Проекты
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Новопесчанская средняя общеобразовательная школа»
Бурлинского района Алтайского края
Исследовательский проект
СУДЬБА ЧЕЛОВЕКА В СУДЬБЕ СЕЛА
Автор: Ступко Елена, ученица 6 класса
Руководитель: Кошель Ирина Владимировна,
учитель русского языка и литературы, искусства
с.Новопесчаное, 2018
Содержание
- Введение______________________________________________3-4
- Актуальность выбранной темы_________________________ 4-5
- Методы исследования_________________________________ 5
- Основнаяоочасть________________________________________6
2.1. «Человек начинается с детства»__________________________6-7
2.2. «Дорога, длинной в жизнь»_____________________________ 7-9
2.3. Воспитанники о старшей вожатой
Новопесчанской средней школы_______________________________ 9-12
2.4. Коллеги о работе старшей пионервожатой школы_____________ 12-13
3. Заключение______________________________________________ 14-15
4. Литература ______________________________________________ 16
1.ВВЕДЕНИЕ
Край родной, мой край Алтайский,
Нет дороже мне земли!
Синь небесная так близко,
Где курлычут журавли.
Милый край, родной и близкий
Дом высокий над рекой,
Ручеек с водою чистой,
Сад цветущею весной,
Летом знойным – птичий щебет,
Голубых озер глаза,
Степь бескрайняя родная,
Ах, Бурлинские леса!
В даль зовут меня дороги,
Городская суета…
Только снова возвращаюсь
Я в любимые места.
Наше озеро и поле,
Сенокосные луга,
Ах, какое все родное,
Да какая красота!
Пусть красою манят дали,
Пусть дорог других не счесть,
Но одна, одна святая,
В дом родной дорога есть.
Каждый из нас - частица малой родины. И куда бы ни занесла человека его жизненная дорога, он всегда будет помнить о той земле, которую мы называем своей «малой родиной», о тех людях, которые тебя окружали. История нашего района – в судьбах и делах наших отцов и дедов, матерей и бабушек. В судьбе человека, которому посвящена данная работа.
В нашем селе Новопесчаномвсе свои 68 лет живет человек, который заслуживает того, чтобы о нем помнили, о нем рассказали, с него брали пример те, кому творить будущее нашей страны.
Это старшая пионервожатая, ветеран педагогического труда, моя родная бабушка Литвиненко Ольга Ивановна. Ее знают не одно поколение учеников, закончивших школу в с.Новопесчаном, она знакома каждому ныне проживающему в нашем селе жителю. Литвиненко Ольга Ивановна – человек, которому судьба родного села была небезразлична на протяжении всей ее жизни.
1.1.Актуальность выбранной темы
Пионерская организация неразрывно связывала свою деятельность с жизнью советского народа. Она помогала школе в борьбе за глубокие и прочные знания учеников, развивала у школьников интерес к науке, технике, культуре и искусству.
В связи с этим мы решили исследовать материал о том, как работала пионерская организация в Новопесчанской средней школе, чем она занималась и какую роль в пионерской организации в школе сыграла Ольга Ивановна Литвиненко, моя бабушка.
Мы считаем, что есть педагоги и выпускники в нашей Новопесчанской средней общеобразовательной школе, о которых нужно рассказывать, писать исследовательские работы и сохранить этот материал в школьном музее для будущего поколения учащихся. И поэтому наше исследование достаточно актуально в наши дни.
Перед собой мы поставили следующуюцель:
- подчеркнуть значимость педагогической деятельности старшей пионерской вожатой Новопесчанской средней школы Литвиненко Ольги Ивановны для родной школы, села.
Для того чтобы достичь поставленной цели, нужно решить следующие
задачи:
1.Изучить и проанализировать семейный архив Литвиненко Ольги Ивановна и фактыее жизни и педагогической деятельности;
2.Взять интервью у ее воспитанников и показать, насколько велика была профессиональная деятельность Литвиненко О.И. в развитии школы на территории села, района.
3.Способствовать сохранению культурного наследия.
Объектом исследованиянашей работы является история педагогической деятельности старшей пионервожатой Литвиненко О.И.
Гипотеза исследования:
доказать, что роль пионервожатой школы в формировании личности подрастающего поколения была очень велика.
1.2.Методы исследования:
- метод сбора материала (работа с литературой, газетными публикациями);
- беседа с пионервожатой, ее воспитанниками, коллегами;
- обобщение и систематизация полученных сведений.
