Моя педагогическая философия
Моя педагогическая философия.
«Всегда ли человек осознает свои побуждения (цели, потребности, идеалы, направленность своей личности)? Безусловно, нет. Если бы это было так, человек бы обладал идеальным самосознанием, в совершенстве знал бы себя, давал бы точную самооценку».
В.Г. Асеев
Всегда интересно рассуждать, почему человек поступил, так или иначе. Я тоже люблю задавать себе вопросы, а потом на них отвечать. Мне кажется, это совсем неплохая черта в человеке, он способен к размышлению в поиске истины. Найдет ли он ее? Однако одно верно, думаю я, мотивы возникают, развиваются и формируются на основе потребностей. Прочитав некоторую литературу этих философских понятий, я убедилась в том, что тесная связь мотивов и потребностей объясняется, прежде всего, сходством сущностей. Потребность человека – это испытываемая нужда в чем-то, мотивы же – это побуждения человека в связи с этой нуждой.
Формирование мотивов выбора профессии связано с различными факторами: (пример учителя или родных, семейные традиции, потребность в обучении и воспитании детей, интерес к предмету, осознание высокой миссии педагога и др.)
Выбирая свой путь, я обратилась к профориентационной диагностике (методика разработана в НИИ тестирования и развития «Гуманитарные Технологии» при МГУ им. М. В. Ломоносова) и в результате получила:
- индивидуальный графический профиль личностных особенностей;
-списки профессий, соответствующих интересам и способностям;
-развернутые интерпретации результатов по всем показателям теста.
Мы неоднократно говорим о личностно-ориентированном подходе и это действительно очень важно, и я убедилась в этом на личном опыте. Вообще профессиональное становление педагога и формирование его профессиональной мотивационной сферы представляет собой длительный, непрерывный процесс. Можно сказать, что это путешествие длиною в жизнь.
Однако самое важное и главное-это открытое сердце, когда можешь быть ребенком вместе с детьми. Дети должны ощущать мою любовь, доброту, растворимость в них, партнерство в любых делах, только так будешь другом, заслужишь их доверие и симпатию.
Я точно знаю, что сделала правильный выбор. Счастливые лица и улыбки детишек, благодарность родителей – подтверждение тому. Наша профессия как никакая другая окружена любовью, и прекрасно, когда это любовь взаимна.
Мне вспоминается совет: «Не потеряйте ни одного воспитанника и пусть эти слова станут вашей педагогической философией». Я стараюсь относиться к своей деятельности как к служению, а не как к работе. Я замечаю, что это отношение незаметно воспитывается во мне с каждым годом. Приятно ловить себя на мысли, что ростки дают корни, что это твое родное, любимое дело, твоя любимая жизнь.
Есть притча о царе, который мечтал осчастливить свой народ и обратился за советом к мудрецам. Те задали ему три вопроса: какой час на земле самый главный, какой человек на земле самый главный, какое дело на земле самое главное? Царь не сумел найти ответы на эти вопросы. А они были очень просты: самый главный час - настоящий, тот, который сейчас наступил; самым главным человеком является тот, что сейчас с тобой; дело, которое ты сейчас делаешь, и является самое главное.