Методические рекомендации для родителей и музыкальных руководителей ДО.

Лялина Людмила Яковлевна

Предлагаемые методические рекомендации содержат информацию об основах гигиенической культуры на занятиях хореографии, знакомят с основными законами создания танца и историей детского народного костюма, подскажут методы и приемы определения физических данных для занятий танцами. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация

История народного

детского костюма

Музыкальный руководитель:

 Лялина Людмила Яковлевна

ИСТОРИЯ НАРОДНОГО ДЕТСКОГО КОСТЮМА

Одежда никогда не была для древних людей просто "совокупностью предметов, которыми покрывают, облекают тело", как можно прочитать на страницах современного словаря. Она значила для них гораздо больше! Наши далекие предки скорее согласились бы с нынешними экстрасенсами, которые утверждают: человеческое биополе, впитывается в одежду и задерживается на ней. Поэтому им иногда удается найти пропавшего человека, подержав в руках что-то из его одежды. Они остаются некоторым образом связанным со своим хозяином, где бы он ни был. А разве не сродни этим воззрениям народное убеждение, что злой колдун может навесит порчу по одной единственной ниточке, выдернутой из одежды?

Теперь не трудно понять, почему самой первой пеленкой для новорожденного чаще всего служила рубаха отца (мальчику) или матери (девочке).

 В дальнейшем детскую одежду старались кроить из старой одежды родителей. Делали это не от скупости, не по нищете и даже не потому, что мягкая стиранная материя не раздражает нежную кожу младенца. Весь секрет - в священной силе, или, в биополе родителей, способном заслонить ребенка, уберечь от порчи и сглаза.

 Детская одежда была одинакова: для девочек и для мальчиков. И состояла из одной длинной, до пят, полотняной рубахи. Право на взрослую одежду девочки и мальчики получали, не просто достигнув определенного возраста, но только когда могли делом доказать свою "взрослость".

Любящие матери всегда старались украсить детскую одежду. Ворот, рукава, подол рубали – украшали обильной вышивкой. Вышивка, как, впрочем, и все, что теперь называется "украшением" обладала оберегающим смыслом, содержала всевозможные священные изображения и магические символы.

 Ворот был особенно "магически важной" деталью одежды – ведь именно через него в случае смерти вылетала душа. Желая по возможности этому помешать, ворот столь обильно оснащали охранительной вышивкой. Рубаха, непосредственно прилегавшая к телу, шилась с бесконечными магическими предосторожностями, ведь она должна быта не только согревать, но и отгонять силы зла, а душу – удерживать в теле. Так, когда кроили ворот, вырезанный лоскут непременно протаскивали внутрь будущего одеяния: движение "внутрь" обозначало сохранение, накопление жизненных сил, "наружу" – затрату, потерю.

Особых украшений в детском наряде не было. Маленькие девочки носили на лбу простые матерчатые тесемки. Взрослая получала "красу" – девичий венец. Эту повязку расшивали как можно нарядней.

 Так же детям привешивали подвески-бубенчики, чтобы при каждом движении слышался звон. Может это была забава, своего рода погремушка, а может быть дополнительный способ присмотреть за ребенком. Все так, но бубенец в древние времена был одной из эмблем бога Грозы. Звон подвески должен был отпугивать всякую нечисть.



Предварительный просмотр:

Конспект непосредственной образовательной деятельности по хореографии в средней группе

 «Веселые путешественники»

Цель: развитие и совершенствование музыкальных и двигательных навыков, ритмической выразительности.

Задачи:

* содействовать восприятию музыки  танцевального характера;

* согласовывать свои движения с движением партнера, ходить парами по кругу, кружиться, взявшись за руки, двигаться легко, ритмично;

* упражнять навык поскока;

* совершенствовать движения классического экзерсиса и партерной гимнастики;

* развивать навыки активности, выразительности в исполнении танцевальных композиций;

* развивать логическое мышление, активизировать процесс запоминания с помощью дидактической игры «Что лишнее»;

* воспитывать организованность, трудолюбие, доброту.

