Родителям на заметку
Консультации для родителей
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Организация детского дня рождения | 126 КБ |
Мастерим игрушки вместе | 1.39 МБ |
Организация питания детей дошкольного возраста | 14.78 КБ |
Соблюдаем правила дорожного движения | 56.06 КБ |
Как развивать творческие способности детей | 16.61 КБ |
Развиваем детскую инициативу | 16.4 КБ |
Роль семьи в развитии речи | 18.43 КБ |
Семейное чтение | 18.12 КБ |
Семейные ценности | 322.5 КБ |
Учим математику дома | 17.99 КБ |
Учим времена года | 387.6 КБ |
Учим работать ножницами | 21.42 КБ |
Соблюдаем правила пожарной безопасности | 32.99 КБ |
Предварительный просмотр:
СОВЕТЫ РОДИТЕЛЯМ
День рождения — самый долгожданный праздник для ребенка! Сегодня обязательно сбудется все, о чем втайне мечталось и грезилось почти целый год, а родители станут волшебниками, которые исполняют мечты. Для такой важной роли нужно приложить немало усилий. Ведь, чтобы все получилось и сбылось, нужно отметить детский день рождения в первую очередь весело и интересно.
Начинать подготовку к этому событию нужно заранее, минимум за две недели. Если день рождения приходится на будни, отмечать его лучше в ближайшие выходные.
Посоветуйтесь с ребенком, кого он хочет пригласить. Если всех ребят вашего двора или всю группу детского сада, тактично склоните его к более приемлемому числу приглашенных, исходя из вашего бюджета и возможностей квартиры. Из опыта известно, что лучше приглашать не более 8-10 человек. Хорошо, если соберутся дети одного возраста. Постарайтесь заранее узнать, смогут ли прийти самые близкие друзья вашего ребенка. Очень хорошо, если на празднике будут не только дети, но и взрослые (родители друзей вашего ребенка, родственники с детьми). Взрослые охотно участвуют во всех ребячьих забавах, а дети видят в них не только родителей, но и близких друзей.
Младших дошкольников лучше приглашать часам к 16-17 после дневного сна. Ребят постарше можно собрать в любое дневное время. Если в вашем празднестве будут участвовать только дети, в приглашении обязательно укажите, до которого часа оно будет продолжаться, чтобы родители ждали детей или могли зайти за ними. Постарайтесь сделать приглашения заранее, не позже чем за 4 дня. Не забудьте указать ваш адрес, номер телефона, время начала праздника. Пригласительные билеты могут быть разнообразной формы: в виде сердечка, яблочка, бабочки, открытки с аппликациями и рисунками, раскладной книжечки. Можно написать приглашение в стихах.
Чтобы создать атмосферу праздника, украсьте комнату, где будет проходить празднование. Перед входной дверью повесьте надувные шары или плакат «Добро пожаловать!». В комнате тоже будут хорошо смотреться шары, можно нарисовать на них смешные рожицы. На стенах развешивают шуточные лозунги. Гости с интересом рассмотрят праздничную стенгазету, которую выпускали все члены семьи, кроме именинника. Над входом в кухню повесьте плакат «Кафе «Сластена» или «Кафе «Пальчики оближешь», а в гостиную комнату – «Дискотека», «Клуб неунывайка».
Опыт показывает, что детей лучше всего за стол сажать дважды. Для блюд, приготовленных вами, можно придумать сказочные названия, например: бутерброд с колбасой – «Бутерброд кота Матроскина», салат из капусты – «Зайкина радость».
Если ваши дети уже умеют читать, напишите эти названия на флажках и закрепите на соломках от коктейля. Не готовьте много калорийных блюд. Изобретательно украшенные овощные салаты, бутерброды придутся по душе ребятам. Обязательно приготовьте морс, коктейль или компот.
Второй раз детей приглашают за стол с самоваром или чайником. Как нельзя, кстати, будет здесь торт со свечами, сладости, приготовленные вместе с именинником. Очень важно, чтобы стол был интересно оформлен, украшен с изюминкой.
Позаботьтесь о своей внешности. Ребенку далеко не безразлично, как выглядят его родители в такой день, да и сам он будет чувствовать себя торжественнее в нарядной одежде.
И вот пришел первый приглашенный. Встречайте гостей вместе с именинником. Вы поможете детям почувствовать себя увереннее, отметив что-нибудь в их внешности, одежде.
Пока гости собираются, можно развлечь пришедших игрушками вашего ребенка, настольными играми, музыкой. Не угощайте детей заранее, и если стол стоит в комнате, прикройте его салфеткой.
Когда все гости собрались, познакомьте их с программой вашего праздника. Программу можно составить в виде путешествия по стране детства, по «Стране именинной», праздник может быть организован в форме игры «Что? Где? Когда?» или по принципу «цветик-семицветик».
В начале веселья в центре внимания – именинник: поздравьте его, спойте традиционный «Каравай». Затем пригласите детей к столу. Запаситесь достаточным количеством салфеток и, конечно же, будьте готовы к тому, что может что-нибудь пролиться или разбиться. Не нужно использовать дорогую посуду.
По окончании застолья быстро уберите со стола. В это время кто-нибудь из взрослых может увести детей в другую комнату и показать там мультфильмы, кукольный театр, фокусы.
Затем начинается развлекательная часть праздника. Если дом полон шума, смеха, веселья, значит, день рождения удался на славу. Во время игр постарайтесь уделить внимание каждому ребенку, не отдавая никому предпочтения. В составлении развлекательной программы нужно учесть чередование подвижных, шумных игр и конкурсов с более спокойными. В программу праздника можно включить литературную викторину, конкурсы чтецов, певцов, танцоров, музыкантов, художников, демонстрацию моделей одежды, лотереи, отгадывание загадок, концерты, фокусы, разыгрывание фантов, исполнение желаний именинника, инсценировки сказок, всевозможные игры и аттракционы.
Перед началом игры подробно объясните ребятам правила. Старших дошкольников можно разделить на команды, малышей вовлекают в игру по желанию. Награды за победу в играх – аплодисменты, сувениры, призы, самодельные медали. А для того чтобы игры и задания не превратились в погоню за наградами, чередуйте их с теми, в которых победителя нет.
В конце праздника порадуйте детей «призами-подорожниками» (подарки, которые ребенок получает перед уходом домой, на дорогу). Их можно преподнести по-разному: отыскать по загадкам, разыграть в игре «Почта», в виде посылок от именинника или сказочного героя и т.п. В качестве призов могут быть мелкие пластмассовые игрушки, головоломки, значки, книжки, шарики, карандаши и многое другое. В их числе поделки, приготовленные руками именинника: картинки-аппликации, самоделки из бумаги, природного и бросового материала, игрушки-склейки. Призы можно вложить в конвертики, коробочки, рукавички и т.п. Советуем также приготовить пакетики (целлофановые или бумажные), в которых детям удобно будет унести свои «трофеи» домой.
К концу праздника тактично напомните ребятам, что их уже ждут дома. Прощаясь, обязательно поблагодарите всех за внимание к имениннику. Хорошо, если вы вместе с именинником проводите детей домой.
Потраченные время и средства на проведение этого праздника с лихвой окупятся детской радостью, весельем. А не это ли самое главное?
День рождения ребенка может проходить в форме игры, путешествия, приключения. По «Стране именинной» его могут вести игрушки, герои мультфильмов, популярных телепередач, странички книг.
Предлагаю некоторые варианты проведения праздника.
ПУТЕШЕСТВИЕ В «СТРАНУ ИМЕНИННУЮ»
Каждая страничка путевого журнала приглашает в один из пунктов путешествия.
Станция «Именинная» - именинник читает стихотворение или исполняет песню «День рождения». Имениннику поют «Каравай».
Станция «Танцевальная» - дети танцуют.
Станция «Поэтическая» - гости читают стихи для именинника.
Станция «Музыкальная» - детям раздают разные инструменты: ложки, погремушки, бубны, металлофоны. Выступает шумовой оркестр.
