ответов учащихся. Формируемые способы деятельности: -оценивают результаты по алгаритму; -адекватное восприятие оценки учителя. | Осуществляемые действия: - взаимодействуют с учителем во время опроса. Формируемые способы деятельности: - продолжение развития умения использовать простые речевые средства для передачи своего мнения; -умение полно и точно выражать свои мысли.
| Осуществляемые действия: -взаимоконтроль и внесение корректив в учебно-познавательную деятельность. Формируемые способы деятельности: - развитие и углубление потребностей и мотивов учебно-познавательной деятельности. |
Актуализация знаний | Осуществляемые действия: -активизация имевшихся ранее знаний; -активное погружение в тему; -высказывание различных вариантов решения данной проблемы. Формируемые способы деятельности: -умение слушать в соответствии с целевой установкой; -принимать и сохранять учебную цель и задачу; -дополнять, уточнять высказанные мнения по существу полученного задания. | Осуществляемые действия: -аргументация своего мнения и позиции в коммуникации. Формируемые способы деятельности: - принимать и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения, -адекватно воспринимать оценки учителя, товарищей. | Осуществляемые действия: -аргументация своего мнения и позиции в коммуникации. Формируемые способы деятельности: -Прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения материала. | Осуществляемые действия: - развитие и углубление потребностей и мотивов учебно-познавательной деятельности. Формируемые способы деятельности: -задавать вопросы, адекватно использовать средства устного общения для решения коммуникативных задач. |
Изучение нового материала | Осуществляемые действия: - восприятие, осмысление, запоминание учебного материала; Формируемые способы деятельности: - Способствовать проявлению самостоятельности в разных видах деятельности. -Установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом. | Осуществляемые действия: - самостоятельное определение темы урока; - осознание целей и задач обучения; - восприятие, осмысление, запоминание учебного материала; - осмысление темы нового материала и основных вопросов, подлежащих к усвоению. Формируемые способы деятельности: -формирование умения учиться высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника; -формирование умения оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей; - формирование умения прогнозировать предстоящую работу (составлять план); -формирование умения слушать и понимать других; -формирование умения формулировать свои мысли в устной форме; -формирование умения работать в парах, в группах.
| Осуществляемые действия: -Запись орфограммы в тетрадь теории. Формируемые способы деятельности: -владение умениями совместной деятельности и координации деятельности с другими её участниками. | Осуществляемые действия : - развитие и углубление потребностей и мотивов учебно-познавательной деятельности - развитие умения получать информацию из рисунка, текста и строить сообщения в устной форме - развитие умения проводить сравнение изученных объектов по самостоятельно выделенным основаниям - развитие умения осуществлять поиск необходимой информации, используя дополнительные источники информации - развитие умения строить простые рассуждения. Формируемые способы деятельности: -формирование умения осуществлять познавательную и личностную рефлексию. |
Динамическая пауза | - Установка на здоровый образ жизни и ее реализация на уроке. | -Выполнение действий по образцу. | -Выполнение действий по образцу. | -Выполнение действий по образцу. |
Закрепление изученного | Осуществляемые действия - осмысление темы нового материала и основных вопросов, подлежащих усвоению - применение на практике и последующее повторение нового материала. Формируемые способы деятельности -формирование умения выказывать своё отношение к новому материалу, выражать свои эмоции -формирование мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности -формирование умения оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией | Осуществляемые действия -самостоятельное выполнение упражнения с взаимопроверкой по образцу. Формируемые способы деятельности -учиться проявлять самостоятельность в разных видах деятельности | Осуществляемые действия -формирование умения учитывать позицию собеседника, осуществлять сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками.
Формируемые способы деятельности -формирование умения строить речевое высказывание в соответствии с поставленным вопросом. | Осуществляемые действия -самостоятельное выполнение упражнения с взаимопроверкой по образцу. Формируемые способы деятельности -грамотное построение устного высказывания; -читают и слушают, извлекая необходимую информацию. |
Подведение итогов | Осуществляемые действия: Проговаривают орфограммы, с которыми работали на уроке. Формируемые способы деятельности: Установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом. | Формируемые способы деятельности -принимать и сохранять учебную задачу. | Формируемые способы деятельности -Смысловое чтение; -умение выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. | Формируемые способы деятельности - подводить языковой факт под понятия разного уровня обобщения. |
Рефлексия | Осуществляемые действия: Фиксируют материал, изученный на уроке, выявляют недостаток тех знаний и умений, которых им не хватает для решения новых проблем, оценивают личный вклад в результаты коллективной деятельности. Формируемые способы деятельности: Адекватное понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности Понимать личную ответственность за результаты деятельности Самооценка на основе критерия успешности. | Осуществляемые действия: Фиксируют материал, изученный на уроке, выявляют недостаток тех знаний и умений, которых им не хватает для решения новых проблем, оценивают личный вклад в результаты коллективной деятельности. Формируемые способы деятельности: Формулировать и аргументировать своё мнение, учитывать мнения одноклассников при выработке коллективного решения. | Осуществляемые действия: Фиксируют материал, изученный на уроке, выявляют недостаток тех знаний и умений, которых им не хватает для решения новых проблем, оценивают личный вклад в результаты коллективной деятельности. Формируемые способы деятельности: Выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью. | Осуществляемые действия: Фиксируют материал, изученный на уроке, выявляют недостаток тех знаний и умений, которых им не хватает для решения новых проблем, оценивают личный вклад в результаты коллективной деятельности. Формируемые способы деятельности: Самооценка на основе критерия успешности. |
Домашнее задание | Формируемые способы деятельности: Конкретизирует и комментирует учебный материал для домашней работы. Фиксируют домашнее задание в дневниках. | Формируемые способы деятельности: Конкретизирует и комментирует учебный материал для домашней работы. Фиксируют домашнее задание в дневниках. | Формируемые способы деятельности: Конкретизирует и комментирует учебный материал для домашней работы. Фиксируют домашнее задание в дневниках. | Формируемые способы деятельности: Конкретизирует и комментирует учебный материал для домашней работы. Фиксируют домашнее задание в дневниках. |
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
СОВРЕМЕННЫЙ УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
За последние сто лет становления русской и советской системы поучения сложилась традиция, по которой школьный вариант соплеменного русского литературного языка изучается концентрически и по разделам. В начальных классах (I-IV) проводят обучение грамоте и дается ознакомительный курс грамматики, куда входят элементарные сведения об основных частях речи — имени существительном и прилагательном, глаголе и местоимении, — их способах изменения (склонение и спряжение), связанные с ними правила правописания, а также практические умения определять и звуковой и морфемный состав слова.
