Эссе "Я -учитель"
Предварительный просмотр:
Эссе учителя истории и обществознания МОУООШ с. Чкалово Селезневой Наили Фяритовны.
Я – учитель.
Первое сентября. С каким волнением ждешь этот день каждый год! Пролетели каникулы. Как изменились наши ученики? И входя в класс, каждый раз понимаешь, они стали чуть –чуть взрослее и поэтому уже немного другие. В их глазах и любопытство, и доверие, и надежда, которые мне как учителю необходимо оправдать. И ответственность учителя ощущается почти физически. Наверное, так же ее чувствовали учителя, которые учили меня, также ее чувствует и современный учитель .
Почему я выбрала профессию учителя? Это произошло давно. под влиянием моей первой учительницы Ногиной Нины Федоровны. Мне хотелось быть похожей на нее: умной, доброй, красивой. Она для нас была образцом совершенства. Ведь учитель начинается не тогда, когда он дает свой первый урок, и не тогда, когда поступает в педагогический институт. Учитель зарождается еще на школьной скамье, под влиянием наставника .
Почему моей специальностью стала история? Своим наставником я считаю Потапова Герасима Григорьевича. Он явился как бы родоначальником «династии» школьных учителей истории. Трудно сказать, сколько его учеников работают сейчас преподавателями истории и обществознания. В чем была притягательная сила его мастерства? Наверное, прежде всего в его доброжелательности, внутренней собранности, спокойствии, которые исходили от него. Сейчас, став взрослой, я понимаю, что это была необыкновенно одаренная личность. «Только личность может действовать на развитие и определение личности, только характером можно образовать характер», - писал известный педагог Ушинский
За многие годы работы в школе я поняла, что работа учителя почетна и сложна .
Почетна потому, что нам доверено будущее страны, а сложна тем, что каждый день свои собственные проблемы, заботы нужно оставлять за дверями школы. И всегда помнить: тебе доверены детские души. Потому и стараюсь вместе со своими знаниями дарить ученикам добро, веру в успех и любовь. Воспитывать можно только любовью. А любовь – это прежде всего понимание. Понимать, чем живут твои ученики, чего хотят, к чему стремятся.
Каким я вижу современного учителя? На первой своей аттестации на этот вопрос я ответила так:- « Главное профессионализм». С этим нельзя не согласиться. Но по прошествии многих лет сейчас я добавляю: « И Любовь к детям».
Любовь эта – разумная, «зрячая», видящая и достоинства и недостатки детей, и активная, помогающая передавать им знания, готовить их к самостоятельной жизни. Мой классный руководитель Чиженькова Таисия Николаевна требовательный и строгий педагог. Но мы знали, что за этой строгостью скрывается прежде всего ее любовь к нам, детям. И многое из знаний, умений, которыми я владею ,были заложены в нас учителями моей школы, и сейчас я понимаю ,что они готовили нас к ответственности и самостоятельности во взрослой жизни.
Януш Корчак в своей книге « Когда я снова стану маленьким» писал:
« Вы говорите:
- Дети нас утомляют.
Вы правы.
Вы поясняете:
- Надо опускаться до их понятий
Опускаться, наклоняться, сгибаться, сжиматься.
Ошибаетесь. Не от этого мы устаем, а оттого, что надо подниматься до их чувств.
Подниматься, становиться на цыпочки, тянуться.
Чтобы не обидеть».
А ведь часто за своим предметом мы не видим внутреннего мира школьника.
Учитель, прежде всего, должен быть замечательным психологом, т.е. уметь чувствовать своего ученика, понимать мотивы его поступков, проникать в тонкости души, движения сердца. И если ребенок чувствует к себе неподдельный интерес, он начинает тебе больше доверять, раскрываться. Учитель должен слышать чужую боль, уметь ей сострадать. И все твои усилия будут напрасны, ребенок не пойдет тебе навстречу, если почувствует твое равнодушие.
