Разработки уроков
Разработки уроков биологии
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Строение и жизнедеятельность бактерий, 6 класс | 23.91 КБ |
Строение и жизнедеятельность бактерий, презентация | 1.77 МБ |
Опорно-двигательная система, 8 класс | 20.06 КБ |
Группы крови, переливание, свертывание, 8 класс | 25.25 КБ |
Биология - наука о жизни, 9 класс | 18.83 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Строение и жизнедеятельность бактерий. Роль бактерий в природе и жизни человека. Болезнетворные бактерии
Цель: познакомить с бактериями, показать особенности их строения, питания, размножения и распространения, многообразие форм; познакомить с цианобактериями, выявить отличительные черты бактерий от растений; показать значение бактерий в природе и жизни человека; познакомить со способами применения бактерий в сельском хозяйстве и промышленности; сформировать знания о бактериях – возбудителях болезней, о мерах профилактики инфекционных заболеваний
Планируемые результаты освоения материала: Распознавать и описывать по рисунку строение бактериальной клетки. Выделять отличительные особенности бактерий. Объяснять, что бактерии живые организмы. Сравнивать строение бактериальной и растительной клетки.
Тип урока: изучение нового материала.
Оборудование: слайды презентации
Ход урока
Организационный момент
Активизация знаний учащихся:
Опрос: по теме «Ткани»
Актуализация:
? Вспомните все, что вы знаете о бактериях? – ответы учащихся
Изучение нового материала
СЛАЙД 1 Тема урока: Строение и жизнедеятельность бактерий. Роль бактерий в природе и жизни человека. Болезнетворные бактерии.
СЛАЙД 2 Запись в тетрадь:
Бактерии – микроскопические одноклеточные организмы.
Распространение бактерий:
- нет места на Земле, где бы их не было (льды – 83 ºС, горячие источники - +85-90 ºС, почва, вода, воздух)
- условия жизни разнообразны (аэробы, анаэробы)
СЛАЙД 3 Запись в тетрадь:
Форма бактерий:
- Кокки - шаровидные
- Бациллы – палочковидные
- Вибрионы – изогнутые (в виде запятой)
- Спириллы – спиралевидные
Часто образуют скопления в виде цепочек, групп, кленок.
Неподвижные, подвижные (могут иметь один или несколько жгутиков) формы.
Некоторые двигаются за счет изгибания тела.
СЛАЙД 4 Запись в тетрадь, зарисовка
Строение бактериальной клетки: СМ. рис.14 стр. 29
Строение бактерий (в сравнении с растительной клеткой):
Бактерии | Растительные клетки | |
Слизистая капсула | + | - |
Клеточная стенка (оболочка) | Из муреина | Из целлюлозы |
Цитоплазматическая мембрана | + | + |
цитоплазма | + | + |
Ядро | - | + |
Наследственный материал | Кольцевая ДНК | Линейные ДНК (хромосомы) |
Вакуоль | Много мелких | Большая |
Жгутики | У подвижных форм | У некоторых одноклеточных водорослей |
СЛАЙД 5 Запись в тетрадь:
Прокариоты - одноклеточные живые организмы, не обладающие оформленным клеточным ядром
СЛАЙД 6 Большинство бактерий питаются готовыми органическими веществами
Запись в тетрадь:
Способы питания бактерий
Автотрофы – создают органические вещества из неорганических (цианобактерии или сине-зеленые, хемобактерии)
Гетеротрофы – питаются готовыми органическими веществами
- Сапрофиты – питаются мертвой органикой (бактерии гниения, почвенные)
- Паразиты (нахлебники) – питаются за счет живых организмов (болезнетворные бактерии)
- Симбионты – взаимовыгодное существование с другими организмами (клубеньковые бактерии)
СЛАЙД 7 Запись в тетрадь:
Размножение бактерий происходит путем деления и при помощи спор.
Деление происходит каждые 20-30 мин. За 5 суток из одной бактерии может образоваться масса, которая покроет всю Землю.
