НОД Состав числа 4

Тема: Состав числа 4    (средняя группа)

 

Программное содержание:

*показать образование числа 4 на основе сравнения двух групп предметов, выраженных числами 3, 4. Уметь считать до 4

*расширить представления о прямоугольнике на основе его сравнения с квадратом

* развивать умение составлять целостное изображение предметов из частей.

Демонстрационный наглядный материал: куклы Байр, Байрта, 4 блюда, 4 чашки, геометрические фигуры.

Раздаточный материал: бортха, пиалы (по 4 на каждого), разрезанные части продуктов.

 Психоэтюд:  Барун Һаран ѳргия

                       Балта кампадь ѳгия

                       Зун Һаран ѳргия

                       Зуркән иньг соңсия

- Дети посмотрите кто у нас в гостях. Это Байр и Байрта. Байрта хочет научить Байра считать, а он не хочет и не понимает. Давайте поможем ей?

- Да поможем. Слушай нас внимательно Байр.

- Посмотрите на столе посуда. Давайте перечислим, какая посуда на столе.

- что это такое?

- Это тарелка.

- А это что такое?

- Это кружка.

- Айлана, посчитай, пожалуйста, сколько тарелок на столе?

- Одна, две, три, четыре.

- А сколько кружек на столе Шадор?

- На столе три кружки.

-Скажите, количество тарелок и кружек одинаковое?

- Нет

- Кто скажет чего больше?

- Тарелок больше чем кружек.

- Сколько тарелок на столе?

- Тарелок четыре.

- А кружек?

- На столе три кружки.

- Правильно,  а что нужно сделать, чтобы сравнить количество посуды?

- Можно добавить одну кружку, или убрать одну тарелку. Тогда количество тарелок и кружек будет одинаковым.

- Да, эти два варианта правильны.

 - Какие вы у меня молодцы. Байрта  что-то хочет сказать. ( Слушает) Наша Байрта сказала что придумала вам задания. Проходите за столы, присаживайтесь.

/ У детей на столах наборное полотно. У каждого на тарелочках 4 бортхи, 3 пиалы)

- Вот такое вам задание придумала Байрта. Выложите на верхний ряд 4 бортхи, а на нижний по три пиалы. Булгуша, скажи, пожалуйста сколько у тебя на верхнем ряду бортхи?

- Четыре  бортхи.

- А сколько пиал?

- Три пиалы.

- Бадма чего больше и на сколько ?

-  количество бортхи больше чем пиал на один.

- Молодцы. Еще одно задание есть у нас. Пройдемте  за те столы./ дети встают из-за стола, проходят ко второму столу/ Кто мне скажет что мы видим здесь?

- На столе геометрические фигуры.

- Аяна назови мне какие геометрические фигуры на столе?

- Квадрат, треугольник, прямоугольник.

- Давайте сравним квадрат и треугольник. Сколько углов у треугольника? ( три), У квадрата сколько углов? ( четыре)

- А теперь сравним квадрат и прямоугольник. У них по четыре угла, но чем же они отличаются? – У квадрата все стороны равны. Хорошо, какие вы молодцы. Какие вы у меня умные, справились со всеми заданиями. Наши друзья  Байр  и Байрта хотят попить чаю, но к чаю у них ничего нет. Давайте мы принесем им угощения. Пойдемте со мной, посмотрите, что вы видите здесь интересное на столе. Это пазлы. Давайте соберем эти части в целое и узнаем что же это такое.  / Дети делятся на подгруппы по два человека, собирают части и видят изображения продуктов/

-  Посмотрите внимательно. У кого что получилось?

- У нас конфета, у нас пирог, у нас боорцг,  у нас кусочек пиццы, печенье.

- Какую геометрическую фигуры напоминает пирог?

- Пирог похож на круг.

- Печенье какой формы?

- Печенье квадратное

- Боорцг овальной формы.

- Кусочек пиццы треугольной формы.

- Из сколько частей состоит ваш рисунок?

 - Наш пирог состоит из четырех частей.

- Наш кусочек пиццы состоит из двух частей

- наша печенька состоит из трех частей

- Наш боорцг из двух частей

- Молодцы. Теперь аккуратно выложим на поднос и отнесем нашим друзьям.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sostav_chisla_4.docx15.13 КБ

Предварительный просмотр:

Программное содержание:

*показать образование числа 4 на основе сравнения двух групп предметов, выраженных числами 3, 4. Уметь считать до 4

*расширить представления о прямоугольнике на основе его сравнения с квадратом

* развивать умение составлять целостное изображение предметов из частей.

