Для воспитателей
Для успешности в работе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
trening_pedagogicheskoy_osoznannosti.docx | 21.27 КБ |
trening_psihologicheskoe_zdorove.docx | 23.45 КБ |
trening_kineziologiya.docx | 29.26 КБ |
konsultatsiya_dlya_vospitateley_formy_obshcheniya.docx | 16.61 КБ |
Предварительный просмотр:
Тренинг педагогической осознанности.
Лично-ориентированная модель общения взрослого и ребенка.
Личностно-ориентированная модель общения взрослого с ребенком (по А.В. Петровскому)
Цель: обеспечить ребенку чувства психологической защищенности, доверия к миру, радости существования (психологическое здоровье); формировать начала личности (базис личностной культуры); развивать его индивидуальность.
Способы общения: понимание, приятие и признание личности ребенка, основанные на способности взрослого к децентрации.
Понимание — умение видеть ребенка «изнутри». Смотреть на мир одновременно с двух точек зрения — своей собственной и ребенка, видеть побудительные мотивы, движущие детьми.
Приятие — безусловно положительное отношение к ребенку, к его индивидуальности, независимо от того, радует он в данный момент взрослых или нет, признание его уникальности.
Признание — это прежде всего право голоса ребенка в решении тех или иных проблем.
- Упражнение «Звезда» (10 минут).
Материал: небольшое карманное зеркало, листы с изображением двух звезд.
Глядя на изображение через зеркало, надо провести линию между звездами, глядя только в зеркало. Это упражнение хорошо иллюстрирует возможность ребенка в период созревания головного мозга и ограниченность этих возможностей.
Вопросы для обсуждения
Ваши ощущения в процессе выполнения задания?
Ваши мысли по этому поводу?
- Упражнение «Игра» (10 минут).
Поделившись на две команды, педагоги получают от ведущего одинаковый набор геометрических фигур на каждую команду. Дается время на составление фигуры человека из этих геометрических фигур. Затем каждая команда выбирает капитана. Капитан первой команды объясняет капитану второй команды фигуру, составленную своей командой без называния частей тела. Капитан второй команды должен нарисовать на доске фигуру первой команды. Затем капитаны меняются ролями.
Обсуждение: во время обсуждения педагоги меняются впечатлениями, говорят о трудностях, о том, как еще можно было бы объяснить. Делается вывод о значимости четкой и ясной инструкции к заданиям для ребенка.
Эти упражнения иллюстрируют способ общение: Понимание.
- Упражнение «Уровень» (10 мин)
В дошкольном детстве общение между взрослым и ребенком перестает быть ведущей деятельностью, но роль его все еще велика. С помощью данного упражнения мы сможем осознать важность равноправного общения с ребенком, необходимости контакта глаз при общении.
Нам необходимо разделиться на пары, встав напротив друг друга лицом к лицу. Один из пары садиться на стул, не поднимая головы, пытается понять эмоцию на лице человека напротив. Стоящий партнер без слов и жестов изображает эмоцию. Затем партнеры меняются местами.
Обсуждение: педагоги меняются мнениями, говорят о впечатлениях, степени комфортности, отвечают на вопрос, что видели, смогли ли угадать эмоцию. Делается совместный вывод о необходимости эмоционально-визуального контакта при общении с ребенком.
- Упражнение для педагогов «Подкрепление» (15 минут).
Это упражнение иллюстрирует значимость безоговорочно положительного отношения к ребенку.
Двое желающих участников выходят за дверь. Оставшимся дается инструкция задумать предмет (из имеющихся в помещении) и место, на которое активному участнику необходимо будет его перенести. Сложность упражнения заключается в двух моментах.
Во-первых, ни сам предмет, ни его новое место не называется напрямую, а ответы-уточнения носят расплывчатый, завуалированный характер.
Во-вторых, группе участников определяется задание: первому игроку давать отрицательное подкрепление всех его слов и поступков (с помощью критики, негативных оценок отдельных его действий и личности в целом, пренебрежительной вербальной информацией), а второму – положительное (используя слова поддержки, радости за успешные действия, уверения в пустячности совершенных неверных поступков, восхищения, комплементов и т.д.).
Приглашается активный участник и ему дается задание: определить задуманный группой предмет и переместить его на другое место. Процедура совершается по очереди каждым игроком, отличаясь только в характере эмоционального подкрепления.
По окончании упражнения проходит групповое обсуждение, в котором возможность высказаться первыми («выпустить пар») предоставляется активным участникам.
Вопросы для обсуждения:
- Как вы чувствуете себя в своей роли?
- Какие чувства вызвала у вас реакция группы?
- Как вы чувствуете себя сейчас?
- Какие выводы вы можете сделать из этого упражнения?
Обсуждение:
Безусловно, положительное отношение, принятие ребенка рождает доверие к миру, уверенность в себе и окружающих. Психологическая поддержка – это способ выражения принятия. С выданным за несколько минут шквалом отрицательных подкреплений первый игрок справился, так как понимал, что это – игра. Ребенку такое количество негативных оценок выдается порциями и растягивается на весь период пребывания в учебном заведении (на несколько лет). Он не имеет другой информации о себе, других ресурсов, которые помогли бы ему справиться с переживаниями, таким образом, у ребенка может сформироваться устойчивое отношение к себе как к неудачнику.
Даже положительная оценка должна быть уместной. Мастерство педагога проявиться не в том, чтобы всегда только хвалить ребенка, а в том, чтобы почувствовать, когда эта похвала и поддержка особенно необходимы ребенку.
Иллюстрируемый способ общение: Приятие.
- Упражнение «Самопознание»
Материалы: бумажки с написанными буквами, составляющими слово «самопознание».
