Проектная деятельность
При совместном воспитании мальчиков и девочек очень важной педагогической задачей является преодоление разобщенности между ними и организация совместных игр и других видов детской деятельности, в процессе которых дети могли бы действовать сообща, но в соответствии с гендерными особенностями.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Развитие общей культуры ребенка через гендерное воспитание. | 54 КБ |
razvitie_obshchey_kultury_rebenka.ppt | 2.04 МБ |
Предварительный просмотр:
Развитие общей культуры ребенка
через гендерное воспитание.
Период дошкольного детства – это период, в процессе которого педагоги и родители должны понять ребенка и помочь раскрыть те уникальные возможности, которые даны ему своим полом, если мы хотим воспитать мужчин и женщин, а не бесполых существ, растерявших преимущества своего пола.
( 2Слайд)Формы и методы работы с детьми, применяемые в детском саду, чаще всего рассчитаны на девочек. При этом воспитывают и девочек и мальчиков чаще всего женщины: дома – мама или бабушка, а в детском саду – женщины-воспитатели. В результате для многих мальчиков гендерная устойчивость формируется без участия мужчин. Кроме того, педагог женщина, естественно, не располагает детским опытом переживаний, с которыми сталкиваются мальчики дошкольного возраста при общении с взрослыми и детьми. Поэтому при общении с мальчиками многие воспитатели руководствуются лишь представлениями о том, что если это мальчик, то, следовательно, он является воплощением воли, силы, выносливости, В результате этого совсем не мужественные, а в силу индивидуальных особенностей скорее боязливые, слабые физически и очень ранимые мальчики систематически подвергаются со стороны взрослых травмирующему воздействию. (3слайд)В связи с этим важен дифференцированный подход к девочкам и мальчикам как при общении с ними, так и при организации различных видов деятельности на занятиях и в повседневной жизни:
- при обучении важно учитывать, что девочки нуждаются в стимулах, построенных на основе слухового восприятия.
- мальчики плохо воспринимают объяснение воспитателя на слух и для них предпочтительнее использовать визуальные средства, построенные на зрительном восприятии.
- при организации занятий рисованием, лепкой и аппликацией важно помнить о том, что кисть руки мальчика в своем развитии отстает на 1,5 года от кисти руки девочки.
(4слайд)при оценке поведения детей и результатов их деятельности (рисунка, лепки, аппликации и т.д.) необходимо помнить, что девочки крайне чувствительны к интонациям, форме оценки, ее публичности. Для девочек важно, чтобы ими восхищались в присутствии других детей, родителей и т.п.
- для мальчика наиболее значимым является указание на то, что он добился результата именно в этом: научился здороваться, чистить зубы и т.д. Каждый приобретенный навык, результат положительно сказывается на его личностном росте, позволяет гордиться собой и стремиться к новым достижениям. Но именно мальчики, добившись результата и получив радость, готовы повторять одно и то же несколько раз.
- мальчики очень любят дружеские потасовки, что не является проявлением агрессии, а является положительным эмоциональным фоном. Взрослые не всегда правильно понимают потребность мальчиков в этих потасовках и резко прерывают их, лишая детей радости, которую они при этом испытывают.
-особенно заметны различия девочек и мальчиков в игровой деятельности. Игры девочек тихие, спокойные и как правило на семейно-бытовые темы. Шумные, наполненные движением игры мальчиков вызывают раздражение у взрослых. В результате мальчики бывают лишены истинно «мужских игр», что отрицательно сказывается на их личностном развитии.
(5слайд)При совместном воспитании мальчиков и девочек оченьважной педагогической задачей является преодоление разобщенности между ними и организация совместных игр и других видов детской деятельности, в процессе которых дети могли бы действовать сообща, но в соответствии с гендерными особенностями.
(6слайд ) Я работаю в группах, где мальчиков в 2 раза больше. Поэтому гендерное воспитание мальчиков является приоритетным. Для мальчиков на всех этапах формирования гендерной устойчивости требуются дополнительные усилия, без которых развитие автоматически идет по женскому типу. Учитывая эти особенности мальчиков, мною была выбрана тема рыцарства для воспитания мужских качеств и благородного отношения к женщине.
(7слайд) Общепризнан факт, что создание духовного и предметного пространства обеспечивает развитие личности ребенка как девочки, так и мальчика, является источником индивидуальных знаний, удовлетворения интересов и получения социального опыта. Предметно-пространственная среда не только обеспечивает разные виды активности дошкольников (физическая, игровая, умственная и т.д.), но и является основой его самостоятельной деятельности с учетом гендерных особенностей и интересов. Роль взрослого состоит в том, чтобы открыть перед мальчиками и девочками весь спектр возможностей среды и направить их усилия на использование отдельных ее элементов с учетом гендерных и индивидуальных особенностей и потребностей каждого ребенка. Однако в детских садах отмечается дисбаланс предметной среды в сторону преобладания «девчоночных» материалов и пособий, т.к. это ближе женщине-воспитателю и они создают ощущение безопасности, в отличие от игрушек, с которыми любят играть мальчики. Потому создание полоролевой предметной среды является важной частью работы.