Традиционно обучение русскому языку состоит из следующих форм учебной работы:
- классные занятия;
- факультативные занятия (углубленное изучение);
- внеклассная работа (кружки для любознательных, дополнительные занятия, связанные с коррекцией обучения).
Основной организационной формой изучения родного языка является урок. Существует несколько классификаций традиционных форм урока.
Классификация уроков по психолого-педагогическим этапам усвоения учебного материала и контроля:
а) урок обучения грамоте; б) урок изучения нового материала;
в) урок закрепления ЗУНов; г) повторительно-обобщающий урок;
д)комбинированный урок; е)контрольные уроки (диктант, самостоятельная работа, тестирование);
ж) урок анализа результатов («работа над ошибками»).
Классификация уроков развития речи:
а) урок подготовки и проведения изложения;
б)урок подготовки и проведения сочинения;
в) урок анализа письменных (творческих) работ.
В настоящее время наблюдается смена тенденций в школьном курсе русского языка: происходит постепенная перестановка акцентов с орфографии и грамматики на формирование видов речевой деятельности, в частности на развитие устной и письменной речи.
Опираясь на устоявшиеся классификации уроков, используя привычные этапы традиционных уроков, учитель при коммуникативно - деятельностном подходе к обучению меняет ценностные ориентации их структурных компонентов, определяя цель каждого этапа урока с точки зрения формирования или развития определенных умений и навыков. При этом на уроке цели должны ставить и ученики. Но цели учителя и ученика не совпадают. Учитель организует, руководит и управляет процессом изучения русского языка. Ученик имеет цель «добыть» знания и умения. Помните: нет цели – нет мотива к действию, нет мотива – нет сознательного подхода к получаемой информации, нет понимания информации, нет необходимости преобразовывать её в знания.
Основным способом изучения русского языка на современном уроке становится выведение понятия (или правила) методом «решения задач ». Иначе говоря, учитель, готовясь к уроку, должен продумать организацию учебных действий с помощью четко сформулированных задач.
ПРИНЦИПЫ ПОСТАНОВКИ УЧЕБНОЙ ЗАДАЧИ
1.Вводимое понятие должно быть предельно общим, с тем чтобы последующие темы выступали для детей как конкретизация, уточнение первой темы.
- Прежде чем вводить новое знание, необходимо создать ситуацию жизненной необходимости его появления.
- Не вводить знания в готовом виде. Даже если нет никакой возможности подвести детей к открытию нового, всегда есть возможность создать ситуацию самостоятельного поиска, предварительных догадок и гипотез.
- Определение или правило (словесная формулировка нового знания) должно появляться не до, а после всей работы по поиску и обнаружению нового содержания. Формулировать правило (определение) детям легче, считывая его со схемы. Это даст возможность не заучивать правило, а каждому ребенку формулировать его своими словами.
- Логика перехода от задачи к задаче должна быть ясной и открытой для учеников. Если учителю удалось поставить учебную задачу правильно, то ученики смогут, получив ответ на первую задачу, почти самостоятельно поставить следующую.
Коммуникативно-деятельностный подход требует от современного урока определенной динамики и четкой организации этапов учебных действий школьников, поэтому принципиальные схемы названных выше типов урока сориентируют вас при подготовке адекватного современным условиям конспекта урока. В соответствии с теорией поэтапного формирования учебной деятельности составлены примерные схемы уроков. Типологизированные схемы уроков русского языка и чтения представлены следующих таблицах.
Урок изучения нового материала
Цель: формирование учебных умений по построению нового понятия (выведению правила), оформлению нового знания.
Структурный компонент урока | Характеристика учебных действий |
1. Оргмомент (цель: мотивация к действиям на уроке) | Учитель организует проблемную ситуацию (загадка, сюжетный рассказ с затруднением и т.п.), в которой восстанавливаются необходимые для новой темы знания, умения предыдущих уроков, формулируется проблема и ставится цель на урок. |
Сообщение темы и цели урока | |
2. Проверка домашнего задания (цель: проверить усвоение предыдущих знаний и умений) | На материале домашних упражнений актуализируются знания по теме урока. Задание необходимо видоизменять, чтобы проверить не только выполнение, но и осмысленность выполненного задания |
3.Подготовка к изучению новой темы (цель: создать мотив к учебному исследованию) | В беседе из темы урока ученики под руководством учителя уточняют цель учебной деятельности на данном уроке, для чего восстанавливают (проговаривают вслух) уже известные понятия. |
4. Наблюдение над фактами языка (цель: при помощи сравнения и сопоставления языковых фактов выделить существенные признаки понятия (или правила) | Читается текст или другой дидактический материал, желательно его подобрать в том литературном произведении, которое изучается на уроке литературного чтения; - выделяются словоформы, которые несут существенные признаки изучаемого понятия или правила; графически оформляются признаки изучаемого понятия; - сравниваются признаки и определяются, какие из них существенные для изучаемой темы (категории, понятия или правила) |
5.Обобщение структурных и семантических признаков понятия или правила (цель: научить обобщать, делать выводы) | Формулируется вывод из наблюдений; читается определение понятия (или правила) в учебнике; - сравниваются, анализируются и уточняются полученное и книжное определения (их формулировка). |
6. ЗАКРЕПЛЕНИЕ | Выполняются упражнения на выявление словоформ по определенным существенным признакам (сначала устно, затем письменно); параллельно с выявлением графически оформляются единицы - носители этого признака; фиксируются существенные признаки, и выводится обобщающая схема; выводится схема действий — алгоритм по применению понятия или правила |
7. Итог урока (цель: сформулировать новое знание: - ЧТО — лингвистическое содержание — и КАК — способ действий) | Восстанавливаются действия по определению существенных признаков понятия/правила (рефлексия хода урока); оформляется полученное знание: - формулируется понятие/правило, - выводится алгоритм действий, т.е. языковой анализ конкретной единицы (фонетический, морфемный, морфологический, синтаксический, т.е. «рождается» языковой разбор изучаемой единицы). Оценка выставляется самостоятельно учениками себе и друг другу за знания, умения и активность на уроке |