Между участниками распределяются буквы, составляющие слово «самопознание». Из них группе придется составлять новые слова. В начале упражнения ведущий спрашивает у каждого, сколько, на его взгляд, слов можно составить из этого набора букв. После выслушивания мнений группе можно задать вопрос:
- Когда ты называл количество возможных слов, ты опирался на то, сколько сам можешь составить, или учитывал, что могут появиться варианты от других членов группы?
Далее группа строит все возможные слова из букв-людей, составляя их в ряд. Одновременно проверяется, есть ли разница между индивидуальными представлениями и групповыми возможностями.
Вопросы для обсуждения
Все ли участвовали в составлении слов?
Как было организовано составление слов?
Были ли «выпадающие»?
Какие чувства испытывали участники, которых мало задействовали в упражнении?
В какой форме проходило составление слов («затаскивание», перестановка, уговаривание, просьбы, совместное решение и т.д.)?
Обсуждение
Необходимо видеть каждого, принимать каждого, учитывать мнение каждого человека.
Легко заметить, выделить активного, инициативного ребенка, сложно — спокойного, пассивного, робкого.
- Упражнение "Паровозики" (10 минут).
Сочетает возможность получить интересную информацию о себе, об отношении к подчинению и собственному руководству с возможностью просто подвигаться.
Для создания подгрупп можно предложить объединиться тем, кто сегодня еще не работал вместе.
«Паровозики» ездят по трое, стоя в затылок друг к другу. У первого и второго глаза закрыты — это вагоны. Третий глаза не закрывает, чтобы иметь возможность
управлять тройкой, он — паровоз. Он держит за локти среднего, средний — первого. Движение происходит с разной скоростью (с ускорением, замедлением). Постепенно каждому дается возможность побыть и паровозом (управляющим тройкой), и средним вагоном (стоящим в середине), и первым вагоном (стоящим спереди). Какие чувства ты испытывал во время упражнения на каждой из позиций?
Вопросы для обсуждения
Какая позиция для тебя была самой удобной?
Легко ли тебе было, когда тобой руководили?
Легко ли было самому руководить?
Смог ли ты абсолютно довериться ведущему?
Обсуждение:
У каждого человека есть своя комфортная позиция — вести за собой или быть ведомым.
Но! Работая с детьми, мы обязаны нести за них ответственность всегда, и это единственно возможная позиция.
Иллюстрируемый способ общения: признание.
- Упражнение «Мои сильные стороны»
(Проводится в малых группах по 3 человека)
Каждому предлагается рассказать остальным о чертах личности, которые он считает лучшими в себе, которые он мог бы выдвинуть в качестве примера детям и хотел бы сформировать у своих воспитанников.
После небольшой подготовки участники в подгруппах по очереди представляют себя. Необходимо нацелить их на то, чтобы все высказывания подавались в утвердительной, а не условной форме (исключить слова типа «возможно», «наверно», «может быть»). Слушатели могут уточнять детали, просить разъяснения, задавать дополнительные вопросы, но не высказывать свое мнение.
На основании самопрезентаций каждая микрогруппа составляет сборный портрет лучших черт с указанием на то, какие, благодаря им, качества личности детей они могут воспитать, будучи напарниками.
Общее время работы микрогрупп — 15 минут.
Вопросы для обсуждения
Какие чувства вызвало задание?
Понадобилась ли помощь партнеров в выделении своих сильных сторон?
Что мешало свободно говорить о своих достоинствах?
Не заметили ли вы за собой желания говорить о своих достоинствах, отталкиваясь от отсутствия конкретных недостатков?
Какие чувства вы испытали, когда услышали собственные сильные черты в общем портрете?
Задумывались ли вы раньше о влиянии ваших черт на воспитание конкретных сторон личности детей?
- Упражнение «Чемодан, корзина, мясорубка» (обратная связь, рефлексия впечатлений участников).
Предлагается три больших листа, на одном из которых нарисован огромный чемодан, на втором – мусорная корзина и на третьем – мясорубка. На стикере, который приклеивался затем к плакату с изображением чемодана, необходимо написать тот важный момент, который он вынес от работы (в группе, на занятии), готов забирать с собой и использовать в своей деятельности. То, что оказалось ненужным, бесполезным и что можно отправить в "мусорную корзину", т.е. прикрепить ко второму плакату. Что оказалось интересным, но пока не готовым к употреблению в своей работе, то, что нужно еще додумать, доработать, "докрутить" наклеивалось в лист "мясорубка".
Листочки пишутся анонимно и по мере готовности приклеиваются участниками самостоятельно.
Предварительный просмотр:
Тренинг для педагогов «Психологическое здоровье педагога»
Подготовила педагог – психолог Панкратова Екатерина Михайловна.
Цель: Снижение психоэмоционального напряжение педагогов, актуализировать знания о приемах саморегуляции.
Задачи:
- Дать понятие стресса и влияние его на организм человека.
- Обучение способам управления своим эмоциональным состоянием.
- Обучение способам психологической самопомощи в ситуации стресса.
- Обучение педагогов способам снижения стрессовых реакций организма.
Время проведения: 1,5 часа
Мы живем в эпоху кризисов и социальных перемен. Тем не менее, в одних и тех же обстоятельствах люди ведут и чувствуют себя по-разному. На некоторых людей жизненные сложности действуют угнетающе, приводят к ухудшению их физического состояния. У других те же проблемы способствуют пробуждению скрытых ресурсов, духовному совершенствованию и успешной самоактуализации - как бы вопреки экстремальным ситуациям.
Психологически здоровый человек - это, прежде всего человек счастливый, живущий в гармонии с самим собою, не ощущающий внутреннего разлада, защищающийся, но первым, ни на кого не нападающий и пр. (А.Маслоу).
1.Наш тренинг хочу начать с упражнения «Приветствие» (5-10 минут), которое поможет нам включиться в работу, снять накопившееся напряжения; создать группового доверия.
