Авторская программа "Развивающие игры в развитии логического мышления дошкольников"
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №38 «Апельсин»
Принято на педагогическом совете Протокол №___ от _______2015г.
| Утверждаю: Заведующий МБДОУ «Детским садом №38 «Апельсин» ____________________ Г.В. Ушакова Приказ №_____ от ____________2015г. |
«Развивающие игры в развитии логического мышления дошкольников»
для детей 6 – 7 лет
Авторская программа
по дополнительному образованию «Развивай-ка»
Автор-составитель:
Большакова Ольга Николаевна
Воспитатель первой квалификационной категории
Тамбов
«Развивающие игры в развитии логического мышления дошкольников».
Авторская программа по дополнительному образованию «Развивай-ка».
Автор – составитель: Большакова Ольга Николаевна – воспитатель первой квалификационной категории.
Содержание
1. Пояснительная записка
2. Цели и задачи
3. Актуальность, новизна, принципы построения программы
4. Ожидаемый результат
5. Перспективное планирование на учебный год
6. Используемая литература
7.
Пояснительная записка
Зачем логика маленькому ребёнку, дошкольнику? Дело в том, что на каждом возрастном этапе создаётся как бы определённый «этаж», на котором формируются психические функции, важные для перехода к следующему этапу. Таким образом, ключевые компетентности, приобретённые в дошкольный период, будут служить фундаментом для дальнейшего развития способностей в школьном возрасте. И важнейшим среди этих навыков является навык логического мышления, способность «действовать в уме». Ребёнку, не овладевшему приёмами логического мышления, труднее будет даваться учёба - решение задач, выполнение упражнений потребуют больших затрат времени и сил. В результате может пострадать здоровье ребёнка, угаснет интерес к учению.
В целях развития логического мышления нужно предлагать старшему дошкольнику самостоятельно производить анализ, синтез, сравнение, классификацию, обобщение, строить индуктивные и дедуктивные умозаключения.
Овладев логическими операциями, старший дошкольник станет более внимательным, научится мыслить ясно и чётко, сумеет в нужный момент сконцентрироваться на сути проблемы, убедить других в своей правоте. Учиться станет легче, а значит, и процесс учёбы, и сама школьная жизнь будут приносить радость и удовлетворение.
Логико-математические игры конструируются на основе современного взгляда на развитие математических способностей ребенка.
К ним относятся стремление ребенка получить результат: собрать, соединить, измерить, проявить инициативу и творчество; предвидеть результат; изменить ситуацию; активно не отвлекаясь, действовать практически и мысленно; оперировать образами; устанавливать связи и зависимости, фиксировать их графически.
Данные игры способствуют развитию внимания, памяти, речи, воображения и мышления ребёнка, создают положительную эмоциональную атмосферу, побуждают детей к обучению, активности в преобразовании игровой ситуации.
Цель:
Развитие логического мышления, как основы интеллектуального развития дошкольников в процессе развивающей игры.
Задачи:
Обучающие задачи:
- Приучать поддерживать отношения сотрудничества с окружающими людьми;
- Учить использовать незаконченную фигуру как деталь сюжетной композиции;
- Обучать логическим приемам работы с объектом или множеством (сравнения, обобщения, абстрагирования, деления, анализа, синтеза) на материале логических блоков Дьенеша, палочек Кюзенера, кубиков Никитина;
- Формировать представления о математических понятиях алгоритма, кодирования и декодирования информации;
Развивающие задачи:
- Развивать произвольность воображения, внимания, памяти, поведения;
- Совершенствовать пространственное мышление, сенсомоторную координацию у детей;
- Развивать способность комбинировать как основу творчества;
- Развивать умение работать по инструкции; планировать и отслеживать результат;
Воспитательные задачи:
- Обеспечить комфортный эмоциональный микроклимат, в котором каждый ребенок чувствует себя принятым, защищенным и успешным;
- Целенаправленно создавать педагогические ситуации проблемного характера, потенцирующих развитие личностных качеств ребенка;
- Поощрять проявление инициативы, любознательности, отзывчивости, самостоятельности, настойчивости каждого ребенка;
- Стимулировать интерес к самостоятельному освоению игр, изображений, материалов, инструментов, техник, созданию нового образа;
- Прививать игровую культуру детям и взрослым.