Станция «Чудеса в решете» - детям показывают фокусы.
Станция «Сказочная» - дети смотрят кукольный или настольный спектакль, диафильм или мультфильм.
ПУТЕШЕСТВИЕ С «ЦВЕТИКОМ-СЕМИЦВЕТИКОМ»
Лепестки двойные из цветной бумаги, внутри каждого лепестка нарисован сказочный герой. Дети отрывают поочередно лепесток за лепестком, а герои приглашают детей принять участие в играх, конкурсах, угощениях.
На лепестке – Карлсон: он сластена, напоминает детям, что пора подкрепится.
Заяц и волк приглашают ребят на мультфильм (или диафильм), Петрушка – на праздничный концерт (дети проводят его сами с помощью взрослых).
Карандаш приглашает детей на конкурс художников, Незнайка будет загадывать загадки, олимпийский мишка проводит с детьми спортивные конкурсы, Буратино открывает кукольный театр, муха-цокотуха приглашает на чай с именинным тортом.
ИГРА «ЧТО? ГДЕ? КОГДА?»
В концертах на игровом столе написаны все мероприятия праздника. Стрелка волчка определяет их последовательность:
Сюрприз именинника (номер художественной самодеятельности, раздача игрушек, необычное блюдо, фейерверк и т.п.).
Концерт-сюрприз (все гости готовят номер для концерта).
Праздничная лотерея.
Игры.
Конкурс «Угадай песню» (по грамзаписи).
Музыкальная пауза (песня или танец).
«Чудеса в решете» (показ фокусов)
ИГРЫ, КОНКУРСЫ, АТТРАКЦИОНЫ
Для детей 3-5 лет
Найди «приз-подорожник». Дети поочередно достают из барабана карточки с загадкой. Взрослый читает. Загадки должны быть о тех предметах, которые находятся в квартире, например: «У нас в доме под окошком висит теплая гармошка». Ребенок отгадывает загадку и ищет свой подарок за отопительной батареей.
Вариант игры. Все «подорожники» спрятаны в одном месте. Именинник загадывает детям первую загадку: «Всем, кто входит и выходит, свою ручку подаю». Дети отгадывают (дверная ручка) и ищут приз за дверной ручкой, но там находят новую записку с загадкой: «Неказиста, шишковата, а придет на стол она, скажут весело ребята: «Как рассыпчата, вкусна!» В контейнере с картошкой дети находят следующую записку с загадкой, и так до тех пор, пока не найдут все «призы-подорожники».
Для детей 4-7 лет
Самый ловкий. Коробочки (или пакетики) с маленькими сувенирами по числу играющих раскладывают по кругу. Одна коробочка – у ведущего. Дети под музыку бегают вокруг коробочек, выполняют танцевальные движения, по сигналу стараются схватить одну коробочку. Тот, кому коробочки не досталось, получает ее от ведущего и выбывают из игры, остальные продолжают играть. Ведущий берет с пола одну коробочку так, чтобы их снова стало на одну меньше, чем игроков. Игра продолжается до тех пор, пока не останется последняя коробочка на полу. В этой игре нет проигравших, все получают призы.
Изобрази зверя. В лотерейный барабан или коробочку кладут карточки, свернутые в трубочки. На синих карточках изображены звери, на красных карточках – призы (конфета, мячик, шарик и т.п.).
Сначала дети по очереди достают синие карточки, никому их не показывают. Каждый ребенок имитирует движения животного, нарисованного на карточке. Если все отдают, кого изображает ребенок, он получает право вытянуть красную карточку с призом. Взрослый вручает малышу подарок, нарисованный на карточке.
Угадай и получи. На столе разложены разные игрушки и сувениры. Детям поочередно завязывают глаза платком. Ребенок должен на ощупь определить, что это за предмет. Если отгадает, получает игрушку или сувенир.
Для детей 6-7 лет
Конверт на двоих. Каждый участник игры достает из конверта половинку открытки, ищет себе одну – обладателя второй половинки. Самостоятельно или с помощью взрослых дети готовят любой концертный номер.
Портрет именинника. На большом листе бумаги, прикрепленном к стене, дети рисуют фломастерами портрет именинника: первый изображает голову, второй – лицо и т.п. Портрет дарится имениннику.
Веселое число. В барабане лежат карточки с цифрами 1, 3, 100 и т.п. Каждый играющий достает из барабана карточку и «обыгрывает» то число, которое изображено. Например, цифра 3 – рассказать отрывок из сказки «Три медведя», 10 – попрыгать на скакалке 10 раз, 2 – спеть песенку со словами «Дважды два – четыре» и т.п.
Мы запели песенку. На карточках изображены животные, люди, явления природы, пейзажи. Ведущий поочередно поднимает карточки. Дети должны быстро вспомнить песенку на тему рисунка. Кто первый запоет, получает карточку. Побеждает тот, кто больше всех набрал карточек.
Воспитатель МАДОУ ЦРР – детский сад:
Голдырева Татьяна Николаевна
Интернет ресурс:
https://pedportal.net/po-tipu-materiala/dlya-roditeley-doshkolnye-nachalnye-starshie-klassy/sovety-roditelyam-quot-den-rozhdeniya-tolko-raz-v-godu-quot-658642
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Памятка для родителей
по организации питания
ребенка дошкольного возраста
При организации питания ребенка дошкольного возраста следует учитывать следующее:
- не допускайте, чтобы ребенок переедал или же испытывал чувство голода;
- научитесь правильно дозировать количество каждого блюда;
- можно предлагать ребенку пить натощак воду комнатной температуры (несколько маленьких глотков);
- если ребенок проголодается между завтраком и обедом, желательно предлагать ему сухофрукты, сырые овощи, фрукты, сухарики, галетное печенье, сок с мякотью, фруктовое пюре, кефир, но не: сладкий чай, булочки, сладкое печенье, бутерброды, конфеты, варенье.
- если ребенок хочет пить, лучше всего утоляет жажду минеральная вода, отвар шиповника, настои из листьев смородины, земляники, хлебный квас, но не: компоты, кисели, сладкие напитки;
- не заставляйте малыша есть через силу. Если вашим детям объяснения не помогают, понаблюдайте за ними, поищите причину (плохое настроение, плохое самочувствие, озабоченность своими проблемами, незнакомое блюдо, нелюбимый продукт, высказанное кем-то отрицательное мнение о еде и т.д.) Не следует наказывать ребенка, лишая его любимой пищи.
Помните! Дети очень внимательны, они все видят и слышат. Следите за своими репликами о пище. О пище можно говорить только хорошо. Во время еды все должно быть сосредоточено на этом процессе, для ребенка это довольно - таки сложное дело.
Не забывайте хвалить детей за аккуратность, неторопливость, культурные навыки.
Не фиксируйте во время еды внимание ребенка на неудачах (только в крайних случаях, когда это опасно для здоровья).
Очень важно помнить, что:
- каждое блюдо должно быть красиво оформлено и подано ребенку с акцентом на том, что это именно для него;
- каждый прием пищи должен начинаться с овощей, лучше сырых, крупно нарезанных, если салатов, то свежеприготовленных;
- почти в каждом блюде можно найти любимый малышом продукт. Необходимо обратить на него внимание ребенка, это поможет развить аппетит;
- лучший способ приготовления еды - на пару, в духовом шкафу; в собственном соку, с небольшим количеством жира. Это поможет максимально сохранить биологическую ценность продукта, принесет больше пользы организму, предохранит от кариеса, парадонтоза, колита, дисбактериоза и др.;
- пища для ребенка дошкольника должна быть не протертая, а в натуральном виде;
- внешний вид помещения, свежесть воздуха, красивая сервировка стола, спокойная атмосфера – все это помощники хорошего аппетита.
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей
ДОРОЖНАЯ АЗБУКА
Рост количества машин на улицах городов и поселков нашей страны, увеличение скорости их движения, плотности транспортных потоков, растущие пробки на автодорогах являются одной из причин дорожно-транспортных происшествий. Никого не оставляют равнодушным неутешительные сводки о ДТП, где потерпевшими, к сожалению, являются и дети.
