Театрализованная деятельность в детском саду
Театр для детей, родителей, педагогов
«Волшебный край!» - так когда-то назвал театр великий русский поэт А. С. Пушкин.
Анализ литературы показывает, что первые театральные постановки специально для детей возникли в семье. С развитием системы общественного дошкольного воспитания театр прочно вошел в жизнь детей дошкольного возраста.
Театрализованная игра входит в мир дошкольника уже с первой младшей группы. Малышей привлекают яркие игрушки, новые костюмы, музыкальные инструменты. Они знакомятся с веселыми зайчатами, которые любят петь, с лягушонком Квасей, рассказывающим стихи. В ответ на выступления игрушек-артистов дети дарят им свои первые танцы и песни. В результате такого общения у детей формируется эмоциональная отзывчивость на ролевое поведение.
Образные представления, эмоции и речь малышей развивают небольшие сценки-диалоги: «Козлик Бубенчик и его друзья», «Лесенка», «Утята-шалуны» Т. Караманенко, показанные взрослыми при помощи настольного и кукольного театра.
Дети второй младшей группы начинают постепенно овладевать ролевыми умениями. У них формируется интерес к театрально-игровой деятельности. Дети обыгрывают сюжеты потешек, прибауток, небольших стихов, учатся передавать мимикой, позой, жестом, движением знакомые игровые образы: козлят в сказке «Волк и семеро козлят», котят на весеннем празднике, зверей в сказке «Теремок».
Для накопления театральных впечатлений детей большую роль играет театр взрослых. С большим удовольствием смотрят малыши сказки «Под грибком» В. Сутеева, «Упрямые козлики» Т. Караманенко, кукольные спектакли «Пых», «Рукавичка», «Петрушка у ребят» Т. Караманенко. На праздниках встречаются с озорным Петрушкой, Снегурочкой, Матрешкой, лесными зверями. Эти роли исполняют для них ребята старших групп.
В играх-драматизациях детей средней группы с каждым разом все полнее раскрывается творческая индивидуальность каждого ребенка. Ребята учатся разыгрывать несложные представления по знакомым литературным сюжетам: «Лисичка со скалочкой», «Рукавичка», «Бычок – смоляной бочок». Используют при передачи образа выразительные средства (интонацию, мимику, жесты), придумывают продолжение истории, меняют сюжет.
У детей старшей и подготовительной группы появляются большие возможности для раскрытия творческого потенциала в театрализованной игре. Они более самостоятельны в выборе ролей, тематики игры, в инсценировании сюжета. Под руководством педагога дети разыгрывают в лицах литературные произведения: «Цыпленок», «Ушки-неслушки», «Зайчик и лиса», «Котик и козлик», «Колосок». Действуют с куклами театра марионеток и других видов театров: плоскостного, настольного, пальчикового и т. п. Показывают свои представления малышам и родителям.
Особое значение для развития детей имеет выступление со сцены в какой-нибудь роли. «Я - артист! Я - артистка!» От сознания этого трепет и волнение охватывают маленького человека, когда он выходит на сцену, потому что роль артиста для большинства детей чрезвычайно привлекательна. В первую очередь это связано с тем, что театрализованную деятельность сопровождает атмосфера праздника. Она вносит разнообразие в жизнь ребенка, дарит ему радость.
Для того чтобы создать на сцене тот или иной образ, ребенок вначале представляет себе своего героя. Возможность пофантазировать чрезвычайно привлекательна для ребенка и имеет большое значение для развития его художественных способностей. Ученые считают, что, приобретая активный характер, воссоздающее воображение ребенка - дошкольника в состоянии достаточно полно и точно воспроизводить окружающую его действительность. А благодаря яркости, легкости и быстроте, присущей детскому воображению, добиваться в своем творчестве оригинальных решений.