Актуальность программы:
Овладение логическими формами мышления в дошкольном возрасте способствует подготовке дошкольников к усвоению математических знаний, и необходимо для успешного перехода детей к школьному обучению. Ребенок должен уметь выделять существенное, "гибко" мыслить, самостоятельно решать новые задачи, "нестандартно " и творчески подходить ко всему.
Новизна программы:
Обеспечивается за счет интеграции видов детской деятельности следующего характера: каждое занятие включает в себя логические игры; системности содержания и работы с ним; использования потенциала развивающих игр.
Игра позволяет успешно интегрировать с ней другие виды детской деятельности. Подобную интеграцию и использует программа «Развивай-ка».
Принципы программы:
–совмещение в деятельности ребёнка элементов игры и обучения и постепенный переход от игр-забав через игры-задачи к учебно-познавательной деятельности;
–постепенное усложнение обучающей задачи и условий игры;
–повышение умственной активности ребёнка в решении предлагаемых задач;
–органическая связь и взаимозависимость между внешней и внутренней (умственной) активностью ребёнка и постепенный переход к более интенсивному умственному труду;
–единство обучающих и воспитательных воздействий.
Ожидаемый результат:
Дети умеют анализировать, сравнивать, сопоставлять, эффективно усваиваются математические представления, развивается самостоятельность в принятии и выборе решений, развивается речь- доказательство, речевое общение;
- умеют выполнять сложные мыслительные операции и доводить начатое до конца;
- умеют видеть проблему, самостоятельно принимать решения;
- развитая мелкая моторика кистей рук.
Периодичность занятий
2 раза в неделю для детей 6-7 лет;
Длительность занятий
не более 30 минут для детей 6-7 лет.
№ | Тема | Программное содержание | Методические приемы | Используемый материал |
Сентябрь | ||||
1 | «Незнайка на улице» | Закреплять знания детей о правилах дорожного движения, дорожных знаках. Развивать внимание, способность к анализу и синтезу. | - игровая ситуация - вопросы к детям - рассматривание схемы - объяснение воспитателя - работа детей - индивидуальная работа
| Д/И «Дорожные знаки», карточки-схемы. |
2 | «Дорога к изумрудному городу» | Закреплять умения составлять из частей целое, разбивать группу фигур на части по определённым признакам. Развивать способность к анализу и синтезу, к комбинированию.
| - художественное слово - проблемная ситуация - рассматривание схемы - объяснение воспитателя - работа детей - индивидуальная работа - анализ.
| Карточки-схемы, кубики Никитина.
|
3 | «Ищем клад» | Развивать у детей пространственные представления при прочтении плана открытого пространства. Учить выкладывать узор из двенадцати кубиков.
| - игровая ситуация - вопросы к детям - рассматривание схемы - объяснение воспитателя - работа детей | Карточки-схемы, кубики Никитина.
|
4 | «Отгадай, где я живу» | Помочь детям осознать принципы взаимосвязи животных с условиями жизни в природных условиях. Развивать умение детей воспроизводить предметы по представлению; сравнить предметы по величине; находить сходства и различия между предметами.
| -загадка -выкладывание отгадки - игровое упражнение «Расскажи, кто?»
| Предметные картинки, Колумбово яйцо.
|
5 | «Автомобильные стоянки» | Развивать умение детей выявлять наличие нескольких признаков (цвет, форма, размер) и отсутствие одного из них. Упражнять в счете, в измерении.
| -рассматривание рисунков -выбор материала -выполнение работы | Блоки Дьенеша, набор цифр. |
6 | «Доктор Айболит» | Развивать фантазию, логическое мышление, наблюдательность, внимание, память. Учить пользоваться игрушками-заместителями.
| -художественное слово - игровая ситуация -игра «Помоги зайке» -самостоятельная работа детей
| Блоки Дьенеша, карта - лабиринт
|
7 | «Угощение для гостей» | Развивать познавательные и сенсорные способности, мелкую моторику рук; учить находить новые способы решения проблемы. Учить детей образному мышлению, воспитывать доброжелательное отношение к животным.
| -загадка -графический диктант -игровая ситуация -игра «Кто, что любит»
| Предметные картинки, набор геометрических фигур, карандаш, лист бумаги.
|
8 | «Украшаем салфетки» | Развивать зрительную память, мелкую моторику рук; учить приёмам наложения, воспитывать внимание, усидчивость. Развивать речь; вызвать у детей радостное настроение. | -рассматривание рисунков -выбор материала -выполнение работы - анализ.