 

Оборудование:

* магнитофон

* диски с музыкальным материалом

* кукла «Буратино»

* банты и колпачки

* мультимедийная установка

Методические приемы:

* систематическое наблюдение в процессе коллективного действия

* наглядно-слуховой

* словесный

* игровой

* музыкальное сопровождение        

* показ приемов исполнения

Ход непосредственной образовательной деятельности

Дети под музыку «Гавот» Д. Шостаковича входят в зал танцевальным шагом с поскока, образуя круг. Идут по кругу, выполняя разные виды ходьбы: на носках, пятках, с высоким подъемом ног.

Педагог:

Есть в музыке и танце

Движенье, ритм и тон.

И мы начнем занятие

И сделаем поклон.

(Дети выполняют реверанс).

Педагог: Ребята, сегодня нас ждет удивительное путешествие на поезде «Веселый путешественник». Мы с вами побываем на разных станциях. А с собой в дорогу возьмем улыбку и прекрасное настроение. Итак, в путь! Приглашаю всех занять свои места. (Дети становятся друг за другом, соблюдая интервалы).

Педагог: Для того, чтобы поезд начал свое движение, нам нужно выбрать машиниста.

1, 2, 3, 4, 5 –

Начинаем мы считать

Машиниста выбирать

1, 2, 3 – машинистом будешь ты!

 

Вот и выбрали машиниста. Давайте оденем на него фуражку. (Ребенку одевается фуражка).

Дети под песню «Веселые путешественники» двигаются с высоким подъемом ног по кругу (первый куплет, музыка М.Старокадомского, слова С.Михалкова, танцевальная композиция А.И.Бурениной).

Педагог:
Едем-едем друг за другом,  
Едем лесом, едем лугом,
Остановка на пути –
На разминку выходи!
Станция первая «Разминочная».
(Дети  занимают свои танцевальные «домики», становятся в шахматном порядке). 

Педагог: Давайте проверим, ребята, нашу осанку. Сыграем в игру «Стоит дед» (автор игры А.А. Матяшина).

Педагог: А сейчас мы выполним упражнения, которые помогут  нам подготовить мышцы к работе.

(Дети выполняют экзерсис на середине:  

Demi plie (8 раз)

Batteman tendu вперед (4х4 раза)

Releve на п/п (8 раз)

Позиции рук: подготовительная, первая, третья (4 раза)).

Музыкальное сопровождение: «Менуэт» Боккарини.

Партерная гимнастика:

Носочки оттянуть (4 раза)

Ножки поссорились/помирились (4 раза)

«Кораблик» (4 раза)

«Неваляшка» (8 раз)

«Бабочка» (8 раз)

Педагог:

Стоим мы на перроне,

Ждем свои вагоны.

Машинист, поспеши!

Нас быстрее отвези!

(Фуражка одевается на другого ребенка).

Педагог: Внимание, скорый поезд «Веселый путешественник» отправляется со станции «Разминка». Пассажиров прошу занять свои места. (Дети выстраиваются по кругу. Звучит 2-й куплет песни «Веселые путешественники». Дети двигаются «топотушками» по кругу).

Педагог: Вот и следующая станция  - «Танцевальная».

Все малышки-ребятишки

Очень рады поплясать!

Всех собрали, в пары встали,

Вышли польку танцевать.

Ребята, подскажите мне основные движения танца «Ладушки-ладошки».

(Дети отвечают и показывают: танцуют ручки, танцуют ручки с ножками, «тарелочки», играют в «ладушки», кружение «лодочка»).

Педагог: Приглашайте своих друзей на танец. (Дети исполняют польку «Ладушки-ладошки». Авторская композиция. Музыка Е.Железнова, аудиокассета «Едет-едет паровоз»).

Педагог:

Паровоз наш не большой,

Паровоз наш не простой,

В нем колеса не стучат,

Состоит он из ребят.

1, 2, 3 –  Места в вагонах ты займи.

(Дети выстраиваются по кругу, выбирается другой машинист. Звучит 3-й куплет песни «Веселые путешественники». Дети бегут на носочках).

Педагог:

Станция третья - «Сказочная». Ребята, я вам сейчас загадаю загадку.  Вот, послушайте:

Деревянный шалунишка

Подружиться мог бы с книжкой,

Но в театр он попал,

Верным другом куклам стал.

(Дети отгадывают загадку: «Буратино!»)  

Педагог: Буратино для вас приготовил замечательные атрибуты. Мы их оденем и превратимся в куколок. Давайте исполним танец для нашего друга Буратино. (Дети исполняют «Танец кукол». Авторская композиция. Музыка А.Рыбникова).

