Психология в школе
Психолого - медико - педагогический консилиум в школе
Скачать:
Предварительный просмотр:
Данная работа представлена психологом МОУ СОШ №1 с. Варны Медведевой Е.О.
Методическая неделя «Организация и деятельность специалистов школьного ПМПк»
Здравствуйте, коллеги!
Мы рады рассказать Вам о работе нашего школьного консилиума! Я являюсь психологом и готова рассказать о моей роли в школьном консилиуме.
Прежде чем начать работу мы собираем вот такое согласие с родителей. (слайд 2)
Каковы же функции психолога. (слайд 3)
- Диагностическая (проведение диагностики по всем блокам изучения личности)
- Консультативно – просветительская (данная работа проводится и с педагогами и с родителями)
Первую часть работу мы и обсудим (слайды 4,5)
Психологическое обследование складывается из следующих моментов:
- 1. Изучение документации — истории развития ребенка с целью получения представления о причинах отклонений в развитии.
- 2. Метод наблюдения за ребенком на уроке и на перемене, включающий анализ наиболее важных сфер его деятельности. К ним относится: овладение навыками учебной деятельности, формирование целеполагающего поведения, приобретение дружеских контактов. В процессе наблюдения на уроке оценивается активность или пассивность ребенка, темп его деятельности, способность к удержанию «учебной задачи», особенности регулирующей функции речи. Исследуя продукты учебной деятельности, мы отмечаем типичные ошибки, сформированность учебных навыков чтения, письма, счета в уме, решения задач. На перемене фиксируем эффективность контактов с окружающими, произвольность действий, конфликтность в отношениях с учителем и сверстниками.
- 3. Изучение результатов деятельности детей: рисунки, поделки, письменные и учебные работы.
- 4. Метод беседы — установление контакта, выявление особенностей психики в процессе личного общения с ребенком.
- 5. Метод эксперимента, направленный на изучение психических функций ребенка: восприятие, внимание, память, мышление, и особенности развития личности. Качественный анализ позволяет оценивать тактику деятельности ребенка, способы действий, степень самостоятельного выполнения задания, работоспособность, полноту и понимание смысла заданий.
- 6. Метод тестирования, используемый при оценке уровня развития способностей, мотивационной сферы и личностных особенностей
В заключении (слайд 6)
Выделяются те сферы психической жизни ребенка или подростка, в которой обнаружены определенные нарушения или отклонения от возрастной нормы, описываются конкретные проявления этих нарушений. Речь идет о таких явлениях, как нарушение формирования отдельных функций, характеристики личностной сферы, проявляющиеся в акцентуациях или отклонениях в поведении, асоциальных проявлениях и др. По возможности и необходимости указываются причины существующих нарушений, перечисляются адекватные, с точки зрения психолога, формы сопровождения.
С учетом выше сказанного нами разработана программа, включающая 5 блоков: (слайд 7 – 11)
- Блок № 1. Диагностика пространственного восприятия; памяти (методики «Узнавание фигур», «Домик» Н. И. Гуткиной).
- Блок №2. Диагностика произвольного внимания и регуляции деятельности (методики «Графический узор», авт. Н. В. Бабкина; тест Пьерона-Рузера, «Сравни картинки»).
- Блок № 3. Диагностика умственного развития (методики «Исключение лишнего», «Лабиринт» Л. А. Венгера, «Матричные задачи Равена», «Мозаика», логические задачи авт. Н. В. Бабкина, «Аналогия»).
- Блок № 4. Диагностика общей осведомленности и развития речи (в свободной беседе).
- Блок № 5. Диагностика сформированности учебной мотивации (с использованием опросника Л. И. Божович и Н. И. Гуткиной).
По итогам всех диагностик я составляю представление психолога (слайд 12 – 13)
Кроме того составляется психологическая характеристика ( слайд 14 – 16)
Обязательно рассматривается динамика развития (слайд 17)
Коррекционно – развивающая работа строится и проводится после диагностики на основе всех результатов
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Согласие родителей
Функции психолога Диагностическая Консультативно - просветительская
Психологическое обследование 1. Изучение документации — истории развития ребенка с целью получения представления о причинах отклонений в развитии. 2. Метод наблюдения за ребенком на уроке и на перемене, включающий анализ наиболее важных сфер его деятельности. К ним относится: овладение навыками учебной деятельности, формирование целеполагающего поведения, приобретение дружеских контактов. В процессе наблюдения на уроке оценивается активность или пассивность ребенка, темп его деятельности, способность к удержанию «учебной задачи», особенности регулирующей функции речи. Исследуя продукты учебной деятельности, мы отмечаем типичные ошибки, сформированность учебных навыков чтения, письма, счета в уме, решения задач. На перемене фиксируем эффективность контактов с окружающими, произвольность действий, конфликтность в отношениях с учителем и сверстниками. 3. Изучение результатов деятельности детей: рисунки, поделки, письменные и учебные работы.
Психологическое обследование 4. Метод беседы — установление контакта, выявление особенностей психики в процессе личного общения с ребенком. 5. Метод эксперимента, направленный на изучение психических функций ребенка: восприятие, внимание, память, мышление, и особенности развития личности. Качественный анализ позволяет оценивать тактику деятельности ребенка, способы действий, степень самостоятельного выполнения задания, работоспособность, полноту и понимание смысла заданий. 6. Метод тестирования, используемый при оценке уровня развития способностей, мотивационной сферы и личностных особенностей
В заключении Выделяются те сферы психической жизни ребенка или подростка, в которой обнаружены определенные нарушения или отклонения от возрастной нормы, описываются конкретные проявления этих нарушений. Речь идет о таких явлениях, как нарушение формирования отдельных функций, характеристики личностной сферы, проявляющиеся в акцентуациях или отклонениях в поведении, асоциальных проявлениях и др. По возможности и необходимости указываются причины существующих нарушений, перечисляются адекватные, с точки зрения психолога, формы сопровождения.
С учетом выше сказанного нами разработана программа, включающая 5 блоков: Блок № 1. Диагностика пространственного восприятия; памяти (методики «Узнавание фигур», «Домик» Н. И. Гуткиной ).
Блок № 2. Диагностика произвольного внимания и регуляции деятельности (методики «Графический узор», авт. Н. В. Бабкина; тест Пьерона-Рузера , «Сравни картинки»).
Блок №3. Диагностика умственного развития (методики «Исключение лишнего», «Лабиринт» Л. А. Венгера , «Матричные задачи Равена », «Мозаика», логические задачи авт. Н. В. Бабкина, «Аналогия»).
Блок № 4. Диагностика общей осведомленности и развития речи (в свободной беседе).
Блок №5. Диагностика сформированности учебной мотивации (с использованием опросника Л. И. Божович и Н. И. Гуткиной ).
Представление психолога
Пример готовой характеристики
Динамика развития
Коррекционно – развивающая работа строится и проводится после диагностики на основе всех результатов