Для начала я предлагаю вам выразить друг другу радость встречи. Сейчас мы все встанем и поздороваемся. Здороваться будем по-разному, кто как хочет.
Придумайте свое приветствие, покажите его, а мы все потом его повторим.
Анализ: какое приветствие вам больше всего понравилось, что почувствовали?
Это упражнение из теории “поглаживаний” Эрика Берна. Слово “поглаживание” отражает детскую потребность в прикосновениях. Берн заметил, что став взрослыми, люди по-прежнему стремятся прикасаться друг к другу, словно подтверждая свое физическое существование. Но выйдя из детского возраста, люди попадают в общество, где физические контакты строго ограничены, поэтому приходится довольствоваться замещением этой потребности другими формами «поглаживания». Улыбка, короткий разговор или комплимент – все это знаки того, что вас заметили, и это доставляет нам радость [3].
Следующее задание, позволит выявить уровень стресса каждого участника.
2. Тест «О плохой погоде и нестиранных носках»
Вы перенеслись назад – во времена, когда всё стирали руками и вывешивали бельё сушиться во двор. Представьте, что у вас скопилось много грязного белья и вам необходимо заняться стиркой прямо сейчас. Однако, посмотрев на небо, вы видите большую черную тучу, предвещающую дождь. Какие мысли проносятся в вашей голове?
- «О нет, это, вероятно, шутка. Это значит я должна ждать до завтра? Что же делать?»
- «Подождём немного и посмотрим, может погода прояснится»
- «Ну хорошо, в конце концов, мне не придётся сегодня стирать»
- «Я займусь этой чёртовой стиркой независимо от того, будет дождь или нет»
1. «О нет, это, вероятно, шутка. Это значит, я должна ждать до завтра? Что же делать?» - уровень стресса: 80. Вы позволяете всяким мелочам портить вам жизнь, и теперь стресс накопился до такой степени, что даже малейшее раздражение может испортить вам настроение на весь день. Самое время сделать перерыв и расслабиться, прежде чем это серьёзно повлияет на ваше здоровье.
2. «Подождём немного и посмотрим, может погода прояснится» - уровень стресса: 50. Вы не поддаётесь стрессу, вам удаётся сохранить позитивное видение, даже когда всё идёт не так, как было запланировано. Продолжайте работать над теми проблемами, которые вы можете решить по мере их возникновения, и всё будет в порядке. Помните: не всякий стресс плох. Пусть стресс будет в вашей жизни побуждающим фактором.
3. «Ну хорошо, в конце концов, мне не придётся сегодня стирать» - уровень стресса: 0. Вы не позволяете маленьким проблемам беспокоить вас и не видите смысла волноваться. Ваша философия очень проста: вы не можете остановить дождь тем, что будете беспокоиться о нём.
4. «Я займусь этой чёртовой стиркой независимо от того, будет дождь или нет» - уровень стресса: 100. Вы чувствуете такой огромный стресс в своей жизни, что игнорируете реальность и пытаетесь достичь невозможного. И, когда вы терпите неудачи, всё заканчивается тем, что проблем и стресса становится всё больше. Если бы вы только перестали торопиться, расслабились и обдумали всё, то увидели бы, как много ваших усилий уходит в пустоту. Сбавьте обороты и легче относитесь к происходящему. Вы не умрёте, если наденете ту же самую пару носков ещё раз или купите новые.
Что такое стресс? Причины его возникновения.
Стресс – общее напряжение организма, возникающее под воздействием чрезвычайного раздражителя. Наиболее стрессовыми считаются три профессиональные сферы: здравоохранение, правоохранительные органы и образование.
Основные признаки стресса:
- физические (бессонница, боли в груди, в животе, в спине, головные боли, головокружение, хроническая усталость, частые простуды и т. д.);
- эмоциональные (излишняя агрессивность, повышенная возбудимость, депрессия, импульсивное поведение, нарушения памяти и концентрации внимания, ночные кошмары, раздражительность и т. д.);
- поведенческие (постоянный поиск у себя различных заболеваний, потеря интереса к своему внешнему облику, притопывание ногой или постукивание пальцем, и т. д.).
Причины возникновения стресса.
- неорганизованность - неправильное распределение времени, нехватка его для выполнения важных дел, спешка;
- конфликты с коллегами;
- чувство перегруженности работой, переутомляемость; психологическая напряженность труда, постоянное оценивание со стороны разными людьми;
- высокая ответственность;
Причиной стресса могут стать физиологические факторы (повышенная нагрузка на зрительный, слуховой и голосовой аппараты и т. д.), а также психологические и организационные трудности: необходимость быть все время "в форме", невозможность выбора учащихся, отсутствие эмоциональной разрядки, большое количество контактов в течение рабочего дня.
Работа с людьми, а с детьми в особенности, отнимает много сил.
Уровень самоотдачи и самоконтроля столь высок, что психические ресурсы к следующему рабочему дню практически не восстанавливаются. Тревожность, депрессия, эмоциональное опустошение – вот цена ответственности, которую платит воспитатель.
Многие болезни педагогов (головные боли, боли в спине, ногах, горле) связаны с накопленным напряжением и от сдерживания эмоций. Если эмоция не отреагирована, у неё нет другого выхода, как проявить себя в одной из функций организма. Так, если нет выхода накопившемуся напряжению в теле, оно продолжает накапливаться до тех пор, пока не находит выхода в виде болей (голова, спина, спазмы желудка). Мышцы, поражённые стрессом, сокращаются и остаются в этом состоянии. Представьте себе, что вы долго несёте что-то тяжелое, рука немеет, вы останавливаетесь и трясете её – можно нести дальше. А вот «трясти» желудок, сердце, как её, невозможно. Как быть? Как помочь себе?
