педагогическое исследование. Методические разработки.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Всероссийский конкурс работ в области педагогики, работы с детьми и молодёжью
«За нравственный подвиг учителя»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №4 станицы Ольгинской Приморско-Ахтарского района Краснодарского края
Тема исследования:
«Результаты и эффекты проектной деятельности учащихся на занятиях основ православной культуры и светской этики и во внеурочное время». Из опыта работы: печатные издания как вид проектной деятельности учащихся на занятиях духовно – нравственного клуба «Лада».
Из опыта работы учителя
русского языка, литературы,
ОПК и ОРКиСЭ
МБОУ СОШ № 4
станицы Ольгинской
Приморско – Ахтарского района
Уриновой Натальи Андреевны.
Содержание работы
Введение.
- Характеристика основных этапов проектного обучения
- Методика проектного обучения в системе уроков и во внеурочное время
- Печатные издания в школе как вид проектной деятельности учащихся
- Методический инструментарий организации проектной деятельности (создание проектов с разными видами печатных изданий) с обучающимися на занятиях по курсу «ОРКиСЭ», а также во внеурочное время.
- Выводы: результаты и эффекты проектной деятельности учащихся.
Введение
Основной задачей педагогической деятельности на занятиях курса ОРКиСЭ является создание условия для всестороннего развития личности обучающегося, раскрытия и реализации их нравственного, духовного интеллектуального потенциала.
Личностные, познавательные, регулятивные, коммуникативные универсальные учебные действия можно развить в обучающемся только при правильно организованной творческой работе в урочное и внеурочное время.
Результат творческой деятельности ученика – это то, что стало итогом его участия в этой деятельности: мультимедийная презентация, газета.
Но важны также и эффекты – это последствия результата творческой деятельности ученика. Приобретённые им знания, пережитые чувства и отношения развили его личностные качества, способствовали формированию его компетентности, идентичности.
Двухлетняя работа в предметной и надпредметной области изучения курса ОРКиСЭ, наблюдения за возросшим интересом ребят к изучению основ православной культуры, за творческими успехами учеников позволяют сделать вывод: проектная деятельность - один из самых лучших способов для совмещения современных информационных технологий, личностно – ориентированного обучения и организации самостоятельной работы учащихся. Слово «проект» (в буквальном переводе с латинского – «брошенный вперед») толкуется в словарях как план, замысел, текст или чертеж чего-либо, предваряющий его создание. Это толкование получило свое дальнейшее развитие: «Проект – прототип, прообраз какого-либо объекта, вида деятельности и т. п., а проектирование превращается в процесс создания проекта».
По моему глубокому убеждению, проектная методика позволяет:
раскрыть творческие способности учащихся,
сформировать ключевые компетенции учащихся,
сформировать умение работать целенаправленно,
обеспечивает мотивированное изучение тем по предмету,
реализовать принципы личностно - ориентированного обучения,
активизирует познавательную деятельность обучающихся.
Но проблема заключается в том, что технология проектной деятельности не проработана в методике преподавания ОРКиСЭ. В то же время существует необходимость использовать эту технологию для осуществления связи преподавания ОРКиСЭ с ФГОСами (Федеральными Государственными образовательными стандартами). Актуальность этого вопроса влечёт за собой поиск новых образовательных средств. Поэтому было проведено данное методическое исследование «Результаты и эффекты проектной деятельности учащихся на занятиях основ православной культуры и светской этики и во внеурочное время». Из опыта работы: печатные издания как вид проектной деятельности учащихся.
Это исследование поможет учителям организовать проектную деятельность с учащимися на занятиях по курсу ОРКиСЭ и восполнит существующий пробел в методическом обеспечении целостного учебно-воспитательного процесса по духовно-нравственному образованию через организацию проектной деятельности обучающихся.
Выполняя творческие работы, ученики получают знания о том, где можно самостоятельно получить необходимую информацию, как её форматировать для своей работы, как подготовить эту информацию для публичного выступления, как реализовать свой проект в печатное издание: открытку, закладку для книги, буклет, информационный бюллетень, альбом, книжку - малютку. В этом и заключается инновация предлагаемой методики.
Концепция
Данная методическая разработка как результат двухлетнего исследования предназначена для учителей ОРКиСЭ и ОПК, работающих по УМК А.В. Кураева «Основы православной культуры и светской этики».
В предлагаемой работе представлены новые подходы в использовании технологии проектного обучения на занятиях по курсу «Основы православной культуры и светской этики», а также показаны преимущества использования технологии проектной деятельности учащихся по этому предмету для формирования у учащихся УУД (универсальных учебных действий).
Основными целями данной методической разработки являются:
- представить систему организации педагогической деятельности с обучающимися на занятиях по курсу «ОРКиСЭ», а также во внеурочное время.
- представить педагогам новые формы проектной деятельности на занятиях курса «Основы православной культуры и светской этики»;
- представить методический инструментарий организации проектной деятельности с обучающимися на занятиях по курсу «ОРКиСЭ», а также во внеурочное время.
Ожидаемые результаты организации проектной деятельности на занятиях по курсу ОРКиСЭ:
- формирование у учащихся представлений о православных духовно – нравственных ценностях;
- формирование научно – исследовательских навыков обучающихся;
- овладение учащимися ключевыми компетентностями;
- развитие интереса к предмету ОРКиСЭ.
Итак, в начале организации проектной деятельности учащихся меня волновали вопросы:
- какой тип проекта будет интересен ученикам;
- какой способ оформления (буклет, открытка, закладка, исследование) результатов проектной деятельности будет интересен обучающимся;
- как методически правильно организовать проектную деятельность.
Была выдвинута гипотеза по проблеме исследования:
Возможна ли проектная деятельность по изданию печатных изданий: альбомов, буклетов, открыток, книжек в школе силами учащихся 4-5 классов?
Занятия ОРКиСЭ с использованием метода проектов имеют практические, теоретическое и познавательные результаты. Главное – продумать способы и методы введения метода проектов в структуру уроков ОРКиСЭ и в надпредметную деятельность обучающихся. В результате мной, с опорой на другие источники, была разработана методика организации проектной деятельности обучающихся на занятиях ОРКиСЭ.
- Характеристика основных этапов проектного обучения
В теории и практике проектирования обычно выделяются следующие этапы разработки проекта. Я этим этапам следую.
Исходный: разработка проектного задания
Использование проектного задания возможно на разных этапах изучения предметной темы.
- В начале – как способ создания проблемной ситуации;
- На этапе применения изученного теоретического материала к решению практических задач.
- По завершении темы – с целью углубления и расширения знаний по интересующим аспектам темы и представления творческой работы в портфолио для накопительной рейтинговой оценки.
1.1.Определение проблемы: обоснование актуальности, формулирование темы проекта.
Варианты способов предъявления проблемы:
- Учитель предлагает зарисовки жизни святых, загадочных природных явлений и др. и ставит вопросы, подводящие учащихся к выявлению противоречия и необходимости его разрешения; к формулированию темы проекта.