8.Задание на дом (цель: дать установку на тренировку определенных умений) | Учитель спрашивает, какие умения будут тренировать дети дома. Предлагается упражнение на закрепление полученных на уроке умений находить и определять изученные языковые единицы или категории. Дети должны сами назвать умения, которые им понадобятся при выполнении задания. |
Урок закрепления нового материала
Цель: тренировать алгоритм учебных действий с новым понятием
Структурный компонент урока | Характеристика учебных действий |
1. Оргмомент (цель: мотивация к действиям на уроке | Организация проблемной ситуации для определения цели данного урока, в которой кратко восстанавливается ход предыдущего урока |
2. Подготовка к применению понятия /правила ( цель: проверить степень усвоения нового материал) | Беседа по домашнему заданию: видоизмененная проверка того, что было сделано (выборочное письменное задание по карточкам для учеников с различной степенью усвоения |
3.Включение нового понятия в систему ранее изученных (цель: определить роль и значение понятия в системе языковых единиц) | Работа с упражнением: самостоятельное выявление словоформ-носителей нового понятия на новом тексте. Ученики схематизируют, сравнивают структурные и семантические признаки понятия с признаками уже изученных понягий, выясняют его роль в речи |
4. Анализ текста (цель: выяснить функцию понятия/ правила в устной и письменной речи) | Самостоятельное применение алгоритма действия (грамматического разбора). Допускается частичное руководство учителем. Уточняются существенные признаки изучаемого понятия/правила для углубления понимания текста |
4.Итог урока (цель: закрепить алгоритм языкового разбора) | Формулируется роль понятия в организации текста. Закрепляются умения языкового разбора, выводится его алгоритм, и дастся название (термин). Оценка выставляется как учителем, так и учениками себе и друг другу за знания, умения и активность на уроке |
5. Задание на дом (цель: дать установку на тренировку определенных умений) | Предлагается упражнение на конструирование собственного текста с употреблением изученных языковых единиц. Ученики формулируют задачу: «При выполнении упражнения я буду тренировать умения делать ... (называет вид разбора) разбор, находить ... (называет понятие, которое закреплялось на уроке), определять его роль в этом тексте» |
Повторительно-обобщающий урок
Цель: систематизировать полученные знания и умения по теме.
Структурный компонент урока | Характеристика учебных действий |
1. Оргмомент (цель: поставить цель на урок самостоятельно) | Организуется проблемная беседа по определению места понятия и его значения для системы языка, из которой вытекает постановка цели учениками на данный урок |
2. Подготовка к обобщению изученных правил и применение алгоритма (цель: повторить определение понятия и алгоритм его выведения) | Проверяется домашнее задание при помощи различных приемов (самостоятельного разбор выборочно взятых слов или предложений, чтение собственных текстов, их анализ, групповая работа по «экспертизе», взаимопроверка правописания) |
3. Выявление всех изученных понятий и правил по этой теме (цель: выяснить родо-видовые отношения понятий изучаемой темы) | Выявляются сходные по роду и виду понятия, связанные с изучаемой темой, повторяются их формулировки, соотносятся их определения с темой урока, выводится единый алгоритм действий для применения всех понятий темы |
4. Обобщение знаний о понятии/правиле (цель: определить его классификационные основания) | Составляются таблицы или другие схемы, группировка сходных понятий, определяется место изученного понятия в этой системе отношений(по таблице или на основе классификационной схемы) |
5. Самостоятельная работа (цель: проверить сформированность знаний и умений по теме) | Дается индивидуальная письменная работа, которую учитель проверяет после урока, собрав тетради |
6. Итог урока (цель: формировать умение обобщать и оформлять определение) | Повторяются формулировки всех близких понятий по изученной теме, алгоритм действий с применением существенных признаков. Оценка выставляется как учителем, так и учениками себе и друг другу за знания, умения и активность на уроке |
7. Задание на дом (цель: тренировать письменный навык употребления изученного понятия) | Мини-сочинение с употреблением словоформ-носителей понятия (правила). Ученики формулируют учебную задачу: «Мы будем тренировать умение использовать ... (называют изучаемое понятие) в сочинении, которое придумаем сами» |
Комбинированный урок
Комбинированный урок предполагает изучение небольшой по объему и несложной по содержанию темы (например, «Корень слова»), поэтому его структура включает все компоненты трех названных типов урока: введение нового понятия/правила, его закрепление и повторительно-обобщающая работа.
СОСТАВИТЕ ДОМА НА ОТДЕЛЬНОМ ЛИСТЕ СХЕМУ КОМБИНИРОВАННОГО УРОКА
Урок-диктант
Целы научить писать диктант для проверки усвоения орфографических и пунктуационных правил по конкретным темам.
Диктанты бывают обучающими и контрольными. Данный тип урока направлен на освоение детьми всех необходимых учебных действий при написании контрольных диктантов. Чтобы научить ребенка переводить звучащую речь в письменную, необходимо понимать, что эта деятельность состоит из целого ряда умений, которые формируются постепенно и отдельно друг от друга. К ним относятся следующие умения:
- держать в памяти границы целого текста, отдельных предложений и небольших синтагм;
слышать «ловушки», т.е. ошибкоопасные места — орфограммы и пунктограммы;
опознавать и проверять эти ошибкоопасные места — орфограммы и пунктограммы (определять, нужно ли правило, или это словарное слово);
вспоминать графическое изображение нужных букв (строчных, прописных, оформление предложений и абзацев);
- осуществлять самоконтроль за письмом.
Поэтому четкость действий учителя во время обучающего диктанта — залог успеха ученика. Готовясь дома к проведению данною типа урока, учитель должен поделить предложения на синтагмы, удобные для диктовки (количество слов, входящих в синтагму для одноразового прочтения, определяется возрастом и индивидуальными особенностями учеников конкретного класса). От урока к уроку синтагмы, а также насыщенность их ошибкоопасными местами следует увеличивать постепенно. Для только что изученных правил допускается использование «шпаргалок»: словарей, таблиц, справочных материалов, выполненных учениками самостоятельно.
Обучающий диктант может сопровождаться выполнением грамматических заданий по теме.