Причиной дорожно-транспортных происшествий чаще всего являются сами дети. Приводит к этому незнание элементарных основ правил дорожного движения, безучастное отношение взрослых к поведению детей на проезжей части. Предоставленные самим себе, дети, особенно младшего возраста, мало считаются с реальными опасностями на дороге. Объясняется это тем, что они не умеют еще в должной степени управлять своим поведением. Они не в состоянии правильно определить расстояние до приближающейся машины и ее скорость и переоценивают собственные возможности, считают себя быстрыми и ловкими. У них еще не выработалась способность предвидеть возможность возникновения опасности в быстро меняющейся дорожной обстановке. Поэтому они безмятежно выбегают на дорогу перед остановившейся машиной и внезапно появляются на пути у другой. Они считают вполне естественным выехать на проезжую часть на детском велосипеде или затеять здесь веселую игру.
Знакомить детей с правилами дорожного движения, формировать у них навыки правильного поведения на дороге необходимо с самого раннего возраста, так как знания, полученные в детстве, наиболее прочные; правила, усвоенные ребенком, впоследствии становятся нормой поведения, а их соблюдение - потребностью человека.
Знакомя детей с правилами дорожного движения, культурой поведения на улице, следует помнить, что эта работа тесно связана с развитием ориентировки в пространстве и предполагает формирование таких качеств личности, как внимание, ответственность за свое поведение, уверенность в своих действиях.
Дорога с ребенком из дома в детский сад и обратно - идеальный момент для формирования у него навыков безопасного поведения на улице. Перед ребенком всегда должен быть личный пример соблюдения родителями всех без исключения правил дорожного движения.
Правила безопасного поведения на улице
- На улице нужно быть очень внимательным, не играть на проезжей части.
- Прежде чем переходить дорогу по пешеходному переходу «зебра», нужно сначала остановиться и посмотреть налево, затем посмотреть направо и еще раз налево. Если машин поблизости нет, можно переходить дорогу.
- Дойдя до середины дороги, нужно посмотреть направо. Если машин близко нет, то смело переходить дальше.
- Переходить через дорогу нужно спокойно. Нельзя выскакивать на проезжую часть.
- Даже если загорелся зеленый свет светофора, прежде чем ступить на дорогу, следует внимательно посмотреть по сторонам, убедиться, что все машины остановились.
Все эти понятия ребенок усвоит более прочно, если его знакомят с правилами дорожного движения систематически, ненавязчиво. Используйте для этого соответствующие ситуации на улице, во дворе, на дороге. Находясь с малышом на улице, полезно объяснять ему все, что происходит на дороге с транспортом, пешеходами. Например, почему в данный момент нельзя перейти улицу, какие на этот случай существуют правила для пешеходов и автомобилей, укажите на нарушителей, отметив, что, нарушая правила, они рискуют попасть под транспорт.
Чтобы развить у ребенка зрительную память, закрепить зрительные впечатления, предложите малышу, возвращаясь с ним из детского сада, самому найти дорогу домой или, наоборот, «привести» вас утром в детский сад.
Не запугивайте ребенка улицей - панический страх перед транспортом не менее вреден, чем беспечность и невнимательность!
Полезно прочитать ребенку стихотворение: «Про одного мальчика» С. Михалкова, «Меч» С. Маршака, «Для пешеходов» В. Тимофеева, «Азбука безопасности» О. Бедарева, «Для чего нам нужен светофор» О. Тарутина, полезно рассмотреть с ребенком набор красочных рисунков по правилам дорожного движения. Купите ребенку игрушечные автомобили, автобусы, светофоры, фигурки постовых - регулировщиков и др. и организуйте игры по придуманному вами сюжету, отражающие любые ситуации на улице. Игра - хорошее средство обучения ребенка дорожной грамоте.
ПОМНИТЕ!!! Все взрослые являются примером для детей!
Пусть ваш пример учит дисциплинированному поведению на улице не только вашего ребенка, но и других детей. Переходите улицу в точном соответствии с правилами. Старайтесь сделать все возможное, чтобы оградить детей от несчастных случаев на дорогах!
Предварительный просмотр:
Способы развития творческих способностей дошкольников
Проблема развития творческих способностей стоит особенно остро в наше время, когда человек начинает цениться по его способностям.
Предпосылки развития творческой личности возникают у ребенка очень рано, но даже те элементы качеств творческой личности, которые могут быть сформированы в дошкольном детстве встречаются у детей не так часто. Развитие творческой личности не происходит само, а требует особого внимания. Лучшая подготовка к будущему – формирование у малыша внутреннего комфорта, бесстрашия перед новыми шагами, ощущения полноты жизни. Конечно, надо учить и воспитывать детей, но так, чтобы они могли сохранить ощущение собственной воли, собственного выбора и творчества. Лучше не регламентировать жизнь ребенка, а оставлять за ним право самостоятельного решения, выбрать, чем будет заниматься, самому спланировать свой день, придумать какие игрушки взять на прогулку и во что там играть. Ребенок в таких ситуациях получает поддержку в своем свободном отношении к жизни, в своих творческих проявлениях.
Чаще всего мы стараемся представить мир радостным и постоянным: вот он сам, вот и любящие его родители и т.д. Но мир состоит из противоречий, противоположностей: рядом с радостью - горе, рядом с жизнью – смерть и т.д. Ребенок, привыкший видеть только одно хорошее или плохое теряется в новой неожиданной ситуации, не может найти выход.
Мышление, позволяющее воспринимать мир в его противоречиях и находить выход из них – проявление творческого воображения. Это основа для развития личности как отношения к нашей изменчивой жизни.
Конечно же, развитие творческого воображения начинается с игры. Творческие игры не только развивают воображение ребенка, но и формируют его характер и личность. Поэтому тут особенно необходима поддержка и деликатность в оценках. Ведь важно дать не только нужные умения, но и вселить в него уверенность, качество борца, отстаивающего свою идею. Каждая игра – это и школа сотрудничества, школа умения радоваться удачному решению проблемы и стойко переносить неудачу.
Чтобы понять в каком возрасте и в какие игры играть с детьми, необходимо понять, что характерно для воображения ребенка в каждом возрасте.
Первые проявления воображения обычно наблюдаются в 2-3 года. Именно тогда ребенок начинает кормить куклу камешками – котлетой, меряет температуру палочкой – градусником, т.е. пользуется игрушками-заместителями. Поэтому и игры, в которые можно поиграть с малышами, должны научить их хоть чуть-чуть оторваться от видимой реальности. Например, игра «Что такое» (разные кружки, палочки разной длины, фигурки различной формы и т.д.).
Воображение детей 4-5 лет более устойчивое, образцы - более развернутые. Он по-прежнему отталкивается от действительности, но его образы более полные, насыщенные деталями. Значит, и игры должны быть направлены не только на то, чтобы, оттолкнувшись от действительности, создать новый образ, но и наполнить его деталями, связать отдельные представления между собой.
Игра «Сочиняем сказку»
2-3 кружка разного цвета на каждого играющего, лучшие записать в «Книгу сказок».
К 6 годам надо быть более внимательными к творческому развитию детей. Здесь родители и детский сад усиленно готовят ребенка к школе, и фантазия и творчество нередко остаются в стороне. В этом возрасте важно, как и раньше, развивать умение придумывать оригинальную идею своего произведения и создавать уже более полный план ее воплощения (руль-круг, дом-квадрат и т.д.).
В играх, которые есть в специальной литературе, обычно указан возраст, но указанный возраст относителен, потому что все дети имеют разный уровень развития, разные творческие способности, разные возможности обучения. Поэтому, играя с ребенком, следует оценивать те его качества, которые уже сложились. Если он легко и быстро справляется с заданием, соответственно его возрасту, можно предложить ему более трудные. Но ни в коем случае нельзя упрекать ребенка в том, что он чего-то не умеет.