Эффективным средством сохранения психологического здоровья педагогов является использование способов саморегуляции, восстановления. Это своего рода техника безопасности для специалистов, имеющих многочисленные и интенсивные контакты с людьми в ходе профессиональной деятельности.
Чтобы защитить себя от стрессов – нужно научиться им управлять, расслабляться, снимать напряжение. Психологические, терапевтические, релаксационные упражнения помогут поддерживать хорошую психологическую форму, преодолевать стрессовые ситуации, расслабляться, положительно настраиваться на профессиональную деятельность.
3. Психологическая техника «Дышите глубже, вы взволнованы» научит нас управлять своим внутренним состоянием.
Когда вы испытываете эмоциональный дискомфорт, просто проверьте, как вы дышите. Вдох состоят из трёх фаз вдох – пауза – выдох. При повышенной возбудимости, беспокойстве, нервозности или раздражительности нужно увеличить время на все 3 фазы. Начните с 5 секунд. Долго дышать в таком ритме не нужно. Следите за результатом и по нему ориентируйтесь. Можно увеличивать длительность каждой фазы. Для того что бы поднять общий тонус, собраться с силами чередование фаз должно быть следующим вдох-выдох-пауза.
- Медленное и глубокое дыхание – понижает возбудимость нервных центров, способствует мышечному расслаблению, то есть релаксации.
- Частое дыхание, наоборот, обеспечивает высокий уровень активности организма, поддерживает нервно-психическую напряжённость.
- То есть изменяя ритмику дыхания можно из расслабленного спокойного состояния перейти в более активное, бодрое.
4. Кинезиологическое упражнение «Слон». Упражнение балансирует всю систему «интеллект – тело», стимулирует и восстанавливает нервные сети, способствует концентрации внимания.
1.Встаньте прямо, ноги на ширине плеч, колени расслабленны.
2. Прижмите плотно ухо к плечу. Руку вытяните вперед как хобот. Глаза следят за движениями кончиков пальцев, а рука рисует горизонтальную восьмёрку (∞), начиная от центра и далее вверх против часовой стрелки.
Когда рука рисует нижнюю часть восьмерки (опускается вниз), надо слегка согнуть колени. Когда рука поднимается, рисуя верхнюю часть - колени выпрямляются. Упражнение выполняется медленно, дышите глубоко. Повторите 3-5 раз, затем поменяйте руки.
5. Кинезиологическое упражнение «Крюки».
Упражнение можно использовать, когда находишься в состоянии стресса, возбужден или взволнован. Для самоконтроля своего поведения. Повторить 8–10 раз.
Скрестите лодыжки, как вам это удобно. Затем скрестите руки, соедините пальцы рук в «замок» и выверните их. Для этого вытяните руки вперед, тыльными сторонами ладоней друг к другу и большими пальцами вниз. Теперь перекиньте одну руку через другую, соедините ладони и сомкните пальцы в "замок". Затем опустите руки вниз и выверните их внутрь на уровне груди так, чтобы локти были направлены вниз.
Если в таком положении стоять не удобно, качает, то лучше в этой же позе сесть.
Находясь в этом положении, прижмите язык к твердому небу за верхними зубами. Это действие возбуждает средний мозг, который находится прямо на твердым небом, а также помогает избавиться от напряжения в языке вызванного несбалансированной позой.
6. Наше следующее упражнение «Чему меня научила жизнь …», поможет нам поднять свою самооценку и научит ценить то, чего вы уже добились. Пусть даже это будут мелочи для других, для вас они могут оказаться намного важнее, или наоборот. Что является для вас мелочью, для других это важно. Стремится к лучшему обязательно, но нельзя сосредотачиваться на том, что не получается.
Участники по кругу продолжает фразу: «Жизнь научила меня...». Остальные участники, которые бы хотели научиться тому, что было сказано, поднимают руку.
7. Психологическое упражнение повышает самооценку стимулирует работу над собой «Мои недостатки».
Очень важно попытаться найти новое название вашим воображаемым недостаткам. Обозначьте их так: свойства, которые можно совершенствовать. Слово «слабость» несет в себе оттенок безнадежности и неизменности. Заменив его на другое, допускающее возможность совершенствования, вы начинаете по-другому смотреть на жизнь.
В течение 5 минут напишите подробный список причин, по которым вы не можете полюбить себя. Если вам не хватит отведенного времени, можете писать дольше, но ни в коем случае не меньше. После того как напишите, вычеркните все то, что соотносится с общими правилами, принципами: «Любить себя не скромно», «Человек должен любить других, а не себя». Пусть в списке недостатков останется только то, что связано лично с Вами.
Теперь перед вами список ваших недостатков, список того, что портит вам жизнь. Подумайте, а если бы эти недостатки принадлежали не вам, а какому-нибудь другому человеку, которого вы очень любите, какие из них простили бы ему или, может быть, посчитали даже достоинствами? Вычеркните эти черты, они не смогли помешать вам полюбить другого человека и, следовательно, не могут помешать полюбить себя.
Отметьте те черты, те недостатки, которые вы могли бы помочь ему преодолеть. Почему бы вам не сделать то же самое для себя? Выпишите их в отдельный список, а из них вычеркните те, которые сможете преодолеть.
С теми, что остались, поступите следующим образом: скажем себе, что они у нас есть, надо научиться жить с ними и думать, как с ними справиться.
Мы же не откажемся от любимого человека, если узнаем, что некоторые его привычки нас, мягко говоря, не устраивают.
