Кружок любителей шахмат "Ход конём"

Миначова Фания Миньахметовна

Я не играю в шахматы - в шахматах я борюсь.

                                                               А. Алёхин

Скачать:


Предварительный просмотр:

 «Какие навыки развивают шахматы у школьников»

Шахматы – это непревзойденный тренажер для человеческого интеллекта. Ведь во время партии задействованы оба полушария человеческого мозга, одновременно используется логическое и абстрактное мышление, а также развиваются необходимые навыки:

В современном мире навыки коммуникации играют первостепенную роль. К ним относится способность легко налаживать новые контакты с людьми, умение поддержать любой разговор. В подростковом возрасте эти навыки прекрасно развиваются при активных занятиях шахматами. У некоммуникативных школьников происходит расширение круга общения, появляются новые возможности полноценного самовыражения, повышается самооценка. Также занятия шахматами дают возможность необщительным детям преодолеть замкнутость, научиться продолжать общение и вне шахматной игры.

Шахматные тренировки постепенно дисциплинируют ученика, учат выстраивать логические цепочки шагов с учетом ситуации на игровой доске. Игра в шахматы способна дать детям и подросткам возможность расширить горизонты и создавать сложные и длительные комбинированные ходы.

При игре в шахматы у детей развивается внимательность. Каждый неосторожный ход может привести к потере фигуры или даже поражению. Регулярные занятия помогают развить неусидчивым детям концентрацию и внимание. Прогресс требует времени, но постепенно он принесет плоды: ребенок станет более спокойным и научится сосредотачиваться.

Во время игры в шахматы также повышается обучаемость. После партии учащиеся начинают прорабатывать и продумывать шаги, обращаются к новой информации или пособиям. Но учебники, как правило, дают лишь общие схемы и советы по игре. Каждая партия уникальна и школьникам придется самостоятельно прорабатывать полученные знания и учиться применять их в игре.


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

 

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №632

Приморского района Санкт-Петербурга

СОГЛАСОВАНО

заведующая ОДОД

__________/З.В.Габай/

01.09.2021г.

УТВЕРЖДЕНО

директор ГБОУ школы № 632

___________/Л.А. Чеплевская/

01.09.2021г.

Диагностические материалы и образцы форм фиксации  для определения результатов и качества образовательного (воспитательного) процесса


Оглавление

Пояснительная записка        3

Фиксация динамики образовательных результатов        5

Таблица 1        5

Таблица 2        9

Контрольно-оценочные материалы        10

Таблица 3        11

Заключение        19

Список литературы        20


Пояснительная записка

Педагогу дополнительного образования необходимо осуществлять процесс непрерывного наблюдения за состоянием образовательного процесса. В этом ему помогают различные мониторинговые исследования. Важно выстроить систему мониторинга с учетом трех равнозначных задач: обучение, воспитание и развитие.

Мониторинг - регулярное отслеживание качества усвоений знаний, умений и навыков в учебном процессе, развитие личностных качеств, уровня воспитанности обучающихся с целью выявления и оценивания промежуточных и итоговых результатов и последующей коррекции образовательного процесса.

Основная цель мониторинга - повышение качества и эффективности образовательного процесса.

        Методика определения результатов обучения дополнительной образовательной программе Графа «Показатели (оцениваемые параметры)» фиксирует то, что оценивается. Это те требования, которые предъявляются к ребенку в процессе освоения им образовательной программы. Содержание показателей составляют те ожидаемые результаты, которые заложены педагогом в программу. Эти показатели могут быть даны либо по основным разделам учебно - тематического плана, либо по итогам каждого учебного года. Изложенные в систематизированном виде, они помогут педагогу наглядно представить то, что он хочет получить от своих воспитанников на том или ином этапе обучения.

1-я группа показателей - Теоретическая подготовка ребенка. «Дети будут знать»

2-я группа показателей - Практическая подготовка ребенка. «Дети будут уметь».

3-я группа показателей - Общеучебные умения и навыки ребенка.

Выделение этой группы показателей продиктовано тем, что без их приобретения невозможно успешное освоение любой программы.

Графа «Критерии» содержит совокупность признаков, на основании которых дается оценка искомых показателей и устанавливается степень соответствия реальных знаний, умений, навыков ребенка тем требованиям, которые заданы программой.

Графа «Степень выраженности оцениваемого качества» включает перечень возможных уровней освоения ребенком программного материала - от минимального до максимального.

Для удобства выделенные уровни можно обозначать баллами.

В графе «Методы диагностики» можно использовать наблюдение, тестирование, контрольный опрос, собеседование и т.д.