(8слайд)Полоразвивающую предметную среду составляют:
- мини-центры, содержащие материалы, необходимые для выполнения мужских и женских домашних дел: для мальчиков- «мастерские», для девочек- уголок «маленькая хозяйка»
(9слайд)- куклы-мальчики и куклы- девочки со всеми необходимыми атрибутами и аксессуарами, позволяющими выполнять различные социальные роли:
кукла-мастер, кукла-отец, кукла-джентльмен…
кукла-мать, кукла-хозяйка, кукла-леди…
- схемы действий, отражающие культурные эталоны поведения представителей мужского и женского пола, сюжетные картинки, показывающие смелые, добрые поступки, заботливость, силу ит.д.
- уголок красоты, где ребенок может привести себя в порядок;
(10слайд)- материалы, которые могут потребоваться мальчикам для игры «Мастерская» (проволока, детали от часов и других приборов, отвертки…)
девочкам для игры «Ателье» (лоскутки, нитки, куклы, в том числе картонные, журналы мод…)
- мини-центр этикета(костюмы, шляпы, галстуки, музыкальные игрушки и т.д.), для организации игр «Театр», «Званый обед», «Концерт», «Знакомство» и т.п., в ходе которых ребенок изучает способы мужского и женского поведения в различных ситуациях.
(11слайд) Значимое условие формирования позитивной половой идентичности – сюжетно-ролевая игра – ведущая деятельность детей дошкольного возраста. Сюжетная игра не требует от ребенка значимых поступков, здесь все «как будто», «понарошку», но именно игра позволяет закрепить гендерные стереотипы, заложить основы эмоционально положительного отношения к будущей социальной роли мужчины и ли женщины, папы или мамы. (12 слайд)
(13слайд)Тема «Богатыри », над которой я работала с детками группы «Семицветик», позволяет решить педагогические задачи в комплексе, интегрировано, с учетом направлений развития дошкольников. Вся работа условно была разделена на два этапа:
(14слайд)- Богатыри средних веков
(15слайд)- - Богатыри наших дней
Как и всегда, работа начиналась с подбора литературы, которой оказалось не так уж и много, (16слайд)рассматривания иллюстраций, создания проблемных ситуаций. Проводились беседы с детьми на темы:
- Кто такие богатыри ?
- Богатырские турниры.
- Кодекс чести богатырей.
- Отношение богатыря к даме своего сердца и т.д.
(17слайд) Много внимания уделяла развитию мелкой моторики. Для этого использовала обводки и раскраски с богатырями и девицами . Из мелкой мозаики выкладывали богатыря , (18слайд) лепили из пластилина, клеили рваную аппликацию, из деревянных пазлов строили замок,
Для развития грамматически правильной речи и активизации словаря проводила игры:
(19слайд) «Мяч бросай, какой богатырь называй»
«Мяч передавай, что умеет делать называй.»
«Закончи предложение: «Если бы я был богатырём …»
«Скажи наоборот»: (добрый - злой, храбрый - трус…)
«Посчитай от 1 до 5» (шлем, меч, замок, башня…)
«Один – много» (рыцарь, конь, копье…)
(20слайд) Социализацию и адаптацию детей начинала с игр- тренингов: «Комплимент», «Волшебная труба», «Море», «Хвасталки», «Круг вежливых слов». Проводила упражнения: «Снежный ком из ласковых имен», «Чем мы похожи», «Я хорошая девочка (хороший мальчик)», «Черты личности мальчика и девочки» и другие.
(21слайд) Трудовые поручения и хорошие поступки детей в группе отмечались сердечками, которые накапливались в течении недели и прикреплялись на «Ромашке добрых дел». В пятницу дети получали небольшие поощрения(медали ). У детей эта игра вызвала большой интерес.
Для развития художественно –эстетического направления использовала в работе тему «Русские богатыри». Читали сказки и былины, рассматривали картину «Три богатыря», смотрели мультфильмы.
(22слайд )Очень важно и то, что с помощью этой темы в интересной и мотивированной форме можно развивать физическую активность и укреплять здоровье детей. Это и зарядка для «богатырей», подвижные игры «Самый сильный и ловкий», «Кто быстрее», «Меткий глаз». И, конечно же, организованная деятельность детей в физкультурном зале.
(23слайд ) Результатом проведенной работы считаю развитие личностных, интеллектуальных и физических качеств детей, а так же формирование позитивной полоролевой идентичности и усвоение правил этикета.
(24слайд ) Спасибо за внимание.