Практическая значимость работы определяется тем, что результаты будут использованы для пополнения экспозиционных материалов школьного музея, районного центра детского творчества.
2.ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
2.1. Человек начинается с детства
Родилась она в Сибири,
Где рыбы меры нет,
Где бесконечные равнины,
Где солнца яркий свет,
Кристально чистый воздух
Над озерком стоит
Где все родное, милое…
Здесь жизнь ее лежит.
Литвиненко Ольга Ивановна родилась 1 декабря 1949 года в селе НовопесчаноеБурлинского района Алтайского края. Родители Ольги Ивановны тоже родились здесь в этом селе.
Отец – Иван Федорович Гороховский, работал плотником, мать - Мария Андреевна Гороховская - разнорабочая. В семье было 5 детей: 2 сына и 3 дочери. В селе Новопесчаное Ольга Ивановна прожила всю свою жизнь: здесь училась в школе, здесь прошла ее трудовая деятельность, здесь встретила своего будущего мужа, Литвиненко Владимира Ильича и вышла за него замуж, здесь же родились их дети, сын – Александр, дочь – Наталья.
Годы детства свои она вспоминает с улыбкой:«Нас было три сестры, и жили мы очень дружно. Вместе играли, вместе выполняли работу по дому. Наша мама очень хорошо пела, поэтому, когда было свободное время, мы любили собраться все вместе и петь украинские песни на два голоса. Часто нас можно было застать за работой поющими».
В школе Ольга Ивановна училась хорошо. Любимыми предметами были математика, литература, физическая культура. Сколько она себя помнит, всегда участвовала во всех школьных делах: в художественной самодеятельности пела, танцевала, читала стихотворения, выступала в сценках; занималасьакробатикой, активно участвовала в спортивной жизни школы, также была отрядной вожатой.
В 6 классе ее избрали председателем совета дружины, затем секретарем комсомольской организации.
Большую помощь в этой работе оказывали Мищенко Екатерина Николаевна, Шумейко Екатерина Романовна - вожатые школы, с которых они брали пример.
« Окончив среднюю школу, не раздумывая, я поехала учиться, чтобы быть старшей вожатой школы и, как говорится, гореть самой и зажигать сердца детей, которых я любила и люблю» - так рассказывает Ольга Ивановна.
2.2. «Дорога, длинною в жизнь…»
Вожатый – профессия птица
Труднее ее не сыскать,
С какою другою работой сравнится,
Ребячьи сердца зажигать.
Мы дружбой и нежной, и верной,
Свои закаляем сердца,
И этой профессии гордой,
Верна буду я до конца!
И вот ее мечта осуществилась.
С 1968 по 2005 гг. вся трудовая биография Ольги Ивановны, как и вся ее жизнь, связана с родной школой, с работой в детской организации.
«Начинать свою трудовую деятельность в школе, где тебя знают и легко, и тяжело»,–говорит Ольга Ивановна.
Большую поддержку и помощь ей оказывали Булах Мария Михайловна, директор Новопесчанскойсредней школы, Курыс Екатерина Николаевна, чуть позже в школу пришли работать Курыс Лидия Михайловна и Ступко Светлана Васильевна, которые поддерживали во всех делах старшую пионервожатую. Большими помощниками были и классные руководители.
Ольга Ивановна и ее коллеги делали одно общее дело – воспитывали будущее поколение.
В чем заключается работа старшей вожатой?
Работа вожатого: умело возглавлять, направлять работу пионерской дружины, выполнение решения съездов комсомола и центрального совета Всесоюзной пионерской организации им. В.И.Ленина, воспитание пионеров на примере жизни и деятельности В.И.Ленина, трудовых и боевых традициях советского народа, воспитание таких качеств как трудолюбие, добросовестное отношение к учебе, ответственность, отзывчивость, доброта, уважение к старшим, забота о младших.
На это была нацелена вся работа пионерской организации школы, района, страны, на это была нацелена работа старшей пионервожатой Ольги Ивановны.
Ежегодно по традиции проводились сборы, линейка «Памяти П. Морозова будем достойны!» Это мероприятие проходило ежегодно 3 сентября, как старт работы дружины на учебный год, на котором подводились итоги работы в летний период, утверждался план работы дружины и отрядов.
Работой дружины руководил совет дружины во главе с председателем совета дружины. Лучшими из них были Литвиненко Марина, Шефер Елена, Гороховская Ирина. «Эти пионеры могли увлечь за собой всех, ответственные всегда и во всем, они требовали это и от других», - вспоминает Ольга Ивановна.