Профессия требует от учителя быть организатором. Это проявляется и в способности организовать ученический коллектив, сплотить его, направить деятельность учеников, поддерживать дисциплину, и в способности правильно организовать собственную деятельность и поведение. Организация собственного труда требует от учителя аккуратности деловитости, четкости и точности, чувства времени, умения правильно распределять работу. Учитель с плохими организаторскими способностями попусту растрачивает свои силы и время; даже если старания у него много, результаты нередко получаются мизерные.
Педагогическая наблюдательность - еще одно качество, учителю безусловно необходимое,- способность понимать личность воспитанника и его состояние по едва заметным признакам оценивать его настроение, проникать во внутренний мир ученика, ведь « Счастье – это когда тебя понимают».
Наблюдательный учитель сам видит, когда его понимают. Он не спрашивает: Поняли? Поняли! А.С.Макаренко считал, что учитель должен уметь все читать на улице воспитанника. О таком учителе учащиеся говорят: « Он по глазам видит, правду говорим мы или нет..».
Учитель должен уметь управлять своими чувствами и настроением, создавать оптимальное для учебной деятельности психическое состояние. Я стараюсь приходить на урок в хорошем, бодром настроении, чтобы создать оптимальный стиль для работы в классе. Считаю, что ученики очень наблюдательны, но они не должны думать « в настроении учитель или не в настроении». Унылый, мрачный вид, придирчивый, недовольный тон учителя недопустим- это сразу отбивает у ребят желание общаться с ним, понижает работоспособность.
Учитель должен быть педагогически дальновидным. Это – способность предвидеть последствия своих действий, представить, что и при каких условиях получиться из ученика в будущем; прогнозировать развитие его качеств, проектировать его личность. Развитие педагогического воображения тесно связано с педагогическим оптимизмом, верой в человека и могущество воспитания.
Еще одним важным компонентом педагогических способностей является умение распределять свое внимание. Учитель одновременно следит за своей деятельностью, за работой всего класса и каждого ученика в отдельности.
И еще одно мое наблюдение. Учитель сохраняет моральное право учить и воспитывать до тех пор, пока учится сам, совершенствуется как личность. Современной школе нужен педагог, находящийся в постоянном творческом поиске, педагог, хорошо знающий проблемы школы. На мой взгляд, одной из самых важных школьных проблем является проблема потери патриотических качеств личности. Это волнует меня не только как преподавателя истории, но и как человека, гражданина своей страны .В нашей школе продолжают проводится традиционные формы патриотического воспитания: военно-спортивные игры, посещение музеев и уголков боевой славы. Но неиссякаемым источником воспитания ответственности за судьбу страны, народа служит для сегодняшних детей подвиг не только исторических личностей со страниц учебника, но и пример старшего поколения в истории каждой семьи. В этом плане такие подходы в Историко – культурном стандарте являются очень своевременными.
Шаг за шагом, прослеживая историю России, дети приходят к мысли, что Родина в жизни человека – самое великое и священное, ни с чем не сопоставимое. Ради ее процветания многие поколения трудились не покладая рук, а в лихую годину отдавали за нее жизнь.
Кто-то великий сказал, что любить человечество – намного легче, чем любить конкретного человека. Любить каждого ребенка, а не вообще детей. Вглядываться в каждого. Возвышать их и возвышаться самому. Страдать и радоваться вместе с ними. Никакой педагогический ВУЗ не научит этому. Знания, которые я даю на своих уроках истории детям, очень важны. Стараюсь проводить эти уроки так, чтобы ребятам было не скучно или уныло, а радостно и интересно, чтобы они почувствовали, что мы с ними делаем общее дело – продвигаемся в мире знаний - это тоже важно. Но так хочется, чтобы спустя годы, кто-нибудь из моих бывших учеников сказал обо мне так, как я сейчас уже в зрелом возрасте, говорю о своих учителях:
« Мне очень повезло с учителями, всегда везло, когда мы шли в школу с верой в доброту и человечность. Мы любили своих учителей, уважали, доверяли им, и они отвечали нам тем же».