8.Упражнение «Заземление»
Эффективное упражнение для тех людей, которые страдают от неуверенности, полны сомнений. Если кто-то разговаривает с вами в неуважительном, агрессивном тоном, в котором чувствуется некая претензия, вам поможет техника заземления. Итак, во время напряженного диалога, разговора, перепалки попробуйте перенести внутреннее внимание в область ног. Одновременно займите позицию скалы — прочной и надежной. Встаньте на обе ноги, распрямите плечи, будьте для себя обороной и защитой! Укоренитесь в земле. Ваша поза должна быть уверенной, но не напряженной. Стойте в спокойствии и расслаблении, но устойчиво и твердо. Эффект вас удивит!
9. Упражнение “Ведро мусора” поможет освободиться от негативных чувств и эмоций. Материалы: листы бумаги, ручки, ведро для “мусора”. Посреди комнаты ставится символическое ведро для мусора. Участники имеют возможность поразмышлять, зачем человеку мусорное ведро и почему его нужно постоянно освобождать.
«Представьте себе жизнь без такого ведра: когда мусор постепенно заполняет комнату, становится невозможно дышать, двигаться, люди начинают болеть. То же происходит и с чувствами – у каждого из нас накапливаются не всегда нужные, деструктивные чувства, например, обида, страх. Я предлагаю всем выбросить в мусорное ведро старые ненужные обиды, гнев, страх. Для этого на листах бумаги напишите ваши негативные чувства: “я обижаюсь на…”, “я сержусь на…”, и тому подобное”. После этого педагоги рвут свои бумажки на мелкие кусочки и выбрасывают их в ведро, где они все перемешиваются и убираются
10. Заключительное упражнение «Чемодан, корзин, мясорубка».
Предлагается три больших листа, на одном из которых нарисован огромный чемодан, на втором – мусорная корзина и на третьем – мясорубка. На стикере, который приклеивался затем к плакату с изображением чемодана, необходимо написать тот важный момент, который он вынес от работы (в группе, на занятии), готов забирать с собой и использовать в своей деятельности.
То, что оказалось ненужным, бесполезным и что можно отправить в "мусорную корзину", т.е. прикрепить ко второму плакату.
Что оказалось интересным, но пока не готовым к употреблению в своей работе, то, что нужно еще додумать, доработать, "докрутить" наклеивалось в лист "мясорубка".
Листочки пишутся анонимно и по мере готовности приклеиваются участниками самостоятельно.
Предварительный просмотр:
Кинезиология – гимнастика для мозга.
Жизнь современного ребенка становится все разнообразнее и сложнее. И она требует не шаблонных, привычных действий, а подвижности, гибкости мышления, быстрой ориентации и адаптации к новым условиям, творческого подхода к решению больших и малых проблем. Один из методов решения данных задач, является образовательная кинезиология.
С помощью кинезиологических упражнений активизируются природные механизмы работы головного мозга, развиваются уникальные возможности человека, его индивидуальные способности, формируются навыки самопомощи и самокоррекции в учебной и повседневной жизни детей и взрослых.
Кинезиология по другому «Умная гимнастика» эффективна для всех, улучшает способность к обучению и качество исполнения любой деятельности и на любом уровне.
Благодаря тому, что упражнения кинезиологии снижают стресс, они также улучшают общее состояние здоровья.
Многолетняя практика применения методики "Умной гимнастики" показывает, что достигается полное устранение или значительное исправление различных форм неспособности к обучению, хронических стрессовых состояний, нарушение зрения, слуха, координации движений, снижение проблем речевого развития.
Кинезиология обучения является наиболее экологичной психотерапевтической техникой по отношению к внутреннему миру человека на сегодняшний день.
Комплекс упражнений облегчает обучение и особенно эффективна для оптимизации интеллектуальных процессов и повышения умственной работоспособности. Упражнения улучшают мыслительную деятельность, синхронизируют работу полушарий, способствуют запоминанию, повышают устойчивость внимания, помогают восстановлению речевых функций, облегчают процессы чтения и письма.
С помощью специально подобранных упражнений организм координирует работу правого и левого полушарий и развивает взаимодействие тела и интеллекта.
Каждое из упражнений нейрогимнастики, способствует возбуждению определенного участка мозга и включает механизм объединения мысли и движения. В результате этого новый учебный материал воспринимается более целостно и естественно, как бы умом и телом, и поэтому лучше запоминается. Кроме этого упражнения для мозга также способствуют развитию координации движений и психофизических функций.
Под влиянием кинезиологических тренировок, в организме происходят положительные структурные изменения. Сила, равновесие, подвижность, пластичность нервных процессов осуществляется на более высоком уровне. Совершенствуется регулирующая и координирующая роль нервной системы. Гимнастика мозга позволяет выявить скрытые способности человека и расширить границы возможности деятельности его мозга. Нейрогимнастика - это универсальная система упражнений, она эффективна и для детей и для взрослых в любом возрасте. Но особенно актуально применение кинезиологических упражнений у детей с проблемами в развитии.
Образовательная кинезиология приводит к более быстрому и полноценному освоению теоретических знаний, навыков психологического и физического поведения. Это позволяет достигать своей цели без дополнительных лишних затрат (здоровья, денег, времени), т.к. вы действуете точно и уверенно в соответствии со своими внутренними потребностями. Методика способствует повышению стрессоустойчивости и быстрому переобучению (адаптации к новым условиям).
Основным требованием к использованию специальных упражнений является точное выполнение движений и приёмов. Применение упражнений возможно, как на сценарных мероприятиях, так и на специальных тренингах по кинезиологии. Желательно тренинги проводить с небольшой подгруппой детей или индивидуально. Кинезиологические занятия дают как немедленный, так и кумулятивный (накапливающийся) эффект для повышения умственной работоспособности и оптимизации интеллектуальных процессов.
Результативность занятий зависит от систематической и кропотливой работы. С каждым днём задания могут усложняться, объём заданий увеличиваться, наращиваться темп выполнения заданий. Происходит расширение зоны ближайшего развития ребенка и переход её в зону актуального развития.