Но этого не происходит. Почему? (погибают при неблагоприятных условиях – влажность, солнечный свет, температура)
СЛАЙД 8 При неблагоприятных условиях (недостаток пищи, влаги, температуры) – образуют споры.
Цитоплазма сжимается, отходит от оболочки, округляется и образует внутри новую оболочку – более плотную.
В таком виде бактерии могут сохраняться очень долго даже при неблагоприятных условиях очень много лет – сотни и тысячи (гробницы).
Разлетаются, распространяются споры на огромные расстояния.
При попадании в благоприятные условия – спора прорастает - бактерия.
Запись в тетрадь:
Спора - особый тип клеток бактерий с плотной оболочкой, служащий для пережидания неблагоприятных условий.
СЛАЙД 9 Запись в тетрадь:
Роль бактерий в природе и жизни человека:
Бактерии – важнейшее звено в круговороте веществ в природе.
Растения создают сложные органические вещества в процессе фотосинтеза.
Эти вещества возвращаются в почве. Бактерии разлагают эти сложные вещества на простые, которые снова используют растения – это …? Круговорот веществ в природе.
- Бактерии гниения и разложения – сапрофиты – разлагают сложные органические вещества, превращая их в перегной.
- Почвенные бактерии – превращают перегной в минеральные в-ва, которые поглощают растения.
- Клубеньковые бактерии – азотофиксирующие бактерии, живущие в симбиозе с растениями. Поселяются в клетках растений, образуют утолщения – клубеньки. Бактерии растению – азот, растение бактериям – углеводы.
- Молочнокислые бактерии. Используются в промышленности. Сбраживают молоко в простоквашу, сливки – в сметану.
Для консервации продуктов – создают условия, непригодные для жизни бактерий. ?Какие?
- Болезнетворные бактерии – паразиты. Поселяются в организме хозяев (человека, животных, растений), вызывают заболевания, которые могут перерастать в эпидемии – чума.
У растений – гниение, пятнистость листьев, увядание (см. рис. 16, стр. 34)
СЛАЙД 10 Как же не заразиться болезнями, вызываемыми бактериями? – ответы детей
Запись в тетрадь:
Меры предупреждения заболеваний:
- Контроль за пищей и водой
- Фильтрование, хлорирование, озонирование
- Прием лекарств
- Проветривание помещений
- Дезинфекция
- Солнечный свет
- Прививки
Закрепление: фронтальный опрос
- Бактерии – это………
1)многоклеточные организмы 2)одноклеточные организмы
- В клетках бактерий……..
1) имеется ядро 2) нет ядра
- Споры бактерий образуются……..
1) при половом размножении 2) при неблагоприятных условиях
- Бактерии размножаются…….
1) половым путем 2) простым делением
- Сапрофиты – это организмы….
- питающиеся отмершими остатками или выделениями других организмов
- питающиеся веществами из тела других живых организмов
- Паразиты – это организмы…
1) питающиеся отмершими остатками или выделениями других организмов
2)питающиеся веществами из тела других живых организмов
- Большинство болезней человека возникает из-за того,что….
- бактерии поселяются и паразитируют в организме.
- У человека поднимается температура
- Человек заражается болезнью, если…
- не соблюдает правил гигиены
- моет руки, обливается холодной водой, делает зарядку.
ВЫБЕРИТЕ НОМЕРА С ПРАВИЛЬНЫМИ СУЖДЕНИЯМИ – (на правильное суждение – хлопок)
- Бактерии – одноклеточные организмы.
- Бактерии встречаются всюду.
- Многие бактерии благодаря наличию жгутиков подвижны.
- Все бактерии имеют форму палочек.
- У бактерий отсутствует ядро.
- Большинство видов бактерий питаются готовыми органическими веществами.
- Все бактерии- паразиты растений, животных, грибов. человека.
- Бактерии имеют плотную оболочку.
- Бактерии могут жить только во влажной среде.
- Солнечный свет благоприятен для жизни бактерий.
- Все бактерии при неблагоприятных условиях образуют спору.
- Все бактерии не могут жить без доступа кислорода
- Капусту можно квасить благодаря жизнедеятельности молочнокислых бактерий.
