Дополнительная j,общеобразовательная программа "Увлекательная математика"
Эта программа разработана на основе мтодических разработок, рекомендаций, пособий, развивающих и интеллектуальных игр. При составлении программы учитывались особенности детей дошкольного возраста, специфика возрастных особенностей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_uvlekatelnaya_matematika.docx | 44.04 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 154»
Утверждено приказом
МБДОУ «Детский сад № 154»
от 29.08.2015 г. № 219
Дополнительная
общеобразовательная программа «Увлекательная математика»
Составил
руководитель кружка
«Увлекательная математика»
Канакова Е.В.
Нижний Новгород
2015 г.
Пояснительная записка.
Дополнительная общеобразовательная программа «Увлекательная математика» разработана на основе методических разработок, рекомендаций, пособий, развивающих и интеллектуальных игр следующих авторов: Л.Г.Петерсон, Н.П. Холина «Раз - ступенька, два – ступенька», Я.Ф.Чекмарёв «Учимся считать», Г. Юдин «Заниматика», серия «Школа для дошколят», Л.Г. Петерсон, Е.Е. Кочемасова «Игралочка», А.З. Зак «Путешествие в сообразилию», Р.М. Хамидулина «Математика», Л.Н. Коротовских «Планы-конспекты занятий по развитию математических представлений у детей дошкольного возраста», М.В. Корепанова, С.А. Козлова «Моя математика», Б.П. Никитин «Ступеньки творчества или развивающие игры» и другие. При составлении программы учитывались особенности детей дошкольного возраста, специфика возрастных особенностей.
Форма реализации программы – комплекс игровых занятий с детьми младшего и среднего дошкольного возраста.
Программа носит вариативный характер.
Процесс обучения детей ориентирует на мотивацию к познанию и творчеству, к развитию мышления, воображения, внимания, памяти, расширяет кругозор и способствует самореализации ребенка в системе дополнительного образования детей, затрагивая не только интеллектуальную, но и эмоциональную сферу воспитанников.
Данная программа может быть успешно реализована при наличии необходимой материально-технической базы, заинтересованного отношения к данной образовательной деятельности как самого педагога, так и детей.
Актуальность, новизна, педагогическая целесообразность.
Актуальность программы состоит в том, что дошкольное воспитание и образование детей является важным звеном общей системы образования. Сочетание практической и игровой деятельности, решение проблемных ситуаций, доставляет ребятам удовольствие получить результат тех или иных математических действий, у детей возникает потребность овладеть определенными знаниями самостоятельно.
Педагогическая целесообразность состоит в том, что наиболее благоприятным периодом для начала приобщения детей к обучению является дошкольный возраст. Учебные умения и навыки детей развиваются тем быстрее, чем раньше начинается обучение каким – либо видам мыслительной деятельности.
У детей развиваются личностные качества, такие как терпение, усердие, сосредоточенность, самостоятельность, аккуратность, то есть происходит нравственное развитие.
Невозможно добиться высоких результатов, не приложив трудолюбия, терпения. Многократность отработки навыков и умений, повтор действий повышают качество усвоения образовательной программы. Дошкольники радуются и с большим желанием начинают заниматься, когда видят, как возрастают их силы и возможности. Конкретный результат вызывает чувство радости, удовлетворения. Задача педагога – в доступной форме дать начальные знания основ математической науки, раскрыть интеллектуальные возможности ребенка.
Воспитательный эффект занятий во многом зависит от того, как отобран и организован учебный материал.
Предлагаемые в программе виды деятельности являются целесообразными для детей дошкольного возраста, так как учтены психологические особенности дошкольника, уровень умений и навыков обучающихся, а содержание отображает познавательный интерес данного возраста.
Новизна программы заключается в организации процесса освоения образовательного материала:
- ключевые понятия вводятся через игровые задания и упражнения, поэтому внимание дошкольников опосредованно акцентируется на важных моментах, не снижая интереса к самому виду деятельности.
- Игровые упражнения помогают ребенку адаптироваться в учебном процессе.
- Обучающие игры – это вид деятельности, занимаясь которым дети учатся, это средство расширения, углубления и закрепления знаний.
Таким образом, дети включаются в ориентированную творческую интеллектуальную деятельность.