Большими помощниками в любом деле и примером для других были такие ребята: Курыс Люда, Курыс Костя, Шелерт Витя, Литвинова Ира, Гороховская Наташа, Литвиненко Света, Панасенко Люда, Литвиненко Наташа, Булах Аркадий, Мысак Надя, Понибратенко Юля, Шнайдер Катя и многие другие.
На счету пионерской дружины много интересных и полезных дел. Это сборы, праздники: «Знания нужны, как винтовка в бою!», «Мы – молодая гвардия рабочих и крестьян!», «Красный галстук пионера – его гордость, его честь», фестиваль «Красная гвоздика», конкурсы, КВНы, спортивные мероприятия, смотры военных и отрядных песен, турслеты, шефство над памятниками, тимуровская помощь над ветеранами Великой Отечественной войны. Участвовали во Всесоюзных операциях таких как «Миллион – Родине, пионерские поезда БАМу», «Уренгой».
Интересными, познавательными проходили встречи с жителями села, передовиками производства. В школе работала агитбригада «Улыбка», которая выступала на многих праздниках школы, села. Пионерские посты на дорогах, игра «Ночной ориентир», пионерский костер «Взвейтесь кострами, синие ночи» - все эти мероприятия проходили ежегодно, многие из них стали традиционными, любимыми.
«Можно еще много перечислять, чем занималась детская организация. Да, было трудно. Не хватало времени сделать намеченное в школе, брала работу домой. А дома семья, дети, хозяйство. И тут на помощь приходил муж, который помогал мне во всем. Нужно сделать стенд для оформления пионерской комнаты – пожалуйста, атрибуты для какого-либо мероприятия – всегда готов помочь. Все делал своими руками. Муж и дети всегда понимали, что я нахожусь на тяжелой работе, поэтому рано стали самостоятельными и во всем мне помогали» - рассказывает нам Ольга Ивановна.
Всю жизнь работа у Ольги Ивановны стояла на первом месте. Поэтому по итогам работы детской организации в школе, дружине шесть раз присвоено было звание Провофланговой. Пионерская организация считалась одной из лучших в районе. Работа старшей вожатой неоднократно была отмечена на уровне школы, района, края: грамоты Центрального комитета ВЛКСМ, грамота Центрального Совета Всесоюзной пионерской организации имени В.И.Ленина, звание вожатого-методиста и высшая награда – Знак ЦК ВЛКСМ - «Пионерскому вожатому».
2.3. Воспитанники о старшей вожатой Новопесчанской средней школы
Всем тем, кто бережно хранит
На видном месте галстук алый,
Тому, кто помнит как звучит
Гимн пионеров разудалый.
Вам, кто носил, гордясь безмерно,
Знак пионера на груди.
Тому, кто был во всем примером,
Идя по сложному пути.
Гордитесь прошлым! Пусть сегодня
Не будет неотложных дел.
Давайте вспомним о хорошем,
И светлом слове – пионер!
Быть пионером — это значит во всем и всегда быть впереди, воспитывать в себе замечательные черты советского человека—любовь к своей Родине и преданность делу, трудолюбие и стремление к знаниям, честность и благородство, скромность и дисциплинированность, коллективизм и товарищество.
Немало в Новопесчанской средней школе было ребят, которые с огромным желанием, интересом, стремлением участвовали во всей школьной жизни. Некоторые из них рассказали нам, как прошло их детство в рядах пионерской организации.
Величко Ирина Александровна( девичья фамилия Гороховская) – учитель физической культуры МБОУ «Новопесчанская СОШ». 23 года Ирина Александровна работает в стенах своей родной щколы. Мы поинтересовались у нее, чем же запомнилось ей школьное пионерское детство и какую роль в нем играла старшая вожатая школы Литвиненко Ольга Ивановна.
Из рассказа Ирины Александровны: « Лучшие годы детства и юности, именно так я могу сказать о своей школьной пионерской жизни, которая протекала в бесконечной суете, была полна интересными делами, мероприятиями, сборами, слетами».
По словам Ирины Александровны, на сборе металлолома и макулатуры был задействован весь класс, каждый хотел стать победителем, чтобы носить звание лучшего отряда школы. В каждом классе велась Тимуровская работа, ребята с удовольствием помогали ветеранам войны и труда, одиноким женщинам. Все проходило под умелым руководством Ольги Ивановны, которая была всегда рядом с нами. Активная работа велась на «Малой Тимирязевке», где учащиеся школы выращивали овощи на приусадебном участке.
