Каталог статей
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nauchno_-_prakticheskaya_konferentsiya.docx | 20.97 КБ |
sotsialnaya_znachimaya_deyatelnost.docx | 17.24 КБ |
Предварительный просмотр:
РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ ДЕТЕЙ
ПОСРЕДСТВОМ ТЕАТРАЛИЗОВАНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
Шейн Е.В.
Муниципальное дошкольное
образовательное учреждение
детский сад «Брусничка»
Согласно новым требованиям государственного стандарта образования в Российской Федерации одним из ведущих приоритетов является коммуникативная направленность учебного процесса. Проблема коммуникативных способностей традиционно находится в центре внимания отечественных социальных психологов в связи с ее значимостью во всех сферах жизнедеятельности человека. Человек без коммуникации не может жить среди людей, развиваться и творить. Общество постоянно испытывает потребность в творческих личностях, способных активно действовать, нестандартно мыслить, находить оригинальные решения любых жизненных проблем, умеющих вербально и невербально, грамотно и смело выражать свои мысли. Поэтому необходимо специальное внимание педагогов к организации общения дошкольников. Оптимальным возрастным периодом для подготовки человека к общению является дошкольный возраст, поскольку именно в этот период дети легче приобретают, долго сохраняют и удерживают сформированные умения и навыки.
Коммуникативные способности, умение общаться – основное условие развития ребенка, важнейший фактор формирования личности, один из главных видов деятельности, устремленный на познание и оценку самого себя через посредство других людей. Большой эффект в развитии коммуникационных навыков дает театрализованная деятельность. Воспитательные возможности театрализованной деятельности широки. Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром через образы, краски, звуки, а правильно поставленные вопросы заставляют ребят думать, анализировать, делать выводы и обобщения. В процессе театрализованной игры незаметно активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура и диалогическая речь, ее интонационный строй. Исполняемая роль, произносимые реплики ставят малыша перед необходимостью ясно, четко, понятно общаться.
Коммуникативные способности предполагают также владение способами совместной деятельности в группе, приемами действий в ситуациях общения, умениями искать и находить компромиссы, улаживать разногласия и конфликты. Ребенок, оказавшийся в позиции актера - исполнителя, может задуматься о том, что и зачем человек говорит и делает, как это воспринимают люди. Каждый из этих вопросов имеет прямое отношение к ценностно – смысловым компетенциям, на формирование которых оказывают большое влияние художественные произведения, используемые в театрализованных играх. Организация совместного творчества детей в театральной деятельности с преимущественным использованием таких форм работы как коллективное творческое дело, проектно – исследовательская деятельность, методы театральной педагогики должны присутствовать в работе с детьми - это уникальный вид сотрудничества, в ней все равны: ребенок, педагог, мамы, папы, бабушки и дедушки.
Для развития коммуникативных навыков детей посредством театрализованной деятельности участниками клуба был реализован проект «Театральная шкатулка».
Цель данного проекта – создание оптимальных условий для развития личности ребенка, через творческое самовыражение, вовлечение детей и родителей в театральную деятельность, формирование коммуникативных умений и навыков.
Исходя из цели определили следующие задачи:
формирование у детей и родителей устойчивого интереса к литературе, театру;
совершенствование навыков воплощать в игре определенные переживания, побуждать к созданию новых образов;
развитие коммуникативных способностей – умение общаться с другими людьми, опираясь на правила речевого общения;
использование театрализованных игр в интересах речевого развития ребенка и взрослого.
Важным условием успешности работы в данном направлении, является создание предметно – развивающей среды, способствующей развитию личности ребенка. В группе имеются разнообразные виды театров, организованы мини - центры: «Театральная гостиная», «Добрая сказка», «Сказка на пальчиках», «Ложковый театр» и др., которые позволяют создать благоприятный климат для общения, способствующей эмоциональному раскрепощению, обогащению речи, развитию фантазии и коммуникативных навыков. Изготовлены различные маски, шапочки, подобраны элементы костюмов для выполнения музыкальных этюдов на развитие воображения, согласованности действий, внимания, умения слушать друг друга. На специальных подставках устроились персонажи сказок, изготовленные из различных материалов. Имеется фланелеграф разных размеров для показа эпизодов из сказок, обыгрывания игровых сюжетов. Подобрана фонотека из детских литературных и музыкальных произведений, классической музыки, детских песен. Разработаны конспекты занятий, сценарии развлечений. Созданы условия для развития общения между детьми в игре. Игры организуем с разным числом участников, в том числе учитываем дружеские привязанности между детьми, объединяем отдельно играющие группы детей общим сюжетом. В свободное время ребенок или группа детей не мешая другим, любят спокойно рассматривать и использовать все находящиеся в театре предметы. В результате этого развиваются способы игрового общения: диалоги между персонажами, ролевые действия с учётом роли партнёра.
В своей работе мы используем игры – драматизации, кукольный театр, ложковый, пальчиковый театр стимулирующие коммуникативную активность детей, побуждающие их к общению со сверстниками, взрослыми.
Особенности организации работу с детьми:
- театрализованные игры не продолжительны по времени и просты по своей организации (что особенно важно для малышей);
- проводятся в нерегламентированное время во второй половине дня, в совместной и самостоятельной деятельности детей, иногда игры включаются в занятия;
- игры – хороводы включают в себя индивидуальные кратковременные выходы героев, ориентированы на выразительное инсценирование текста;
- были отобраны игры с различными проблемными ситуациями, которые должны разрешать дети в процессе взаимодействия; использование видеозаписи занятий и самостоятельной игровой деятельности детей с первой младшей группы;
- использование проектной деятельности совместно с родителями.