Структурный компонент урока | Характеристика учебных действий |
1. Оргмомент (цель: дать установку на перевод устной речи в письменную) | Психологическая установка на самостоятельную работу: создается ситуация, в которой дети четко определяют круг своих действий, могут объяснить, что они будут делать, работая в роли «писаря |
2. Диктовка (цель: приучить правильно действовать во время диктовки, запоминать границы предложения |
|
3. Самопроверка (цель: научить видеть ошибки) | Учитель диктует текст медленно по предложениям, делая между ними достаточные паузы, давая возможность детям проверить написанное |
4. Выполнение грамматических заданий (цель: закрепить знания по изученной теме) | Для грамматического задания, как правило связанного с изучаемой темой, выбираются языковые единицы из текста диктанта (по вариантам) и проверяются навыки языкового разбора (полного или частичного) |
5. Итог (цель: научить самоконтролю) | Самопроверка контрольного задания и проверка написанного диктанта |
Методическая деятельность учителя
В задачи учителя входит не только организация учебного процесса на уроке по русскому языку, но и обеспечение усвоения учениками учебного материала, предложенного на уроке.
Традиционный урок предполагает односторонний процесс передачи информации от учителя к ученику, контроль за усвоением этой информации со стороны учителя. В современной школе основная направленность деятельности учителя открывает путь идее коммуникативно-деятельностному подходу в обучении. Выясним, как организована и из чего же состоит деятельность учителя.
I этап — осознание цели, задач и ориентировка в условиях методической деятельности.
1. Ориентировка в предметном содержании урока, т.е. в самом лингвистическом материале.
Что именно предстоит изучать? Зачем? Какова роль этого пиления в языке, в речи?
- Что я сам об этом явлении знаю? Какими признаками оно характеризуется, как они выявляются?
- С какими другими лингвистическими понятиями связано изучаемое: с какими стоит в одном ряду, на какие опирается, для каких служит базой? Почему это понятие вводится именно и данный момент обучения?
2. Ориентировка в конкретных условиях обучения.
- Что учащиеся об этом понятии знают, что узнают в будущем? Что должны узнать, отработать на данном уроке, в какой степени, до какого уровня?
- Какие признаки понятия должны быть в центре внимания?
- На какие смежные знания и умения в ходе работы следует опираться?
- Какие учебные действия необходимы для освоения материала?
- Какие конкретные трудности должны быть преодолены?
- Каковы возможные ошибки учащихся, еще не овладевших всеми признаками понятия?
- Какая другая языковая (речевая) работа может быть органично связана с освоением данного понятия, умения? Почему?
3. Ориентировка в методическом арсенале способов и средств обучения.
- Какие способы организации учебной работы, виды заданий, средства обучения, отвечающие общему замыслу урока, я знаю?
- Как предлагает работать учебник? Каковы цель каждого задания, логика их расположения?
- Какие способы работы, какой конкретный материал подсказывают другие средства методической помощи (собственная методическая картотека, пособия, журнальные статьи и т.п.)?
- Как, по каким критериям оценить, освоили ли ученики понятие, способ действия?
Как видим, первый этап методической деятельности учителя по подготовке урока довольно объемен по своему содержанию. Результатом его должны быть, во-первых, уяснение темы урока и
II этап – составление плана урока.
- Какова цель урока, т.е. каким должен быть конечный результат? (Какое понятие ввести, какие признаки помочь учащимся осознать, какие действия они должны освоить или закрепить)
- Как прийти к достижению цели урока, через решение каких промежуточных задач? (Что по логике действий нужно выполнить, выяснить сначала, а что потом и т.д.)
- Какие дополнительные задачи обучения (из области лексики, грамматики, орфографии, речи и т.д.) следует реализовать на этом уроке? На каких его этапах? Почему?
- Как организовать урок?
Как поставить перед детьми учебную задачу, чтобы включить их в активную деятельность: а) что нужно сделать, чтобы учащиеся обнаружили, что какого-то знания или умения им недостает; б)как сделать, чтобы это знание оказалось нужным, чтобы возникло желание научиться, преодолеть «барьер»?
Как обеспечить усвоение на уроке необходимой информации?
Как добиться освоения детьми необходимых действий и в целом осознанное владение материалом?
Планирование деятельности обучения определяется стандартным Базисным планом, утвержденным Министерством образования и являющимся основным руководящим и финансовым документом для каждой учебной структуры (школы, среднего специального и других учебных заведений). Базисный план имеет две части: ядро (инвариант) и вариантную часть, в которой учитываются особенности местности (этнокомпонент обучения), индивидуальных характеристик учащихся (стандартный контингент, коррек-ционный тип обучения, специфика учащихся с ограниченными физическими или умственными возможностями).
В Базисном плане выделяются следующие основные содержательные направления:
- федеральный компонент обеспечивает единство школьного образования в стране и является обязательным минимумом, содержащим общекультурные и общие научные сведения, на основе которых формируются общие для всего государства знания, умения и навыки по русскому языку;
- национально-региональный компонент обеспечивает особые потребности и интересы области образования малых народов или конкретного края со своими специфическими чертами и этнокультурным содержанием;
школьный компонент отражает специфику конкретного учебного заведения, позволяет проводить самостоятельную разработку учебного плана и программ в соответствии с избранным направит нем обучения (углубление или усиление изучения определенных предметов, ориентация на специфическую область культуры пни особенности психофизического развития учеников и т.п.).
Кроме общего планирования существует планирование индивидуальной деятельности учителя: на весь период обучения (1— IV классы), годовое планирование, четвертное и поурочное.
Учитель — личность творческая: его деятельность несет в себе моменты ремесла, науки и искусства одновременно. Учитель не может быть исполнителем по самим сущностным характеристикам его профессии, поэтому его следует отнести к деятелям. Если государственная программа определяет цели и содержание обучения русскому языку, то насколько самостоятельным можно считать учителя? Самостоятельная методическая деятельность учителя как деятеля начинается непосредственно с определенным коллективом детей («классом»), когда учитель, ориентируясь на общепринятые государственные требования к обучению русскому (родному) языку, выстраивает собственную систему обучения для конкретного срока и конкретной группы детей. «Здесь и сейчас» учитель становится деятелем, так как перед постановкой конкретных целей на конкретный срок обучения (год, четверть, урок) он обязательно проводит анализ того «материала» (ученических знаний, умений и навыков), с которым ему придется работать и который необходимо будет преобразовать в промежуточный продукт (знания,умения и навыки), намеченный учителем для приближения цели, зафиксированной в программе.