Особое место театрализованная деятельность занимает в эмоциональном развитии ребенка. Дети старшего дошкольного возраста по выражению лица, позе, жестам уже могут понять эмоциональные состояния других людей. По внешним признакам они могут распознавать гнев, удивление, радость, спокойствие и устанавливать связь между разными эмоциями и соответствующими событиями, которые их вызывают. Кроме того, дети начинают осознавать, что одни и те же события, поступки, действия могут восприниматься людьми по-разному и вызывать разное настроение. Это позволяет в работе с детьми в театрализованной деятельности значительно расширить палитру средств выразительности для передачи того или иного образа.
Не менее важным для ребенка старшего дошкольного возраста является коллективный характер театрализованной деятельности. Участвуя в спектакле, ребенок обменивается информацией и учится координировать функции, что способствует созданию общности детей, взаимодействию и сотрудничеству между ними.
С появлением у детей самооценки становится возможным распределение их по ролям. И хотя у старших дошкольников самооценка бывает завышена, ребенок теперь в состоянии более критично отнестись к своим действиям и сделать соответствующие выводы. Если же случается, что у отдельных детей стремление сохранить превосходство порождает чувство раздражения, недоброжелательство, зависть к товарищам, которые выполняют главную роль, то взрослые контролируют ситуацию.
К ребенку с завышенной самооценкой предъявляются повышенные требования. Тактично и доброжелательно отмечаются недостатки в выполнении тех или иных действий, ставятся новые сложные задачи. Такая перестройка сознания ребенка происходит болезненно и является серьезной проблемой для педагогов и родителей. Вместе с тем своевременное решение её в детском саду позволяет избежать определенных трудностей в школе, когда ученик на любое замечание взрослых или плохую отметку реагирует озлобленностью, грубостью и нервными срывами.
Ребенка с пониженной самооценкой, не уверенного в себе и своих возможностях, наоборот, постоянно подбадривают, помогают работать не только над ролью, но и над собой. Предлагается ребёнку в домашних условиях порадовать окружающих своими успехами, исполнив понравившуюся ему роль.
В бесхитростном искусстве детского театра дошкольники получают возможность удовлетворения потребности в творческом самовыражении, инициативности, самостоятельности и воплощении художественного замысла. Всем детям, независимо от их способностей, предоставляются равные возможности для участия в инсценировках и создаются условия для реализации художественного образа.
Содержание театрализованной деятельности расширяется за счет постановки спектаклей по собственному замыслу дошкольников. Для того чтобы дети полноценно развивались в театрализованной деятельности, в семье и дошкольном учреждении решаются следующие задачи.
В семье
- Поддерживать интерес ребенка к театрализованной деятельности. Родителям стараться постоянно присутствовать на детских спектаклях и быть активными участниками представлений.
- Регулярно обсуждать с ребенком вначале особенности той роли, которую ему предстоит играть в спектакле, а после спектакля - полученный результат. Отмечать достижения и определять пути дальнейшего совершенствования деятельности ребенка.
- Предлагать ребенку в домашних условиях порадовать окружающих своими достижениями, исполнив понравившуюся ему роль.
- Рассказывать в присутствии ребенка другим людям (родственникам, знакомым) о достижениях своего малыша, о том, как он прекрасно справился со своей ролью.
- Рассказывать об опыте собственной художественной деятельности, о будущих и настоящих впечатлениях, полученных в результате просмотра спектакля, кинофильма и т. п.
- Постепенно вырабатывать у ребенка понимание театрального искусства, специфическое «театральное восприятие», основанное на общении «живого артиста» и «живого зрителя».
- По желанию ребенка создавать дома условия для театрализованных экспромтов, помогать разыгрывать действия понравившейся сказки, стихотворения.
- По мере возможности организовывать посещение театров или в домашних условиях просматривать видеозаписи театральных постановок.
В дошкольном образовательном учреждении
- Вызывать интерес к театрализованной деятельности и желание выступать вместе с коллективом сверстников.
- Побуждать детей к импровизации с использованием доступных каждому ребенку средств выразительности (мимики, жестов, движений и т. п.).
- Сохраняя непосредственность и живость детского восприятия, деликатно и тактично помогать детям в создании выразительных образов.