Воспользовавшись описанной методикой, педагог должен зафиксировать результаты каждого ребенка. Для этого можно использовать индивидуальную карточку учета результатов обучения по дополнительной образовательной программе.

В этой карточке отмечается динамика результатов конкретного ребенка. Она позволяет вести поэтапный контроль за обучением детей и отслеживать динамику результатов каждого ребенка, выявить его собственные успехи по сравнению с исходным уровнем. В стимулировании и развитии у ребенка мотивации к обучению заключается важнейший принцип дополнительного образования. Регулярное отслеживание результатов может стать основой стимулирования и поощрения ребенка. Каждую оценку желательно прокомментировать, показать достижения ребенка - это поддержит его стремление к новым успехам. Суммарный итог дает возможность определить степень соответствия качеств ребенка заданным требованиям и, если необходимо, внести коррективы в последующее обучение.

Приведенная ниже таблица демонстрирует технологию определения учебных результатов обучающихся по дополнительной образовательной программе. (Таблица 1)

Далее приведена таблица, применимая для фиксации результатов обучения на каждого обучающегося. (Таблица 2) Здесь отмечается динамика результатов освоения предметной деятельности конкретного ребенка. Индивидуальная карточка учета результатов обучения может быть выполнена в виде, например, зачетной книжки или дневника достижений - педагог может сам определить форму данного документа.


Фиксация динамики образовательных результатов

Таблица 1

Таблица для фиксации динамики  образовательных результатов, обучающихся  в кружке «Шахматы»

Показатели (оцениваемые параметры)

Критерии

Степень выраженности оцениваемого качества

Баллы

Методы диагностики

1.Теоритические навыки и умения игры в шахматы:

1.1. Свободное владение стратегией и тактикой игры

Соответствие

теоретических знаний

ребенка шахматным правилам

минимальный уровень

(ребенок овладел менее чем 1\2 объема

знаний,

предусмотренных

программой);

1

Наблюдение

тестирование

средний уровень (объем усвоенных знаний составляет более 1\2);

5

максимальный уровень (ребенок освоил практически весь объем знаний, предусмотренных программой за конкретный период).

10

1.2. Владение специальной терминологией

Осмысленность и

правильность

использования

специальной

терминологии

минимальный уровень (ребенок,

как правило, избегает употребления специальных терминов);

1

Собеседование

средний уровень (ребенок сочетает специальную терминологию с бытовой);

5

максимальный уровень (специальные термины употребляет осознанно и в полном соответствии с их содержанием).

10

1.3 Свободное владение анализом сыгранных партий

Способность анализировать  комбинации, которые привели к поражению или к победе

начальный (элементарный) уровень развития анализа;

Наблюдение

репродуктивный уровень;

аналитический уровень.

2. Учебно - интеллектуальные умения:

2.1. Логическое и интеллектуальное мышление

Способность просчитать ряд возможных ходов противника

минимальный уровень

1

Наблюдение, Анализ результатов сыгранных турниров

средний уровень 

5

максимальный уровень

10

2.2. Оперативная память

Способность запоминать типовые позиции и свои предыдущие  шаги

минимальный уровень умений (ребенок испытывает серьезные затруднения с запоминанием хода игры);

1

Наблюдение, Анализ результатов сыгранных турниров

средний уровень (запоминает ход игры с помощью педагога);

5

максимальный уровень (ребенок самостоятельно запоминает ход игры).

10

2.3. Аналитические данные

Способность проведение анализа позиции фигур на шахматной доске

начальный (элементарный) уровень развития анализа (ребенок в состоянии выполнить лишь простейшие практические задания педагога);

1

Наблюдение, Анализ результатов сыгранных турниров

репродуктивный уровень (выполняет задания на основе образца);

5

аналитический уровень (выполняет практические задания с элементами собственного анализа).

10

2.4 Концентрации внимания

Способность удерживать в памяти информацию, происходящую на доске

начальный (элементарный) уровень концентрации внимания;

Наблюдение

репродуктивный уровень;

максимальный уровень (ребенок хорошо сосредоточен над процессом игры).