- Если у детей есть определенный опыт, знания по теме, то учитель предлагает учащимся определить, какие, интересующие их лично или социально значимые проблемы поможет разрешить изучение данной темы;
- Учитель предлагает перечень проблем, связанных с темой, обосновывает их актуальность и предлагает учащимся выбрать наиболее их интересующую. Формулирует соответствующие темы и подтемы (проектные задания).
1.2. Определение цели проекта и постановка поэтапных задач.
В 4-5 классах учитель задаёт цели и ставит задачи, знакомит с методами исследования, так как у обучающихся нет опыта проектной деятельности или он очень незначителен.
В цели проекта задаются: образовательные, развивающие, личностные.
- Учитель задает цели и задачи выполнения проекта.
-Учитель ставит вопросы, подводящие учащихся к осознанию и формулированию цели и задач поэтапного решения проблемы: «Что нужно изучать, исследовать, сделать для достижения цели проекта?».
1.3. Формулирование гипотезы о результатах и путях их достижения. Учитель предлагает высказать учащимся своё предложение о результатах проекта в целом или по выделенным подтемам. Истинность или ложность предположений ни в коем случае учителем не оценивается. Это дети будут делать самостоятельно в процессе исследования или конструирования.
Учитель может сам предложить несколько гипотез: все возможные варианты; те, которые высказывались в науке; существуют в массовом мнении;
Учитель показывает образец формулирования гипотез как высказывание о взаимосвязи, отношении результата и условий.
2. Разработка проекта: планирование работы.
Учитель задаёт план работы над проектом,
-организует его обсуждение,
-дети составляют план самостоятельно.
План работы фиксируется: в рабочих тетрадях, в дневниках, в индивидуальных графиках, а также в виде общеклассного «экрана» (графика) выполнения проекта (каждым учащимся или группами).
2.1. Определение сроков выполнения проекта в целом и его частей и промежуточной отчетности. Сроки и график выполнения проектных заданий и отчетности задает учитель. Указывается, какая часть работы и на каком уроке будет выполняться. Что и к какому сроку выполняется в качестве домашнего задания. Задаются только рубежные сроки – окончание этапов работы. Сроки индивидуальной работы в рамках рубежных сроков планируются самостоятельно.
2.2. Обсуждение критериев оценки качества проекта.
Критерии могут быть заданы учителем; выбраны в совместном обсуждении с классом; разработаны экспертной комиссией (жюри), выбранной из состава класса или старшеклассников, учителей, родителей.
В качестве критериев могут быть использованы также показатели:
-полнота и разносторонность в раскрытии темы; доказательность гипотез.
- качество оформления (грамотность изложения, наличие иллюстраций, графиков, актуальность и эстетичность, уровень носителя информации);
-самостоятельность выполнения, суждений,
-элемент исследования и новизны результата;
-уровень презентации (речь, наглядность, ответы на вопросы, уверенность поведения).
-степень активности и самостоятельности каждого участника группы, степень сотрудничества.
Способы оценивания: в традиционной пятибалльной системе, в рейтинговых баллах, в индивидуальных и суммарных групповых.
2.3. Выбор средств и методов выполнения проекта.
Учитель
- задает методы в проектном задании,
- организует коллективное или групповое обсуждение, какими методами можно решить каждую из задач проекта, поставленных при разработке проектного задания.
- представляет в наглядной форме перечень всевозможных методов, применяемых в проектной деятельности, из которого учащиеся могут выбрать и обсудить в группе их эффективность при решении той или иной задачи.
Учащиеся должны знать, что при проектировании могут использоваться методы:
- изучение и анализ литературных источников;
- теоретическое моделирование и обобщение;
- различного рода опросы: анкетирование, интервью, собеседование; запросы через Интернет;
- опыты и эксперименты;
- статистические методы обработки данных.
2.4. Выбор формы работы над проектом и распределение обязанностей.
Учитель предлагает различные варианты работы над проектом.
Учащиеся выбирают:
- Общая тема для всего класса разбивается на мелкие подтемы (в соответствии с частными проблемами, задачами, видами деятельности) и распределяется в виде индивидуальных заданий каждому ученику или по выбору желающим;
- Класс разбивается на творческие группы (команды). Каждая команда получает (выбирает) задание на выполнение части общего проекта или своего отдельного проекта. Внутри команды все её члены могут сообща выполнять все задания, или распределить обязанности (роли). В этом случае необходимо, чтобы группа определила кроме исполнительских ролей ещё и управленческие: ведущего, эксперта.
2.5. Выбор способов оформления результатов и их презентации
Учитель предлагает учащимся выбрать способ оформления результатов проектной деятельности и способ их презентации, исходя из интересов, желания и возможностей учащихся и школы, а также целесообразности с точки зрения особенностей материала проекта и его значимости.
Возможные способы оформления:
доклад, реферат, сценарий, газета-листовка, книга, альбом, буклет, макет, открытка и др.
Возможные способы презентации, не обязательно мультимедийной:
- выступление перед своим или другими классами в специально отведенное время урока;
- защита проектов на открытых обобщающих уроках;
- выступление с докладами на детских и взрослых конференциях различного уровня;
- публикация материалов, школьные стенды;
- выставка работ;
3. Реализация проекта.
Учащиеся в соответствии с групповыми и индивидуальными заданиями, планом и графиком работы осуществляют самостоятельную конструктивную деятельность.
Учитель оказывает стимулирующую поддержку, консультирует деятельность учащихся и групп.
3.1.Сбор, анализ и обобщение информации из разных источников. Если проект разрабатывается в урочное время, то в классе должна быть составлена подборка необходимой литературы со свободным доступом к ней учащихся.
Литературу отбирает учитель или приносят (ищут в других источниках) учащиеся.
Источником информации может быть сам учитель. Он может ее представить в форме лекционного занятия, изложения материала на части урока или организовать изучение материала по учебнику в соответствии с программой базового или профильного курса.
Учитель дает учащимся рекомендации, как работать с литературными источниками в виде памяток, алгоритмов действий, фронтального обсуждения, дает рекомендации по обработке данных во внеурочное время.
3.2. Проведение исследования.
Учитель оказывает помощь учащимся в разработке программы исследования, в отборе оборудования и интерпретации результатов. Рекомендации могут выносится на общеклассное обсуждение (если этот этап присутствует в деятельности каждой группы) или групповое.
3.3. Подготовка иллюстративного материала для содания печатного издания.
Учащиеся сами выбирают способы представления наглядно-графического материала. Учитель оказывает помощь в организационном и материальном обеспечении этой работы.
Варианты иллюстративного материала: иконы, картины, рисунки, фотографии, видео, компьютерные презентации.
3.4. Оформление материала для презентации: «Ведущий» в группе собирает воедино весь материал. «Эксперт» отбирает тот, который подтверждает гипотезу, оценивает достоверность доказательств. «Ведущий» обсуждает с членами группы реализацию запланированного сценария презентации своей части проекта или способ интеграции её в общий проект. Обсуждает последнее с ведущими других групп и с учителем.
Если это индивидуальный проект, то все готовит автор проекта.