Это технология надпредметной деятельности учителя, т.е. организация обучения на уроке по любому школьному предмету. Технология частно-предметная — непосредственно относящаяся к предмету «Русский язык» — связана с частными целями нашего предмета. Так, для учителя русского языка:
материал — это образцы речи (художественные произведения, тексты научного, публицистического, разговорного стиля и пр.), тексты заданий и упражнений, помещенные в учебнике (в том числе в учебнике для чтения), а также в многочисленных пособиях для уроков русского языка;
процессы изменения — это методы языкового исследования (фонетический, морфемный, словообразовательный, этимологический, морфологический, синтаксический разборы, применяемые, к сожалению, только в одной функции — контрольной);
средства — учебные тексты, а также графические изображения (схемы, модели, рисунки и пр.), слуховая «наглядность» (пластинки, диски с записями правильной, выразительной речи и т.п.);
продукт деятельности — языковые понятия, категории, произведения речи (сочинения, изложения, устные ответы), орфографические и пунктуационные правила, нормы письменной и устной речи, а также умения ими пользоваться.
Анализ ситуации перед планированием дальнейших действий — часть методической деятельности словесника, для которой можно использовать следующие приемы:
- наблюдение, анализ, учет индивидуальных психофизиологических особенностей каждого ученика и построение графика (траектории) изменений состояния в течение четверти (года и т. п.);
- наблюдение, анализ, учет уровня грамотности (речевых, орфографических и пунктуационных ошибок) каждого ученика и построение графика (траектории) изменений состояния в течение четверти (года и т.п.);
• наблюдение, анализ, учет читательских умений и построение графика (траектории) изменений состояния в течение четверти (годa и т. п.).
Когда учитель имеет такую развернутую «карту» состояния знаний и умений ученика, можно планировать свою дальнейшую pa-ботy, т.е. переходить ко второй части методической деятельности.
Подготовка к каждому уроку проводится в соответствии с корректировкой программного материала по результатам, полученным в ходе аналитической работы учителя, и с учетом запланированного по всем трем — основная школа, учебный год, четверть — на-правлениям материала.
Как правило, учителю приходится ориентироваться в классе на несколько групп учащихся, объединенных им по темпу усвоения и уровню знаний. Поэтому часто конспект урока становится конспектом сразу нескольких уроков, по количеству выделенных групп, поскольку «исследование» и задания, выполняемые учениками на уроке, должны быть индивидуализированы для каждой из этих групп.
Руководство и управление на уроке учитель осуществляет личным примером, т.е. он берет на себя роль организатора коммуникации и показывает детям способ освоения языкового материала. Действуя как «ученый-исследователь», педагог организует беседу, а не объяснение нового материала. Поэтому все, что он хочет объяснить как новое знание, следует перестроить в форму вопросов, которые подведут детей к нужным ответам. Психологи доказали, что длительная утвердительная речь воспринимается с пользой слушателем не долее 7—10 мин, у детей это время еще меньше, в то время как вопросительная интонация возбуждает познавательные центры коры головного мозга и позволяет привлечь внимание.
Проблема внимания на уроке — самая серьезная и больная тема для учителя. Поэтому только опора на психофизиологические закономерности развития растущего организма может помочь в ее решении. Нет проблемы дисциплины — есть плохо организованный урок! Ребенку имманентно присущи такое важное для развития качество, как подвижность, и такое важное качество для познания, как любознательность. Эти качества и «работают» на учителя во время правильно организованной беседы (а не многоречивого объяснения).
Еще одним важным психологическим рычагом управления процессом обучения является успешность ребенка, поэтому необходимо его чаще хвалить, отказаться от порицающих слов и интонаций: с одной стороны, это стимулирует ученика к деятельности на уроке, с другой стороны, воспитывает его положительное отношение к окружающим собеседникам. Учитель должен (это его профессиональная обязанность) научить, а ученик не должен, а только может учиться. И задача учителя — организовать ему условия учения, т.е. возможность учиться. Коммуникативно-деятельностный подход к обучению и предоставляет учителю технологию и другие методические средства для правильной организации урока.
При организации учения как деятельности сложно оценить действия ученика по пятибалльной системе, поскольку квазиисследование, в котором участвует ребенок на уроке, не может подвергаться жесткой градации на «отлично», «хорошо» и т.д. Здесь уместно оценивать активность участия в уроке в плюсах и минусах, накопление которых может в конечном итоге складываться в оценку «5», «4» и т.д. Учитель в уже упомянутом «классном журнале», т.е. блокноте собственных наблюдений, фиксирует все, что влияет на процесс учения ребенка, и то, что он должен знать об ученике:
- условия проживания (семья, родственники, соседи, дополнительные внешкольные занятия и т.п.);
- психофизиологические особенности организма (темперамент, степень развитости интеллекта, эмоционально-волевой сферы, здоровье и т.п.);
- специфику восприятия (лево/правополушарные приоритеты, тип включения анализаторов и т. п.);
- степень активности в различных видах деятельности («зритель», «аналитик», «синтезатор», «организатор» и. т.н.);
- типичные ошибки по всем разделам русского языка.
Это помогает правильно организовать работу на уроке, а также правильно оценить знания и умения ученика. Оценки по пятибалльной шкале выставляются только по результатам контрольных срезов: диктантов, самостоятельных работ, индивидуальных ответов по заданию, сочинений и изложений (критерии оценок, как правило, опубликованы в программах, в журнале «Начальная школа»).
К основным профессиональным умениям учителя относятся
- разработка конспектов уроков,
- проведение и анализ их,
- регулярная диагностика усвоения учебного материала школьниками.
Критерием оценки профессиональных знаний и умений учителя русского языка считается наличие умений:
- устанавливать тип урока в зависимости от темы и этапа ее усвоения;
- определять задачи урока (образовательные, развивающие, воспитательные);
- организовывать целеполагание учеников;
- создавать в начале и в ходе урока мотивацию к учению;
- осуществлять целенаправленное повторение пройденного материала с целью подготовки учащихся к восприятию новых знаний;
- применять различные способы проверки домашнего задания устного и письменного характера;
- пользоваться разными формами проверки качества усвоения теоретического материала в ходе урока;
- применять разные методы и мобилизующие приемы изучения нового материала;
- подбирать рациональные упражнения для закрепления знаний, умений и навыков и повторения пройденного материала;
- умело подводить итоги урока;
- задавать домашнее задание;
- реализовывать на протяжении всего урока дидактические и специальные методические принципы, в том числе и уровневые;
- использовать на уроке адекватные средства обучения (учебный комплекс по русскому языку, наглядные пособия, технические средства обучения);
- осуществлять дифференцированный подход к различным по уровню подготовки и продвижения в учении детям.