- Способствовать тому, чтобы знания ребенка о жизни, его желания и интересы естественно вплетались в содержание театрализованной деятельности.
- Учить детей согласовывать свои действия с действиями партнера (слушать не перебивая; говорить, обращаясь к партнеру), выполнять
- Вызывать желание исполнять небольшие монологи и более развернутые диалоги. Побуждать по ходу инсценировки произносить небольшие предложения и фразы от лица какого-нибудь персонажа.
- В доступной форме знакомить детей с историей театра марионеток и театра теней.
- Научить детей управлению простейшей куклой - марионеткой с применением разнообразных движений (поворота туловища, ходьбы), побуждать согласовывать свои действия с действиями партнеров по ходу спектакля и не заслонять других участников.
- Сохранять творческий характер театрализованной деятельности, побуждать детей с помощью жестов, мимики. Движений стремиться к созданию целостного художественного образа.
- Побуждать детей к разыгрыванию темы или сюжета в форме двигательной импровизации. Развивать двигательное воображение.
Сценарии театрализованных представлений
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
snegurochka-opera.doc | 48.5 КБ |
delo_bylo_v_lesu.docx | 29.16 КБ |
Предварительный просмотр:
«СНЕГУРОЧКА»
Весенняя музыкальная сказка к 8 марта
Действующие лица:
Снегурочка
Лель
Дед
Баба
Снежная Баба
Красны девицы и Добры молодцы
Звучит музыка. В зал входит ведущая.
Ведущая: Милые женщины!
Пусть первый подснежник
Подарит Вам нежность!
Весеннее солнце подарит тепло!
А мартовский ветер подарит надежду,
И счастье, и радость, и только добро!
А ваши дети в преддверии праздника приготовили вам подарок – музыкальную сказку «Снегурочка».
Пролог
Под р.н.мелодию вбегают в зал девочка и мальчик.
Девочка: Как у наших у ворот
Стоит ряженый народ!
Мальчик: А ребята удалые
В те ворота расписные
Все торопятся, бегут
Да забавы всем несут!
Под фонограмму песни «Во саду ли, в огороде» из репертуара Н. Кадышевой дети «змейкой» проходят по залу и останавливаются у центральной стены полукругом.
Картина 1
Зима. Домик с заснеженной крышей. Вдали лес. На сцене -все кроме Бабы и Деда.
Солисты (поют)
Мы расскажем сказку, мы её споём.
Жили-были Дед и Бабушка вдвоём.
Хор.
Ой, лёли-лёли-лёли-лёли-лель!
Жили-были Дед и Бабушка вдвоём.
Солисты.
Вот однажды на озябший на лужок
Выпал белый да густой снежок.
Хор.
Ой, лёли-лёли-лёли-лёли-лель!
Выпал свежий да густой снежок
1-й ребёнок.
Да такой хороший молодой снежок,
Что пошли ребята на тот на лужок.
2-й ребёнок.
Вот слепили первый пребольшущий ком.
Глядь - второй уже стоит на нём.
Вот морковка, уголёчек-глаз...
Все (вместе). Аи да баба выросла у нас!
Выходит Снежная Баба, пританцовывает.
Дети поют «Песнь о снежной бабе» (приложение 3)
-Дед и Баба смотрят в окно избушки.
3-й ребёнок.
Деда, бабушка! Что смотрите в окно?
Уж слепили б себе доченьку давно!
Дед (Бабе).
Правда, жёнушка, пора тоску забыть...
Пойдём снежную красавицу лепить!
Дети на время загораживают Деда и Бабу, чтобы выход Снегурочки был не замечен зрителями.
Баба.
Наведи-ка брови чёрным угольком
Да натри-ка щёки докрасна снежком!
Дед.
Сделай косы из пушинок из седых,
А глаза — из льдинок светло-голубых!
Дед и Баба (вместе).
Ой! Красавица вздохнула, ожила,
Тонкой бровью удивлённо повела!
Снегурочка (медленно ступая вперёд).
