"Инновационная деятельность на базе КФУ"

Тарасова Елена Владимировна

Школа на современном этапе переживает период реформирования содержания образования, получения метапредметных результатов обучения в связи с введением Федерального государственного образовательного стандарта. Преподаватели разных дисциплин озабочены поиском новых, более эффективных технологий, методов и приемов обучения, формирующих универсальные учебные действия и надпредметные умения.

Объединяет различные по областям знаний и приемам обучения предметы использование текстовой информации. На первый план выдвигается смысловое чтение. Оно предполагает цепочку взаимосвязанных универсальных учебных действий работы с текстом: восприятие – осмысление – применение (использование в новых условиях). Сформированное УУД смыслового чтения должно включать понимание цели и смысла прочитанного, умение работать с различными источниками: научными, художественными, публицистическими в СМИ, умение анализировать и оценивать полученную информацию. Приоритетом при подготовке учеников средней школы выступает владение устной речью, способность не только осмыслить полученную информацию, но правильно, логично и доступно ее изложить.

В своей практике я использую различные приемы, поэтапно, по мере усложнения заданий, формирующие умение смыслового чтения и владения устной речью.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл мастер класс35.84 КБ

Предварительный просмотр:

Смысловое чтение на уроках  биологии 

Е.В.Тарасова,

учитель биологии высшей категории

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №4» Чистопольского муниципального района Республики Татарстан

«Чтение – вот лучшее учение,

следовать за мыслями великого

                                                                                                        человека –   есть наука

                                                                                                              самая занимательная».

                     А.С Пушкин

О чем говорят эти строки великого поэта? Читая, мы познаем,  чьи - то мысли, находим какой- то смысл. Так ли легко детям находить смысл в тексте? Просто ли учителям сформировать  УУД у учащихся?

Темой моего выступления является  «Смысловое чтение на уроках биологии в условиях ФГОС»

Целью своего выступления я считаю: продемонстрировать возможность применения приёмов смыслового чтения на уроках биологии в классах, обучающихся по ФГОС .

В своей работе я использую учебник: «Биология. 5-6 классы»: автора Пасечник В.В.- Линия жизни

          Развитие умений смыслового чтения при обучении биологии у школьников 5-6 классов должно быть направлено на формирование у них навыков работы с текстом, овладение приёмами поиска, преобразования и оценивания информации. Развитие данных умений требует от учителя биологии создания новой образовательной среды и использования различных методических приемов.

В концепции универсальных учебных действий наряду с другими познавательными универсальными действиями выделены действия смыслового чтения, связанные с осмыслением цели чтения и выбора вида чтения, в зависимости от коммуникативной задачи, а также определением основной и второстепенной информации, с формулированием проблемы и главной идеи текста.

Среди методических приемов по организации смыслового чтения на моих уроках эффективными являются следующие:

1.Кластер – педагогический метод, который развивает вариантность мышления, способность устанавливать всесторонние связи и отношения изучаемой темы (понятие, явление, событие).

2.Инсерт – это интерактивная система записи для эффективного чтения и размышления. Прием способствует развитию аналитического мышления, является средством отслеживания понимания материала. Во время чтения текста необходимо делать на полях пометки, а после прочтения текста, заполнить таблицу, где значки станут заголовками граф таблицы: «V» – уже знал; «+» – новое;  «–» – думал иначе; «?» – не понял, есть вопросы. Данный прием эффективен и на стадии осмысления.

Так, при изучении темы «Лишайники» в 6 классе учащиеся маркируют текст:

V

+

?

-

Лишайники – симбиотические организмы.

Лишайники очень неприхотливы.

На севере лишайники служат основным кормом для оленей.

Лишайники бывают кустистые, листоватые и накипные.

Размножаются лишайники кусочками слоевища.

Нити гриба лишайника поглощают воду и растворенные в ней минеральные вещества, а в клетках зеленых водорослей образуются органические вещества.

Растут лишайники очень медленно.

Многие виды лишайников используют в парфюмерии и медицине.

3. «Тонкие» и «толстые вопросы»
Прием "Тонкие и толстые вопросы" может быть использован на любой из трех фаз урока: на стадии вызова - это вопросы до изучения темы, на стадии осмысления - способ активной фиксации вопросов по ходу чтения, слушания, при размышлении - демонстрация понимания пройденного.

«Толстые» и «тонкие» вопросы

Таблица 1

Толстые

Тонкие

Дайте объяснения, почему...?

Кто…?

Объясните, почему...?

Что…? 

Почему Вы думаете ...?

Когда…?

Почему Вы считаете ...?

Могли…?

В чем различие ...? 

Согласны ли Вы...?

Предположите, что будет, если...?

Верно ли...?

Что, если...? 

Было ли...?

Для эффективного применения данных приемов необходимо формировать регулятивные навыки : чувство времени, скорость выполнения работы. Для этого нужно четко регламентировать период выполнения данной работы.

На стадии рефлексии, при систематизации новой информации, ее оценке и личностном восприятии, формируются личностные и коммуникативные универсальные учебные действия.  Я использую прием «Горячий стул».  На стул усаживается учащийся и отвечает на «Тонкие вопросы».

Используя разные приемы работы с текстом у ученика формируются такие универсальные учебные действия, как:

Коммуникативные – умение формулировать свою позицию (интерпретация), адекватно понимать собеседника.

Познавательные – умение извлекать, преобразовывать и оценивать  информацию из прочитанного текста.

Личностные – в случае, если анализ текста порождает личностные суждения.

Регулятивные – умение работать по плану (алгоритму).

При организации смыслового чтения при обучении биологии важно учитывать, что современные ученики значительно изменились за последние годы: они обладают системно-смысловым типом сознания, у них преобладает смысловая сфера как ориентация на смысл деятельности, что вызывает необходимость формирования, развития смыслового восприятия и переработки текстовой информации на всех этапах обучения.