Педагог: 

От танцев отдохнуть пора

На этот случай есть игра.

(Проводится дидактическая игра «Что лишнее?»)

Педагог: Ребята, посмотрите внимательно на экран и скажите, какая картинка здесь лишняя и почему?

(Дети отвечают, что лишней является картинка, на которой изображены ребята, играющие на различных музыкальных инструментах. Две остальные картинки показывают танцующих детей).

Педагог: Ребята, а как вы думаете, что танцуют дети? Подскажу вам, что эти танцы нам хорошо знакомы. Мы их с вами танцуем.

(Дети отвечают, что на первой картинке изображен танец «полька», а на второй девочки танцуют хоровод).

Педагог: Почему вы думаете, что на одной картинке полька, а на другой хоровод?

(Дети отвечают, что польку танцуют в паре, а хоровод -  по кругу).

Педагог: Ребята, я сейчас включу вам музыку, а вы по ее характеру определите какой это танец и займите исходное для него положение, т.е. если это полька – вы встаете парами, а если хоровод, то в большой круг. (Дети выполняют задание).

Педагог:

Наши ножки танцевали

И они у нас устали.

А ваши ручки умеют танцевать?

(Дети отвечают: «Да!»)

Сядем на пол, отдохнем,

Пальчиковую гимнастику проведем.

(Проводится пальчиковая гимнастика Е. и С. Железновых «Пальчики», аудиокассета «Музыка с мамой»).

Педагог: Наше веселое путешествие закончилось. Расскажите, дети, на каких станциях мы побывали и что мы танцевали? (Дети отвечают на поставленные педагогом вопрос).

Педагог:

Есть в музыке и танце

Движенье ритм и тон

А мы закончили занятие        

И сделаем поклон.

(Дети прощаются с педагогом. Под музыку «Гавот» Д. Шостаковича дети выходят из зала).



Предварительный просмотр:

Консультация

Общие

гигиенические основы

воспитания

(хореография)

Музыкальный руководитель:

Лялина Людмила Яковлевна

Перед работниками дошкольных учреждений поставлена важная задача – создавать в детском саду такие условия жизни и воспитания детей, которые обеспечивали бы гармоническое развитие физических и духовных сил ребенка. Залогом хорошего физического развития служат четкий режим дня, полноценное питание, воспитание у детей навыков личной гигиены и др. В детских учреждениях предусматривается зал для музыкальных занятий и занятий танцами. Важно, чтобы это помещение имело хорошее естественное и искусственное освещение, легко проветривалось. Все необходимые пособия для развития детей должны соответствовать возрастным особенностям детей, быть прочными, гладкими, без трещин и заусениц, содержаться в исправном состоянии. Воздух закрытого помещения часто насыщается пылью, которая проникая в организм ребенка, наносит большой вред его здоровью. Поэтому должны быть приняты все меры, чтобы не допускать запыленности танцевального зала.

Требования к одежде и обуви:

Прежде всего одежда должна соответствовать микроклимату помещения (танцевального зала). Она должна изготавливаться из определенных тканей. Гигиенические достоинства одежды ребенка определяются её теплопроводностью, воздухопроницаемостью, эластичностью. Немаловажное значение на уроках хореографии имеет воздухопроницаемость ткани, её гигроскопичность, то есть способность впитывать и испарять влагу с поверхности. Чем выше гигроскопичность ткани, тем легче удаляются пары пора из-под одежного пространства. Таким образом, для детской одежды наилучшей является та ткань, которая имеет наименьшую теплопроводность, хорошо впитывает влагу и не препятствует кожным испарениям. Размер детской одежды должен соответствовать росту и возрасту ребенка. Она должна быть удобной конструкции, не стеснять движений при выполнении упражнений, не затруднять дыхание и кровообращение. К детской обуви предъявляются ряд требований: прежде всего обувь должна быть по ноге, чтобы пальцы ног могли свободно двигаться. Лучший материал для пошива детской обуви – кожа. Чешки, изготовленные из кожи, должны быть хорошо очищены.



Предварительный просмотр:

СОЗДАНИЕ ТАНЦА – ОСНОВНОЙ ЗАКОН

Методические рекомендации

для музыкальных руководителей

Составила: Лялина Людмила Яковлевна

музыкальный руководитель д/с №29

«Ёлочка»

Нижневартовск, 2015

Композиция танца состоит из ряда компонентов:

  •  драматургия (содержание);
  •  музыка, текст (движения, позы, жестикуляция, мимика);
  •  рисунок (перемещение танцующих по сценической площадке);
  •  всевозможные ракурсы.