3.5. Контроль и коррекция промежуточных результатов.
На уроке учитель наблюдает за деятельностью учащихся, оказывает им поддержку, консультирует, в ситуациях типичных затруднений организует общее обсуждение.
Если проект выполняется во внеурочное время, то промежуточный контроль осуществляется в соответствии с планом и графиком в форме отчетов.
4. Завершение проекта.
Завершенный проект обязательно должен быть представлен и получить общественную оценку (учащихся своего класса, параллельного, школы, учителей, родителей, за пределами школы). Это придаёт смысл деятельности, повышает мотивацию и ответственность.
4.1. Общественная презентация проекта.
Если проект был краткосрочный и выполнялся в урочное время в течение 1-2 уроков на основе сотрудничества в творческих группах, то презентация проводится в следующих вариантах:
- Защита проекта представителями от каждой группы на том же уроке.
- Выступление докладчиков на обобщающем уроке или уроке «погружения в проблему» (при межпредметном проекте).
- Поочередное выступление докладчиков на уроках по базовым или за счет времени, отведенного на актуализацию ранее усвоенного (например, уроки №№ 16-17; 31-34 «Творческие работы учащихся»).
Формы защиты длительных проектов, защищаются во внеурочное время в составе творческих групп, не обязательно всего класса.
4.2. Экспертиза проекта в соответствии с заданными критериями.
После презентации учитель организует обсуждение результатов проекта по плану:
- сопоставление первоначальных целей и результатов;
- подведение итогов.
Ориентировочный план дискуссии:
- Представители от каждой группы, выполнявшие роль «эксперта в своей группе» высказывают собственную оценку;
- «Оппоненты», которых выдвигают другие группы делают свою оценку, оценивая положительные и отрицательные стороны проекта в соответствии с принятыми в самом начале критериями. Выдвигают свои предложения по доработке, совершенствованию, внедрению в практику.
- «Жюри» в специальной таблице (ведомости) оценивает в баллах, также по заранее оговоренным критериям, вклад каждой группы в разработку проекта и его качество.
«Председатель жюри» (на уроке эту роль выполняет учитель) подводит общий итог относительно качества проекта. Предлагает рекомендации (или решения) о практическом внедрении проекта.
Этот метод «ролевой игры» учащимся нравится. Необходимо, чтобы «игра» не переходила в фарс. Дети должны чувствовать, что их труд уважают, с их мнением считаются. На этом этапе работы должна быть создана общими усилиями дружественная обстановка в детском коллективе. Если ребёнка высмеять или ранить неосторожным словом – он больше проектной деятельностью заниматься не будет!
4.3. Рефлексия.
Учитель предлагает группам дать самооценку качества проекта, его соответствия цели и гипотезе.
- процесса работы над проектом оптимальности и продуктивности работы, затруднений и способы преодоления;
- качество сотрудничества членов группы: взаимопомощи, и вклада ответственности каждого за общий успех.
- личностных достижений: влияния работы над проектом на мотивацию учения, волевые качества, навыки самообразования, коммуникативные способности, кругозор, уверенность в себе и удовлетворенность работой и собственными достижениями.
Учитель, в свою очередь, оценивает удачные и неудачные моменты в своей деятельности по педагогическому руководству проектной деятельностью детей. Совместно с детьми решают, какие усовершенствования в эту работу внести.
Предлагаем таблицу, в которой отражены этапы деятельности учащихся и учителя, а также в эту таблицу внесены формы и методы проектного обучения:
- Методика проектного обучения в системе уроков и во внеурочное время
В результате работы мною была разработана методика организации проектного обучения в системе уроков и во внеурочное время. Надо сказать, что требуется системно – деятельностный подход в организации проектной деятельности по предмету ОРКиСЭ: невозможно всю работу по сделать во время урока. Работа с детьми во внеурочное время просто необходима. Иначе не добиться результатов. Правда, трудно будет только в 4-5 классах, а потом обучающиеся будут более самостоятельны.
Как вовлекаются учащиеся в исследовательскую деятельность по созданию мини - мультимедийных продуктов, исследовательских работ, созданию печатных изданий?
Мною выработана система вовлечения в эту деятельность учащихся.
- Демонстрация учителем эталона (образца) презентации на уроке. - Выступление учителя.
- Задаём ученикам вопрос: «Кто хочет тоже сделать презентацию по другой теме и выступить в роли учителя?» - Всегда будут желающие!
- Самостоятельная подготовка учеником мини – проекта.
Во внеурочной деятельности на занятиях курса ОРКиСЭ я тоже развиваю творческие способности учащихся через проектную деятельность. Расскажу об этом на примере организации внеурочного занятия «О чём поют колокола?» Эта тема была сформулирована учеником на занятии курса «Храм» (Урок №14). Ученика заинтересовал вопрос, как и почему отличаются колокольные звоны? (У нас в станице нет церкви, и не все дети вообще слышали колокольный «живой» звон).
Начинаем перед очередным внеурочным занятием с актуализации знаний, ставим перед учащимися проблему: «Знают ли они ответы на вопросы?»
- Откуда пришли колокола?
- Кто выплавил первый колокол?
- Что означает слово «колокол»?
- Как устроен колокол?
- Назовите самый знаменитый колокол России.
- Какова роль колокольного звона в жизни народа?
- Почему нужно беречь колокола?
- Знаешь ли ты виды колокольного звона?
- О чём поют колокола?
Ты не знаешь? Не проблема! Нужно…. 1. Выдвинуть гипотезу. 2. Определить название проекта. 3. Составить план работы над проектом.
Все эти задачи учитель осуществляет во внеурочное время.
Постановка проблемы: «Что можно узнать о колоколах?»
1-ый этап работы.
Гипотеза рождает проекты:
- Кто выплавил первый колокол?
- Как устроен колокол?
- О чём поют колокола?
Какие цели нужно поставить, чтобы осуществить свой проект и подтвердить или опровергнуть свою гипотезу?
Нужно:
- изучить литературу по данной теме;
- использовать средства Интернет;
- отбор нужного информационного материала;
2-ой этап работы
- Определение цели и задач мини – проектов, составили индивидуальные планы исследований.
- Составление пилотного проекта презентации.
Вот какие мини – проекты определились у моих учеников в ходе внеурочной деятельности.
Мини – проект № 1 «Где и когда родился первый колокол? С научной и христианской точки зрения». Индивидуальный исследовательский проект. Метод сравнения.
Мини – проект № 2 «Что означает слово «колокол»?». Индивидуальный исследовательский проект. Метод сравнения.
Мини – проект № 3 «Как устроен колокол?» Индивидуальный исследовательский проект. Метод описательный.
Мини – проект № 4 «Самый знаменитый колокол России». Индивидуальный исследовательский проект. Метод описательный.
Мини – проект № 5 «Из истории колоколов». Индивидуальный исследовательский проект. Метод описательный.
3-ий этап подготовки - проверка устных выступлений учащихся с мультимедийными презентациями.
4 этап подготовки к уроку - генеральная репетиция.