При проведении операции «Зернышко», проводились рейды на дорогах, на которых ребята следили за тем, нет ли утечки зерна при транспортировке. Итоги рейдов освещались в газете «Острый сигнал», которые вывешивались в здании конторы и на току. В конце уборки к сельскохозяйственным работникам выезжала школьная агитбригада «Улыбка» с постановкой концертов.
Ольга Ивановна была организатором большого интересного мероприятия «История Красного Знамени», в рамках которого проходили конкурсы инсценированной песни о знамени, беседы «Наше знамя – знамя жизни, знамя Октября!», сбор дружины «Красный галстук пионера – его гордость, его честь!». И все ребята школы с честью и гордостью носили пионерский галстук.
19 мая – день рождения Пионерии. Все ученики школы с нетерпением ждали этот день. Наторжественной линейки подводились итоги работы отрядов, награждались пионеры-активисы, отряды-победители в различных мероприятиях. А вечером – пионерский костер. С большим интересом ребята участвовали в спортивных соревнованиях, пели возле костра песни, танцевали.
С 1985 по 1989 год Ирина Александровна была председателем совета дружины школы. Ее роль заключалась в помощи и контроле всех отрядов дружины, активом дружины. Председатель вместе со старшей вожатой организовывали мероприятия, сборы, торжественные линейки. Работа председателя совета дружины была очень ответственной и поэтому Ольга Ивановна, как никто другой оказывала помощь, шла впереди, и вела за собой всех.
«Самая большая награда для меня в школьной жизни», - говорит Ирина Александровна,- была незабываемая поездка в пионерский лагерь «Артек». 24 дня в лагере прошли, как одно мгновенье новых знакомств, интересных мероприятий, встреч. Я познакомилась с ребятами из разных республик бывшего Советского Союза: Латвии, Литвы, Белоруссии, Дагестана и других».
«Незаменимых людей нет» - так говорят в народе. Но эти слова точно не про Ольгу Ивановну, нашу старшую пионервожатую, которую знает не одно поколение школьников. Именно благодаря её творчеству, доброте, неравнодушному отношению ко всему, любви к детям – ее помнят и уважают!» - так завершила свой рассказ бывшая воспитанница Ольги Ивановны.
Кошель Елена Эмануиловна(девичья фамилия Шефер) – учитель биологии и географии МБОУ «Новопесчанская СОШ». 28 лет Елена Эмануиловна отдала этой прекрасной и благородной профессии – учить и воспитывать подрастающее поколение. Представить себя в другой профессии она не может, потому что со школьной скамьи знала – буду ПЕДАГОГОМ!
« А ведь в выборе моей будущей профессии немаловажную роль сыграла именно Ольга Ивановна, которая не раз говорила о том, что прекраснее и благороднее профессии нет» - рассказывает нам Елена Эмануиловна.
Пионерская жизнь для нее началась с торжественной линейки 22 апреля, когда весь класс принимали в пионеры. Это было такое радостное, волнительное и торжественное событие, которое она помнит до сих пор. После принятия в пионеры всему классу нужно было провести ряд мероприятий, посвященных тому, за имя которого боролся весь отряд. И вот класс, в котором училась Елена Эмануиловна, боролся за присвоение отряду имя Феликса Эдмундовича Дзержинского. Весь класс очень ответственно и добросовестно подходил к подготовке мероприятий, каждый хотел сделать что-нибудь важное и полезное.
В мае 1980 году Елена Эмануиловна была избрана на должность председателя совета дружины и пробыла в этой должности до мая 1984 года.
«Ольга Ивановна была уже опытна, поэтому если возникали какие-либо трудности, она всегда могла их разрешить, оказать помощь, в том или ином вопросе. А я, в свою очередь как председатель совета дружины, оказывала помощь старшей вожатой в подготовке сборов, мероприятий, советов и т.д.», - делится с нами Елена Эмануиловна, - «Ольгу Ивановну поистине можно считать ВОЖАТОЙ с большой буквы, она была очень добросовестна, ко всему относилась ответственно, переживала за свою работой всей душой, и мы, школьники, это видели, чувствовали, потому что не увидеть и не почувствовать этого было невозможно. Радости и горести, победы и поражения – все это она переживала, как собственные. Прошло уже 34 года после окончания школы, а Ольга Ивановна для меня так и осталась другом и наставником, педагогом, которого я помню, и буду помнить всю жизнь».
2.4. Коллеги о работе старшей пионервожатой школы.