Предварительный просмотр:
ПЛАН САМООБРАЗОВАНИЯ
Школа работает над проблемой: «Повышение эффективности образовательного процесса через внедрение инновационных форм, средств и методов педагогического воздействия»
Тема самообразования: «Формирование УУД средствами УМК «Перспектива»
Цель: способствовать формированию универсальных учебных действий через внедрение различных образовательных технологий
Задачи:
- повышение качества проведения учебных занятий на основе внедрения новых технологий;
- внедрение интерактивных форм организации учебного процесса с целью формирования ключевых компетентностей и повышения мотивации учащихся.
- использование технологии проектной деятельности с целью формирования УУД, академических знаний, умений, навыков;
- воспитание патриотических чувств, приобщение к национальной культуре и традициям, воспитание нравственных и духовных качеств личности;
- разработка учебных, научно – методических и дидактических материалов.
Перечень вопросов по самообразованию:
- изучение психолого-педагогической литературы;
- разработка программно-методического обеспечения учебно-воспитательного процесса;
- проектная и исследовательская деятельность;
- анализ и оценка результатов своей деятельности и деятельности учащихся;
- продолжать изучать педагогический опыт других преподавателей;
- планомерное и систематическое совершенствование методов учебно–воспитательного процесса.
Предполагаемый результат:
- разработка рабочих программ по предметам в соответствии с ФГОС;
- формирование у ученика внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе, понимание необходимости учения, способности к самооценке, умения планировать, контролировать свои действия,
- формулировать собственное мнение, сотрудничать с любым партнёром, осуществлять поиск необходимой информации;
- повышение качества преподаваемых предметов;
- участие в педсоветах, семинарах, в работе школьного и районного МО учителей начальных классов;
- умение оказать практическую помощь коллегам.
Форма отчета по проделанной работе: выступление на заседаниях МО и педсовете, участие в конкурсах.
Форма самообразования: (индивидуальная, групповая, коллективная)
ЭТАПЫ РАБОТЫ НАД ТЕМОЙ
Этапы | Содержание работы | Сроки | Практическая деятельность |
Диагностический | Изучение литературы по проблеме и имеющегося опыта | 2010 г. | Курсы повышения квалификации учителей на темы:«Методическое сопровождение деятельности учителя начальных классов в условиях внедрения ФГОС НОО.» «Вариативность педагогических технологий и их использование в системе начального общего образования» Изучение ФГОС начального общего образования. Изучение психолого – педагогической литературы: «Как проектировать УУД в начальной школе. От действия к мысли» (под редакцией А.Г.Асмолова), «Примерная основная образовательная программа образовательных учреждений». |
Прогностический | Определение целей и задач темы. Разработка системы мер, направленных на решение проблемы. Прогнозирование результатов
| 2010-2011
| Участие в семинарах для учителей начальных классов.Выступления: «Проектная деятельность во внеурочное время» «Современное качество образования: теория, технологии, модели» Открытый урок в 1 классе «Откуда в наш дом приходит электричество. Электричество в нашем доме» в рамках Республиканского семинара-практикума «Организационные и методические аспекты введения ФГОС НОО в образовательных учреждениях РТ» Работа по теме «Реализация различных образовательных технологии , как средства формирования УУД в рамках ФГОС»
|
Практический | Внедрение опыта работы. Формирование методического комплекса. Корректировка работы. | 2010-1015 год
| Выступление в рамках Первого Республиканского Фестиваля школьных учителей в г. Елабуга.«Начальная школа в условиях внедрения ФГОС второго поколения. Внеурочная деятельность.» Создание рабочих программ по предметам в соответствии с ФГОС НОО Участие районных конкурсах авторских программ и разработок, соответствующих требованиям ФГОС НОО, методических разработок, соответствующих ФГОС НОО Участие в вебинарах: « Достижение планируемых результатов ФГОС НОО средствами курса литературного чтения». Открытый урок- исследование в3 классе по русскому языку , построенный на основе деятельностного подхода Выступления на заседаниях РМО «Технология проектной деятельности» (из опыта работы), «Требования к современному уроку». Участие в Дне открытых дверей (проведение открытых уроков, круглого стола для родителей). Участие в профессиональных конкурсах.
|
Обобщающий | Подведение итогов. Оформление результатов работы. | 2014 | Участие в работе районного МО учителей начальных классов с обобщением опыта работы .Участие детей в муниципальных, республиканских и всероссийских конкурсах и олимпиадах Консультативная помощь учителям и учащимся.
|
Внедренческий | Распространение опыта работы | 2010-2015 | Участие в районном конкурсе «Лучший урок » Публикации на сайтах «Педсовет» и «Открытый класс». Участие в работе Федеральной стажировочной площадки по теме “Реализация внеурочной деятельности как основа достижения личностных результатов и реализации реализации ФГОС НОО.( открытые уроки, мастер-классы
|
Источники самообразования
- Курсы повышения квалификации
- Семинары и конференции
- Мастер-классы
- Телевидение
- Газеты, журналы
- Путешествия
- Видео, аудио информация на различных носителях
- Платные курсы
- Мероприятия по обмену опытом
- Экскурсии, театры, выставки, музеи, концерты
- Литература (методическая, научно-популярная, публицистическая, художественная)
- Интернет
Результат самообразования:
- Повышение качества преподавания предметов.
- Разработка комплекта электронных уроков.
- Комплект дидактики по предмету (самостоятельные, практические и контрольные работы).
- Разработка комплекта раздаточного материала по предметам.
- Разработка комплекта тематических классных часов, родительских собраний и внеклассных мероприятий.
- Разработка рабочих программ
- Обобщение опыта.
Предварительный просмотр:
МБОУ «Шеморданский лицей Сабинского муниципального района РТ»
Индивидуальный план повышения
профессионального уровня
учителя начальных классов
Байгузиной Гульназ Юсуповны
на межаттестационный период
с 2015 по 2020 годы.