- Молочнокислые бактерии создают среду, неблагоприятную для жизни гнилостных бактерий.
- Природе и хозяйственной деятельности гнилостные бактерии наносят только вред.
- Сахар, поваренная соль, уксус угнетают деятельность гнилостных бактерий.
- Без бактерий в природе не происходило бы разложение растительных и животных остатков и превращение их в неорганические вещества.
- Некоторые виды бактерий используются для накопления в почве солей азота.
- При благоприятных условиях деление бактерий происходит каждые сутки.
- Туберкулез у человека и животных – бактериальное заболевание.
- Бактерии – первые живые организмы, появившие на Земле.
- Гнойничковые заболевания кожи вызываются бактериями.
СЛАЙД 11 Домашнее задание: стр. 28-35, ответить на вопросы устно, зарисовать строение бактериальной клетки
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Бактерии – микроскопические одноклеточные организмы .
Форма бактерий: Кокки - шаровидные , бациллы – палочковидные, вибрионы – изогнутые (в виде запятой), спириллы – спиралевидные.
Строение бактериальной клетки: 1. Оболочка – сохранять форму 2 .Цитоплазма 3. Включения 4. Жгутики 5. Ядерное вещество распределено по цитоплазме. Ядро не сформировано
Прокариоты - одноклеточные живые организмы , не обладающие оформленным клеточным ядром
Питание: Сапрофиты – питаются готовыми органическими веществами из отмерших организмов или выделений живых организмов (бактерии гниения) Паразиты – питаются органическими веществами живых организмов (болезнетворные бактерии – животных, человека, растений). Автотрофы - создают орг. вещества из неорганических (сине-зеленые или цианобактерии )
Размножение путем деления
Спора - особый тип клеток бактерий с плотной оболочкой, служащий для пережидания неблагоприятных условий.
Роль бактерий в природе и жизни человека: Бактерии гниения и разложения – сапрофиты – разлагают сложные органические вещества, превращая их в перегной. Почвенные – превращают перегной в минеральные в-ва Клубеньковые – бактерии , живущие в симбиозе с растениями. Молочнокислые. Болезнетворные – паразиты
Меры предупреждения заболеваний: Контроль за пищей и водой Фильтрование, хлорирование, озонирование Прием лекарств Проветривание помещений Дезинфекция Солнечный свет Прививки
Домашнее задание: стр. 28-35, ответить на вопросы устно, зарисовать строение бактериальной клетки
Предварительный просмотр:
Тема: Опорно-двигательная система: скелет человека, его приспособление к прямохождению и трудовой деятельности.
Цель: познакомить учащихся со строением и функциями отделов скелета человека: головы, туловища, верхних и нижних конечностей; показать сходство в строении скелета млекопитающих и человека; раскрыть особенности строения скелета человека, связанные с прямохождением, трудовой деятельностью, мышлением и речью
Планируемые результаты освоения материала: называть особенности строения скелета головы и туловища человека; характеризовать особенности строения человека, обусловленные прямохождением и трудовой деятельностью, развитием мозга и речи.
Тип урока: изучение нового материала.
Оборудование: модель скелета
Ход урока
Организационный момент
Активизация знаний учащихся:
- Что составляет опрорно-двигательную систему человека? Как она еще называется? (костно-мышечная)
- Какие функции выполняет опорно-двигательная система человек? (опора, движение, защита)
- Строение кости?
- Работа в парах: Найдите соответствие:
1) Нормальная кость 2) Декальцинированная кость 3) Прокаленная кость | А) Без минеральных веществ Б) Без органических веществ В) органические вещества + минеральные вещества Г) хрупкая Д) твердая, прочная, упругая Е) мягкая, упругая |
Ответ: (1 В, Д 2 А, Е 3 Б, Г)
Актуализация:
Демонстрация модели скелета
?Глядя на скелет человека, можете ли вы выделить приспособления для прямохождения и трудовой деятельности? - ответы учащихся
Особенности строения скелета человека, связанны с прямохождением и трудовой деятельностью. Человека характеризует вертикальное положение тела, опирающегося только на нижние конечности. Позвоночник взрослого человека имеет изгибы. Во время быстрых, резких движений изгибы пружинят и смягчают толчки. У млекопитающих животных, которые опираются на четыре конечности, позвоночник таких изгибов не имеет.