3. Организационно волевые  качества:

3.1 Целеустремленность

Способность достигать намеченных целей

-ребенок постоянно находится под воздействием мотивации извне

1

Наблюдение, Диагностика личностного роста

-периодически мотивирует себя сам

5

-постоянно мотивирует себя сам

10

3.2. Терпение

Способность переносить нагрузки

в течение

определенного времени,

преодолевать трудности

- терпения хватает

меньше чем на 1\2 занятия

Наблюдение, Диагностика личностного роста

- терпения хватает

больше, чем на 1\2 занятия

- терпения хватает

на все занятие

Таблица 2

Бланк-образец

Индивидуальная карточка

           учета результатов обучения по дополнительной образовательной программе

           (в баллах, соответствующих степени выраженности измеряемого качества)

           Фамилия, имя ребенка_______________________________________________

           Возраст_______________        

         Вид и название детского объединения_______________________________________

Ф.И.О. педагога_____________________        Дата начала наблюдения_______________

Сроки

диагностики

Показатели

Первый год обучения

Второй год обучения

Третий год обучения

Конец  1 полугодия

Конец

учебного

года

Конец  1 полугодия

Конец

учебного

года

Конец  1 полугодия

Конец

учебного

года

1. Т навыки и умения игры в шахматы:

1.1 Свободное владение стратегией и тактикой игры

1.2 Владение специальной терминологией

1.3 Свободное владение анализом сыгранных партий

2. Учебно - интеллектуальные умения:

2.1 Логическое и интеллектуальное мышление

2.2 Оперативная память

2.3 Аналитические данные

2.4 Концентрации внимания

3. Организационно волевые  качества:

  1. Целеустремленность
  2. Терпение

Контрольно-оценочные материалы

 В дополнительном образовании нет единых образовательных стандартов диагностики освоения образовательных программ. В силу их индивидуального характера, каждый педагог разрабатывает свой пакет диагностических методик, отражающих её цели и задачи.

Контрольно-оценочная деятельность – это оценка качества усвоения обучающимися содержания конкретной программы по окончании её изучения. Контроль учебной деятельности обучающихся обеспечивает получение информации о результатах их учебной деятельности. Способствует установлению внешней обратной связи (контроль педагога), и внутренней обратной связи (самоконтроль обучающегося). Оценивание – процесс интерпретации полученных результатов.

Задачи контрольно-оценочных материалов:

- установление фактического уровня предметных знаний (теоретического, терминологического, практического) и личностного развития, обучающегося по программе для дальнейшего проектирования индивидуального обучения и развития;

- повышение мотивации обучающихся к саморазвитию, самопознанию, самоанализу, умению планировать свою дальнейшую деятельность;

- принятие педагогических решений по коррекции учебновоспитательного процесса.

Таблица, приведенная ниже, демонстрирует технологию определения результатов личностного развития обучающихся по дополнительной образовательной программе за каждый год обучения. (Таблица 3)


Таблица 3

Критерии оценок промежуточной аттестации учащихся по предметам дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Шахматы»

Уровневая оценка

Оценка успешности выполнения заданий

Критерии оценивания деятельности учащихся

Обучение игре в шахматы

Дебюты

Эндшпили

1

2

3

4

5

Первый год обучения

Максимальный уровень

(4,5 – 5)

86% - 100%

Отличное знание ходов фигурами, пешками; матование одинокого короля с наименьшим количеством ходов; прекрасное понимание основ шахматной стратегии и психологии шахматиста; отличная ориентация в открытых позициях, открытых линиях и диагоналях; умение играть с шахматными часами (блиц); понимание пешечной структуры и слабых полей; четкое проведение атаки пешечного меньшинства; прекрасное расположение фигур на форпостах; отличное понимание полузакрытых, закрытых позиций и проблем центра; уверенный розыгрыш гамбитов; блестящая атака и защита; уверенная игра при односторонних и разносторонних рокировках; отличное знание переходов из

дебюта в миттельшпиль (середину игры) и основ тактического мастерства.

Хороший уровень

(4 – 4,4)

66% - 85%

Хорошее знание ходов фигурами, пешками; матование одинокого короля с небольшим количеством ходов; хорошее понимание основ шахматной стратегии и психологии шахматиста; хорошая ориентация в открытых позициях, открытых линиях и диагоналях; умение играть с шахматными часами (блиц); понимание пешечной структуры и слабых полей; четкое проведение атаки пешечного меньшинства; приемлемое расположение фигур на форпостах; хорошее понимание полузакрытых, закрытых позиций и проблем центра; уверенный розыгрыш гамбитов; хорошая атака и защита; уверенная игра при односторонних и разносторонних рокировках; хорошее знание переходов из дебюта в миттельшпиль (середину игры) и основ тактического мастерства.

Средний уровень

(2,9 – 3,9)

50% – 65%

Знание ходов фигурами, пешками; матование одинокого короля с большим количеством ходов; некоторое понимание

основ шахматной стратегии и психологии шахматиста; слабая ориентация в открытых позициях, открытых линиях и диагоналях; умение играть с шахматными часами (блиц); понимание пешечной структуры и слабых полей; нечеткое проведение атаки пешечного меньшинства; удовлетворительное расположение фигур на форпостах; частичное понимание полузакрытых, закрытых позиций и проблем центра; неуверенный розыгрыш гамбитов; слабая атака и защита; неуверенная игра при односторонних и разносторонних рокировках; некоторое знание переходов из дебюта в миттельшпиль (середину игры) и основ тактического мастерства.