Сейчас я предлагаю вам определить, какое полушарие доминирует именно у Вас, используя для этого методикой определения функциональной асимметрии полушарий (тест Павлова).
Разложите карточки по 3 на 3 группы так, чтобы в каждой группе было что-то общее.
Оценка результатов:
Если Вы разложили карточки по 1 варианту, а именно:
1-я группа карточек – «карась», «орел», «овца».
2-я группа карточек – «бегать», «плавать», «летать».
3-я группа карточек – «шерсть», «перья», «чешуя».
То у вас преобладает логическое мышление, у вас мыслительный тип и доминирует левое полушарие.
Если Вы разложили карточки по 2 варианту, а именно:
1-я группа карточек – «карась», «плавать», «чешуя».
2-я группа карточек – «орел», «летать», «перья».
3-я группа карточек – «овца», «бегать», «шерсть».
То у вас образное мышление, у вас художественный тип и доминирует правое полушарие.
Какие результаты бы Вы не получили, никогда не поздно начать тренировать свой мозг, чтобы оба полушария головного мозга стали равноценно развиты. Так вот роль кинезиологии заключается в том, чтобы синхронизировать работу обоих полушариев, передавать информацию из одного полушария в другое.
Комплекс упражнений.
1. Начинать комплекс упражнений с включения у себя «Кнопки мозга», которая поможет проснуться и настроиться на работу. Приводят в готовность вестибулярный аппарат, активизируют деятельность мозга, готовя его к восприятию сенсорной информации.
Выполняется стоя. Одна рука массирует углубления между первым и вторым рёбрами в зоне слева и справа под ключицами. Другая рука находится на пупке, что позволяет сосредоточить внимание на центре тяжести.
2. Также перед началом занятий эффективным будет проведение массажа ушных раковин,который поможет детям настроится на работу, повысить внимание.
Взяли ушки за макушки (самомассаж ушной раковины выполняется большим иуказательными пальцами – большой палец находится сзади).
Взяли ушки за макушки (большим и указательным пальцами с обеих сторон)
Потянули… (несильно потянуть вверх)
Пощипали… (несильные нажимы пальцами, с постепенным
Вниз до мочек добежали. продвижением вниз)
Мочки надо пощипать: (пощипывание в такт речи)
Пальцами скорей размять… (приятным движением разминаем между пальцами)
Вверх по ушкам проведём (провести по краю уха, слегка сжимая большим и
И к макушкам вновь придём. указательным пальцами)
3. Наиболее интегрирующим упражнением «Гимном мозга» является упражнение «Слон». Упражнение балансирует всю систему «интеллект – тело», стимулирует и восстанавливает нервные сети, способствует концентрации внимания (особенно полезно очень активным детям, которые страдают нарушением концентрации внимания, рекомендуется проводить перед началом занятия). Укрепляют наружные глазные мышцы, снимают напряжение после работы на компьютере, снимают напряжение и боль в спине.
1.Встаньте прямо, ноги на ширине плеч, колени расслабленны.
2. Прижмите плотно ухо к плечу. Руку вытяните вперед как хобот. Глаза следят за движениями кончиков пальцев, а рука рисует горизонтальную восьмёрку (∞), начиная от центра и далее вверх против часовой стрелки.
Когда рука рисует нижнюю часть восьмерки (опускается вниз), надо слегка согнуть колени. Когда рука поднимается, рисуя верхнюю часть - колени выпрямляются. Упражнение выполняется медленно, дышите глубоко. Повторите 3-5 раз, затем поменяйте руки.
Люди, страдающие хроническими инфекциями уха, с трудом выполняют это упражнение. Вместе с тем, они очень скоро убеждаются в результате: уже через несколько недель у них улучшается чувство равновесия. Если делать упражнение "Слон" регулярно, оно будет стимулировать весь вестибулярный аппарат, восстанавливая нервные сети, которые были повреждены из-за инфекции.
4. Также для концентрации внимания упражнение«Ухо-нос»
Левой рукой берёмся за кончик носа, а правой - за противоположное ухо, т.е. левое. Одновременно отпускаем ухо и нос, хлопаем в ладоши и меняем положение рук на противоположное.
5. Активизируют зону обоих полушарий, развивает координацию движения, улучшает ориентацию в пространстве упражнение «Перекрестные шаги» (эффект упражнения особенно заметен при обучении детей ориентироваться на листе бумаге).
Также упражнение делает более успешными приобретение навыков чтения, письма, слушания и усвоения новой информации.
6. С этой целью также мною проводится упражнение «Крюки». Оно также способствует эффективному обучению, помогает вовлечься в любой процесс и полноценно воспринимать информацию. Упражнение советуют использовать тем, кто находится в состоянии стресса, чтобы успокоиться и переключить внимание. Повторить 8–10 раз.
Скрестите лодыжки, как вам это удобно. Затем скрестите руки, соедините пальцы рук в «замок» и выверните их. Для этого вытяните руки вперед, тыльными сторонами ладоней друг к другу и большими пальцами вниз. Теперь перекиньте одну руку через другую, соедините ладони и сомкните пальцы в "замок". Затем опустите руки вниз и выверните их внутрь на уровне груди так, чтобы локти были направлены вниз.
Если в таком положении стоять не удобно, качает, то лучше в этой же позе сесть.
Находясь в этом положении, прижмите язык к твердому небу за верхними зубами. Это действие возбуждает средний мозг, который находится прямо на твердым небом, а также помогает избавиться от напряжения в языке вызванного несбалансированной позой.
Если вы возбуждены или взволнованы, посидите в позе "Крюки" в течение 2 минут, прежде чем начать что-то делать. Используйте упражнение для самоконтроля своего поведения.
7. Для включения в работу участка мозга который отвечает за формирование и изложение мысли, активизации творческих способностей проводиться упражнение«Сгибание пятки».