Грудная клетка человека в связи с прямохождением расширена в стороны. У млекопитающих животных она сжата с боков.
Одна из самых характерных черт скелета человека - это строение руки, ставшей органом труда. Кости пальцев подвижны. Самый подвижный, большой палец, хорошо развитый у человека, располагается напротив всех остальных, что важно для различных видов работы - от колки дров, требующей сильных размашистых движений, до сборки ручных часов, которая связана с тонкими и точными движениями пальцев.
В связи с вертикальным положением тела человека пояс его нижних конечностей очень широк и имеет вид чаши. Он служит опорой для внутренних органов брюшной полости. У млекопитающих животных таз значительно уже, чем у человека.
Массивные кости нижних конечностей человека толще и прочнее костей рук, так как ноги несут на себе всю тяжесть тела. Сводчатая стопа человека при ходьбе, беге, прыжках пружинит, смягчает толчки.
В скелете головы человека мозговой отдел черепа преобладает над лицевым. Это связано с большим развитием головного мозга человека.
Изучение нового материала
Тема урока: Опорно-двигательная система: скелет человека, его приспособление к прямохождению и трудовой деятельности.
Демонстрация на модели скелета и запись в тетрадь
Скелет – совокупность костей, хрящей и укрепляющих их связок.
Осевой скелет (череп и осевой скелет)
- Череп:
- Мозговой отдел:
Непарные кости:
Лобная, затылочная
Парные кости:
Теменные, височные
- Лицевой отдел:
Непарные
Нижняя челюсть – подвижная
Верхняя челюсть – неподвижная
Парные: Носовая кость, скуловая кость
- Скелет туловища:
- Позвоночник (5 отделов):
Шейный (7 позвонков)
Грудной (12 позвонков)
Поясничный (5 позвонков)
Крестцовый (5 сросшихся позвонков)
Кобчик (4-5 сросшихся позвонков);
- Грудная клетка:
Ребра 12 пар (прикреплены к позвонкам грудного отдела) 10 пар с помощью хрящей прикрепляются к грудине, 2 пары – свободные.
Добавочный скелет (состоит из костей поясов конечностей и свободных конечностей):
- Плечевой пояс: 2 лопатки, 2 ключицы
- Верхние конечности:
плечевые кости
лучевые кости
локтевые кости
кости запястья
кости пястья
фаланги пальцев;
- Пояс нижних конечностей: тазовые кости тесно сочлененные с крестцом
- Нижние конечности:
Бедренная кость
Большая берцовая кость
Малая берцовая кость
Кости предплюсны
Кости плюсны
Фаланги пальцев
Отделы позвоночника всех млекопитающих одинаковы.
Строение позвонка: задний отросток, тело позвонка и дуга - образуют позвоночный канал, боковые отростки. (СМ. стр. 53, рис. 22)
Между позвонками находятся межпозвоночные хрящевые диски.
?Каково значение межпозвоночных дисков? – ответы учащихся
Череп прикрепляется к первому позвонку позвоночнику при помощи двух мыщелков, благодаря чему, можем поднимать и опускать голову (СМ. стр. 54, рис. 24)
У первого позвонка нет тела – приросло ко второму – образует зуб, вокруг которого вращается первый шейный позвонок вместе с головой, когда крутим головой.
От спинного мозга зуб отделен связкой, которая очень непрочна.
Закрепление:
- Какие части скелета относятся к осевому скелету, какие к добавочному?
- Почему голому младенца необходимо поддерживать?
Рефлексия:
Домашнее задание: стр. 50-59 (до типов соединения костей), вопросы
Предварительный просмотр:
Тема: Группы крови, переливание крови. Свёртывание крови
Цель: познакомить учащихся с сущностью биологического процесса свертывания крови, ролью витамина К и кальция в свертывании
Планируемые результаты освоения материала: Характеризовать сущность биологического процесса свертывания крови; роль кальция и витамина К. строение и функции крови. Знать свою группу крови, резус-фактор. Анализ крови, малокровие, кроветворение.
