Самообразование
Самообразование - это целенаправленная работа педагога по расширению и углублению своих теоретических знаний, совершенствованию имеющихся и приобретению новых профессиональных навыков и умений в свете современных требований педагогической и психологической наук.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
samoobrazovanie_2018.docx | 30.37 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад 366 г. Челябинска
ПАПКА ВОСПИТАТЕЛЯ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ
Воспитатель: Мухаметшиной Каримы Ильясовны
Тема:
«Использование развивающих игр на занятиях по математике с детьми среднего и старшего дошкольного возраста»
ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ ПО ТЕМЕ САМООБРАЗОВАНИЯ.
Тема: «Использование развивающих игр на занятиях по математике с детьми среднего и старшего дошкольного возраста»
Актуальность темы:
Огромную роль в умственном воспитании и в развитии интеллекта играет математика. Ее изучение способствует развитию памяти, речи, воображения, эмоций; формирует настойчивость, терпение, творческий потенциал личности.
В наше время, в век «компьютеров» математика в той или иной мере нужно огромному числу людей различных профессий, не только математикам. Особая роль математики - в умственном воспитании, в развитии интеллекта. Это объясняется тем, что результатами обучения математики являются не только знания, но и определенный стиль мышления. В математике заложены огромные возможности для развития мышления детей в процессе их развития с самого раннего возраста. Упущения здесь трудно восполняемы. Психологией установлено, что основные логические структуры мышления формируются примерно в возрасте от 3 до 7 лет. Запоздалое формирование этих структур протекает с большими трудностями и часто остается незавершенными. Поэтому, математика по праву занимает очень большое место в системе дошкольного образования. Она оттачивает ум ребенка, развивает гибкость мышления, учит логике. Все эти качества пригодятся детям, и не только в обучении математике. Решающую роль в этом играют развивающие игры. Они интересны для детей, эмоционально захватывают их. А процесс решения, поиска ответа, основанный на интересе к задаче, невозможен без активной работы мысли.
Цель профессионального развития на 2017-2018 учебный год:
Изучить новые публикации (статьи, журналы) по использованию развивающих игр при формировании элементарных математических представлений у дошкольников; современные образовательные технологии.
Задачи:
- Повысить собственный уровень знаний путём изучения
необходимой литературы
- Изучение актуальности использования игровых приёмов при формировании элементарных математических представлений у дошкольников.
- Активно воздействовать на всестороннее развитие детей.
- Обогащать новыми представлениями и понятиями; закреплять знания; активизировать мыслительную деятельность (умение сравнивать, обобщать, классифицировать, анализировать) . Прививать детям интерес к знаниям по математике, с помощью интересных заданий и игр сделать увлекательным для ребёнка усвоение начал математики.
ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН ПО САМООБРАЗОВАНИЮ
№ | Задачи и содержание деятельности | Сроки | Форма представления результатов работы |
№1 | Подбор литературы по теме самообразования Мониторинг, анкетирование Работа с документацией. Изучение ФГОС ДО, закона «Об образовании», других нормативных документов Работа с личной библиотекой, интернетом Знакомство и анализ документации. | Сентябрь-декабрь | Перспективный план для разновозрастной группы |
№2 | Знакомство с литературой. Работа над развивающей математической средой группы. Оформление уголка группы | Октябрь – апрель | Изготовление пособий, развивающих игр па ФЭМП |
№3 | Публикации в Социальной сети работников образования разработок занятий. | Сентябрь2017-май 2018г | Сертификаты, дипломы |
З.А.Михайлова «Игровые задачки для дошкольников» Санкт-Петербург ДЕТСВО-ПРЕСС 2016 | Ноябрь-декабрь | Создание картотеки, изготовление наглядных пособий | |
№4 | Использовать Интернет в поисках дополнительной информации для работы на следующих сайтах: «Социальная сеть работников образования nsportal.ru», «Maaam.ru» и др. | Октябрь 2017года Май 2018 год | Консультации Изготовление наглядных пособий. |
№5 | Разработка конспектов образовательных ситуаций. | Октябрь 2017года Май 2018 год | Конспекты образовательных ситуаций |
№6 | Составление консультаций и практических занятий для педагогов, родителей. | Октябрь 2017года Апрель 2018 года | Материал практических занятий, конспекты, памятки |
№7 | Консультация для родителей «Дома играем - математику изучаем» | Декабрь 2017года | Памятки |
№8 | Обогащение предметно - развивающего пространства | Октябрь 2014года Апрель 2015 года | Участие родителей в изготовлении дидактических игр, демонстрационного материала. |
№9 | Оформление папки-передвижки «Занимательная математика дома в повседневной жизни» | февраль | Папка - передвижка |
№10 | Консультация в родительский уголок «Математика вокруг нас» | Апрель | Памятка |
Отчет по теме самообразования
Работу по теме начала с подбора и изучения документации, составления плана работы на учебный год, провела первичный мониторинг, который показал важность выбранной мной темы.
ЛИТЕРАТУРА ПО ТЕМЕ:
1.В. П. Новикова, Л. И. Тихонова "Развивающие игры и занятия с палочками Кюизенера. Раздаточный материал" от 3 до 7 лет, 2008 г.
2.«Развиваем восприятие, воображение» - А. Левина.
