Инновационная деятельность на базе КФУ

Архипова Светлана Валерьевна

Инновационная деятельность по теме "Реализация интегрированного подхода в развитии художественно-эстетических способностей детей дошкольного возраста в условиях инновационной работы ДОУ"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proektnaya_rabota_arhipova.docx34.6 КБ
Файл otchet_arhipova_s.v.docx14.75 КБ

Предварительный просмотр:

ФГАОУ ВО «Казанский (Приволжский) федеральный университет»

Институт педагогики и психологии

Приволжский межрегиональный центр повышения квалификации

и профессиональной переподготовки работников образования

Проектная работа

«Системный подход в художественно-эстетическом развитии детей

в условиях ДОУ»

                           Автор проекта:

                     Архипова Светлана Валерьевна,

                                                                    старший воспитатель

                           высшей квалификационной категории

             МАДОУ «Детский сад № 339

       комбинированного вида»

                        Московского района города Казани

Казань, 2016

Оглавление

Содержание

стр

Введение

3

1.Актуальность проекта

4

2.Цели и задачи проекта

5

   2.1 Цель проекта

5

   2.2 Задачи проекта

5

   2.3 Целевая группа проекта

5

3. Проектное решение

5

4. Жизненный цикл и этапы  реализации проекта

6

5. Программа проектных мероприятий

6

6.Ожидаемые результаты реализации проекта

9

7.Риски реализации проекта

10

Заключение

10

Список литературы        

11

Интернет-ресурсы

12

Приложение 1

13

      Введение

      В настоящее время в образовательном пространстве дошкольного образовательного учреждения особое внимание уделяется художественно-эстетическому развитию дошкольников.

Система работы по художественно-эстетическому воспитанию требует новые подходы и решения. Планирование образовательной деятельности осуществляется в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом, где четко прописано, что построение образовательной деятельности должно быть на основе индивидуальных особенностях детей, содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником образовательных отношений, поддержка инициативы детей в различных видах деятельности.

Художественно-эстетическое развитие  предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы, становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей.

Включение в систему работы    компонентов народной педагогики призвано способствовать формированию  у  дошкольников  духовно - нравственных  ориентаций,  развитию  их творческого потенциала, толерантности в условиях современного мира. Любовь к родным местам, знания об истории, культуре и традициях малой родины, её народа являются важными компонентами воспитания патриотических чувств у дошкольников, основ гражданской позиции. Ведь дошкольный возраст – пора интенсивного становления личности ребенка. Именно в этом возрасте закладываются основы мировоззрения человека, его отношение к окружающему миру, формируется самосознание и ценности.

  1. Актуальность проекта

Актуальность проблемы определяется тем, что художественно-эстетическое развитие - важнейшая сторона воспитания ребенка. Оно способствует обогащению чувственного опыта, эмоциональной сферы личности, влияет на познание нравственной стороны действительности, повышает и познавательную активность. Эстетическое развитие является результатом эстетического воспитания. Составляющей этого процесса становится художественное образование - процесс усвоения искусствоведческих знаний, умений, навыков, развития способностей к художественному творчеству.

Что характеризует человека, прежде всего? Конечно же, его культура. Это понятие включает в себя духовность и нравственность, цивилизованность и образованность, духовную и душевную утонченность и творческую активность. Культура человека – есть отражение его внутреннего мира, и огромную роль в формировании культуры человека играет эстетическое воспитание. В связи с этим ключевая роль детского сада – создание условий для формирования гармоничной, духовно богатой, физически здоровой, эстетически развитой личности, обладающей эстетическим созданием, задатками художественной культуры, творческими способностями к индивидуальному самовыражению через различные формы творческой деятельности.

Сегодня ведущим принципом воспитания следует считать воспитание, осуществляемое на корнях национальной, этнокультурной традиции.

В связи с этим, в образовательном пространстве дошкольного образовательного учреждения особое внимание уделяется национально-региональному компоненту в решении задач разных образовательных областей.  

Искусство является незаменимым средством формирования духовного мира детей: литература, музыка, театр, скульптура, народное творчество, живопись. Оно пробуждает у детей дошкольного возраста эмоционально-творческое начало. Оно также тесно связано с нравственным воспитанием, так как красота выступает своеобразным регулятором человеческих взаимоотношений.