Минимальный уровень

(2 – 2,8)

< 50%

Слабое знание ходов фигурами, пешками; матование одинокого короля с помощью педагога; непонимание основ шахматной стратегии и психологии шахматиста; плохая ориентация в открытых позициях, открытых линиях и диагоналях; умение играть с шахматными часами (блиц) с частыми ошибками; непонимание пешечной

структуры и слабых полей; слабое проведение атаки пешечного меньшинства; неудовлетворительное расположение фигур на форпостах; непонимание полузакрытых, закрытых позиций и проблем центра; уверенный розыгрыш гамбитов; блестящая атака и защита; неуверенная игра при односторонних и разносторонних рокировках; плохое знание переходов из дебюта в миттельшпиль (середину игры) и основ тактического мастерства.

Второй год обучения

Максимальный уровень

(4,5 – 5)

86% - 100%

Нахождение четкого плана в шахматной партии; знание эстетики и поэзии шахмат; отличное вооружение волшебной силой комбинации; отличное знание стратегии игры; умение быстро и безошибочно играть с часами; знание психологии шахматиста; отличная атака и защита; глубокие познания в миттельшпиле.

Хороший уровень

(4 – 4,4)

66% - 85%

Нахождение четкого плана в шахматной партии; знание эстетики и поэзии шахмат; хорошее вооружение волшебной силой комбинации; хорошее

знание стратегии игры; умение быстро и почти безошибочно играть с часами; знание психологии шахматиста; хорошая атака и защита; достаточные познания в миттельшпиле.

Средний уровень

(2,9 – 3,9)

50% – 65%

Нахождение плана в шахматной партии; знание эстетики и поэзии шахмат; слабое вооружение волшебной силой комбинации; некоторое знание стратегии игры; умение быстро, но с ошибками играть с часами; знание психологии шахматиста; слабая атака и защита; неглубокие познания в миттельшпиле.

Минимальный уровень

(2 – 2,8)

< 50%

Нахождение плана в шахматной партии с большим трудом; знание эстетики и поэзии шахмат; плохое вооружение волшебной силой комбинации; недостаточное знание стратегии игры; умение небыстро и с ошибками играть с часами; знание психологии шахматиста; плохие атака и защита; недостаточные познания в миттельшпиле

Третий год обучения

Максимальный уровень

(4,5 – 5)

86% - 100%

Четкое знание записи шахматной партии; умение быстро и безошибочно играть с часами; глубокие познания в

миттельшпиле.

Хороший уровень

(4 – 4,4)

66% - 85%

Четкое знание записи шахматной партии; умение быстро и безошибочно играть с часами; хорошие познания в миттельшпиле.

Средний уровень

(2,9 – 3,9)

50% – 65%

Четкое знание записи шахматной партии; умение быстро, но не безошибочно играть с часами; некоторые познания в миттельшпиле.

Минимальный уровень

(2 – 2,8)

< 50%

Слабое знание записи шахматной партии; умение небыстро и с ошибками играть с часами; слабые познания в миттельшпиле.

Заключение 

Таким образом, разумно организованная система контроля и оценки образовательных результатов обучающихся в системе дополнительного образования дает возможность определить степень освоения каждым ребенком программы, выявить наиболее способных и одаренных обучающихся, а также проследить развитие их личностных качеств, оказать им своевременную поддержку.


Список литературы

  1.         Кленова Н.В., Буйлова Л.Н. Методика определения результатов образовательной деятельности детей // Дополнительное образование, 2005, № 1, с 18
  2.         Гущина Т.Н. Технология педагогической оценки в системе мониторинга дополнительного образования детей // Внешкольник. – 2003. - № 1
  3.         Прохвостова И.А. Диагностика обучения и личностного развития воспитанников по программе «Обучение, развитие, игра» // Дополнительное образование и воспитание. – 2006. – № 6.
  4.         Сборник тестов-заданий для оценки уровня одаренности учащихся в техническом творчестве // Под ред. И.Д.Чепель. – М.:Б.и., 1992.
  5.         Колмогорцева Т.А. Педагогический мониторинг как механизм управления качеством образования // Дополнительное образование, 2003, № 7, с. 17
  6.         Астраханцева С.В. Педагогический мониторинг в УДОД как управленческая проблема // Дополнительное образование, 2007, № 2, с. 13