Демонстрационный наглядный материал:

Байр, Байрта, 4 блюда, 4 чашки, геометрические фигуры.

Раздаточный материал: бортха, пиалы ( по 4 на каждого), разрезанные части продуктов ( на 2 детей)

 Психоэтюд:  Барун Һаран ѳргия

                       Балта кампадь ѳгия

                       Зун Һаран ѳргия

                       Зуркән иньг соңсия

- Бичкдуд наартн, хәләтн , эн Байр Байрта хойр.Байр, альвн кѳвун, тоолхар седҗәхш. Байрта, сән, ухата куукн, эн кѳвуг дасхар бәәнә. Нѳкд болый Байртад?

- Нѳкд болхм, Байр, ѳньган ѳгәд мадниг соңс.

Бичкдуд, хәләтн, ширә деер ааһ сав бәәнә.Мадн ода, эн альвн кѳвунд нѳкд болхмн.

- Эн юмб?

- Эн тәрлг.

- Эн юмб?

- Эн ааһ.

- Ширә деер, кеду тәрлг бәәнә? Айлан тоолчк?

- Негн, хойр, Һурвн, дѳрвн.

- Кеду ааҺ бәәнә, Шадор тоол.

- Ширә деер Һурвн ааҺ бәәнә.

-АаҺ савин то әдл аль уга?

- Уга.

- Кен келх, юуна то ик?

- Тәрлгин то ик.

- Ааһин то ямаран?

- Ааһин то бичкн.

- Кеду тәрлг?

- Дѳрвн

- Кеду ааһ?

- Һурвн.

- Дѳрвн һурвнас ик.

- Чик, ода келтн, ааһ савин то  (выравнить ) ю кех кергтә?

- Нег ааһ немх, эс гиҗ нег тәрлг хасх.

- Сән тиигәд кеҗ болх.

 - Яһсн ухата бичкдуд. Байрта юн гиҗ келҗәнә? ( Слушает) Мана Байрта таднд нег даалһвр таднд ѳгхәр бәәнә. Йовад, ширә эргәд суутн.

/ Бичкдудин ѳмн наборное полотно. Бичкн тәрлгт 4бортх, 3 ааһ)

- Ода деерк татаснд 4 бортх тәвтн, дора бәәсн татаснд 3 ааһ тәвчктн. Булгуша, кел кеду бортх бәәнә?

- Дѳрвн бортх.

- кеду ааҺ?

- һурвн ааҺ.

- Бадма, юуна то бичкн?

- Ааһин то бичкн.

- Бортхин то ик.

- Йир сән бичкдуд. Дәкәд нег даалһвр бәәнә. Эн даалһвр тенд бәәсн ширә деер бәәнә./ бичкдуд босад, хойрдгч ширәд йовна/ Кен келҗ ѳгх, энд юн бәәнә?

- Ширә деер, олн зусн геометрическ кев-янзс бәәнә.

- Аяна кел, ямаран геометрическ кев- янзс ?

- энд дѳрвлҗн, һурвлҗн болн тѳгрг кев- янз.

- Ода тадн һурвлҗн болн дѳрвлҗн хойриг дуңцултн. Һурвлҗн кеду булңгта? ( һурвн), дѳрвлҗн кеду булңгта? ( дѳрвн)

- Ода болхла дѳрвлҗн болн  һо булң дуңцулхмн. Сән, яһсн ухата бичкдуд. ( смотрит на часы) цә уух цаг ѳѳрдв. Мана Байр Байрта хойр цәәһән уухар бәәнә, болв хоосн цә уудм биш. Мадн эн хойрт белг авч ѳгхмн. Наартн, эн ширә деер  соньн юмс бәәнә.Эн юмс авад, пазлы кевтә цуглултн. Соньн юм узхт. / бичкдуд хот-холын зургуд цуглулҗәнә/

-  оньган ѳгәд хәләһәд келтн ю цуглурвт.

- Мана зургт кампадь, мана зургт пирог, мана зургт боорцг, пицца, печенье.

- Пирог ямаран кев янзта?

- Пирог тѳгрг кев- янзта.

- Печенье ямаран кев- янзта?

- дѳрвлҗн кев- янзта

- Боорцг утулң кев- янзтв.

- Пицца һурвлҗн кев- янзта.

- Кеду әңгәс тогтна эн зургуд?

 - Мана зург,хойр әңгәс тогтна. Мана  һурвн әңгәс, мана дѳрвн әңгәс тогтна.

- Йир сән, ода арһул авад манна бичкдудт белглхмн.