Все это подчинено задаче выразить идею автора (т.е. Вас) и эмоциональное состояние героев в их сценическом поведении. Композиция составляется из ряда частей – танцевальных комбинаций. Основной закон построения драматургического произведения обязателен как для танцев сюжетных, так и для любого бессюжетного танца, где есть тема и задача выразить то или иное состояние человека: радость, любовь, удивление и пр., или его свойства: доверчивость, хитрость, подозрительность, самовлюбленность, беспечность, неустрашимость.

Восприятие любого зрелища подчиняется определенным законам. Чтобы не терять внимание зрителя, нужно двигаться от простого к сложному, постепенно наращивая напряжение, доходящее до кульминации. Кульминация должна быть на своем месте - близко к финалу. Согласно этому закону танец должен сочетать в себе в гармоническом соотношении все пять его частей.

  1.  Экспозиция может получиться ясной и доходчивой или, наоборот, скомканной, невнятной, затянутой (что, конечно, нежелательно). Ее роль – предъявить зрителю героев танцевального представления. Позволить зрителям хотя бы минимально рассмотреть их костюмы, успеть предположить, что же люди на сцене будут делать.

Становится понятным жанр танца — народно-характерный, фольклорный, исторический или классический. Жанры танцев могут быть очень разнообразны, и экспозиция как бы настраивает зрителей на восприятие одного из них.

  1.  Завязка может быть четкой и яркой или смазанной, тусклой, незаметной. Ее функция – обрисовать основные свойства героев номера, «подать» их образ зрителю. Поэтому в ней должны быть движения, характерные для данного образа. Вышедшие на сцену и разместившиеся в определенном рисунке (по прямой линии, полукругом, по диагонали и т. п.) исполнители начинают собственно танец. Они делают более сложные движения, и нам интересно, что произойдет дальше, после этой завязки, как будет развиваться танец.
  2. Развитие действия (ряд ступеней перед кульминацией) также бывает сильным или растянутым, расхолаживающим. Конечно, стоит сделать его увлекающим внимание зрителей, с постепенно нарастающим напряжением. Для того чтобы зритель не заскучал, можно использовать различные перемещения в пространстве (для группы перестроения), смену музыки или характера танца, ввод в танец предмета – атрибута танца, изменения одеяния (например, трансформация костюма). Этот фрагмент танца - «развитие действия» - развивает уже созданный образ, излагает сюжет и т.д. В нем движения, поданные в завязке, варьируются в исполнении, а также комбинируются с другими движениями.

Развитие танца, как и его завязка, определяется замыслом и содержанием хореографического произведения. Оно не обязательно должно идти по ступеням вверх, чтобы каждая последующая комбинация непременно перекрывала предыдущую. Могут быть и умышленные спады, как бы возвращающие назад с целью накопления средств для последующего взлета на более высокую ступень. Это как бы «электрокардиограмма» темпа, ритма, динамики и интонаций. В каждом отдельном случае она зависит от музыкального сочинения и определяется им, находя свое выражение в тексте и рисунке танца, в их пластическом единстве, органическом сочетании.

  1.  Кульминация, как и завязка, может быть яркой, впечатляющей, настоящей вершиной танца, или же бледной, робкой, лишенной силы воздействия на зрителей. В кульминации - апофеоз идеи номера. Здесь должны быть сосредоточены самые трудные, как в физическом, так и в хореографическом отношении движения и комбинации.
  2.  Развязка должна быть подготовлена органически всем ходом танцевального действия, но бывает неоправданно внезапной, ничем не обусловленной, а в другом случае - затянутой, расхолаживающей, нарушающей все впечатление от танца. Умение пользоваться законами композиции и правильно применять их - один из самых трудных и сложных этапов в работе хореографа. Развязкой могут быть не только движения после кульминации до окончания музыкального сопровождения, но и действия согласно сюжету после окончания музыки. Например, девушка после танца прогуливается вдоль края сцены (или около зрителя), а затем кидает ему какой-либо предмет, например, цветок. Или после танцевального соперничества двух компаний на сцене, «враждующие» пожимают друг другу руки. Или хитроумный поклон, состоящий их нескольких действий, логичных относительно образа и сюжета танца. Развязка придает действию законченность, номеру — целостность. Все вышеперечисленное одинаково применимо как к групповому танцу, так и к сольному.