Я зимою, я зимою рождена!
Я из снега, я из снега создана!
Мои косы из пушинок из седых,
А глаза мои из льдинок голубых.
Дед и Баба (поют на музыку приложения 2).
Не одни теперь на свете заживём,
Дочку ласково Снегуркой наречём!
Хор.
Ой, лёли-лёли-лёли-лёли-лель,
Дочку ласково Снегуркой наречём!
Дед и Баба (вместе).
Ты расти, расти, Снегурка, в добрый час,
Будь послушной, дочка, ласковой у нас!
Хор.
Ой, лёли-лёли-лёли-лёли-лель,
Будь послушной, дочка, ласковой у нас!
Под музыку дети проходят на стульчики.
Картина 2
Ведущая: Вот живут они теперь втроём...
Ну и мы заглянем в этот дом!
Звучит свирельный наигрыш. Занавес открывается. На сцене - печь, лавка, стол. Дед шьёт сапоги, Баба любуется лентами, Снегурочка подметает пол, берёт ведро и выходит.
Баба. Хорошо-то как... (Деду.) Всё трудишься, всё шьёшь?
Дед. Да и ты, гляжу, в делах не отстаёшь!
Баба. А Снегурка убрала всё, подмела,
Взяла вёдра, за водицею пошла!
Дед подходит к Бабе. В руках у него сапожки и молоток.
Дед. Ну-ка, жёнушка, чуть-чуть мне подсоби (Баба держит сапог, Дед прибивает).
Сделал я для дочки чудо-сапоги.
Баба. Побежала наша дочка за водой.
Я сейчас её покличу, Дед, постой! (В кулису)
Эй, Снегурочка, домой скорей иди!
На обновку, на сапожки погляди!
Входит Снегурочка, ставит на лавку вёдра.
Дед. Да и матушка всю ночку не спала,
В косы ленточки атласные плела,
Да связала тебе варежки, платок. (Даёт их Снегурочке)
Баба. Сделал батюшка нарядный кожушок.
Снегурочка (с поклоном). Вам спасибо я сердечное скажу!
И для вас одних спою я и спляшу!
Звучит первая песня Снегурочки (приложение 4)
Дед и Баба пританцовывают вместе со Снегурочкой. Занавес закрывается.
Картина 3
Ведущая: Вот идут с весною солнечные дни...
Пенье птиц, тепло несут они...
Занавес открывается. Звучат фонограммы птичьих трелей, свирельный наигрыш. На сцене - цветы, берёза. По сцене в разных направлениях парами гуляют девочки. Мальчики собрались у берёзы. Лель сидит на пеньке, «играет» на дудочке.
Мальчик.
У околицы солнце клонится,
У берёзки мы собрались.
Взялись за руки красны девицы
И по полюшку разбрелись.
1-я девочка. А что-то не веселится мне...
2-я девочка. И мне не тешится!
2-й мальчик. Да чего ж не хватает вам?
3-я девочка. Тепла, весны!
Лель. А не позвать ли нам весну-красну?
Девочки. И то верно!
Лель выходит на передний план, «играя» на дудочке. Группа детей встаёт за ним, поёт закличку (приложение5)
3-я девочка.
Кулик, кулик, из-за моря
Лети, лети в чисто поле!
Неси, неси по воле
Весну-красну в подоле!
Дети в разных частях сцены кричат: «Ау!». Затем играют в музыкальную игру «Ау!» (приложение 6).
4-я девочка.
Жавороночки, жавороночки!
Прилетайте к нам!
Принесите нам лето красное,
Унесите зиму холодную!
Нам холодная зима наскучила,
Руки-ноги отморозила!
3-й мальчик.
Апрель-дружок, приди на лужок!
Приди на лужок, растопи снежок!
Взгляни, как свежа под ногами трава,
И выпусти жаворонка из рукава!
Звучат птичьи трели.
Лель.
Красны девицы, добры молодцы!
Начинайте пляс у околицы!
Здесь - гармошки звон да трещотки трель.