  1. Цель и задачи проекта

      2.1 Цель проекта:

Развитие художественно-эстетических ценностных ориентиров детей в процессе знакомства с народной культурой и традициями русского народа

     2.2 Задачи проекта:

1.Развитие творческих способностей, познавательной активности, эмоциональной отзывчивости  детей в процессе интеграции образовательных областей

  2. Воспитание устойчивого интереса и любви к народным традициям, родному краю, земле и культуре на основе народной педагогики

       3. Привлечение родителей и детей к народному творчеству и совместной деятельности по художественно-эстетическому воспитанию.

      2.3 Целевая группа проекта: воспитанники ДОУ, музыкальные руководители, воспитатели групп, воспитатель по обучению татарскому языку, инструктор по физической культуре, учителя-логопеды, родители, заместитель директора СОШ по воспитательной работе 

       2.4. Вид проекта творческо-продуктивный

     3. Проектное решение (основные идеи проекта, отражающие его новизну)

Интегрированный подход к приобщению всех участников образовательного процесса в реализации единых задач проекта с использованием современных образовательных технологий, а именно информационно-компьютерных технологий (далее – ИКТ) и учебно-методического комплекта (далее – УМК).

4.Жизненный цикл  и этапы реализации проекта

4.1 Сроки реализации проекта с 01.02.2016 по 26.02.2016

4.2 Этапы реализации проекта

1.Подготовительный (с 01.02.2016 по 12.02.2016)

2.Основной (с 15.02.2016 по 24.02.2016)

3.Заключительный (с 25.02.2016 по 29.02.2016)

    5. Программа проектных мероприятий

Комплекс мер

Место проведения

Срок проведения

Ответственный

Этап 1

1

Изучение методической литературы (журналы «Музыкальный руководитель», «Магариф», «Музыкальная палитра», «Старший воспитатель», «Обруч», «Воспитатель ДОУ»

Методический кабинет ДОУ

01.02 - 03.02

Старший воспитатель, музыкальный руководитель

22

Подбор музыкального репертуара из  русского фольклора

- Картушина М.Ю. Русские народные праздники в детском саду

-Петров В.М., Гришина Г.Н., Короткова Л.Д. зимние праздники, игры и забавы

-Время праздника, сценарии ипраздников для дошкольников

Музыкальный зал ДОУ

04.02 - 05.02

Музыкальный руководитель

33

Подготовка наглядного, художественно-литературного и иллюстрированного материала

Методический кабинет ДОУ

08.02- 09.02

Старший воспитатель, музыкальный руководитель, воспитатель группы, воспитатель по обучению татарскому языку, учитель-логопед

44

Создание информационно-компьютерной поддержки  мероприятия (слайд-шоу)

Методический кабинет ДОУ

08.02 – 09.02.

Старший воспитатель, музыкальный руководитель

55

Экскурсия в краеведческий музей

СОШ

10.02

Воспитатель группы, заместитель директора СОШ по воспитательной работе

66

Комплектование народных подвижных игр  

Физкультурный зал ДОУ

      11.02-12.02

Музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре

77

Изготовление атрибутов к развлечению «Масленица»  

Игровая площадка на территории ДОУ

01.02 - 10.02

Музыкальный руководитель, воспитатели групп, воспитатель по обучению татарскому языку, учитель-логопед, инструктор по физической культуре, воспитанники

88

Подготовка и изготовление сценических костюмов к развлечению  «Масленица»

Музыкальный зал ДОУ, групповое помещение ДОУ

04.02– 10.02

Музыкальный руководитель, воспитатель группы, воспитатель по обучению татарскому языку, учитель-логопед, инструктор по физической культуре, воспитанники и их родители

Этап 2

11

Беседы о предстоящем мероприятии с воспитанниками и их родителями

Музыкальный зал, групповое помещение ДОУ

08.02

Музыкальный руководитель, воспитатель группы

42

Образовательная деятельность:

Разучивание песен «Ой, бежит ручьем вода», «Как у наших у ворот»

Музыкальный зал, групповое помещение ДОУ

11.02 - 25.02

Музыкальный руководитель, воспитатель группы

23

Образовательная деятельность:

Разучивание танцев «Русский хоровод»