Творческие задания имеют обычно несколько решений, поэтому здесь не должно быть «верно-неверно», практически любое решение может оказаться верным, более или менее удачным. Важно научить ребенка выдвигать несколько решений и отстаивать свое; принимать ответы товарищей положительно.
Вот несколько игр по возрасту.
6-7 лет
- «Чего на свете не бывает?» (рисуют и обсуждают, чего не бывает в жизни).
- «Говорящие рисунки» (по пиктограммам сочиняют сказку).
3. «Звезды на небе» (ребенок раскладывает картинки со сказочными изображениями, символизирующими различные созвездия, на соответствующие места).
4. «Перевертыши» (например, превратить прямоугольник в вагон, конверт, паровоз, а затем перевернуть его в вертикальное положение и превратить его в высотный дом и т.д.)
5. «Найди недостающий предмет или слово».
6. «Какой из предметов лишний?»
7. «Исключи слово».
Таким образом, вышеуказанные игры способствуют повышению качества внимания, работоспособности; развитию гибкости и критичности ума, воображения, творческих способностей.
Предварительный просмотр:
Рекомендации для родителей
ПОДДЕРЖКА ДЕТСКОЙ ИНИЦИАТИВЫ
- Поддерживайте инициативу, собственную активность ребенка, даже если она кажется неуместной.
- Инициатива — первый шаг к творчеству. Для ее подавления достаточно одного слова или взгляда, а чтобы возродить — годы. Понаблюдайте за тем, что ребенок делает с интересом (играет в солдатики, разбирает машинки, рисует узорчики на тетрадях и т.д.). Даже если это увлечение вам кажется бесполезным, поддержите его. Помогите организовать эту деятельность (купите книги по данной теме, поищите информацию в Интернете и т.д.). Только то, что делается с интересом, по-настоящему продуктивно. Если вы поощряете интерес ребенка, он быстрее прислушается к вашим требованиям.
- Настоящая творческая деятельность бескорыстна, поэтому не ждите мгновенных результатов. Главный критерий успешности деятельности — наличие стойкого интереса к ней.
- Будьте терпимы к ошибкам ребенка. Не стоит доделывать за него, остерегать от ошибок, говорить о том, что могло быть лучше. Критика возможна только, когда ребенок достаточно уверен в себе.
- Оставляйте ребенка одного, чтобы у него была возможность заниматься своими делами или, как вам кажется, ничего не делать. Постоянная целенаправленная деятельность, в которую включен ребенок, не оставляет места для наблюдения, размышления, творчества.
- Наблюдайте за ребенком, подмечайте моменты его собственного авторства, помогите ему осознать свою индивидуальность и научите ценить себя как творческую личность.
- Собственный пример родителей заразителен, но не стоит сравнивать ребенка с собой («вот я в твои годы» и т.д.). Для ребенка важно видеть вас не только, когда вы занимаетесь домашними делами, но и когда вы делаете что-то с интересом, радостью, восторгом. Совершенный родитель для ребенка — недосягаемая крепость, а возможные недостатки вызывают стремление исправить их, превзойти.
- Помогите ребенку «оформить» его интересы в конечный продукт, например, сделать рамки для рисунков и выставку, повесить на стену грамоты, создать альбом достижений и т.д. Для ребенка важна оценка его деятельности родителями.
Родительская улыбка, одобрительный взгляд, внимательный поворот головы, восторженный рассказ о достижениях своего ребенка по телефону родственникам — то, ради чего дети способны рисовать, строить, лепить, в общем — творить.
НЕ СКУПИТЕСЬ НА ЗНАКИ ВНИМАНИЯ!
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей
«РОЛЬ СЕМЬИ В РАЗВИТИИ РЕЧИ РЕБЕНКА»
Физическое, психическое и интеллектуальное воспитание ребенка начинается в раннем детстве. Все навыки приобретаются в семье, в том числе и навык правильной речи.
Речь ребенка формируется на примере речи родных и близких ему людей: матери, отца, бабушки, дедушки, старших сестер и братьев. Бытует глубоко неправильное мнение о том, что звукопроизносительная сторона речи ребенка развивается самостоятельно, без специального воздействия и помощи взрослых, будто бы ребенок сам, постепенно, овладевает правильным произношением.
В действительности же невмешательство в процесс формирования детской речи почти всегда влечет за собой отставание в развитии. Речевые недостатки, закрепившись в детстве, с большим трудом преодолеваются в последующие годы. Разумная семья всегда старается воздействовать на формирование детской речи, начиная с самых ранних лет жизни.
Очень важно, чтобы ребенок с раннего возраста слышал речь правильную, отчетливую, на примере которой формируется его собственная речь. Родители просто обязаны знать, какое огромное значение для ребенка имеет речь взрослых, и как именно нужно разговаривать с маленькими детьми. Взрослые должны говорить правильно, не искажая слов, четко произнося каждый звук, не торопиться, не «съедать» слогов и окончаний слов. Совершенно неуместна «подделка» под детский язык, которая нередко тормозит развитие речи. Если взрослые не следят за своей речью, то до уха ребенка многие слова долетают искаженно («смори» вместо «смотри», «не бежи» вместо «не беги», «ванте» вместо «вообще» и т. д.)
Особенно четко нужно произносить незнакомые, новые для ребенка и длинные слова. Обращаясь непосредственно к сыну или дочери, вы побуждаете их отвечать, а они имеют возможность внимательно прислушаться к вашей речи. Вы должны приучить малыша смотреть прямо на говорящего, тогда он легче перенимает артикуляцию взрослых.
В дошкольном детстве в основном завершается долгий и сложный процесс овладения речью. К 7 годам язык становится средством общения и мышления ребенка, а также предметом сознательного изучения, поскольку при подготовке к школе начинается обучение чтению и письму. Как считают психологи, язык для ребенка становится действительно родным. Развивается звуковая сторона речи. Старшие дошкольники начинают осознавать особенности своего произношения. Но у них еще сохраняются и предшествующие способы восприятия звуков, благодаря чему они узнают неправильно произнесенные детские слова.
Позже формируются тонкие и дифференцированные звуковые образы слов и отдельных звуков, ребенок перестает узнавать неверно сказанные слова, он и слышит, и говорит правильно.
К концу дошкольного возраста завершается процесс фонематического развития. Интенсивно растет словарный состав речи. Как и на предыдущем возрастном этапе, здесь велики индивидуальные различия: у одних детей словарный запас оказывается больше, у других — меньше, что зависит от условий их жизни, от того, как и сколько с ними общаются близкие взрослые.
Большинство детей от 6 до 10 лет говорят правильно, но все же у некоторых встречается нечистая речь (15—20%). Речевые недостатки этой возрастной группы выражаются в искажении шипящих звуков ш, ж, ч, а также ф и л, причем здесь уже нет неустойчивости, характерной для детей среднего дошкольного возраста. Чаще всего старшие дети заменяют один звук другим. Картавость, шепелявость становятся привычными. Встречаются и более серьезные отклонения: заикания, сложная дислалия, но они составляют сравнительно большой процент среди всех случаев речевых недостатков. И все же у многих детей 6—7 лет встречается неправильная расстановка ударений, «проглатывание» окончаний слов. Часто небрежность в произношении объясняется подражанием речи взрослых: «яб-луко», «мине», «ходить», «фатить».
Почти все личностные качества: вкусы, привычки, характер, темперамент закладываются у человека в детстве. И немалую роль в становлении личности играет речь. В раннем детстве мы можем заметить, какой у ребенка формируется характер.
Представим себе ребенка с дефектом речи, который не посещает детский сад. Он не испытывает по этому поводу никаких переживаний. Сверстники не смеются над ним, не дразнят его. Он раскован, разговорчив, охотно общается. Точно такой же ребенок, посещающий детский сад, будет подвергаться насмешкам, обидным замечаниям, в концертах на детских утренниках такие редко участвуют. Ребенок обижен, он не чувствует себя равным среди других детей. Постепенно он будет стараться при удобном случае отмолчаться или ответить односложно, он постарается не принимать участия в речевых играх. Характер у него сформируется замкнутый, он будет молчуном, неуверенным в своих силах, и, став взрослым, выберет себе профессию, которая не потребует частого и интенсивного общения с людьми.