Но все же танец - искусство, творчество. Его не создашь по рецепту, не построишь по математическим расчетам... Хотя знать их не мешает.



Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

«Определите свои возможности»

Составила:

музыкальный руководитель

 Лялина Людмила Яковлевна

Для того, чтобы научиться хорошо и красиво танцевать, нужно овладеть инструментом – своим телом. Для начала нужно его изучить...

Тесты, позволяющие оценить подвижность шейного отдела позвоночника. 

Тест 1. Наклоните голову вперёд. Подбородок должен коснуться груди.

Тест 2. Наклоните голову назад. Ваш взгляд должен быть направлен точно вверх или немного назад.

Тест 3. Наклоните голову в сторону. Верхний край одного уха должен находиться на одной вертикальной прямой с нижним краем другого.

Тест 4. Поверните голову в сторону. Ваш взгляд должен быть обращён точно в сторону.

Тесты, определяющие эластичность мышц плечевого пояса и подвижность плечевых суставов.

Тест 1. Встаньте спиной к стулу и возьмитесь руками за его спинку хватом сверху (большие пальцы располагаются с наружной стороны). Слегка отставьте одну ногу и присядьте как можно ниже, не отрывая руки от спинки стула и не отклоняя от вертикали. Линии рук и туловища должны образовать прямой угол.

Тест 2. Поднимите согнутые в локтях руки и скрестите предплечья за головой так, чтобы пальцы были направлены к лопаткам. Кончики пальцев должны касаться лопаток.

Тест 3. Встаньте спиной к стене на расстоянии длины стопы, руки в стороны ладонями вперёд. Коснитесь пальцами стены, не отклоняя туловище от вертикали.

Тест 4. Согните одну руку локтем вверх, а другую локтем вниз, предплечья за головой и за спиной. Коснитесь пальцами одной руки пальцев другой. То же сделайте, поменяв положение рук.

Тесты, позволяющие оценить подвижность локтевого сустава и эластичность мышц плеча и предплечья.

Тест 1. Встаньте перед зеркалом и вытяните руки в стороны. В норме предплечье должно составить с плечом прямую линию.

Тест 2. Положите на стол руки, согнутые в локтевом суставе на 90 градусов. При вращении внутрь кисть должна касаться стола ладонью, а при вращении наружу – тыльной поверхности.

Тесты для оценки подвижности лучезапястного сустава, эластичности мышц кисти и предплечья.

Тест 1. Вытяните руки вперёд и опустите кисти вниз - ладони прямые. Тыльная поверхность ладони должна быть перпендикулярна предплечью. Тест 2. Встаньте лицом к столу, поставьте на него руки пальцами вперёд, выпрямив локти и пальцы. Предплечье должно быть перпендикулярно тыльной стороне ладони.

Тест 3. Положите ладони на стол пальцами вперёд и подвиньте их как можно дальше в сторону мизинцев, не отрывая от стола и не сгибая. Основание указательного пальца должно оказаться на одной линии с локтевым краем предплечья.

Тесты для определения подвижности голеностопного сустава, эластичности мышц голени и стопы.

Тест 1. Присядьте, не отрывая носки и пятки от пола, руки вдоль тела. При нормальной подвижности голеностопного сустава угол между поверхностью опоры и голенью составляет 45-55 градусов.

Тест 2. Встаньте лицом к спинке стула и обопритесь о неё руками. Оставьте выпрямленную ногу как можно дальше назад, не отрывая пятку от пола. Носки и колени направлены строго вперёд. Угол между поверхностью пола и прямой ногой должен составлять 50-60 градусов.

Тест 3. Из положения стоя на коленях сядьте на пятки. В норме тыльная поверхность стопы и голеностопного сустава касаются пола. Носки не должны быть обращены внутрь.

Тесты для оценки гибкости позвоночника.

Тест 1. Встаньте прямо, ноги вмести. Наклонитесь как можно ниже вперёд, опустив руки вниз. Кончики пальцев должны коснуться пальцев пола.