Музыкальный зал ДОУ

11.02 - 25.02

Музыкальный руководитель, воспитатель группы

4

Образовательная деятельность:

Народные игры «Горелки», «Капкалы»

Физкультурный зал, игровая площадка ДОУ

11.02- 25.02

Инструктор по физической культуре, музыкальный руководитель, воспитатель группы

45

Образовательная деятельность:

Разучивание стихов, потешек, закличек, небылиц, пословиц и поговорок

Кабинет по обучению татарскому языку, логопедический кабинет, групповое помещение ДОУ

11.02 - 25.02

Воспитатель по обучению татарскому языку, учитель-логопед, воспитатель группы

Этап 3

11

Презентация проекта: организация и проведение развлечения «Масленица»

(Приложение 1)

Музыкальный зал ДОУ

26.02

Музыкальный руководитель, воспитатель группы, воспитатель по обучению татарскому языку, учитель-логопед, инструктор по физической культуре, воспитанники и их родители

22

Подведение итогов проекта с воспитанниками

Музыкальный зал ДОУ

26.02

Музыкальный руководитель, воспитатель группы, воспитанники

33

Создание фотоотчета

Музыкальный зал ДОУ

29.02

Музыкальный руководитель, воспитатель группы, воспитатель по обучению татарскому языку, учитель-логопед, инструктор по физической культуре,  родители

44

Оценка этапов, подготовка презентации для выступления на педсовете

Музыкальный зал ДОУ

29.02

Музыкальный руководитель, воспитатель группы, воспитатель по обучению татарскому языку, учитель-логопед, инструктор по физической культуре

6. Ожидаемые результаты реализации проекта

1.    Обогащение знаний детей о традициях  русского народа

2. Развитие познавательного интереса к истории, национальным традициям русского и татарского народов

3. Развитие эмоциональной отзывчивости, коммуникативности, толерантности у детей старшего дошкольного возраста

4. Вовлечение в совместную с детьми познавательно-творческую деятельность, в образовательный процесс ДОУ

5. Активизация педагогического коллектива и родителей в ходе подготовки и реализации проекта

7. Риски реализации проекта и пути их преодоления

1

2

3

Риски

Условия возникновения

Пути преодоления

Мотивационные

Недостаточная активность  родителей

Профилактические беседы и разъяснения о необходимости сотрудничества для достижения общих целей

Организационные

Введение в ДОО карантинного режима

Здоровьесберегающие технологии. Перенос даты проведения

Проведение незапланированных мероприятий районного (городского) масштаба в ДОУ 

Перенос даты проведения

         Заключение

         Ведущая педагогическая идея художественно-эстетического воспитания  ДОУ - создание образовательной системы, ориентированной на развитие личности через приобщение к духовным ценностям, через вовлечение в творческую  музыкальную, изобразительную, театрализованную деятельность, фольклор. Организации народных праздников непосредственно влияет на чувства ребенка, формирует его моральный облик, создает необходимые условия для нравственных качеств ребенка, закладывает первоначальные основы общей культуры будущего гражданина.

Художественно-эстетическое воспитание – одна из важнейших задач дошкольного образования и является неотъемлемым составляющим в формировании духовных и творческих способностей ребенка.

Список использованных  документов и источников информации

Основная литература:

  1. Закирова К.В., Кадырова Р.А., Сафиуллина Г.М. Методическое пособие «Балалар бакчасында әдәп-әхлак тәрбиясе», Казань, 2013 г.
  2. Закирова К.В., Муртазина Л.Р. Методическое пособие для воспитателей и инструкторов по физической культуре детских садов «Әй уйныйбыз, уйныбыз», Казань, 2013 г.
  3. Комарова Т.С. Школа эстетического воспитания. - М.: Издательский  

Дом «Зимородок», 2006. - 218 с.

  1. Нечаев М. Развитие воспитательной среды дошкольной образовательной организации в условиях реализации ФГОС

ДО. – Дошкольное воспитание № 6.2015

  1. Петров В.М., Гришина Г.Н., Короткова Л.Д. зимние праздники, игры и забавы для детей. – М.: ТЦ «Сфера», 1999. – 128 с.
  2. Время праздника.  Сценарии праздников для дошкольников, - М.: Обруч, 2011 – 256 с.