Отличительной особенностью данной образовательной программы является вариативность внедрения в систему образования: *как комплексная (входит в общий комплекс обучения, как неотъемлемая часть образовательной системы развития детей), *как интегрированная программа (взаимосвязана с другими видами детской деятельности: художественный труд, изо, развитие речи, и другие), *как отдельная программа обучения дошкольников элементарным математическим представлениям, которые являются базой обучения другим предметам.
Цель и задачи программы.
Цель программы: формирование устойчивого интереса детей к познавательной мыслительной деятельности, развитие мотивационной сферы и творческой активности.
Задачи:
1. Формирование мотивации учения, ориентированной на удовлетворение познавательных интересов, радость творчества.
2. Развитие и увеличение объема внимания и памяти, расширение сенсорного опыта.
3. Формирование приемов умственных действий (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, аналогия).
4. Развитие вариативного мышления, фантазии, творческих способностей
5. Развитие речи, умение аргументировать свои высказывания, строить простейшие умозаключения.
6. Выработка умения целенаправленно владеть волевыми усилиями, устанавливать правильные отношения со сверстниками и взрослыми, видеть себя глазами окружающих.
7. Формирование общеучебных умений и навыков (умение обдумывать и планировать свои действия, осуществлять решение в соответствии с заданными правилами, проверять результат своих действий и т. д.)
Принципы построения программы.
Программа построена на основе следующих принципов:
* Дифференцированного подхода.
Ведется совместная деятельность педагога и ребенка, основанная на началах сотрудничества.
Учитывается индивидуальность каждого ребенка.
Системность подхода к решению теоретических и практических вопросов различных составляющих дифференцированного обучения.
Обучение ведется последовательно «от простого к сложному»
*Учета возрастных особенностей.
Подбираются формы, методы, приемы соответственно возраста детей.
*Наглядности.
При обучении используется красочный демонстрационный и раздаточный материал.
*.Доступности и креативности.
Каждый ребенок подводится к самоанализу и самооценке.
Дети выполняют работы по принципу «делай как я», «посмотри на образец и сделай лучше и интереснее». При этом участие педагога обязательно.
*Целостного представления о мире.
При введении нового знания раскрывается его взаимосвязь с предметами и явлениями окружающего мира.
*Деятельности.
Новое знание вводится не в готовом виде, а через самостоятельное «открытие» его детьми.
*Вариативности.
У детей формируется умение осуществлять собственный выбор, и им систематически предоставляется возможность выбора.
На основе принципов построения программы определяются приемы и методы обучения и воспитания.
Методы
*Словесный (беседа, рассказ, сообщение, объяснение, диалог).
*Наблюдения (зарисовки, записи).
*Практическая работа (упражнения, зарисовки, карточки, планы-схемы).
*Наглядный (образцы, таблицы, схемы, раздаточный материал)
*Обучения успехом (поощрения, открытые занятия для родителей).
*Игровой (путешествия, конкурсы, соревнования, ролевые и дидактические игры и др.).
*Убеждения (пример, самоанализ, анализ практической деятельности).
Сроки реализации, объём программы
Программа предназначена для детей дошкольного возраста от 3 до 5 лет, рассчитана на два года обучения, 30 занятий в год.
Формы и режим занятий:
игра, конкурс, викторина, объяснение, практическое занятие, диалог.
Занятия проводятся 1 раз в неделю во второй половине дня в хорошо оборудованном помещении при наличии необходимого материала. Наполняемость группы от 10 до 15 человек.
Продолжительность занятий в младшей группе не более 10-15 минут, а в средней – не более15-20 минут.
Методическое обеспечение
* наглядный материал (таблицы, пособия, образцы),
* раздаточный материал, который постоянно пополняется и совершенствуется.
* сценарии, разработки, конспекты.
Материально – техническое обеспечение
- дидактический материал,
- школьная доска,
- раздаточный материал,
- мультимедийное оборудование.
Способы определения и фиксации результатов
В процессе реализации программы проводится педагогическое наблюдение за детьми, анкетирование родителей.
А также педагог отслеживает результаты детей с помощью ролевых и дидактических игр, творческих заданий, открытых занятий, ситуационных игр.
Подведение итогов реализации программы проводится в виде открытых занятий для родителей, тестовых заданий, анкетирования родителей, ролевых и дидактических игр обобщающего характера, заключительного праздника.
