АТТЕСТАЦИЯ 2022
Инновационный опыт - «Обогащение сюжета детской игры средствами ознакомления с окружающим миром»
Приложение - Конспект НОД «В поисках сундука знаний» по познавательному развитию для старшей группы
Портфолио - https://disk.yandex.ru/d/3o7wjvMSZDVHIA
Видеозанятие - https://disk.yandex.ru/d/g7UoPeDPiZFKZA
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
innovatsionnyy_opyt_zhiltsovoy_e.i.docx | 41.52 КБ |
konspekt_nod.docx | 163.06 КБ |
Предварительный просмотр:
Инновационный педагогический oпыт воспитателя MБДOУ «Лямбирский детский сад № 3 комбинированного вида» Лямбирского муниципального района
Республики Moрдoвия
Жильцовой Елены Ивановны
Введение
тема: «Обогащение сюжета детской игры средствами ознакомления с окружающим миром»
Автор: Жильцова Елена Ивановна
Год рождения: 22.02.1984
Профессиональное образование: высшее, Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования « МГПИ им. М.Е. Евсевьева», 2006 г., учитель начальных классов;
Государственное бюджетное учреждение дополнительного профессионального образования «Мордовский республиканский институт образования», 2016 г.,
воспитатель.
Общий педагогический стаж работы – 7 лет; стаж работы в ДOУ – 6 лет
Повышение квалификации: ГБОУ ДПО(ПК)С МРИО, 2019 г.
Квалификационная категория: соответствие занимаемой должности
Дата последней аттестации: 25.05.2018 г.
Занимаемая должность: воспитатель.
Актуальность.
Игра помогает детям дошкольного возраста получить представления об окружающем мире людей и природы, социализирует и адаптирует его к жизни в этом мире. Однако, к сожалению, в современном обществе часто происходит замена игры обучающими занятиями в различных студиях, секциях и кружках. Это связано с тем, что родители не придают должного значения роли игры для развития детей. Поэтому, дети с трудом развивают игровой сюжет включаются в игровую деятельность. А если играют, то игровой сюжет однотипен, без индивидуальных предложений, добавлений, креативных замещений.
Так, например, такие педагоги как А. В. Запорожец, Д. Б. Эльконин, А. П. Усова и др. придавали огромное значение игре как виду деятельности определяющей всестороннее развитие личности ребенка. Ведь именно в процессе игры ребенок знакомится с миром людей, их отношениями друг с другом и окружающим социальным миром.
Итак, актуальность вопроса о том, что именно окружающий мир оказывает огромное влияние на сюжеты ролевых игр детей, не подлежит сомнению. А игровые действия, которые берут на себя дети в игре, в свою очередь, ведут к познанию окружающей природы жизни людей, животных и т.д.
Новизна
Новизна моего педагогического опыта «Обогащение сюжета детской игры средствами ознакомления с окружающим миром» в том, что в нем уделяется большое внимание материальному оснащению центров сюжетных игр, введению детей в игровой сюжет, способствованию развития игровых действий из окружающего мира.
Ведь именно это привлекает и удивляет ребенка, способствует его социализации в окружающем мире людей и природы. А это значит, что важно обогащать сюжет детской игры событиями из окружающего мира, поступками из жизни и художественных произведений. А мы, взрослые, должны вводить детей в удивительный мир вещей и событий.
Условия формирования ведущей идеи опыта, условия возникновения, становления опыта.
Мой опыт работы показал, что игра развивает ребёнка как личность, формирует у него такие стороны психики, которые способствуют его трудовой и образовательной успешности, коммуникативной активности, его социализации в мире людей. Игру я использую в целях воспитания и развития дошкольников, стараясь обучать их различным игровым действиям с предметами, эмоциями, жестами как способами общения.
Я заметила, что игра способствует получению коллективного мышления, опыта поведения, когда ребенок учится подчиняться правилам и сдерживает свои желания, чтобы поддержать совместную игру.
Понимая, что в игровой деятельности большое значение имеет игровой материал, вношу в центры сюжетных игр новую игрушку, или какой-нибудь новый атрибут, чтобы направить игру в новое русло. Поэтому для обогащения и расширения представлений детей об окружающем мире с использованием сюжетных игр в группе организована продуманная, разумная развивающая среда, которая стимулирует детей и побуждает их к активной игровой и познавательной деятельности.
В своей практике, я всегда стремлюсь к созданию благоприятной эмоциональной атмосферы в коллективе. Стараюсь установить доверительные, дружелюбные отношения, поддержать положительные качества ребенка, учитывать их индивидуальность, поддержать детей, стимулировать к выполнению игровых действий.