Дополнительная литература

  1. Зацепина М.Б, Антонова Т.В. Методическое пособие для педагогов и музыкальных руководителей: для работы с детьми 5-7 лет №Народные праздники в детском саду», Москва, 2006 г.
  2. Картушина М.Ю. Русские народные праздники в детском саду. Москва, 2006 г.
  3. Харисов Ф.Ф., Харисова Л.А. Учебно-методическое издание на татарском языке «Игра – средство воспитания», Набережные Челны, 1994 г.

Интернет-ресурсы

Сайт: www.festival.1september.ru

Сайт: www.nsportal.ru



Предварительный просмотр:

Отчёт об инновационной деятельности за 2016 год

                           Информационная карта инновационной деятельности

Полное наименование образовательной организации (учреждения)

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №339 комбинированного вида» Московского района города Казани

 Контактные данные: почтовый адрес, телефон, адрес официального сайта, электронная почта

420085, Казань, улица Гудованцева,

 д.49, кв. 18.

5-71-79-89 –рабочий, 89172546489., http://nsportal.ru/arhipova-svetlana-valerevna ,

SV-Kazan@mail.ru

Тема инновационной разработки

Реализация интегрированного подхода в развитии художественно-эстетических способностей детей дошкольного возраста в условиях инновационной работы ДОУ

Автор,  авторский коллектив инновационной разработки

Архипова Светлана Валерьевна,

старший воспитатель

высшей квалификационной категории

Краткое описание инновационной разработки (актуальность, новизна, цель, задачи, ресурсы, содержание работы, полученные результаты (либо ожидаемые результаты, если только приступили к этой теме)

 Актуальность проблемы определяется тем, что художественно-эстетическое развитие - важнейшая сторона воспитания ребенка. Оно способствует обогащению чувственного опыта, эмоциональной сферы личности, влияет на познание нравственной стороны действительности, повышает и познавательную активность.

В последние годы возросло внимание к духовному богатству культурного наследия народа. В этом следует видеть стремление народов к национальному возрождению. Нет ни одного народа, который бы не стремился к сохранению свoeгo национального своеобразия, проявляющегося в родном языке, фольклоре, традициях, искусстве. Сегодня ведущим принципом воспитания следует считать воспитание, осуществляемое на корнях национальной, этнокультурной традиции.

Цель проекта: Развитие художественно-эстетических ценностных ориентиров детей в процессе знакомства с народной культурой и традициями русского народа

Сведения о распространении инновационного опыта::

- участие в научно-практических конференциях;

- открытые уроки по инновационной деятельности на уровне муниципального района и республики;

- участие в конкурсах, семинарах по инновационному направлению деятельности;

- печатные работы за отчётный период и др.

-Участие в I Всероссийской научно-практической конференции «Учебный процесс: теория, методология, практика» с научно-методической работой «Организация работы по художественно-эстетическому развитию детей в ДОУ», 2015 г.

- Публикация в социальной сети работников образования nsportal.ru/node/2109040 «Использование УМК в художественно-эстетическом развитии детей дошкольного возраста», 2016 г.

- Публикация в журнале «Муниципальная Россия», статья «Актуальность художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста посредством национально-регионального компонента», 2016 г.

- Участие в обучающем семинаре Погодиной С.В. по теме «Шаг в искусство» - новая парциальная программа по развитию художественного творчества детей от 1,5 лет в условиях реализации ФГОС ДО», 2016 г.

Сведения, подтверждающие эффективность инновационной разработки (положительная динамика);

- конкурсное движение, участие в олимпиадах, смотрах, конкурсов обучающихся (муниципальный, республиканский, всероссийский уровень);

- Диплом за III место в Межрегиональном педагогическом фестивале «ФГОС; идеи обучения, воспитания и социализации» в номинации «Авторские методические материалы педагогов общеобразовательных учреждений», 2015 г.

Форма, представления инновационной деятельности (указать одну из предложенных):

- «Мастер-класс» учителя по инновационной деятельности в рамках программы ПК;

- семинар-практикум для слушателей программы ПК

( на базе ОО);

- элективный курс в рамках заявленной темы;

-открытый урок по инновационной деятельности на уровне муниципального района, республики;

- печатные работы;

- разработки (контрольно-измерительные материалы и др.)

Форма представления инновационной деятельности в виде разработки (проекта)