| Набор геометрических фигур, трафарет. |
Октябрь
| ||||
9 | «Поезд» | Формировать умения сравнивать, обобщать, находить сходные признаки у далеких на первый взгляд предметов. Развивать речь. | -загадка -графический диктант - игровая ситуация - индивидуальная работа | Карточки - схемы, набор брусков, карандаш, лист бумаги.
|
10 | «Алгоритмы» | Обучать сравнению чисел, введение понятия алгоритма сортировки чисел по возрастанию (убыванию) | - объяснение воспитателя - работа детей - индивидуальная работа - анализ.
| Набор цифр, Карточки - схемы. |
11 | «Половинки» | Продолжать закреплять названия геометрических фигур. Развивать логическое мышление, внимание, память, усидчивость. | - игровая ситуация - вопросы к детям - рассматривание схемы - объяснение воспитателя - работа детей
| Набор геометрических фигур, трафарет |
12 | «Сложи квадрат»
| Развивать у детей цветоощущение и сообразительность при решении проблемы частей целого, их возможных взаимоотношений и взаиморасположений.
| - игровая ситуация - вопросы к детям - рассматривание схемы - объяснение воспитателя - работа детей - индивидуальная работа - анализ.
| Карточки - схемы, наборы с играми «Сложи квадрат» |
13 | «Умные загадки» | Развивать логическое мышление, внимание, память, творческие способности. | игровая ситуация - вопросы к детям - объяснение воспитателя - работа детей - индивидуальная работа - анализ.
| Фишки разноцветные, набор предметных карточек, ребусы. |
14 | «Лес» | Упражнять детей в конструировании деревьев разных пород из палочек; сравнении предметов по высоте с помощью условной мерки. Закреплять умение ориентироваться в пространстве, пользоваться словами: дальше, ближе, выше, ниже, слева. | -загадка -выкладывание отгадки -проблемная ситуация -беседа -ритмическая пластика.
| Палочки Кюизенера, цветные счетные палочки, карточки.
|
15 | «Хвойный бор»
| Учить детей видать форму в предметах, воспроизводить сходство с реальными предметами (строение, пропорции, соотношение частей), развитие воображения.
| художественное слово - проблемная ситуация - рассматривание схемы - объяснение воспитателя - работа детей | Палочки Кюизенера, цветные счетные палочки, карточка.
|
16 | «Наши руки не для скуки» | Познакомить с возможностью создания образов, символов на основе одинаковых элементов. Развивать воображение, логическое мышление, речь детей. | -проблемная ситуация - объяснение воспитателя -самостоятельная работа детей -индивидуальная работа | Д/И «Продолжи закономерность», блоки Дьенеша. |
Ноябрь | ||||
17 | «Транспорт к выезду готов»
| Закреплять знания детей о понятиях «цвет», «форма», развивать умение правильно определять соотношение между элементами, ориентироваться на плоскости, развивать внимание, воображение, мышление.
| -игровая ситуация - вопросы к детям - рассматривание схемы - объяснение воспитателя - работа детей - индивидуальная работа | Блоки Дьенеша, карточки-схемы |
18 | «Доставка грузов»
| Учить детей работать с схемами, развивать умение правильно определять соотношение между элементами, ориентироваться на плоскости.
| -проблемная ситуация -д/игра «найди и разложи по форме» -игра «придумай маршрут» -самостоятельная работа детей -индивидуальная работа | Блоки Дьенеша, карточки-схемы |
19 | «Рисуем узор» | Учить анализировать, открывать зависимость, логику изменения фигур. Развивать внимание и зрительную память ребёнка, графические навыки.
| - игровая ситуация - вопросы к детям - рассматривание схемы - объяснение воспитателя - работа детей - индивидуальная работа | Фигуры-задания, простой карандаш, лист бумаги.
|
20 | «Собери дом» | Учить анализировать форму предмета, располагать части предмета на плоскости. Закреплять состав числа. Развивать память, логическое мышление. | - игровая мотивация -рассматривание схемы - объяснение воспитателя -работа детей | Карточки-схемы, набор геометрических фигур |
21 | «Винни-Пух и его друзья» | Развивать речевое мышление детей, умение составлять рисунки-схемы. | - художественное слово - объяснение воспитателя - игровая мотивация -рассматривание схемы -работа детей
| Рисунки-схемы, простой карандаш, лист бумаги.