За 37 лет педагогической работы в школе Ольге Ивановне довелось работать со многими учителями, воспитателями, классными руководителями, директорами, методистами и все они говорят о работе старшей вожатой только добрые,теплые слова благодарности, как о педагоге с большой буквы, который знал свое дело, мог научить и помочь не только детям, но и молодым педагогам.
Мы встретились с Конради Людмилой Николаевной, которая с 1989 по 2016годы была методистом внешкольной работы Центра детского творчества в с.Бурла.
Вот, что она нам рассказала:
«В 1989 году, когда я пришла работать в Дом пионеров методистом,Ольга Ивановна была самой опытной старшей вожатой в районе. В специфике работы пионерских организаций мне нужно было долго разбираться, так как опыт работы у меня был только как классного руководителя. Постичь все тонкостисоздания детской организации мне помогла именно Ольга Ивановна. Она могла ответить на любой вопрос, объяснить всю атрибутику пионерской организации.
На тот момент пионерской организации как таковой уже не существовало, и во многих школах не было ни организации, ни вожатого, но в Новопесчанскойсредней школе всё это сумели сохранить, и я думаю во многом благодаря Ольге Ивановне.
Когда мы стали «возрождать» детские организации в школах района, опять главным помощником, можно сказать, консультантом моим и молодых старших вожатых была Ольга Ивановна. На семинарских занятиях она никогда не отказывалась поделиться своим опытом работы, подсказывала, как организовать какое-либо мероприятие, как провести сбор, как работать с активом школы и многое, многое другое.
Проводя районные конкурсы или сборы, у меня никогда не возникало сомнения, что детская организация Новопесчанской школы будет подготовлена «на пять».
Несмотря на то, что у Ольги Ивановны был большой опыт и стаж работы старшей вожатой, она никогда не отказывалась принимать участие в «Конкурсе вожатского мастерства» наряду с молодыми вожатыми и это, мне кажется, придавало им уверенности.
Когда Ольга Ивановна уже не работала, я неоднократно приглашала её на районные сборы в качестве члена жюри и ни разу не было отказа.
Я благодарна Ольге Ивановне за те знания, опыт и умения, которым я смогла у неё научиться. Это не дало мне растеряться в трудный период возрождения детского движения».
3.ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Думаю, что наша цель исследовательского проекта – подчеркнуть значимость педагогической деятельности старшей пионерской вожатой Новопесчанской средней школы Литвиненко Ольги Ивановны для родной школы, села – достигнута.
Ольга Ивановна – действительно, сыграла очень важную и нужную роль в становлении личности подрастающего поколения. Своим собственным примером она зажигала сердца ребят, шла впереди и вела их за собой. О её нелегком труде помнять и вспоминают, только добрыми словами.
Ценность данной работы нам видится в том, что время неумолимо стирает в человеческой памяти события и имена тех, кто творил и созидал ее историю. Поэтому необходимо собрать по крупицам и сохранить воспоминания наших дедушек, бабушек, родных и близких, учителей.И такие жители района, как Литвиненко Ольга Ивановна, помогают нам увековечить память о тех годах нашей истории.Исследование обОльге Ивановне хочется завершить словами из произведения Виктора Петровича Астафьева «Последний поклон»: «Прошли годы, много, ох много их минуло. А я таким вот и помню деревенского учителя - с чуть виноватой улыбкой, вежливого, застенчивого, но всегда готового броситься вперед и оборонить своих учеников, помочь им в беде, облегчить и улучшить людскую жизнь… Но фамилию учителя можно и забыть, важно, чтоб осталось слово «учитель»! И каждый человек, мечтающий стать учителем, пусть доживет до такой почести, как наши учителя, чтоб раствориться в памяти народа, с которым и для которого они жили, чтоб сделаться частицей его и навечно остаться в сердце даже нерадивых и непослушных людей…»
Выполняя данную работу, мы имели возможность соприкоснуться с историй жизни старшей пионерской вожатой школы, через старые школьная фотография, альбомы, которые они сами создавали, и которые сохранились до сих пор. Пожелтели, обломались по углам. На них изображены наши близкие, знакомые и незнакомые лица, немного нелепые и смешные, удивленные тому, что их будут фотографировать, но полные энтузиазма и радости.
Материалы работы могут быть использованы в учебно-воспитательной работе с учащимися с целью увековечивания памяти тех, кто создавал историю пионерской организации в школе.
ЛИТЕРАТУРА
- Архивные материалы из школьного музея.
- Из воспоминаний: Литвиненко О.И., Величко И.А., Кошель Е.Э.
- Материалы из семейного архива Литвиненко О.И