Теоретическая база опыта
Как объясняют большинство современных ученых, игра – это особый вид деятельности, на определенном этапе развития общества. Г.В. Плеханов в своей научной работе «Письма без адреса» писал, что игра имеет многовековую историю и возникла в первобытном обществе вместе с разными видами искусства. По его мнению, труд определяет содержание игры, что он социален, потому что дети воспроизводят то, что видят вокруг себя, отображают трудовые действия взрослых.
Его мысли развивали и другие психологи и педагоги, которые рассматривали игру как проявление психических способностей детей. Так исследователи К.Д. Ушинский, Дж. Селли, К. Бюллер, В. Штерн рассматривали игру как умение фантазировать, развивать сюжет разными средствами; для А.И. Сикорского, Дж. Дьюи игра – это развитие умения мыслить, творить.
Однако, все ученые и исследователи единодушно отмечали, что на сюжет игры решающее влияние оказывает окружающая ребенка действительность. Д.Б. Эльконин считал, что мир, окружающий ребенка, можно условно разделить на две взаимосвязанные, но вместе с тем различные сферы: сферу предметов (вещей) как природных, так и созданных руками человека; сферу деятельности людей, сфера труда и отношений между людьми, в которые они вступают и в которых находятся в процессе деятельности.
Изучив исследования психолога Н.В. Королевой, я убедилась в том, что ролевая игра более близка к сфере трудовой деятельности людей и раскрывает содержание их труда, отношений в процессе деятельности.
Мой опыт доказал, что игра имеет социальную основу. Потому что детские игры связаны с миром взрослых и окружающей их действительностью. Я полностью согласна с мнением К.Д. Ушинского о том, что игра – это посильный для ребенка способ войти во всю сложность окружающего его мира взрослых, отражающую окружающую социальную среду.
Я стараюсь создать такую обстановку для игры, которая развивает воображение ребенка, способствует развитию игровых действий, чувств, искренних переживаний.
Итак, изучив исследования психологов и педагогов, я пришла к выводу: игра – это основной вид деятельности детей дошкольного возраста, которая способствует развитию духовных и физических сил ребенка: внимания, памяти, воображения, дисциплинированности, ловкости и т.д. А еще, она является доступным и понятным дошкольному возрасту способом для овладения общественным опытом.
Технология опыта.
Проблема
Дети дошкольного возраста не владеют навыками свободного общения. У них в силу возраста еще мало представлений об окружающем мире, природе, социальных событиях и явлениях. Поэтому они испытывают трудности при практическом использовании этого опыта в игровой деятельности.
Гипотеза
Однако, я заметила, что если систематически организовывать работу по развитию игровой активности детей через ознакомление с окружающим, можно улучшить и разнообразить содержание сюжетов детских игр.
Цель: обогащение сюжета детской игры через ознакомление с окружающим миром.
Задачи:
- Создать условия для развития игровой и творческой активности детей через ознакомление с окружающим и социальным миром.
- Разработать перспективный план по ознакомлению детей с окружающим миром и трудом взрослых.
- Создать картотеку сюжетно-ролевых игр для работы с детьми.
- Развивать навыки сотрудничества и общения между детьми и взрослыми.
- Приобщать родителей к совместной деятельности в вопросах воспитания и развития детей.
Принципы:
- принцип систематичности;
- принцип доступности;
- принцип проблемного образования;
- принцип мотивации;
- принцип интеграции;
- принцип индивидуального подхода;
- принцип психологического комфорта.
Методы:
- словесный: беседы, рассказы, загадывание загадок, сюжетные диалоги, объяснения, чтение художественной литературы;
- игровой: подвижные игры, театрализованные игры, дидактические игры, настольно – печатные игры, сюжетно – ролевые игры;
- наглядный: рассматривание картин, альбомов и плакатов, показ способа действий;
- практический: упражнения в выполнении элементов движений, действий, поступков и т.д.
В своей практике я использую различные игры: «Когда это бывает?», «Кто что делает», «Кому что нужно для работы», «Летает – не летает», «Что общего», «Кто где живет?», «Шоферы», «Я - пожарный», «Посадим фруктовый сад» и др. Организация игр способствует активизации речи, познанию окружающей действительности, социализации детей.
Практика показывает, что наиболее эффективных результатов можно добиться, если в воспитательно-образовательную деятельность включаются родители воспитанников. Ведь только совместными усилиями можно добиться высоких результатов в воспитании и развитии детей. Поэтому я провожу с родителями беседы, консультации, собрания, распространяю буклеты и памятки, разрабатываю для них папки – передвижки и папки-раскладушки, организую совместные мероприятия.
Трудности и проблемы при использовании данного опыта.
Проблема реализации содержания моего инновационного опыта в том, что наше общество сейчас на первый план ставит ранние успехи и достижения детей, а не их развитие. Это выражается в том, что многие родители, в первую очередь, стремятся научить свое чадо читать, писать, считать, записывая детей в какие-то секции, кружки, центры.
