Разработки уроков и мероприятий
Мероприятие интегрированное по русскому языку и математике "Русское царство и математическое государство"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Материалы для конкурса чтецов на школьном уровне | 755.18 КБ |
Презентация к конкурсу | 19.91 КБ |
Предварительный просмотр:
Интегрированное внеурочное мероприятие Игра «Что? Где? Когда?»
(русский язык + математика) Формирование Универсальных Учебных Действий на уроках русского языка и математики в 5 а классе МБОУ «Кошурниковская СОШ № 8»
Учитель русского языка Шелягина Татьяна Николаевна
Учитель математики Шкуратова Елена Александровна
Тема: Русское царство и математическое государство.
Цель: Закрепление, углубление и расширение знаний по русскому языку и математике путем решения лингвистических и математических задач.
Задачи:
- создать условия для формирования УУД, адаптации учащихся при переходе из начальной школы в основную;
- развить коммуникативные навыки, умение работать в группах;
- повысить интерес к изучению русского языка и математики, показать важность обоих предметов, их взаимосвязь.
Оборудование: проектор, компьютер, экран.
Предметные УУД:
- решение задач по русскому языку и математике;
- выявление интересных сведений по предметам.
Коммуникативные УУД :
- умение организовывать общение;
- умение работать в группах, анализ возможностей каждого, планирование учебного сотрудничества, включающего умение слушать собеседника, решать конфликтные ситуации.
- умение отстаивать свою точку зрения, приводить аргументы.
Познавательные УУД:
- поиск, выделение, обработка, преобразование информации;
- выбор критериев для сравнения;
- знаково- символическое моделирование;
- установление причинно-следственных связей;
- перевод из одной знаковой системы в другую (из числового выражения в буквенное);
- работа с разного вида таблицами;
- осознанное построение речевого высказывания в устной и письменной форме
Регулятивные УУД :
- выбор наиболее эффективных способов решения задач;
- планирование, контроль и выполнение действий по заданному образцу, правилу, с использованием норм;
- целеполагание;
- осуществление самоконтроля.
Личностные УУД:
- привитие интереса к русскому языку и математике
ХОД УРОКА
Математик: Здравствуйте, ребята. Добрый день, уважаемые гости!
Филолог: Сегодня у нас необычное мероприятие под названием «Математическое царство. Русское государство». (слайд 1 )
Математик: Но прежде чем мы начнем, предлагаем, ребята, вам разделиться на группы. Анна и Роман, просим вас выйти и поочередно набрать свои команды.
Филолог: Займите, пожалуйста, свои места. У нас с Еленой Александровной возник спор, и мы никак не можем прийти к единому мнению.
Спор математика и филолога.
На экране слайд 2. «Математика вовсе не трудна и не тяжела, она, напротив, имеет своё обаяние для каждого человеческого ума, -обаяние точности, полноты и системы». Л.Толстой
Математик: Нет ничего важнее той науки,
Что люди математикой зовут.
Что людям могут дать пустые звуки?
Писать слова… Но разве это труд?
На экране слайд 3 . «Нет таких звуков, красок, образов и мыслей — сложных и простых,— для которых не нашлось бы в нашем языке точного выражения». К. Паустовский
Филолог: Нет ничего ужасней чисел скучных,
Каких-то формул, множества нулей.
А слово нужное! Оно ведь лечит душу,
И в трудный час нас делает сильней!
Математик: Чтобы доказать, что без чисел невозможно жить и что математика важнее, я покажу вам отрывок из мультфильма, в котором сказочные персонажи помогут отстоять мою точку зрения (демонстрирует отрывок мультфильма, слайд 4).
Филолог: Хорошо, но и без знаний русского языка жить очень не просто. Ведь иногда жизнь человека зависит от одной запятой! Внимание на экран.
(демонстрирует отрывок мультфильма, слайд 5 )
Математик: Ребята, может быть, вы нас рассудите. Какой предмет важнее?