|
22 | «Загадки Паучка-добрячка» | Упражнять в усвоении счета. Развивать способность логически мыслить. Активизировать речь детей. | - проблемная ситуация -вопросы и задания -рассматривание схемы -работа детей | Цветные счетные палочки, карточки-схемы.
|
23 | «Пушка»
| Развивать способность к синтезу, к комбинированию, учить складывать узор из четырнадцати кубиков.
| - проблемные ситуации - художественное слово - рассматривание схемы - объяснение воспитателя - работа детей - индивидуальная работа | Карточки-схемы, кубики Никитина.
|
24 | «Соседи» | Учить детей устанавливать равенства и неравенства групп предметов; осваивать способы моделирования действий увеличения и уменьшения. | - игровая мотивация -рассматривание схемы - объяснение воспитателя - работа детей - индивидуальная работа
| Блоки Дьенеша, карточки-схемы |
Декабрь | ||||
25 | «Который час» | Учить детей определять время при соответствующем расположении стрелок на часах. Развивать внимание, память. | - игровая ситуация - вопросы к детям - объяснение воспитателя - работа детей
| Часы со стрелками. |
26 | «Помоги друзьям» | Учить детей ориентироваться на плоскости по координатам. Развивать логическое мышление, внимание. | - игровая ситуация - вопросы к детям - графический диктант - работа детей - индивидуальная работа
| Карточки - лабиринты, простой карандаш, лист бумаги.
|
27 | «Угощаем тортом»
| Учить детей делить целое на равные части; показывать и называть части: одна вторая, одна четвертая, две четверти, половина. Закреплять понятие «части меньше целого, целое больше части»
| - проблемная ситуация -вопросы и задания -стихотворение «Всей семьей пекли мы торт» -беседа
| Палочки Кюизенера, цветные счетные палочки, карточка. |
28 | «Сделай фигуру»
| Закреплять умение детей составлять геометрические фигуры из палочек (треугольник, прямоугольник, трапеция, четырехугольник); различать количественный и порядковый счет, правильно отвечать на вопросы: сколько, который по счету?
| - вопросы и задания -игровое упражнение «На что похоже» - объяснение воспитателя - работа детей
| Палочки Кюизенера, цветные счетные палочки. |
29 | «Опасные приключения»
| Учить читать блоки по знакам, ориентироваться по схеме, развивать внимание, наблюдательность, память.
| -игровая ситуация -игра «освободи принцессу» -самостоятельные игры детей -индивидуальная работа | Блоки Дьенеша, схема лабиринтов.
|
30
| «Лабиринты»
| Учить читать блоки по знакам, ориентироваться по схеме, развивать внимание, наблюдательность, память. | -игровая ситуация -игра «со составь лабиринт » -игра «доставь груз» -самостоятельные игры детей -индивидуальная работа
| Карточки-схемы |
31 | «Заполни квадрат»
| Учить упорядочивать объекты по внешним признакам. Развивать у детей цветоощущение и сообразительность при решении проблемы частей целого, их возможных взаимоотношений и взаиморасположений.
| - игровая ситуация - вопросы к детям - рассматривание схемы - объяснение воспитателя - работа детей - индивидуальная работа
| Блоки Дьенеша, наборы с играми «Сложи квадрат», карточки-схемы |
32 | «Город чувств» | Развивать и гармонизировать эмоциональную сферу, умение анализировать. Закрепить понятия об основных чувствах человека (зрение, слух, вкус, обоняние, осязание). Развивать творческие способности, познавательный интерес. | - художественное слово - просмотр презентации - игровая ситуация - работа детей
| Мультимедийное оборудование, цветные карандаши, карандаш, лист бумаги.
|
Январь | ||||
33 | «Солнышко»
| Развивать способность к анализу и синтезу, к комбинированию, учить складывать узор из шестнадцати кубиков.
| - Проблемные ситуации - художественное слово - рассматривание схемы - объяснение воспитателя - работа детей - индивидуальная работа | Карточки-схемы, наборы кубиков Никитина |
34 | «Золотая рыбка»
| Развивать способность к анализу и синтезу, к комбинированию, учить складывать узор из шестнадцати кубиков.
| - Проблемные ситуации - художественное слово - рассматривание схемы - объяснение воспитателя - работа детей - индивидуальная работа
| Карточки-схемы, наборы кубиков Никитина.
|
35 | «Ну-ка, звёздочка, зажгись»
| Развивать способность к анализу и синтезу, к комбинированию, учить складывать узор из шестнадцати кубиков.