Родители забывают, что именно игра в дошкольном возрасте развивает, обучает, воспитывает ребенка. К сожалению, очень мало родителей, которые играют с ребенком, чаще дома дети предоставлены себе и большую часть времени проводят, играя в компьютерные игры или за просмотром телевизора. Поэтому без интереса принимают предложенную взрослыми тему игры и не доводят ее до конца.
Анализ результативности опыта.
Эффективность опыта представлена данными мониторинга на начало и конец применения представленного опыта.
Данные мониторинга на начало реализации инновационного опыта: высокий показатель – 21 %, средний – 18%, низкий – 61%. Результаты мониторинга на конец реализации инновационного опыта: высокий показатель – 61%, средний – 38%, низкий – 0%.
Данные мониторинга показывают:
- у детей сформировались навыки игровой деятельности детей;
- дети обсуждать игровые действия, распределять роли, научились договариваться между собой;
- появилась уверенность в себе и в своих возможностях;
- в поведении детей стали заметны доверительные отношения к взрослому;
- дети больше стали знать об окружающем мире, труде и продуктах труда взрослых;
- родители стали больше внимания уделять играм с детьми.
Перспективы применения опыта в практике.
Опыт инновационной работы я распространяю среди коллег, выступая на педагогических советах, методических объединениях, во время открытых НОД. Консультации и конспекты занятий по инновационной теме размещены в Интернет-ресурсах на личной странице NSportal.
Опыт моей работы был также представлен в МРИО за круглым столом. Представленный опыт доказывает, что применение наблюдений за окружающим миром людей и их трудом, предметами и объектами, явлениями и т.д. позволяют сделать процесс игровой деятельности дошкольников более интересным, насыщенным и доступным.
Адресные рекомендации по использованию опыта.
Опыт инновационной работы по теме: «Обогащение сюжета детской игры средствами ознакомления с окружающим миром» может быть полезен для воспитателей детских садов, а также для родителей дошкольников.
Список используемой литературы.
Анищенко О.А. Развиваем в игре. - Мн., Асар.2000.
Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду. – М. Просвещение,1991.
Бондаренко А.К. Воспитание детей в игре. – М., Просвещение, 2002
Бреслав Г.Н. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве. - М., Педагогика. 1990.
Буре Р.С. Готовим детей к школе. – М., Просвещение, 1987.
Васильева А.И. Старший воспитатель детского сада. – М., 1990.
Венгер Л.А. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста. – М., Просвещение, 1990.
Предварительный просмотр:
МБДОУ «Лямбирский детский сад №3 комбинированного вида»
Конспект НОД
«В поисках сундука знаний»
по познавательному развитию для старшей группы
Воспитатель:
Жильцова Е.И.
Лямбирь 2021
Конспект НОД «В поисках сундучка знаний» для старшей группы.
Цель: создание благоприятных условий для формирования элементарных математических представлений дошкольников.
Задачи:
Образовательные:
∙ закрепить порядковый счет в пределах 10 .
∙ совершенствовать знания геометрических фигур.
∙ закрепить умение сравнивать 2 рядом стоящих числа, используя знаки больше, меньше и равно;
∙ уметь различать геометрические фигуры по форме, цвету, величине;
∙ закрепить умение ориентироваться в пространстве и на листе бумаги; Развивающие:
∙ развивать логическое мышление, внимание, сообразительность, память;
∙ способствовать формированию мыслительных операций, развитию речи, умению аргументировать свои высказывания.
Воспитательные:
∙ воспитывать интерес к математике, чувство радости от совместных действий, успешно выполненных заданий;
∙ воспитывать умение понимать учебную задачу и выполнять ее.
Материалы к занятию: воздушный шарик с письмом, карта
Ход НОД
Организационный момент.
Встанем мы в кружочек дружно,
Поздороваться нам нужно.
Говорю тебе «Привет!»
Улыбнись скорей в ответ.
Здравствуй правая рука,
Здравствуй левая рука,
Здравствуй друг, здравствуй друг,
Здравствуй весь наш дружный круг
Воспитатель:
Посмотрите, ребята, к нам в окно залетел шарик с письмом. Интересно, от кого оно? Странный конверт какой-то, на нем ничего не написано. Давайте откроем и прочитаем его.
Давным-давно, пираты украли у меня сундук знаний, который я хотела вам подарить и спрятали его на необитаемом острове, а чтобы, не забыть, где он лежит, нарисовали карту. Но когда они плыли в свою гавань, потерпели крушение. Их корабль разбился о рифы. И карту унесло подводным течением. Ребята, помогите найти сундук знаний. Королева Математики. Воспитатель:
-Ребята, поможем Королеве Математики найти сундук знаний. Только для этого нужно с начала найти карту, которую нарисовали пираты. Посмотрите вокруг, может ее течением принесло к нам. (Карта лежит под одним из стульев. Дети находят карту, рассматривают ее.)