5 этап – публичное выступление учащихся с мини – проектами по теме «О чём поют колокола?»
- Печатные издания в школе
как вид проектной деятельности учащихся
Печатные издания – это тоже вид проектной деятельности учащихся. Начали поиск модели издания.
В начале работы мы создали несколько творческих групп, чтобы работать продуктивно и вовлечь как можно больше учащихся в исследовательскую проектную деятельность:
- ученый совет изучал специальную литературу, готовил материал по конкретным вопросам темы альманаха или альбома;
- корреспонденты проводили опросы общественного мнения среди учащихся, анализировала их, собирала творческие работы учащихся, готовила комментарии;
- группа технического оформления занималась фотографированием, помогала печатать альманахи, альбомы;
- редакционная группа - оказывала помощь учителю в проверке творческих работ и их отборе в сборник; составляла разделы альманаха, альбома, готовила их к печати.
Цель деятельности: вовлечь учащихся в проектную деятельность по созданию индивидуальных или коллективных печатных изданий – буклетов, листовок, закладок для книг, альбомов.
Задачи:
1) научиться собирать и информацию по теме;
2) формировать культуру работы в коллективе;
3) вовлечь учащихся в исследовательскую проектную деятельность.
В ходе работы выяснилось, что разные виды проектной деятельности можно организовывать по двум направлениям в связи с тем, что они разные по организации, сбору материала, обработке этого материала.
Предметное направление:
1.Проектная деятельность
2. Творческие работы
Внеурочное направление:
1. Исследовательские работы
2. Печатные издания
Предлагаю таблицу «Системно – деятельностный подход в организации учебной и внеучебной деятельности учащихся на занятиях курса ОРКСЭ». В ней обозначены виды деятельности учителя и ученика на занятиях курса и во внеучебное время. В таблице также указано ресурсное обеспечение к каждой теме курса в ресурсах Интернета. Они подбирались по схеме:
- информационные материалы,
- мудрые мысли, афоризмы, стихи;
- видео – ролики;
- иллюстративный материал.
Можно и учителю обратится к этим ресурсам. Они подбирались с учетом интеграции курса ОРКиСЭ с литературой (стихи, пословицы, афоризмы, высказывания святых отцов), с историей (жизнеописание святых, героев России), с изобразительным искусством (иконы).
Новые формы проектной деятельности
на занятиях курса «Основы православной культуры и светской этики» с использованием средств Интернетресурсов
(буклеты, книжки, открытки, закладки для книг, альбомы)
Работы составлены как шаблон в программах Документ Microsoft Office Word 97 – 2003 и Документ Microsoft Office Publisher.
Учащиеся сами быстро осваивают работу в этих программах для создания своих печатных проектов.
№ п/п | Тема | Деятельность на уроке | Внеучебная деятельность (ВУД) | Ресурсное обеспечение деятельности |
1 | Урок 1 Россия – наша Родина | Открытка. Книжка «Копилка добрых стихотворений» | Открытка | http://tolerantnost.21309s01.edusite.ru/p1aa1.html http://nsc.1september.ru/2002/21/7.htm |
2 | Урок 2 Культура и религия | Памятка | Памятка | http://www.odigitria.by/2012/03/30/kogda-rugat-i-kogda-xvalit-rebyonka-starec-paisij-svyatogorec/Когда ругать и когда хвалить ребёнка (старец Паисий Святогорец) |
3 | Урок 3 Человек и Бог в православии | Закладки | Закладка | Мысли, цитаты, пословицы, поговорки о добре, совести, любви пословицы и поговорки о человеке и Боге http://fotki.yandex.ru/users/kondoribbrat/ сайт Иконы http://fotki.yandex.ru/users/kondoribbrat/?&p=10 сайт Иконы |
4 | Урок 4 Православная молитва | Памятка | Книжка «Копилка добрых мыслей» | «Что такое православная молитва и как ей научиться?» Беседу ведёт православный священник Алексий Уминский Материал о значении православных молитв |
5 | Урок 5 Библия и Еангелие | Закладка | Закладка | Урок №5 Библия и Евангелие.doc Видео лекция «Пророки Ветхого Завета» – Видео фильм Последний пророк http://www.hobobo.ru/catalog/skazka/proroki |
6 | Урок 6 Проповедь Христа | Памятка - листовка | Буклет | 1 Нагорная проповедь Христа – материалы |
7 | Урок 7 Христос и его крест | Памятка | Памятка | Христос и его крест Материалы: уроки лекции |
8 | Урок 8 Пасха | Открытка. | Открытка. Книжка- сборник добрых сочинений «Пасха в моей семье» | |
9 | Урок 9 Православное учение о человеке | Закладка | Закладка | Православные пословицы, стихи, мысли о душе |
10 | Урок 10 Совесть и раскаяние | Закладка | Книжка – сборник добрых рассказов | |
11 | Урок 11 Заповеди | Памятка | Памятка | Материалы, иконы Притчи для детей |
12 | Урок 12 Милосердие и сострадание | Закладка | Закладка | Милосердие и сострадание: материал, видео. Видео о милосердии и сострадании |
13 | Урок 13 Золотое правило этики | Открытка | Открытка | Золотое правило этики сущность и содержание |
14 | Урок 14 Храм | Закладка | Исследовательские проект «О чём поют колокола» | Храм разное: пословицы о храме Благословение Видео ролики |
15 | Урок 15 Икона | Закладки | Закладки Буклет – символика цвета в икоописи | Икона Материалы: стихи ,иконы стихи о Богородице |
16 | Урок 16 Творческие работы учащихся | Творческие работы учащихся | Творческие работы учащихся | Исследовательский проект «В чём заключается просветительская деятельность Кирилла и Мефодия?» Подарочный сборник рассказов разных писателей о совести. |
17 | Урок 17 Подведение итогов | Чествование участников проектов. | Чествование участников проектов. | |
18 | Урок 18 Как христианство пришло на Русь | Памятка | Буклет | Интернет ресурсы видео ряд иконы –крещения Руси |
19 | Урок 19 Подвиг | Книжка «Копилка добрых мыслей». | Книжка «Копилка добрых мыслей». | Подвиг стихи о подвижничестве святых отцов, сказания о них, их высказывания Видеоролик – у книжной полки- Достопамятные сказания – повести чудной жизни святых отцов Жертва- высказывания святых отцов |
20 | Урок 20 Заповеди блаженств | Памятка | Памятка | Заповеди блаженств комментарий |
21 | Урок 21 Зачем творить добро? | Книжка «Копилка добрых мыслей». | Открытки | |
22 | Урок 22 Чудо в жизни христианина | Открытки | Открытки | Стихи о чуде в жизни христианина Видео ролики о чуде в жизни христианина |
23 | Урок 23 Православие о божием суде | Открытки | Открытки | Материал - разное Православие о Божием суде |
24 | Урок 24 Таинство Причастия | Буклет | Буклет | Зачем нужно причащаться материалы Высказывания святых отцов, картинки Видеоролики Зачем нужно причащаться Ерошка Ру. –сайт для православных родителей Православные сайты – православный журнал «Фома» |
25 | Урок 25 Монастырь | Буклеты. Открытка | Буклеты. Исследовательские проекты. | Материалы о разных монастырях |
26 | Урок 26 Отношение христианина к природе | Открытка | Фото – альбом «Красота Божьего мира» | |
27 | Урок 27 Христианская семья | Книжка «Копилка добрых мыслей». | Открытка | |
28 | Урок 28 Защита Отечества | Открытка | Открытка. | Защита Отечества: материалы, видеоролики, картинки Стихи о защите Родины – высказывания святых отцов |
29 | Урок 29 Христианин в труде | Книжка «Копилка добрых мыслей». | Фото – альбом «Радуга» | Видеоролики стихи о труде , сочинённых особенными детьми |
30 | Урок 30 Любовь и уважение к Отечеству | Открытка. | Фото – альбом «Кубань – земля такая…» | |
31-33 | Урок 31-33 Творческие работы учащихся | Творческие работы учащихся: памятки, открытки, буклеты. | Творческие работы учащихся. Фото – альбом «Вместе весело шагать». Фото – альбом «Красота Божьего мира». Фото – альбом-ретроспекция «Кубань – земля такая…». Книжки «Копилки» Исследовательский проект «Земля обетованная святого старца Феодосия Кавказского» | |
34 | Урок 34 Поведение итогов | Чествование участников проектов. | Чествование участников проектов. | |
Итого | 34 |
У нас с детьми выработались чёткие этапы работы по этим направлениям, с использованием развивающих, разноуровневых технологий:
-работа с дополнительной литературой;
- поиск, отбор, анализ материала с использованием Интернет ресурсов;
- работа над проектом, консультации учителя;
- репетиция презентации или создание макета печатного издания;
- защита мультимедийной презентации;
- выпуск информационных листовок, закладок, альбомов, буклетов.