| - Проблемные ситуации - художественное слово - рассматривание схемы - объяснение воспитателя - работа детей
| Карточки-схемы, наборы кубиков Никитина.
|
36 | «Танграм» | Учить составлять плоскостную фигуру по образцу, выделять в плоскостных фигурах составные части и соотносить их с геометрическими фигурами. | - игровая ситуация - рассматривание схемы - объяснение воспитателя - работа детей - индивидуальная работа
| Танграм, карточки-таблицы. |
37 | «Фигуры-силуэты» | Учить составлять плоскостную фигуру по представлению, выделять в плоскостных фигурах составные части и соотносить их с геометрическими фигурами. | - художественное слово - рассматривание схемы - объяснение воспитателя - работа детей - индивидуальная работа
| Танграм |
38 | «Сочиняем сказку» | Учить пользовать в речи сравнительную и превосходную степени имен прилагательных. Развивать умение планировать рассказ, воображение, фантазию. | - художественное слово, - объяснение воспитателя - работа детей - индивидуальная работа
| Мнемотаблицы. |
Февраль | ||||
39 | «Сапожок»
| Развивать способность к анализу и синтезу, к комбинированию, учить складывать узор из шестнадцати кубиков.
| - Проблемные ситуации - художественное слово - рассматривание схемы - объяснение воспитателя - работа детей - индивидуальная работа
| Карточки-схемы, наборы кубиков Никитина.
|
40 | «Полосатая салфеточка»
| Закреплять умение детей составлять узор согласно словесной конструкции взрослого, закреплять названия геометрических фигур; умение составлять число 6 из двух меньших чисел.
| - игра «Числовой коврик» -вопросы и задания -выполнение работы -п/игра «угадай, какое число»
| Палочки Кюизенера, цветные счетные палочки.
|
41 | «Сложи квадрат» | Развивать у детей цветоощущение и сообразительность при решении проблемы частей целого, их возможных взаимоотношений и взаиморасположений.
| - игровая ситуация - вопросы к детям - рассматривание схемы - объяснение воспитателя - работа детей - индивидуальная работа
| Карточки - схемы, наборы с играми «Сложи квадрат» |
42 | «Ножницы»
| Развивать способность к анализу и синтезу, к комбинированию, учить складывать узор из шестнадцати кубиков.
| - Проблемные ситуации - художественное слово - рассматривание схемы - объяснение воспитателя - работа детей - индивидуальная работа
| Карточки-схемы, наборы кубиков Никитина.
|
43 | «Бегун»
| Развивать способность к анализу и синтезу, к комбинированию, учить складывать узор из шестнадцати кубиков.
| - Проблемные ситуации - художественное слово - рассматривание схемы - объяснение воспитателя - работа детей - индивидуальная работа
| Карточки-схемы, наборы кубиков Никитина.
|
44 | «Кораблик»
| Учить детей измерять с помощью условной мерки; находить соответствие цвета с числом; Упражнять в счете, моделирование по замыслу.
| - чтение стихотворения -выполнение работы -беседа -игра «найди отличия» | Палочки Кюизенера, цветные счетные палочки, карточка. |
45 | «Строим мост через реку»
| Учить детей моделировать по условию; измерять с помощью условной мерки; находить соответствующие цвета с числом. Упражнять в счете.
| - игровая ситуация -выполнение работы -беседа
| Палочки Кюизенера, цветные счетные палочки. |
46 | «Чудесные дворцы» | Учить детей моделировать по условию; измерять с помощью условной мерки; находить соответствующие цвета с числом. Анализировать фантазию и творческие способности детей.
| - игровая ситуация -выполнение работы -беседа
| Палочки Кюизенера, цветные счетные палочки. |
Март | ||||
47
| «Ваза для цветов»
| Учить детей придумывать дизайн ваз для цветов разной величины; соотносить размер вазы с воображаемым цветком. Развивать воображение.
| - рассматривание иллюстраций, экспонатов. - выполнение работы -беседа с детьми - чтение стихов и загадок. | Палочки Кюизенера, цветные счетные палочки, карточка.
|
48 | «Подарок маме»
| Продолжать учить читать схемы. Развивать графические навыки, воображение, навыки моделирования.