(Учащиеся выражают свое мнение, аргументируют ответы, доказывают, что оба предмета важны).
Как вы думаете, чем мы сегодня будем заниматься?
Слайд 6 «Вдохновение нужно в геометрии не меньше, чем в поэзии». А.С. Пушкин
«В математике есть своя красота, как в живописи и поэзии». Н.Е.Жуковский «Математик, который не является в известной мере поэтом, никогда не будет настоящим математиком». К. Вейерштрасс
Математик: Сегодня мы убедимся на практике, что обе эти науки не только необходимы, но и взаимосвязаны. Недаром говорили в древности: «Без грамматики не выучишь математики». А насколько хорошо вы разбираетесь в русском языке и математике, проверим на нашем необычном мероприятии. Но, чтобы узнать название нашей игры, отгадайте сложный ребус. Для его решения вам понадобятся знания и русского языка, и математики.
На экране слайд 7 Ребус.
Устный счет. (Ребята, решая примеры, расшифровывают название игры).
Филолог:
А давайте проверим, нет ли в названии ошибок? (Учащиеся отмечают, что не поставлены вопросительные знаки и каждое слово нужно писать с прописной буквы).
Ребус разгадан. (На экране слайд 8) . Давайте пожелаем друг другу успехов, хорошего настроения, удачи. Сегодня не важен победитель. Главное, чтобы на нашем мероприятии царила доброжелательная атмосфера. Не забывайте, что важнейшими правилами работы в группах являются взаимоуважение, умение считаться с чужим мнением.
Слайд № 8
Математик: Правила игры.
Команды по очереди выбирают номер вопроса, на который необходимо ответить в течение отведенного времени.
Обсуждение начинается после команды «Время».
Если команда готова отвечать, капитан поднимает руку и объявляет, кто из игроков будет давать ответ.
В случае неверного ответа команды на вопрос, у соперников есть возможность дать свой вариант ответа. На размышление отводится по 2 минуты.
У вас есть право воспользоваться 3 бонусами: дополнительным временем, помощью зала, звонком другу.
Филолог: Условия понятны? Начинаем, и ваше первое задание - придумать своей команде название, девиз и выбрать капитана.
Математик: Право выбора первого вопроса предоставляется команде, победившей в мозговом штурме.
(Каждой команде задается по 10 вопросов, если количество ответов совпадает, задается еще один вопрос).
1 команда
- Наименьшее натуральное число… (1)
- Каких камней не бывает в море? (Сухих)
- Прибор для построения окружности? (Циркуль)
- На двух руках 10 пальцев. Сколько пальцев на пяти руках? (25)
- Число, из которого вычитают. (Уменьшаемое)
- Как написать «сухая трава» 4 буквами? (Сено)
- Как называется результат умножения? (Произведение)
- ·Что будет, если чёрный платок опустить в красное море? (Намокнет)
- В каких словах по сто согласных п? (Стоп)
- Иногда его вешают, задирают, везде суют, а иногда с ним остаются. Что это? (Нос)
2 команда
- Результат вычитания. ( Разность)
- Сколько сантиметров в дециметре? (10)
- Сколько килограммов в половине тонны? (500)
- Что можно приготовить, но нельзя съесть? (Уроки)
- ·Когда машина едет, какое колесо у нее не крутится? (Запасное)
- Сумма длин сторон многоугольника. ( Периметр)
- Число, которое делят. (Делимое)
- ·Что станет с зеленым мячиком, если он упадет в Желтое море? (Он намокнет)
- ·Что можно увидеть с закрытыми глазами? (Сон)
- . В каком слове сорок гласных а? (Сорока)
Команды поочередно выбирают номер вопроса, начинает команда, набравшая наибольшее количество баллов в мозговом штурме. Слайд 10
Задания по математике.
1. В задании зашифрован математический термин. Реши уравнения и разгадай зашифрованное слово:
(23 – х) * 14 = 28
х : 3 – 8 = 20
505 : (х + 10) = 5
Запиши значение зашифрованного слова.