Сидя.Положите лодыжку на другое колено. Найдите руками напряженные места в икроножной мышце и, придерживая их, сгибайте и разгибайте стопу. Повторите тоже для другой ноги.
8. Упражнения «Кулак – Ребро - Ладонь»улучшают мыслительную деятельность, синхронизируют работу полушарий, способствуют запоминанию, повышают устойчивость внимания, активизируют процессы письма и чтения.
Сидя, руки находятся на плоскости стола. Три положения руки последовательно сменяют друг друга:
1. Сжатая в кулак ладонь.
2. Положение ладони ребром на плоскости стола.
3. Распрямленная ладонь на плоскости стола.
Выполняется сначала правой рукой, затем левой рукой, потом двумя руками вместе. Повторить 8-10 раз.
9. Также для синхронизации работы обоих полушарий проводится упражнения «Лезгинка» и упражнение «Ухо – нос».
Левую руку сложите в кулак, большой палец отставьте в сторону, кулак разверните пальцами к себе. Правой рукой прямой ладонью в горизонтальном положении прикоснитесь к мизинцу левой. После этого одновременно смените положение правой и левой рук. Повторить 6-8 раз. Добивайтесь высокой скорости смены положений.
10. Упражнение Ухо – нос. Левой рукой возьмитесь за кончик носа, а правой рукой – за противоположное ухо. Одновременно отпустите ухо и нос, хлопните в ладоши, поменяйте положение рук «с точностью до наоборот».
11. Для эффективности работы мозга на занятиях по подготовке детей к школьному обучению использую упражнение «Зеркальное рисование» (его можно проводить как с использованием карандаша и бумаги, так и рисованием руки в воздухе).
Обеими руками круги – заштриховать их. Правой рукой квадрат, левой – круг.
Исследования показывают, что выполнение обычного действия «необычной» рукой активизирует новые участки мозга и помогает развивать новые контакты между клетками мозга. Так что пробуйте, экспериментируйте. Это не только полезно, но и весело!
12. Дыхательные упражнения «Задуй свечу», «Свечи»улучшают ритмирование организма, развивают самоконтроль и произвольность. Ведь единственным ритмом, которым произвольно может управлять человек, является ритм дыхания и движения.
13. Глазодвигательные упражнения «Восьмерки», «геомитрические фигуры», «Цифры»позволяют расширить поле зрения, улучшить восприятие.Однонаправленные и разнонаправленные движения глаз и языка развивают межполушарное взаимодействие и повышают энергетизацию организма. Известно, что разнонаправленные движения глаз активизируют процесс обучения.
14. Упражнения на релаксацию «Дерево», способствуют расслаблению и снятию напряжения. Их можно проводить как в начале занятий, так и в конце.
Сидя на корточках. Спрячьте голову в колени, колени обхватите руками. Это семечка, которая постепенно прорастает и превращается в дерево. Медленно поднимайтесь на ноги, затем распрямляйте туловище, вытягивайте руки вверх. Напрягите тело и вытяните его вверх. Подул ветер: раскачивайте тело, имитируя дерево.
15. «Энергетическая зевота»
Снимается напряжение с мышц лица, глаз, рта, шеи. Улучшаются функции голосовых связок, речь становится четче.
Сидя. Широко открыть рот и попытаться зевнуть, надавив при этом кончиками пальцев на натянутый сустав, соединяющий верхнюю и нижнюю челюсти. Повторить 5–8 раз.
16. Сейчас предлагаю вашему вниманию, несколько упражнений для снятия эмоционального напряжения.
Делают двумя грецкими орехами круговые движения в каждой ладони. Упражнение так же развивает тонкую моторику рук.
Помещают орех на кисть руки со стороны мизинца (на ладони) и ладонью другой руки слегка нажимают и делают орехом круговые движения (3 мин).
Можно слегка помассировать кончик мизинца.
Пальчиковая кинезиология для маленьких.
- Упражнение «Ладушки-оладушки».
Правая рука лежит ладонью вниз, а левая – ладонью вверх; одновременная смена позиции со словами:
«Мы играли в ладушки – жарили оладушки, так пожарим, повернем и опять играть начнем».
- Упражнение «Кулак – ладонь».
Обе руки лежат на столе или на коленях ладонями вниз, одна сжата в кулак. Одновременно кулак разжать, а другую ладонь сжать в кулак, поменять руки. Движения по мере усвоения можно ускорять, но следить за тем, чтобы сжатия - разжатия производились попеременно, не соскальзывая на одновременные.
Вот ладошка, вот кулак.
Всё быстрей делай так.
3. Упражнение "Гуси щиплют траву".
Пальцы правой руки пощипывают кисть левой, и наоборот.
Гуси – гучи, га –га – га, есть хотите? Да –да -да
- Упражнение «Лягушка».
Поочередно одна рука сжимается в кулак, а другая – ладонью на столе. Происходит смена положения рук.
Лягушка хочет в пруд,
Лягушке скучно тут,
А пруд зарос травой,
Зеленой и густой.
- Упражнение «Крючки».
Руки сжаты в кулаки, мизинцы сцеплены друг с другом. Попеременно и попарно сцеплять пальцы на руках.
Давайте, люди.
Дружить друг с другом,
Как птицы с небом,
Как ветер с лугом,
Как парус с морем,
Трава с дождями,
Как дружит солнце,
Со всеми нами.
- Упражнение «Бабочка».
Скрестить запястья обеих рук и прижать ладони тыльной стороной друг к другу. Пальцы прямые. «Бабочка сидит». Ладони прямые и напряжены. Пальцы не сгибать. Легким, но резким движением рук в запястьях имитировать полет бабочки.
Бабочка-коробочка, улетай под облачко.