Веселись, пляши да встречай апрель!
Дети исполняют песню-хоровод«Вот уж зимушка проходит»»
Ведущая:
Вот пришли с весною солнечные дни...
А Снегурка под берёзою в тени.
Песню ласково берёзоньке поёт,
Собирает всех подружек в хоровод.
Звучит вторая песня Снегурочки.
Девочки водят хоровод (приложение 8).
1-я девочка из хоровода.
Полно, Снегурочка, слёзы лить!
Пойдём венки вить да хороводы водить! (Тянет её за собой.)
2-я девочка из хоровода.
Полно по зиме тосковать!
Пойдём в игры играть да жениха выбирать! (Тянет Снегурочку в другую сторону.)
Дети на сцене перестраиваются в две группы.
Ребёнок 1-й группы (зажигательно).
Как у нашего соседа весела была беседа!
Ребёнок 2-й группы. А у нас на весь двор - ещё лучше разговор!
Дети (выбегают с разных сторон с шумовыми инструментами, повторяя на них ритмический рисунок потешки).
Утки в дудки,
Кошки в ложки,
Тараканы в барабаны,
Чайки в балалайки,
Кукушки в колотушки,
А весёлые скворцы заиграли в бубенцы!
Все (вместе). Играют, играют, всех потешают!
Исполняется песня «Ах, вы, сени»
Девочка. Наигрались? Так пошли гулять гурьбой!
Мальчик. И Снегурочку давай возьмём с собой.
2-я девочка. Через садик, через поле в лес пойдём,
Там костёр из тонких веток разведём.
Звучит музыка, на сцене полумрак, дети «разводят костёр».
3-я девочка. Ах, как сердце замирает и поёт!
Нас огонь, как мотыльков, к себе зовёт! (Прыгает)
4-я девочка. Ох, как хочется и мне в игру играть,
Через пламя, разбежавшись, пролетать! (Прыгает)
5-я девочка. Ах, как весело, подружка, догоняй!
Да веночек Леля в пламя не роняй! (Прыгает?)
6-я девочка (Снегурочке). Ты боишься, что ли, прыгать? Говори! (Девочки смеются.)
Снегурочка (подходя к костру и загораживаясь руками от огня).
Не боюсь я... Посмотрите... Раз, два, три!
Снегурочка прыгает и «исчезает».
Дети (поднимая головы вверх). Ах!
Звучит наигрыш свирели из пролога.
Ведущая: И подпрыгнула Снегурочка тогда...
И растаяла, исчезла навсегда!
Над костром остался чуть заметный след,
И Снегурочки на свете больше нет.
Только в небе тихо облачко плывёт,
Только сказка на земле о ней живёт.
Эпилог
На «поклон» можно спеть песню «Сказка - это наша жизнь» (приложение 9)-
Предварительный просмотр:
Дело было в лесу
Музыкальная сказка для детей
Музыка и либретто Л. Олифировой
Действующие лица:
Коза
7 козлят
Волк
Лиса
Кукушка
Деревья (2елочки, березка)
Звучит увертюра (приложение 1).
Кукушка.
Там, где речка-баловница
По камням течёт-струится,
Там, где лес густой шумит,
Дом бревенчатый стоит.
Подойду-ка я к окошку
И послушаю немножко...
Тишина... Все крепко спят.
Лес баюкает козлят.
Исполняется музыка «Утро»
Лес просыпается. Появляются кукушка и лиса» (приложение 2).
Лес. Шу-шу-шу-шу,
Ой, что знаю, что скажу:
Стала модницей коза,
Красит губы и глаза,
Носит новые сапожки,
Носит с камушком серёжки,
Сшила новый сарафан,
Чтоб понравиться всем нам.
Ха-ха-ха-ха-ха-ха-ха-ха...
Шу-шу-шу-шу,
Ой, что знаю, что скажу:
Серый волк здесь пробегал,
По секрету мне сказал,
Что сегодня всех подряд
Переловит он козлят.
Зубы точит, точит, точит,
Съесть их хочет, хочет, хочет.