Ответы для расшифровки слова (выбери 3 числа с соответствующими буквами из предложенных ответов): 21 (ф), 25(а), 84(у), 111(к), 91(m).
Ответ: фут
2. Пообещала Баба-Яга дать Ивану- Царевичу живой воды и пояснила: «В бутылке, стакане, кувшине и банке находятся молоко, приворотное зелье, живая и мертвая вода. Мертвая вода и молоко не в бутылке, сосуд с приворотным зельем стоит между кувшином и сосудом с живой водой, в банке –не приворотное зелье и не мертвая вода. Стакан стоит около банки и сосуда с молоком. Выбирай!» Помоги Ивану-царевичу разобраться, где какая жидкость.
Ответ: молоко в кувшине, приворотное зелье – в бутылке, живая вода – в банке, мертвая вода – в стакане.
3. Обозначь наименьшую из величин x и построй математическую модель задачи. Найди х и ответь на поставленный вопрос. Три девицы под окном пряли поздно вечерком. Вторая девица спряла в два раза больше пряжи, чем первая, а третья – в три раза больше, чем первая. Все вместе они спряли 4 кг 800 г пряжи. Сколько пряжи спряла в этот вечер каждая девица?
Ответ: 1-ая спряла 800 гр., 2-ая -1600 гр., 3-я -2400 гр.
4.
Ответ:
5 .Великий греческий учёный Пифагор к числу математических наук относил арифметику, геометрию, астрономию и музыку. Великий Пифагор и его ученики имели к числам особенное отношение.
5 - символ цвета
6 - холод
7 - разум, здоровье
8 - любовь и дружба
Именно Пифагор и его ученики поделили все числа на чётные и нечётные.
А сейчас вы, современные школьники, попробуйте повторить открытие, сделанное Пифагором.
Для этого: запишите все нечётные числа от 1 до 19. Найдите сумму первых двух, потом первых трёх, потом четырёх и т. д. Полученные ответы запишите в строчку. Какое открытие сделал Пифагор?
Ответ: 4, 9, 16, 25, 36 … КВАДРАТЫ ЧИСЕЛ
Задания по русскому языку.
- В одном африканском племени живет семья из четырех человек. Мать зовут Бере-рубо-торо-дак (темный цветок без запаха), отца – Кобо-рудо-дир (большая зеленая гора). Старшему сыну родители дали имя Дак –рубу-пеле (запах цветочного поля). Что означает имя младшего сына Кобо-пеле-торо-рубо?
Ответ: Большое поле без цветков
2. Игры «10 ос»
Ос- - а
На этой осе в октябре позолота,
Ос- - а
А эта растёт на лугу у болота,
-ос-а
У этой на лапках зелёные иглы,
- ос- - - а-
На этой опасно устраивать игры,
-ос - - - а - -
Эта оса на луну улетает,
-ос - - - - а
Эта на солнце худеет и тает,
- - ос - - - - а - -
Эта оса продаётся в бутылке,
- ос - - - а
Эта боится горчицы и вилки,
- ос - а
С этой спит в колыбели малыш,
- о - с - - - - а
Эта по классу крадётся , как мышь.
Ответ: осина, осока, сосна, мостовая, космонавт, сосулька, простокваша, сосиска, соска, подсказка.
3.Угадайте, о каких словах идет речь.
- Суффиксы взяты из слова «значительный»,
Корень из слова «переполненный»,
Приставка и окончание – из слова «исключительный». - Суффикс и окончание ищи в слове «терпеливый»,
Приставку – в слове «выписать»,
Корень – в слове «преподносить». - Суффикс и окончание те же, что и в слове «железный»,
Приставка та же, что и в слове «приезд»,
Корень тот же, что и в слове «подлежащее».
Ответ: Исполнительный, выносливый, прилежный.
4.Объясните, каково значение фразеологизмов бить баклуши, спустя рукава. Расскажите об историческом происхождении этих фразеологизмов.