РЕЧЕВОЙ АППАРАТ
Чем же объяснить, что некоторые дети 5—6 лет страдают недостатками звукопроизношения, и как должна вестись с ними работа, чтобы при поступлении в школу они имели чистое произношение? В чем причины речевых недостатков ребенка? Речь — это сложная функция, и развитие ее зависит от многих моментов. Большую роль здесь играет влияние окружающих — ребенок учится на примере речи родителей, воспитателей и друзей. Серьезное значение имеют психологические особенности ребенка: он должен четко воспринять слова и звуки, запомнить их и точно воспроизвести. Хорошее состояние слуха, умение внимательно слушать имеют решающее значение. Дети с ослабленным слухом (тугоухие) часто являются и косноязычными.
Рассеянные, невнимательные дети также совершают ошибки в звуко-и-словопроизношении. Для того, чтобы правильно воспроизвести услышанное, у ребенка должен быть хорошо развит речевой аппарат, он должен им легко действовать. Потому так необходимо заниматься с ребёнком дома. Это закрепит работу логопеда и ускорит процесс исправления неправильного звукопроизношения.
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей
СЕМЕЙНОЕ ЧТЕНИЕ
Станьте ближе к своим детям
В нашей стране традиция семейного чтения имеет глубокие корни. Раньше главной книгой была Библия, потом стали появляться произведения известных философов, классиков, которые были путеводителями человека по сложным лабиринтам судьбы. Сегодня эта семейная традиция несколько утрачена, т.к. из-за развития техники и компьютерных технологий у людей практически пропал стимул обращаться к книге. Однако чтение является не только источником знаний, а и тем духовным оплотом, который должен быть у каждой личности. Не важно, какой стиль литературы вы предпочитаете, главное, что в нем вы находите отдушину для реализации ваших мыслей.
Почему важно возродить традицию именно семейного чтения?
Во-первых, это один из главных способов воспитания подрастающего поколения. Именно совместно проведенное время становится тем мостом, который соединяет отцов и детей. Даже чтение первых четверостиший совсем еще несмышленому крохе является неоценимым вкладом в развитие его личности. Малыш слышит мамин голос, ощущает себя в безопасности, а это залог спокойствия и уверенности.
Во-вторых, семейное чтение формирует у ребенка правильное отношение к книге и литературе. Если ребенок с малых лет видит читающих родителей, то он будет копировать их модель поведения и в будущем сам пристрастится к литературе. Семейное чтение стимулирует внимание малыша к книге, дает первоначальные представления о художественных образах, особому стилю изложения. Кроме того, когда ребенок слышит, как читает ему мама, он овладевает навыками правильной речи.
Также семейное чтение – средство эстетического воспитания личности. Замечено, что те дети, с которыми родители проводили много времени за книгой, более приспособлены к общению в социуме.
Кому полезно семейное чтение?
Принято думать, что совместно проведенное время важно только лишь маленьким детям. Конечно, не умеющие еще читать малыши являются первыми благодарными слушателями. Но задумывались ли вы, что семейное чтение также необходимо и подросткам? Вспомните, как в школьные годы вам задавали читать программные произведения, и многие из них были совершенно неинтересны подрастающей молодежи. Почему так? Прежде всего, потому, что дети, в особенности среднего школьного возраста, посредством литературы попадали в совершенно чужой и сложный для них мир взрослых. Многое им было непонятно, а, следовательно, неинтересно. Вот именно тогда на помощь должны были прийти родители. Если бы хоть однажды мать или отец сели рядом и предложили бы своему ребенку прочитать классическое произведения, пытаясь подтолкнуть свое чадо к размышлениям по сюжету, помогли разобраться в сложных характерах героев, то уже в следующий раз подросток сам потянулся бы к литературе, зная, что всегда может спросить совета у близких.
Семейное чтение важно не только детям, а и взрослым. Именно общение с книгой позволяет человеку думать, искать варианты реализации своих мыслей, взглядов, в том или ином источнике находить подтверждение жизненных гипотез.
Как возродить в семье традицию семейного чтения?
Наиболее легко это сделать молодым родителям. Еще до рождения ребенка подумайте, какое место будет отведено книге в процессе воспитания подрастающего поколения. Начинать читать малышу можно с первых дней его жизни, и это чтение с пеленок будет основой вашего с ним общения. Заведите традицию читать перед сном, только не допускайте, чтобы малыш засыпал в процессе, иначе он будет воспринимать чтение не как путешествие в сказочный мир, а как простой ритуал. Хорошо, если вы сами попытаетесь придумать сказки именно для вашего крохи. Не ленитесь уделять хоть 15 минут после работы, чтобы посидеть в обнимку с ребенком и почитать ему.
Обязательно подбирайте репертуар книг согласно возраста ребенка. Вспомните, какие произведения нравились вам, старшим детям, тогда в процессе чтения вы сможете показать и раскрыть чаду наиболее значимые моменты.
Заботьтесь о создании собственной домашней библиотеки, пополняйте ее изданиями, купленными «наперед». Так вы будете стимулировать малыша к чтению, ведь все новое очень притягивает детское внимание.
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей
СЕМЕЙНЫЕ ЦЕННОСТИ
Семья — кристалл общества, его основа. От того, какая у нас семья, какие в ней нравственные ценности, фамильные традиции, культура, зависит состояние всего нашего общества. Из чего же формируется этот семейный кристалл? Какие ценности и традиции — главные в сегодняшних семьях? Как вы считаете, какое значение имеют семейные традиции и ценности в вашей семье? Насколько серьезно вы относитесь к семейной иерархии, где во главе мужчина? Важны ли для вас шумные семейные обеды или каждый из членов вашей семьи предпочитает принимать пищу в одиночку? Давайте подробно разберемся с семейными традициями и ценностями и во что бы то ни стало, попытаемся их сохранить.
Семейные традиции – признак единения!
Семейными традициями считаются повторяющиеся совместные действия, которые понятны окружающим. Это ритуалы и обряды, которые передаются в семье из поколения в поколение.
Стоит ли говорить, насколько важна в семье традиционная иерархия? А именно, мужчина, стоящий во главе, сильный и надежный, способный решить проблемы всех членов семьи: и жены, и детей, и старшего поколения, который придет на выручку в любой трудной жизненной ситуации.
Безусловно, в семье должны быть и «мужские», и «женские» роли. Тогда структура семьи понятна и предельно проста. Например, муж зарабатывает деньги и решает сложные вопросы. А жена занимается воспитанием детей, содержанием в порядке дома и самообразованием семьи.
Виды семейных традиций
Самая первая чудесная традиция молодой семьи – бракосочетание. По традиции невеста надевает белое платье, мать невесты обходит несколько раз машину, на которой молодых повезут в ЗАГС, невесту с женихом обсыпают монетками, конфетами, хмелем и т.д., подают хлеб с солью. Все эти традиции чудесны, к ним относятся с особым трепетом.
Затем, когда семья уже создана, в ней начинают отмечать дни рождения, Новый год, отдают дань горестным событиям. Это тоже традиции. Если ребенок с самого рождения будет видеть, как радостно в его семье отмечают дни рождения всех ее членов, в том числе и его самого, он поймет, насколько сильно им дорожат, как счастливы, что он появился на свет.
Семья не может существовать без традиций! Если в семье нет традиций и ценностей или их не соблюдают, это прямой путь к ее разрушению. Плохо также вводить вредные традиции, например, выпивать после работы или проводить все выходные в ночном клубе.
Семейные традиции в повседневном быту
Так или иначе, в семье существует общий быт, и в его отношении тоже есть свои традиции и ритуалы.
