"Инновационная деятельность на базе КФУ"
Школа на современном этапе переживает период реформирования содержания образования, получения метапредметных результатов обучения в связи с введением Федерального государственного образовательного стандарта. Преподаватели разных дисциплин озабочены поиском новых, более эффективных технологий, методов и приемов обучения, формирующих универсальные учебные действия и надпредметные умения.
Объединяет различные по областям знаний и приемам обучения предметы использование текстовой информации. На первый план выдвигается смысловое чтение. Оно предполагает цепочку взаимосвязанных универсальных учебных действий работы с текстом: восприятие – осмысление – применение (использование в новых условиях). Сформированное УУД смыслового чтения должно включать понимание цели и смысла прочитанного, умение работать с различными источниками: научными, художественными, публицистическими в СМИ, умение анализировать и оценивать полученную информацию. Приоритетом при подготовке учеников средней школы выступает владение устной речью, способность не только осмыслить полученную информацию, но правильно, логично и доступно ее изложить.
В своей практике я использую различные приемы, поэтапно, по мере усложнения заданий, формирующие умение смыслового чтения и владения устной речью.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
мастер класс | 35.84 КБ |
Предварительный просмотр:
Смысловое чтение на уроках биологии
Е.В.Тарасова,
учитель биологии высшей категории
МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №4» Чистопольского муниципального района Республики Татарстан
«Чтение – вот лучшее учение,
следовать за мыслями великого
человека – есть наука
самая занимательная».
А.С Пушкин
О чем говорят эти строки великого поэта? Читая, мы познаем, чьи - то мысли, находим какой- то смысл. Так ли легко детям находить смысл в тексте? Просто ли учителям сформировать УУД у учащихся?
Темой моего выступления является «Смысловое чтение на уроках биологии в условиях ФГОС»
Целью своего выступления я считаю: продемонстрировать возможность применения приёмов смыслового чтения на уроках биологии в классах, обучающихся по ФГОС .
В своей работе я использую учебник: «Биология. 5-6 классы»: автора Пасечник В.В.- Линия жизни
Развитие умений смыслового чтения при обучении биологии у школьников 5-6 классов должно быть направлено на формирование у них навыков работы с текстом, овладение приёмами поиска, преобразования и оценивания информации. Развитие данных умений требует от учителя биологии создания новой образовательной среды и использования различных методических приемов.
В концепции универсальных учебных действий наряду с другими познавательными универсальными действиями выделены действия смыслового чтения, связанные с осмыслением цели чтения и выбора вида чтения, в зависимости от коммуникативной задачи, а также определением основной и второстепенной информации, с формулированием проблемы и главной идеи текста.
Среди методических приемов по организации смыслового чтения на моих уроках эффективными являются следующие:
1.Кластер – педагогический метод, который развивает вариантность мышления, способность устанавливать всесторонние связи и отношения изучаемой темы (понятие, явление, событие).
2.Инсерт – это интерактивная система записи для эффективного чтения и размышления. Прием способствует развитию аналитического мышления, является средством отслеживания понимания материала. Во время чтения текста необходимо делать на полях пометки, а после прочтения текста, заполнить таблицу, где значки станут заголовками граф таблицы: «V» – уже знал; «+» – новое; «–» – думал иначе; «?» – не понял, есть вопросы. Данный прием эффективен и на стадии осмысления.
Так, при изучении темы «Лишайники» в 6 классе учащиеся маркируют текст:
V | + | ? | - |
Лишайники – симбиотические организмы. Лишайники очень неприхотливы. На севере лишайники служат основным кормом для оленей. | Лишайники бывают кустистые, листоватые и накипные. Размножаются лишайники кусочками слоевища. | Нити гриба лишайника поглощают воду и растворенные в ней минеральные вещества, а в клетках зеленых водорослей образуются органические вещества. | Растут лишайники очень медленно. Многие виды лишайников используют в парфюмерии и медицине. |
3. «Тонкие» и «толстые вопросы»
Прием "Тонкие и толстые вопросы" может быть использован на любой из трех фаз урока: на стадии вызова - это вопросы до изучения темы, на стадии осмысления - способ активной фиксации вопросов по ходу чтения, слушания, при размышлении - демонстрация понимания пройденного.
«Толстые» и «тонкие» вопросы
Таблица 1
Толстые | Тонкие |
Дайте объяснения, почему...? | Кто…? |
Объясните, почему...? | Что…? |
Почему Вы думаете ...? | Когда…? |
Почему Вы считаете ...? | Могли…? |
В чем различие ...? | Согласны ли Вы...? |
Предположите, что будет, если...? | Верно ли...? |
Что, если...? | Было ли...? |
Для эффективного применения данных приемов необходимо формировать регулятивные навыки : чувство времени, скорость выполнения работы. Для этого нужно четко регламентировать период выполнения данной работы.
На стадии рефлексии, при систематизации новой информации, ее оценке и личностном восприятии, формируются личностные и коммуникативные универсальные учебные действия. Я использую прием «Горячий стул». На стул усаживается учащийся и отвечает на «Тонкие вопросы».
Используя разные приемы работы с текстом у ученика формируются такие универсальные учебные действия, как:
Коммуникативные – умение формулировать свою позицию (интерпретация), адекватно понимать собеседника.
Познавательные – умение извлекать, преобразовывать и оценивать информацию из прочитанного текста.
Личностные – в случае, если анализ текста порождает личностные суждения.
Регулятивные – умение работать по плану (алгоритму).
При организации смыслового чтения при обучении биологии важно учитывать, что современные ученики значительно изменились за последние годы: они обладают системно-смысловым типом сознания, у них преобладает смысловая сфера как ориентация на смысл деятельности, что вызывает необходимость формирования, развития смыслового восприятия и переработки текстовой информации на всех этапах обучения.