Ответ: Бить баклуши- бездельничать, делать какое-то незначительное, простое дело.
Работать спустя рукава- небрежно, с ленцой, кое-как.
(Так как мы предполагаем, что историческое происхождение фразеологизмов вызовет затруднение, на слайде представлен ролик из передачи для детей и родителей, созданной старшеклассниками Кошурниковской СОШ № 8. Из него пятиклассники узнают об истории этих фразеологизмов).
5.Переставьте части слов так, чтобы получилась известная пословица.
не | ли | си | чи |
че | ес | шь | хо |
чи | ть | ес | ка |
ла | ди | на | пе |
Ответ:
ес | ли | хо | че |
шь | ес | ть | ка |
ла | чи | не | си |
ди | на | пе | чи |
Под 11 номером находится Музыкальная разминка.
Филолог: Ребята, а вы заметили, что помимо номеров на нашем табло есть картинки? Давайте посмотрим, что за ними спрятано. Оказывается, здесь представлены задания для обеих команд.
- Обыграть пословицу. При этом можно использовать подручные материалы, но нельзя разговаривать.
- Создать сказку о важности русского языка и литературы, используя данные слова.
Математик: Итак, ребята, пока Татьяна Николаевна подсчитает баллы, мы вместе со зрителями немного поиграем.
- Она очень круглая. Мы на ней живём Похожа на арбуз. Земля
- Имеет форму креста. Такой символ есть на батарейках. В математике это знак действия. Плюс
- За это снижают отметки. Отличники их делают редко. На них учатся. Ошибки
- Она показывает часть от «всего». Ей стреляют из охотничьего ружья.
Барабанная …дробь
- Она нужна, чтобы не говорить глупостей. - это когда одна мысль вытекает из другой. Бывает математическая, а бывает и женская…логика
- У него 3 стороны. У него 3 угла. У него 3 вершины. треугольник
- Его можно сложить из 4 спичек. Один из многоугольников. Вторая степень числа… квадрат
- Имеет начало. Не имеет конца. Бывает солнечным… луч
- Им всё кончается в школе. Если бы его не было, никто бы ничего не учил. Бывает выпускной, а бывает вступительный… экзамен
- В любой комнате их четыре. Маленьких туда ставят. Измеряется транспортиром…угол
- Самое приятное на уроке. Самое неприятное на перемене. Бывает ещё последний…звонок
Филолог: Вот и пришло время подвести итоги нашего мероприятия. Давайте проведем рефлексию. У каждого из вас есть стикеры, предлагаю приклеить их в выбранную вами колонку на доске: важен русский язык, важна математика, важны русский язык и математика.
Математик: А сейчас продолжите, пожалуйста, фразы (слайд 35).
Я узнал…
Мне было трудно...
Больше всего понравилось...
Филолог: Пришло время подвести итоги и наградить победителей. Спасибо, ребята, за активную работу. Надеемся, что вы еще раз убедились, что русский язык и математика – интересные и важные предметы, и будете углублять и расширять знания по этим дисциплинам!
Литература.
1.Быстрова Е.А., Кибирева Л.В., Гостева Ю.Н., Калмыкова И.Р., Юрьева Е.С. Русский язык: учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений: в 2ч./под ред. Е.А. Быстровой. – М.: ООО «Русское слово – учебник», 2015. (ФГОС.Инновационная школа).
2.Газета «Русский язык» и сайт для учителя «Я иду на урок русского языка» http://rus.1september.ru
3.Григорьев, Д. В.Внеурочная деятельность школьников.
4.Методический конструктор: пособие для учителя / Д. В. Григорьев, П. В. Степанов. -М.:
Просвещение, 2010.