То есть, шаг первый – индивидуальный мини – проект в урочное время, шаг второй – групповой печатный проект или исследовательский, который тоже реализуется в печатное издание.
Проектная деятельность учащихся на занятиях по курсу ОРКиСЭ по выпуску печатных школьных информационных листовок, буклетов, закладок для книг, альбомов, возможна, она интересна детям, развивает их творческие и коммуникативные способности учащихся.
В проектной деятельности я и мои ученики прошли путь
- от проектной деятельности (мини - проекты)
- исследовательских работ
- до печатных изданий (альбомы, альманахи, календари, стенные газеты).
Методический инструментарий
организации проектной деятельности (создание проектов с разными видами печатных изданий) с обучающимися на занятиях по курсу «ОРКиСЭ», а также во внеурочное время на занятиях духовно – нравственного клуба «Лада».
- Организация работы с печатными изданиями как с раздаточным материалом (работы детей или учителя)
Этапы урока могут быть разные.
Начало урока – можно раздать закладки, открытки по группам и дать задание: прочитать материал, рассмотреть иллюстрацию и ответить на вопрос: «Какая тема нашего урока?»
Это может быть и как вариант повторение прошлой темы урока.
Закрепление материала.
Раздаём материал и даём задание, определить,
«О чём рассказывает информация на открытке?»
«Отличается ли эта информация от темы урока или она продолжает тему урока?»
«В чём заключается информативность (интересное, новое) материала?»
Домашнее задание.
Создать макет своего проекта, с использованием Интернетресурсов.
- Условия для отбора материалов для макета проекта
- этого материала нет в учебнике;
- он дополняет учебник;
- содержание должно быть информативно;
- связь с другими предметами (пословицы, поговорки, высказывания по теме, иконы, картинки);
- материал должен быть из Интернетресурсов, но может быть и из учебника.
- Условия для отбора материалов из Интернетресурсов.
К каждому проекту они подбирались по схеме:
- информационные материалы,
- мудрые мыли, афоризмы, стихи;
- видео – ролики;
- иллюстративный материал.
Они подбираются также с учетом интеграции курса ОРКиСЭ с литературой (стихи, пословицы, афоризмы, высказывания святых отцов), с историей (жизнеописание святых, героев России), с изобразительным искусством (иконы).
- Условия защиты авторских проектов
Объяснить:
- выбор содержания проекта,
- название,
- тему,
- выбор фотографий для своего печатного издания,
- цель своего проекта (рассказать о жизни класса, о красотеРодины, края),
- указать Интернетресурсы.
Организация работы на уроке с печатными изданиями как с мини – проектной деятельностью ученика
- Буклеты.
- прочитать информацию, пересказать, указать, чем информативен текст;
- объяснить, о чём рассказывают иконы, картинки
- Открытки, закладки для книг.
- прочитать информацию, пересказать, указать, чем информативен текст;
- объяснить, о чём рассказывают иконы, картинки;
-вписать свой текст - поздравление, доброе пожелание.
Если это проект ученика, то сначала идёт зашита проекта.
- Ученик объясняет выбор содержания проекта: текст, иллюстрации, форму печатного издания. Указываются Интернетресурсы.
- Книжки – копилки добрых мыслей, стихотворений.
-вписать свой текст – вывод, пожелание, стихотворение по теме урока.
- Фото – альбомы
Если это проект ученика, то сначала идёт зашита проекта.
Ученик объясняет:
- выбор содержания проекта,
- название,
- тему,
- выбор фотографий для своего печатного издания,
- цель своего проекта (рассказать о жизни класса, о красотеРодины, края),
- Указываются Интернетресурсы.
- Исследовательские проекты - альбомы
Ученик объясняет:
- выбор содержания проекта;
- название,
- тему,
- выбор фотографий для своего печатного издания,
- цель своего проекта (рассказать о жизни класса, о красотеРодины, края),
- Указываются Интернетресурсы.
- Выводы: результаты и эффекты проектной деятельности учащихся.
Итак, в начале организации проектной деятельности учащихся на занятиях по курсу ОРКиСЭ в урочное и внеурочное время меня волновали вопросы, на которые по окончании учебного года я могу ответить.
- Творческий, информационный тип проектов оказались более доступными ученикам.
Исследовательские оказались трудоёмкими для учащихся 4-5 классов, так как по структуре они приближены к подлинному научному исследованию: доказательство актуальности темы, определение проблемы, предмета и объекта исследования, обозначение задачи, методов, источников информации, выдвижение гипотез, обобщение результатов, выводы, оформление результатов, обозначение новых проблем. Но несколько учащихся выбрали исследовательские проекты.
Творческие проекты привлекли детей, как они не имеют детально проработанной структуры, важен конечный результат, который оформляется в альбом, книжку. Особенно привлекли учащихся проекты, связанные с работой над фотоматериалами. Были составлены фото альбомы, фото – коллажи.
Информационные проекты тоже привлекли ребят, особенно издание буклетов, открыток, закладок. Но информационные листки не очень понравились, так как этот тип проекта требует сбора информации и ознакомление с ней заинтересованных лиц, анализ и обобщение фактов, т. е. этот вид работы подобен исследовательскому проекту, требуют презентации и её разработки.