Ой, беда, ой, беда, ой, беда, ой, беда...
Шу-шу-шу-шу,
Ой, что знаю, что скажу:
Пробегала здесь лисичка,
Напевала по привычке.
Её песенка простая
И чудесная такая.
Я её всем вам бы спела,
Да запомнить не сумела... Ля-ля-ля-ля-ля-ля-ля-ля-ля...
Звучит музыка «Мама-коза просыпается и собирается на работу» (приложение 3).
Коза. Козлятушки, пора вставать!
Исполняется музыка «Козлята и мама-коза» (приложение 4).
Коза.
Милые мои козлята,
На работу я спешу,
Каша здесь, капуста рядом,
Ешьте, очень вас прошу!
Козлята.
Не волнуйся, всё съедим,
Мы одни здесь посидим.
Коза. Ох, волнуюсь я за вас, Слёзы капают из глаз.
Исполняется «Прощание козы с козлятами» (приложение 5)
(поют) Коза: До свиданья, мои детки, до свиданья,
Постараюсь поскорее к вам прийти.
Козлята: До свиданья, наша мама, до свиданья,
Будем ждать тебя, скорее приходи.
Коза: Если в дверь к вам постучат каблуком…
Козлята: Значит мама вновь вернулась в наш дом.
Коза: Если в дверь вам постучат кулаком…
Козлята: Значит волк ворваться хочет в наш дом.
Коза: Ах, вы, милые козлятушки,
Мои бедные ребятушки!
Коза уходит, козлята машут ей вслед.
1-й козлёнок. Жаль, что мама в лес ушла!
2-й козлёнок. У неё свои дела.
3-й козлёнок. Целый день опять без мамы!
4-й козлёнок. Ну не хнычь, не будь упрямым!
5-й козлёнок. В дом, козлята! Дверь закроем...
Козлята (все). И такое там устроим!
Исполняется танец козлят
1-я ёлка. Слышишь, ёлка?
2-я ёлка. Слышу, слышу.
Ёлки (вместе). Эй, козлята, тише, тише!
Смех ваш глупый прекратите,
Тихо в домике сидите.
Исполняется «Песня волка» (приложение 7).
Волк (поёт). Тук-тук-тук, тук-тук-тук,
Отворите, я ваш друг.
Попросила ваша мать
Вам корзину передать.
В ней брусника, земляника,
Свежий мёд душистый!
Эй, козлята, эй, ребята,
Открывайте быстро!
1-й козлёнок. Ой, как хочется клубники,
Мёда, сладкой земляники.
2-й козлёнок. Нет, козлятам волк не друг!
Что за гости утром вдруг!
Козлята (вместе). Прочь от наших дверей,
Уходи в лес скорей!
Волк. Ну, козлятушки, смотрите,
Волка не перехитрите. (Уходит.)
Исполняется песня кукушки (приложение 8).
Кукушка (поёт). Ку-ку, ку-ку, ку-ку-ку, ку-ку-ку!
Лесное время девять часов!
Сейчас лисичка к вам придет,
Учить вас музыке начнёт.
Исполняется «Песенка лисы» (приложение9).
Лиса (поёт).
По тропинке лесной я бежала,
Любовалась, как жизнь хороша.
Солнце ласково в небе сияло,
И моя улыбалась душа.
Попробуйте так же, как я...
Козлята (поют). Ля-ля.
Лиса (поёт). Начать новый день с ноты «ля»...
Козлята (поют). Ля-ля. Лиса (поёт).
С хорошей улыбки, с мелодии скрипки,
Попробуйте так же, как я!
Лиса и козлята (поют).
С хорошей улыбки, с мелодии скрипки,
Попробуйте так же, как я!
Козлята танцуют вместе с Лисой, затем подбегают к ней и обнимаются.
Лиса. Ну, хватит, хватит обниматься,
Пора за дело приниматься.
Садитесь дружно по местам,
А я вопросы вам задам.
Козлята садятся на колени в один ряд и открывают перед собой нотные тетрадки.