«Обучать- значит, вдвойне учиться»
Ж.Жубер
Совершенствование качества обучения и воспитания напрямую зависит от уровня подготовки педагогов и воспитателей. Неоспоримо, что этот уровень должен постоянно расти, и в этом случае эффективность различных курсов повышения квалификации, семинаров и конференций невелика без процесса самообразования.
Самообразование учителя - целенаправленная познавательная деятельность, управляемая самой личностью, с целью приобретения систематических знаний в области педагогики.
Лицей работает над проблемой:
«Повышение эффективности образовательного процесса через внедрение инновационных форм, средств и методов педагогического воздействия»
Методическая тема МО учителей начальных классов Шеморданского лицея:
"Совершенствование профессиональной компетентности учителя в условиях федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования".
Пояснительная записка
Новые социальные запросы, отраженные в тексте ФГОС, определяют цели образования как общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающие такую ключевую компетенцию образования, как «научить учиться». Формирование универсальных учебных действий: личностных, познавательных, регулятивных и коммуникативных – в образовательном процессе осуществляется в процессе усвоения разных учебных предметов. Вопросы нравственного развития, вопросы воспитания личности, совершенствование человека волнуют общество особенно сейчас.
Изменения, происходящие в современной системе образования, делают актуальным повышение квалификации и профессионализма педагога, т.е его профессиональной компетентности. Профессионально компетентным можно назвать учителя, который на достаточно высоком уровне осуществляет педагогическую деятельность, педагогическое общение, достигает стабильно высоких результатов в обучении и воспитании учащихся. Развитие профессиональной компетентности – это процесс усвоения и модернизации профессионального опыта, ведущий к развитию индивидуальных профессиональных качеств, накоплению профессионального опыта, предполагающий непрерывное самообразование, саморазвитие и самосовершенствование педагога.
Современный учитель начальной школы является одновременно преподавателем, воспитателем, организатором деятельности детей, активным участником общения с учениками, их родителями и коллегами, исследователем педагогического процесса, консультантом, просветителем и общественником. Он постоянно повышает уровень своего профессионализма и педагогического мастерства, ведет творческий поиск нового.
Самообразование учителя – целенаправленная познавательная деятельность, управляемая самим педагогом. Данная деятельность включает в себя несколько этапов:
• Выбор направления и темы самообразования.
• Формулирование цели и задач самообразования.
• Определение круга источников информации.
• Выбор формы самообразования.
• Составление плана самообразования.
• Определение результата самообразования.
• Анализ и оценка деятельности в процессе самообразования, подготовка отчета.
Актуальной и новой задачей, в соответствии с требованиями Стандарта, становится обеспечение развития универсальных учебных действий. Универсальные учебные действия обеспечивают «умение учиться», способность личности к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта.
Актуальность развития универсальных учебных действий для начального общего образования обусловлено следующими факторами:
-необходимостью ускоренного совершенствования образовательного пространства с целью оптимизации общекультурного, личностного и познавательного развития детей, создания условий для достижения успешности всех учащихся;
- задачами формирования общекультурной и гражданской идентичности учащихся, обеспечивающих социальную консолидацию в условиях культурного, этнического и религиозного разнообразия российского общества. Уже к концу дошкольного возраста формируются основы мировоспитания ребенка, складывается система представлений о моральных нормах и правилах, обеспечивающих возможности моральной регуляции поведения и построения отношений между людьми, формируется Я-концепция, включая культурную и этническую самоидентификацию. Целенаправленное формирование общекультурной и гражданской идентичности личности выступает как актуальная задача воспитания ребенка уже первых ступенях его включения в институты социализации;
- необходимостью сохранения единства образовательного пространства, преемственностей ступеней образовательной системы. Актуальность проблемы обеспечения непрерывности образования в детском возрасте обусловлена возрастанием явлений школьной дезадаптации, причины которой объясняются низким уровнем школьной зрелости, недостаточной психологической готовностью детей к школьному обучению, неудовлетворительным государственным и социальным контролем за уходом и динамикой психологического развития детей. В связи со стихийностью и зачастую непрогнозируемостью результатов развития детей со всей остротой возрастает задача целенаправленного управляемого формирования системы универсальных учебных действий, обеспечивающих умение учиться;
- возрастанием требований к коммуникационному взаимодействию и толерантности членов поликультурного общества, степени ответственности и свободе личностного выбора, самоактуализации. Низкий уровень коммуникативной компетентности находит отражение в увеличении количества детей с высокой социальной и межличностной тревожностью. Все чаще наблюдаются случаи отвержения или травли детей одноклассниками, переживания одиночества, проявления враждебности и агрессии по отношению к сверстникам. Все это предает особую актуальность воспитанию умения сотрудничать и работать в группе, быть толерантным к разнообразным мнениям, уметь слушать и слышать партнера, свободно, четко и понятно излагать свою точку зрения на проблему.
Формирование способности и готовности учащихся реализовывать универсальные учебные действия позволят повысить эффективность образовательно - воспитательного процесса в начальной школе.
Исходя из актуальности проблемы, мною и выбрана тема «Формирование универсальных учебных действий с целью повышения качества обучения», поэтому в программе ставлю задачей определить место и роль универсальных учебных действий в формировании ведущей цели в образовании мотивации к обучению, познанию и творчеству. Как через формирование универсальных учебных действий добиться положительной мотивации к обучению и качеству знаний. Практическая значимость программы состоит в том, что я совершенствую знания и технологии в работе над формированием универсальных учебных действий у учащихся, свой опыт распространяю в школе, выступая на школьном методическом объединении учителей начальных классов, педсовете, на городских семинарах.
Цель: способствовать формированию УУД средствами УМК «ПНШ»
Задачи:
- развитие профессиональной педагогической компетентности;
- внедрение интерактивных форм организации учебного процесса с целью формирования ключевых компетентностей, повышения мотивации учащихся и повышению качества обучения;
- фиксировать уровень формирования УУД на каждом этапе школьного обучения, проводить мониторинг;
- использование современных технологий с целью формирования УУД;
- воспитание патриотических чувств, приобщение к национальной культуре и традициям, воспитание нравственных и духовных качеств личности;
- разработать методические рекомендации, дидактические материалы в рамках реализуемой программы.
Основные направления самообразования:
- Профессиональное (предмет преподавания) и методическое (педагогические технологии, формы, методы и приемы обучения, информационно-компьютерные технологии).