Социально значимые проекты тоже для учащихся 4-5 классов трудоёмкие, так как требуют распределения ролей участников, плана действий, связь с общественностью.
- Печатное издание как способ оформления результатов проектной деятельности заинтересовал учащихся.
По затратам времени метод проектов делится на:
краткосрочные – неделя;
среднесрочные – месяц;
долгосрочные - четверть, полугодие, год.
Можно сделать вывод: все учащиеся хорошо справлялись с мини – проектами, а с долгосрочными - лишь некоторые.
- По форме работы проекты бывают индивидуальными, групповыми.
Моё исследование показало, что учащиеся охотно работали и в группах, и индивидуально.
- Как методически правильно организовать проектную деятельность?
Главное – продумать способы (формы) и методы.
В начале работы над проектами необходимо, чтобы учащиеся понимали, какие методы они используют в своей работе: описательный; обобщения; анкетирования; сравнительный; анализа (подсчета); синтеза (вывода); проблемно – хронологический; метод актуализации. Многие учащиеся за учебный год, работая над своими проектами, овладели этими методами.
Также к концу учебного года учащиеся уже знали, какая форма подачи своей проектной деятельности им под силу и интересна: мультимедийная презентация или печатное издание.
Выполняя творческие работы, ученики получают знания о том, где можно самостоятельно получить необходимую информацию, как её форматировать для своей работы, как подготовить эту информацию для публичного выступления, как реализовать свой проект в печатное издание: открытку, закладку для книги, буклет, информационный бюллетень, альбом, книжку - малютку. В этом и заключается инновация предлагаемой методики.
Мы с учениками получили результаты нашей творческой деятельности: мультимедийные презентации, книжки, альбомы, буклеты.
Важны также и эффекты деятельности ученика: приобретённые им знания, пережитые чувства, межличностные отношения, развили его личностные качества, способствовали формированию его компетентности, развили его умения.
Наша гипотеза по проблеме исследования: возможна ли проектная деятельность по изданию печатных изданий: альбомов, буклетов, открыток, книжек в школе силами учащихся 4-5 классов подтвердилась.
Основными целями данной методической разработки достигнуты:
- представлена система организации педагогической деятельности с обучающимися на занятиях по курсу «ОРКиСЭ», а также во внеурочное время.
- представлены новые формы проектной деятельности (разные печатные издания) на занятиях курса «Основы православной культуры и светской этики»;
- представлен методический инструментарий организации проектной деятельности с обучающимися на занятиях по курсу «ОРКиСЭ», а также во внеурочное время.
Итог такого системно – деятельностного подхода в организации проектной деятельности учащихся таков: используя метод проектной деятельности мы, педагоги, формируем и развиваем у учащихся УУД. А именно:
- стимулируем интерес учащихся к работе с текстовым, научным материалом в книгах и Интернетресурсах;
- развиваем умение анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы из полученной информации;
- стимулируем публичное выступление учащихся, демонстрирующее понимание учебного материала;
- развиваем познавательный интерес учащихся;
- расширяем кругозор учащихся;
- формируем коммуникативную культуру ученика;
- углубляем, расширяем знания по предметам школьного курса, закрепляя общеучебные знания и умения во время работы над проектами;
- развиваем интерес к предмету ОРКиСЭ.
Библиография
- Биржева, М.А. Проектирование в работе с одаренными детьми младшего школьного возраста /М.А.Биржева// Начальная школа. – 2007. - №3. – С.42-45.
- Гилева, Е.А. История развития метода проектов в Российской школе / Е.А.Гилева //Наука и школа. – 2007. - №4. – С.13-15.
- Загвязинская, Э. Как мы пришли к проектному обучению /Э.Загвязинская //Директор школы. – 2004. - №9. – С.33-40.
- Землянская, Е.Н. Учебные проекты младших школьников /Е.Н.Землянская //Начальная школа. – 2005. - №9. –С.55-59.
- Иванова, Н.В. Возможности и специфика применения проектного метода в начальной школе /Н.В. Иванова //Начальная школа. – 2004. - №2. – С.96-101.
- Кальней, В.А. Структура и содержание проектной деятельности /В.А.Кальней, Т.М.Матвеева, Е.А.Мищенко, С.Е.Шишов //Стандарты и мониторинг в образовании. – 2004. - №4. – С.21-26.
- Конышева, Н.М. Проектная деятельность школьников: современное состояние и проблемы / Н.М.Конышева //Начальная школа. – 2006. - №1. – С.17-27.
- Матяш, Н.В. Проектная деятельность младших школьников: Книга для учителя начальных классов / Н.В.Матяш, В.Д.Симоненко. – М.:Вентана-Граф, 2007. – 112с.
- Михайлова, Г.Н. Метод проектного обучения на уроках труда/ Г.Н.Михайлова // Начальная школа. – 2005. - №4. – С.68-71.
- Новикова, Е.Б. Совместная проектная деятельность детей и взрослых/ Е.Б.Новикова //Начальная школа. – 2008.- №5. –С.34-38.
- Новолодская, Е.Г. Реализация творческих проектов при изучении природоведения /Е.Г.Новолодская, С.Н.Яковлева //Начальная школа. – 2008. -№1. – С.94-99.
- Орлова, Л.А. Участие младших школьников в проектно-исследовательской работе /Л.А.Орлова //Начальная школа. – 2007. - №3. – С.28-33.
- Рагозинская, Н. Педагогическое проектирование в инновационной деятельности учителей начальных классов /Н.Рогозинская, Т.Колобякина //Учитель. – 2004. - №3. – С.23-25.
- Пахомова, Н.Ю. Что такое метод проектов? / Н.Ю.Пахомова //Школьные технологии. – 2004. - №4. – С.93-96.
- Пахомова, Н.Ю. Проектное обучение - что это? / Н.Ю.Пахомова //Методист. – 2004. - №1. – С.39-46.
- Пахомова, Н.Ю. Проектное обучение в учебно-воспитательном процессе школы / Н.Ю.Пахомова //Методист. – 2004. - №4. – С.44-49.
- Саломатова, О.С. Становление коммуникативной компетентности школьников в ходе проектно-исследовательской деятельности /О.С.Саломатова //Начальная школа. – 2007. - №7. – С.40-43.
- Селевко, Г.К. Педагогические технологии на основе активизации, интенсификации и эффективного управления УВП /Г.К.Селевко. – М.: НИИ школьных технологий, 2005. – 288с.
- Сергеев, И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся: Практическое пособие для работников общеобразовательных учреждений / И.С. Сергеев. – М.:АРКТИ, 2007. – 80с.
- Степанова, Т. Проектная деятельность в системе работы учителя начальных классов /Т.Степанова //Учитель. – 204. - №4. – С.9-11.
- Хохлова, М.В. Проектно-преобразовательная деятельность младших школьников /М.В.Хохлова //Педагогика. – 2004. - №5. – С.51-56.