Тест 2. Встаньте спиной к стене, ноги на расстоянии 30 см друг от друга. Наклонитесь как можно ниже в сторону, касаясь спиной стены. То же в другую сторону. Кончики пальцев должны опуститься чуть ниже коленной чашечки.

Тест 3. Сядьте на стул лицом к его спинке и упритесь руками в колени разведённых ног. Не меняя положения таза и ног, поворачивайте голову назад. Вы должны увидеть поднятые над головой руки партнёра, стоящего на расстоянии двух метров позади вас.

Тест 4. Лёжа на животе с закреплёнными стопами, прогнитесь, отрывая грудь от пола. Расстояние между грудной костью (грудиной) и полом должно составлять 10-20 см.



Предварительный просмотр:

Консультация для воспитателей

«Разговариваем без слов»

Музыкальный руководитель:

Лялина Людмила Яковлевна

Маленькие дети владеют естественной грацией и свободой тела. Энергичные, шустрые, они все свое поведение проявляют через движение. Взрослые часто завидуют малышам: «Сколько же в ребенке энергии, постоянно бегает, суетится, прыгает и скачет! Откуда в нем столько сил?» Чем младше ребенок, тем больше степеней свободы и легкости имеет его тело. Изначально почти всю информацию об окружающем ребенок получает через телесные ощущения, поэтому на разных участках тела имеются зоны, «запоминающие» на всю жизнь положительные и отрицательные отпечатки его общения с миром. Не зря считается что память тела – самая крепкая. Поэтому очень важно при развитии ребенка постараться оставить на его теле как можно меньше негативных «отпечатков», напряжений и зажимов. Имеется в виду не только физические наказания, раны и травмы, но и психологические зажимы на теле, образующиеся в результате переживаний и эмоциональных проблем. Тревожный, робкий, скрытый ребенок к 5–6 годам выглядит сутулым, «согнутым», малоподвижным и пассивным. У многих агрессивных, гиперактивных детей часто наблюдаются болезни внутренних органов, появляются травмы и переломы. Взаимосвязь психики и тела очевидна. Чем меньше мышечных зажимов, отрицательных отметин на теле человека, тем здоровее, свободнее и благополучнее он себя ощущает. Именно поэтому надо использовать в развитии ребенка не только методы воздействия на сознание и мышление, но и упражнения, отвлекающие контроль сознания над телом, т.е. телесные и танцевальные методы. Эти упражнения развивают пластику, гибкость, легкость тела, снимают мышечные зажимы, дающие ребенку ощущение свободы и радости, способствуют игровой инициативе, стимулируют моторное и эмоциональное самовыражение. Для выполнения упражнений необходима музыка разных темпов. Научившись свободно двигаться, вы откроете в ребенке творца! Кроме того, выполняя их, вы почувствуете, что в них гармонично соединяются техники, направленные и на развитие общительности, сплочения, выход агрессии и страхов, на снятие эмоционального напряжения.

«Сочини свой танец» (6 лет).

Ведущий встает в центр круга. В такт музыке (быстрой или медленной) он выполняет несколько различных танцевальных движений, все остальные копируют его танец. Затем он дотрагивается до любого участника, тот выходит в круг сочиняет свой танец и так далее по кругу.

«Танец Пяти движений» (5 лет).

Для выполнения упражнения необходима запись с музыкой разных темпов, продолжительностью 1 мин. каждого темпа.

1. «Течение воды» - плавная музыка, текучие, округлые, мягкие, переходящие одно в другое движения, 1 мин.

2. «Переход через чашу» - импульсивная музыка, резкие, сильные, четкие, рубящие движения, бой барабанов, 1 мин.

3. «Сломанная кукла» - неструктурированная музыка, хаотичный набор звуков, вытряхивающие, незаконченные движения (как сломанная кукла), 1 мин.

4. «Полет бабочек» - лирическая, плавная музыка, изящные, нежные движения, 1 мин.

5. «Покой» - спокойная, тихая музыка или набор звуков, имитирующих шум воды, морской прибой, звуки леса - стояние без движения, «слушание своего тела».

 «Джаз тел».

 Танцующие встают в круг, звучит ритмичная музыка. Ведущий показывает порядок выполнения движений. Сначала нужно совершать движения только головой и шеей в разные стороны, вперед и назад в разном ритме. Затем двигаются только плечи, то вместе, то попеременно, то вперед, то назад, то вверх, то назад. Далее – движения рук в локтях, потом в кистях. Следующие движения – бедрами, затем коленями, далее – с ступнями. А теперь надо постепенно прибавлять каждое отработанное движение по порядку: голова + плечи + локти + кисти + бедра + колени + ступни. В конце упражнения надо стараться двигаться всеми этими частями тела одновременно.