Там твои детки на березовой ветке.
- Упражнение «Колечко».
Попеременно соединяя в кольцо пальцы рук.
Эта лужа, как колечко,
Эта лужица – сердечко,
Эта лужа, как банан,
Эта – словно океан.
- Упражнения «Кулак – Ребро - Ладонь»
Сидя, руки находятся на плоскости стола. Три положения руки последовательно сменяют друг друга:
1. Сжатая в кулак ладонь.
2. Положение ладони ребром на плоскости стола.
3. Распрямленная ладонь на плоскости стола.
Выполняется сначала правой рукой, затем левой рукой, потом двумя руками вместе.
- Упражнение «Лезгинка».
Левую руку сложите в кулак, большой палец отставьте в сторону, кулак разверните пальцами к себе. Правой рукой прямой ладонью в горизонтальном положении прикоснитесь к мизинцу левой. После этого одновременно смените положение правой и левой рук. Повторить 6-8 раз. Добивайтесь высокой скорости смены положений.
- Упражнение «Ухо – нос».
Левой рукой возьмитесь за кончик носа, а правой рукой – за противоположное ухо. Одновременно отпустите ухо и нос, хлопните в ладоши, поменяйте положение рук «с точностью до наоборот».
карась | овца | орел |
бегать | плавать | летать |
шерсть | перья | чешуя |
Предварительный просмотр:
Формы общения взрослый - ребенок (М.И. Лисина)
Форма общения, возраст | Место общения в системе общей жизнедеятельности | Содержание потребности в общении | Ведущий мотив общения | Значение формы общения в общем развитии психики |
I. Ситуативно– личностное. Возникает после 2х месяцев. | Общение с близкими взрослыми обеспечивает выживание ребенка и удовлетворение всех его первичных потребностей. Взрослый выступает как представитель социума, создает нормативы первых социальных контактов. | Потребность в доброжелательном внимании взрослого | Личный: взрослый как доброжелатель, центральный объект познания и деятельности. | Формирование перцептивных действий, подготовка к овладению хватанием |
II. Ситуативно – деловая. Возникает после 6 месяцев. | Общение развертывается в ходе совместной со взрослыми ведущей предметной деятельности | Потребность в доброжелательном внимании и сотрудничестве | Деловой: взрослый как знаток правильного действия, как партнер. Взрослый нужен и интересен ребенку не сам по себе, не своим вниманием и доброжелательным отношением, а тем, что у него есть разные предметы и он умеет что-то с ними делать. Помощник, организатор и участник совместной предметной деятельности | Развитие предметной деятельности, проявляться активность и самостоятельность ребенка, появляются первые слова ребенка). |
III. Внеситуативная – познавательная (выходит за рамки наличной ситуации). Возникает примерно к 4 годам. | Общение развертывается на фоне совместной со взрослым и самостоятельной деятельности ребенка по ознакомлению с окружающим миром | Потребность в доброжелательном внимании, сотрудничестве и уважении | Познавательный: взрослый как энциклопедия. Ребенок открывает для себя широту окружающего мира, возраст «почемучек» и осознает изменчивость времени. Пытается понять окружающий мир: прошлое, настоящее, будущее. Взрослый партнер по обсуждению причин и связей в физическом мире. | Развитие наглядных форм мышления |
IV. Внеситуативна – личностная. Начало примерно в 6 лет. | Общение развертывается на фоне теоритического и практического познания ребенком социального мира и протекает форме самостоятельных эпизодов. | Сотрудничество, уважение, внимание, сопереживание, взаимопонимание | Личностный: ребенок задает больше вопросов не об окружающем мире, а о мире людей. Познает нормы и правила отношений между людьми. | Приобщение к моральным и нравственным ценностям общества, переход к логическому мышлению. Создание мотивационной, интеллектуальной и коммуникативной готовности к школьному обучению. (К этому возрасту приходит непреднамеренное ябеднечество). |
Общение ребенок – ребенок
Форма общения | Место общения в системе общей жизнедеятельности | Содержание потребности в общении | Ведущий мотив | Значение формы общения в общем развитии психики |
I. Эмоционально – практическая. Возникает примерно в 2 года. | Уступает стремлению ребенка к предметной деятельности к общению со взрослыми, к новым впечатлениям и активному функционированию | Участие сверстника в своих забавах и шалостях. Стремление к самовыражению. | Личностный, Показывают партнеру, что могут – есть старание повторять. Появляется эмоциональная разрядка, развитие инициативы и представлений о своих возможностях. | Развитие представлений о своих возможностях. Расширение диапазона эмоций, инициативности. |
II. Ситуативно – деловая. Возникает с 4х лет. | Сверстник предпочитаемый партнер. Совместное осуществление сюжетно-ролевой игры. | Деловое сотрудничество. Стремление к уважению, признанию сверстниками спехов ребенка. | Деловой. Детей объединяет общее дело, взаимодействие через предметы. Развивается любознательность, речь, инициатива, самообслуживание. | Развития самопознания (представление о своих возможностях, возникновение относительной самооценки). Инициативы, творческого начала, любознательности. |
III. Внеситуативно – деловая. Начинается с 6 лет (в условиях воображаемой ситуации, в игре). | Сверстник предпочитаемый партнер. Совместное осуществление сюжетно-ролевой игры + игра с правилами | Уважение, сопереживание, взаимопонимание | Личный, познавательный. Стремиться к взаимопониманию как сопереживание. Развивается самооценка, инициатива, избирательные отношения, рождаются нравственные чувства. | Сознательно усваивает нормы и правила поведения и начинает сознательно следовать им в своих действиях и поступках. Через личностное общение дети учатся видеть себя как бы со стороны, что является необходимым условием сознательного управления своим поведением. Формирование избирательного взаимоотношения, готовности к школе. |