Конспект образовательной деятельности по речевому развитию в старшей группе «День рождения Зайчика»
. Использование дидактических игр в развитии речи детей и обучение грамматике.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Конспект образовательной деятельности по речевому развитию в старшей группе «День рождения Зайчика»
Рудюк Лидия Владимировна
Воспитатель детского сада «Золотая рыбка»МБОУ школы №57 г.о.Самара
Конспект образовательной деятельности по речевому развитию в старшей группе «День рождения Зайчика»
Конспект образовательной деятельности по речевому развитию в старшей группе «День рождения Зайчика»
Интеграция образовательных областей: «Коммуникация», «Познание», «Социализация», «Музыка», «Физическая культура».
Цель. Использование дидактических игр в развитии речи детей и обучение грамматике.
Задачи:
Обучающие. Учить подбирать слова антонимы; закрепить знание детей о гласных и согласных (твердых и мягких) звуках; закреплять умение образовывать слова с уменьшительно-ласкательным значением; закрепить умение выделять лишний предмет.
Развивающие. Развивать логическое мышление; умение выделять первый звук в словах и развивать умение составлять рассказ с опорой на вопросы.
Воспитательные. Воспитывать внимание, умение отвечать четко и грамотно на поставленный вопрос. Воспитывать добрые чувства.
Методы и приемы. Словесный: вопросы, ответы детей; наглядный: демонстрационный материал, картинки; игровой: дидактические игры; практический: самостоятельная деятельность детей.
Материал: цветы разного цвета, вырезанные из бумаги; предметные картинки; письмо, клубок, магнитофон, карта-схема.
Предварительная работа: заучивание физминутки; дидактические игры.
Содержание образовательной деятельности:
- Ребята, представляете, что у нас приключилось! Захожу я утром в группу, а в окно ветер дует, форточка открыта, а на полу конверт! Глянула я в окно, а там сорока на карнизе сидит, увидела она меня, махнула хвостом и улетела прочь. Вернулась я к конверту, решила без вас не трогать, но не удержалась и открыла, а там письмо. Давайте я его прочитаю.Открываем письмо.
«Здравствуйте, дорогие ребята! У меня сегодня день рождения и я вас всех приглашаю в гости. Письмо и карту я передал через сороку, она обещала их быстро доставить. Очень вас жду. Заяц»
Смотрите, вот лежит зайкина карта, а на ней дорожки, ведущие к его избушке. Давайте ее рассмотрим. Чтобы дойти до Зайчика, нам нужно пробраться через густой лес, заглянуть к Белочке в гости, пройти через полянку, переправиться через болото и пройти мимо берлоги прямиком к домику зайца. Нелегкий путь нам предстоит, потому что на каждой остановке нас ждут сюрпризы!
Ребята, берем угощение и отправляемся на день рождения Зайчика.
– Посмотрите, какой густой, непроходимый лес впереди. Даже страшно дальше идти. А кого мы можем встретить в лесу?
-А чтобы убедиться в правильности ваших ответов я предлагаю поиграть.
Дидактическая игра «Четвертый лишний»
Найти лишнюю картинку из предложенных, так чтобы оставшиеся можно назвать одним словом. (Заяц, волк, лиса, петух и т. д.)
- Молодцы, значит, мы можем идти дальше. Но как нам пройти через этот лес? На карте указано, что где-то здесь живет белка. Надо осмотреться.
– Посмотрите, чье-то дупло на дереве! Наверное, это и есть беличий домик. Давайте спросим у нее, по какой дороге нам идти дальше, их здесь две.
Белочка: «Если вы справитесь с моим трудным заданием, то я подарю вам волшебный клубок, он покажет вам нужную дорогу, иначе вы заблудитесь». А задание такое:
Дидактическая игра «Скажи наоборот»
Вперед – назад
Далеко – близко
Вверху - внизу
Большой - маленький
Сладкий – соленый
Холодный - теплый
Длинный – короткий
Широкий - узкий
Сильный – слабый
Веселый – грустный
Высокий – низкий
Мягкий - твердый
Легкий – тяжелый
Толстый – худой
Храбрый – трусливый
Здоровый - больной
Белочка: Вот какие вы умные! А можно мне с вами к Зайчику пойти? У меня и угощение есть.(Орешки) Клубочек нам путь укажет, как из леса выйти, он тут каждую тропинку знает!