- Психолого-педагогическое (ориентированное на учеников и родителей).
- Охрана здоровья.
- Психологическое (имидж, общение, искусство влияния, лидерские качества и др.).
- Правовое, эстетическое.
Источники самообразования:
Методическая литература, журналы, семинары и конференции, курсы повышения квалификации, мастер-классы, уроки коллег, Интернет, общения с коллегами.
Формы самообразования:
Индивидуальная – через индивидуальный план, групповая – через участие в деятельности школьного и городского методических объединений учителей начальных классов.
Планируемый результат самообразования:
- Повышение успеваемости и уровня обученности учащихся.
- Повышение качества преподаваемых предметов.
- Разработка учебных рабочих программ, сценариев внеклассных мероприятий с применением ИКТ.
- Разработка дидактических материалов, тестов, наглядностей, создание электронного комплектов педагогических разработок.
- Выработка методических рекомендаций по формированию УУД.
- Формирование у учащихся внутренней позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, понимание необходимости учения, способности к самооценке, умения планировать, контролировать свои действия, формулировать собственное мнение, сотрудничать с любым партнёром, осуществлять поиск необходимой информации.
- Разработка и проведение открытых уроков, мастер-классов, обобщение опыта по исследуемой теме.
- Участие в педсоветах, семинарах, вебинарах, в работе школьного и городского МО учителей начальных классов.
- Умение оказать практическую помощь коллегам.
Результат работы: Обобщение опыта работы по данной теме.
Срок работы над темой: 4 года.
Перспективный план работы на 2015-2020 годы
Этапы | Содержание работы | Сроки | Практическая деятельность |
Прогностический | 1.Определение цели и задач работы над темой. 2.Разработка системы мер, направленных на решение проблемы. 3. Изучение новых образовательных стандартов, уяснение их особенностей. 4.Изучение литературы по проблеме имеющегося опыта 5.Прогнозирование результатов. 6. Курсы повышения квалификации. | 2015-2016 г | 1.Подписка на методическую литературу: журнал «Начальная школа» 2.Выступление на заседании школьного МО учителей начальных классов по вопросам изучения нормативных документов ФГОС НОО. 3. Разработка и апробация программ внеурочной деятельности «Умники и умницы» 4. Изучение литературы: «Методические рекомендации по использованию мультимедийных презентаций в начальной школе.» 5. Создать свой персональный сайт и пополнять по мере возможности. 6.Изучение опыта работы коллег по теме в СМИ. 7.Успешно пройти аттестацию на категорию. 8.Проведение открытых уроков разного уровня. |
Практический | 1.Внедрение опыта работы. 2.Формирование методического комплекса. 3.Корректировка работы. 4. Курсы повышения квалификации. | 2017-2018 г | 1 Изучение опыта работы учителей через участие в работе ШМО, ГМО. Изучение опыта работы коллег города и района через Интернет-ресурсы. 2. Выступление на заседании педагогического совета школы, МО учителей начальных классов. 3.Оказание практической помощи коллегам в овладении компьютерных технологий. 4. Практическое применение материалов на уроках. 5. Подготовка и проведение открытого урока с применением презентации по окружающему миру. 6.Посещение семинаров. 7.Самооценка и самоанализ проделанной работы по теме. 8.Участие в семинарах, вебинарах по теме самообразования. |
теоретический и практический | 1.Ознакомление с методической литературой по проблеме. 2. Работа с Интернет-ресурсами по теме. 3.Оформление пакета административной документации по методической теме. 4. Разработка комплекта электронных уроков по предмету «Окружающий мир». | 2019-2020 г | 1.Продолжать изучение нормативных документов. 2.Проведение круглых столов в рамках заседаний ШМО. 3.Открытые уроки и мастер классы по использованию ИКТ на уроках. 4. Создание контрольно-измерительных материалов к урокам. 5. Разработка презентаций к урокам . 6.Разработка тестового материала в электронном виде по предметам. 7. Пополнение сайта методическими разработками. 8.Создание электронного портфолио учителя. 9.Продолжение освоения компьютерных программ и ТСО: - создание презентаций с видео и аудио материалом. 10.Разработка ЦОР по предметам. 11.Разработка тестового материала в электронном виде по предметам. 12.Создание и использование ЭОР по предметам в классе. 13. Поддержание регулярно обновляемого сайта учителя. 14. Пополнение базы контрольно-измерительных материалов в виде тестов по литературному чтению для промежуточной аттестации 1-4 классов. |
Список использованной литературы:
- Асмолов, А. Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя / под ред. А. Г. Асмолова. – М.: Просвещение, 2011. – 152 с.
- Винникова, С. А. Воспитание гражданственности у младших школьников / С. Винникова, А. // Воспитание школьников. – 2008. – № 5. – С. 14–15.
- Давыдова, О. Г.Формирование лидерских качеств как фактор успешной социализации школьников / О. Г. Давыдова // Передовой практический опыт учителей начальных классов: сборник статей. - Новосибирск: ГЦРО, 2010. - 63 с. - С. 21 - 32.
- Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России / А.Я Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков – М. Просвещение, 2010. – 24 с.
- Сухомлинский, В.А. Рождение гражданина: пер. с укр. / В.А. Сухомлинский. - 1-е переизд. - М. : Мол.гвардия, 2009. - 335 с.
- Щуркова, Н.Е. Программа воспитания школьника. М.: Учебное пособие. - М.: Центр «Педагогический поиск», 2010. – 80 с.
- Григорьев, Д. В. Формирование гражданской идентичности современного школьника [Электронный ресурс] // Интернет-конференция «Перспектива гражданско-патриотического воспитания в системе образования». URL: http://proektpatriot2.jimdo.com/гражданская-идентичность/ (18.10.2013).
- Образовательные стандарты второго поколения [Электронный ресурс]. URL:http://www.standart.edu.ru/doc.aspx?DocId=754 (18.10.2013).
- Закон об образовании 2013 - Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
- Национальная доктрина образования в Российской Федерации.
- Распоряжение правительства РФ от 07.02.2011 №163-р «О концепции федеральной целевой программы развития образования на 201-2015 годы». – Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 г. № 373
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / Министерство образования и науки Российской Федерации. – М: Просвещение, 2010. - 31 с. - (Стандарты второго поколения).