Тип урока: изучение нового материала.
Характеристика деятельности уч-ся: Сам. работа с учебником, составление схемы
Виды контроля, измерители: индивидуальный, фронтальный опрос.
Оборудование: таблицы: «Кровь», «Группы крови»
Ход урока
Организационный момент
Активизация знаний учащихся:
- Почему клеткам для процессов жизнедеятельности необходима внутренняя жидкая среда?
- Из каких компонентов состоит внутренняя среда организма? Как они связаны между собой?
- Какие функции выполняет кровь, тканевая жидкость и лимфа?
- Что такое лимфатические узлы, их роль? Покажите на себе, где они расположены?
- В чем проявляется взаимосвязь строения эритроцита с его функцией?
- Функции лейкоцитов?
?Почему, когда мы порежемся, кровь останавливается, свертывается, образуется «болячка»? – ответы учеников
В крови есть специальные клетки, которые отвечают за свертывание крови.
Изучение нового материала
Тема нашего урока «Группы крови, переливание крови. Свёртывание крови»
Запись в тетрадь:
Тромбоциты (кровяные пластинки) - принимают участие в свертывании крови.
Травма – кровь выходит из сосуда – тромбоциты разрушаются – выделяют ферменты – кровь сворачивается
Запись на доске и в тетрадь СХЕМЫ свертывания крови:
СХЕМА свертывания крови: ферменты тромбоцита + О2 + соли кальция + витамин К + растворимый белок фибриноген = нити фибрина (нерастворимый белок) – образуется сетка, которая задерживает клетки крови – образуется сгусток
Если нет каких-то элементов – кровь сворачиваться не будет.
?Как вы думаете, а при переливании крови, почему она не сворачивается? - ответы учеников
?Какой элемент крови легче всего удалить, что бы она не свернулась? – ответы учеников
Легче всего из крови удалить соли кальция.
При анализе крови определяют не только кол-во гемоглобина, но и концентрацию сахара, солей , скорость оседания эритроцитов.
СОЭ(скорость оседания эритроцитов) в норме – мужчины – 2-10 мм/ч, женщины – 2 -15 мм/ ч. При наличии воспалительных процессов СОЭ увеличивается.
Снижение нормы гемоглобина может стать сигналом о том, что у человека – болезнь – малокровие – анемия.
?Чем грозит анемия – уменьшение кол-ва эритроцитов? - ответы учеников -недостаток кислорода.
Белок гемоглобин содержится в эритроцитах.
?Где образуются эритроциты? – ответы учеников - в красном костном мозге.
Если костный мозг не работает – не образуются эритроциты – болезнь – операция по пересадке костного мозга.
- В красном костном мозге образуются и лейкоциты и тромбоциты. Дозревают в лимфатических узлах и тимусе (вилочковой железе).
- Продолжительность жизни эритроцитов – 4 мес.
- Лейкоцитов – от нескольких часов до 3 -5 суток
- Тромбоцитов – 5 -7 суток
- Количество крови в организме человека 5-6 литров. Потеря ~ 70% (3,5 л) грозит смертью человеку
?Какое есть средство от смерти от потери крови? – ответы учеников - переливание крови.
Идея о вливании крови в кровеносные сосуды родилась в 17 веке после открытия Гарвеем закона кровообращения.
Сначала пытались использовать кровь животных. Обескровленному умирающему юноше влили кровь ягненка. Вливание чужеродной крови вызвало тяжелую реакцию, однако, юноша выздоровел.
Стали проделывать подобные опыты с кровью животных, больные погибали.
В конце 18 века было доказано, что для переливания крови человеку надо использовать только кровь человека.
Первое в мире переливание крови человеку от человека – в 1919 г. В Англии.
Однако, выяснили, что и это не всегда безопасно. Некоторые пациенты гибли.
?Почему? ответы учеников.
На эти вопросы ответили в начале 20 века ученые К. Ландштейнер и я. Янский.
Они установили, что по биологическим свойствам крови люди делятся на 4 группы.