Абсолютно важны в этом плане семейные обеды, когда все члены семьи собираются за общим столом и обсуждают новости прошедшего дня. Эти беседы «за кухонным столом» – русская психотерапия. Они дают ощущение защищенности, единства. Если члены семьи начинают питаться отдельно, это уже плохой знак.
А как приятно вместе приготовить пищу, например, всей семьей налепить гору пельменей или нарезать тазик оливье? «Нет, мы не обжоры, нам просто нравится все делать вместе», – говорит такая семья.
Человек, живущий в крепкой и счастливой семье, лучше спит. Он чувствует себя более защищенным и знает, что не одинок, что его поддержат в любой момент. Он уверен, что в семье будут вечно хранится его детские фотографии, его первая прядь волос, роддомовская бирочка… Всё это вызывает умиление и нежность. И всё это семейные традиции и ценности.
Навстречу благополучию!
Соблюдение семейных традиций и ценностей – прямой путь к внутреннему благополучию, к прекрасному душевному и физическому состоянию. Если есть традиции, если все идет своим чередом, жизнь течет неторопливо и размеренно, в ней не случается стрессов, значит, человек здоров и счастлив! А что может быть важнее?!…
Слова “семейные традиции” обычно вызывают у людей ассоциации со старинными родами, большими семьями, некими жестко установленными правилами и странными обычаями. На самом деле семейные традиции - это все то, чего люди придерживаются в кругу своей семьи, каких бы размеров она ни была. Если у вас заведено каждый день перед сном читать ребенку книги, а в воскресенье вы всей семьей выезжаете на природу, значит, вы храните и соблюдаете традиции вашей семьи. Они могут выражаться в обычаях, вещах, празднованиях памятных дат и во многом другом.
Семейные традиции сближают всех близких родных, делает семью семьей, а не просто сообществом родственников по крови. Кроме того, семейные традиции и ритуалы позволяют ребенку ощущать стабильность жизненного уклада: "при любой погоде" в вашей семье состоится то, что заведено; дают ему чувство уверенности в окружающем мире и защищенности; создают неповторимые детские воспоминания, о которых малыш будет когда-нибудь рассказывать своим детям.
Начало нового года хороший повод завести семейные традиции, если их у вас еще нет.
Вот некоторые идеи семейных традиций:
- Семейные трапезы (обеды, ужины).
Замечательная традиция собираться всем вместе за одним столом для общения. Общаться можно на любые темы - обсуждать новости, события за день. Телевизор лучше выключить! Если вы поглощены сериальными страстями на экране телевизора, разговор "по душам" за ужином никогда не состоится! Преимущества совместных семейных ужинов огромны. Во-первых, это помощь детям, овладевающим языком. Им, конечно, надо читать книжки, но с ними надо и разговаривать - а когда еще это делать, как не во время ужина! Во-вторых, такие семейные ужины дают чувство семейной сплоченности. Даже если за ужином обсуждается крайне неприятная ситуация, у членов семьи остается уверенность, что вместе можно преодолеть трудные времена.
2. Совместный досуг.
Хорошим продолжением обеда будет совместный досуг, например, можно поиграть в какую-нибудь настольную игру. Или отправиться на природу и активно провести время на свежем воздухе.
- Семейные праздники.
В каждой семье совершенно свои особенные традиции празднования детских праздников. Но каждая из них окутана таинством любви, тепла и нежности семейного очага. Конечно же, это относится к празднованию дома, а не в новомодных кафе. Не бойтесь организовывать праздники у себя дома. Ведь только дома вы сможете поделиться с окружающими тем теплом и нежностью, которые живут в сердце каждого из нас, и научите этому своих детей не словами, а делами быть приветливым, дружелюбным, гостеприимным и добрым к окружающим. Создавайте свои семейные традиции празднования детских праздников и бережно храните их! А будут ли это сложные для исполнения домашние спектакли, особые праздничные блюда, или "ваша" семейная песня, исполняемая за праздничным столом или в кругу друзей, не главное. Главное, чтобы через много-много лет ваш уже повзрослевший ребенок с радостью и затаенной грустью вспоминал эти праздники, и мог вспомнить каждый свой день рождения, и захотел в собственной семье возродить традиции родительского дома.
- Семейный альбом, семейная родословная.
Одним из проявлений возрождения традиций стало то, что сегодня многие семьи стараются выяснить свою родословную историю, больше узнать о предках: кто они были, чем занимались. Часто составленное семейное древо вешают в комнате для всеобщего обозрения. Вернулась мода на портреты предков, родителей, детей, вывешенные на стенах квартиры. Иногда по таким фото можно проследить историю семьи: свадебное фото, малыши в колыбели, в детском саду, в первом, а потом и в последнем классе - и снова свадебное фото.
Для ребенка свадебное фото на стене - это целая сказка. Можно рассказать ему предысторию его рождения, когда папа познакомился с мамой. Такие рассказы сообщат малышу о незыблемости его семьи, о том, что мама и папа всегда были и всегда будут. Обязательно следует дополнить семейную галерею фотографиями всей семьи и ребенка, где он один. Основная мысль семейной фотографии - сплоченность, отдельной - индивидуальность. Оба эти качества должны гармонично развиваться в малыше.
- Зарубки на дверном косяке.
Время летит очень быстро. Не успеют родители оглянуться, как их сегодняшний крошка пойдет в институт. Чтобы наглядно показать малышу процесс его взросления, можно ежегодно отмечать зарубками рост ребенка на дверном косяке. Прекрасно, если вы сохраните на память детские рисунки, поделки. Можно в конце каждого года делать всей семьей т.н. "капсулу времени". Пусть каждый член семьи положит в пустую пластиковую коробку какую-то вещь (или несколько вещей), которые связаны у него с уходящим годом. Храните капсулы в дальнем углу, где их никто не найдет, а через 10 или 20 лет достаньте...
Итак, формируя семейные традиции, не забывайте о чувстве меры: чрезмерно строгие правила, по которым живет семья, не оставляющие детям никакой "свободы маневра", перенапрягают детскую психику. Отсутствие же устойчивого домашнего уклада и предсказуемых домашних ритуалов, успокаивающих малыша своей непременной обязательностью, - передают ребенку ощущение незащищенности дома и шаткости вселенной.
Стоит помнить о том, что любые правила хороши, если они делают жизнь лучше, а не осложняют ее. Жесткие традиции, даже если они регламентируют не будни, а лишь праздники или другое радостное событие, оказывают угнетающее воздействие на спонтанную детскую психику. Некоторым событиям в жизни нужно просто позволять свершиться, не подгоняя их под сценарии.
Пусть будет уютно и светло в Вашем доме!
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей
УЧИМ МАТЕМАТИКУ ДОМА
«Учиться можно только весело»
Анатоль Франс
Начинать надо с воспитания у ребенка внимания, умения сравнивать и наблюдать. Подружиться ребенку с математикой помогают игры. В процессе игры дети усваивают сложные математические понятия, учатся считать, читать и писать, а в развитии этих навыков ребенку помогают самые близкие люди - его родители. Но это не только тренировка, это также и прекрасно проведенное время вместе с собственным ребенком. Однако в стремлении к знаниям важно не переусердствовать. Самое главное - это привить малышу интерес к познанию. Для этого занятия должны проходить в увлекательной игровой форме.
Главное при обучении счету вовсе не овладение вычислительными навыками, а понимание того, что означают числа и для чего они нужны. Знания его будут прочнее, если вы будете их закреплять и дома. Стоит до школы научить ребенка различать:
-пространственное расположение предметов (вверху, внизу, справа, слева, под, над и т. д.);
-узнавать основные геометрические фигуры (круг, квадрат,
прямоугольник, треугольник);
-величину предметов;
-понятия "больше", "меньше", "часть", "целое".
Форма обучения элементарным математическим представлениям - игра.
Игра "Наоборот"
(толстый - тонкий, высокий - низкий, широкий - узкий).
Игра «Пришли гости»
(определение без счета равенства и неравенства двух групп предметов приемом наложения).