«Водный карнавал» (с 4 лет)

 Ведущий предлагает побывать на празднике у морского царя. Все превращаются в рыбок, морских звезд, русалочек, ракушек, крабов, морских коньков и т.д. Звучит плавная музыка – морские обитатели, лежа на полу или стоя, начинают свой карнавал. Морской царь хвалит особо понравившихся ему танцоров.

«Воздушный бал».

 Ведущий предлагает превратиться в птиц, бабочек, стрекоз. Звучит спокойная музыка. Танцующие «летают», кружатся, прыгают высоко вверх. Всем легко, весело радостно.

«Танец кузнечиков».

 Ведущий предлагает всем превратиться в кузнечиков – попрыгунчиков. Звучит ритмическая, задорная музыка. Кузнечики высоко подпрыгивают, сгибают лапки, лягаются, весело скачут по «полю».

 «Танец огня».

 Танцующие тесно сжимаются в круг, руки поднимают вверх и постепенно в такт бодрой музыке опускают и поднимают руки, изображая язычки пламени. Костер ритмично покачивается то в одну, то в другую сторону, становится то выше, то ниже (приседают и покачиваются). Дует сильный ветер и костер распадается на маленькие искорки, которые свободно разлетаются, кружатся, соединяются друг с другом (берутся за руки) по две, три, четыре вместе. Искорки светятся радостью и добром.

 «Зеркальный танец».

 Участники разбиваются на пары. Звучит любая музыка. Один из пары –зеркало, он с наибольшей точностью старается повторить танцевальные движения другого. Затем пары меняются ролями.

«Танец морских волн».

 Участники выстраиваются в одну линию и разбиваются на первый и второй. Ведущий - «ветер» - включает спокойную музыку и «дирижирует» волнами. При поднятии руки приседают первые номера, при опускании - вторые. Море может быть спокойным – рука на уровне руки. Волны могут быть мелкими, могут быть большими – тогда ведущий плавно рукой вверх показывает, кому присесть, кому встать, еще сложнее, когда волны перекатываются: по очереди поднимаются выше и опускаются ниже.

«Ожерелье».

 Участники встают в плотный круг. Они – бусинки красивого ожерелья, тесно прижимаются, крутятся на месте, не отрываясь друг от друга, бегают по шее хозяйки, также плотно прижавшись, ведущий подходит к «ожерелью» и пытается разорвать его. Если ему это удается, бусинки рассыпаются по полу и катаются по нему. Ведущий ловит их, по очереди крепко держа за руку первую, та - вторую, пойманную ведущим, третью и т.д. Пока не соберет снова ожерелье и не сделает его плотным и крепким. Первая пойманная бусинка становится ведущим.

«Лес»

Ведущий: «В нашем лесу растут березка, елочка, дуб, плакучая ива, сосна, травинка, цветок, гриб, ягода, кустики. Выберите сами себе растение, которое вам нравится.. По моей команде мы с вами превращаемся в лес. Как ваше растение реагирует на: - тихий нежный ветерок сильный холодный ветер – ураган – мелкий грибной дождик ливень – очень жарко ласковое солнце – ночь – град – заморозки.



Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

«Хочу танцевать»

Музыкальный руководитель:

 Лялина Людмила Яковлевна

ХОЧУ ТАНЦЕВАТЬ

Многим кажется, что танцевать так же легко, как ходить. Это мнение обманчиво. Для овладения искусством танца нужно обладать определенными способностями, и прежде чем поступать в тот или иной хореографический коллектив, необходимо знать требования, которые предъявляются при поступлении. При отборе детей для занятий в хореографическом коллективе или детской балетной школе обращают внимание на внешние специфические данные поступающих, а также проводят проверку его профессиональных физических данных.

Правильный отбор детей для обучения танцу возможен только при тщательном изучении их анатомо-физиологических и психологических особенностей. Большое значение для танца, в особенности классического, имеет рост.