5.Интернет-порталы: http://pedsovet.su/load/27, http://www.proshkolu.ru «Учительский портал» http://www.uchportal.ru/
Копилка уроков http://www kopilkaurokov.ru
«Учителям.ру» http://www uchiteljam.ru
«Учительская.com» http://www uchitelskaya.com
"Я - Учитель!" http://www ya-uchitel.ru УРОКИ.NET - http://www uroki.net
6.Ожегов С. И Толковый словарь русского языка.- М.: Просвещение, 2000. 7.Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий : пособие для учителя / под ред. А. Г. Асмолова. -М.: Просвещение, 2010
Предварительный просмотр:
Конкурс чтецов прозаических произведений
Ведущий
Книга-учитель,
Книга – наставник,
Книга – мой верный товарищ и друг
Ум, как ручей, высыхает и старится,
Если ты выпустишь книгу из рук.
КНИГА – это средоточие трех самых важных в жизни каждого человека людей: справедливого учителя, верного друга и опытного наставника. Сегодня состоится именно такая встреча! А вы будете сегодня благодарными слушателями!
Ведущий Добрый день, уважаемые гости, коллеги, наши юные конкурсанты! Мы рады видеть вас на школьном этапе Всероссийского конкурса «Живая классика». В нашей школе этот конкурс стал уже традиционным .
В этом году к участию в конкурсе допускаются учащиеся 5-10 классов, не старше 17 лет.
СЛАЙД 3
Цели и задачи мероприятия:
1. Формирование сообщества читающих детей.
2. Расширение читательского кругозора детей.
3. Знакомство детей с современной детской и подростковой литературой.
4. Знакомство детей с произведениями русской литературы 18-21 вв., которые не входят в школьную программу.
5. Знакомство детей с зарубежной литературой.
6. Знакомство детей с региональной литературой.
7. Знакомство детей с возможностями современных библиотек.
8. Поиск и поддержка талантливых детей.
Ведущий Сегодня мы поговорим о смысле человеческого бытия, вспомним подвиги героев Великой Отечественной войны,о безграничной материнской любви, прикоснёмся к таинственному миру природы, к истокам трепетного отношения к Родине, попытаемся найти ответ на вопрос: «Что есть добро?»
Ведущий.
Открывает наш конкурс «Песенка про книги», исполняют
(
Ведущий.
Сегодня на сцену выйдут 8 юных чтецов. Так как это конкурсная программа, то оценивать наших участников будет авторитетное жюри в составе:
по следующим параметрам:
-выбор текста произведения: органичность выбранного произведения исполнителю;
-грамотная речь;
-способность оказывать эстетическое, интеллектуальное и эмоциональное воздействие на зрителя;
-глубина проникновения в образную систему и смысловую структуру текста.
Оценка каждого критерия осуществляется по 5 – балльной шкале.
А чтобы настроиться зрителям на оптимистический лад, предлагаем прослушать «Песенку про книги», в исполнении
(на мотив «Песенки мамонтёнка»)
1. Я книгу читаю – она друг надёжный!
Ответ на вопросы найти я хочу.
Ответы найти я хочу. (2 раза.)
Припев:
Пусть книга научит,
Пусть книга расскажет.
Пусть верный путь в жизни она нам укажет.
Ведь так не бывает на свете,
Чтоб были неграмотны дети!(2 раза последние две строчки)
2. Её не заменит компьютер и видик.
Пусть каждый ребёнок в ней друга увидит.
Ведь чтение книг и науки –
Надёжное средство от скуки.
Ведущий. Длительность выступления каждого учащегося – от 2 до 5 минут.
Уважаемому жюри предстоит нелегкая работа, и мы им желаем плодотворной работы. Участникам – успеха! Зрителям – полезно и интересно проведенного времени. Конкурс юных чтецов «Живая классика» начинается.
Ведущий. Андрей Платонович Платонов (настоящее имя – Андрей Платонович Климентов) (1899-1951). Родился в семье машиниста и был старшим ребенком в многодетной семье. Бурная и бескомпромиссная борьба за светлый мир будущего, стремление добиться правды и многочисленные рассказы, посвященные человеку труда, каким собственно, был и он сам, характеризуют творчество писателя. В основу рассказа Платонова «Одухотворенные люди» положен действительный факт – подвиг моряков-севастопольцев, бросившихся с гранатами под танки, чтобы остановить врага ценою собственной жизни
Ведущий. В тот страшный день земля рванула в небо.