- Ну что, возьмем белочку с собой? (Да) Ну тогда, идем дальше.
– Ребята, посмотрите, на какую красивую полянку мы вышли. Смотрите, под кустиком сидит ежик. Ежик, подскажи, как нам попасть к Зайчику?
- Ежик: «Я помогу вам, если вы скажите про меня добрые, ласковые слова, а то в лесу совсем тоскливо, не от кого слов добрых не услышишь. Послушаю я вас, и самому на душе веселее станет».
Дидактическая игра «Скажи ласково»
-Дети, яблоко сочное, нежное, сладкое. А есть много ласковых и нежных слов, которые мы говорим, и нам говорят другие, выражая свои чувства.
-Ребята, порадуем ежика?
Дети по очереди выполняют задание, называя по одному слову. Например: милый, хороший, любимый, добрый, золотой, прелесть, солнышко, зайчик, котик, дорогой, сладкий и т. д.
- Молодцы, ребята, вы очень быстро справились с заданием.
Ежик: Спасибо вам, столько приятных слов услышал, да еще и яблочко получил. А может, вы меня с собой возьмете? У меня грибочки припасены, я думаю, зайцу понравится мой подарок.
- Да, ежик, давай с нами!
- Нужно идти дальше, а сил совсем нет, а вот и пенечек стоит, может, отдохнем?
Физминутка «У оленя дом большой» (музыкальная)
– Идем, ребята, дальше, сил у нас прибавилось, теперь нам ничего не страшно. Но вот, беда, впереди болото, через него опасно проходить, может оно нас засосать. Но что делать? А вот Лягушка сидит, давайте у нее спросим.
Лягушка: Если выполните мое задание, я вам помогу, перекину мостик через болото.
Дидактическая игра «Назвать первый звук в слове»
На болоте растут кувшинки, а на каждой кувшинке кто-то сидит. Нужно определить и назвать первый звук в этих словах. (Бабочка, стрекоза, кузнечик, жук, муха, улитка, лягушка, паук, оса, пчела)
Лягушка вздыхает: «Ну ладно, ребята, ваша взяла».
- Молодцы, вы опять справились с заданием, лягушке придется перекинуть мостик. Идем дальше, уже недалеко находится заячий домик. А может, позовем с собой лягушку? Что скажете? (Да)
Лягушка: Спасибо, с большим удовольствием! Сейчас червячков соберу и пойдем!
– Ребята, посмотрите, берлога! Кто же там живет? (Медведь) . Ой, мы так шумели, что разбудили мишку!
Медведь потягивается: «Кто тут шумит? А что, весна уже? Как же мне хорошо спалось. А куда вы идете, ребята? » (к зайчику на День Рождения) К какому такому зайчику?
-Ребята, давайте поможем мишке вспомнить, расскажем про зайчика.
- Подберите слова, которые отвечали бы на вопросы: «Какой? » и «Что делает? » к слову «Зайчик».
Дидактическая игра «Скажи, какой? Что делает? »
Зайчик /какой? / – маленький, трусливый, добрый, серый, вежливый, трудолюбивый, ласковый, заботливый, пушистый.
Зайчик /что делает? / – спит, прыгает, бегает, грызет, пляшет, радуется, прячется, дрожит, боится, убегает и т. д.
Медведь: «Так это вы про Косого! Неужели я так долго спал? Эээх, надо бы подарочек ему принести. Спасибо, ребята, что разбудили меня! Вы идите, а я догоню, медок достану из своих запасов».
- Ну что, ребята, уже совсем немного осталось. Сколько заданий было, со всеми справились, молодцы! А теперь поторопимся, а то заждался нас уже Зайка.
Подходим к домику, где нас встречает зайчик, он принимает подарок и в благодарность угощает всех детей.
Зайка: Здравствуйте, друзья, я очень рад вас видеть. Знаю, путь у вас был не легкий, дорога извилистая и трудная. Вы справились со всеми заданиями? Что вам больше всего понравилось? (Ответы детей)
Друзья, подходите к столу, угощайтесь.
-Ребята, давайте угостим пирогом наших гостей.