Адаптация к детскому саду детей раннего возраста
Адаптация начинается с беседы. Рассказываем о том, как будет проходить адаптация.
Первое знакомство воспитателя и ребенка должно происходить в присутствии родителя (мамы или папы) ребенка. Пребывание ребенка в первый день должно быть кратковременным. Желательно если они придут на прогулку. Не надо навязывать ребенку свое присутствие. Просто подойти к ребенку поздороваться и познакомиться. Предложить поиграть вместе. Если ребенок не согласен, стесняется или опасается чего-либо, не настаивать. Отойти в сторонку и продолжить игру с другими детьми. В этой ситуации хорошо работают народные песенки и потешки. Играя в песок или делая куличики из песка можно что-нибудь напевать. Певучесть слов народного фольклора завораживает и заинтересовывает детей. Они сами подходят к воспитателю. И как бы между прочим воспитатель предлагает играть вместе. Чаще всего ребенок соглашается. Можно провести подвижную игру. Хорошо сближают малыша и воспитателя подвижные игры. Дети любят играть вместе. «Дети, покажите, как летают птички!», «Полетели на самолетах!», «Кто любит кататься на поезде?» - все подвижные игры желательно сопровождать стихотворениями или песенками. Так начинается первый контакт.
Первый положительный контакт очень важная и хрупкая вещь. Нужно быть очень осторожной, чтобы, не разрушить его. Необходимо закрепить этот контакт новыми играми. Чем больше вы увлекаете детей игрой, тем больше они к вам привязываются, больше доверяют вам, и идут в группу с большей охотой.
Если ребенок сам не подходит к воспитателю, тогда нужно предложить маме поиграть вместе с ребенком на участке. Очень хорошо если это будет совместная игра вместе с воспитателем (ребенок, мама, воспитатель). Можно покатать машину за веревочку напевая при этом песенку. Например: «Машина, машина ревет гудит…», или какую-нибудь другую песенку. Можно напечь куличиков из песка: «Я пеку, пеку, пеку деткам всем по пирожку!» Певучесть слов привлекает детей. Они любят играть вместе.
Через несколько дней совместных прогулок можно предложить маме уходить с прогулки на некоторое время (15-20 минут).
На этом этапе ребенок учится находиться без родителей. Воспитатель отвлекает ребенка, завлекает игрой. В этой ситуации тоже очень хорошо помогают песенки и потешки.
Теперь о третьем этапе адаптации. Вход в группу.
Как правило - этот этап проходит без эмоциональных всплесков. Дети с удовольствием идут в группу. Их завлекает обилие игрушек и развивающих пособий. Яркая и просторная группа нравится детям.
В первое посещение группы провести экскурсию по группе. Если приходят впервые несколько детей можно провести НОД «Знакомство с группой». На другой день знакомство с «Сухой зоной» Монтессори. С этого дня можно начинать презентации работ в сухой зоне. Не нужно торопиться и проводить презентации работ не удостоверившись, что предыдущая работа усвоена на должном уровне. Дети растут, познают мир, развиваются. Им нравится узнавать что-то новое, что-то особенное. Это касается мокрой зоны Монтессори. Вода влечет детей. Дома не разрешают играть с водой, а в садике это одна из образовательных зон. Самое любимое занятие у всех без исключения детей.
Один очень важный момент из составляющих успешной адаптации наличие Монтессори зон (сухой и мокрой).
Основной девиз Монтессори: «Помоги мне сделать это самому». Именно самостоятельность, которую они получают в группе, придает значимость ребенку. Ему нравится все делать самому. Чувствовать себя большим, самостоятельным.