ДРУДЛЫ. Новая технология
- развитие образного мышления, как у взрослых, так и у детей;
- развитие креативного воображения «Я учусь видеть необычное в обычном»;
- развитие речи, общения, когда я рисую, я думаю и проговариваю то, что рисую.
Если заниматься друдлами в паре со своим ребенком без общения просто не обойтись. Вы стараетесь обговорить линии, фигуры, задаете вопросы: «На что похоже?», «А что ты здесь дорисуешь?», «А какого цвета это будет?».
Друдлы обладают удивительной способностью расширять сознание и воображение. Они заставляют мозг перерабатывать массу информации, чтобы соотнести образ с тем, который человек видит на картинке. Играть в друдлы можно и вербально, и не вербально. Итак, нам для работы понадобятся такие и подобные им картонные карточки, на которых изображены всевозможные элементы из линий и кругов. Следуйте подсказкам из рисунка. Они могут быть смешными, странными, невероятными или банальными. Например, зигзаг на картинке наводит на мысль о зубах, траве, заборе, машинной строчке, кардиограмме, так изображают волосы, застежки-молнии, неровные поверхности и т. д. Количество их может быть разным: от простых до сложных.
Слово Друдлы в переводе с английского обозначает «каракули». Но это слово собирательное состоящее из слов 'doodle' (каракули, бессмысленные черточки) и 'riddle' (загадка). Друдлы или загадочные рисунки, каракули, задачки-головоломки, в которых нужно домысливать. Их можно использовать как в групповой форме работы, так и в индивидуальной. Самая главная цель: «Учиться видеть необычное в обычном». Например, вариант работы может быть таким:
- Предложите ребенку нарисовать на листе бумаги что – то. То, что он сам захочет.
- Вы, отдельно на другом белом листе, черным карандашом рисуете линии, кляксы. Словом все, что приходит вам в голову.
- Предложите ребенку поменяться рисунками. На рисунке ребенка подрисуйте линии своим черным карандашом. И так чтобы эти линии не соприкасались с общими линиями рисунка ребенка.
- Теперь снова предложите ребенку поменяться рисунками. Вы берете в руки уже свой раскрашенный рисунок и отдаете рисунок ребенка ему снова.
- Обратите внимание на свой рисунок видно, что в ваших фигурах и линиях ребенок увидел что-то свое и начал раскрашивать. Если вы спросите название своего рисунка, он без проблем вам его озвучит.
- Посмотрите внимательно на рисунок ребенка и спросите, как называется его рисунок. И вы увидите, что ваши линии и фигуры, которые вы ему подрисовали удачно «вписались» в его творение. Они просто не могут быть не тронутыми. Позадавайте ребенку вопросы: «Что за линии?», «А что нарисовано?», «Чтобы ты еще нарисовал?».
Ребенок вам отвечает, происходит общение на тему, которая вам обоим интересна. Прекрасное занятие для развития коммуникативных и творческих способностей у детей. В друдлах могут использоваться и заранее заготовленные картинки (рис. 1).
Рис.1.Вариант друдл
Таким образом, выбрав одну картинку, ребенок должен подобрать объяснение к ней. Объяснения могут даваться по очереди – тогда выигрывает тот, кто дал свою интерпретацию к картинке последним. Возможен и другой вариант, когда ребенку предоставляется серия готовых друдл, а задача ребенка составить рассказ или сказку дополняя каждую карточку деталями получая тем самым цепь последовательных картинок.
В результате занятий с применением друдлов, у ребенка-дошкольника снимается чувство скованности, преодолевается застенчивость, постепенно развивается логика мышления, речевая и общая инициатива.
Именно творческая деятельность человека делает его существом, обращенным к будущему и видоизменяющим свое настоящее. Обязательными признаками творческой деятельности являются: новизна, преобразование явлений и предметов, оригинальность в процессе работы. Детское творчество характеризуется гибкостью мысли, идей, способностью оперировать новыми идеями, умением видеть вещи в новом значении. Опираясь на эти знания, в своей коррекционно-развивающей работе с детьми средней и подготовительных групп я решила попробовать поиграть с детьми в «Друдлы».
В наше время многие дети не могут самостоятельно, связно и достаточно полно объяснить, рассказать, что они нарисовали. Затруднения вызывает и построение диалога. Ребята ограничиваются простыми односложными предложениями: домик, солнце, я иду с мамой... В такой ситуации «Друдлы» оказались очень ценными помощниками в работе педагога-психолога в детском саду.
На первых этапах работы с этой игрой, конечно, возникали небольшие трудности: дети «с непривычки» видели в рисунках – друдлах лишь «полосочки, круги, треугольники…». Но мы не сдавались и вновь, и вновь играли с этими «каракулями». Несколько раз подряд рассматривали одни и те же картинки. И вот с каждым разом дети стали видеть в них что-то новое. Рассказывать все больше о том, что они видят в очередной раз. Многие стали предлагать развернуть картинку, чтобы получилось совсем иное изображение. Постепенно я стала вводить новые друдлы. И дети уже активно включались в игру.
Следующим этапом нашей с детьми игры стало рисование картин из предложенных друдлов. Я раздавала нарисованные мной друдлы, а ребята подрисовывали что-то свое. В результате, получались очень интересные картины, о которых мы подолгу беседовали. (Рис.2).
Рисунок 2. Вариант работы дошкольников над друдлом №2
Каждый хотел рассказать о своем произведении, о том, что он увидел, что решил изобразить.
Со временем, мы перешли на новый уровень игр. И ребята стали уже сами рисовать друдлы.
Результаты, которые достигаются благодаря данной технике:
- развитие у детей образного и логического мышления,
- расширение сознания, снижение боязни проявлять инициативу,
-повышение интеллектуального уровня;
- развитие воображения;
- развитие коммуникативных навыков и речи в целом, т.к. когда я рисую, то проговариваю то, что я рисую. Ведь при занятиях с ребенком в паре, то без общения не обойтись.
Эта техника не имеет возрастных ограничений, помогает объединению взрослых и детей, возможности вместе пофантазировать и посмеяться.
Давайте вместе учиться видеть необычное в обычном!