Лиса. Козлёнок До здесь?
1-й козлёнок (поёт). До здесь.
Лиса. Козлёнок Ре здесь?
2-й козлёнок (поёт). Ре здесь.
Лиса. Козлёнок Ми здесь?
3-й козлёнок (поёт). Ми здесь.
Лиса. Козлёнок Фа здесь?
4-й козлёнок (поёт). Фа здесь.
Лиса. Козлёнок Соль здесь?
5-й козлёнок (поёт). Соль здесь.
Лиса. Козлёнок Ля здесь?
6-й козлёнок (поёт). Ля здесь.
Лиса. Козлёнок Си здесь?
Козлята удивлённо переглядываются. Из домика с виноватым видом выходит заспанный козлёнок Си, робко идёт к Лисе.
Козлёнок.
Простите, что я на урок опоздал,
Тетрадку свою очень долго искал.
Лиса. Ай-яй-яй! Опять опаздываешь!
Садись на место.
А ну-ка, братья и сестрички,
Откройте первую страничку.
Знакома песня вам такая?
Козлята. Про козлика мы песню знаем!
Козлята встают, перепрыгивают через тетрадки и строятся в ряд перед Лисой. Исполняют русскую народную песню
«Жил-был у бабушки серенький козлик» (приложение 10)
Один козлёнок плачет после окончания песни.
Лиса. Почему ты плачешь?
Козлёнок. Козлика жалко!
Лиса. Гулял в лесу он без опаски.
О нём не плачь и вытри глазки! (Обращается ко всем козлятам.)
За что тот волк козлёнка скушал?
Козлята. За то, что бабушку не слушал.
Лиса. Молодцы! Урок окончен, детвора,
А вам обедать уж пора. (Уходит, козлята машут ей вслед.)
Один из козлят надевает поварскую шапочку и превращается в поварёнка.
Козлёнок-поварёнок. Всем козлятам - мыть копытца
И за стол скорей садиться!
Козлята бегут к импровизированному ручейку, моют копытца, берут ложки и садятся свободно на ковёр парами или по трое.
Исполняется музыка «Обед козлят» (приложение 11).
Козлята (поют).
Семеро, семеро, семеро козлят
Рядышком, рядышком, рядышком сидят.
Козлёнок-поварёнок.
Очень каша хороша,
Будем кушать не спеша.
Козлята.
Очень каша хороша,
Будем кушать не спеша.
(Черпают кашу ложками из чугуна, с которым поварёнок обходит всех козлят.)
Семеро, семеро, семеро козлят
Рядышком, рядышком, рядышком сидят.
Козлёнок-поварёнок. А сегодня на второе будет вам капуста.
Козлята. От капусты, от капусты в животе не пусто.
(Шуршат капустными листочками, сделанными из целлофана, вытаскивая их из бутафорского кочана.)
Козлёнок-поварёнок. А кочерыжка кому? (Показывает всем оставшуюся от кочана кочерыжку.)
Козлята. Никому, никому, только волку одному! (Поварёнок бросает её в кусты за домом, все козлята смеются.)
Козлята уходят в домик, задёргивают занавеску на окне. К окну осторожными шагами подходят ёлочки и вешают над окном табличку с надписью «Сон-час», прислушиваются, что творится в домике (приложение 12).
1-я ёлка. Слышишь, ёлка?
2-я ёлка. Слышу, слышу.
1-я ёлка. Эй, козлята, тише, тише.
2-я ёлка. Смех свой глупый прекратите,
Тихо в домике сидите. (Уходят.)
Появляется волк в бейсболке с надписью «Почта» и с сумкой через плечо, подкрадывается к воротам, встаёт около окошка, пытается заглянуть за занавеску (приложение 7 без пения).
Волк. У козляток тихий час...
Постучусь-ка к ним сейчас!
На стук в окошке появляется заспанный козлёнок.
Козлёнок. Кто там?
Волк. Почта! Здесь живёт семья Козловых?
