Воспитать личность

        В изобразительной деятельности ребёнок самовыражается, пробуя свои силы и совершенствует свои способности. она доставляет ему удовольствие, но прежде всего обогащает его представление о мире. именно поэтому психологи выступают против традиционных дидактических методов обучения, используемых в дошкольных учреждениях и вынуждающих детей действовать в рамках навязываемых им схем, образцов, представлений, которые не пробуждают их фантазию, а, наоборот, подавляют развитие личности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vospitat_lichnost.doc29.5 КБ

Предварительный просмотр:

В изобразительной деятельности ребёнок самовыражается, пробуя свои силы и совершенствует свои способности. она доставляет ему удовольствие, но прежде всего обогащает его представление о мире. именно поэтому психологи выступают против традиционных дидактических методов обучения, используемых в дошкольных учреждениях и вынуждающих детей действовать в рамках навязываемых им схем, образцов, представлений, которые не пробуждают их фантазию, а, наоборот, подавляют развитие личности.

Работая по традиционным программа я пришла к выводу, что они не развивают воображение, не побуждают детей к экспериментированию с красками, бумагой, пластилином, а вынуждают механически выполнять то, что предлагает педагог.

В поисках новых методов и технологий я обратилась к программам Т.Дороновой, Б.Неменского, Р.Чумичевой и др. открыла для себя новые подходы в работе с детьми по ИЗО деятельности, основанные на новых целях, которые стоят перед педагогом. Их кратко можно сформулировать следующим образом:

- приобщить детей к наблюдению за действительностью;

- развивать важнейшие для художественного творчества умения видеть мир глазами творца, художника;

- формировать наблюдательность и внимание;

- предоставить свободу в отражении – доступными для ребенка художественными средствами своего видения мира.

Новые подходы раскрепощают ребенка. Он уже не боится, что у него что-то не получится, немного техники и пятно на листе бумаги превращается в кошечку, дуб-великан, морское чудовище…

Ребенку легче поставить на листе бумаги пятно, сделать мазки, работать кистью во всех направлениях, свободно координируя движения руки. При этом педагог решает еще одну важнейшую задачу – готовит руку к письму.

Занимаясь с детьми продолжительное время, я поняла, что ребенок видит мир в его целостности и художественный образ, созданный им, так же предстает целостным, т.е. цвет, форма, величина и другие свойства предметов существуют в его восприятии вместе с самим предметом.

Я использую в работе музыкальные и поэтические образы и вижу, как возрастает художественно-творческая активность детей, которая начинает проявляться уже в момент возникновения замысла, в процессе обсуждения будущей работы. Часто именно разговор, непосредственно предваряющий практическую деятельность, становится главной отправной точкой в рождении художественного образа.

В программе «Детство», а именно по ней работаю я, ставятся задачи, решение которых позволяет:

- сформировать у детей эмоциональную отзывчивость, умение сопереживать;

-научить детей соотносить увиденное с собственным опытом;

- дать представление о видах и жанрах ИЗО;

- развивать умения и навыки ИЗО деятельности;

- учить детей цветом передавать настроение, состояние, отношение к миру, экспериментировать с красками;

- знакомить с видами искусств.

Перспективное планирование разрабатываю в виде блоков: «Красота в природе», «Красота вокруг», «Красота в искусстве», «Красоту творят художники» и т.д. Все блоки дополняют друг друга, решая специфические задачи. Темы занятий блоков подобраны так, чтобы дети, осваивая пластилин, бумагу, краски развивали и закрепляли ИЗО умения и навыки. В группе есть полочка красоты, где постоянно действует выставка детских работ.

Стараюсь не ограничивать детей временем выполнения работы. Работа может выполнятся ребенком  на нескольких занятиях.

Опыт работы свидетельствует, что коллективная ИЗО деятельность формирует положительную мотивацию к ней и улучшает интерес к творчеству. К работе привлекаю и родителей.

Девизом к своей работе я сделала слова народного поэта Литвы Э. Межелайтиса «Подлинную красоту воспринимает только чистая, прекрасная дуща. Душа ребенка. Прекрасное не терпит лжи. Если душа осквернена ложью, глаза не видят прекрасного. Ложь уничтожает красоту, а красота – ложь.»