Использовать термины «больше», «меньше», «поровну». Обратить внимание, чтобы ребенок не пересчитывал один и тот же предмет дважды.
Игра "Назови соседей"
(взрослый называет число, а ребенок - его соседей). Например, взрослый говорит: «Два», а ребенок называет: «Один, три».
Игра "Подели предмет"
(торт на 2, 4 и т.д. частей). Показать, что целое всегда больше части.
Составление задач целесообразно ограничить сложением, вычитанием в одно действие. Пусть ребенок сам примет участие в составлении задачи. Важно научить его ставить вопрос к задаче, понимать, какой именно вопрос может быть логическим завершением условий данной задачи.
Игра "Найди пару"
(перед ребенком в ряд лежат числовые карточки, на которых нарисованы или наклеены предметы). Взрослый показывает цифру, а ребенок находит соответствующую карточку.
Игра "Какое число пропущено?"
Называется пропущенное число.
Счет в дороге.
Маленькие дети очень быстро устают в транспорте, если их предоставить самим себе. Это время можно провести с пользой, если вы будете вместе с ребенком считать. Сосчитать можно проезжающие автобусы, количество пассажиров - детей, магазины или аптеки. Можно придумать каждому объект для счета: ребенок считает большие дома, а вы маленькие. У кого больше? Сколько вокруг машин?
Обращайте внимание ребенка на то, что происходит вокруг: на прогулке, на пути в магазин и т. д. Задавайте вопросы, например: "Здесь больше мальчиков или девочек?", "Давай сосчитаем, сколько скамеек в парке", "Покажи, какое дерево высокое, а какое самое низкое", "Сколько этажей в этом доме?" И т.д.
Мячи и пуговицы.
Понятия пространственного расположения легко усваиваются в игре с мячом: мяч над головой (вверху), мяч у ног (внизу), бросим вправо, бросим влево, вперед - назад. Задание можно и усложнить: ты бросаешь мяч правой рукой к моей правой руке, а левой рукой - к моей левой.
В действии малыш гораздо лучше усваивает многие важные понятия.
Далеко ли это?
Гуляя с ребенком, выберите какой-нибудь объект на недалеком от вас расстоянии, например лестницу, и сосчитайте, сколько до нее шагов. Затем выберите другой объект и также сосчитайте шаги. Сравните измеренные шагами расстояния - какое больше? Постарайтесь вместе с ребенком предположить, сколько шагов потребуется, чтобы подойти к какому-то близкому объекту.
Угадай, сколько в какой руке.
В игре могут участвовать двое и больше игроков. Ведущий берет в руки определенное количество предметов, не больше 10 (это могут быть спички, конфеты, пуговицы, камешки и т. д.), и объявляет играющим, сколько всего у него предметов. После этого за спиной раскладывает их в обе руки и просит детей угадать, сколько предметов, в какой руке.
Счет на кухне.
Кухня - отличное место для постижения основ математики. Ребенок может пересчитывать предметы сервировки, помогая вам накрывать на стол. Или достать из холодильника по вашей просьбе три яблока и один банан. Разнообразить задания можно до бесконечности.
Сложи квадрат.
Возьмите плотную бумагу разных цветов и вырежьте из нее квадраты одного размера - скажем, 10 х 10 см. Каждый квадрат разрежьте по заранее намеченным линиям на несколько частей. Один из квадратов можно разрезать на две части, другой - уже на три. Самый сложный вариант для малыша - набор из 5-6 частей. Теперь давайте ребенку по очереди наборы деталей, пусть он попробует восстановить из них целую фигуру.
Все это хорошо подготовит ребенка к учебе в 1-м классе школы и сделает ее интересной и познавательной.
Предварительный просмотр:
УЧИМ ВРЕМЕНА ГОДА
Выпал снег – пришло время кататься на санках, припекает солнышко – все бегом на море. Только такие ассоциации возникают у малыша, когда его спрашивают, что такое времена года. Развитие ребенка в возрасте 3-4-х лет уже позволяет познакомить кроху с этим понятием.
Давайте узнаем, как это сделать.
С ЧЕГО НАЧАТЬ
О временах года детям 3-4-х лет известно очень много, ведь даже за такую короткую жизнь малыш уже не раз видел смену сезонов. С каким-то периодом у него связаны приятные воспоминания, а есть месяцы, которые кроха не любит. Получается, что все знания выражаются на уровне эмоций. Вы же хотите, чтобы малыш осознанно выделял времена года и мог ориентироваться во времени? Набираемся терпения и приступаем к обучению. Первым этапом, конечно, будет подготовка. Давайте расскажем крохе, что время – это просто какой-то период в жизни, в течение которого происходят определенные события. Хорошо, если малыш уже может ориентироваться, что такое «раньше», «позже», «сейчас», ведь именно эти понятия являются базой для обучения детей временам года.
АССОЦИАЦИИ – ОСНОВА ОБУЧЕНИЯ
Детям предстоит учить времена года не по календарю, а на наглядных образах. Можно начать знакомство с того сезона, который сейчас за окном, а можно и с того, который вызывает больше всего положительных эмоций.
Зима
Это праздники, карнавалы, подарки под елкой, белые снежинки, падающие с неба, шумные игры и катания с горки! Вот вам и ассоциации, которые понадобятся для игр. Предложите малышу вспомнить, как было весело зимой валяться в снегу, наряжать елку, готовить подарки близким. Если кроха скажет, что хочет все это повторить, то напомните ему, что такие события бывают только зимой. Чем чаще вы будете произносить это слово, тем быстрее его запомнит ребенок. А еще нам понадобятся различные пособия. Лучше всего четырехлетки воспринимают зрительный образ, именно поэтому на полках магазинов есть масса книг для детей о временах года и различных плакатов (карточек). Читайте стишки, рассматривайте картинки, выделяйте на них яркие черты сезона. Для начального этапа обучения вполне хватит одного понятия «зима», а уже с месяцами малыш познакомится позже.
Весна
Ее больше ждут взрослые, для детей же весна не несет в себе ничего яркого. В течение зимы мы постоянно говорим: «Скоро придет весна, станет теплее». Для малыша это ровным счетом ничего не значит, ведь нет образа, ассоциации. Давайте воспользуемся традициями и попросим папу рассказать, что же такое весна. Почему папу? Так ведь праздник 8 Марта и есть тот яркий образ, который нам необходим. Детки же любят радовать мам, так предложите своему солнышку сделать небольшой подарочек или напомните, как кроха делал его в саду или дома накануне праздника. Конечно, пособия нам снова пригодятся, но при изучении этого сезона лучше заняться творчеством. Рисуйте весенние пейзажи, натюрморты с букетами в вазах, делайте кораблики в технике оригами и пускайте их по ручьям. Выстраивайте ассоциативный ряд!
Лето
С этим сезоном тоже связаны положительные эмоции. Это и купание в море, и поездки на дачу, и каникулы у бабушки в деревне. С летом хорошо знакомиться на практике: гуляйте, рассматривайте, как распускаются цветы, как созревают плоды; купайтесь и загорайте на пляже. При этом каждый раз напоминайте сыну или дочке, как хорошо летом, вместе сочиняйте веселые истории об этом времени года, собирайте какие-то памятные мелочи, например, камушки на пляже, – все это поможет вспомнить о лете зимой.
Осень
Помните, что мы учим времена года с ребенком по ярким образам? Значит, пришла пора отправляться в лес, собирать там грибы, ягоды, а может быть и просто букеты пожелтевших листьев. Обычно именно это изображают на картинах осени. А какие отличные поделки получаются из природного материала: человечки из каштанов, зверушки из желудей, аппликации из листьев!
ЗАКРЕПЛЕНИЕ ПРОЙДЕННОГО
А теперь давайте играть! Делаем календарь: расчерчиваем лист на 4 части и предлагаем ребенку раскрасить каждый квадрат в соответствии с представлениями о том или ином времени года. Отдельно берем небольшие карточки-ассоциации (можно купить готовые). Кладем их в мешочек, перемешиваем. Поочередно достаем карточки и рассказываем, что на них изображено. Цель – правильно определить время года и положить картинку на нужный квадрат на календаре. Кто ошибся, тот передает ход другому. Чтобы у малыша был стимул правильно отвечать, немного поддавайтесь ему.