3.Емакова Е.С, Румянцева И.Б., Целищева И.И. « Развитие гибкости мышления детей» Дошкольный и младший школьный возраст. Учебно методическое пособие. СПб.: Речь,2007
4.Н.Б.Истомина «Готовимся к школе» Математическая подготовка детей старшего дошкольного возраста
5.З.А.Михайлова «Игровые задачи для дошкольников» Игровые задачи для дошкольников. — СП б.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-
ПРЕСС», 2016. — 144 с., — (Библиотека программы «Детство»).
6. Под ред. Б. Б. Финкельнтейн. «Давайте вместе поиграем». Комплект игр с блоками Дьенеша. СПб, ООО «Корвет», 2001 г.
РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ:
-Рекомендации для родителей «Математика – это интересно» -
Консультация для родителей «Как организовать игры детей дома с использованием занимательного математического материала» Просмотр родителям открытых занятий по математике в средней и в старшей группе.
Оформление папки-передвижки «Занимательная математика дома в повседневной жизни»
Индивидуальные беседы и консультации: «Математические игры и упражнения для дошкольников»
Девиз моей работы:
Пусть ребенок осваивает мир – и даже такую сложную дисциплину, как математика, - с легкостью и интересом!
Я считаю, что среди всех методов развития умственных способностей наиболее оптимальным являются развивающие игры, так как они наиболее соответствуют ведущей деятельности дошкольного возраста, а также предполагают гибкость и вариативность их применения.
Развивающие игры математического содержания:
- Знакомят детей с геометрическими фигурами, формой предметов, размером.
- Развивают мыслительные умения: сравнивать, анализировать, классифицировать, обобщать, абстрагировать, кодировать и декодировать информацию.
- Помогают усвоить элементарные навыки алгоритмической культуры мышления.
- Развивают познавательные процессы: восприятие, память, внимание, воображение, волю.
- Развивают творческие способности детей.
В группе создана развивающая среда для обеспечения эмоционального здоровья дошкольника.
Руководя игрой, и организуя жизнь детей в игре, использую игровые приемы обучения. При этом, игра воздействует на все стороны развития личности ребенка: на чувства, сознание, волю и поведение в целом, на развитие общих способностей, творческого воображения, коммуникативных навыков, на развитие любознательности дошкольника как основы интеллектуального развития.
В своей работе я использую игры насыщенные логическим математическим содержанием. В них моделируются логические и математические конструкции, а в процессе игры решаются такие задачи, которые способствуют ускорению формирования и развития у дошкольников простейших логических структур мышления и математических представлений. В процессе игры дети не видят, что их чему-то обучают, но незаметно для себя дошкольники считают, складывают, вычитают, более того, решают, разного рода логические задачи. В группе среди материала, предназначенного для развития творчества дошкольников, широкое распространение имеют различные виды строительных наборов, конструкторов, наборов с логическими блоками, цветными счётными палочками и разнообразных головоломок. При этом роль занимательного материала определяется с учётом возрастных возможностей детей и задач всестороннего развития и воспитания.
Все игры в уголке «Веселая математика» разделены на несколько групп:
1. Игры с цифрами и числами
2. Игры путешествие во времени
3. Игры на ориентировки в пространстве
4. Игры с геометрическими фигурами
5. Игры на логическое мышление
Знания в виде способов действий и соответствующих им представлений ребёнок получает первоначально вне игры, в играх лишь создаются благоприятные условия для их уточнения, закрепления, систематизации.
В нашем уголке находятся развивающие игры математического содержания, которые:
• Знакомят детей с геометрическими фигурами, формой предметов, размером.
• Развивают мыслительные умения: сравнивать, анализировать, классифицировать, обобщать, абстрагировать, кодировать и декодировать информацию.
• Помогают усвоить элементарные навыки алгоритмической культуры мышления.
• Развивают познавательные процессы: восприятие, память, внимание, воображение, волю;
• Развивают творческие способности детей.
Эти игры помогают детям проявлять интерес, развивают интеллект, самостоятельность. Самое главное в своей работе не делать за детей то, что они могут делать сами.
Занимательный математический материал:
1.Математические, развивающие, логические игры
- Игры на плоскостное моделирование : игры – головоломки «Танграм», «Листик» «Колумбово яйцо» и др.
- Объемное моделирование: «Уголки», «Уникуб» и др.
- Игры – движения: построения и перестроения со счетными палочками
- Развивающие игры: «Лото», «Домино» и др.
- Игры логико - математические: блоки, палочки, игры Воскобовича
2.Развлечения
- Загадки
- Задачи – шутки
- Ребусы
- Головоломки
- Вопросы - шутки
3.Дидактические игры, упражнения
- С наглядным материалом,
- словесные
ВЫВОД
Использование развивающих игр в педагогическом процессе позволяет перестроить образовательную деятельность, перейти от обычных, привычных для детей занятий к познавательной игровой деятельности.
Дети стали более самостоятельными, инициативными, уверенными в своих силах. Кроме этого, активизировалось диалоговое общение, расширился опыт познания. Дети научились пользоваться сенсорными и измерительными эталонами, сравнением и классификацией. Научились планировать свои действия для выполнения задания и обдумывать их. Дети проявляют творчество при решении проблемных ситуаций и задач.
Я уверена, что знания, которые получили дети в дошкольном возрасте, помогут им стать умными, любознательными людьми.