Для достижения эффективной работы по развитию коммуникативных навыков у детей через театрализованную игру необходимо, чтобы родители стали единомышленниками и друзьями. В установлении взаимодействия и проявления заинтересованности у родителей используем разнообразные формы работы: анкетирование, консультации, фотовыставки совместных работ детей и родителей, мастер – классы по изготовлению настольных театров, верховых кукол, участие родителей в подготовке и проведении праздников и развлечений, в групповых проектах, в спортивных мероприятиях.
Основным диагностическим методом, используемым в целях диагностики, является наблюдение за тем, как ребёнок ведёт себя в повседневных ситуациях, как он играет с остальными детьми, что делает в конкретных ситуациях. Чаще всего именно в игре ребёнок проявляет те чувства и отношения, которые скрыты для других детей и для него самого. Наблюдение за детьми проводим в сюжетно-ролевых играх, театрализованных, дидактических и подвижных играх.
Систематическая работа по развитию коммуникативных навыков через театрализованные игры способствуют улучшению социального статуса ребёнка. От того, как сформированы навыки общения, умения управлять своими эмоциями во многом зависит характер будущих отношений дошкольников в социуме. Считаем, что выбранное нами направление работы поможет детям в будущем безболезненно адаптироваться в новых для них условиях школьной жизни. Основное направление развития театрализованной игры состоят в постепенном переходе ребенка от наблюдения театрализованной постановки взрослого к самостоятельной игровой деятельности. Важным аспектом деятельности воспитателей в приобщении ребенка к театрализованным играм является постепенное расширение игрового опыта за счет освоения разновидностей театра.
Литература
- Антипина Е. А.- Театральная деятельность в детском саду. – Москва,2007г.
- Буренина А. И. – Театр всевозможного.- Москва, 2009г.
- Евдокимова Е. С. - Семейный театр в детском саду. - Москва, 2005г.
Предварительный просмотр:
« Взаимодействие ДОУ с семьей как социально значимая деятельность»
Шейн Елена Вячеславовна
воспитатель высшей квалификационной работы,
МДОУ «Брусничка», п. Тубинский
Дошкольный возраст - время активного вхождения ребёнка в широкий социальный мир, установления разнообразных взаимоотношений со взрослыми и сверстниками, пробуждения гуманных чувств. Одной из главных задач дошкольного воспитания является социальное развитие детей. Социальное развитие - это процесс, во время которого ребёнок усваивает ценности, традиции, культуру общества, в котором ему предстоит жить. Играя, занимаясь, общаясь со взрослыми и сверстниками, он учится жить рядом с другими, учитывая их интересы, правила и нормы поведения в обществе.
Семья и детский сад – два воспитательных института, каждый из которых даёт ребёнку определённый социальный опыт, но только во взаимодействии друг с другом они создают оптимальные условия для вхождения маленького человека в большой мир. Только в гармоничном взаимодействии детский сад и семья могут создать наилучшие условия для социализации ребенка. Детский сад – на сегодняшний день это первое общественное учреждение, с которым родители вступают в контакт и его деятельность направлена на оказание помощи семье в воспитании детей.
Проанализировав результаты работы предыдущих лет, я пришла к выводу о том, что нужно начинать не с формальных собраний и информационных стендов, хотя и без них обойтись, а со сближения души и разума взрослых людей сопричастных жизни ребенка. Поэтому для себя я поставила цель: Приобщение родителей к участию в жизни детского сада и социализации ребенка через поиск и внедрение наиболее эффективных форм взаимодействия с родителями.
Одной из уникальной формой по взаимодействию с семьей в моей работе стало: организация и работа детско - родительского клуба «Содружество» при реализации долгосрочного проекта «Навстречу друг – другу». Тематика заседаний клуба разнообразна и варьируется в зависимости от социального запроса родителей, освещает значимые аспекты воспитания и развития ребенка дошкольника. Поэтому в работе клуба принимают участие специалисты ДОУ: медицинские работники, логопед, инструктор ФИЗО, психолог, музыкальный руководитель. Любое совместное мероприятие позволяет родителям: увидеть изнутри проблемы своего ребенка, трудности во взаимоотношениях; апробировать разные подходы; посмотреть, как это делают другие, то есть приобрести опыт взаимодействия не только со своим ребенком, но и с родительской общественностью в целом. Кроме того, в деятельности клуба участвуют дети разных возрастных групп, что позволяет сплотить их. Объединённые одним общим делом, дети разного возраста находят взаимопонимание. Старшие могут поделиться с младшими своим опытом, т.е. создаётся детское сообщество. Обогащает эмоциональный опыт дошкольника и открывает новые возможности для самовыражения и социального взаимодействия детей с окружающими людьми. На сегодняшний день можно сказать, что у меня сложилась определенная система в работе с родителями. Использование разнообразных форм работы дало определенные результаты: родители из «зрителей» и «наблюдателей» стали активными участниками встреч и моими помощниками, создана не только внутрисемейная, но и межсемейная дружеская атмосфера, что послужило повышению семейного статуса каждой семьи и их традиций. Анализ проведенных мероприятий и анкетирование родителей показало, что благодаря деятельности детско – родительского клуба наладилась прочная взаимосвязь с семьями, родители стали проявлять повышенный интерес к развитию и воспитанию своих детей, вносить свои предложения в организацию и содержание работы клуба, становясь его активными участниками. Деятельность детско – родительского клуба «Содружество» доказало свою жизненную необходимость и практическую значимость принципа взаимопроникновения двух социальных институтов – детского сада и семьи.