Ожидаемые результаты:
К концу обучения по программе «Увлекательная математика» основным результатом должно стать формирование у детей интереса к познанию, их продвижение в развитии познавательных процессов, внимания, памяти, речи, мыслительных операций.
Параллельно у детей формируются основные умения двух уровней:
Уровень А.
- Умение находить в окружающей обстановке много предметов и один предмет.
- Умение сравнивать группы предметов на основе составления пар, выражать словами, каких предметов больше (меньше), каких поровну.
- Умение считать в пределах пяти в прямом порядке.
- Умение сравнивать, опираясь на наглядность, рядом стоящие числа в пределах 5.
- Умение непосредственно сравнивать предметы по длине, ширине, высоте, раскладывать до 5 предметов в возрастающем порядке, выражать в речи соотношения между ними (шире – уже, длиннее _ короче и т. д.).
- Умение узнавать и называть квадрат, круг, треугольник.
- Умение называть части суток, устанавливать их последовательность.
- Умение определять направление движения от себя (направо, налево, вперед, назад, вверх, вниз).
- Умение показывать правую и левую руки, предметы, расположение справа и слева от неживого объекта.
Уровень Б.
- Умение выделять и выражать в речи признаки сходства и различия двух предметов по цвету, форме, размеру.
- Умение продолжить ряд из предметов или фигур с одним изменяющимся признаком.
- Умение в простейших случаях находить общий признак группы, состоящий из трех, четырех предметов, находить «лишний» предмет.
- Умение считать в пределах 8 в прямом порядке.
- Умение соотносить запись чисел от 1-8 с количеством и порядком предметов.
- Умение изображать графически «столько же» предметов, сколько в заданной группе, содержащей до пяти предметов.
- Умение сравнивать, опираясь на наглядность, рядом стоящие числа в пределах 8.
- Умение правильно устанавливать пространственно-временные отношения, ориентироваться по элементарному плану, находить последовательность событий и нарушение последовательности.
- Умение узнавать и называть квадрат, круг, треугольник, прямоугольник, куб, шар, находить в окружающей обстановке предметы, сходные по форме.
Тематическое планирование.
Первый год обучения.
Тема | Кол-во занятий | Листы Из альбома «Игралочка» |
Первое полугодие
Цвет | 4 | нет |
Оттенки цветов | 3 | нет |
Большой и маленький | 2 | нет |
Цвет и форма | 1 | нет |
Знакомство с понятиями «один» - «много» | 1 | ч.1, стр.1-2 |
Второе полугодие
Сравнение групп предметов по количеству на основе составления пар. Сохранение количества. | 4 | ч.1, стр.3-10 |
Представления о числе 1. Образование числа 2. Знакомство с цифрами 1 и 2. | 2 | ч.1, стр.11-14 |
Пространственные отношения: длиннее – короче. | 1 | ч.1, стр.15-16 |
Представления о круге и шаре, их распознавание. | 2 | ч.1, стр.17-20 |
Образование числа 3. Счет до трех. Знакомство с цифрой 3. Представления о треугольниках, их распознавание. | 3 | ч.1, стр.23-26 |
Пространственные отношения: на – над – под | 1 | ч.1, стр.27-28 |
Пространственные отношения: выше – ниже | 1 | ч.1, стр.29-30 |
Пространственные отношения: слева – справа – посередине | 1 | ч.1, стр.41-42 |
Повторение | 1 | ч.1, стр.43-44 |
Повторение чисел и цифр 1 – 3 | 1 | ч.1, стр.61-62 |
Повторение | 1 | ч.1, стр.63-64 |
Второй год обучения.