Запись в тетрадь:
Люди, дающие кровь – доноры, получающие кровь – реципиенты.
Когда кровь донора и реципиента не совпадает по группе, то эритроциты склеиваются, собираясь в кучки, или разрушаются при попадании в плазму или сыворотку крови другой группы. Это приводит к гибели больного.
В крови каждого человека есть антигены, которые принимают эритроциты крови другой группы, как инородные тела, которые необходимо уничтожить.
Самостоятельная работа с учебником.
Прочитайте раздел «Переливание крови» на стр. 97, выпишите группы крови в два столбика и, покажите стрелочками, какую группу в какую можно переливать.
Проверяем, записывая правильную схему на доске:
ДОНОР РЕЦИПИЕНТ
I I
II II
III III
IV IV
В течение всей жизни группа крови не меняется.
?Кто знает свою группу крови? - ответы учеников
?Какие группы можно вам переливать? - ответы учеников
?Кому вы можете стать донором? - ответы учеников
У многих людей в эритроцитах есть белок, который получил название – резус-фактор. Обозначается буквами Rh+
Впервые был обнаружен у макак-резус, отсюда и название.
Rh+ - кровь, имеющая этот белок в эритроцитах
Rh- - кровь, не имеющая в эритроцитах этого белка
Если человеку с резус-отрицательной кровью влить резус-положительную, то в организме начнется выработка антител против этого белка.
Если повторно перелить такую кровь – начнется резус-конфликт – смерть.
Резус-конфликт может произойти и в случае, когда мать резус-отрицательна, отец – резус-положителен.
Если плод получится резус-положительным, то в организме матери начнут вырабатываться антитела, разрушающие положительный резус-белок. Если беременность первая и антител не много – родится нормальный ребенок
При повторной беременности – произойдет резус-конфликт, разрушение эритроцитов ребенка – гибель плода или болезнь плода.
Поэтому, сразу после рождения делают анализ на наличие антител к резус-фактору и, если он есть, новорожденному делают обменное переливание.
Закрепление:
- Почему нельзя беспрепятственно переливать кровь от одного человека другому?
- Какие группы крови имеются у человека и как их можно переливать?
- Почему возникает резус-конфликт?
Рефлексия:
Домашнее задание: стр. 97 - 99, вопросы после параграфа устно
Предварительный просмотр:
Биология как наука. Роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей.
Цель: Познакомить учащихся с задачами и содержанием школьного курса «Основы общей биологии»; сформировать у учащихся четкое представление о современных проблемах общей биологии.
Планируемые результаты освоения материала: Дать определение термину биология, приводить примеры интеграции биологических наук, объяснять роль биологии в обществе.
Оборудование: слайды презентации
Ход урока
Организационный момент
Знакомство с организацией учебных занятий по курсу «Основы общей биологии» (Введение в общую биологию и «экологию», знакомство со структурой учебника и правилами работы с ним):
- Курс «Основы общей биологии» позволит вам продолжить изучение биологии – науки о жизни, освоить ее новые более сложные ступени и понятия.
- Учебник биологии содержит введение и 10 глав, которые разделены на 3 раздела:
- «Уровни организации живой природы», где вы узнаете о том, что живая природа состоит из нескольких взаимосвязанных частей разного уровня от молекулярного и клеточного до экосистемного и биосферного
- «Эволюция органического мира» повествует о многообразии животных и растений и как возникло это разнообразие жизни
- «Основы экологии» познакомят вас ближе с наукой об окружающей среде «экологией» с некоторыми проблемами современной экологии.
- В каждой главе учебник по нескольку параграфов. В начале каждого параграфа обозначены основные вопросы, описанные в параграфе, после параграфа – основные понятия, которые вы должны освоить и вопросы, на которые должны уметь ответить.
- После изучения каждой из 10 глав будут проводиться письменные итоговые проверки знаний по усвоению материала, а также промежуточные письменные срезы и опросы.
Актуализация:
Биологию, вернее ее разделы, вы изучаете уже давно.