| -художественное слово -Игра «геометрические бусы» -аппликация образец -работа с карточками
| Блоки Дьенеша, карты-схемы
|
49 | «В мире животных»
| Развивать способность к анализу и синтезу, к комбинированию. Учить выкладывать животного по образцу. Развивать логическое мышление, внимание. | - Проблемные ситуации - художественное слово - рассматривание схемы - объяснение воспитателя - работа детей - индивидуальная работа
| Карточки-схемы, Колумбово яйцо. |
50 | «Сказочные птицы» | Развивать способность к анализу и синтезу, к комбинированию. Учить выкладывать животного по представлению. Развивать логическое мышление, внимание, творческие способности. | Проблемные ситуации - художественное слово - объяснение воспитателя - работа детей - индивидуальная работа
| Колумбово яйцо. |
51 | «Забор»
| Учить детей строить ряд в соответствии с заданным алгоритмом; переносить модели из горизонтальной плоскости в вертикальную. Упражнять в счете.
| - рассматривание иллюстраций -вопросы и задания - самостоятельная работа - игра «Что за забором»
| Палочки Кюизенера, карточки
|
52
| «Выставка цветов»
| Учить детей моделировать цветок по рисунку; сравнивать предметы по величине, соотносить их с изображением; находить сходство и различия в изображаемых предметах.
| - рассматривание иллюстраций -игровая ситуация -выполнение работы -вопросы и задания -игра «покажи и назови цветок, о котором я рассказала»
| Палочки Кюизенера, цветные счетные палочки, открытки с изображением цветов на длинной цветоножке.
|
53 | «Рисуем узор» | Учить детей ориентироваться на плоскости по координатам. Развивать логическое мышление, внимание.
| - игровая ситуация - вопросы к детям - графические упражнения - работа детей - индивидуальная работа
| Карточки-схемы, простой карандаш, лист бумаги.
|
54 | «Житейские истории»
| Продолжать учить читать схемы. Развивать графические навыки, воображение, навыки моделирования.
| -проблемная ситуация - графические упражнения -самостоятельное выполнение работы -индивидуальная работа -художественное слово
| Блоки Дьенеша, карточки схемы, простой карандаш, лист бумаги.
|
Апрель | ||||
55 | «Зонтик»
| Развивать способность к анализу и синтезу, к комбинированию. Учить складывать узор из шестнадцати кубиков.
| - Проблемные ситуации - художественное слово - рассматривание схемы - объяснение воспитателя - работа детей - индивидуальная работа
| Карточки-схемы, наборы кубиков Никитина.
|
56 | «Кто старше?»
| Формировать представления о возрасте. Развивать умение находить соответствие цвета с числовым значением палочек и цифрой. Закрепить умения сравнивать предметы по величине.
| - чтение стихотворения -вопросы и задания -работа парами -беседа | Палочки Кюизенера, цветные счетныепалочки, набор цифры
|
57 | «Цветочный луг»
| Учить детей моделировать по словесной инструкции; соотносить величину предметов. Упражнять в ориентировке на плоскости.
| - рассматривание иллюстраций - проблемная ситуация -выполнение работы -вопросы и задания -работа парами -беседа
| Палочки Кюизенера, цветные счетные палочки. |
58 | «В этом доме мы живем» | Развивать умение ориентироваться по знакам- символам. Развивать наблюдательность, внимание, память.
| -проблемная ситуация -игра «город мечты» -игра «засели дом» -самостоятельная работа
| Блоки Дьенеша, карточки – схемы.
|
59 | «Жители гор»
| Развивать способность к анализу и синтезу, к комбинированию, умению ориентироваться по знакам- символам. Развивать наблюдательность, внимание, память
| - рассматривание иллюстраций -игра «угадай кто?» -самостоятельна работа детей -индивидуальная работа | Блоки Дьенеша, карточки - схемы
|
60 | «Кукольные домики» | Развивать внимание и зрительную память ребёнка, графические навыки. Учить анализировать, открывать зависимость, логику изменения фигур.
| - Проблемные ситуации - художественное слово - рассматривание схемы - объяснение воспитателя - работа детей - индивидуальная работа | Фигуры-задания, простой карандаш, лист бумаги
|
61 | «Продолжай» | Развивать внимание и зрительную память ребёнка, графические навыки. Учить анализировать, открывать зависимость, логику изменения фигур.