В знакомстве с временами года общее развитие ребенка играет большую роль. Давайте не будем зацикливаться на энциклопедических знаниях и доверимся природному инстинкту познания.
Играйте, развлекайтесь и учитесь!
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей
Учимся работать ножницами
Умение резать ножницами требует удивительно большого количества навыков. Чтобы правильно резать ножницами, должна происходить одновременно координация левой и правой рук, которые совершают абсолютно разные движения. И дело это не такое легкое, как кажется нам, взрослым. Возьмём, к примеру, резку по прямой линии: ребёнок должен держать ножницы тремя пальцами одной руки, при этом постоянно открывать и закрывать их. В то время как второй рукой он держит бумагу и двигает её вперёд к ножницам. И в это время ещё нужно оставаться на линии разреза. Регулировать и контролировать свои действия.
Из этого видно, что резка ножницами требует большой точности и двусторонней координации. В это время интенсивно развивается мелкая моторика малыша, а вместе с ней и головной мозг, так как активизируются все его зоны. При работе ножницами задействуется та же группа мышц, которая необходима для правильного удержания карандаша при письме.
Выбираем ножницы
В магазинах этот канцелярский инструмент можно найти в любом размере и расцветке. Отдавайте предпочтение ножницам, которые будут максимально удобно лежать в маленькой руке. Детские ножницы должны быть хорошо заточены, чтобы на бумаге не появлялись рваные отрезы. Кроме этого, у них должны быть закругленные концы, чтобы малыш случайно не поранил себя или товарища. Ручки ножниц должны быть прорезинены.
Важно! Если ваш ребёнок – левша, то следует отдать предпочтение ножницам, изготовленным специально для таких деток. Иначе пользоваться инструментом ребёнку будет неудобно, так как он не сможет видеть линию отреза.
Прежде чем перейти к рассмотрению вопроса о том, как ребёнка научить резать ножницами, необходимо ознакомить его с мерами безопасности.
Правила пользования ножницами
Объясните малышу, что ножницы – это не игрушка, а инструмент, которым можно пораниться. Донесите информацию о том, что они имеют острие, поэтому очень опасны.
- Пользоваться ножницами можно исключительно за столом. С ножницами нельзя бегать, прыгать или ходить по помещению.
- Передавать ножницы можно, держась за сомкнутые лезвия так, чтобы товарищ смог их взять за кольца.
- Ножницы нужно брать только с разрешения взрослого и первое время пользоваться инструментом можно только в присутствии родителей или взрослых.
- Ножницы нельзя класть на край стола, они могут упасть и поранить.
- Нельзя проводить руками по открытым лезвиям ножниц, они острые и можно пораниться.
- Ножницами нужно работать лезвиями вперёд по направлению от себя.
- Ножницы нужно хранить в подставке ручками вверх.
Учим правильно держать ножницы
Поставьте руку ребёнка так, чтобы пальчики находились в прямом положении, а большой палец смотрел вверх.
Наденьте ножницы одним из колечек на большой палец ребёнку.
Затем, помогите малышу засунуть средний палец во второе колечко. Указательный палец фиксирует ножницы снизу. Безымянный и мизинец следует зажать в кулачке. Если размер колечка позволяет, то, можно, вставить туда одновременно указательный и безымянный палец.
Сначала просто пробуем открывать и закрывать ножницы. Не торопите ребёнка, помните, что осторожность и безопасность превыше всего.
Малыш научился открывать и закрывать ножницы и при этом держать их прямо.
Пора начинать пробовать резать бумагу.
Держите перед малышом небольшой лист бумаги так, чтобы бумага находилась у вас в руках. Затем ребёнок должен попробовать сделать несколько надрезов.
После первых попыток покажите ему на своём примере, как следует справляться с листом бумаги.
Организуйте ребёнку рабочее место, обратите внимание, что при работе понадобится большое количество бумаги и ёмкость, куда вы будете складывать нарезанную бумагу.
Сядьте рядом, либо посадите ребёнка на колени. Первое время нужно помогать ребёнку справиться с ножницами и бумагой. В нужные моменты придерживайте бумагу, помогайте делать шаги ножницами. Естественно, если наш всезнайка кричит «Я сам!» помогать ему не стоит. Пусть пыхтит и старается самостоятельно, но под присмотром.
Сначала ребёнок должен научиться резать бумагу на части
Начинать лучше с нарезания полосок. Дайте ребёнку узкую прямоугольную заготовку бумаги, которую удобно держать в руках, возьмите его руки в свои, помогая ему раздвигать и сдвигать лезвия ножниц. Затем покажите, как нужно нарезать полоски. Левой рукой необходимо продвигать бумагу между лезвиями ножниц, при этом следить, чтобы пальчики не попали под лезвие. Со временем он научится делать это самостоятельно.
Лучше если эта работа займет не более двух шагов ножницами.
А уже из этих полосок с помощью клея-карандаша можно быстро смастерить цветок, гирлянду (они же бусы) и даже целую елку. Так же можно сделать объёмную аппликацию травы. Для этого полоску зелёного цвета надрезаем c одного края не до конца и приклеиваем на край альбомного листа. А детали можно дорисовать фломастерами.
Если у малыша не получается, нарезать полоски и бумага рвётся, то попробуйте сделать тоже самое из плотных обложек журналов. Или же просто дайте ребёнку небольшие кусочки журнальных обложек, и пусть он режет их как ему угодно. Ваша задача заключается в том, чтобы контролировать его действия во время занятия.
Следующий этап: вырезаем предметы по контурам
Как только малыш освоился с нарезанием полосок, можно пробовать вырезать по контурам. Для начала выбираем простые контуры с чёткими линиями. Например, геометрические фигуры. Сначала квадрат или прямоугольник, затем треугольник или трапецию и, наконец, круг и овал.
Затем можно пробовать вырезать более сложные фигуры. Лучше всего вырезать из детских журналов на плотной бумаге или раскрасок. Тонкую бумагу вырезать сложнее, она при любом неудачном повороте ножниц может легко порваться. Вырезанные фигурки так же используйте в аппликациях.
Сейчас в детских магазинах, на просторах интернета имеется масса рабочих тетрадей и пособий, которые содержат материалы для обучения ребёнка вырезанию. Упражнения в них построены так, что малыш следует от простого к сложному. Используйте их для подержания интереса у ребёнка к работе с ножницами.
Желаем удачи и творческих идей!!!
Предварительный просмотр:
ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
«Помогите детям запомнить правила
пожарной безопасности»
Пожарная безопасность дома (в квартире)
1. Выучите и запишите на листе бумаги ваш адрес и телефон. Положите этот листок рядом с телефонным аппаратом.
2. Не играйте дома со спичками и зажигалками. Это может стать причиной пожара.
3. Уходя из дома или из комнаты, не забывайте выключить электроприборы, особенно утюги, обогреватели, телевизор, светильники и т.д.
4. Не сушите бельё над плитой. Оно может загореться.
5. В деревне или на даче без взрослых не подходи к печке и не открывай печную дверцу. От выпавшего уголька может загореться дом.
6. Ни в коем случае не зажигай фейерверки, свечи или бенгальские огни без взрослых.
При пожаре в квартире
1. Вызовите пожарную охрану по телефону «01», с мобильного «112».
2. Немедленно покиньте помещение, закройте за собой дверь.
3. Двигайтесь к выходу ползком или пригнувшись.
4. Накройте голову мокрой плотной тканью.
5. Дышите через мокрый носовой платок.
6. Сообщите о пожаре соседям, зовите на помощь.
СОБЛЮДАЙТЕ ПРАВИЛА ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ!
БЕРЕГИТЕ СВОИХ ДЕТЕЙ!