Предварительный просмотр:
Всероссийский конкурс работ в области педагогики,
работы с детьми и молодёжью
«За нравственный подвиг учителя»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №4 станицы Ольгинской Приморско-Ахтарского района Краснодарского края
Тема исследования:
«Результаты и эффекты проектной деятельности учащихся на занятиях основ православной культуры и светской этики и во внеурочное время».
Из опыта работы: печатные издания как вид проектной деятельности учащихся на занятиях духовно – нравственного клуба «Лада».
Приложение к исследовательской статье
Методический инструментарий
организации проектной деятельности (создание проектов с разными видами печатных изданий) с обучающимися на занятиях по курсу «ОРКиСЭ», а также во внеурочное время на занятиях духовно – нравственного клуба «Лада».
Возраст учащихся 10 - 12 лет
Срок реализации данной работы 2012 – 2014 г.г.
Уринова Наталья Айдеровна, учитель русского языка, литературы и Основ православной культуры и светской этики
2013г.
Приложение к исследовательской статье
Методический инструментарий
организации проектной деятельности (создание проектов с разными видами печатных изданий) с обучающимися на занятиях по курсу «ОРКиСЭ», а также во внеурочное время.
Методический инструментарий
организации проектной деятельности (создание проектов с разными видами печатных изданий) с обучающимися на занятиях по курсу «ОРКиСЭ», а также во внеурочное время.
- Организация работы с печатными изданиями как с раздаточным материалом (работы детей или учителя)
Этапы урока могут быть разные.
Начало урока – можно раздать закладки, открытки по группам и дать задание: прочитать материал, рассмотреть иллюстрацию и ответить на вопрос: «Какая тема нашего урока?»
Это может быть и как вариант повторение прошлой темы урока.
Закрепление материала.
Раздаём материал и даём задание, определить,
«О чём рассказывает информация на открытке?»
«Отличается ли эта информация от темы урока или она продолжает тему урока?»
«В чём заключается информативность (интересное, новое) материала?»
Домашнее задание.
Создать макет своего проекта, с использованием Интернетресурсов.
- Условия для отбора материалов для макета проекта
- этого материала нет в учебнике;
- он дополняет учебник;
- содержание должно быть информативно;
- связь с другими предметами (пословицы, поговорки, высказывания по теме, иконы, картинки);
- материал должен быть из Интернетресурсов, но может быть и из учебника.
- Условия для отбора материалов из Интернетресурсов.
К каждому проекту они подбирались по схеме:
- информационные материалы,
- мудрые мыли, афоризмы, стихи;
- видео – ролики;
- иллюстративный материал.
Они подбираются также с учетом интеграции курса ОРКиСЭ с литературой (стихи, пословицы, афоризмы, высказывания святых отцов), с историей (жизнеописание святых, героев России), с изобразительным искусством (иконы).
- Условия защиты авторских проектов
Объяснить:
- выбор содержания проекта,
- название,
- тему,
- выбор фотографий для своего печатного издания,
- цель своего проекта (рассказать о жизни класса, о красотеРодины, края),
- указать Интернетресурсы.
Организация работы на уроке с печатными изданиями как с мини – проектной деятельностью ученика
- Буклеты.
- прочитать информацию, пересказать, указать, чем информативен текст;
- объяснить, о чём рассказывают иконы, картинки
- Открытки, закладки для книг.
- прочитать информацию, пересказать, указать, чем информативен текст;
- объяснить, о чём рассказывают иконы, картинки;
-вписать свой текст - поздравление, доброе пожелание.
Если это проект ученика, то сначала идёт зашита проекта.
- Ученик объясняет выбор содержания проекта: текст, иллюстрации, форму печатного издания. Указываются Интернетресурсы.
- Книжки – копилки добрых мыслей, стихотворений.
-вписать свой текст – вывод, пожелание, стихотворение по теме урока.
- Фото – альбомы
Если это проект ученика, то сначала идёт зашита проекта.
Ученик объясняет:
- выбор содержания проекта,
- название,
- тему,
- выбор фотографий для своего печатного издания,
- цель своего проекта (рассказать о жизни класса, о красотеРодины, края),
- Указываются Интернетресурсы.
- Исследовательские проекты - альбомы
Ученик объясняет:
- выбор содержания проекта;
- название,
- тему,
- выбор фотографий для своего печатного издания,
- цель своего проекта (рассказать о жизни класса, о красотеРодины, края),
- Указываются Интернетресурсы.
Новые формы проектной деятельности
на занятиях курса «Основы православной культуры и светской этики»
(буклеты, книжки, открытки, закладки для книг, альбомы)
Работы составлены как шаблон в программах Документ Microsoft Office Word 97 – 2003 и Документ Microsoft Office Publisher.
Учащиеся сами быстро осваивают работу в этих программах для создания своих печатных проектов.
№ п/п | Тема | Деятельность на уроке | Внеучебная деятельность (ВУД) |
1 | Урок 1 Россия – наша Родина | Открытка. Книжка «Копилка добрых стихотворений» | Открытка |
2 | Урок 2 Культура и религия | Памятка | Памятка |
3 | Урок 3 Человек и Бог в православии | Закладки | Закладка |
4 | Урок 4 Православная молитва | Памятка | Книжка «Копилка добрых мыслей» |
5 | Урок 5 Библия и Еангелие | Закладка | Закладка |
6 | Урок 6 Проповедь Христа | Памятка - листовка | Буклет |
7 | Урок 7 Христос и его крест | Памятка | Памятка |
8 | Урок 8 Пасха | Открытка. | Открытка. Книжка- сборник добрых сочинений «Пасха в моей семье» |
9 | Урок 9 Православное учение о человеке | Закладка | Закладка |
10 | Урок 10 Совесть и раскаяние | Закладка | Книжка – сборник добрых рассказов |
11 | Урок 11 Заповеди | Памятка | Памятка |
12 | Урок 12 Милосердие и сострадание | Закладка | Закладка |
13 | Урок 13 Золотое правило этики | Открытка | Открытка |
14 | Урок 14 Храм | Закладка | Исследовательские проект «О чём поют колокола» |
15 | Урок 15 Икона | Закладки | Закладки Буклет – символика цвета в икоописи |
16 | Урок 16 Творческие работы учащихся | Творческие работы учащихся | Творческие работы учащихся |
17 | Урок 17 Подведение итогов | Чествование участников проектов. | Чествование участников проектов. |
18 | Урок 18 Как христианство пришло на Русь | Памятка | Буклет |
19 | Урок 19 Подвиг | Книжка «Копилка добрых мыслей». | Книжка «Копилка добрых мыслей». |
20 | Урок 20 Заповеди блаженств | Памятка | Памятка |
21 | Урок 21 Зачем творить добро? | Книжка «Копилка добрых мыслей». | Открытки |