От грохота застыла в жилах кровь.
Июнь цветастый сразу канул в небыль,
И смерть, вдруг, оттеснила жизнь, любовь.
Рассказ «Одухотворенные люди» читает Орлов Илья
Ведущий. Ушинский Константин Дмитриевич (1923-1971)— великий русский педагог, профессор, преподаватель русской словесности. Автор первых в России учебников для начального обучения детей, и это были первые массовые и общедоступные книги. Они расходились тиражами в десятки миллионов экземпляров. Отношение человека и животных характеризует творчество многих известных писателей. К. Ушинский – не исключение Сказку «Слепая лошадь» читает Гобро Владислава
Ведущий. Киселева Мария Степановна - незаслуженно забытый прозаик, поэт. В 1951 г. окончила 1-й Московский Московский государственный институт. Основная тема ее творчества - жизнь сельской детворы. Книги М. Киселевой издавались также в Англии, Франции, Индии, Болгарии.О силе материнской любви написано много произведений Но сегодня вашему вниманию будет представлен отрывок о сильных чувствах дочери к своей маме, которой нет рядом.
Отрывок из повести «Верните мне маму!» Читает Яковлева Елена
Ведущий. Борис Александрович Ганаго– известный белорусский православный писатель, автор и составитель многочисленных детских книг, организатор и преподаватель в минской епархии, Лауреат государственной премии в деле духовного возрождения Белоруссии.
Рассказ «Машенька» прочитает ученица 5 класса Бочарова Таисия.
Ведущий Влади́мир Фёдорович Тендряко́в ( 1923 -1984) — русский и советский писатель, родился в д. Макаровская, в Вологодской обл. в семье сельского служащего. После окончания школы ушел на фронт, был ранен. Автор остроконфликтных повестей о духовно-нравственных проблемах современной ему жизни
Рассказ «Хлеб для собаки» читает Матузова Екатерина
Ведущий. Юрий Яковлевич Яковлев — советский писатель и сценарист, автор книг для подростков и юношества. Родился 22 июня 1922 года в Ленинграде. Призван на военную службу в ноябре 1940 года, участвовал в обороне Москвы, ранен. Потерял мать в блокадном Ленинграде. Окончил Литературный институт. О блокаде Ленинграда написано много выдающихся произведений. Но есть один волнующий и незабываемый рассказ называется «Девочки с Васильевского острова» Читает Слабнина Елена
Ведущий. Георгий Алексеевич Скребицкий ( 1903- 1964) - писатель-натуралист, «певец родной природы» родился в Москве в семье врача . С детства был влюблён в родную природу. Прославился замечательными рассказами для детей о животных, о красоте земли.
Расска «Четыре художника» читает Атабаева Розалия
Рассказ читает Атабаева Розалия
Ведущий.Голявкин Виктор Владимирович - советский художник, прозаик, книжный график.( 1929-2001) родился в городе Баку. В 1953 году с отличием окончил художественное
училище в городе Душанбе, потом - Институт живописи, скульптуры и архитектуры(
имени И.Е.Репина. Основные темы произведений писателя - детская дружба, школа, семья, любовь к животным воспитание; герои его книг - малыши,
Рассказ «Птичка» читает Салдина Татьяна.
Ведущий. Вот и выступили все участники нашего конкурса. Сейчас жюри оценит ваше мастерство, а пока прослушайте Песню «Читать или не читать»,
Подведение итога жюри
Ведущий. Дорогие друзья! Наша встреча подошла к концу. Мы говорим вам всем спасибо за вашу любовь к литературе, за ваш труд и терпение! Поздравляем победителей и желаем достойно представить нашу школу на районном этапе конкурса.
.
В заключение предлагаю посмотреть ролик о пользе чтения