?Опираясь на изученное ранее, что такое биология? – ответы учеников
Попробуем составить синквейн о биологии.
Правила составления синквейна:
5 строк:
1 – понятие (1 слово);
2 – прилагательные (2 слова)
3 – глаголы (3 слова)
4 - предложение (состоит из 4 слов)
5 – существительное (одно слово)
Прилагательные и глаголы должны раскрывать понятие, а предложение – иметь смысловой характер.
ПРИМЕР на слове БАБОЧКА
1 – бабочка
2 – яркая, легкая
3 – летает, порхает, сверкает
4 – красотой удивляет наш глаз
5 – насекомое
?Теперь самостоятельно придумайте синквейн со словом «биология»?
(работа учащихся)
(опрос учащихся)
ПРИМЕР УЧИТЕЛЯ:
1 – биология
2 – интересная, значимая
3 –открывает, изучает, экспериментирует
4 – помогает понять живую природу
5 - наука
Изучение нового материала:
Тема урока: «Биология как наука. Роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей»
Запись в тетрадь:
Биология – наука о жизни.
Название ее образовано путем сочетания двух греческих слов «БИОС» - жизнь и «логос» - слово, учение или наука.
Биология – одна из древнейших наук. Еще в наши самые древние доисторические предки (?каких вы помните?), занимаясь, охотой, собирательством, затем выращивая растения и одомашнивая животных, можно сказать, что сами того не понимая, начали развитие науки «биология».
?Каким образом? – ответы учащихся
Записываем в тетрадь:
Сам термин «биология» для ее обозначения был принят в 1797 году немецким профессором Т. Рузом. Но общепринятым этот термин стал только после того, как его стал употреблять в своих работах в 1802 г. Ж.Б. Ламарк.
Биология изучает проявление жизнедеятельности всех живых организмов.
?Примеры организмов? – ответы учащихся
В зависимости от предмета изучения биологию подразделяют на отдельные науки, характеризующиеся высочайшей специализацией и одновременно тесным их взаимодействием.
Мир бактерий и вирусов изучает – микробиология, строение и жизнедеятельность растений - ???? (ботаника), сведения о животных собирает и систематизирует - ???? (зоология), грибы изучат - ???? (микология), строение человека - ???? (анатомия), происхождение человека ??? (антропология).
Кроме того эти специализированные биологические науки, также можно специализировать. Например, ботаника, также делится на отдельные науки.
?Самостоятельно на стр. 4 учебника находим разделы ботаники, генетики?
(Ботаника: микология – наука о грибах, бриология – о мхах, альгология – о водорослях, палеобиология – остатки древних растений. Генетика: общая и молекулярная, растений, животных, микроорганизмов, человека, популяционная генетика)
Выявление и объяснение общих свойств и многообразия живых организмов – задача общей биологии.
Записываем в тетрадь:
Предмет изучения общей биологии - эволюционное учение, представление о развитии органического мира, основы общей экологии и учения о биосфере, цитология, гистология, закономерности индивидуального развития организмов, основы генетики и селекции.
К изучению всего этого мы и приступим в этом учебном году.
В самых разных областях биологии все большее значение приобретают пограничные дисциплины, связывающие биологию с другими науками – физикой, химией, кибернетикой. Так возникли биофизика – (?что изучает?), биохимия, биокибернетика, радиобиология, космическая биология и пр.
Биологические знания могут быть использованы в практических целях и даже использоваться вами.
?Где применяется знания о биологии в промышленности и вами лично?
(медицина, фармокология, биотехнология (антибиотики, витамины, гормоны), сельское хозяйство, техника, строительство…)
Таким образом…
Записываем в тетрадь: Биология – комплексная наука, сформировавшаяся в результате дифференциации и интеграции разных научных дисциплин.
Закрепление:
- Как вы думаете. Какова роль биологии в современном обществе, какова роль биологических знаний в нашей жизни?
- Для решения каких глобальных задач человечества необходимы знания биологии?
- Считаете ли вы, что биологическая грамотность необходима каждому человеку? Почему?
Рефлексия:
Домашнее задание: стр. 4-5, вопросы после параграфа устно