Тема | Кол-во занятий | Листы из альбома «Игралочка» |
Первое полугодие
Временные отношения: раньше – позже | 1 | ч.1, стр.31-32 |
Образование числа 4. Счет до четырех. Знакомство с цифрой 4. | 1 | ч.1, стр.33-34 |
Квадрат | 1 | ч.1, стр.35-36 |
Куб | 1 | ч.1, стр.37-38 |
Пространственные отношения: вверху – внизу | 1 | ч.1, стр.39-40 |
Пространственные отношения: шире – уже | 1 | ч.1, стр.21-22 |
Образование числа 5. Счет до пяти. Знакомство с цифрой 5. | 1 | ч.1, стр.43-44 |
Овал | 1 | ч.1, стр.51-52 |
Пространственные отношения: внутри – снаружи | 1 | ч.1, стр.45-46 |
Пространственные отношения: впереди – сзади – между | 1 | |
Пара | 1 | ч.1, стр.49-50 |
Прямоугольник | 1 | ч.1, стр.53-54 |
Второе полугодие
Числовой ряд | 1 | ч.1, стр.55-56 |
Ритм | 1 | ч.2, стр.7-8 |
Образование числа 6. Счет до шести. Знакомство с цифрой 6. | 1 | ч.2, стр.17-18 |
Порядковый счет | 1 | ч.2, стр.57-58 |
Сравнение по длине | 1 | ч.2, стр.21-22 |
Образование числа 7. Счет до семи. Знакомство с цифрой 7. | 1 | ч.2, стр.23-24 |
Числа 1-7 | 1 | ч.2, стр.25-26 |
Сравнение по толщине | 1 | ч.2, стр.27-28 |
План | 1 | ч.2, стр.5-6 |
Сравнение по высоте | 1 | ч.2, стр.31-32 |
Образование числа 8. Счет до восьми. Знакомство с цифрой 8. | 1 | ч.2, стр.29-30 |
Сравнение по длине, ширине и толщине | 1 | ч.2, стр.63-64 |
Цилиндр | 1 | ч.2, стр.9-10 |
Конус | 1 | ч.2, стр.11-12 |
Призма и пирамида | 1 | ч.2, стр.13-14 |
Геометрические тела | 1 | ч.2, стр.29-30 |
Вверху, внизу, слева, справа | 1 | нет |
Математические загадки | 1 | нет |
Содержание программы
Тема раздела: Количество и счет от 1 до 8.
Элементы содержания: формирование представлений о числах в пределах 8 на основе действий с конкретными предметными множествами. Название, последовательность, обозначение чисел 1 – 8. Сравнение предыдущего и последующего чисел. Столько же. Больше, меньше. Способы уравнивания. Счет предметов. Образование последующего числа путем прибавления единицы. Формирование умения соотносит цифру с количеством.
Практическая часть: дети учатся на основе предметов-заместителей (карточки с изображением реальных объектов, абстрактные заместители: фишки, фигуры, счетные палочки) замещать предметы заместителями (числами), отгадывать математические загадки.
Планируемый результат: формируется представление о количественных отношениях (поровну, больше, меньше), порядковом числе, следующем и предыдущем числе.
Характеристика деятельности детей: Умение читать, записывать и сравнивать числа от 1 до 8, обозначать количество предметов цифрами. Строить цепочки рассуждений.
Тема раздела: Величина, сравнение предметов по размеру и форме.
Элементы содержания: сравнение предметов по величине путем наложения, приложения, с помощью ощущений. Форма предметов: круглая, квадратная, треугольная.
Практическая часть: умение объединять и выделять предметы по заданным свойствам.
Планируемый результат: уметь сравнивать предметы по величине и форме, пользоваться понятиями: больше - меньше, шире - уже, длиннее - короче и так далее. Отличать формы круга, квадрата, треугольника, прямоугольника.
Характеристика деятельности детей: сравнивать особенности предметов и их функции. Понимать поставленную цель, отделять известное от неизвестного.
Тема раздела: Ознакомление с пространственными и временными отношениями.
Элементы содержания: Формирование пространственных представлений: на – над – под, слева – справа, вверху – внизу, снаружи – внутри, за – перед и др. Ориентировка в пространстве (вперед – назад, вверх – вниз, направо – налево т. д.)
Знакомство с временными отношениями: раньше – позже, вчера – сегодня – завтра. Установление последовательности событий. Части суток. Времена года.
Практическая часть: чтение плана пространства, определение своего места на плане, определять временные представления.
Планируемый результат: уметь рассуждать, находить причинно-следственные связи, вести диалог.
Характеристика деятельности детей: ориентироваться в пространстве «от себя», ориентироваться на собственном теле, ориентироваться в последовательности времен года и частей суток.
Тема раздела: Геометрические фигуры.
Элементы содержания: Формирование умения выделять в окружающей обстановке предметы одинаковой формы. Знакомство с геометрическими фигурами: квадрат, треугольник, прямоугольник, круг, шар, куб, цилиндр, конус, пирамида, призма (коробка).
Практическая часть: моделирование реальных и абстрактных объектов из геометрических фигур в виде аппликаций или рисунка: елочка, домик и т. д. (2-3 детали).
