статья

Бечик Светлана Александровна

Роль учителя в формировании личности ребенка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya.doc46.5 КБ

Предварительный просмотр:

Бечик Светлана Александровна

Учитель в школе № 655 Приморского района.

В последние годы  мы все чаще слышим фразу личностно- ориентированный подход, которая стремительно завоевывает образовательное пространство России.  Большинство педагогических коллективов настойчиво осваивают теоретические основы и технологию использования данного подхода в учебно-воспитательном процессе.

Такая популярность личностно-ориентированного подхода обусловлена рядом объективно существующих обстоятельств. К концу ушедшего века стало ясно, что информационные технологии современного образования развиваются невиданными темпами. Таким образом, главное стратегическое направление образования мною видится в решении проблемы личностно -ориентированного образования, такого образования, в котором личность ученика была бы в центре внимания педагога, в котором деятельность учения – познавательская деятельность, – была бы ведущей в системе “учитель – ученик”.

Учительский труд очень сложен, потому что в его основе – человеческие отношения. Учитель обязан ежедневно контролировать усвоение школьниками знаний, но ребята это не очень любят. Его стремления воспитывать лучшие человеческие качества у школьников, подчас встречают сопротивление с их стороны. По капельке учитель отдает себя детям. Отдает, порой не получая в ответ причитающихся ему внимания, участия. Не зря профессия учителя стоит в одном ряду профессий с эмоциональными перегрузками. Воспитание – процесс хлопотливый и требует, прежде всего, сдержанности, терпения, доброты. Без этого ни мастерства, ни таланта у учителя не будет никогда.

Я считаю, что личностный подход будет проявляться хотя бы в том, как учитель будет обращаться к детям. Учитель, любящий ребят и  свою работу, не будет в  классе называть их  по фамилии, а только по именам. Любящий детей учитель не побоится признать свою ошибку, извиниться перед ребятами, если окажется в чем-то неправым. Он никогда не позволит себе угрожать своим воспитанникам. Школа – дом радости – не может быть местом перепуганных детей. Ничего нет страшнее в школе, чем учитель, приходящий в класс с холодным сердцем. Несколько тысяч встреч ребенка с наставниками – какое же это богатство уроков жизни, уроков человеческих отношений. Многое из школьных наук потом забывается, не забывается одно – общение с умным, готовым тебя понять, собеседником. Педагог учит на уроках не только основам наук, но и правде, справедливости, честности, мужеству, доброте. Каждая секунда урока воспитывает. Да, учителя – обыкновенные люди. С нервами, сердцем, самолюбием, усталостью. Но детям от этого не легче. Они учителя не выбирают. Он им достается. Учитель – профессионал умеет оставлять за порогом класса все, что может его отдалить от учеников, помешать созданию творческой атмосферы на уроке. Это нелегко, в этом – мужество учительского подхода. Надо найти мужество, чтобы, несмотря на любые жизненные неурядицы, войти в класс с улыбкой, сказать ребятам такое важное: “Добрый день, дети!”. Проявить мужество, выдержку, не перебивать отвечающего у доски, не ответить резкостью на грубость. В этом проявляется, прежде всего, личностный подход к детям.

Нормальный ребенок, если он не болен, живо реагирует на все, что происходит на уроке. На реплики, на шутки, на интересную информацию. Абсолютная тишина на уроке – далеко не идеальное условие обучения. Плохо знают это лишь консервативные учителя. Личностный подход предполагает от учителя создавать в классе атмосферу хорошего настроения. Любой врач скажет, что хорошее настроение, улыбка, смех – лучшее лекарство. Ненормально, когда при ответе ученик испытывает страх, тревожность, подавленность. Без доброго отношения учителя к ученику, без ободрения не родится на уроке общение, а без общения нет воспитания. Вот что писал об этом В.А. Сухомлинский: “Самое главное, дорогие друзья, — это видеть в своем ученике живого человека. Умственный труд ребенка, его успехи и неудачи в учении – это его духовная жизнь, его внутренний мир, игнорирование которого может привести к печальным результатам”. “Мое сердце сжимает боль, когда я вижу школьника, который не может понять, что ему объясняется на уроке и получает двойку. Учитель, поставивший ему двойку, представляется ему самым несправедливым в мире человеком”. Личностный подход не возможен без педагогического такта, когда чувство меры в поведении и действиях учителя, включают в себя  уважение достоинства ученика, справедливость, выдержку и самообладание в отношениях с детьми, родителями, коллегами по труду.

        Равнодушных учеников, совсем без желаний, обучающихся только по обязанности, немного. Каждое зерно неравнодушия прорастет и даст богатейшие плоды, только перекинь мост от интересов каждого к тому, чем можно увлечь. Стоит снять эту перегородку – откроется заманчивая перспектива, учение станет гораздо привлекательнее, а увлечения полезнее, плодотворнее, глубже. Если пренебрегать увлечениями ребят, учение превращается для них в труд без радости.

В заключении хочется сказать, что педагог не столько учит и воспитывает, сколько стимулирует ученика к психологическому и социально-нравственному развитию, создает условия для его самодвижения. Наряду с глубиной, особое значение имеет яркость сообщаемой ученикам информации, воздействующей, как на интеллектуальную, так и на эмоциональную сферу их восприятия. Учитель никогда не добьется успеха, если не сумеет установить контакт с детьми, основанный на доверии, взаимопонимании и любви.

        

Познавательная активность учащихся.

Основные показатели уровней ПА

Нулевой уровень ПА

Относительно активный уровень ПА

Исполнительный уровень ПА

Творческий уровень ПА

Условия для активного включения в деятельность

Чаще пассивны на уроке,

с трудом включаются в учебную работу, ждут привычного побуждения

со стороны учителя (замечаний, напоминаний) или подсказок от учеников.

Нейтральны,

проявляют интерес

и активность только в определенных учебных ситуациях. Нуждаются в использовании плана ответа, опорных сигналов, алгоритмов того или иного учебного действия, рисунках-подсказках, таблицах

Активно, с желанием включаются в учебную деятельность, но нуждаются во внимательном отношении со стороны педагога, должны чувствовать заинтересованное отношение учителя к своей работе

Инициативны в любых учебных ситуациях, ищут возможности для проявления своей индивидуальности.

Им необходимы нестандартные ситуации, где можно проявить свою самобытность, свое творчество.

2. Отношение учащегося к новым видам работ

Боязнь новых неосвоенных видов работы, иногда полный отказ от учебной деятельности.

Легкое подключение к новым видам работы, при затруднениях  возможна потеря интереса к работе.

Необходимо ощущение элементов новизны. Эти учащиеся – опора учителя при изучении новой (непростой) темы; выручают в трудных учебных ситуациях (открытые уроки)

Легкое подключение к новым видам работы, поиск нестандартных путей решения, ответов.

3. Отношение учащегося к учебной задаче

Разнообразные эмоциональные реакции: от неприятия учебной задачи до равнодушия, скепсиса.

Восприятие учебной задачи несколько поверхностное, но, в целом, верное

Осознанное восприятие учебной задачи.

Самостоятельное установление ассоциативных связей между учебной задачей и явлениями

4. Отношение к домашним заданиям

Очень редко выполняют домашние задания.

Качество выполнения домашнего задания зависит от его содержания.

Систематически выполняют домашние задания, предлагаемые учителем

Всегда выполняют домашние задание, стремятся внести в него что-то свое.