Рост и развитие детей идут непрерывно, но темпы роста и развития не совпадают. Возрастные периоды ускорения роста принято называть периодами вытягивания: до 1 года, с 3-7 лет, с 11-12 лет, до 15 лет, а периоды некоторого замедления роста – периодами округления: с 1-3 лет и с 7 до 10-11 лет (С. Гольперин).

Наиболее благоприятный возраст для восприятия движений в хореографии 10-11 лет, а затем 15-16 лет. При этом нужно отметить, что у девочек процесс освоения движений более точный, чем у мальчиков в том возрасте. Для занятий танцем важно иметь пропорциональное телосложение и правильную осанку. Основа осанки – позвоночник и его соединения с тазовым поясом. При нормальной осанки изгибы позвоночника выражены, умерено. Направление линий позвонков при этом строго вертикально. Правая и левая части симметричны: шейно-плечевые линии на одном уровне, углы лопаток по одной высоте и на одном расстоянии от позвоночника. В осанке детей бывают, заметны различные отклонения. Такие отклонения, как симметрия лопаток (незначительный сколиоз), седлообразная спина, сутулость (кифоз), могут быть исправлены. Серьезным недостатком считают плоскостопие, при котором противопоказаны занятия классическим танцем. Однако незначительные формы плоскостопия в процессе роста ребенка и целенаправленных постоянных упражнений могут быть исправлены.

Выворотность ног – это способность развернуть ноги (бедра, голени стопы) в положение «наружу», когда при правильном поставленном корпусе бедра, голени и стопы повернуты своей внутренней стороной наружу. Выворотное положение ног во время танца обеспечивает артисту возможность свободного выполнения движений классического танца. Иногда при хорошей выворотности в бедрах встречается плохая выворотность в голенях и стопах и, наоборот. В случае свободной выворотности в бедрах, при недостаточной выворотности в голенях и стопах можно добиться подвижности коленного сустава и голеностопа («выработать» их выворотность).

Подъем стопы – это изгиб стопы вместе с пальцами. Форма подъема зависит от строения стопы и эластичности ее связок. Различают три формы подъема стопы: высокий подъем, средний и маленький. Стопа — сложный в анатомическом и функциональном отношении аппарат — является опорой тела человека и выполняет рессорные функции и функции регулятора равновесия, способствует отталкиванию тела при ходьбе, беге, прыжке. В классическом танце играет еще и немалую эстетическую роль, создавав своим вытянутым подъемом вместе с вытянутой ногой законченную линию в рисунке танца. Высота балетного шага определяется при выворотном положении ног в трех направлениях: в сторону, вперед и назад. Критерием служит высота, на которую испытуемый может поднять ноги: для мальчиков, норма не ниже 90 градусов, а для девочек — выше 90 градусов.

Шаг также создает в танце линии, обеспечивает широту и свободу движений. Амплитуда шага способствует высоте прыжка. Гибкость тела – это одно из главных профессиональных требований к тем, кто собирается заниматься классическим и народным танцем. Она показатель пластичности тела артиста, придает танцу выразительность. Гибкость тела определяется величиной прогиба назад и вперед.

Прыжок придает танцу необходимый для него качества: легкость: воздушность, полетность — и, поэтому является его важной составной частью. Для прыжка важно качество, обозначаемое в хореографии словом ballon, - умение высоко и эластично прыгнуть вверх и сохранить время прыжка, рисунок позы.

Среди двигательных функций особое значение для танца имеет координация движений — нервная, мышечная, двигательная. Для нервной координации характерно чувство ритма, равновесия, осанки и т.п. Они могут быть закреплены в памяти. Запоминание движения, профессиональная память — одна из особенностей координации, зависящей от работы зрительного и вестибулярного аппаратов и других органов.

В мышечной координации характерно групповое взаимодействие мышц, которое обеспечивает устойчивость тела. Двигательная координация — это процесс согласования движений звеньев тела в пространстве и во времени (одновременное и последовательное). При обучении детей танцу необходимо знать, к какому типу нервной высшей деятельности относится психика ребенка.

Существует 4 типа: темперамент сангвиника — сильный, уравновешенный, подвижный; темперамент холерика — сильный неуравновешенный, подвижный; темперамент флегматика — сильный уравновешенный, инертный; темперамент меланхолика — слабый. Наиболее подходящими для занятия танцем из 4 типов темпераментов принято считать сангвиников и холериков, флегматики требуют особых, индивидуальных занятий.