22 | Урок 22 Чудо в жизни христианина | Открытки | Открытки |
23 | Урок 23 Православие о божием суде | Открытки | Открытки |
24 | Урок 24 Таинство Причастия | Буклет | Буклет |
25 | Урок 25 Монастырь | Буклеты. Открытка | Буклеты. Исследовательские проекты. |
26 | Урок 26 Отношение христианина к природе | Открытка | Фото – альбом «Красота Божьего мира» |
27 | Урок 27 Христианская семья | Книжка «Копилка добрых мыслей». | Открытка |
28 | Урок 28 Защита Отечества | Открытка | Открытка. |
29 | Урок 29 Христианин в труде | Книжка «Копилка добрых мыслей». | Фото – альбом «Радуга» |
30 | Урок 30 Любовь и уважение к Отечеству | Открытка. | Фото – альбом «Кубань – земля такая…» |
31-33 | Урок 31-33 Творческие работы учащихся | Творческие работы учащихся: памятки, открытки, буклеты. | Творческие работы учащихся. Фото – альбом «Вместе весело шагать». Фото – альбом «Красота Божьего мира». Фото – альбом-ретроспекция «Кубань – земля такая…». Книжки «Копилки» Исследовательский проект «Земля обетованная святого старца Феодосия Кавказского» |
34 | Урок 34 Поведение итогов | Чествование участников проектов. | Чествование участников проектов. |
Итого | 34 |
Новые формы проектной деятельности
на занятиях курса «Основы православной культуры и светской этики» с использованием средств Интернетресурсов
(буклеты, книжки, открытки, закладки для книг, альбомы)
№ п/п | Тема | Деятельность на уроке | Внеучебная деятельность (ВУД) | Ресурсное обеспечение деятельности |
1 | Урок 1 Россия – наша Родина | Открытка. Книжка «Копилка добрых стихотворений» | Открытка | http://tolerantnost.21309s01.edusite.ru/p1aa1.html http://nsc.1september.ru/2002/21/7.htm |
2 | Урок 2 Культура и религия | Памятка | Памятка | http://www.odigitria.by/2012/03/30/kogda-rugat-i-kogda-xvalit-rebyonka-starec-paisij-svyatogorec/Когда ругать и когда хвалить ребёнка (старец Паисий Святогорец) |
3 | Урок 3 Человек и Бог в православии | Закладки | Закладка | Мысли, цитаты, пословицы, поговорки о добре, совести, любви пословицы и поговорки о человеке и Боге http://fotki.yandex.ru/users/kondoribbrat/ сайт Иконы http://fotki.yandex.ru/users/kondoribbrat/?&p=10 сайт Иконы |
4 | Урок 4 Православная молитва | Памятка | Книжка «Копилка добрых мыслей» | «Что такое православная молитва и как ей научиться?» Беседу ведёт православный священник Алексий Уминский Материал о значении православных молитв |
5 | Урок 5 Библия и Еангелие | Закладка | Закладка | Урок №5 Библия и Евангелие.doc Видео лекция «Пророки Ветхого Завета» – Видео фильм Последний пророк http://www.hobobo.ru/catalog/skazka/proroki |
6 | Урок 6 Проповедь Христа | Памятка - листовка | Буклет | 1 Нагорная проповедь Христа – материалы |
7 | Урок 7 Христос и его крест | Памятка | Памятка | Христос и его крест Материалы: уроки лекции |
8 | Урок 8 Пасха | Открытка. | Открытка. Книжка- сборник добрых сочинений «Пасха в моей семье» | |
9 | Урок 9 Православное учение о человеке | Закладка | Закладка | Православные пословицы, стихи, мысли о душе |
10 | Урок 10 Совесть и раскаяние | Закладка | Книжка – сборник добрых рассказов | |
11 | Урок 11 Заповеди | Памятка | Памятка | Материалы, иконы Притчи для детей |
12 | Урок 12 Милосердие и сострадание | Закладка | Закладка | Милосердие и сострадание: материал, видео. Видео о милосердии и сострадании |
13 | Урок 13 Золотое правило этики | Открытка | Открытка | Золотое правило этики сущность и содержание |
14 | Урок 14 Храм | Закладка | Исследовательские проект «О чём поют колокола» | Храм разное: пословицы о храме Благословение Видео ролики |
15 | Урок 15 Икона | Закладки | Закладки Буклет – символика цвета в икоописи | Икона Материалы: стихи ,иконы стихи о Богородице |
16 | Урок 16 Творческие работы учащихся | Творческие работы учащихся | Творческие работы учащихся | Исследовательский проект «В чём заключается просветительская деятельность Кирилла и Мефодия?» Подарочный сборник рассказов разных писателей о совести. |
17 | Урок 17 Подведение итогов | Чествование участников проектов. | Чествование участников проектов. | |
18 | Урок 18 Как христианство пришло на Русь | Памятка | Буклет | Интернет ресурсы видео ряд иконы –крещения Руси |
19 | Урок 19 Подвиг | Книжка «Копилка добрых мыслей». | Книжка «Копилка добрых мыслей». | Подвиг стихи о подвижничестве святых отцов, сказания о них, их высказывания Видеоролик – у книжной полки- Достопамятные сказания – повести чудной жизни святых отцов Жертва- высказывания святых отцов |
20 | Урок 20 Заповеди блаженств | Памятка | Памятка | Заповеди блаженств комментарий |
21 | Урок 21 Зачем творить добро? | Книжка «Копилка добрых мыслей». | Открытки | |
22 | Урок 22 Чудо в жизни христианина | Открытки | Открытки | Стихи о чуде в жизни христианина Видео ролики о чуде в жизни христианина |
23 | Урок 23 Православие о божием суде | Открытки | Открытки | Материал - разное Православие о Божием суде |
24 | Урок 24 Таинство Причастия | Буклет | Буклет | Зачем нужно причащаться материалы Высказывания святых отцов, картинки Видеоролики Зачем нужно причащаться Ерошка Ру. –сайт для православных родителей Православные сайты – православный журнал «Фома» |
25 | Урок 25 Монастырь | Буклеты. Открытка | Буклеты. Исследовательские проекты. | Материалы о разных монастырях |
26 | Урок 26 Отношение христианина к природе | Открытка | Фото – альбом «Красота Божьего мира» | |
27 | Урок 27 Христианская семья | Книжка «Копилка добрых мыслей». | Открытка | |
28 | Урок 28 Защита Отечества | Открытка | Открытка. | Защита Отечества: материалы, видеоролики, картинки Стихи о защите Родины – высказывания святых отцов |
29 | Урок 29 Христианин в труде | Книжка «Копилка добрых мыслей». | Фото – альбом «Радуга» | Видеоролики стихи о труде , сочинённых особенными детьми |
30 | Урок 30 Любовь и уважение к Отечеству | Открытка. | Фото – альбом «Кубань – земля такая…» | |
31-33 | Урок 31-33 Творческие работы учащихся | Творческие работы учащихся: памятки, открытки, буклеты. | Творческие работы учащихся. Фото – альбом «Вместе весело шагать». Фото – альбом «Красота Божьего мира». Фото – альбом-ретроспекция «Кубань – земля такая…». Книжки «Копилки» Исследовательский проект «Земля обетованная святого старца Феодосия Кавказского» | |
34 | Урок 34 Поведение итогов | Чествование участников проектов. | Чествование участников проектов. | |
Итого | 34 |