Козлёнок. Здесь!
Волк. Все на месте, все здоровы? (Из-за домика выглядывают два козлёнка.)
Козлята. Все!
Волк. Вам, Козловы, телеграмма!
Козлята. Нам её прислала мама?
Волк. Нет, её бабуля шлёт,
Что в лесу одна живёт. (Показывает козлятам телеграмму)
Шлёт в придачу сто рублей,
Распишитесь поскорей.
Один из козлят подходит к волку, берёт телеграмму. Волк хватает его и тащит за собой в лес.
Остальные козлята просыпаются и выбегают из домика. Исполняется музыка «Волк ловит козлят) (приложение 13, такты 1-16). Далее на помощь козлёнку спешат берёзки, осинки, рябинки (приложение 13, такты 17-31).
Лес (поёт).
Шу-шу-шу-шу.
Ой, что знаю, что скажу:
Скоро будет здесь коза,
Волку выколет глаза,
Бить копытами начнёт,
В порошок его сотрёт.
Солнце ниже, ниже, ниже,
А коза всё ближе, ближе.
Ха-ха-ха-ха-ха-ха-ха-ха-ха.
Волк. Ой, позор мне, волку! Заблудился в ёлках!
Волк пробирается на четвереньках между берёзками, ёлками, осинками и прячется. Козлёнок бежит к братьям и сестрам.
Прилетает кукушка.
Исполняется музыка «Кукушка» (приложение 8).
Кукушка (поёт).
Ку-ку-ку-ку-ку-ку-ку-ку.
Лесное время 16 часов.
Через час, а может, раньше,
Ваша мамочка придёт,
Дом в порядок приведите,
А не то вам попадёт.
Козлята.
Помогите нам, берёзки,
Помогите нам, осинки,
Чтобы в доме не осталось
Ни пылинки, ни соринки.
Исполняется музыка «Поможем маме» (приложение 14).
Козлята (поют): 1. Поможем маме, поможем маме,
Займёмся мы сейчас домашними делами.
Поможем маме, поможем маме,
Ведь всё на свете мы умеем делать сами.
Припев: Умеем мы посуду чисто мыть,
И тесто можем быстро замесить,
Половички мы можем потрясти,
Пол веником туда-сюда мести.
2. Поможем маме, поможем маме.
Займёмся мы сейчас домашними делами.
Поможем маме, поможем маме,
Ведь всё на свете мы умеем делать сами.
Припев: А наша мама вечером придёт
И ни одной соринки не найдёт,
И не начнёт на кухне хлопотать,
Нам книжку она сможет почитать.
С окончанием песни козлята прячутся в домик Деревья занимают свои первоначальные места. Появляется коза с корзиной, в которой лежат молочные пакетики.
Исполняется «Песня козы» (приложение 15).
Коза: (поет) Вы козлятушки, вы ребятушки,
Ваша мамочка пришла,
Молочка вам принесла.
Отопритеся, отворитеся.
Ваша мамочка пришла,
Молочка вам принесла.
Козлята выходят из домика и бегут к козе.
Козлята. Ура! Мама пришла!
Коза. Вы, козлята, не скучали?
Козлята. Не-е-т.
Коза. Волку дверь не открывали?
Козлята. Не-е-е-т.
Коза. Какие вы умницы! Вот вам угощенье (раздаёт козлятам пакетики с молоком).
Исполняется музыка «Встреча козы и козлят» (приложение 16).
Козлята. Мама целый день для нас хлопочет,
Трудится она весь день.
Любим нашу маму очень-очень,
Помогать нам ей не лень.
Припев: Обойди весь белый свет,
Лучше нашей мамы нет,
Лучше нашей мамы нет!
Коза. Милые, послушные козлятки,
До чего ж я вас люблю.
Испеку я пирожок вам сладкий,
Песенку я вам спою.
Припев.
Козлята.Мамочка, ты лучше всех на свете,
Всех добрее и милей.
Чаще помогайте мамам, дети,
Чтобы им жилось светлей.
Припев.