Планируемый результат: иметь представление о различении геометрических фигур, знать последовательность практических действий.
Характеристика деятельности детей: сравнивать количества элементов в геометрических фигурах.
Тема раздела: Развивающие и познавательные игры.
Элементы содержания: выделение признаков предмета, узнавание предмета по заданным признакам, классификация предметов и явлений, выделение лишнего предмета.
Практическая часть: понимать цель задания, выполнять задание вместе с педагогом по заданному образцу, умение рассуждать, выражать свои действия в речи, помогать друг другу, оценивать результат работы, исправлять допущенные ошибки.
Планируемый результат: объединять группы предметов в целое и выделять часть из целого.
Характеристика деятельности детей: владеть навыками коммуникативного отношения со сверстниками во время занятий.
Тема раздела: Обобщающие занятия.
Практическая часть:
считаем,
сравниваем,
ориентируемся в пространстве и во времени,
моделируем геометрические фигуры,
определяем словом положение предмета,
сравниваем предметы по размеру, длине, ширине, высоте.
Характеристика деятельности детей: осуществлять самоконтроль и корректировку хода работы и конечного результата, владеть навыками коммуникативного отношения со сверстниками во время занятий.
Литература
- Л. Г. Петерсон, Е. Е.Кочемасова «Игралочка», практический курс математики для дошкольников, методические рекомендации, издательство ЮВЕНТА, Москва, 2008. – 223с.
- Гайштут, А.Г. Увлекательная математика. [Учебное пособие] /А.Г. Гайштут. – М., Дом педагогики, 1996. – 64с.: ил.
3. Ерофеева, Т.И. Математика для дошкольников. [Текст] / Т.И. Ерофеева, Л.Н.Павлова, В.П. Новикова. – М., Просвещение, 1992. – 189с.
4. Жикалкина, Т.К. Математика. [Учебник-тетрадь] /М., Дрофа, 1998. – 63с.
5. Л. Г. Петерсон, Е. Е. Кочемасова «Игралочка», математика для детей 3-4 лет. Часть 1, [Рабочая тетрадь].
6. Л. Г. Петерсон, Е. Е. Кочемасова «Игралочка», математика для детей 4-5 лет. Часть 2, [ Рабочая тетрадь].
7. Жукова, О.С. Программа развития и обучения дошкольника. [Учебное пособие] / О.С. Жукова. – М., ОЛМА_ПРЕСС, 2002. – 64с.
8. Зак, А.З. Путешествие в сообразилию. Просвет. [Текст] / А.З.Зак. – М.,Перспектива, 1993. – 46с.
9. Зак, А.З. Путешествие в сообразилию. Дебют мыслителя. [Текст] / А.З.Зак. – М.,Перспектива, 1993. – 107с.
10. Касицина, М.А. Дошкольная математика. [Учебное пособие] М.А. Касицина, В.Д. Смирнова. – М., Просвещение, 1999. – 92с.
11. Корепанова, М.В. Моя математика для детей младшего и среднего дошкольного возраста. [Текст] /М.В. Корепанова, С.А. Козлов. – М., издательство Баласс, 2008. – 126с.
12. Кочурова, Е.Э. Готов ли ваш ребенок к изучению математики? [Учебное пособие] / Е.Э. Кочурова. – М., Эгмонт Россия Лтд, 2002. – 64с.
13. Михайлова, З.А. Игровые занимательные задачи для дошкольников. [Учебное пособие] / З.А.Михайлова. – М., Просвещение, 1990. – 48с.
14. Монтессори, Школа для малышей. [Учебное пособие] / Дом Монтессори. – М., Просвещение, 1992. – 74с.
15. Моро, М.И. Для тех, кто любит математику. [Текст] /М.И. Моро, С.И. Волкова. – М., Просвещение, 2000. – 96с.
16. Никитин, Б.П. Ступеньки творчества или развивающие игры. [Текст] / Б.П. Никитин. – М., Просвещение, 1991. – 159с.
17. Тихомирова, Л.Ф. Развитие логического мышления детей. [Текст] /Л.Ф. Тихомирова, А.В. Басов. – М., Перспектива, 1995. – 84с.
18. Чекмарев, Я.Ф. Учимся считать. [Учебное пособие] / Я.Ф. Чекмарев. – М., ЭКСМО - Пресс, 2001. – 88с.