| - Проблемные ситуации - художественное слово - рассматривание схемы - объяснение воспитателя - работа детей | Фигуры-задания, простой карандаш, лист бумаги
|
62 | «Детский городок» | Развивать внимание и зрительную память ребёнка, графические навыки. Активизировать фантазию. Формировать пространственное и творческое воображение. | - игровая ситуация - рассматривание схемы - объяснение воспитателя - работа детей - индивидуальная работа | Фигуры-задания, простой карандаш, лист бумаги |
Май | ||||
63 | «Верблюд» | Развивать способность к анализу и синтезу, к комбинированию. Учить складывать узор из тридцати двух кубиков.
| - Проблемные ситуации - художественное слово - рассматривание схемы - объяснение воспитателя - работа детей - индивидуальная работа
| Карточки-схемы, наборы кубиков Никитина. |
64 | «Белочка»
| Развивать способность к анализу и синтезу, к комбинированию. Учить складывать узор из тридцати двух кубиков.
| - Проблемные ситуации - художественное слово - рассматривание схемы - объяснение воспитателя - работа детей - индивидуальная работа
| Карточки-схемы, наборы кубиков Никитина.
|
65 | «Взрослые и дети»
| Конкретизировать представления детей об обобщенном образе человека (мужчина, женщина, девочка, мальчик, бабушка, дедушка) в модельной конструкции. Развивать умение оперировать признаками предмета; сравнивать изображенных людей по полу и возрасту.
| - проблемная ситуация -игра «угадай, кто?» - выполнение работы -задания - игра «моя семья» - беседа
| Палочки Кюизенера, цветные счетные палочки. |
66 | «Время»
| Развивать умение детей моделировать часы; определять время по часам.
| -загадка -вопросы и задания -работа по инструкции -обыгрывание ситуаций -беседа
| Палочки Кюизенера, цветные счетные палочки. |
67 | «Хитрые предметы» | Развивать у детей цветоощущение и сообразительность при решении проблемы частей целого, их возможных взаимоотношений и взаиморасположений.
| - игровая ситуация - вопросы к детям - рассматривание схемы - объяснение воспитателя - работа детей - индивидуальная работа - анализ.
| Фишки разноцветные Карточки - схемы, |
68 | «Проверим смекалку» | Развивать воображение, память, логическое мышление, речь детей. | - игровая ситуация - объяснение воспитателя - работа детей - индивидуальная работа
| Карточки с цифрами и знаками, набор геометрических фигур |
69 | «Придумай загадку» | Учить придумывать загадки по определенному плану. Развивать воображение, логическое мышление, речь детей. | - художественное слово -беседа - вопросы к детям - работа детей
| Предметные картинки. |
70 | «Великое путешествие» | Создать доброе, радостное наст роение. Развивать логическое мышление. | - художественное слово -беседа - работа детей
| Цветные карандаши, лист бумаги. |
Используемая литература в составлении программы:
1. Сажина С.Д. Составление рабочих учебных программ для ДОУ. - «Т Ц Сфера», 2006
2. Баженова М.А. Веселая математика. – Д.: Сталкер, 1998.
3. Бачурина В.Н. Развивающие игры для дошкольников. – М.: ООО ИКТЦ «Лада», 2006.
4. Дидактические игры – занятия в ДОУ. Выпуск №1: Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ\ Авт.- сост. Панова Е. Н. – изд-во Воронеж, 2007.
5. Дидактические игры – занятия в ДОУ. Выпуск №2: Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ\ Авт.- сост. Панова Е. Н.– изд-во Воронеж, 2007.
6. Попова Г.П. – Занимательная математика. Материалы для коллективных индивидуальных занятий и уроков с дошкольниками и младшими школьниками. – Волгоград: Учитель, 2007.
7. Колесникова В.В.500 игр для коррекционно – развивающего обучения детей 3-5 лет.- Изд. 2-е, переработанное. –М.: изд. «Ювента», 2004.
8. Кузнецова А. 205 развивающих игр для детей 3-7 лет. - изд: Рипол Классик, Дом XXI век, 2006.
9. Никитин Б.П. Ступеньки творчества, или Развивающие игры.- 3- е изд., доп – М.: Просвещение, 1990. –
10.Новикова В.П., Тихонова Л. И. Развивающие игры и занятия с палочками Кюизенера. Для работы с детьми 3-7 лет. – М.: Мозаика – синтез, 2010.
11.Тарабарина Т.И., Елкина Н.В. И учеба, игра: математика. Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль, 1997.
12.Тихомирова Л.Ф. Упражнения на каждый день: логика для школьников. Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль, 2001.