-С помощью этой карты мы с вами можем отыскать сундук знаний, он может быть зарыт на любом острове. Готовы? отправляемся в путь!
-Ребята, как вы думаете, на чем можно отправиться в путешествие? А на чем мы отправимся, вы узнаете тогда, когда разгадаете мою загадку.
Загадка:
По волнам дворец плывет,
На себе людей везет. (Корабль)
Воспитатель:
-Ребята, значит на чем мы отправимся (на корабле?). Перед вами детали корабля. Попробуйте из них построить корабль. Молодцы! Теперь смело можем отправиться в путешествие. Но, что бы наш корабль поплыл, нам необходимо построить числовой ряд от 1 до 10 в порядке возрастания.
-Возьмите карточки с цифрами и постройте числовой ряд. Проверяем. Правильно ли мы выполнили задание? Задание выполнили правильно и наш корабль поплыл. 1 остров. «Остров Вопросов».
Воспитатель:
-Мы приплыли к первому острову – «Острову Вопросов». А вот и дерево с заданиями. Я буду зачитывать вам вопрос, а вы правильно отвечать. Слушайте внимательно…
«Мозговой штурм»
• Какой сегодня день недели?
• Какой был вчера день недели?
• Какой будет завтра день недели?
• В сказке волк и сколько козлят ?
• Сколько гномов приютили Белоснежку?
• Сколько углов у квадрата?
• Яблоко круглое или треугольное?
• Что больше: пять или восемь?
• Сколько пальцев у перчатки?
• Сколько огоньков у светофора?
• Что меньше шесть или три?
-Молодцы! Справились с заданием! Но сундука так и не нашли, предлагаю отправиться к следующему острову, для этого мы должны быть сильными, ловкими и смелыми. Я предлагаю вам по упражняться.
Физкультминутка.
1,2,3,4,5 Надо нам присесть и встать.
Руки вытянуть по шире,
Наклониться три - четыре.
На носок, потом на пятку.
Все мы делаем зарядку. Отдохнули? Теперь плывем дальше!
2 остров. «Угадайка».
Воспитатель:
Перед вами ряд цифр и картинок. В каждом ряду между цифрами и картинками нужно поставить знак сравнения. Какие знаки сравнения вы знаете? (больше, меньше, равно) 2 3 5 4 6 6
-Молодцы! Справились с заданием! Но сундука так и не нашли, предлагаю отправиться к следующему острову.
2 остров. «Остров волшебных точек».
Воспитатель:
Перед вами «Остров волшебных точек». Сейчас мы с вами будем чертить по точкам, а что у нас получиться узнаете потом. Возьмите карандаши, сядьте правильно. Соедините точки по порядку и узнаете что у вас получится.
-Ребята, что же мы начертили? Ключ. И у меня получился ключ. Давайте посмотрим, может мой ключ чем-то отличается от вашего? (показывает ключ, ответы детей) . Молодцы! Справились с заданием! Но сундука так и не нашли, предлагаю отправиться к следующему острову.
3 остров. «Остров обезьян».
Мы с вами попали на «Остров обезьян», может именно здесь спрятан сундук знаний.
-Посмотрите, здесь пять голодных обезьян. Давайте их накормим. Что любят обезьяны? А вот и бананы их 10 как можно разделить 10 бананов, между пятью обезьянами? (ответы детей). Воспитатель предлагает детям раздать по одному банану каждой обезьяне, а затем остальные бананы.
-По сколько бананов получила каждая обезьяна? Правильно!
-Ребята, давайте заглянем в карту, может здесь есть подсказка где спрятан сундук знаний. Ой, ребята здесь небольшой значок похож на сундучок. Оказывается, сундук спрятан на этом острове. Давайте его поищем.(находят)
Вот мы и разыскали с вами сундук знаний! Давайте заглянем в него тот ли этот сундук. Он не открывается, как же нам его открыть? А у нас вами есть ключ. Пора возвращаться в детский сад и вернуть сундук знаний Королеве Математике. Проходите на корабль. Что бы корабль поплыл, нам нужно досчитать в обратном порядке от 10 до 1. 10,9,8,7,6,5,4,3,2,1 Вот мы и в детском саду.
Итог
Воспитатель:
-ребята, как вы считаете, каким был наш путь?
-какое препятствие было самым трудным?
-какое самым интересным?
-посмотрите, у нас здесь лежат две дорожки – красная и зеленая. Если вам понравилось наше путешествие, пройдите по зелѐной дорожке, если нет, то по красной. Спасибо вам ребята за такое увлекательное путешествие. Вы большие молодцы!